Что такое зона ближайшего развития ребенка в доу

Обновлено: 04.07.2024

В данной статье предпринята попытка проанализировать причины трудностей и нежелания детей развиваться, а также описан подход, который поможет добиться результатов в этом нелегком и, в то же время, полезном занятии - приучении ребенка к новым занятиям.

Как говорилось в статье "Как научиться понимать своего ребенка?", любые желания и стремления ребенка строятся на потенциальной возможности их реализовать. Если ваш ребенок родился здоровеньким и не болел в течение первого года жизни, он обязательно научится ходить к концу первого года. Есть потенциал - есть стремление. Однако, что касается деятельности, не на всё изначально есть потенциал. Очень много чего ребенок самостоятельно не осилит.

Давайте сделаем краткое отступление в историю психологии. Это поможет нам разобраться с понятиями, знание и применение в жизни которых поможет в приучении детей к новому.

В отечественной психологии, особенно в советское время, большое внимание уделялось научности психологических знаний. Только проверенные экспериментально данные ложились в основу психологической теории. Открытые в отечественной психологической школе закономерности развития психики работают на нас с неизменной эффективностью.

В данной статье раскрывается практический смысл такого понятия как "Зона ближайшего развития", которое предложил советский ученый психолог Л.С. Выготский. В психике любого человека условно есть два сектора. Зона актуального развития и зона ближайшего развития.

У детей зона актуального развития это багаж знаний, умений, навыков, которыми они пользуются без помощи взрослого, самостоятельно. Это потенциал для стремлений и желаний. Когда ребенок научается читать самостоятельно, вероятно, он захочет прочитать книгу самостоятельно, так сказать, для себя. Я сам! Уйди! Не мешай! Полюбит ли он чтение в будущем или не полюбит, это уже вопрос другой статьи.

Если ребенок просит помощи в каком-то деле, обязательно помогаем ему. Отмахнуться – значит препятствовать развитию. Ключ от сейфа у вас. Однако здесь есть тонкости.

Перед началом приучения к какому-либо новому занятию необходимо определить операции, которые ребеночек может делать сам, а какие нет. Делайте дело вместе, но выполняйте только те операции, которые он пока не может делать сам. Например, бессмысленно приучать детей мыть посуду, заставляя их отмывать пригоревший жир от сковороды. Это дается с трудом даже взрослому психологу со стажем. Постепенно передавайте трудные операции в деле ребенку, после того как он неоднократно на вашем примере увидит, как это делается.

Конечной целью приучения должна быть полная творческая самостоятельность в новом деле.

Таким образом, зона ближайшего развития становится зоной актуального развития. Расширенные вместе со взрослым границы актуального развития открывают новые горизонты, формируется новая зона ближайшего развития. И так постоянно происходит процесс развития человека.

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов:

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития : у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро: то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием. Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития, оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития. И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития.

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов:

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня, следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна.

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития. Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то, что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов:

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития : у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития, когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития. Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития, стала зоной актуального развития, т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является, бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес, проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработчик: педагог-психолог Родионова Т.В.

Вообще, многие ключевые точки в педагогике появились и успешно продолжают существовать благодаря Выготскому – это и Зона ближайшего развития, и речь для себя и для других, и социальная ситуация развития, и игра.

Обратимся к первоисточнику – что именно подтолкнуло Выготского к открытию зоны ближайшего развития.

То есть – результаты самостоятельно выполненных заданий показали уровень фактического (актуального) развития, а результаты, достигнутые в сотрудничестве со взрослым или более способными сверстниками – это уже уровень потенциального развития. А дистанция, расстояние между этими уровнями- и есть зона ближайшего развития.

Продиагностировать ребенка недостаточно – его всегда надо в процессе диагностики обучать.

Мы видим, что это определение даже поэтично, метафорично, как и многие определения Выготского.

Как увидеть зону ближайшего развития, зону актуального развития?

Очень простой пример. Как обычно одевается трехлетка (в тех случаях, когда ребенку разрешали самому что-то делать…) : с подавляющим количеством деталей одежды он справляется сам. Вопрос вызывают колготки – какой стороной их надо надевать? После уточняющей помощи (именно помощи, а не деланья этого дела вместо ребенка) мамы или взрослого колготки будут побеждены. Но вот завязывание шнурков… Сколько не объясняй, сколько не показывай – в большинстве случаев трехлетний ребенок сам это сделать не может – пока…

В этом примере: Зона актуального развития – то, что ребенок делает сам (справляется с простыми деталями одежды), колготки, надеваемые с помощью, - зона ближайшего развития. Пройдет немного времени, взрослые проявят терпение и понимание – и навык надевания колготок перейдет из зоны ближайшего развития в зону актуального развития. А шнурки? Шнурки в этом примере лежат пока вне зоны ближайшего развития и пока настаивать на этом навыке бесполезно. К 4 годам - этот навык войдет в зону ближайшего развития и можно будет с ним работать.

Построение образовательной деятельности в соответствии с зоной ближайшего развития.

Деятельностный подход – основывается также на зоне ближайшего развития.

Кратко по структуре занятия по деятельностному подходу:

Создание проблемной ситуации, возникновение затруднения – определение границы зоны актуального и ближайшего развития, то есть: куда двигаться? От какой стартовой точки?

Мотивирование к деятельности – возникновение детского интереса – возникновение зоны ближайшего развития - хочу это сделать? – как это сделать?

Проектирование решения проблемной ситуации – побуждение детей к активной мыслительной деятельности с помощью специально подобранных приемов, помним, что девиз деятельностного подхода: ничего в готовом виде!

Выполнение действий (заданий) – постепенное усвоение новых знаний с помощью взрослых, сверстников, переход этих знаний из зоны ближайшего развития в зону актуального развития.

Понятие о зоне ближайшего развития является основой развивающего обучения.

Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. Т.е другими словами: то, что сегодня ребенок не может сделать сам, но делает с помощью взрослого, это и есть его зона ближайшего развития.

Примерная схема организации создания ЗБР в моей группе: детям, которые всегда первыми приходят в детский сад (Алена З, Виталина, Федор Ф и др) , мной предлагаются индивидуальные задания и упражнения, учитывающие их недостатки и трудности (рисование, д/гры, рассматривание и т.д). Приходящим позднее, предлагаю индивидуальные задания, либо их подключаю, к уже работающим детям. Так индивидуальная работа постепенно переходит в подгрупповую. По аналогии я выстраиваю работу во второй половине дня, но организовываю ее как бы в обратном порядке: от подгрупповой к индивидуальной (в зависимости от того, как дети расходятся по домам).

Первый - подсказать, как сделать;

второй – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения);

третий – показать способ действия, (в случае с рисованием – водить рукой ребенка).

Чтоб реализовать задачи по созданию зоны ближайшего развития благоприятно, я учитываю специфику возрастных этапов развития ребенка, как ведущей деятельности, мной в группе создается развивающая предметно-пространственная среда, через центры, которые созданы по образовательным областям с учетом требований ФГОС. Это дает возможность свободному взаимодействию детей между собой и с взрослыми. Предметная развивающая среда подобрана с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

Слайд 5- Центр ПДД т.к дети малы и в силу своего возраста, только начинают знакомиться с правилами ПДД, через д\игры, беседы, рассматривания иллюстраций мы только закрепляем навыки организованного поведения на улицах, используя макет, учу различать часть дороги, тротуар, в свободной деятельности ребята приобретенные знания переносят в игру.

Слайд 6 - Центр сюжетно - ролевых игр.

В играх с детьми я использую игрушки – самоделки и предметы – заместители до игры или по ее ходу (маникюрные приборы, конфеты, шланги для заправки – капельницы и др). Играя с детьми, важно способствовать использованию сюжетосложения для построения игрового сюжета. В начале игры побуждаю детей называть свою роль до начала игры, обращаться к партнеру по имени игрового персонажа, вступать в ролевой диалог со сверстником, проявлять инициативу в ролевом диалоге, изменять интонацию голоса в зависимости от роли, характера и настроения игрового персонажа

2) ОО Познавательное развитие: Слайд8.

СЛАЙД 10. Сенсорное развитие детей проходит у нас через дидактические игрушки: пирамидки, различные вкладыши, пазлы, мозаики и д\и, которые я периодически меняю, что помогает мне поддерживать интерес детей к этим играм. Например, играя с Арсением и Колей в вечернее время, мне удается развивать у мальчиков, не только мелкую моторику пальцев рук, но и закрепить цвета, размеры, форму предметов. В моей группе дидактический материал и настольно-печатные, занимательные, развивающие игры размещены на открытых полках, в доступности детям, что позволяет им самостоятельно в любое свободное время, играть в те игры, в которые они хотят. По содержанию дидактический материал я ориентирую на возраст, индивидуальные возможности детей, чтоб он был удобен в пользовании и интересен детям.

3) ОО Речевое развитие:

СЛАЙД 11. Создавая в группе предметно - развивающую среду, я учитывала принципы: активности и самостоятельности творчества детей в речевой деятельности. Вся обстановка в моей группе направлена на активизацию речи, речевого общения и речевого творчества и начинаем мы с организации предметного окружения. Как в начале учебного года, так и во время обновлений, пополнения предметной среды игрушками, с детьми обыгрываем, знакомимся, рассматриваем, решаем вопрос о том, куда их "поселить".

Конечно, у многих ребят еще не на должном уровне речевое развитие, поэтому, те дети, которых другие не понимают: уединяются, отстраняются. Видя это, вступая в игру, я стараюсь вселить в них уверенность, даю им ведущую роль в игре, показываю, что я их слышу и понимаю. Так если в начале года Варя и Виолета, совсем не разговаривали с взрослыми, то сейчас они отпрашиваются, начинают вести диалог в игре друг с другом, все чаще обращаться за помощью к сверстникам и взрослым. В группе имеется дидактический материал по развитию речи для детей.

Создавая ЗБР, я часто использую лэпбук в совместной деятельности с ребенком. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время я с ребенком просто открываю лэпбук и повторяю пройденное, а так же изучаем новое.

4) ОО Художественно-эстетическое развитие: СЛАЙД 13.

Центр театрализованной деятельности располагает различными видами театра, масками и шапочками. В группе есть ширма для показа сказок и театра. Также мы пополнили предметную среду изделиями народных промыслов: свистульки, матрешки, деревянные игрушки. Рассматривая их и играя с детьми, я развиваю эстетические чувства детей, художественное восприятие, эмоциональный отклик.

Музыкальный центр. Слайд 14. Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе. Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности. Поэтому в музыкальном уголке на полках есть:

- материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки.

- дидактические игры, иллюстрации музыкальных инструментов.

- детские музыкальные игрушки и инструменты. Так же в группе есть шумовые игрушки, сделанные своими руками. Все пособия эстетичны, привлекательны, просты в обращении, чем вызывают желание детей действовать с ними.

Создан уголок для рисования, для самостоятельной изобразительной деятельности детей, где в доступности есть: листы бумаги разного размера и цвета, карандаши, фломастеры, раскраски, (мелки в теплую погоду на прогулке), трафареты, где дети самостоятельно могут определить, как можно использовать тот или иной материал для рисования. Имеется специальная полочка (с учетом возрастных особенностей детей, только на время совместной деятельности) для рисования нетрадиционными способами (цветной песок), ватные палочки для "тычка", подставки для кисточек, стаканчики для воды, салфетки для кисточек, краски, палитры для смешивания красок. Создавая ЗБР, все это я использую, продолжая формировать у детей умение создавать несложные сюжетные композиции или разнообразные предметы (ориентируясь на программу). Учу ребят, правильно держать карандаш, располагать изображение по всему листу.

Используя в индивидуальной работе пластилин, я научила Георгия и Софью сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук, наносить стекой узор, что им не удавалось на ООД. Привлекая в игровой форме Варю, Виолету и Колю, мне удалось закрепить умения ребят лепить предмет, состоящий из нескольких частей, путем прижимания друг к другу.

Для индивидуальных занятий аппликацией, в начале учебного года я готовлю детали из цветной бумаги, разного цвета формы и размера для упражнения детей в умении выкладывать (в определенной последовательности) на листе бумаги готовые детали, составляя изображение (задуманное ребенком или мной), наклеивать его.

Приведу простой пример: Света может сама разорвать лист бумаги на кусочки или смять его в комок. И лишь в сотрудничестве со мной она из клочков бумаги смогла сделать аппликацию, из мятых комочков – бумажный снег.

Это говорит о том, что зона актуального развития у двух детей одинаковая, а зона ближайшего развития — разная. Она измеряется количеством и качеством необходимой педагогической помощи.

5) Физическое развитие:

Исходя из требований ФГОС, я стараюсь оборудовать спортивный уголок так, чтоб он был содержательно насыщенным, в нем присутствует необходимые материалы для всех видов детской деятельности: мячи, кегли, коврики для массажа стоп, кольцеброссы, массажные мячи и кольца, ракетки, скакалки, веревки, обручи и многое другое, что позволяет мне развивать разнообразные виды движений. В зоне физического развития и двигательной активности имеется нестандартное оборудование: коврик на стене со ступнями и ладонями, игры и предметы сделанные своими руками, наличие предметов-заместителей, что позволяет мне создать - гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов.

Вариативность уголка в том, что наличие материалов и оборудования, подобрана мной для свободного выбора детей. В первую очередь я привлекаю к индивидуальным играм малоактивных, малоподвижных детей, тем самым формируя у них интерес к спорту.

Периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы развивающей среды способствует положительному результату в создании мной ЗБР. Таким образом, предметно- развивающая среда в моей группе служит интересам и потребностям каждого ребенка, обогащает развитие специфических видов деятельности, обеспечивает "зону ближайшего развития", побуждает делать сознательный выбор, выдвигает и реализовывает собственные инициативы, принимает самостоятельные решения, развивает творческие способности, а также формирует личностные качества дошкольников и их жизненный опыт.

Читайте также: