Что ты знаешь об истории карнавалов в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Подобные мероприятия есть в каждой стране. А в Бразилии и Венеции они являются неотъемлемой частью национальной культуры. Откуда же пошла традиция устройства маскарадов на Руси?

Одними из первых, кто придумал забавные представления с переодеваниями, были скоморохи и бродячие артисты. С песнями и немудреными пьесами они бродили по городам и селам, зарабатывая на жизнь. И хотя церковь не поощряла пустые увеселения, народ обожал посмеяться и потанцевать вместе с веселыми и талантливыми бродягами.

Праздничные шествия устраивались на большие праздники, представляя собой странную смесь христианских и языческих обрядов.

В России официальная карнавальная жизнь началась со времен Петра Великого. Большой поклонник европейских привычек, он особым указом повелел праздновать Новый год 1 января. До этого славяне отмечали его 1 сентября, в честь окончания полевых работ. Не всем, конечно, нравились новомодные традиции, но спорить с суровым царем было себе дороже. Так постепенно шествия и балы ряженых вошли в привычку.

Поклонницей маскарадов была и Екатерина вторая. Устраивала карнавалы до восьми раз в год. Феи, бабочки и русалки кружились в бесконечных танцах. Ну, а первым, кто ввел традицию устройства маскарада в канун Нового года, был Александр I. Со временем из праздника для взрослых торжество становится мероприятием для детей. Большевики, было, попытались отменить буржуазные традиции, но у них не получилось лишить детей новогодних праздников.

Моду на те, или иные персонажи диктовала сама история. В 19-ом веке популярностью пользовались персонажи из итальянских пьес: Коломбино, Пьеро, Пьеретта и др. В советские годы мальчики и девочки примеряли на себя образы сказочных персонажей и лесных зверят. Кружились вокруг елки Красные шапочки, Снежинки и лисички. Мамы шили для своих малышей костюмчики зайчиков, мишек и пиратов. А, когда Юрий Гагарин совершил первый полет в космос, популярным стал костюм космонавта.

Что такое карнавал – знают и взрослые, и дети. Веселое мероприятие с неожиданными перевоплощениями, заводными песнями, танцами и, конечно же, радостным настроением. Карнавальные шествия есть практически в каждой стране мира, но большинство людей, конечно же, в первую очередь, ассоциируют карнавал с Бразилией. Яркий грим, пышные перья, невероятные блестки и зажигательные танцы – в Бразилии все это является частью народной культуры, а что же у нас? Существует ли карнавальная традиция в России?

Карнавал в России – явление совершенно другого порядка, чем Бразилии. Бразильский карнавал – это самолюбование, наслаждение жизнью, красотой тела и танца. Карнавал в России всегда был явлением другого рода, с собственной философией и совершенно другими целями. Проживание истории, сочетание отголосков языческого прошлого и театральных черт, а еще игра не только с окружающими, но и со своим внутренним я – вот что можно сказать о русском карнавале. Конечно же, это явление пришло к нам из Европы, и всегда было и будет прочно связано с западными традициями. Но с самого своего зарождения в России, карнавал приобрел характерные черты и совершенно новые традиции. Совместил в себе фольклор и язычество, историю и современность, добро и зло, игру и реальность.

С чего начался русский карнавал?

Первое, что напоминает нам о карнавале в истории культуры России – это скоморошество. Скоморохи известны с XI века, но наибольшую популярность приобрели в XV-XVII веках. Скоморохи – бродячие артисты, музыканты и балаганщики, которые путешествовали по городам, устраивая веселые представления и забавляя уставших от привычного быта людей. Это занятия никогда не поощрялось церковью и государством, ведь зачастую в своих представлениях скоморохи произносили, хоть и шуточные, но кощунственные речи, глумились над тем, к чему принято относиться с почтением и страхом. Но народ просто обожал шествия скоморохов, ведь они несли с собой смех, радость и веселье. Такие шествия обычно проводились во время больших праздников: Святки, Масленица, праздник весны, праздник Ярилы или Троица, Ивана Купалы. Эти праздники представляли собой смесь христианских и языческих обрядов.

Скоморохи наряжались в костюмы и маски (рожи), использовали различный реквизит и чучела животных, устраивали театр кукол. Громко играла музыка, люди начинали подпевать веселым песням, а вскоре уже весь город мог кружиться в безумном танце. Это позволяло людям забыть о своих бедах и горестях, отвлечься от всего и навеселиться от души на год вперед. Конечно, это не было карнавалом в чистом виде. Скоморошество больше относятся к театру, хоть и имеет множество карнавальных черт.

Карнавал в Российской империи

Наибольшую популярность карнавал приобрел в эпоху царствования Елизаветы Петровны. Именно тогда маскарад приобрел те черты, что впоследствии перешли в современную культуру российского карнавала. Елизавета ввела моду на метаморфозу – перевоплощение в другого человека посредством костюма и смены поведения. Женщины и мужчины менялись ролями, надевали немыслимые наряды, представая друг перед другом в совершенно нелепом виде. Масок в то время еще не надевали, главной целью было посмеяться друг над другом. Сама Елизавета надевала мужское платье и выглядела в нем просто неотразимо, удивляя своих гостей и придворных.

При Екатерине II появились маски, и здесь-то началось самое интересное. Сохранить анонимность, признаваясь в своих чувствах или смело дерзя другим – вот в чем было истинное наслаждение маскарадного бала. Можно было весь вечер представляться абсолютно любым человеком или так и остаться таинственным анонимом. А в прекрасной незнакомке нелегко было узнать и саму императрицу Екатерину, которая весь вечер могла представляться совсем другой личностью.

Постепенно карнавал обрел поистине колоссальные масштабы. Гуляния с переодеваниями устраивались не только во дворцах и поместьях, но и на улицах, превращаясь в одно сплошное народное празднество.

Карнавал в XIX веке

Карнавалы в XIX веке стали строго разделяться на публичные и частные. Народный карнавал пользовался огромным успехом. Так, после 1812 года во время одного из таких карнавалов были собраны деньги для раненых и инвалидов Отечественной войны. А Александр I распорядился, чтобы театры раз в год устраивали благотворительные представления для раненых. Но пик популярности карнавалов вскоре прошел, и успех стал сходить на нет. Появилась строгая цензура, бюджеты торжеств существенно сократились. А о закрытых маскарадных вечеринках в дворянских усадьбах и при царском дворе простой человек не мог даже мечтать.

Карнавал и современность

Карнавал в наши дни кажется далеким от традиций императорских дворов и народных шествий. Сейчас популярны костюмированные вечеринки для взрослых и детские праздники. В основном, индустрия карнавала нацелена на детей, для которых такой праздник с переодеваниями – еще одна возможность поиграть с друзьями и перевоплотиться в любимого персонажа фильма или мультика. Не теряют своей популярности и костюмы сказочных героев, а также костюмы с народными мотивами. Возвращение к прошлому, традициям и фольклору – вот последний карнавальный тренд в России.


Столицей маскарада и карнавала принято считать Венецию. В XVIII столетии жители этого итальянского города не снимали с лиц маски по полгода: таким образом, все люди уравнивались между собой. Не было ни богачей, ни бедняков, ни знати, ни простолюдинов. В масках все двери были открыты: в карнавальном костюме можно было прийти на заседание суда, в монастырь, в королевский дворец или просто в гости.

Петр I стал сценаристом маскарадов

Традицию проведения маскарадов в России начал Петр I – царь, который больше всех любил праздники и гулянья. В карнавалах принимали участие только придворные. В середине XVIII века эти праздники проводились следующим образом: Петр лично придумывал сценарий веселья и давал указания, в каких костюмах должны явиться участники мероприятия.

Обычно наряды были тематическими, в стилях разных эпох – от князя Владимира до Ивана Грозного. Гости садились в сани и устраивали костюмированный проезд по всему Петербургу с задорными криками и звоном колокольчиков. Такие шествия были тщательно срежиссированы царем, у каждого участника была собственная роль и речь, которую он должен был произнести в определенный момент.

В 1722 году Петр I устроил большое карнавальное шествие в честь Ништадского мира. В январе по улицам Петербурге проехал своеобразный поезд из 60 саней с придворными, переодетыми в подводных жителей. Среди них были русалки, водяные и другие существа во главе с богом морей Нептуном. Морские обитатели исполняли затейливый танец и громко веселились на собственном языке. Жители города были зрителями: они наблюдали за процессией с обочин дорог и из окон своих домов.


Выдумки императриц

При императрице Анне Иоанновне подобные костюмированные увеселения сменились балами-маскарадами. Именно она ввела моду на придворных карликов, устроив для своих шутов свадьбу в ледяном дворце.

Луи Каравак. Портрет Анны Иоанновны

Екатерина II проводила маскарады несколько раз в неделю. При ней балы-маскарады начали устраивать и в частных домах. Императрица любила переодеваться, надевать маску и являться в гости к людям, которые и не догадывались, что за обличием римской богини скрывается сама правительница. По пятницам Екатерина II устраивала в Зимнем дворце праздники, в которых принимали участие до 4 тысяч человек. Во время карнавала гости могли покататься на каруселях, пройтись по ярмарочным рядам и буфетам, расположенным прямо в залах дворца.

Самый зрелищный бал России

Во времена Николая I популярность маскарадов пошла на спад, а при Александре III карнавалы и вовсе прекратились. Несмотря на это, самый большой бал-маскарад в истории России состоялся в начале XX столетия, при последнем императоре Николае II. Бал был устроен в феврале 1903 года в Зимнем дворце и приурочен к 290-летию династии Романовых.


Через два дня, 13 февраля, состоялась главная часть праздника – бал-маскарад. 390 гостей пришли в Зимний дворец в нарядах эпохи царя Алексея Михайловича. Придворные дамы надели кокошники и сарафаны, кавалеры – костюмы стрельцов и сокольничьих. Сам Николай II был переодет в царя Алексея Михайловича: на нем был кафтан из золотой парчи, царская шапка и жезл. Его жена, Александра Федоровна, была переодета в царицу Марию Ильиничну. В древнерусских костюмах был даже оркестр. Танцы продолжались всю ночь, и бал стал самым крупным и зрелищным за все время проведения маскарадов в России. Некоторые детали костюмов с того бала в настоящее время находятся в Эрмитаже.

Николай и Александра

Изначально традиция карнавала в России пошла от святочных масленичных гуляний и национального фольклора. Карнавальные костюмы для взрослых и детей были близки к обычным праздничным. Тогда народ развлекали скоморохи, певцы и музыканты.

Светские развлечения в традициях венецианского карнавала пришли в Россию во время Петра Первого и получили расцвет при Екатерине Великой. Люди, бывшие у власти между этими двумя правителями, также очень любили устраивать карнавальные празднества. При Петре был регламент на костюмы, разные к каждому карнавалу, и царь сам принимал участие в составлении сценариев. Карнавальные костюмы для взрослых создавались в стилях разных эпох.
Это было дорогое удовольствие, в котором могли участвовать только избранные, а горожане были зрителями.
При императрице Екатерине Великой карнавалы для знатных особ (150-200 человек) собирались чуть ли не раз в неделю. Также устраивались мероприятия для людей рангом не ниже полковника, которых было около 800 человек. Иногда во дворце собиралось несколько тысяч человек. Екатерине нравилась игра, когда все, включая императрицу, были неузнаваемы. Интриговать, дразнить, разыгрывать и флиртовать — ничего не запрещалось. Екатерина иногда переодевалась и ездила на чужие маскарады. Однажды, надев мундир офицера и розовое домино, она усердно флиртовала с растерянной княжной Долгорукой.

Карнавальные мероприятия в России имеют одновременно корни в национальной культуре (языческие и христианские празднования) и европейской традиции венецианского карнавала. Причем первое — то, что народ выработал для себя сам, и сюда тоже входили маски, переодевание, преображение. Второе — то, что правители проводили для своих приближенных в принудительном порядке.
Причем переодевание было связано не только с праздниками. Когда Петр Первый одел голландское платье и заставил брить бороды, для людей это было так же удивительно и странно, как если им предложили нарядиться в костюм Пьеро. Это вызывало протест. Возможно, царь пытался примирить людей, устраивая как раз такие карнавальные праздники. Чтобы изменения, казавшиеся радикальными, стали более естественными.
В январе 1722 года по случаю Ништадского мира Петр Первый устроил большое карнавальное шествие, во время которого по улицам проезжал поезд из 60ти саней и конных повозок, по-разному декорированных. У шествия была морская тема, и придворные сановники, восседающие на санях, были наряжены в маскарадные костюмы.

Читайте также: