План мероприятий по защите прав детей в школе
Обновлено: 07.07.2024
организация и координация деятельности всех заинтересованных ведомств и лиц по выявлению и учёту детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, не имеющих надлежащих условий для воспитания в семье, детей, попавших в трудные жизненные ситуации;
создание условий для предупреждения социального сиротства и формирование системы дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимися в дополнительной социальной поддержке;
формирование уважительного отношения к правам ребёнка;
защита прав и интересов несовершеннолетних;
решение проблем социальной, медицинской, психолого-педагогической реабилитации детей, попавших в трудные жизненные ситуации, а также проживающих в зоне с льготным социально-экономическим статусом;
организация деятельности по созданию условий для воспитания и обучения больных детей;
пропаганда вопросов охраны и защиты детства, здорового образа жизни среди участников образовательного процесса.
организация работы по выявлению и учёту детей, оказавшихся в опасном социальном положении,
организация взаимодействия с органами опеки и попечительства по устройству детей, оказавшихся без попечения родителей, и оказанию им требуемой социально-правовой и материальной помощи,
рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей,
защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей, в том числе опекаемых и находящихся под попечительством, в судебных, государственных и органах местного самоуправления,
организация работы с приёмными семьями,
организация летнего отдыха, труда и оздоровления детей.
Выполнение правительственных, областных и районных законодательных актов в области охраны и защиты прав детства.
Своевременное выявление и учёт детей, лишенных попечения родителей.
Посещение многодетных, малообеспеченных, неполных и опекунских семей. Обследование семей, нуждающихся в материальной помощи.
кл. руководители совет обществ-ти
Взаимодействие с органами опеки и попечительства по вопросам подготовки и принятия решений по дальнейшему устройству детей.
Контроль за воспитанием и содержанием детей, находящихся под опекой и попечительством, в приемных семьях, оказание им помощи.
Встречи и беседы с опекунами и попечителями, приёмными родителями по вопросам их обязанностей по воспитанию детей.
Принятие мер в отношении лиц, уклоняющихся от воспитания детей и ведущих аморальный образ жизни.
Осуществление контроля за обучением на дому, привлечение детей этой категории к участию в школьных мероприятиях.
Благотворительная акция по оказанию помощи опекунским и малообеспеченным семьям.
Взаимодействие с Центром психолого-медико-социальной помощи нуждающимся детям и их семьям.
Контроль за времяпрепровождением детей, склонных к асоциальному поведению. Выявление их интересов, вовлечение во внеурочную деятельность.
Обеспечение занятости детей в каникулярное и свободное от учёбы время. Взаимодействие со службой занятости.
Обеспечение всеобуча. Взаимодействие с сельской администрацией по выявлению таких детей.
Организация встреч со специалистами социальных служб и инспектором по делам несовершеннолетних. Правовое просвещение.
Анализ деятельности школы по выполнению законодательства и мер по социальной защите детства.
Воспитание правовой культуры подрастающего поколения – это целый комплекс мер и методов, формирующий его гражданские позиции. Научить детей знать свои права, уважать права других людей, цивилизованно решать конфликты и споры – вот основные задачи правового воспитания в средней общеобразовательной школе.
Мероприятия по правовому воспитанию школьников планируются педагогическим коллективом школы совместно с администрацией города (района). Такие мероприятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Их цель – формирование правовой культуры учащихся. Это значит формирование:
- элементарных понятий о правах и обязанностях;
- понятий о демократии и правах человека;
- понятий об уголовной ответственности;
- уважения к правам человека и свободе личности
- толерантности.
Планирование мероприятий по гражданско-правовому воспитанию в школе
Современная школа – это важный социальный институт, в котором тесно соприкасаются интересы государства, общества и личности. Воспитание юридически-грамотного гражданина – как раз тот случай, когда интересы распределяются поровну. Дети – самые уязвимые в юридическом плане, граждане, поэтому их правовое воспитание у государства в приоритете.
? Правовое воспитание лежит за пределами учебной программы, поэтому его задачи, в основном, решаются средствами внеклассной деятельности.
Такие мероприятия могут иметь различные формы, их целевой аудиторией являются как сами учащиеся, так и их родители (законные представители) Цели и задачи мероприятий напрямую зависят от возраста детей.
В составлении плана по гражданско-правовому воспитанию в школе принимают участие:
- классные руководители;
- социальный педагог;
- заместитель директора по внеклассной работе;
- педагог-организатор.
Этот план составляется на 1 учебный год, заверяется руководитель учебного заведения. Ответственность за проведение правовых мероприятий четко указывается в планировании. Помимо педагогического состава школы, к участию в мероприятиях подключаются сотрудники правоохранительных органов, службы защиты детей и социальных служб.
Планирование и проведение мероприятий по гражданско правовому воспитанию учащихся школ осуществляется на основании:
Мероприятия по правовому воспитанию в начальной школе
Основной период формирования личности приходится как раз на период обучения в начальной школе. Правовое воспитание играет в этом процессе важную роль, тесно переплетаясь с патриотическим и нравственным воспитанием.
В начальной школе мероприятия по правовому воспитанию проходят, чаще всего, в форме игры. Это может быть дидактическая игра, игра-квест в форме путешествия (знакомство с государственными символами России) ролевые и словесные игры. Такие игры развивают у детей интерес к истории своей страны, пробуждают гражданские чувства, а вместе с тем закладываются знания в правовой области.
Другая форма мероприятий – тематические классные часы. Классный час дает возможность провести беседу, игру, викторину. Дидактическая игра может стать продолжением беседы в рамках классного часа (после беседы о правах человека провести дидактическую игру «запрещающие-разрешающие знаки поведения).
Знания, которые дети получат во время таких мероприятий, повышают их уверенность в себе. Младшие школьники учатся ценить труд, опыт, достижения своих предков, осознавая себя частью страны, общества, своей ответственности перед страной и окружающими.
Примерные темы мероприятий по гражданско-правовому воспитанию учащихся начальных классов средней школы
Мероприятия по правовому воспитанию в средних и старших классах
Учащиеся средних и старших классов – вчерашние дети, шаг за шагом вступающие во взрослую жизнь. Подростковый период характеризуется весьма неустойчивым психическим состоянием, перепадами настроения, поиском себя. Такое нестабильное и неуверенное состояние делает подростков уязвимыми перед социально опасными личностями, перед соблазном перейти закон, и всем огромным миром, который они еще совсем не знают.
Именно поэтому правовое воспитание не просто важно, но и жизненно необходимо. Подростки уже в состоянии разделять плохое и хорошее, и если совершают плохие поступки, то делают это осознанно.
Мероприятия по юридическому воспитанию молодежи должны иметь конкретную цель, требовать от подростков активного участия. Для эффективности воспитательной работы, в подготовке и проведении мероприятий должны принимать все стороны социального окружения учащегося: семья (родители), школа, представители общественности и правопорядка.
Формы мероприятий, направленных на юридическое просвещение старших школьников, могут быть любыми:
- Беседа;
- Тематический классный час;
- Информационные плакаты (лучше, если их делают сами ученики);
- Игры, конкурсы, викторины;
- Экскурсии;
- Выставки, наглядная агитация;
- Встречи – лекции с представителями социальных структур;
- Родительский всеобуч.
Примерные темы мероприятий по гражданско –правовому воспитанию для учащихся 5-11 классов
В отношении таких детей школа ставит перед собой задачи:
Помимо указанных выше мероприятий, в конце учебного года педагогический коллектив проводит мониторинг, выявляющий уровень агрессии, тревожности среди учащихся. Контролирует психологический климат в классе, а также занятость детей и подростков вне школы и на каникулах.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ст. Советской Советского района Ростовской области
(МБОУ Советская СОШ)
Об утверждении плана мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ Советской СОШ на 2019-2020 учебный год
Утвердить план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ Советской СОШ на 2019-2020 учебный год (далее-План) в соответствии с приложением №1 к настоящему приказу.
Ответственным исполнителям обеспечить проведение мероприятий в соответствии с утвержденным Планом (приложение №1).
разработать тематику лекций и бесед по пропаганде правовых знаний, внести их в планы воспитательной работы класса;
представить тематику лекций и бесед с запланированными датами проведения социальному педагогу (Чижик О.П.) в срок до 30.09.2019г.;
предоставлять информацию о проведенной работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в своем классе по итогам каждого полугодия социальному педагогу (Чижик О.П.) в срок до 25 декабря 2019 и 25 мая 2020 по форме (приложение №2) и ежеквартально до 1 числа месяца следующего за отчетным информацию о проводимой работе, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, а также по информированию родителей и несовершеннолетних об ответственности за совершенные преступления (приложение №3).
Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по воспитательной работе Авсецину Е.А.
Директор Т.Н. Емельяненко
Чижик О.П. – социальный педагог
Приложение №1 к приказу МБОУ Советской СОШ
от 29.08.2019 № ___
работы МБОУ Советской СОШ по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений школьников, профилактике безнадзорности несовершеннолетних
- Создание целостной системы нравственной, социальной, психологической и правовой поддержки каждого ребёнка в решении школьных проблем.
- Обеспечение и защита конституционных прав несовершеннолетних на получение основного общего образования и законных интересов других участников образовательного процесса.
Задачи:
- Повышение уровня правовой грамотности обучающихся, педагогов и родителей.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьёй с целью формирования гражданской позиции и правового самосознания участников образовательного процесса.
- Оказание помощи родителям в трудной жизненной ситуации их детей, в регулировании взаимоотношений в конфликтных ситуациях, формирование у детей навыков самостоятельной жизни.
- Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
- Обеспечение гарантий защиты прав и законных интересов ребенка.
Основные функции Уполномоченного:
· Содействует правовому просвещению участников образовательного процесса.
· Содействует восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса.
· Оказывает помощь законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях.
· Обеспечивает взаимодействие обучающихся, их родителей (законных представителей), семей, педагогических работников и других участников образовательного процесса по вопросам защиты их прав.
Методическая работа
· Изучение нормативно – правовой базы по защите прав человека.
· Утверждение регламента работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса.
· Ведение журнала регистрации обращений.
· Оформление информационно - правового стенда в школе для родителей и учащихся. Обновление стенда
· Непрерывное самообразование Уполномоченного по правам и изучение новой информации.
· Участие в семинарах, совещаниях института уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса.
Основные направления деятельности уполномоченного по правам в школе:
1. Совершенствовать систему правового и психологического сопровождения образовательного процесса в школе.
2. Активизировать деятельность ученического и родительского сообщества.
3. Продолжить просветительскую деятельность среди всех участников образовательного процесса.
Основные понятия, с которыми знакомятся учащиеся:
- правила, право, обязанности, закон, правонарушения;
- Устав школы, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ;
- право на жизнь, право на имя, право на гражданство, право на национальность, право на заботу родителей, право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья, право на индивидуальность;
- правила общения в коллективе;
- правила безопасной жизнедеятельности.
Порядок рассмотрения Уполномоченным жалоб (обращений)
Уполномоченный рассматривает только жалобы участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей обучающихся), касающихся нарушения их прав и свобод, связанных с осуществлением образовательного процесса.
Читайте также: