Что в литературоведении понимается под определением лермонтовский человек кратко

Обновлено: 03.07.2024

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые люди, для которых мир, как и у героев Байрона, понимается как состоящий из двух частей. Но у Лермонтова это не грешный и праведный вариант, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

Одиночество, возведённое в абсолют

Лирический герой в стихотворениях Лермонтова резко негативно настроен по отношению к действительности и обществу своего времени. Изначально это проявлялось в непринятии человечества из-за низких моральных качеств и мелочности каждого человека. Эта точка зрения восходит к реализации романтических тенденций Жуковским. Но, в отличие от романтизма Жуковского, в художественной концепции Лермонтова оппозиция возникает не между героем и абстрактным миром, а между героем и живой, очень яркой реальной средой. Конфликт героя и окружения оказывается неразрешимым, герой остаётся непонятым. Отсюда возникает тема одиночества – пожалуй, самая важная для понимания творчества поэта.

В одноимённом стихотворении говорится не только об апатии, но и об упадническом состоянии других людей, которые могут разделить лишь радости жизни, а печали других им не нужны и не интересны:

Заключительные строки выводят ощущение тоски от непонимания обществом на новый уровень. Здесь достаточно ярко выражено несоответствие героя толпе, его уникальность, индивидуализм. Отрицание, неверие в возможность воплотить стремления, найти родственную душу – всё это воплощает в себе лирический герой поэзии Лермонтова. Стоит сказать, что одиночество не является идеальным состоянием. Несмотря на эскапизм, герой не обретает покой в одиночестве. Можно сказать, что его не устраивает ни одно из предложенных жизнью состояний, ему не комфортен ни один из вариантов побега от реальности (возвышение над миром, мысли о природе, свободе или сознательное отчуждение), но, как говорят, он выбирает из двух зол меньшее. Одиночество понимается и как награда, и как проклятие. Для лермонтовской лирики характерны максималистские отрицания, абсолютное противопоставление человека и мира, обусловленные романтическим восприятием действительности.

Здесь мотив чуждости звучит несколько иначе: лирический герой оказывается чужим не только реальному, но и ирреальному миру:

Одиночество демона здесь близится к абсолюту, так как ни в одном из миров он не может найти родственную душу: его сторонятся и люди, и музы. Образ демона появляется и в одноимённой поэме. Здесь лирический герой воплощает в себе концентрированное одиночество и бессмысленность существования; трагизм поисков счастья в земной жизни при стремлении к небу предстаёт трагизмом исканий личности переходной эпохи. Радостное биение жизни в ритме строфе делает равнодушие лирического героя ещё более страшным. Стоит сказать, что демон у Лермонтова не является злым духом, у писателя зло есть несбывшееся добро.

С 1830 года в стихотворениях поэта начинает появляться романтическая ирония, направленная на развенчивание романтических клише:

Каждое четверостишие оканчивается восклицательным предложением, которое не только придаёт особую интонацию тексту, но и организует, сгущает осознание вечной обречённости.

На пути к реализму

Так какой же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Лирическим героем называют образ автора в поэзии. Он отражает ценности своего времени и частично характеризует самого поэта, озвучивая мнение последнего по ряду актуальных и вечных вопросов. Написание сочинения на эту тему в старших классах позволяет произвести определённый срез творчества автора. Лирический герой Лермонтова интересен своей органичностью, и гармоничным изменением в соответствии с возрастом самого поэта.


Черты раннего героя

  • конфликт духовных и мирских идеалов романтизма Байрона;
  • противостоянием героя миру в его обобщённом значении в творчестве Жуковского;
  • раннее творчество Пушкина.

Черты лирического героя в ранних произведениях Михаила Юрьевича типичны для характера классических представителей романтизма. Среди них можно назвать:

  • верность возвышенным идеалам и их предпочтение обыденному;
  • идейный максимализм во всём: стремление к идеалу и жёсткое порицание несовершенства, от общества до Бога;
  • непонятый и непринятый одиночка: сближение с обществом неинтересно, как недостойное и поверхностное;
  • бунтарь и завоеватель жаждет дать бой и победить, отстаивать свои идеалы и менять мир к лучшему, искореняя несовершенство.

Постепенно, не находя совершенства и поддержки, он выгорает до безразличия, теряя смысл ко всему и вдохновение. Тема смерти звучит своеобразно: она представляется, как избавление от пустоты и одиночества, но не от апатии, которая неизлечима. Умирая, тело лишь догоняет давно умершую душу. Даже желания становятся бессмысленными, ничто не вечно. При этом осознанный отказ от всего вышеперечисленного не означает наслаждения им. Скорее, невозможность увидеть другой исход.

Отрицание и осмеивание романтической любви оказывается печалью по ней. Да, она бессмысленна и глупа, мимолётна, но в этом чувстве лирический персонаж очень жаждет познать взаимность. При этом лирик признаёт, что без негативных эмоций жизнь поверхностна, это много хуже уединения, но испытать их не может.

С течением времени максимализм продолжает обостряться — теперь персонаж становится везде чужим. Сверхъестественные убеждения, характерные для романтизма, находят выражение в образе демона, появившемся в соответствующей поэме и стихотворении. Демона не трогают земные горести и радости, а внеземные ему недоступны.

Романтический герой М. Ю. Лермонтова

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов – красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, “полным ярости”.

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего

В этом плане значительны стихотворения “Новгороду” и “Последний сын вольности”, в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов – новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков. В поэме “Последний сын вольности” Лермонтов обращается к драматическим моментам новгородской истории. Новгород пал под натиском

Пред властию чужой Склонилась гордая страна, И песня вольности святой… Уже забвенью предана.

Однако группа уцелевших воинов полна решимости продолжать борьбу. Среди них – отважный витязь Вадим, которого Лермонтов наделяет всеми атрибутами романтического героя; порабощение Родины, несчастная любовь, а затем и гибель любимой взывают в нем к отмщению. Проникнув на пир к Рюрику, он вызывает его на бой:

Поединок закончился гибелью Вадима:

Он пал в крови, и пал один – Последний вольный славянин.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в “Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Белинский писал по поводу этой поэмы: “Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее… проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа”.46 Тема борьбы за независимость Родины – одна из излюбленных тем лермонтовского творчества – особенно ярко освещается она в “кавказском цикле”. Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов – дикая величественная природа его противопоставлялась “неволе душных городов”, “жилище вольности святой” – “стране рабов, стране господ” николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа.

Так, герой повести “Измаил-бей” отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы “Мцыри”. Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне:

“Я знал одной лишь думы власть, – признается он перед смертью, – Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы.

Где люди вольны как орлы…”.

Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и “мятежной жизни”, к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия – повышенной эмоциональностью, “пылом страстей”, высоким лирическим пафосом, любовью как “страстью сильнейшей” – они несут в себе приметы времени – скепсис, разочарование.

Это качество как самого поэта, так и его героев очень тонко подметил Огарев, так определивший это двойственное восприятие жизни Лермонтовым: “гениальной впечатлительностью понимая всю прелесть жизни и постоянно сознавая себя лишним человеком в этом мире, где ему душно, как в тюрьме или монастыре, и откуда ему хочется вырваться на простор и на дикую волю”.

Из двойственности и разочарованности рождается новое качество романтического героя Лермонтова – демонизм. Демон становится излюбленным персонажем еще юношеской поэзии Лермонтова и сопровождает ее расцвет. Образ его отмечен “печатью роковой”:

Душой измученною болен, Ничем не мог он быть доволен, Все горько сделалось ему. И все на свете презирая, Он жил, не веря ничему И ничего не признавая.

“Демонизм” в поэзии Лермонтова был порожден драматическим столкновением идеальных порывов с действительностью. Результатом этого столкновения являлись разочарованность, озлобленность, отверженность. Но подобная трактовка сильной личности, стремящейся к свободе, обусловливалась особенностями эпохи.

Зрелость персонажа

Каков же поздний лермонтовский герой? Он продолжает противопоставляться современникам, влачащими покорное пустое существование. Они чужды друг другу, но, как и свойственно повзрослевшему человеку, герой становится мягче, его уже можно описать как либерала. Он всё ещё не разделяет ценности общества, но более не борется за справедливость. Одиночество всё ещё делает ему больно, но принятие этой боли стало привычным спутником жизни, платой за иное мышление.

Лирический персонаж не забыл о своих идеалах, он всё ещё не принимает общество, а оно — его. Он по-прежнему одинок. Всё ещё бессмысленны стяжательство и социальные отношения, зачем размениваться на непостоянное.

Приходит смирение с тем, что конфликт с миром в принципе неразрешим и теперь существует лишь жажда покоя.

История создания

Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжил тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.

Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.

Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.

Краткая характеристика

Своеобразие лермонтовского образа в том, что он растёт и развивается вместе с самим поэтом, он — не просто характеристика для определённого произведения, а единый целостный психологически выверенный персонаж.

Понятно, почему лирик не даёт ответа, какой же путь к идеалу. Если бы не безвременная гибель Михаила Юрьевича, лирический герой поэзии Лермонтова, безусловно, развивался бы дальше, найдя, наконец, внутреннюю гармонию, позволяющую увидеть и оценить гармонию окружающего несовершенного мира.

Лирический герой в поэзии Лермонтова

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня .

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта. Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам. В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Истоки лермонтовского творчества

Многие исследователи говорят о том, что корни тематики и проблематики творчества Лермонтова следует искать в его детстве. Он не познал материнской любви, воспитывался своей строгой бабушкой, отсюда такие проблемы в творчестве писателя, как непонимание и одиночество. Данный мотив усиливается еще больше в связи с увлеченностью автора творчеством писателей-романтиков. Если В. А. Жуковский опирался на романтизм немецкий, то Лермонтову интереснее был английский романтизм, главным образом в лице поэта Байрона. Лирический герой Лермонтова в чем то схож с байроновским: он такой же одинокий, ищущий, стремящийся вырваться из мира реальности.

Специфика романтизма в творчестве Лермонтова

Романтизм как литературное направление возникает на почве разочарования во французской революции. Люди, стремящиеся к свободе, равенству и братству, не достигли того, чего хотели. Именно поэтому герои романтических произведений не бывают счастливы.

Лирический герой в лирике Лермонтова

Эволюция творчества и лирический герой

Уже в юношеских стихотворениях поэта возникает тема одиночества. Лермонтов чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире.

Один среди людского шума

Возрос под сенью чуждой я…

В этих печальных, горьких строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Позже была неразделенная любовь. И снова — беспросветное одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими.

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостной склониться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!

Поэт как бы постепенно свыкается со своей участью одинокого скитальца, и он уже не мыслит себя с близкими ему людьми.

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом.

Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью, он болезненно реагировал на все. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски, а порой он тяготится привычным ему одиночеством.

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье — все готовы —

Никто не хочет грусть делить.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Парус становится символом одиночества и вечного стремления вперед на поиски неведомого мира. Но поиски эти тщетны, как тщетна и попытка обрести свободу и покой. Парус по-прежнему как бы отстранен от радостных красок, ему не удается слиться со стихией.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят — все лучшие годы!

Один я здесь, как царь воздушный,

Страданья в сердце стеснены,

И вижу, как судьбе послушно

Года уходят, будто сны…

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть,

Я ищу свободы и покоя

Я б хотел забыться и заснуть!

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

Лирика Лермонтова — это исповедь бесконечно одинокого человека, исповедь одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности.

Почему Лермонтов выбирает именно этот образ? Потому что утес силен и крепок. Над ним не властны стихии, он могуч. И потому что утес не связан с горной цепью, он одинок, он выделяется на фоне общего пейзажа. И вот тучка заночевала у него на груди. Она дала ему надежду на дружбу, но на утро покинула его. И этот могучий исполин остался плакать в бесконечной пустыне. В стихотворении нет ярких метафор, сравнений, оно абсолютно небольшое по объему, но в нем наиболее ярко воплотился поэтический дар Лермонтова.

Лирический герой Лермонтова Лермонтов М. Ю

Сочинение о лирическом герое Лермонтова

Герои лирических произведений, их внутренние качества, мышление и действия различаются у разных поэтов и зависят от личного мировоззрения.


Образ лирического героя меняется с созреванием новых идеологий, обогащением личного и творческого опыта его создателя. Лирический герой поэзии Лермонтова характеризуется особой внутренней неделимостью и монолитностью. Как правило, герой совсем одинок и отличается от большинства окружающих его людей. Постоянное странствие по миру — это его судьба. К жизни подальше от людей лирического героя побуждает как собственная воля, так и вынужденные обстоятельства.

Ключевая сцена — это сражение с барсом, который олицетворяет волю, силу и свободу. Поэтому он не в состоянии одолеть Мцыри, в котором живут самые неистовые силы. Финал поэмы подтверждает, что вырваться из реального мира лермонтовскому герою не удастся, ведь Мцыри погибает. Почему Лермонтов выбирает в качестве места действия именно Грузию? Во-первых, эту историю он услышал, проезжая мимо одного из грузинских монастырей, а во-вторых, потому что природа Кавказа и жизнь кавказского народа ему очень импонировали. В кавказцах Лермонтова привлекала жажда жизни и свободы, сила характера.

Лермонтовская энциклопедия ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛЕРМОНТОВА

По первой букве

0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ ЛЕРМОНТОВА

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ

См. также Лирика; Мотивы.

Образ демона

Лирический герой в стихах о любви

Безусловно, любовная тематика — одна из центральных в творчестве любого поэта. У Лермонтова любовь также окрашена в мрачные тона. Лирический герой в лирике Лермонтова раннего периода испытывал к своей возлюбленной чувство, среднее между любовью и ненавистью. Он обвиняет ее в непонимании, в жестокости, неумении любить. У Лермонтова было много объектов, кому он посвящал свои стихи.

Специфика любовной лирики меняется после того, как Лермонтов встретил Варвару Лопухину. Это были настоящие взаимные чувства. Но родные Лопухиной были против ее брака с молодым и бедным стихоплетом. Теперь в стихах не было упреков и обвинений, было лишь разочарование и мысль о том, что любовь — это трагедия.

Лирический герой в поэзии Лермонтова

Лирический герой в поэзии М. Ю. Лермонтова

Лермонтов начинал как романтик, подражал в стихах Пушкину и Байрону. Он позаимствовал многие пушкинские образы, но развил их совершенно особенным образом, отличным от манеры Пушкина.

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня .

Герой поэзии Лермонтова смел и вольнолюбив, он жаждет нового, он романтик. Но увлечение романтизмом — отражение не жизненного, а духовного опыта поэта. Лирический герой предстает как герой своего времени, он выражает в себе самые важные черты целого поколения, он — образ поколения, он узнаваем и нужен современникам. В лирическом герое всегда есть черты, свойственные многим людям, в какое бы время они ни жили. А лермонтовский герой становится нужен не только современникам, но и последующим поколениям.

Лирический герой Лермонтова уникален. Он удивительно цельный, это единая личность, проходящая через всю лирику поэта. Не каждый поэт может похвастаться этим, даже у Пушкина лирический герой меняется на протяжении творческого пути.

Мир лирического героя Лермонтова составляет постоянная и напряженная борьба полярно противоположных начал:

  • он мечтает о свободе, но в тоже время говорит о ее отсутствии;
  • он хотел бы любить, но любовь трагична;
  • хотел бы почувствовать единство с миром, а вместо этого бросает вызов обществу;
  • хотел бы почувствовать себя частью жизни, но ощущает глубочайшее одиночество;
  • хотел бы ощутить единство с миром природы, но понимает, что человеку нет места в ее гармонии;
  • постоянно чувствует стремление к вере и обращается к поиску Бога, но и здесь его ждет разочарование.

Мотив одиночества очень силен в творчестве Лермонтова. Лирический герой обречен быть одиноким в любви, ведь он в ней разочарован:

Любить… но кого же. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Но остался влажный след в морщине Старого утеса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко

И тихонько плачет он в пустыне.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой: —

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Печорин

Творчество поэта всегда состоит из его личных переживаний, чувств и эмоций, и читая чью-то поэзию, читатель проникается всем, что было вложено в слова, если это написано по-настоящему искренне. Подобное можно сказать, о каждом признанном стихотворце, и в том числе о Лермонтове. Лирический герой этого поэта зачастую является копией самого автора, поэтому при чтении его стихов можно открыть автора совершенно по-новому.

Образ лирического героя

Поэзия в жизни Лермонтова

Поэзии какого бы то ни было автора свойственно быть его решением внутреннего конфликта; написанием различных сочинений поэт может освободить себя от скопившегося груза впечатлений, мыслей и прочих рассуждений.

Лирический герой лермонтова

Лирика становится неотъемлемой частью человека, сочиняющего стихи — для него это в итоге оказывается единственным способом отойти от обыденной рутины и скучной жизни, найти, хотя бы ненадолго, то самое желаемое душевное спокойствие.

Лермонтовская поэзия, в этом случае, выделяется некоторыми особенностями, которые стали прорывными и новаторскими в его время. Лермонтов не боялся вынести на оценку публики свои неразрешимые внутренние столкновения и открыть душу. В этом автору, конечно, на помощь приходит некий лирический персонаж, который всегда, в любом произведении является олицетворением самого поэта, его мыслей и чувств, ведь лирика это и есть своеобразное отражение его души.

Предназначение лирического героя

Герой поэзии лермонтова

Если, например, делать характеристику какого-либо героя поэзии, то можно очень быстро прийти к каким-то чертам, близким самому автору, творцу этого героя. Всё как раз потому, что этот самый герой и есть автор, который, благодаря поэзии, может общаться с читателем практически напрямую. Это и многое другое Михаил Лермонтов использует в своём творчестве, дабы читатель мог лучше его воспринимать и, чтобы самому быть с читателем как можно ближе.

Своеобразие лермонтовской романтики

Лирический герой в поэзии лермонтова

Лирический герой поэзии Лермонтова, как и его творчество были неординарными и смелыми. Поэт не боялся быть откровенным и писал обо всём, что его тревожило, не загоняя себя в рамки цензуры. За свою жизнь он успел написать огромное число стихотворений, но делать анализ каждого из них не требуется, достаточно рассмотреть наиболее значимые как для читателя, так и для самого автора.

Лирический герой поэзии лермонтова

Каждое стихотворение имеет свои неповторимые особенности, в каждом из них Лермонтов раскрывается как-то иначе, по-новому. В том числе, это касается и героя поэзии, который везде разный — он может быть кем угодно, от реально действующего лица до безликого рассказчика.

Авторский облик

Получается, что если лирический герой — отражение самого автора в произведении, то нетрудно сделать вывод, что этот персонаж будет меняться от сочинения к сочинению и с течением времени приобретать другие черты характера или, вообще, представать другим, новым человеком. Герой поэзии Лермонтова прошёл огромный путь от романтически настроенного юноши-максималиста до отчужденного и одинокого зрелого мудреца.

Охарактеризовать как-нибудь общо героя Лермонтова достаточно трудно. В каждом произведении он представляется по-разному, олицетворяет разные состояния самого автора. Однако, если обратить внимание на то, какие черты характерны для лирического героя Лермонтова, следует выделить следующее:

Какие черты характерны для лирического героя лермонтова

Пустующий духовный мир

Печорин лермонтов

Читайте также: