Что входит в рабочую программу логопеда в школе

Обновлено: 02.07.2024

Рабочая программа по КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

г. Краснодар ЦВО

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального общеобразовательного образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа № 22

(полное наименование образовательного учреждения)

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

подпись руководителя ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ НА ЛОГОПУНКТЕ ПРИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения (класс): начальное общее (1-4 классы)_________________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

Количество часов 680 Уровень базовый

Учитель Кукушкина Ирина Николаевна

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

1. Целевой раздел

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Проведение диагностики, коррекции недостатков в устной и письменной речи.

2. Осуществление профилактики речевых нарушений.

3. Приучение детей к самостоятельной творческой работе при овладении школьных дисциплин.

Логопедические занятия со школьниками, имеющими нарушение письменной речи, целесообразно проводить по определенной программе, основанной на взаимодействии взрослого и ребенка (сопровождающего и сопровождаемого). Взаимодействие способствует обучению последнего самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Таким образом, ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником объект – субъектного взаимодействия, цель которого – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Важное значение имеет не только содержание занятий с детьми, но и выбор форм и методов. Особое внимание уделяется коллективным формам работы, позволяющим развивать у учащихся самостоятельность и навыки сотрудничества.

В процессе сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи представляется целесообразным определить усилия логопеда и психолога, отбирая для логопедических занятий наиболее эффективно и органично вписывающиеся в их структуру упражнения, способствующие развитию когнитивных и социальных навыков. Педагоги – психологи и логопеды тесно взаимодействуют с учителями русского языка и классными руководителями. Техника консультативного сопровождения позволяет проанализировать проблему учеников и оказать им всестороннюю помощь. Для психолого – педагогической диагностики учебных затруднений учащихся 1 – 4 классов используется наиболее простые и достаточно информативные методики.

Целенаправленная программа преодоления учебных затруднений у детей с нарушениями речи путем формирования и развития навыков учебной деятельности позволяют решать следующие задачи:

1. Совершенствовать систему охраны психологического здоровья детей по средствам профилактики и устранения недостатков устной и письменной речи с использованием различных методов, методик.

2. Повышение мотивации обучения при коррекции речи через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей детей.

3. Развитие анализаторов (слухового, зрительного, кинестетического) участвующих в акте речи, письма и чтения.

Для решения поставленных задач необходимо опираться:

1. На основные принципы сопровождения:

- непрерывность, мультидисциплинированность и комплексный подход.

Данные принципы полностью согласуются с базовыми для современного педагогического процесса; развитие личности за счет ее собственной активности, ориентация на субъект – субъектное взаимодействие, открытость, гуманизация, индивидуальный подход.

2. На общедидактические принципы.

3. На основные принципы логопедии:

- системность, комплексность развития;

- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- поиск обходных путей и опора на сохранное.

Результатом реализации программы должно быть формирование у детей следующих умений и навыков:

- Ориентироваться в учебной ситуации (понимать инструкцию, планировать свои действия по ее выполнению, выявлять непонятное, обращаясь за помощью к учителю или сверстникам).

- Полноценно участвовать в работе в паре, в малой группе, во фронтальной работе с классом.

- Произвольно регулировать свое внимание вовремя включаться в деятельность класса, переключать внимание при смене видов работы, поддерживать общий темп.

- Ответственно относиться к результатам своей учебной работы, соотносить полученный результат с планируемым и адекватно оценивать его, осуществлять самоконтроль.

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

Родители, учителя

НВОНР, ФД, ФФН, ОНР (6 ч.в н.)

Программа индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения

Нар.писма и чтения об. НВОНР (6 ч.в н.)

Программа групповых занятий по коррекции нарушений письменной речи обусловленных НВОНР с учащимися 2-ых классов

Нар.писма и чтения об. НВОНР (6 ч.в н.)

Программа групповых занятий по коррекции нарушений письменной речи обусловленных НВОНР с учащимися 3-их классов

Консультативная работа с родителями и учителями (2ч. в н.)

Программа консультаций учителя-логопеда для учителей и родителей

Итого: 680 ч.в год, 20 часов в неделю из них 2 ч. консультативной работы.

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В соответствии с поставленными целями и задачами в программе выделяются шесть пунктов, упражнения из которых можно использовать на логопедических занятиях. Распределение упражнений по модулям условно, такт как большинство предлагаемых учителем заданий полифункциональны.

1. Умение правильно воспринимать словесную и письменную инструкцию.

2. Умение планировать действия по выполнению задания.

3. Умение осуществлять итоговый самоконтроль.

4. Умение самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

5. Умение произвольно управлять своим вниманием и темпом деятельности.

6. Умение общаться в учебной ситуации.

Структура программы.

Структурно-логическая связь речевых нарушений

Нарушения письменной речи (дислексия, дизграфия)

фонетико-фонематическое нарушение речи

Общее недоразвитии речи

Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Нарушение зрительно-пространственной ориентировки (нарушение оптических, т.е. зрительных координаций)

Взаимодействие школьных специалистов

1) формирование необходимых знаний, развитие речи путём накопления, обогащения и активизации словаря, уточнение значений слов и представлений.

2) Формирование положительных навыков общего и речевого поведения, закрепление навыков пользования доступной, активной, самостоятельной речью.

1) коррекция фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, письма и чтения.

2) Развитие умения активно пользоваться речью в грамматически правильной форме.

3) Формирование речевых навыков. Развитие внимания детей к речи, интереса к языковым явлениям

1) коррекция внимания детей

2) совершенствование двигательной реакции детей на различные музыкальные сигналы. Формирование умений воспроизводить заданный ряд последовательных действий, переключение с одного движения на другое, передавать в движении темп музыки, её характер, ритм.

Коррекция развития общей:

1) моторики, пространственных представлений

2) воспитание эмоций и преодоления трудностей в общении, коррекции дружеских взаимоотношений

3) коррекция речевых навыков

4) развитие физиологического дыхания

1) Профилактика и коррекция нервно-психических нарушений детей.

2) Развитие психической базы речи.

3) Коррекция нежелательных личностных особенностей.

4) Формирование навыков эффективного общения, адекватного отношения к речевому дефекту.

Планирование коррекционно-педагогической работы

Направление коррекционной работы

1) Совершенствование движений сенсомоторного развития.

- Развитие мелкой моторики кистей пальцев рук.

- Развитие артикуляционной моторики

2) Коррекция отдельных строк психической деятельности.

- Развитие зрительного восприятия и узнавания

- Развитие зрительной памяти и внимания

- Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)

- Развитие пространственных представлений ориентаций.-

- Развитие представлений о времени

- Развитие слухового внимания и памяти.

- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3) Развитие различных видов мышления

- Развитие наглядно-образного мышления(умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями.

4) Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

- Релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям.

5) Развитие речи

- Развитие фонематических процессов.

- Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Постановка и автоматизация дефектных звуков.

- Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.

- Формирование связной речи, навыков построения связного высказывания.

Годовой план логопедической работы

Планирование работы осуществляется по следующим разделам:

1. Организационная работа.

2. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессах обучения. Предупреждение и коррекция письменной речи.

3. Коррекционно-логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов.

4. Работа с педагогами.

5. Работа с родителями.

6. Методическая работа.

I . Организационная работа.

- Своевременно провести обследование детей.

- По результатам обследования составить диагностическую картину работы с логопатами, отражающую динамику их развития.

- Составить комплексную форму речевой карты логопедического обследования.

- Своевременно заполнить речевые карты логопатов в соответствии с решением протоколов комиссии ПМПК.

- Составить годовой план работы логопункта.

- Обеспечить оснащение педагогического процесса.

- Систематически оснащать логопедический кабинет речевыми пособиями и литературой.

На заключительном этапе реализации программы предлагается самостоятельно оценить достигнутые результаты, заполнить картину сформированности у себя когнитивных и коммуникативных навыков учебной деятельности.

По завершению занятий по программе организуются “Праздник достижений”

Цель провидения праздника:

- Обобщение полученных знаний и умений;

- Рефлексия повышении самооценки учащихся;

- Установка на дальнейшие учебные успехи;

- Получение обратной связи(результативность занятий)В ходе праздника, организаторами которого являются психолог, учителя русского языка, дети учувствуют в играх и конкурсах.

II. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование навыков правильного аудирования в процессах обучения. Предупреждение и коррекция письменной речи.

1. Формирование навыков правильного аудирования в процессах обучения заключается в:

1.1. Развитие фонетико-фонематических процессов. Формирование правильного аудирования. Пропедевтика и коррекции нарушений письменной речи. Развитие звукового анализа: умение вычленять в словах определенные звуки, линейный ряд фонем, деление на слоги, ударения, нахождение первого и последнего звука в слове (по картинке). Запоминание и повторение рядов звуков и слогов, выделение в словах гласных звуков, рядоговорение.

1.2. Упражнения в дифференцировании оппозиционных групп звуков на слух и в произношении

- выделение согласных по картинкам и в слове, (по мере изучения алфавита): б-п; в-ф; с-ш; з-ж; с-з; р-к-х; с-ц; ш-ж; ц-ч; ч-ц; ч-ть.

- выделение и дифференцирование звуков: п-б; д-т; р-л.

1.3. Знакомство со всеми гласными звуками попарно и правилами их написания. Обозначение мягкого согласного последующим гласным

Дифференциация гласных 1-го и 2-го ряда:

1.4. Формирования действия изменения слогов

Свободное оперирование звуковыми и графическими моделями слов:

- анализ слога по звукам

- анализ слова по звукам

- нахождение звука в словах со стечением согласных в начале слова, в конце слова, середине слова;

- преобразование слов путем замены одних звуков и букв другими;

- преобразование слов путем наращения и отнимания звуков (букв);

- преобразование слов путем наращения согласных.

1.5 Помощь в обучении детей работе со смешанными моделями слов:

- слоговой анализ – синтез слова в 2, 3, 4, (5) слогов;

- чтение предложений и небольших рассказов по слогам;

- дописывание слов по картинкам;

- помощь учителю в обучении плавному слитному чтению (до 60 слов в минуту).

2. Формирование грамматически правильной связной речи. Развитие словаря.

2.1 Обогащение, закрепление и активизация словаря:

2.2 Работа над пониманием значения синонимов, антонимов, омонимов и многозначных разных частях речи. Малоупотребительные слова.

2.3 Развитие обобщающих понятий, классификаций предметов.

2.4 Работа над формированием грамматического строя речи:

- упражнения в образовании и согласовании существительных, прилагательных в роде, числе, падеже с ориентацией на их окончание;

- подбор определений к существительным;

- образование качественных и относительных прилагательных краткой формой прилагательного

- обучение разным способам образования сравнения (прилагательных и наречий);

- активизация употребления глагольного словаря (в форме настоящего, прошедшего, будущего времени, единственного и множественного в трех наклонениях);

- составление и оценивания по смыслу словосочетания (предложения) с заданными словами;

- упражнение в подборе эпитетов, сравнений, метафор, поговорок, чистоговорок, фразеологизмов и других средств образования слов.

2.5. Словообразовательная работа. Систематизация знаний детей о способах словообразования:

- суффиксальный способ образования имен существительных, имен прилагательных, имеющих разный смысловой оттенок;

- суффиксально-префиксальный способ образования глаголов.

III. Коррекционно-логопедическая работа по профилактике и устранению нарушений письменной речи у учащихся 2-4 классов.

3.1. Коррекция на фонетическом уровне:

а) предупреждение и исправление акустических дисграфий:

- строение и функции речевого аппарата (повторение)

- звуки речи и буквы (повторение)

б) фонематический анализ слов:

- простые формы звукового анализа;

- сложные формы звукового анализа;

- твердые и мягкие согласные;

- обозначение мягкости согласных на письме посредством гласных 2-го рода;

- второй способ обозначения мягкости согласных на письме ( посредством буквы Ь)

в) формирование фонетического восприятия; дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

- гласные ё, ю, о, у;

- звонкие и глухие парные согласные в – ф, п – б; д – т; д’ – т’, з – с , г – к, ж – ш;

- оглушение звонких согласных: с – ш, з – ж, с’ – щ’, р – л, р’ – л’, г – к –х, с – ц, ч – т’, ч – щ’, ц – ч.

3.2. Пропедевтика семантической дислексии и дисграфии.

Коррекционная работа на лексическом уровне. Выявление активного запаса учащихся.

Уточнение и расширение словарного запаса учащихся.

Сколько значений у слов? (многозначные слова)

- Слоговой анализ и синтез слов.

Ударение в слове.

Схемы слого-ритмической структуры слов.

Состав слова (морфемный анализ и синтез слов).

3.3. Пропедевтика аграмматической дислекции и дисграфии.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Словосочетания и предложение.

Согласование различных частей речи в числе, в роде.

Кого? Что? (винительный падеж).

Кого? Чего? (родительный падеж).

Кому? Чему? (дательный падеж).

О (в, на) ком? Чем? (предложный падеж).

Кем? Чем? (творительный падеж).

Закрепление падежных форм.

Связь слов в предложении (словосочетании).

3.4. Пропедевтика и коррекция оптической дисграфии

- Формирование пространственных представлений.

- Формирование временных представлений.

- Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство:

п т п т р ч щ ц щ т у з

I V. Работа с педагогами.

- Помощь педагогам в планировании и осуществлении работы по развитию речи логопатов.

Оказание систематической помощи по коррекции речи детей.

- Помощь педагогам в организации обучения и развития логопатов.

- Конкретная взаимопомощь в организации логопедического кабинета.

- Организация речевой игротеки.

V. Работа с родителями.

Организация родительской школы. Систематическая пропаганда логопедических занятий:

- Приобщать родителей к коррекционно-воспитательной работе по развитию речи ребенка.

- Принимать активное участие в родительских собраниях.

- Доводить до сведения родителей успехи в развитии ребенка.

- Проводить систематические консультации и индивидуальные беседы с родителями.

VI. Методическая работа.

Организовать цикл лекции и семинаров для педагогов и родителей об особенностях работы с детьми.

- Систематически знакомить их с инновационными технологиями.

- Подобрать методическую и коррекционную литературу с пособия, логопедические игры.

- Пополнить логопедический кабинет дидактическими средствами по всем разделам плана.

VII. Самообразование.

- Своевременно пополнять знания, знакомиться с инновационными программами и технологиями. Систематический обзор дефектологической литературы.

- Принять активное участие в районных семинарах и методических советах.

- Посетить с целью обогащения опыта ближайшие образовательные учреждения дошкольного и школьного типа.

- Участвовать в различных курсах при институте повышения квалификации работников образования.


Рабочая программа – обязательный документ учителя-логопеда любой образовательной организации. Она составляется по результатам диагностики под конкретную группу/контингент детей.

Рабочая программа разрабатывается на основе документов и одной из основных ее задач является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим их миром.

Если вы хотите разобраться, что необходимо включить в рабочую программу, а ее составление отнимает у вас много времени и энергии, то предлагаем вам воспользоваться шаблоном рабочей программы, составленным по материалами Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.

Использовав конструктор рабочей программы по материалам признанных экспертов — Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В., вы сможете составить свою программу легко и в рекордно короткие сроки. А также вы получите полный пакет необходимых нормативных документов и образцов и Инструменты индивидуализации образовательного процесса детей в различных организационно-педагогических условиях. Подробнее.

Вы научитесь грамотно проводить дифференциальную диагностику при помощи нейропсихологического подхода, узнаете особенности вызывания звуков у неговорящих детей и многое другое. Подробнее.

Также мы собрали для вас различные программы логопедов-практиков, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями в возрасте от 3 до 7 лет. Ознакомление со структурой и содержанием РП коллег поможет вам составить собственный вариант документа.

Читайте также: