Проект для старшей группы детского сада зимующие птицы

Обновлено: 04.07.2024

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст: 6 - 7 лет.

Участники: педагог, дети и родители подготовительной группы.

Этапы проекта

1 этап – подготовительный

  • обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
  • создание необходимых условий для реализации проекта;
  • перспективное планирование проекта.

2 этап – основной (практический)

  • внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
  • продуктивная деятельность детей.

3 этап – заключительный

Реализация проекта

1 этап

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2. Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников

3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.

Ожидаемый результат:

1. Расширение кругозора детей о зимующих птицах.

2. Улучшение предметно-развивающей среды.

2 этап

Основной (практический)

Работа с родителями:

3 этап - заключительный

- Оформление результатов проекта в виде презентации,

В акции приняли участие: дети подготовительной группы, старший воспитатель Пузанова И.Н., воспитатель Соловьева Н.В., родители воспитанников.

На территории ДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.

В период проведения акции проводилась следующая работа:

  • Ежедневное кормление птиц;
  • Наблюдение за их поведением;
  • Использование разных кормов;
  • Учет количества птиц, их видов.

Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.

Материал будет полезен педагогам, реализующим в своей работе технологию проектной деятельности.
Вид проекта: информационно - творческий
Срок реализации: одна неделя (15 января -21 января)
Возраст детей: 5-7 лет

Проблема проекта:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании зимующих птиц лесов Хабаровского края. Нет экологических знаний о зимующих птицах, не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Причины проекта:
Недостаточно высокий уровень использования разнообразных форм работы с детьми по ознакомлению с зимующими птицами. Отсутствие интереса родителей к воспитанию у детей бережного гуманного отношения к живому миру.

Актуальность проекта:
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Ведь именно птицы, окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта:
Сформировать целостное представление о зимующих птицах Хабаровского края, их характерных отличительных признаках. Создавать условия для развития творческих и познавательных способностей детей в процессе реализации проекта.

Задачи проекта:
Образовательные:
1. Дать представление детям о зимующих птицах Хабаровского края, их видами и особенностями.
2. Научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.
3. Обогащать представление детей о зимующих птицах, об особенностях существования птиц в сообществе (в лесу, парке, городе, о взаимодействии человека и природы).
Развивающие:
1. Расширять, обогащать и активизировать словарь детей, (зимующие птицы, сорока, синица, снегирь, воробей, ворона, клест, красногрудый, желтогрудый, длиннохвостая).
2. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о зимующих птицах.
3. Повысить уровень знаний детей о птицах родного края, а также формировать экологическую культуру.
Воспитательные:
1. Вызвать интерес детей к явлениям природы, формировать заботливое отношение к зимующим птицам и окружающей природе.
2. Воспитывать умение внимательно слушать сверстников и педагогов.

Формы работы:
- групповая;
- подгрупповая;
- индивидуальная;

2 этап – основной (практический)
1) внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
2) продуктивная деятельность детей.

Мероприятия и задачи.

Трудовая деятельность: подкармливание птиц, чистка кормушек
Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок. Предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда. Поощрять стремление заботиться о птицах.

В ходе проекта достигнуты определенные результаты
1. Дошкольники узнали, как птицы готовятся к зиме, чем они питаются.
2. Сформировалось у детей обобщенное представление о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, о приспособленности птиц к жизни в зимнее время года.
3. Обогатился словарный запас детей по теме.
4. Научились составлять небольшие описательные рассказы о зимующих птицах с помощью алгоритма.
5. Проявилось постоянное желание детей помогать заботиться о птицах зимой.
Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы.
Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами.

В период проведения акции проводилась следующая работа:
Ежедневное кормление птиц;
Наблюдение за их поведением;
Использование разных кормов;
Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
Синицы – 15;
Воробьи – 20;
Вороны – 5;
Голуби – 10;
Сороки – 7.
В результате проведенной работы дети узнали:
Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
Как различить птиц по окраске;
Какие корма предпочитают птицы.

Были сделаны следующие выводы:
Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
В ветреные дни птицы не прилетают;
Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
Воробьи, голуби, прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – поодиночке;
Кормушку посетили 5 видов птиц;
За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

II. Оценка результатов
1. Знают ли о повадках зимующих птиц наиболее распространенных в нашей местности?
2. Знают ли особенности поведения, среду обитания, чем питаются, где и как находят корм?
3. Умеют ли выделить отличительные признаки птиц, которые прилетают к нам зимовать?
4. Относят ли птиц к живым существам и по каким признакам?
5. Знают ли перелетных и зимующих птиц?
Показатель не сформирован (нс)- ребенок не дает подробный ответ, не может объяснить свою точку зрения, не устанавливает связи.
Показатель в стадии сформирования (всф) – ребенок дает ответ, объясняет свою точку зрения, устанавливает связи с помощью педагога и наводящих вопросов.
Показатель сформирован (сф)- ребенок дает подробный ответ, объясняет свою точку зрения, устанавливает связи самостоятельно или с небольшой помощью педагога.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: старшая группа (5-6лет)

Актуальность проекта:человек видит и слышит птиц каждый день. Сложно себе представить, что их не станет. Роль пернатых в экосистеме очень велика. Птицы являются верными защитниками растительности от вредителей.

Зима - трудное время для птиц. Большое количество пернатых гибнет зимой от нехватки корма (ягод, семян, насекомых).Поэтому мы, педагоги, совместно с родителями, решили углубить знания детей о зимующих птицах, об их повадках, образе жизни, дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой, создать условия для общения ребёнка с миром природы.Очень важно пробудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Проблема: Можно ли каким-то образом помочь птицам выжить зимой, подружиться с ними?

Цель: Формировать у детей представление о многообразии зимующих птиц; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в природе; роли человека в жизни птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Задачи проекта:

Для детей:

  • Обогащать и углублять представления о зимующих птицах нашего края.
  • Способствовать развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.
  • Обобщить знания детей, полученные при наблюдении за повадками птиц.
  • Развивать творческие и интеллектуальные способности детей.
  • Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Для педагогов:

  • Способствовать расширению представлений детей о зимующих птицах нашего края
  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
  • Развивать познавательные способности детей в исследовательской и творческой деятельности; активизировать детей на совместное принятие решений в ходе работы над проектом, активизировать словарь детей.
  • Создать условия для развития интеллектуальных, коммуникативных умений.

Для родителей

  • Проводить совместные прогулки с детьми в лес (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
  • Способствовать развитию творческого потенциала родителей с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
  • Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
  • Привлечь родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
  • Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе.
  • Подкармливая птиц, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
  • Партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Форма проведения итогового мероприятия проекта:

Продукты проекта :

Обеспечение:

– картинки, иллюстрации с изображением птиц;

– художественные произведения – рассказы, сказки, стихи и загадки о птицах;

- аудиозапись с голосами птиц.

Основные этапы реализации проекта:

1.Работа с детьми:

1.Подготовительный:

а) Выявление первоначальных знаний детей о зимующих птицах

б) Информация родителей о предстоящей деятельности.

в) Планирование работы

г) Формирование тем для занятий

и) Настольный театр, плоскостной театр.

Основной этап:

Совместная деятельность детей и воспитателя:

Познавательное развитие

Цель: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, кочующие, зимующие)

Проблемная ситуация:

Цель:Закрепить знания детей о зимующих птицах, повторить название и строение птиц, конкретизировать представления детей о месте обитании зимующих птиц,дать элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой, обогатить словарный запас слов по данной теме.

Опытно-экспериментальная деятельность

Цель: Расширить знания детей о птицах, о том, зачем им нужны перья, на что они похожи, какую роль играет перо в жизни птиц.

Наблюдение засиничками.

Цель: Закреплять знание дней недели, зимних месяцев. Уточнить представление детей о зимующих птицах. Развивать речь детей. Воспитывать любовь к природе.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о жизни зимующих птиц. Учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения, что птиц надо подкармливать. Развивать интерес к природе.

Целевая прогулка по участку д/с

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Цель: Выяснить, какой корм птицам нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света

Речевое развитие:

Цель: Учить составлять рассказ о зимующих птицах, использовать слова: зимующие, корм, кормушки.

Чтение художественной литературы:

Загадки про зимующих птиц

Чтение пословиц и поговорок

Художественно-эстетическое развитие

Рассматривание репродукций, иллюстраций о птицах.

Рисование:

Снегири на ветке.

Птицы на кормушке.

Лепка:

Аппликация:

Ручной труд:

Угощение для птиц

Социализация

Дидактические игры и упражнения:

Цель: закрепить знание пословиц и поговорок о птицах

Цель: учить различать и назвать перелетных и зимующих птиц

Цель: закреплять знания о том, чем питаются зимующие птицы

Цель: закрепить знания о зимующих птицах.

Сюжетно-ролевые игры :

Цель: учить детей совместномусюжетосложению, подбирать атрибуты, строить диалоги.

Театрализованная деятельность.

Цель: Развивать в детях творческие способности по составлению сказки, воспитывать любовь к природе через художественное слово.

Труд:

Чистка кормушек, подкормка птиц.

Цель: воспитывать заботливое отношение к птицам.

Физическое развитие

Подвижные игры:

Цель: учить правила игры, совершенствовать основное движение бег, не наталкиваясь друг на друга, развивать диалогическую речь.

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать их быстро действовать по сигналу воспитателя, развивать ориентировку в пространстве,воспитывать дружелюбие.

Цель: упражнять детей в спрыгивании с возвышенности, действовать по сигналу, воспитывать дружелюбие.

Пальчиковая гимнастика:

Покормите птиц зимой.

Цель:развивать через художественное слово мелкую моторику рук.

Списокхуд.литературы для детей о птицах.

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

У детей сформированы определенные системы природоведческие знания, позволяющие осознать единство всей природы и место человека в ней.

Обогатилась предметно-развивающая среда в группе: была собрана картотека с иллюстрациями, стихотворениями, рассказами, загадками, презентациями о зимующих птицах;

Сформировалась система знаний о зимующих птицах, гуманное отношение к природе, интерес и любовь к родному краю;

дети научились самостоятельно решать экологические задачи и находить решения в сложных ситуациях;

Для педагогов:

1.Реализация основной цели проекта, ее полное отражение в проекте.

2.Систематизация знаний детей о зимующих птицах.

3.Развитие у детей коммуникативных навыков, умение работать в команде.

Для родителей:

Родители вместе со своими детьми приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и стали принимать активное участие в жизни группы и детского сада.

Заинтересованность родителей в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Активное участие родителей в реализации проекта.

Установление эмоционального контакта с детьми.

Итог проекта.

Заключение:

Проект осуществлялся в форме включения детей в разнообразные виды художественно-творческой, познавательной и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной познавательной, художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые и художественно-творческие способности детей.

В процессе работы над проектом родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный (1 неделя).

Актуальность проекта: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи:

Реализацию проекта осуществила в три этапа:

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

II этап – основной (практический).

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.

III этап – заключительный.

Накануне выходных родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:

1. Рекомендации на совместные прогулки.

  • Совместно с ребенком сделать кормушку.
  • Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.

2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.

3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.

4. Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах, принести книги в детский сад.

5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

I. Игровая деятельность:

  1. Дидактические игры.
  2. Сюжетно-ролевые игры.
  3. Театрализация.
  4. Подвижные игры.
  5. Упражнения на дыхание.
  6. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

II. Познавательная деятельность:

  1. Формирование целостной картины мира.
  2. ФЭМП.

IV. Решение проблемной ситуации.

V. Наблюдение за птицами зимой.

IX. Художественное творчество:

  1. Рисование.
  2. Лепка из пластилина.
  3. Аппликация.

XI. Работа с родителями.

Развёрнутое содержание реализации проекта изложено в презентации.

Конкретные ожидаемые результаты.

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Приложение: Презентация.

  • Минчукова Ирина Владимировна
  • 11 января 2013
  • 57298
  • 22

Получайте бонусные рубли за вашу активность!

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими друзьями.

Похожие публикации

Комментарии ( 22 )

Ирина Николаевна 11.01.2013 в 22:00 +1

Уважаемая Ирина Владимировна! Ваш проект подкупает продуманностью, последовательностью, чёткостью. Казалось бы, тема обычная, содержание работы тоже, но очень хорошо прослеживается взаимодействие воспитателя, детей и родителей, очень наглядны результаты - представленные в презентации рисунки, аппликации детей. Отмечаю также аккуратность презентации и не могу не отметить, на мой взгляд, очень удачный эпиграф к проекту. Словом, отлично (хотя есть немногочисленные грамматические недочёты!). Желаю успехов и новых инициатив!

Минчукова Ирина Владимировна 12.01.2013 в 17:50 +1

Ирина Николаевна, большое спасибо за комментарий к моей работе, очень приятно! Спасибо!

Елена Ивановна

Елена Ивановна 12.01.2013 в 17:14 +1

Ирина Владимировна! Очень яркая презентация! Подробное описание проекта - прям как обучающее пособие. Большая проделана работа с детьми, родителями. Вам 5 баллов! Познакомьтесь, пожалуйста, с моим опытом работы.

Минчукова Ирина Владимировна 12.01.2013 в 18:04 +1

Елена Ивановна, спасибо за комментарий и отличную оценку!

Стародомская Татьяна Федоровна 12.01.2013 в 17:54 +1

Уважаемая Ирина Владимировна, работа у Вас замечательная. Очень интересная и яркая презентация. Удачи Вам! И Ваша оценка 5! Буду очень рада видеть Вас у себя на конкурсной страничке.

Минчукова Ирина Владимировна 12.01.2013 в 18:35 +1

Татьяна Федоровна, спасибо за комментарий и оценку!

Амосова Светлана Александровна 14.01.2013 в 09:45 +1

Уважаемая Ирина Владимировна, грамотно оформленный методический материал. Реальные результаты работы. Оценка 5! Приглашаю Вас к себе.

Минчукова Ирина Владимировна 14.01.2013 в 18:23 +1

Светлана Александровна, благодарю за комментарий!

Надежда Петровна 19.01.2013 в 01:43 +1

Удачи в конкурсе!

Ануфриева Ирина Викторовна 19.01.2013 в 22:08 +1

Ирина Владимировна, замечательный проект, хорошо разработанный, чудесная презентация. Беру для своих педагогов в копилку, а Вам 5!

Олеся Викторовна 22.01.2013 в 05:36 +1

Уважаемая Ирина Владимировна. Преклоняюсь перед работниками ДОУ. Ох уж и нелегка ваша работа! Творческий проект великолепен.
Подробно описаны этапы, хорошая презентация. Моя оценка 5. Жду вас у себя, может мои технологии пригодятся и вам !

Анна Андреевна 25.01.2013 в 21:51 +1

Уважаемая Ирина Владимировна!Мы молодцы! Большая, трудоёмкая работа,проделана вами, видна заинтересованность деток и родителей!очень хорошая презентация. С вашего разрешения беру себе на заметку. А вам пятерка. Приглашаю Вас ознакомиться с моим проектом.

Читайте также: