Что вам кажется фантастическим что реальным в сказке заколдованное место кратко

Обновлено: 05.07.2024

Реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. Это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. Фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. Как же взаимодействуют два противоположных плана?

Дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. Могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. Как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. Эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. Даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.

Фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. Правда, не сразу удалось ему попасть к черту. Как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.

Во второй раз чертово место кажется страшнее. И это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. Возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. Но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.

Когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. Старик знает, что в это время оглядываться нельзя. Этот эпизод очень напоминает народные рассказы о том, как в ночь на Ивана Купала ходят за папоротником.

В повести "Заколдованное место" переплетаются реальные и фантастические события. Реальное в повести: рассказчик описывает свою семью (отца, братьев, деда, мать); отец едет в город продавать табак; дед Максим сажает на баштане овощи, а внуки объедаются горохом и дынями; дед Максим встречается с приятелями-чумаками, любит галушки; мать принимает деда за "кухву" и выливает на него горячие помои; вместо клада в котелке оказывается "сор и дрязг". Фантастическое в повести: ноги не слушаются деда Максима; он переносится в незнакомое место, которое постоянно меняет очертания; дед Максим видит на могиле горящую свечку; во время "раскопок" кто-то чихает (дед думает, что это сам чёрт), птичий нос пищит, баранья голова блеет, медведь ревёт — все они повторяют за дедом его слова; деду мерещится "какая-то харя", которая дразнит его.

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

вторник, 2 ноября 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу Н. Гоголя "Заколдованное место", 5 класс

Ответы на вопросы учебника "Литература" 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 169

Размышляем о прочитанном

Главный герой рассказа дед Максим.

Мне не верится, что всё описанное автором могло произойти на самом деле.

Он правдиво описал образ жизни казаков, но фантастическим мне показалось перемещение деда на заколдованное место и описание нечистой силы, там им встреченной.

Пересказ рассказа "Заколдованное место" для 5 класса.

Рассказчику Фоме было тогда лет 11 и он был дурень. Любил баловать. Однажды отец мальчика уехал в Крым продавать табак. Дома остались мать, дед, да три брата.

Однажды к ним приехали чумаки. Дед встретил много знакомых и обрадовался. Он угощал чумаков дынями, называл их собачьими детьми и звал танцевать. Потом дед сам решил показать, как надо танцевать, и пошёл вывёртывать ногами.

Но возле грядки с огурцами у него перестал получаться сложный вихорь. Дед заругался, помянул сатану, и вдруг оказался в пустом месте. Он увидел вдали лес, голубятню, гумно и наткнулся на дорожку. Чуть в стороне, на могиле, горела свеча. Дед понял, что там спрятан клад. Он пометил могилку и пошёл домой, так как не было у него с собой ни заступа, ни лопаты.

На другой день дед взял инструмент и пошёл искать могилку. Но никак не мог найти нужное место. Если было видно голубятню, исчезало гумно, и наоборот. Начался дождь и дед, ругаясь страшными словами, вернулся домой.

На другой день он ходил по баштану, прикрывая арбузы, вновь вступил на проклятое место и ударил в сердцах заступом. И опять оказался в поле. Он быстро нашёл нужную могилу и начал обкапывать камень, лежавший на ней.

Откинув камень, дед решил перекурить, и тут кто- рядом так сильно чихнул, что забрызгал деда. Тот оглянулся, но вокруг не было никого. Дед стал копать могилу и вскоре вырыл котел.

- А, голубчик, вот ты где! - воскликнул дед.

А эти его слова тут же повторили птичий нос, баранья голова и медведь.

Деду стало страшно. Вокруг стояла ночь, не было видно ни звёзд, ни месяца. А из-за горы, что нависла над дедом, мигала харя красными очами.

Дед бросился было прочь, но оглянулся и увидел, что всё стихло. Он вернулся и с большим трудом вытащил котёл. Схватив его, дед бросился бежать со всех ног.

А на хуторе его уже потеряли. Мать вышла во двор и увидела, как над забором плывёт кухва. Она решила, что то балуют хлопцы, и вылила туда горячие помои.

С криком выскочил обожжённый дед. А в котле нашёлся лишь сор и грязь. С тех пор заклял дед внуков верить чёрту.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации художника Клодта к этому произведению. Так ли вы представляли себе заколдованное место? Попробуйте сами нарисовать или устно описать собственную иллюстрацию к этому рассказу.

Я не совсем так представляла себе заколдованное место, как его изобразил художник. Мне оно кажется более страшным.

Устное описание заколдованного места для 5 класса

Это кусок поля возле тёмного леса. Возле узкой тропинки стоит могильный холм, на нём горит свеча. Огромный камень лежит рядом с могилой, а дед орудует заступом.

Небо черно, нет ни звёзд, ни месяца, вокруг чёрные провалы. В могиле виден котёл. На котле сидит птичий нос. На макушке дерева сидит баранья голова. Из лесу выглядывает медведь. Перед могилой огромная гора. В ней раскрыты огромные алые провалы глаз. Кажется, она сейчас схватит маленького деда и сожрёт за милую душу.

Фонохрестоматия Гоголь "Страшная месть"

1. Прислушайтесь к голосу актёра, читающего описание Днепра. Стихи это или проза? Как меняется интонация актёра, эмоциональная окраска голоса с изменением состояния Днепра, о котором повествует Гоголь?

Описание Днепра написано прозой, но его можно назвать стихотворением в прозе.

В этом описании нет рифмы, зато присутствует протяжный ритм, делающий чтение почти пением.

Автор использует в описании много литературных приёмов, характерных для стихотворения: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Актёр красиво выделяет интонацией разные моменты описания. В начале его голос добродушный, восторженный, он любуется спокойными прибрежными водами.

Описывая середину реки, актёр добавляет в голос почтения, восхищения, уважения силой и величием Днепра.

Описывая ночной Днепр, актер словно рассказывает сказку, ведь этот отрывок напоминает её. Чего стоит рассказ о звёздах, удерживаемых Днепром, как стариком-великаном.

Описывая непогоду, голос актёра тревожно дрожит, тон повышается. Он пытается передать, как может быть страшен рассерженный старый Днепр.

2. Почему ощущение тревоги, передаваемое актёром, достигает наивысшей точки перед словами "и вышел из неё колдун"?

Появлению колдуна предшествует описание бушующего Днепра. Актёр нагнетает тревогу, говоря, что никто не решается плыть по реке в такую погоду. Он заставляет слушателя переживать о том, кто же в лодке, гадать, грозит ли путнику опасность.

Тревога, вызванная ощущением тайны, нарастает. Это кульминация эпизода.

Но появление колдуна разрушает тайну, исчезает тревога слушателя. За колдуна нет смысла волноваться и тревожиться.

Прочитать краткое содержание повести "Страшная месть", можно перейдя по ссылке.

Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.


Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.

Реальность: 1.Дед засеял баштат на самой дороге и перешел жить в курень; взял и нас с собой гонять воробьёв и сорок с баштату. 2.Чумаки проезжавшие мимо. 3.Встреча деда со старыми знакомыми. 4.Дед танцует. 5.Опкапывает камень со всех сторон. 6. Мать готовит галушки. Фантастическое: !.Перемещение с одного места на другое. 2. На могиле вспыхнула свеча, потом потухла. В дали загорелась другая. 3.Готовился поднести к носу табак, как вдруг над головою его "чихи"! 4.Разговоры животных. 5. Ходячая кухва.

Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.

Не могло быть фантастического попадания из одного места в другое, которое в обычной жизни невозможно найти, превращение пня в рожу чудища. Не может птичий нос отдельно от птицы клевать котел и говорить, баранья голова не может блеять с верхушки дерева. Не может говорить медведь. В этой истории дед спустя день попадает на то же самое место, а там все еще горит свечка. Свечка не может так долго гореть. В этой истории реальность соединяется с фантастикой.

Аватар

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.

Аватар

Странное и загадочное место становится центральным сюжетом повести. Его описание, а также события, происходящие здесь, определяют динамику развития сюжетной линии произведения. Автор выстраивает повествование так, что все события происходят вокруг этого непонятного места. Все персонажи и окружающий мир располагаются вокруг него, активно взаимодействуя между собой. Таким образом, заколдованное место выходит за рамки обычного участка территории. Оно выполняет функции полноценного персонажа, участвуя в сюжете на равных с рассказчиком и его дедом. Более того, нечистое место всячески подшучивает над кладоискателем.

Отличительная черта произведений Гоголя – это увлекательный сюжет, изложенный простым языком. Мораль повести очевидна – богатство не приходит ниоткуда, его надо заработать тяжким трудом. А чистые и светлые помыслы всегда побеждают нечистую силу, готовую на все, чтобы очередную душу загубить. Также автор акцентирует внимание читателя на том, что заколдованное место сыграло злую шутку не только с дедом, но и с другими людьми - казаками, засеявшими баштан.

Аватар

Реальное и фантастическое в повести существуют отдельно, но есть точка, в которой они смыкается. Это, так называемое, заколдованное место, которое случайно открыл для себя дед рассказчика. Фантастическая составляющая произведения особенна, так как соответствует фольклорным традициям. Как же взаимодействуют два противоположных плана?

Дед узнает очертания гумна их волостного писаря и голубятню, но понимает: здесь обитает черт. Могилка со свечкой подсказывает герою, что в ней спрятан клад. Как, ни странно, старик не пугается случившегося и удачно находит дорогу домой, да еще и собирается вернуться назад за кладом. Эпизод, где дед вернулся домой реалистичный. Даже внукам герой не рассказывает, где был и что видел.

Фантастическая линия сюжета снова выступает на первый план, когда дед с заступом возвращается к могилке со свечками. Правда, не сразу удалось ему попасть к черту. Как оказалось, обычным путем туда не пройдешь, только через заколдованное место на баштане.

Во второй раз чертово место кажется страшнее. И это не удивительно: согласно народным рассказам, черт всегда пытается запугать, кладоискателей. Возле могилы со стариком начинают твориться странные вещи: то кто-то невидимый чхает ему в лицо, как только герой достает табак, то птичий клюв, баранья голова и медведь повторяют все, что он говорит. Но дед только смеется над проделками нечистого и упорно делает свое.

Когда герой достает котел и несет его домой, то чувствует, как за ним гонится нечисть, чешет по ногам прутьями. Старик знает, что в это время оглядываться нельзя. Этот эпизод очень напоминает народные рассказы о том, как в ночь на Ивана Купала ходят за папоротником.

Читайте также: