Дифференциация и интеграция педагогических знаний кратко

Обновлено: 07.07.2024

В развитии педагогической профессии существует две противоположные, но дополняющие друг друга тенденции: с одной стороны, внутри неё наблюдается дифференциация (разделение), с другой – интеграция (объединение) видов педагогической деятельности.

Внутрипрофессиональная дифференциация представляет собой разделение труда внутри профессии между более узкими специалистами. Тенденция внутренней дифференциации наблюдается у всех достаточно долго существующих профессий. Внутрипрофессиональная дифференциация педагогической профессии – это разделение труда внутри педагогической профессии, которое заключается.

· в обособлении разных видов педагогической деятельности (например: по преподаваемым предметам, возрасту учащихся);

· в совершенствовании, углублении профессионализма в каждой специальности.

Дифференциация внутри педагогической профессии обусловлена двумя группами факторов. Первая группа факторов ведёт к постоянному усложнению воспитания. К этим факторам относятся изменения материальных условий жизни, развитие науки и технологий, изменения в сферах потребления, духовной культуры, в демографии, в национально-религиозном составе общества и т.д. Вторая группа факторов связана с ростом требований к качеству обучения и воспитания, потребности в квалифицированных педагогах. Чтобы представить силу их влияния на развитие педагогической профессии, достаточно вспомнить, как много новых учебных дисциплин и новых образовательных программ появилось в школах в последние десятилетия.

Профессия педагога включает в себя множество педагогических специальностей. Все эти специальности объединены общей целью формирования личности человека, но отличаются по некоторым параметрам:

· по характеру своего конечного продукта (например, характер конечного продукта деятельности учителя-предметника – сформированная у школьника система знаний умений, компетенций, которая определяется особенностями преподаваемого предмета);

· по специфическими способами и средствами труда (например: диктант – способ контроля, характерный для преподавания языка; географический атлас и контурная карта – средства труда учителя географии).

В результате дифференциации в педагогической профессии выделяются различные педагогические специальности. (Учитель, Воспитатель, Социальный педагог, Педагог дополнительного образования, Педагог-Психолог, Тренер и др.)

Педагогическая специальность – вид деятельности в рамках педагогической профессии. Примеры педагогических специальностей: учитель изобразительного искусства и черчения, учитель начальных классов, социальный педагог и т.п.

Педагогическая специализация – вид деятельности в рамках определённой педагогической специальности. Примеры педагогических специализаций: учитель, преподающий изобразительное искусство в начальных классах; учитель, преподающий математику в математических классах школы-лицея; педагог, специализирующийся на внеклассной работе по своему предмету и т.п.

Дифференциация педагогической профессии осуществляется по нескольким основаниям. Во-первых, основанием для дифференциации служат различные предметные области знаний, науки,

культуры, искусства. Во-вторых, педагогические специальности и специализации соотносятся с возрастными периодами развития личности (дошкольный, младший школьный, подростковый возраст, юность, зрелость, старость). Для эффективной профессиональной деятельности педагогу необходимо учитывать специфику каждого возрастного периода в своем взаимодействии с развивающейся личностью. В-третьих, дифференциация педагогической профессии происходит по таким особенностям личности, которые связаны нарушениями развития, с отклонениями от нормы, с негативным влиянием на развитие личности психофизических и социальных факторов.

. Стремление педагогической профессии к дифференциации способствует её развитию, совершенствованию педагогической деятельности.




Однако дифференциация имеет и недостатки, причина которых кроется в том, что разделение противоречит факту целостности личности и процесса её развития. Когда осуществление процесса формирования и развития личности делится между многими педагогами, становится сложней организовать и координировать их совместные действия, возникает опасность, что при формировании отдельных качеств личности не будет обеспечена целостность её развития.

17. Реализация реформирования системы образования в свете Болонского

Процесса.

· С 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов Европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра единого образца.

· С 2005г. начать вводить три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратуру, докторантуру.

· До 2010 г. реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на Берлинской встрече министров образования европейских стран.

Для него характерны следующие характеристики:

1. Болонский процесс предусматривает двухуровневую систему образования, где первый уровень охватывает 3 – 4 года обучения, а по окончанию присваивает студенту степень бакалавра.

Второй уровень не является обязательным, но считается престижным и весьма перспективным. Обучение в этом случае охватывает 1 – 2 года, а по выпуску гарантирует степень магистра.

Для сравнения: в Германии годовая заработная плата бакалавра составляет до 20 000 долларов, а магистра – от 20 000 долларов. Так что есть, над чем призадуматься.

2. Система оценивания – бальная, то есть студент своими знаниями и активным участием в студенческой жизни зарабатывает кредиты, которые и определяют его будущее.

Один кредит равняется 25 учебным часам, которые студент тратит не только на сдачу сессии, но и на лекции, практические занятия и самостоятельное изучение того или иного предмета.

Участие студентов в конференциях, семинарах, исследованиях и олимпиадах также сопровождается дополнительными кредитами.

3. Диплом о высшем образовании устанавливается единого образца, что заметно упрощает дальнейшее трудоустройство иностранных выпускников в европейских компаниях. Это сделано для того, чтобы уровнять шансы всех претендентов на перспективную должность.




В концепции развития российского образования на период до 2020 г. отведена большая роль образования в развитии российского общества.

Новые требования, предъявленные к образованию, определили приоритеты образовательной политики учреждений.

Ключевым вопросом в образовательной политике школы является личностно-ориентированное образование. Обращение к личностно-ориентированному обучению обязывает педагогов направлять внимание на индивидуальные особенности учащихся в развитии знаний, умений и навыков.

Продолжительное время школьник получал знания в основном посредством изучения дифференцированных учебных курсов. Однако очень часто у одного ребенка школьные знания так и оставались разрозненными сведениями, искусственно расчлененными по предметному признаку. В результате этого ученик не воспринимал целостно учебный материал, ни тем более картину окружающего мира. Потребность преодолеть указанное противоречие привела в свое время к активному поиску межпредметных связей, к попыткам их использования в дифференцированном обучении.

Интеграция и дифференциация – это взаимообратные процессы. Они взаимодополняют диалектически равновесное состояние целостной системы любого уровня. Именно поэтому в идеале на всех ступенях образования нужно стремиться к созданию системы, оптимально сочетающей идеи интеграции и дифференциации.

В переводе с латинского “интеграция” означает значение “восстановление”, “восполнение”. Дифференциация – “разность, различие”. В чем же заключается суть интеграции в обучении? Применительно к системе обучения понятия “интеграция” может принимать два значения:

а) как цель обучения – это создание у школьника целостного представления об окружающем мире;

б) как средство обучения – нахождение общей платформы сближения предметных знаний.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

Интеграция также – средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний. В первую очередь она призвана заполнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существенные связи между ними.

Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:

  • Внутрипредметная;
  • Межпредметная;
  • Транспредметная

Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений внутри отдельных учебных предметов.

Межпредметная – синтез фактов понятий, принципов двух или более дисциплин.

Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Внутрипредметная интеграция направлена на “спресование” материала в крупные блоки, что, в конечном счете, ведет к изменению структуры содержания дисциплины. Подача материала блоками более приемлема в старшем и среднем звене на уроках математики, русского языка, физики, химии.

В начальной школе внутрипредметная интеграция хорошо прослеживается в программе развивающего обучения Л.В. Занкова, “Школа 2100”.

Межпредметная интеграция проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой.

Межпредметная интеграция подразумевает:

а) использование межпредметных связей;
б) интегрированных уроков, блоков;
в) интегрированных курсов.

Межпредметные связи постоянно имеют место в образовательном процессе на всех учебных дисциплинах.

Значительно реже проводятся интегрированные уроки, которые имеют большие развивающие возможности:

а) во-первых, такой урок позволяет реализовать один из важных принципов дидактики – принцип системности обучения;
б) во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение.
в) в-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Практика подтверждает хорошую интеграцию литературы и русского языка, литературы и музыки, математики и технологии, изобразительного искусства и технологии, литературы и истории.

Более высокого порядка является интеграция содержания различных дисциплин. Здесь речь идет об интегрированных курсах.

В начальной школе примером интегрированного курса является “Окружающий мир”, где объединены предметы истории, природоведения, ОБЖ.

В интегрированном курсе природоведения учебника 5 класса под редакцией Сонина объединены дисциплины – физика, астрономия, естествознание, география.

Высший уровень интеграции – транспредметная имеет также место в нашей школе, когда объединяется в единое целое, содержание образовательных областей учебного плана с содержанием образования, получаемого детьми вне школы – с системой дополнительного образования. Хорошим примером в нашей школе объединения основного и дополнительного образования является экологическое направление деятельности, когда объединяются в единое целое содержание природоведения, биологии, химии с содержанием кружков по экологии.

Значение интеграции огромно. Интеграция позволяет учащимся перейти от изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимному изучению.

На интегрированных уроках повышается уровень знаний по предмету, изменяется уровень интеллектуальной деятельности, растет познавательный интерес школьников, активизируется творческая деятельность, снимается умственное напряжение, утомляемость. Организация интегрированного обучения должна проходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, т.е. при дифференцированном подходе к обучению.

В практике школ выделяют 3 основных формы дифференцированного обучения:

  • Модель полного усвоения знаний.
  • Уровневая дифференциация (внутри класса).
  • Организация факультативов, кружков (дифференциация по интересам).

Внутриклассная уровневая дифференциация является самой распространенной формой дифференциации, при которой учителя используют разные виды работы.

а) Планируют выполнение учениками заданий различного уровня сложности. При этом усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, когда ученикам необходимо установить близкие или далекие связи между различными фрагментами содержания. Усложнение заданий может происходить и за счет усложнения видов работы, условия уровня творческой деятельности, необходимой при выполнении задания. Например, на самом простом уровне предлагается прочитать параграф в учебнике, пересказать его, выделив основные мысли; на более сложном уровне – прочитать параграф, составить план и вопросы к нему; на самом сложном уровне – прочитать параграф, дать аннотацию и рецензию на него.

В начальной школе дифференцированные задания могут выглядеть следующим образом: на самом низком уровне группа учащихся готовит выразительное чтение произведения; на более высоком – план пересказа; на самом высоком – группа работает мультипликаторами или готовит инсценировку отрывка.

б) Учителя планируют разнообразные способы включения дифференцированных заданий в учебный процесс. Их можно объединить в 2 группы: первая – учитель может дать задание каждому ученику, вторая – ученики могут взять (выбрать) сами задание. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить. На первом этапе учитель рассказывает о сложности каждого задания, советует, какое задание выбрать; на втором этапе – рассказывает о сложности задания, но выбирают сами ученики. Учитель корректирует их выбор. На заключительном этапе ученики сами определяют сложность задания и сами осуществляют выбор.

в) Задания различной направленности: устраняющие пробелы в знаниях, и задания, учитывающие имеющиеся у учеников предварительные знания по теме.

г) Дозирование помощи учителя ученикам, которое включает временное облегчение заданий (разбивка текста или упражнения на самостоятельные части – порции), задания с письменной инструкцией (например, с подготовительными упражнениями (каждое подготовительное упражнение представляет собой этап выполнения основного), работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом.

Выполняя задание с дозированной помощью, ученик получает конверт с необходимыми инструктивными материалами, к которым он может обратиться в процессе выполнения задания. В данном случае объем дозированной помощи определяет сам ученик.

д) групповая работа, предполагающая четкую постановку целей в образовательной деятельности: что ученики должны знать и уметь, какие ценности должны у них формироваться в ходе учения. Достижение целей должно быть проверяемым, то есть должен существовать инструментарий проверки.

Организуя дифференцированное обучение, учитываются интеллектуальные способности, специальные способности, интересы и будущую профессию подростков: учащиеся готовят доклады, рефераты по темам, интересующим их, изготавливают модели, макеты, проводят микроисследования.

Особенно важное значение имеют процессы интеграции и дифференциации в связи с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Данные процессы решает важные дидактические задачи:

История науки свидетельствует о том, что педагогическая мысль первоначально развивалась в русле общефилософских знаний.

По мере углубления и расширения научных знаний наступал период дифференциации наук, оформление педагогики в самостоятельную отрасль отражения реальной действительности. Дальше происходила внутри научная дифференциация и оформление множества самостоятельных педагогических наук, образование их системы. Наконец, как свидетельствует науковедение, наступает период межнаучного синтеза.

Рассмотрим современное представление о межнаучных связях педагогики и представим их в кратком изложении.

К числу наиболее продуктивных факторов прогресса педагогической науки следует отнести ее взаимосвязи с философией. Философия- наука об общих принципах бытия и познания , об отношении человека к миру. Философия - фундамент всех наук. В ней педагогика находит прежде всего опорные методологические положения, категории (греч. kategoria- высказывание, свидетельство): причина-следствие, случайное - необходимое, часть- целое,. элемент-структура, общее, единичное, особенное и др.

В связи с углублением философского осмысления различных сторон реальной действительности получают развитие и отраслевые философии. Получают статус отраслей наук: философия образования, философия культуры, философия истории, философия права и др.

А так как педагогическая наука развивается во взаимосвязи с другими науками о человеке, обращение к их философиям способствует ее успеху.

Педагогика органически связана с психологией. Психология - наука о закономерностях развития и функционирования психики. Между ними существует несколько узлов связи.

Главный из них - предмет этих наук.

Психология изучает законы развития психики человека.

Педагогика разрабатывает законы управления развитием личности.

Второй узел связи - показатели и критерии обученности и воспитанности. Результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик испытуемых.

Межнаучные коммуникации имеют место и в методах исследований педагогики и психологии.

законы управления развитием личности

законы развития психики человека

Воспитание, образование детей и взрослых есть не что иное, как целенаправленное изменение психики личности.

Следовательно, оно не может осуществляться специалистами, на владеющими психологическими знаниями.

Воспитанность фиксируется в мотивированных поступках, системе сознательного и импульсивного поведения; обученность через владение знаниями ,умениями, навыками

Показатели и критерии обученности и воспитанности личности

психические процессы (память, мышление, внимание, восприятие, воображение, ощущение)

результаты педагогической деятельности диагностируются по изменениям психологических характеристик.

Рейтинг , наблюдение, эксперимент

рейтинг ,парное сравнение, психологические тесты.

4. Своеобразным мостом между двумя науками выступает педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности. Психология управления педагогическими системами и многих психологических исследований других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Физиология -наука о жизнедеятельности целостного организма и его отдельных частей, функциональных систем. физиология раскрывает картину материально-энергетического развития ребенка. Особенно важными для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием школьника являются закономерности функционирования высшей нервной деятельности. Знание учителем физиологических процессов развития человека ведет к глубокому проникновению в секреты воспитательного влияния среды и методик. Связь с физиологией позволяет определять оптимальный объем нагрузок и выполнимых требований в процессе обучения.

Многообразны взаимосвязи с социологией. Социология - наука об обществе как целостной системе, об отдельных составляющих ее компонентах, о процессах функционирования и развития общества. социология в сферу своего анализа, теоретического, прикладного рассмотрения захватывает и область образования, воспитания, науку о них.

Результаты социологических исследований обогащают науку об образовании, информируют специалистов педагогов о состоянии системы образования в социально-экономической, правовой и демографической среде, позволяют оценивать педагогические явления в ракурсе другой науки.

Существенные возможности развития педагогической науки содержатся в перспективах ее интеграции с отраслями медицинских наук. Недуги, поражающие детей школьного возраста, ставят перед педагогической наукой глобальную и весьма наукоемкую задачу - разработать специальную систему обучения и воспитания хворающих, недомогающих, больных школьников.

Очевидны связи педагогики с историей и литературой, географией и антропологией, медициной и экологией, экономикой и археологией. Кроме вышеперечисленных наук педагогика также связана с : юриспруденцией, экономикой, демографией, информатикой, этнографией, этнологией и др.

Человек , сфера его обитания, его жизни, условия развития интересуют педагогов профессионально, помогая постичь свой предмет во всех его связях. К.Д. Ушинский так писал по этому поводу: “Нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках из которых могут быть почерпнуты педагогические правила, но можно и должно требовать , чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждою, чтобы по каждой из них он мог понимать по крайней мере популярные сочинения и стремился насколько может приобрести всесторонние сведения о человеческой природе, за воспитание которой берется”.

Часто у наук имеющих совершенно различные области исследования находятся общие точки соприкосновения. Что общего казалось бы имеет педагогика с точными и техническими науками. Однако в настоящий момент бурно развиваются кибернетическая, математическая, компьютерная педагогика, суггестология.

На современном этапе развития человеческому обществу требуется внедрение новых подходов, повышающих уровень образовательного процесса подрастающего поколения. Каким же образом может быть решена данная проблема? Интеграция в педагогике – вот реальный путь, который позволяет бывшим школьникам быстрее адаптироваться в окружающем мире. Именно поэтому для любого педагога важно значь, что включает в себя данное понятие.

Предпосылки интеграции

  • образовательное учреждение как систему;
  • системы учебных занятий;
  • систему взаимоотношений между детьми и педагогами и т. д.

И все это совершенно естественно. Ведь еще А. С. Макаренко утверждал о то, что никакое средство не может быть рассмотрено отдельно от системы. Причем его нельзя признать хорошим или плохим при рассмотрении вне комплекса существующих воспитательных влияний.

интеграция это в педагогике

Определение понятия

Что такое интеграция? Это в педагогике не что иное, как процесс, а также результат взаимодействия разнообразных элементов. Вышеперечисленное приводит в конечном итоге к появлению чего-то целостного, нового.

Принцип интеграции в педагогике может быть рассмотрен в двух аспектах. Во-первых, это состояние, для которого характерна согласованность, упорядоченность и устойчивость связей между различными элементами. Во-вторых – процесс, который приводит к данному состоянию. Помимо этого, интеграция – это в педагогике весьма важный показатель эффективности всей системы образования, так как он служит критерием ее целостности.

Взаимодействие различных элементов в ДОУ – процесс сложный и многоуровневый. Именно поэтому к определению понятия интеграции существуют различные подходы. Так, В. С. Безрукова полагает, что интеграция – это в педагогике определение высшей формы взаимосвязи. Она выражает единство всех составляющих системы образования, определяя ее содержание.

А по мнению ученого О. Г. Гилязова, интеграция в педагогике – это целостная система органически связанных между собой дисциплин. Выстроена она по аналогии с миром, который окружает ребенка.

По утверждениям И. С. Сердюковой, интеграция – это в педагогике не что иное, как процесс связи и сближения наук, которые представляют собой высшую форму перехода к более качественной ступеньке образования.

интеграция это в педагогике определение

Однако, несмотря на разные мнения, в основе рассматриваемого понятия неизменно лежат процессуальные характеристики. Именно поэтому интеграция – это в педагогике хорошо структурированная, многокомпонентная и прекрасно организованная связь всех частей системы образования. Ее конечная цель состоит в саморазвитии ребенка.

Значение интеграции

Целостная система различных элементов в образовании служит для разностороннего развития детей. Кроме того, она способствует удовлетворению их интересов и способностей, обеспечивая координацию влияния на эмоциональную, мотивационную, волевую и действенно-практическую сферу индивидуальности ребенка.

понятие интеграция в педагогике

  • комплексную характеристику целей воспитания;
  • сочетание педагогических средств, применяемых во внеурочной и учебной деятельности;
  • целостность в достижении запланированных результатов;
  • взаимосвязь основного и дополнительного образования;
  • гибкость организации учебной деятельности, использующей различные методы и формы внеурочной деятельности;
  • создание творческих кружков, а также введение интегративных курсов;
  • взаимодействие всех элементов воспитательного процесса, социума и школы.

Формы и уровни интеграции

Основной задачей педагогического воздействия на ребенка является его обучение восприятию окружающего мира как единого целого. Учащийся должен осознать связь между предметами и явлениями, чтобы нарисовать затем общую картину. Кроме того, ребенок должен уметь видеть вещь с разных сторон.

Эффективная познавательная деятельность детей становится возможной только при определенных условиях, когда используются различные формы интеграции в педагогике. Одна из них – внутрипредметная. Она означает интеграцию по какой-либо отдельно взятой школьной дисциплине. При этом разрозненные факты и понятия, входящие в одну область знания, объединяются в систему. В итоге учебный материал принимает вид крупных блоков. Это позволяет видоизменить структурное содержание дисциплины. Преимущество данной формы интеграции состоит в том, что ученик получает полную информацию об изучаемом материале. Замечательно и то, что педагог при этом делает урок более емким.

функции интеграции в педагогике

Внутрипредметная интеграция предполагает построение спиральной структуры изложения материала, основанной на принципе концентричности. При этом познавательный процесс может проходить либо от общего к частному, либо наоборот. Новые знания даются учителем порционно, что постепенно углубляет и расширяет уже имеющийся кругозор школьника по данному предмету. Современная педагогика требует вести образовательный процесс по пути укрупнения с одновременным изучением родственных разделов и тем. При этом ученику предлагается обобщение упражнений и заданий, проведение самостоятельных действий на основе аналогии, индукции и сравнения, составление таблиц и схем и т. д.

Еще одной формой интеграции является внутрисистемная. Она вырабатывает умение у школьника пользоваться материалами по одному предмету при изучении другого. Ребенок начинает комплексно овладевать знаниями, воспринимая общенаучные категории и подходы как единое целое. При этом интеграция может быть осуществлена несколькими путями. Первый из них – горизонтальный. Он устанавливает межпредметные связи, которые основаны на одинаковых научных знаниях. Это позволяет избежать повторов и экономит учебное время. Второй подход – вертикальный. При нем межпредметные связи служат для формирования общих типов мышления, среди которых физико-математическое, гуманитарно-экологическое и т. д. Это позволяет ребенку создать целостную картину мира.

Рассмотрим подробнее внутришкольную интеграцию. Она представляет собой взаимодействие и взаимосвязь разнообразных педагогических средств, используемых на нескольких уровнях:

  • налаживание внутренних связей (например, внутрипредметных);
  • осуществление взаимодействия между учебными средствами (например, между предметами);
  • подключение материала по одному предмету к изучению другого (проведение интегрированного урока);
  • внедрение новых обучающих средств (проведение занятий в разновозрастных группах и т. д.).

Направления интеграции

Педагогический процесс становится более эффективным при:

  • расширении воспитательных возможностей учебных занятий, повышающих нравственность ребенка и влияющих на его социальное становление;
  • усилении познавательного, интеллектуального характера внеурочной деятельности;
  • использовании целого комплекса воспитательных средств, стирающих грани между учебным процессом и внеклассной деятельностью, что обеспечивает разносторонне развитие личности ребенка.

проблема интеграции в педагогике

Если в образовательном процессе на самом высоком уровне находится интеграция (это в педагогике определение такого процесса, который не регламентируется классно-урочной системой), то это новейшее качественное образование, представляющее собой комплексное воспитательное средство.

Идеи и задачи интеграции

Для осуществления комплексного воздействия на развитие и формирование ребенка в современной педагогике ведется разработка многоуровневой модели взаимодействия, которая предусматривает различные этапы взросления детей.

Так, существует интеграция дошкольного, а также начальной ступени школьного образования. Учитель младших классов помогает малышам изучить явления и понятия основных образовательных сфер. Это позволяет организовать дальнейшее освоение предметов на более глубоком уровне. При этом появляется замечательная возможность развить у детей особые способности, что входит в функции интеграции в педагогике.

Объединяя внутришкольные ступени обучения, учителя осуществляют комплексную образовательную деятельность, направленную на развитие ребенка и его обучение. При этом решается основная задача школы – выпустить из своих стен человека, обладающего устойчивыми умениями, знаниями и социальными навыками.

При слиянии общего и дополнительного образования выявляются одаренные и творческие личности. В этом случае широко используется дифференциация и интеграция. Педагогика при этом определяет направление деятельности ребенка и стремится к его всестороннему развитию.

Общее и специальное образование

В настоящее время государственная политика воспитания подрастающего поколения придерживается новой стратегии. Она состоит в слиянии общего и специального образования. Такая направленность дает возможность взаимодействия между детьми с различными возможностями по здоровью. Основной принцип такой политики заключен в гуманизации общества, а также в формировании умения нормального восприятия людей с ОВЗ.

Интеграция в коррекционной педагогике имеет огромное значение. Дело в том, что выпустить в жизнь человека с ОВЗ является непростой задачей. Он должен иметь реальную возможность участия во всех формах и видах деятельности социума. Это позволило бы ему в какой-то мере компенсировать имеющиеся ограничения возможностей и развития.

Интеграция в специальной педагогике придерживается идеи о том, что быт и жизнь людей, имеющих ограниченные возможности, должны быть максимально приближены к стилю и условиям жизни всего общества.

Сегрегационные учреждения

К ним относят целую систему коррекционных школ, формирование которых в нашей стране было завершено к концу 20-го века. Этому процессу способствовало вхождение России в мировое образовательное и информационное пространство.

Понятие сегрегации и интеграции в коррекционной педагогике должно соответствовать принятым международным нормам, которые касаются лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому задача обучения таких детей должна решаться на государственном уровне, так как требует как экономической поддержки, так и духовно-нравственной, кадровой и содержательно-организационной готовности.

На сегодняшний день в России существует проблема интеграции в педагогике специального образования, так как много детей, имеющих проблемы в развитии, учатся в обычных школах по обычным программам. Причинами этому являются:

  • отсутствие необходимого числа коррекционных (специальных) образовательных учреждений;
  • их большая удаленность от того места, где проживает ребенок;
  • нежелание многих родителей отдавать свое чадо в специальные учреждения.

Совместное обучение

Существует несколько моделей интегрированного образования. Одной из них является совместное обучение обычных школьников и детей с ВОЗ. Подобная образовательная система возникла по инициативе современной специальной педагогики России. Так, относительно новым явлением считается интегрированное обучение в обычном классе неслышащих школьников. Еще недавно подобные дети попадали в массовые учреждения образования весьма редко, да и то в основном случайно. Это были малоэффективные интеграции, вызванные культурными и социально-экономическими условиями нашей страны. В настоящее время подобное явление перестало быть редкостью.

формы интеграции в педагогике

Родители слабослышащих и неслышащих детей отдают документы в обычную школу по различным причинам. Среди них:

  • отсутствие доступной информации о системе коррекционного образования;
  • объективная оценка по поводу готовности ребенка с ВОЗ к посещению массовой школы;
  • престижность посещения учреждения общего назначения для детей с нарушениями здоровья.

Независимо от причин выбора, сделанного родителями, их решение достойно уважения и понимания. Однако интеграция ребенка в обычные школы будет эффективна только для той части детей, которые благодаря ранней диагностике и упорным занятиям приближены по уровню своего развития к возрастной норме.

Создание специальных классов

Интеграция в коррекционной педагогике нашей страны придерживается, как правило, одной, наиболее распространенной модели. Она предусматривает создание специальных классов в массовых общеобразовательных школах. В них принимают детей:

  • с нарушениями интеллекта;
  • с задержкой развития психики;
  • с затруднениями адаптации в школьной среде.

Специальные группы могут быть созданы и в обычных детских садах. В них принимают воспитанников с отклонениями речи, зрения и слуха.

Проблема современности

В последнее время основной причиной стойкой неуспеваемости школьников становится трудность их адаптирования в образовательной среде. Из-за этого явления уже в начальных классах не могут усвоить материал обычной программы от 20 до 30 процентов детей. Это связано со все возрастающим потоком информации и ее усложнением, а также с ухудшением здоровья подрастающего поколения.

Для решения данной проблемы в России организуется дифференцированное обучение. В его основе лежит индивидуальный подход к школьнику, учитывающий его возможности и особенности. При этом создается система классов, в которых работает высококвалифицированный педагог, а дети находятся в щадящих условиях. Происходит корректировка школьной среды, подстраивающейся под потребности и возможности учащихся.

Обучение детей, имеющих задержку психического развития

При усвоении учебной программы школьники с ЗПР испытывают стойкие трудности, которые имеют место из-за:

  • недостаточного внимания;
  • низкого уровня учебной мотивации;
  • познавательной пассивности;
  • недоразвития памяти, восприятия, моторики, координации и т. д.

Для таких детей характерен ограниченный запас сведений об окружающем мире и низкая работоспособность. Для того чтобы выпустить такого человека в жизнь, нужна его социальная интеграция. Это в психологии и педагогике позволяют сделать специально созданные коррекционные образовательные учреждения или классы. Данное направление уже имеет достаточно серьезный опыт. Организация обучения детей с ЗПР в нашей стране осуществляется на протяжении нескольких десятилетий. С помощью педагога школьники преодолевают многочисленные трудности, и половина детей после начальных классов продолжает образование вместе с обычными учениками.

 интеграция в специальной педагогике

По утверждениям российских специалистов, для осуществления интеграции необходимо раннее выявление заболевания и его психофизическая коррекция на начальной стадии развития. Только в таком случае будет обеспечен процесс реального развития школьника с особыми нуждами. Реализация такого условия позволит подготовить ребенка к интегрированному обучению в массовом учреждении образования, реализует его природный потенциал. Кроме того, это оживит активность школьника и создаст среду, благоприятную для его полноценного развития.

Читайте также: