Как в записках охотника представлены поэзия и проза русской жизни кратко

Обновлено: 02.07.2024

2.1 Пейзаж как средство раскрытия особенностей русского национального характера………………………………………….

2.3 Характеры помещиков в тургеневском цикле……………….

Список использованной литературы……………………………………

Принято считать, что не представляется возможным выразить в однозначных определениях русский характер. Он составляется из характеристических черт очень многих представителей русской народности, русской культуры на протяжении веков, если не целого тысячелетия. Его невозможно вычленить механически, вычислить статистически.

В настоящее время в отечественном литературоведении концепция национального характера и способов его воплощения является одной из наиболее актуальных научных проблем.

В работах литературоведов рассматривается интересующая нас проблема русского национального характера, в первую очередь осуществляется попытка указать характеристические черты, составляющую его сущность.

В работе C.B. Шешуновой [10] осмысливается концепция национального образа мира в русской литературе XIX-XX веков.

Художественные формы воплощения русского национального характера на материале прозы XIX в. были освещены в исследовании Е. В. Барашковой [11] . Русский национальный характер рассматривается сквозь призму эстетики национального быта [12] , национальной идентичности [13] .

Поставленная цель предполагает решения следующих задач :

- определить функции пейзажа в раскрытии русского национального характера;

- рассмотреть, каковы особенности женского русского национального характера;

Теоретическая ценность работы состоит в том, что ее результаты призваны дополнить и уточнить представления об арсенале изобразительно-выразительных средств одного из крупнейших русских писателей-реалистов, обратившегося к изображению русского национального характера.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее теоретических положений, конкретных материалов и выводов исследования преподавателями вузов при чтении лекций по теории и истории русской литературы XIX в., при составлении методических пособий и рекомендаций, при подготовке факультативных курсов и курсов по выбору, при написании докладов, рефератов.

Методы исследования: сравнительный, историко-литературный, типологический.

Структура работы . Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

По мнению К.П. Храмцовой, произведение оказывает нравственное воздействие на читателя. Оно глубоко по содержанию и совершенно по форме. Автор работы выделяет особенность описаний крестьян, которая наполнена любовью к смиренному, покорному судьбе человеку. [23]

Рассказчик повествует о своих случайных встречах и беседах с многочисленными героями, сопровождая рассказ зарисовками природы, беглыми характеристиками народного быта, нравов, тем самым раскрывая перед читателем особенности характера русского крестьянина.

В.В. Голубков отмечает, что композиция рассказов зеркальна. Предыстория, часто сопровождаемая пейзажной зарисовкой, далее – знакомство с новым героем: портрет, история жизни, беседа с ним [28] .

Э. А. Шубин считает, Тургенев учёл опыт физиологического очерка и использовал в построении сюжета: характерная для новеллы острая динамика действия сменяется уточняющим описанием явления, портрета, пейзажа. Интрига вытесняется бытовыми сценами реальной повседневности людей. [47]

Тургенев наследует характерное для физиологического очерка стремление к типизации героев, но поднимает его на новый уровень – от схематического портрета социального слоя, обусловленного средой, имеющего обобщенный характер, автор движется к раскрытию индивидуальности каждого из героев вне зависимости от его социальной принадлежности. [51]

  • за каждым рассказом закреплено определённое место;
  • общность героев: рассказчик выступает связующим звеном между всеми произведениями, два рассказа посвящены Чертопханову и Недопюскину, в нескольких рассказах встречается упоминание о Ермолае;
  • рассказы имеют идейное и тематическое единство: истории рассказывают о жизни помещиков и крестьян.

Основная мысль “Записок охотника” заключается в формировании тургеневской концепции русского национального характера и выделении его характеристических черт: недоверия к бурным страстям и порывам, мудрого спокойствия, сдержанного проявления духовных и физических сил, трудолюбия, глубокой веры.

2.1. Пейзаж как средство раскрытия особенностей русского национального характера

Своего рода изгнанником предстаёт перед читателем лесник Бирюк, но он, кроме прочной связи с природой, обладает ещё и твёрдостью характера, обусловленной его должностью. Твердость характера, верность долгу являются чертами, присущими русскому национальному характеру.

Симпатии автора остаются на стороне романтиков: его постоянный спутник – охотник Ермолай, да и сам рассказчик, несомненно, близок этой группе героев.

Итак, от описаний природы И. С. Тургенев ведёт читателя к пониманию изображенных характеров, создаёт цельный образ и раскрывает доминирующую черту русского характера – близость к природе. Природа для Тургенева – среда, где живёт русский человек, именно поэтому исконно русские характеры проявляются только на фоне пейзажа.

Поиск национальных черт, присущих для русского человека, приводят писателя к характерам – ярко выраженным индивидуальностям.

Обратимся к судьбе Матрёны Куликовой. Судьба её трагична. Помещик, Петр Петрович Каратаев, полюбил её, крепостную девушку. Матрёна умна, красива, добра. Каратаев предпринял попытку выкупить её у хозяйки, но помешала барская бессмысленная жестокость.

Нравственная мощь русской женщины находит художественное выражение в сильном и глубоком чувстве любви, в естественной человеческой потребности — получать наслаждение от красот природы.

Сравнивая портрет Лукерьи с иконой, Тургенев подчёркивает, как близки они внешне: величие и красота лиц святых воплощена в лице русской крестьянки.

Святость Лукерьи не только во внешнем облике, святость Лукерьи в смирении. Смиренно, подобно святым, принимает она болезнь и одиночество, неудавшееся личное счастье: ни слова жалобы или ропота.

Отвечая на вопросы охотника, торопясь поделиться с нечаянным слушателем накопившимися думами, Лукерья охватывает и передаёт в целом свою жизнь в немногих её радостях и, в сущности, излагает историю своей души.

Будучи навеки прикованной к постели тяжёлым недугом героиня рассказа мечтает не о своем избавлении от страдания, а о том, как облегчить участь крепостных.

Сочетание в одном человеке образа высохшей мумии, который сменил собою былую красоту, с живою судьбою этой женщины, сумевшей сохранить в себе всё богатство поэтического восприятия мира, даёт нам обобщённый образ русского национального характера, образ народа, находящегося в рабском положении.

Здесь можно говорить о метафоре: прикованная к своему ложу Лукерья, и русский мужик, прикованный к земле своего барина.

Стоит обратить внимание на то, что в рассказе раскрываются некоторые черты народной пассивности. В речах Лукерьи многое благостно и умильно. Забытая всеми умирающая Лукерья виновата в своей болезни сама: послышался ей ночью голос любимого, она оступилась и упала с рундучка…

О том, что в любой момент Маша готова постоять за себя, говорит случай, где Маша отказывается петь. Она твердо говорит Чертопханову:

…– я петь не стану.

— Э, пустяки, захочется, коли…

— Что? — спросила Маша, быстро наморщив брови.

— Коли попросят, — договорил Чертопханов не без смущения [103] .

И Чертопханов, несмотря на свой вздорный, вспыльчивый характер, не посмел приказать, зная непокорный нрав Маши, которая одним движением бровей показала, что в таком тоне с ней говорить непозволительно.

Так писатель своеобразно определяет эту национальную черту своей героини.

Любовь для Маши не просто страсть. В любви – нравственное начало. Для Маши это чувство имеет глубокий нравственный смысл, поэтому она не может остаться с Чертопхановым. В нравственной чистоте заключается ценность этого образа. Маша покидает Чертопханова, она его не любит, но, уходя, старается не задеть его самолюбия. В последнем объяснении с Чертопхановым подчеркивается ум, осторожность и решительность героини.

Автор как бы говорит нам, что соединение противоположных чувств или столь же различных качеств в самом характере человека проявляются в поступке, в деянии. И Ольга нашла своим томлениям исход.

Уездный лекарь – главный герой рассказа – повествует о трагической любви умирающей Александры Андреевны. Ей 25 лет, она умна, очень красива, образована, начитана, получила отличное воспитание. Болезнь приковала её к постели. Девушка уже примирилась с нею, но её мучит и волнует сознание того, что она умирает, не испытав счастья взаимной любви. Судьба столкнула её с уездным лекарем. За три дня до смерти, уже уверенная в трагическом конце, девушка открывается ему в своей любви.

Неожиданная влюбленность в уездного лекаря лишена какой бы то ни было мотивировки, так и не разъясняется автором. Читатель вынужден сам решать: было ли это истинное чувство, или возобладавшая над всем жажда жизни, обострившаяся от сознания неминуемой, смерти, или это болезненный бред, как думает лекарь.

Первые действия лекаря по приезде к больной производятся в обычном порядке. Только постепенно, не сразу он начинает видеть в ней человека, женщину.

Рядовой случай из докторской практики становится в изображении Тургенева картиной преображения человеческой личности, освобождения в ней человеческого, гуманного начала. Любовь больной девушки к лекарю оказывается результатом открытия его духовного совершенства, её любовь — есть своего рода выход к действительности из мира книжно-идеальных представлений о жизни.

Благородны и высоки стремления и лучшие душевные качества этих женщин – отражение беспредельной доброты и стойкости русской женщины.

2.3 Характеры помещиков в тургеневском цикле

Полное представление о русском национальном характере невозможно без противопоставления крестьян и помещиков. Рисуя образы помещиков, И. С. Тургенев иногда бросает как бы мимоходом лишь быстрый, но много говорящий штрих, вкрапливая его в ткань повествования, иногда же он даёт цельное раскрытие образа, насколько это позволяют рамки небольшого произведения.

Образы помещиков, у которых стонут забитые и обнищавшие крестьяне, перемежаются с образами помещиков иного типа. Это люди со сломанной жизнью, неудачники, выпавшие из колеи жизни по милости случая, нелепости и ложности воспитания или же просто по бесхозяйственности, которая привела их к разорению.

Стоит отметить, что образ рассказчика весьма двусмыслен: поскольку он не хозяин, он – странник, который не знает своего места, поэтому вряд ли предприимчивый помещик.

Неустойчивость мира помещичьего отзывается в крестьянском мире. Здесь тоже ощущается утраченность опор, почвы, точнее, естественной трудовой прикрепленности к ней.

Основная мысль “Записок охотника” заключается в формировании тургеневской концепции русского национального характера и выделении его характеристических черт: мудрое спокойствие, недоверие к бурным страстям и порывам, сдержанное проявление физических и духовных сил, трудолюбие, глубокая вера.

Точка зрения автора-рассказчика организует структуру повествования и воплощается в речевой композиции текста, в особенностях развертывания его композиционной структуры, в создании образного строя произведения.

Важную роль в представлении тургеневского понимания национального характера играют пейзажные зарисовки. Они предваряют появление героя рассказа.

Идея русского национального характера в цикле связана также с долготерпением, истоки которого Тургенев видит в религиозности русского человека, хотя в тексте Тургенева нет прямых рассуждений о религии. По мысли Тургенева, сущностные черты русского характера раскрываются только в тесной связи с природой.

Для Тургенева книга рассказов обозначила важный этап творческого пути, завершила поиски собственной манеры письма, индивидуального стиля.

В “Записках охотника” И. С. Тургенев показал Россию во всей красе и самобытности, главное богатство которой – русский народ. Все произведения, собранные в единый цикл, так или иначе призваны обличить крепостничество, его тёмные стороны. Россия в “Записках охотника” показана, как сокровищница удивительных натур, характеров, мировоззрений и жизненных взглядов.

Образ крестьянства в произведениях И. Тургенева

Образ России в произведении двояк. С одной стороны – это сильная, мощная держава, которая обладает огромным потенциалом. Русский народ – удивительный, он полон талантов, мудрых людей, он удивительно терпелив. Самосознание крестьян начинает пробуждаться. Тургенев писал свои рассказы с целью внести свою “лепту” в правдивое изображение русской действительности, отразить эпоху, запечатлеть её исторические перемены.

Русский мужик в тургеневской прозе – это мудрый, терпеливый человек, умелый работник, прекрасный хозяин, личность, неразрывно связанная с природой. Он уважает традиции, живёт по божьим законам, знает и тонко чувствует природу родного края. Изъян у русского мужика лишь один – его душа требует праздника: забитый крепостным правом народ находит утешение в кабаках. Все аспекты быта крестьян раскрываются в рассказах “Хорь и Калиныч”, “Бежин луг” и другие.

Антикрепостническая направленность

Автор безжалостно обличает помещиков-самодуров, которые не ценят человеческую жизнь, ломают судьбы своих крестьян, издеваются над ними, заставляя выживать, а не жить. Образ России такой, каким отразил его Тургенев, был нов для русской литературы. Многострадальный, долготерпящий русский народ показан на грани срыва, он готов к тому, чтобы изменить свою жизнь. Один из неизданных рассказов этого цикла повествует о том, как помещик морил крестьян податями и налогами, отбирал их землю. Измученные люди собрались вместе и “накормили” самодура землёй в прямом смысле этого слова. Естественно, что помещик скончался. Нужно отметить, что большинство сюжетов и образов в рассказах Тургенева взяты из жизни.

“Малиновая вода”, “Льгов”, “Бурмистр” – эти произведения откровенно изображают мучения крестьян, которые служат тиранам и самодурам. Абсурдные и ужасающие своей бесчеловечностью события описывает автор в вышеупомянутых рассказах. Тургенев-реалист старался быть максимально близок к действительности, какой бы неприглядной она ни была.

Материал нашей статьи поможет подготовиться к сочинению на тему “Образ России (“Записки охотника”) в рассказах И. Тургенева.

В центре “Записок охотника” находится фигура крестьянина. Сквозь сборник проходит целая вереница ярких и своеобразных, но вместе с тем глубоко типичных характеров, воплощающих в себе самые значительные черты русского народа. Поразительное по проницательности воссоздание крестьянских типов и реалистическое (максимально приближенное к реальности) раскрытие темы душевной красоты людей из народа стали главными художественными достижениями этой книги.

Отмечая их, критик В. Г. Белинский писал, что Тургенев “зашел к народу с такой

Вошедшие в сборник рассказы написаны от имени охотника, занимающего позицию миролюбивого, любознательного и внимательного наблюдателя. Она позволила автору избежать одностороннего изображения и помещиков, и крестьян. Наряду с крепостниками-самодурами в “Записках охотника” действуют благородные дворяне; а в обрисованных крестьянских типах проступают как лучшие черты русского народа, так и его слабые стороны (к числу которых писатель относил покорность перед лицом зла, отсутствие гражданского самосознания, неумение распорядиться своими духовными

Иными словами, тургеневский “охотник” не осуждает ни дворянство, ни крестьянство. Единственным “обвиняемым”, которому в книге выносится суровый приговор, является крепостное право, пагубно воздействующее на все сословия русского общества. Антикрепостническую направленность “Записок охотника” подчеркивал и сам Тургенев: “Под этим именем, – писал он в своих воспоминаниях, – я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться…”

Выход книги в 1852 г. стал крупным событием литературной жизни России. “Записки охотника” отметили собой прорыв русской литературы в народную тему. По словам М. Е. Салтыкова-Щедрина, они “положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды” и – наряду с другими тургеневскими произведениями – способствовали повышению “нравственного и умственного уровня русской интеллигенции”.

Книга получила широкий общественный резонанс, завоевав сердца просвещенных читателей. Выступив в ней с протестом против крепостного права и проповедью гуманного отношения к крестьянам, И. С. Тургенев нанес мощный удар по всему государственному устройству России. Царское правительство ответило на появление “Записок охотника” жесткими мерами: цензор, допустивший сборник в печать, был отстранен от должности, а сам писатель, уже давно вызывавший раздражение властей, был сослан в Спасское-Лутовиново.

Впрочем, гонения лишь прибавили популярности и Тургеневу, и его книге. Она сыграла значительную роль в подготовке общественного мнения к будущим реформам и приближении часа освобождения русских крестьян от крепостной зависимости. К этому следует прибавить, что именно “Записки охотника”, оказавшие влияние на писателей других народов (в том числе и на украинских авторов – Марко Вовчок, Ивана Франко, Панаса Мирного), ввели И. С. Тургенева в мировую литературу: их переводы, сначала издававшиеся на Западе, а со временем и во всех уголках земного шара, стали ключом к пониманию русской души для многих зарубежных читателей.

Однако в своем творчестве Тургенев не ограничивался исключительно общественными проблемами. Не менее значимой гранью его творческой натуры было лирическое начало, проявлявшееся в поэтичных пейзажных картинах, тонком анализе душевных переживаний, щемящих размышлениях о вечных вопросах человеческого бытия. Подобные лирические “блестки” рассыпаны по всем книгам писателя. А в конце жизни Тургенева появился сборник, сплошь состоявший из подобных “блесток” – изящных по форме и пронзительных по содержанию миниатюрных зарисовок, насыщенных яркими лирическими переживаниями и глубокими раздумьями над жизнью.

Эти зарисовки были написаны в жанре стихотворения в прозе, который и дал заглавие сборнику.

Сам Тургенев уподоблял свои стихотворения в прозе этюдам с натуры, которыми пользуется живописец, работая над большой картиной. Действительно, Сочинения, вошедшие в сборник “Стихотворения в прозе”, напоминают беглые эскизы мгновений жизни, озаренных вспышками чувств и мыслей автора. Каждое из них с тематической, сюжетной и общехудожественной точек зрения представляет собой отдельное и завершенное произведение.

Но вместе они образуют единую мозаическую картину, отражающую пройденный писателем жизненный путь и пронизанную его размышлениями о быстротечности бытия, о возвышенных и низких проявлениях человеческой души, о счастье и страдании, о любви и искусстве, о природе и родине. В этом сборнике, ставшем “лебединой песней” стареющего художника, с предельной силой раскрылись те черты Тургенева-писателя, на которые, обращаясь к нему, указывала известная французская романистка Жорж Санд: “Вы – реалист, который способен все увидеть, поэт, который может все украсить, и обладаете великим сердцем, чтобы всех пожалеть и все понять”.

Да, автор "Записок охотника" поэт в прозе, тонкий мечтательный лирик романтической школы Жуковского, певец русской природы. Но при появлении в журнале "Современник" некоторых ее очерков критике и читателям сразу вспомнилось совсем другое имя - Гоголь, автор "Мертвых душ", поэмы в прозе. Конечно, это очень разные люди и художники. И все же. Гоголь ведь тоже был замечательным лириком в своей прозе, и особенно в знаменитых авторских отступлениях "Мертвых душ". Тургенев писал свои "охотничьи" очерки о русском народе в основном во Франции, книга Гоголя о путешествии Чичикова по России создана в Италии. Неласковая несчастная родина лучше видится нашим писателям на расстоянии, из "прекрасного далека".

И композиция обоих произведений одинакова: очерки и типы русских людей скреплены воедино образом путешествующего по родной земле рассказчика, только у Тургенева это не одержимый бесцельной деятельностью пройдоха Чичиков (в этом похожий на гончаровского Штольца из "Обломова"), а орловский помещик на охоте, пространство народного бытия сужено до границ этой черноземной губернии и в основном включает знакомые места писателя, а авторское "я" выражено с замечательной лирической смелостью, что и делает тургеневскую прозу столь поэтичной. Но это очевидное сходство говорит и о понятном родстве главной идеи Гоголя и Тургенева, о том, что их цель, "сверхзадача" - дать новый образ России и ее народа, расколотого, угнетенного сверху донизу, не поступившись при этом реализмом и художественностью и соединив лирику с острой социальной сатирой.

Важно здесь и другое. Вспомнив о вечном путешественнике Гоголе, мы видим, что Тургенев не одинок в своем трезвом и проницательном воззрении на судьбу России и ее народа. Самобытная философия русской истории ставит "Записки охотника" рядом с "Обломовым" Гончарова, "Философическими письмами" Чаадаева и "Историей одного города" Салтыкова-Щедрина. Стоит здесь вспомнить "Историю села Горюхина" Пушкина и перепевающую тургеневские идеи поэму Некрасова "Кому на Руси жить хорошо". Об этом же размышляли Лев Толстой в "Войне и мире" и Достоевский в "Бесах". Вот какие имена и великие произведения заставляет нас вспомнить скромная, не претендующая на учительство и пророчество книга Тургенева, которую мы давно зачислили в разряд детского чтения.

"Записки охотника" - это книга о народе, его социологическое описание в характерных типах и жизненных ситуациях. Это портреты, точные фотографически или "даггеротипно", как тогда говорили. Но точности этой добивается в прозе великий художник и уходит при этом очень далеко от "физиологических" очерков тогдашней "натуральной школы" и от сентиментальных деревенских рассказов своей учительницы Жорж Санд. И вся поэзия и музыка тургеневской лирической прозы связана с русским крестьянством, представленным здесь в личностях очень разных, но одинаково самобытных и привлекательных. Каждое лицо здесь появляется продуманно и для читателя становится новым открытием, ведущим его к вполне определенным выводам и обобщениям.

Книгу открывает знаменитый рассказ "Хорь и Калиныч". Чем же он всех читателей потряс при первом своем появлении в журнале? Это портреты двух друзей, эпически спокойного, уверенного в себе, крепкого хозяина и хитрого торговца, главы большой семьи Хоря и веселого, кроткого мечтателя Калиныча. Это очень разные живые люди, умеющие мыслить и чувствовать. Самая дружба их трогательна, вплоть до букетика цветов, подаренных Калинычем Хорю. Потрясло всех тогда то, что крепостные в изображении Тургенева - такие же люди, как все. Особенно удивило то, что писатель сравнил Хоря с великим эпическим поэтом, основательным мудрецом Гете, а Калиныча - с другим великим немецким поэтом, но мечтательным порывистым лириком - Шиллером. Поэтом и философом изображен и божий странник Касьян с Красивой Мечи, знающий народные предания и легенды, вспоминающий о вещей птице Гамаюн (которую, кстати, наши штатные мудрецы почему-то не поместили в "элитную" энциклопедию "Мифы народов мира"), умеющий лечить травами и тонко чувствующий поэзию природы и ценность неповторимой жизни любого живого существа.

Именно жизнь простого крепостного люда проникнута подлинной поэзией, будь то мечтательно-лирическая натура обо всех болеющего душой деревенского чудака (таких людей в народе называли юродивыми) и святого Касьяна с Красивой Мечи или из древнерусского жития вышедшая, олицетворяющая спокойное народное долготерпение грешная и святая Лукерья из "Живых мощей". Поэзия есть и в самой смерти человека из народа, умирающего просто и достойно (эту тему продолжил потом Лев Толстой в рассказе "Три смерти"). В "Певцах" проникновенно говорится о Якове Турке и его замечательном даре песнопения: "Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны". О дворянах и чиновниках, населяющих "Записки охотника", этого не скажешь, хотя и не всех их автор обличает и разоблачает, не это ему нужно. "Бежин луг" - гениальное стихотворение в прозе о мечтающих о тайнах жизни крестьянских мальчиках, а о дворянах и их жизни таких поэтических страниц написать нельзя. Крестьяне же живут и умирают в единстве с великой прекрасной природой, которая делает русскую песню бескрайней и вольной, как степь и небо.

Однако еще Пушкин заметил, что русские песни часто полны неизъяснимой грусти, а друг Тургенева Некрасов назвал народное пение стоном. У лирика Гоголя печаль выражена тоже в песне: "Будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетенном народе". И в "Записках охотника" звучит унылая песня даровитых рабов. Стоящий на коленях народ не может остаться на высоте поэзии и правды, на вершинных нотах и захватывающем восторге своей вольной красивой песни. "Певцы" завершаются падением, безобразной сценой тяжелого русского пьянства, где несвободные люди тут же забыли красоту и поэзию, ожившую в выразительном голосе Якова Турка.

Кабак становится русским клубом, местом встречи и душевного отдыха заблудших и изверившихся "заброшенных людей", здесь царят тяжелое недоброжелательство, ложь, зависть, злоба, обман, предательство, драка, воровство. Получается, что прав юродивый Касьян: чувства справедливости в русском человеке нет. Да, могучий одинокий Бирюк переступает через свою озлобленность и вражду со всем миром и людьми и по-христиански отпускает крестьянина, но он прощает вора и пьяницу, не умеющего и не желающего работать. А тот потом "отблагодарит" сурового лесника: либо убьет его, либо дом подожжет или собаку отравит. Обыкновенная история…

Долготерпение народное переходит в пассивность, бездеятельность, чревато страшным повседневным развалом, рукавоспустием. Всей русской "общественности" с ее либеральными иллюзиями и дежурными фразами о демократии и правах человека Тургенев ответил в откровенном письме к убежавшему от этого народа в Лондон старому другу Герцену: "Изо всех европейских народов именно русский менее всех других нуждается в свободе". Какой уж там "Колокол"… "Народ наш приходится больше жалеть, чем любить. В целом мире на всем пространстве истории трудно указать другой пример, где бы было больше расстояние между простым народом и культурными классами", - грустно заметил Гончаров. Но объяснение уже есть в художественной мысли тургеневской книги о народе, где до Гончарова показана русская обломовщина во всех классах и сословиях и содержится весомый ответ на будущую статью самоуверенного юноши Добролюбова.

РАССКАЗЫ ИЗ ЗАПИСОК СТАРИННОГО ПИСЬМОВОДИТЕЛЯ. Александра Высоты. С.-Петербург. 1864 г

Рассказы из записок старинного письмоводителя Александра Высоты С.-Петербург. 1864 г

Из записок фантастического человека

Из записок фантастического человека Я человек фантастический - люблю фантазировать, воображать невероятное. Но я понимаю, что всякая фантазия имеет свое объяснение и предел. А потому, увидев тогда вечером из своего окна, вместо обычного одноэтажного домика насупротив,

Читайте также: