Что входит в социальный мир в доу

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Учить детей называть членов своей семьи. Знать что в семье все заботятся и любят друг друга. Понимать роль взрослых и детей в семье. Вызывать у ребёнка радость и гордость что у него есть семья.

Материалы к занятию : Цветные карандаши, конверты с фотографиями мамы, папы, бабушки, дедушки, братьев, сестер, домики разноцветные с окошками, клей-карандаш.

Ход занятия : Воспитатель показывает трафареты домиков.

В: Ребята, что это?

В:Хотите в таком жить?

В: Выберете себе домик, который вам нравится и нарисуйте там себя (Дети рисуют схематично).

В: Хорошо вам в домике?

В:А не скучно жить одному? (Разные ответы детей)

В: Ребят, а кто вас дома будит утром, чтобы в д/с не опаздывать?

В: А вы маму свою любите?

В: А за что вы маму любите?

Д: Она покупает игрушки, готовит обед, стирает, читает сказки.

В: Значит мама у вас какая?

Д: Добрая, заботливая, любимая, красивая, ласковая.

В: А хотите чтобы мама поселилась в вашем домике?

Д: Да. (Дети поселяют маму – готовое фото)

В: Ребята, а кто в вашей семье чинит кран, технику, прибивает к стене полочку?

В: А вы папу любите?

В: Что он делает хорошего?

Д: Покупает продукты, катает на машине, учит ездить на велосипеде, играет в футбол.

В: Значит папа у вас какой?

Д:Добрый, умный, сильный.

В: Хотите поселить папу в свой домик.

Дети приклеивают фото.

В:Ребята, а у кого есть братик или сестричка? Вы их любите? Хотите поселить их в свой домик (Дети поселяют братьев, сестер, если такие есть в семье)

В: Ребята, а у кого в семье живет бабушка?

В:А вы бабушку любите?

Д: Она добрая, гуляет с нами забирает из садика, покупает игрушки, мороженое.

В: И бабушку поселите в свой домик? (приклеивают фото бабушки).

В: И дедушку любите?

В: А за что? И дедушку давайте поселим в домик.

В: Как хорошо теперь вам живется в своем домике! Не скучно. Все заботятся друг о друге, играют с детьми, любят друг друга. Хорошо, что у вас есть семь! Ребята, а вас любят в семье?

В: А как вы догадались что вас любят?

Д: Кушаю хорошо, слушаюсь маму и папу, люблю свою маму и папу, убираю игрушки.

В: Молодцы, значит вы тоже заботитесь о своей семье: слушаетесь, помогаете, убираете свои игрушки. Как хорошо, что у каждого человека есть своя дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба, любовь. И у наших пальчиков посмотрите дружная семья.

Давайте поиграем с семье пальчиков.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях :)

Также вас может заинтересовать

Комментарии

Анна Вячеславовна Громенюк

В целом, все очень достойно и хорошо. Большая работа, пригодится всем Хочется видеть больше и больше ваших работ. Мне очень понравился материал. Выставляйте разные работы на сайте. Благодарю за удовольствие наблюдать такую работу

Курсы повышения квалификации для педагогов дистанционно

Курсы профессиональной переподготовки педагогов

Современные авторские сказки

Войти на сайт

Войти через социальную сеть

Свидетельство участника образовательного сообщества

Скачайте документ бесплатно сразу после регистрации на сайте.

• Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям, умения понимать и передавать эмоциональное состояние, настроение, чувство в движении, мимике, пантомиме, танце, играх-драматизациях, рисовании;

• Воспитывать доброжелательное отношения к окружающим, основы культуры общения со взрослыми и детьми; побуждение детей к активному проявлению заботы, доброты, учитывая физическое и эмоциональное состояние людей;

• Формирование ценностных ориентаций, представлений детей о куль-туре поведения, общения, о человеке, его физических и эмоциональных состояниях, действиях, назначении органов чувств;

• Развитие представлений о самом себе, о своей семье, системе род-ственных отношений, чувства собственного достоинства, самоуваже-ния.

Различие эмоциональных состояний – радость, веселье, печаль, грусть, гнев. Связь эмоциональных состояний с действиями и речью.

Имя, фамилия, пол, возраст, мой организм (видимые части тела). Мои умения.

Взрослые и сверстники

Особенности внешности, прически, одежды, обуви, различие по полу (тетя, дядя, мальчик, девочка, поступки взрослых, забота о детях.

Усвоение знаний о структуре трудового процесса: постановка цели, ее мотивация, отбор материалов, инструментов в соответствии с их количе-ством, трудовые действия и представление результата соответственно цели. Усваивают обобщающее представления о разных видах труда и профессиях детского сада : няня, прачка, дворник, повар.

Формировать представления детей о городе, в котором они живут; дать представления о ближайшем окружении детского сада (школа, магазин, дома и т. д.); развивать познаватель-ные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду.

Формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, трол-лейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей (что приво-зит машина в детский сад); уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и элементарных правилах дорожного движения.

Во что я люблю играть.

Формировать представления дошкольни-ков об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал, их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина, о материалах из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами общения с металлическими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для детей.

Во что я люблю одеваться.

Формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др., ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; пока-зать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года; воспитывать береж-ное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Покажем медвежонку, как вести себя в гос-тях.

Развивать представления и практические умения культурного поведения.

Кошка и собака – наши соседи.

Учить детей понимать состояние и пове-дение животных; знать как обращаться с ними.

Формировать у детей представления о содер-жании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, мате-риал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических прибо-ров и бережном с ним обращении; воспиты-вать уважительное отношение к труду прачки.

Формировать представления детей о раз-ных ступенях развития человека (младе-нец, ребенок-дошкольник, взрослый чело-век); о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении те-ла, фигуры человека; развивать интерес к сверстникам, навыки обследования.

Наша дружная семья.

Формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоя-нии членов семьи, зависимость этого состо-яния от сложившейся ситуации; воспиты-вать любовь и уважение к своим родным.

Кто лечит нам зубы.

Формировать представление о профессии вра-ча-стоматолога, его обязанностях; воспитывать желание заботиться о здоровье своих зубов, бережное отношение с лекарствами.

Угостим воспитателя чаем.

Развивать у детей сопереживание, готов-ность оказывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в выборе предметов для удовлетворения потребно-стей.

Опасные ситуации контактов с незнакомы-ми людьми.

Предостеречь детей от контактов с незнако-мыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

Формировать у детей представления о продук-тах питания, их назначении, существенных признаках, ценности для здоровья; развивать умения обследовательских действий, умение определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь, вкусу, запаху.

Кто готовит нам еду?

Формировать у детей представления о тру-де повара, структуре трудового процесса приготовления пищи (винегрета) с помо-щью предметно-схематической модели, о бережном отношении со столовыми пред-метами (нож, вилка) и предметами быто-вой техники повара; познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчаю-щими труд повара; воспитывать уважение к труду повара.

Эмоциональное состояние (радость, грусть, злость и др.)

Формировать представления детей о раз-личных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким лю-дям.

Наш любимый детский сад.

Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, прачка, музы-кальный руководитель, инструктор по физиче-ской культуре, медсестра и др., о трудовых процессах, выполненных каждым из них, ору-диях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспи-тывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную по-мощь.

Закрепить у детей представление о пред-метах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Знай и выполняй правила уличного движе-ния.

Закрепить с детьми знания правил уличного движения, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разре-шающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя.

Водитель автобуса, троллейбуса.

Уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус); формиро-вать представления о профессии водителя, его действиях и обязанностях (старательно уха-живает за машиной, умело управляет, добро-совестно выполняет правила дорожного дви-жения, умеет перевозить пассажиров); дать представления о правилах дорожного движе-ния, поведения в общественном транспорте.

Формировать представления детей о раз-новидности посуды (чайная, кухонная, ее назначении, качествах и свойствах, мате-риалах для изготовления посуды (пласт-масса, стекло, керамика, металл, о связи материала с назначением посуды; воспи-тывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.

Сформировать представления о том, за что может отвечать человек 4-5 лет, какие пору-чения он может выполнять; развивать уме-ние оценивать выполненное действие; вос-питывать чувство ответственности за нача-тое дело.

Сформировать у детей представление о празд-нике Нового года, назначении елочных игру-шек; развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форму, величину, материалы, из которых они сделаны, их каче-ства и свойства, используя обследовательские действия; воспитывать бережное обращение с елочными игрушками и украшениями.

Зайчик и обезьянка.

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание помогать попавшим в беду; нахо-дить разные способы заботы и оказания помощи, выказывать готовность порадо-вать и поддержать других в трудной ситу-ации.

Люблю березку русскую.

Что мне нравится?

Формировать у детей представления о люби-мых блюдах, игрушках, состоянии погоды, те-лепередачах; развивать умение составлять описательный рассказ по картинке или пред-мету, передавать состояние погоды с помощью картинок-схем; воспитывать уважительное от-ношение к интересам и любимым предмета других детей и взрослых.

Во что я обуваюсь?

Сформировать у детей представления об обуви и ее необходимости для жизни че-ловека, ее назначении и функциях в зави-симости от времени года и погодных явле-ний; познакомить детей с историческим прошлым возникновения обуви; закрепить умение узнавать дерево, глину, кожу и определять их признаки (прочность, твер-дость, шершавость).

Музыка для кукол.

Формировать представления детей о про-фессии музыкального руководителя; разви-вать интерес к труду музыкального руково-дителя; обращать внимание на то, что вос-питатель и музыкальный руководитель ра-ботают вместе.

Бьется – не бьется.

Познакомить детей со свойствами стекла. Формировать обобщенное понятие стеклянная посуда. Проводить сравнительный анализ по-суды деревянной, стеклянной и металличе-ской. Развивать наблюдательность, творческий интерес, логическое мышление и память. Вос-питывать трудолюбие, партнерские отношения во время игры.

Почему Маша загрустила?

Пробудить эмоциональную отзывчивость, желание разобраться в трудной ситуации и оказать помощь; вызвать удовлетворение детей от совместного разрешения пробле-мы.

Познакомить детей с русским народным праздником – Зимние святки; традициями ряженья, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок - ве-личальных песенок хозяину и всей его се-мье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

Какая у меня есть мебель?

Формировать представления детей о мебели (кресла, диван, кровать, стол, стулья, шкаф и др.) , ее функциях и свойствах; качестве мате-риалов, из которых она изготовлена; о том как человек создает и преобразовывает предметы мебели; развивать умение определять и назы-вать некоторые части мебели, их форму, раз-мер.

Хочу быть похожим на папу.

Уточнить представления детей о профес-сии пап и детушек; о профессии военного; воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.

Чему я удивляюсь и что я люблю?

Формировать представления о различных эмоциональных состояниях взрослых и де-тей (удивление, о том, что у каждого ре-бенка есть свои любимые занятия, связан-ные с временем года; развивать умение пе-редавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненны-ми ситуациями.

Я бы в летчики пошел.

Познакомить детей с государственным празд-ником День Защитника Отечества. Формиро-вать понятия военный, воздушный, сухопут-ный и морской транспорт. Дифференциация профессии по родам войск. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к своему дедушке, папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что дедушка и папа служили в армии и защищали наше Отечество и нас.

В гости к нам пришли матрешки.

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность, характер. Учить понимать назначение произведений искус-ства, кто их создает. Развивать эмоцио-нально-эстетические чувства, вкусы, суж-дения.

Едет Масленица дорогая.

Хочу быть похожей на маму.

Формировать представления детей о труде и профессиях мам и женщин детского сада; вос-питывать желание оказывать посильную по-мощь маме, заботится, доставлять радость сво-ими поступками, действиями.

На чем мы путешествуем?

Формировать представления детей о назначении разных видов транспорта, осо-бенностях конструкции и движения; вос-питывать умение и желание помогать друг другу; поднять эмоциональное настроение детей.

Мы не будем ссориться.

Формировать представления детей о друж-бе, друге; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.

В мире пластмассы.

Познакомить детей со свойствами и качества-ми предметов из пластмассы (гладкие, легкие, цветные); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Сердце матери лучше солнца греет.

Мир предметов: предметы бытовой техники.

Сформировать представления о предметах бы-товой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.); о значимости их использования для ускорения получения результата, улучше-ния его качества, облегчения труда человека; воспитывать бережное отношение с бытовой техникой.

Кто нас лечит (врач и медсестра).

Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь разли-чать их труд; развивать умение подражать их совместной работе; воспитывать забот-ливое отношение к больным.

Дерево умеет плавать.

Формировать представления детей о дере-ве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами ма-териала и способом его использования че-рез игры-эксперементы.

Дорога в космос.

Познакомить детей с глобусом, планетой Зем-ля, космическими кораблями. Познакомить с расположением городов на глобусе. Ввести понятие – космос – пространство между пла-нетами. Закрепить знание профессии - космо-навт.

Каждому свое имя.

Познакомить детей с достопримечательно-стями родного города. Познакомить с новой профессией – экскурсовод. Прививать до-школьникам любовь к родному городу, же-лание заботиться и охранять его. Воспиты-вать нравственные и гражданские чувства.

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа. Воспитывать гостеприимство, же-лание быть добрыми, щедрыми.

Посылка из деревни.

Формировать представления детей о деревне: дома, чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к продуктам питания.

Что лучше: бумага или ткань?

Формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские действия; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами ма-териала и его использованием. Занятие: 51

Эмоциональное состояние (радость, грусть, удивление).

Развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); при-учать детей вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе де-лать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомо-щи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

Путешествие в многообразие рукотворного мира.

Закрепить представления детей о богатстве предметного мира и материалов, из которых они изготовлены, способы применения пред-мета и его функции; формировать умение при описании предметов выделять некоторые осо-бенности (части, размер, цвет, форму); разви-вать познавательный интерес детей.

Формировать представления детей о про-фессии продавца; совершенствовать пред-ставления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

Формировать у детей понятия город, край. Познакомить с картой Краснодарского края. Побуждать детей делиться впечатле-ниями при рассматривании фотографий. Развивать зрительное внимание и наблю-дательность.

1. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., изд. Детство-Пресс, 2010г.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., СПб. : Детство-Пресс, 2011г.

4. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством. - СПб. : Детство-Пресс, 2009г.

6. Н. А. Карпухина. Конспекты занятий в средней группе детского сада. - Во-ронеж, 2009г.

3. Район, город представивший проект: с.п.Солнечный Сургутского района.

4. Адрес организации: 628452 с.п. Солнечный, пер.Трассовый 7А.

6. Вид, тип проекта: долгосрочный комплексный, образовательный проект

7. Цель: дать основу приобретения опыта социальных отношений в сотрудничестве с окружающими людьми. Воспитывать любовь к своей малой родине. Формировать социально приемлемые формы поведения у детей.

8. Задачи проекта:

• Формирование представлений о родном посёлке, развитие патриотических и гражданских чувств.
• знакомство с профессиональной деятельностью представителей социальных сфер посёлка. Формировать начала гражданственности;
• социализация ребенка-дошкольника, включающая формирование у него умения себя вести в общественных местах, общаться с взрослыми и сверстниками;
• воспитание бережного отношения к памятникам истории и культуры, природы;

9. Место проведения: Сургутский район, п.Солнечный.

10. Участники проекта: дети средних и старших дошкольных групп, их родители и воспитатели, педагоги учреждения.

11. Возраст детей: 4-7 лет

12. Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях и повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции, игры, беседы и экскурсии, знакомящие детей с профессиональной деятельностью близлежащего окружения).

13. Ожидаемые результаты:

Приобретение опыта социальных отношений, в сотрудничестве с окружающими людьми, повышение уровня социальной компетентности. Лёгкая адаптация к различным социальным ситуациям.

Актуальность темы. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

Дошкольное детство является важным этапом вхождения ребёнка в человеческое сообщество, адаптации к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. В сотрудничестве с окружающими людьми ребёнок знакомится с социально-приемлемыми формами поведения и учится сознательно их поддерживать.

Родина – это страна, где родился и живет человек. Родина – это город, поселок, улица, дом, семья, родные, друзья, детский сад. Родина бывает только одна и ее надо любить. Наша Родина – Югра.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка-дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения − родственные, дружеские, профессионально-трудовые и прочие. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы, района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находится его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к своей малой родине, бережное и ответственное к ней отношение.

Дошкольное учреждение представляет собой своего рода социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Для детей впервые переступивших порог детского сада, все, что они видят вокруг, представляет огромный интерес. Сад − чрезвычайно важный этап в их ознакомлении с социумом. В современных условиях родители не всегда могут уделить своему ребенку достаточно времени, рассмотреть с ним окружающие предметы, обратить его внимание на происходящие явления и события, поговорить о них. В результате этого у детей часто недостаточно для своего возраста развиты память, навыки восприятия, речь. Необходимо систематически и целенаправленно учить дошкольников, особенно младшего возраста, наблюдать, запоминать, ориентироваться в пространстве, тем самым способствуя обогащению опыта восприятия и познания окружающего мира. Бытует мнение, что экскурсии по детскому саду, целевые посещения музыкального, физкультурного залов излишни − ведь ребенок постоянно бывает там, перемещается по зданию, − и так все увидит и запомнит. Однако, проходя по коридору, невозможно рассмотреть картину на стене. В музыкальном зале нужно заниматься - слушать музыку, учиться петь и танцевать, а не любоваться украшениями или рассматривать пособия и игрушки в шкафу. А сколько интересных и необыкновенных вещей можно увидеть в кабинетах заведующей или методиста! Знакомя малышей с детским садом, необходимо детально рассказать о предметах, объяснить их назначение, сообщить название, показать пример восприятия окружающего, своего отношения к нему, ведь сформированные навыки послужат для них основой дальнейшего познания мира. Кроме того, такая экскурсия способствует более быстрой и легкой адаптации детей. Уже знакомые предметы, помещения, люди, работающие в детском саду, больше не пугают ребенка, они становятся близкими и понятными ему.

Начиная со старшего возраста, детей знакомим с объектами, находящимися вне территории детского сада. Прежде всего, проводим целевые прогулки на близлежащие улицы, во время которых ребята усваивают нормы поведения на улице, закрепляют свои знания о транспорте, правилах дорожного движения, рассматривают корпуса жилых домов, здания магазинов.

Так знакомясь с социумом нашего посёлка, ребята не только получают множество разнообразных сведений, необходимых в их повседневной жизни, но и учатся гордиться своей малой родиной.

План проведения мероприятий

(экскурсии, встречи, мультимедийные презентации)по ознакомлению с социальными сферами близлежащего окружения.

дети-друзья

Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития в старшей группе детского сада

Компетенция — совокупность знаний, умений и навыков ребёнка в определённой области, которыми он овладел в достаточной мере, чтобы применить на практике. Компетентность — способность применить комплекс усвоенного, пользоваться знаниями, навыками, когда это необходимо.

Особенно важным является формирование социальных, нравственных и коммуникативных (направленных на общение) компетенций в старшей и подготовительной группах дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Старший дошкольник стоит на пороге школьной жизни, где его ждут большие перемены. Ему предстоит знакомство со множеством новых людей: учителями, работниками школы, одноклассниками и детьми из других классов. От того, сможет ли он влиться в коллектив, проявить себя, от знания нравственных норм и правил, умения общаться и взаимодействовать с людьми зависит успешное обучение в школе и жизнь вне её стен.

Перед улыбающейся девочкой на столе стоят три буквы

От социальной и коммуникативной компетентности старшего дошкольника зависит его успешная школьная жизнь

Задачи

  • Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребёнка, формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.
  • Формирование готовности детей к совместной деятельности, развитие умения договариваться, самостоятельно разрешать конфликты со сверстниками.

Мама, папа и двое детей, все улыбаются

Принадлежность к семье, обществу делает ребёнка счастливым и уверенным в себе

Работа по формированию навыков самообслуживания и воспитанию любви к труду преследует такие задачи:

  • Развитие навыков самообслуживания, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.
  • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
  • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
  • Формирование умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
  • Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе.
  • Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
  • Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям.
  • Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
  • Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

В старшем дошкольном возрасте происходит не столько формирование, сколько закрепление и углубление знаний, совершенствование навыков и умений. На первый план здесь выходит работа педагога, который, учитывая особенности психического и физического развития детей, усложняет и обогащает содержание их деятельности, тем самым решая и конкретные для данного возраста задачи:

Мама кормит девочку с ложки

Случаи гиперопеки в семьях не так уж редки, и воспитателю необходимо в первую очередь вести разъяснительную работу с родителями

Встреча дошкольников с защитником Отечества

Организовывая встречу дошкольников с защитниками Отечества, воспитатель даёт детям возможность пообщаться с людьми, чей пример они будут с гордостью наследовать

Девочка разговаривает по телефону

Старшие дошкольники должны уметь вызвать по телефону экстренные службы, назвать свой адрес, имя и фамилию

Такие обширные задачи возможно осуществить, используя все виды деятельности ребёнка в ДОУ:

  • игровую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • коммуникативную (общение);
  • двигательную;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование;
  • изобразительную;
  • музыкальную;
  • восприятие художественной литературы и фольклора.

Схема, изображающая интеграцию образовательных областей по ФГОС

Социально-коммуникативное развитие проникает во все остальные образовательные области. Нельзя сказать, что занимаясь каким-либо из перечисленных видов деятельности, дети не вступают во взаимодействие, не поддаются воспитательному воздействию. Воспитание нравственных качеств, этики, культуры поведения происходит постоянно, в процессе выполнения всех режимных моментов. Но наиболее ярко и отчётливо это происходит во время занятия, непосредственной образовательной деятельности (НОД). Планирование НОД невозможно без продумывания педагогом развивающих, образовательных и воспитательных задач. Если на занятии дошкольники научились считать, определять состав числа, делать звуковой анализ, узнали о жизни обитателей пустыни или арктических льдов, но при этом воспитатель не уделил внимание воспитанию чувства доброты, дружбы, взаимопомощи, любви к животным, бережного отношения к природным ресурсам и т. д., то можно сказать, что для детей такое занятие прошло впустую.

Методические приёмы

Поскольку воспитание нравственности и формирование моральных норм невозможно без пробуждения в ребёнке умения сочувствовать, сопереживать, большое значение имеют приёмы, влияющие на эмоциональную сферу детей. Известно, что дошкольники очень отзывчивы на яркое и эмоциональное чтение художественных произведений воспитателем. Программой рекомендованы произведения Л. Толстого, В. Бианки, Н. Носова, В. Драгунского, А. Гайдара, которые послужат темой для интересных и содержательных бесед о дружбе, честности, смелости, любви к родной земле.

Дошкольники листают книги, разложенные на столе

Художественная литература служит мощнейшим источником формирования нравственных норм и правил для детей

Во время занятий и в процессе других видов деятельности широко используются:

Можно оформить книгу правил группы с иллюстрациями к правилам поведения. Дети будут с удовольствием пересматривать и повторять их.

Три девочки общаются, сидя на лавочке

Способность детей общаться, находить общий язык с окружающими особенно важна для будущих школьников

Занятие по социально-коммуникативному развитию в старшей группе ДОУ

Таблица: пример перспективного планирования занятий по коммуникативному развитию детей старшей группы (фрагмент)

Временной план и структура занятий

Длительность занятий в старшей группе по СанПиН составляет 25 минут. Занятие имеет такие структурные компоненты:

Дети рассматривают плакат с изображениями фруктов, лежащий на столе

Организованная образовательная деятельность является наиболее удобной формой получения и закрепления знаний и умений в детском саду

Таблица: фрагменты конспектов НОД по социально-коммуникативному развитию (мотивационный этап)

Ой, посмотрите какой гость к нам зашёл! Снеговичок! На улице зима, снеговичок совсем замёрз, нужно ему помочь. Согласны? Встанем в круг, будем называть друг друга ласково и передавать друг другу тепло наших рук и наших сердец. Соберём его вместе и подарим нашему снеговичку и назовём его ласково. (Дети называют друг друга ласково, берутся постепенно за руки, подходят в центр к снеговичку и, соединив вместе все руки, называют его ласково. Снеговик светится).
Посмотрите, он засветился, значит, согрелся. Снеговичок очень грустный, потому что у всех есть друзья, а у него нет. Он просит нас помочь ему и собрать для него друга. Вы согласны ему помочь? Для этого нужно выполнить сложные задания. За правильные ответы я буду давать вам части снеговика. Ответив на все вопросы, вы соберёте снеговика целиком. Согласны? Тогда в путь. Но прежде скажем волшебные слова, которые помогут нам в пути. Возьмитесь за руки:

  • Придумано кем-то просто и мудро
    При встрече здороваться: Доброе утро!
    Доброе утро солнцу и птицам!
    Доброе утро улыбчивым лицам!
    И каждый становится добрым, доверчивым.
    Пусть доброе утро длится до вечера!

Есть у вас такие? Назовите их имена. Я полечу дальше и расскажу о них другим детям. (Нет таких). Вот и хорошо. Всем на свете драчунам стыд и срам! Стыд и срам!
А однажды я прилетел в детский сад ночью. Вижу: в одной группе сидят на полу игрушки и грустную песню хором поют:

  • Мы бедные игрушки, поломанные!
    Мы бедные игрушки, сломанные!
    Нелюбимые и забытые.
    Кто на полки нас посадит?
    Кто на место отнесёт?
    Кто нам платьице поправит,
    В косы ленты заплетёт?
    Ой! Ай! Ой! Ай!

Ребята, скажите, ваши игрушки такие песни поют? (Ответы детей). Молодцы! Берегите их, не ломайте. (Воспитатель беседует с детьми о том, как и где надо хранить игрушки, как за ними ухаживать).

Таблица: конспект НОД по социально-коммуникативному развитию с использованием ИКТ

  • Воспитывать доверительные взаимодействия между детьми учить работать в парах; проводить рефлексию своего настроения и работы на занятии.
  • Развивать театральные умения и входить в образ сказочной ситуации, конструктивные навыки работы с бумагой.
  • Познакомить с профессиями кукольник и кукловод.
  • Компьютер,
  • презентация,
  • музыка,
  • шаблоны конусов, лиц и деталей сказочных героев,
  • клей,
  • салфетки,
  • нарукавники.
  • Бабушка девочку очень любила,
    Шапочку красную ей подарила.
    Девочка имя забыла своё.
    А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка).

Карамелька: Это моя любимая сказка, а вы знаете эту сказку? (Да). А вот сейчас я посмотрю, как вы знаете. Кто не является героем этой сказки? (На экране появляются Красная Шапочка, Волк, Бабушка, Дедушка).
Дети: Дедушка
Карамелька: Верно (неправильные ответы исчезают). Скажите мне, друзья, что было у Красной шапочки в руках, когда она пошла в гости к бабушке: чемодан, корзинка, дамская сумочка, рюкзак?
Дети: Корзинка (неправильные ответы исчезают).
Карамелька: Верно, корзинка. А что было в руках у дровосека: ружье, топор, лук со стрелами, сабля? (Слайд).
Дети: Топор.
Карамелька: Так ли это, мы сейчас проверим (неправильные ответы исчезают). Верно, топор. Какие вы, дети, молодцы, всё знаете, с вами так интересно играть!
В.: А мы, Карамелька, тоже хотим показать тебе игру, посмотри.
Физкультминутка.

  • Маленькая девочка (пружинки вправо, влево)
    Весело бежит (бег на месте)
    По тропинке к домику (руки крышей над головой),
    Что в лесу стоит.
    Нужно этой девочке (хлопки в ладоши)
    К бабушке скорей,
    Отнести корзинку (руки изображают корзинку)
    С пирожками ей (ладошки изображают пирожки).

В.: Вот мы немножко с вами поиграли. Ребята, скажите, а вам бы хотелось заглянуть в театр ? В театре работают люди разных профессий. Сейчас, возможно, вы сами угадаете, о ком мы сегодня будем с вами говорить:

  • Куклу на руку надел,
    Замяукал, песню спел,
    Поменял перчатку —
    Шут сплясал вприсядку!
    Кто куклу за собой ведёт?
    Ведёт по сцене… (Кукловод).

В.: Это кукловод. (Слайд). Кукловод — артист кукольного театра, из-за ширмы управляющий куклами при помощи тростей, нитей, специальных перчаток. Актёр — кукловод передаёт образ героя эмоциями, чувствами, речью, при помощи движения куклы. А как вы думаете, кто делает куклы? (Ответы детей). Ребята, кукольник — это мастер, изготавливающий кукол. (Слайд). Как вы думаете, из чего кукольник делает куклы? (Из дерева, ткани, проволоки, пластмассы).
А вам бы хотелось на мгновение стать кукольником и сделать куклу для спектакля? (Ответы детей).
Прежде чем приступить к работе в мастерской, мы должны превратиться в кукольников. Надеть нарукавники. Нарукавники нам нужны для того, чтобы не испачкаться. Мастера-кукольники используют специальную одежду для того, чтобы не испачкаться краской, клеем, лаком, опилками т. е. тем материалом, которым они пользуются при изготовлении кукол. А мы с вами наденем нарукавники. Давайте встанем и пройдём к рабочему месту. Сегодня каждый из вас попробует смастерить куклу для театра.
Дети подходят к столам, где заранее подготовлены материалы к изготовлению игрушек из конусов.
В.: Дети, сегодня мы с вами будем изготавливать кукол при помощи конуса. Посмотрите, как надо сложить полукруг, край его смазываем клеем, получится конус. Осталось приделать нашей кукле голову и руки. Приступаем к работе. Кому нужна помощь, обращайтесь друг к другу. Договоритесь, кто с кем будет работать в паре. Обсудите, какую куклу вы хотите сделать. Какие детали подойдут для вашего героя. Можете сделать двух кукол.
Во время работы детей звучит музыка.
В.: Молодцы, я вижу, что вы все уже закончили своих кукол. Давайте мы посмотрим на них. Какие красивые куклы у нас всех получились! Вы работали очень аккуратно. Какая кукла вам понравилась больше всего? Я хотела бы отметить эту куклу. Посмотрите, как аккуратно сделан конус. Все детали на своём месте. Вам понравилось быть в роли мастеров — кукольников?
В.: Посмотрите, что я сейчас сделаю, сниму нарукавники. На руку надену куклу и сразу превращусь в кого? (В кукловода).

  • Превращается рука
    И в котёнка, и в щенка.
    Чтоб рука артисткой стала,
    Нужно очень-очень мало:
    Специальные перчатки,
    Ум, талант — и всё в порядке!

Но у нас сегодня не перчатки, а конусы. Попробуйте и вы превратиться в кукловодов. (Дети снимают нарукавники). Я приглашаю вас на сцену нашего кукольного театра. (Дети обыгрывают этюды со сделанными куклами).

Читайте также: