Что входит в рабочую программу логопеда в школе
Обновлено: 02.07.2024
г. Краснодар ЦВО
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального общеобразовательного образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа № 22
(полное наименование образовательного учреждения)
решение педсовета протокол №__
от ______20__ года
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(указать предмет, курс, модуль)
Ступень обучения (класс): начальное общее (1-4 классы)_________________________
(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)
Количество часов 680 Уровень базовый
Учитель Кукушкина Ирина Николаевна
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
1. Целевой раздел
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Проведение диагностики, коррекции недостатков в устной и письменной речи.
2. Осуществление профилактики речевых нарушений.
3. Приучение детей к самостоятельной творческой работе при овладении школьных дисциплин.
Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушение письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником объект – субъектного взаимодействия, цель которого – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание уделяется коллективным формам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.
В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным определить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективно и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Педагоги – психологи и логопеды тесно взаимодействуют с учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения позволяет проанализировать проблему учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого – педагогической диагностики учебных затруднений учащихся 1 – 4 классов используется наиболее простые и достаточно информативные методики.
Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности позволяют решать следующие задачи:
1. Совершенствовать систему охраны психологического здоровья детей по средствам профилактики и устранения недостатков устной и письменной речи с использованием различных методов, методик.
2. Повышение мотивации обучения при коррекции речи через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей детей.
3. Развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического) участвующих в акте речи, письма и чтения.
Для решения поставленных задач необходимо опираться:
1. На основные принципы сопровождения:
- непрерывность, мультидисциплинированность и комплексный подход.
Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса; развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект – субъектное взаимодействие, открытость, гуманизация, индивидуальный подход.
2. На общедидактические принципы.
3. На основные принципы логопедии:
- системность, комплексность развития;
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- поиск обходных путей и опора на сохранное.
Результатом реализации программы должно быть формирование у детей следующих умений и навыков:
- Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам).
- Полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом.
- Произвольно регулировать свое внимание вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп.
- Ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль.
Разделы, темы
Количество часов
Примерная или авторская программа
Рабочая программа по классам
1 кл.
2 кл.
3 кл.
Родители, учителя
НВОНР, ФД, ФФН, ОНР (6 ч.в н.)
Программа индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения
Нар.писма и чтения об. НВОНР (6 ч.в н.)
Программа групповых занятий по коррекции нарушений письменной речи обусловленных НВОНР с учащимися 2-ых классов
Нар.писма и чтения об. НВОНР (6 ч.в н.)
Программа групповых занятий по коррекции нарушений письменной речи обусловленных НВОНР с учащимися 3-их классов
Консультативная работа с родителями и учителями (2ч. в н.)
Программа консультаций учителя-логопеда для учителей и родителей
Итого: 680 ч.в год, 20 часов в неделю из них 2 ч. консультативной работы.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть пунктов, упражнения из которых можно использовать на логопедических занятиях. Распределение упражнений по модулям условно, такт как большинство предлагаемых учителем заданий полифункциональны.
1. Умение правильно воспринимать словесную и письменную инструкцию.
2. Умение планировать действия по выполнению задания.
3. Умение осуществлять итоговый самоконтроль.
4. Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
5. Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.
6. Умение общаться в учебной ситуации.
Структура программы.
Структурно-логическая связь речевых нарушений
Нарушения письменной речи (дислексия, дизграфия)
фонетико-фонематическое нарушение речи
Общее недоразвитии речи
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Нарушение зрительно-пространственной ориентировки (нарушение оптических, т.е. зрительных координаций)
Взаимодействие школьных специалистов
1) формирование необходимых знаний, развитие речи путём накопления, обогащения и активизации словаря, уточнение значений слов и представлений.
2) Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования доступной, активной, самостоятельной речью.
1) коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения.
2) Развитие умения активно пользоваться речью в грамматически правильной форме.
3) Формирование речевых навыков. Развитие внимания детей к речи, интереса к языковым явлениям
1) коррекция внимания детей
2) совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы. Формирование умений воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключение с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, её характер, ритм.
Коррекция развития общей:
1) моторики, пространственных представлений
2) воспитание эмоций и преодоления трудностей в общении, коррекции дружеских взаимоотношений
3) коррекция речевых навыков
4) развитие физиологического дыхания
1) Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений детей.
2) Развитие психической базы речи.
3) Коррекция нежелательных личностных особенностей.
4) Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту.
Планирование коррекционно-педагогической работы
Направление коррекционной работы
1) Совершенствование движений сенсомоторного развития.
- Развитие мелкой моторики кистей пальцев рук.
- Развитие артикуляционной моторики
2) Коррекция отдельных строк психической деятельности.
- Развитие зрительного восприятия и узнавания
- Развитие зрительной памяти и внимания
- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- Развитие пространственных представлений ориентаций.-
- Развитие представлений о времени
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3) Развитие различных видов мышления
- Развитие наглядно-образного мышления(умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.
4) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
- Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям.
5) Развитие речи
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.
- Постановка и автоматизация дефектных звуков.
- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
- Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.
Годовой план логопедической работы
Планирование работы осуществляется по следующим разделам:
1. Организационная работа.
2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессах обучения. Предупреждение и коррекция письменной речи.
3. Коррекционно-логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов.
4. Работа с педагогами.
5. Работа с родителями.
6. Методическая работа.
I . Организационная работа.
- Своевременно провести обследование детей.
- По результатам обследования составить диагностическую картину работы с логопатами, отражающую динамику их развития.
- Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.
- Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов комиссии ПМПК.
- Составить годовой план работы логопункта.
- Обеспечить оснащение педагогического процесса.
- Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.
На заключительном этапе реализации программы предлагается самостоятельно оценить достигнутые результаты, заполнить картину сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков учебной деятельности.
По завершению занятий по программе организуются “Праздник достижений”
Цель провидения праздника:
- Обобщение полученных знаний и умений;
- Рефлексия повышении самооценки учащихся;
- Установка на дальнейшие учебные успехи;
- Получение обратной связи(результативность занятий)В ходе праздника, организаторами которого являются психолог, учителя русского языка, дети учувствуют в играх и конкурсах.
II. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессах обучения. Предупреждение и коррекция письменной речи.
1. Формирование навыков правильного аудирования в процессах обучения заключается в:
1.1. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование правильного аудирования. Пропедевтика и коррекции нарушений письменной речи. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.
1.2. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении
- выделение согласных по картинкам и в слове, (по мере изучения алфавита): б-п; в-ф; с-ш; з-ж; с-з; р-к-х; с-ц; ш-ж; ц-ч; ч-ц; ч-ть.
- выделение и дифференцирование звуков: п-б; д-т; р-л.
1.3. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным
Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:
1.4. Формирования действия изменения слогов
Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:
- анализ слога по звукам
- анализ слова по звукам
- нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, в конце слова, середине слова;
- преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;
- преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);
- преобразование слов путем наращения согласных.
1.5 Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:
- слоговой анализ – синтез слова в 2, 3, 4, (5) слогов;
- чтение предложений и небольших рассказов по слогам;
- дописывание слов по картинкам;
- помощь учителю в обучении плавному слитному чтению (до 60 слов в минуту).
2. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.
2.1 Обогащение, закрепление и активизация словаря:
2.2 Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных разных частях речи. Малоупотребительные слова.
2.3 Развитие обобщающих понятий, классификаций предметов.
2.4 Работа над формированием грамматического строя речи:
- упражнения в образовании и согласовании существительных, прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;
- подбор определений к существительным;
- образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного
- обучение разным способам образования сравнения (прилагательных и наречий);
- активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного в трех наклонениях);
- составление и оценивания по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;
- упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.
2.5. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования:
- суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих разный смысловой оттенок;
- суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.
III. Коррекционно-логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов.
3.1. Коррекция на фонетическом уровне:
а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:
- строение и функции речевого аппарата (повторение)
- звуки речи и буквы (повторение)
б) фонематический анализ слов:
- простые формы звукового анализа;
- сложные формы звукового анализа;
- твердые и мягкие согласные;
- обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го рода;
- второй способ обозначения мягкости согласных на письме ( посредством буквы Ь)
в) формирование фонетического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
- гласные ё, ю, о, у;
- звонкие и глухие парные согласные в – ф, п – б; д – т; д’ – т’, з – с , г – к, ж – ш;
- оглушение звонких согласных: с – ш, з – ж, с’ – щ’, р – л, р’ – л’, г – к –х, с – ц, ч – т’, ч – щ’, ц – ч.
3.2. Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.
Коррекционная работа на лексическом уровне. Выявление активного запаса учащихся.
Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.
Сколько значений у слов? (многозначные слова)
- Слоговой анализ и синтез слов.
Ударение в слове.
Схемы слого-ритмической структуры слов.
Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).
3.3. Пропедевтика аграмматической дислекции и дисграфии.
Коррекционная работа на синтаксическом уровне.
Словосочетания и предложение.
Согласование различных частей речи в числе, в роде.
Кого? Что? (винительный падеж).
Кого? Чего? (родительный падеж).
Кому? Чему? (дательный падеж).
О (в, на) ком? Чем? (предложный падеж).
Кем? Чем? (творительный падеж).
Закрепление падежных форм.
Связь слов в предложении (словосочетании).
3.4. Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии
- Формирование пространственных представлений.
- Формирование временных представлений.
- Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:
п т п т р ч щ ц щ т у з
I V. Работа с педагогами.
- Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.
Оказание систематической помощи по коррекции речи детей.
- Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.
- Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.
- Организация речевой игротеки.
V. Работа с родителями.
Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических занятий:
- Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка.
- Принимать активное участие в родительских собраниях.
- Доводить до сведения родителей успехи в развитии ребенка.
- Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.
VI. Методическая работа.
Организовать цикл лекции и семинаров для педагогов и родителей об особенностях работы с детьми.
- Систематически знакомить их с инновационными технологиями.
- Подобрать методическую и коррекционную литературу с пособия, логопедические игры.
- Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.
VII. Самообразование.
- Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.
- Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.
- Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.
- Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.
Рабочая программа – обязательный документ учителя-логопеда любой образовательной организации. Она составляется по результатам диагностики под конкретную группу/контингент детей.
Рабочая программа разрабатывается на основе документов и одной из основных ее задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим их миром.
Если вы хотите разобраться, что необходимо включить в рабочую программу, а ее составление отнимает у вас много времени и энергии, то предлагаем вам воспользоваться шаблоном рабочей программы, составленным по материалами Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.
Использовав конструктор рабочей программы по материалам признанных экспертов — Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В., вы сможете составить свою программу легко и в рекордно короткие сроки. А также вы получите полный пакет необходимых нормативных документов и образцов и Инструменты индивидуализации образовательного процесса детей в различных организационно-педагогических условиях. Подробнее.
Вы научитесь грамотно проводить дифференциальную диагностику при помощи нейропсихологического подхода, узнаете особенности вызывания звуков у неговорящих детей и многое другое. Подробнее.
Также мы собрали для вас различные программы логопедов-практиков, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 3 до 7 лет. Ознакомление со структурой и содержанием РП коллег поможет вам составить собственный вариант документа.
Читайте также: