Какое влияние на дальнейшую историю россии имело принятие христианства кратко

Обновлено: 19.05.2024

Каждый школьник знает, что в 988 году князь Владимир крестил Русь. После этого все восточные славяне стали верить в Христа, ходить в церковь, а дома поставили иконы.

На самом деле крещение проходило в очень сложной форме, а последствия были весьма долгосрочными. Давайте разберемся, что же дало Руси, да и в целом восточным славянам принятие христианства.

Предыстория и обстоятельства крещения

Существует две истории из исторических источников. Первая о том, что к Владимиру прибывали представители разных конфессий, говорили о плюсах и в итоге он выбрал христианство. Вторая о том, что в 988 году Владимир потребовал в жены сестру императора Византии Анну, и услышал главное препятствие: "негоже христианке за поганого…", то есть за язычника. Так князь в Херсонесе принял христианство, а вскоре крестил всю свою страну.

Из этих историй вытекает два главных вопроса: почему Владимир выбрал христианство (и в частности, восточный его обряд) и как отнеслись подданные к религиозной реформе?

Начнем с последнего, и если коротко, то славяне отнеслись к затее князя очень плохо. Ещё при княгине Ольге киевляне требовали отдать им прибывшего с Рима проповедника, так как были против новой веры. И вряд ли что-то поменялось за 20 лет. Скорее всего, страну охватили "поганские бунты", князья вынуждены были силой вводить христианство. Почему же о бунтах нет упоминаний в местных летописях? А зачем фиксировать страшные грехи целого народа.

Точно известно, что ещё в литературных памятках XI-XII веков можно встретить упоминание языческих богов и ритуалов, а некоторые обряды (Иван Купала, Масленица например) известны и сегодня.

Почему византийский обряд?

Теперь к тому, почему князь выбрал греческий обряд христианства. Мне кажется, что это было соединение случайностей и закономерностей. Обстоятельства были такими, что Византия - мощное и влиятельное государство не только в регионе, но и во всей Европе. Это сосед, который манил киевских князей с их грабительскими походами (Аскольд, Олег, Игорь, Святослав), но при этом и империя, с которой Русь понемногу брала пример.

Все чаще страны заключали договора, но только "брачная дипломатия" могла дать более надёжное партнёрство. Так Владимир решил взять в жены Анну, а для этого пришлось принять христианство. Это из обстоятельств, не зависящих от непосредственной воли князя.

Но мне кажется, что и был факт выбора. Что же привлекло Владимира в христианстве? То, что духовная власть не была выше светской. В Риме Папа имел непосредственное влияние на королей, а тут никакой патриарх или митрополит не могли указывать князю направления политики. В итоге, князь даже пожертвовал своей любовью к многоженству (допустимому в язычестве).

Внешние факторы

Теперь разберем, какое влияние оказало христианство на историю Руси и всей Восточной Европы. Начнем с того, как это изменило внешнюю политику.

В X веке Русь, довольно большое государство на задворках Европы считалось отсталым, варварским, поскольку все вокруг уже были монотеистами (верили в одного бога), а славяне до сих пор имели богатый пантеон. Для византийцев, германцев и даже поляков это уже был пройденный этап. Отстающим всегда сложно строить равные отношения. С принятием христианства Русь стала полноценным участником европейских средневековых отношений.

Второй момент в том, что в Средние века монарх должен был обязательно быть посвящен на престол Богом, то есть, по сути, его главным представителем на земле: патриархом (в византийском обряде) или Папой Римским. Киевского князя никто не благословлял, а значит, он не правитель в средневековом понимании. С принятием христианства Рюриковичи вошли в европейскую “королевскую семью”.

Запад был безумно рад принятию нами христианства, пусть и не из Рима. Теперь династии получили “свежую кровь”, можно было отдавать своих сыновей и дочерей за детей князей Руси. Активно развивается брачная дипломатия, а князь Ярослав Мудрый и вовсе получил прозвище “тесть Европы”.

Внутренние перемены

Еще в 980 году Владимир предпринимал попытку реформирования язычества. Он хотел сделать Перуна главным богом у славян, приказав в каждом городе поставить ему идол для поклонения. Но народ Руси был разный, и не всем нужно было поклоняться богу молнии и войны. А как быть крестьянам с их зависимостью от Солнца Ярило или скотоводам, которые надеялись на добрую волю Велеса. Так зачем же Владимиру нужна была реформа язычества?

Восточные славяне остались в православном мире, а вскоре стали главной его составляющей. В дальнейшем будут неоднократно вспыхивать войны и конфликты между католиками и православными (Битва на Чудском озере Невского), православными и мусульманами (конфликты с татарами и Османской империей). Христианство станет важной частью идентичности восточных славян.

С принятием христианства культура восточных славян получает огромный приток идей и примеров. Именно христианизация повлияла на то, что на Руси утвердился вариант азбуки Кирилла и Мефодия. Византия, в отличие от Рима, разрешала народам сохранять свой вариант письменности. Так одним из отличительных элементов восточных славян (и некоторых православных народов) стала кириллица.

Вскоре в Киев и другие города Руси начали привозить греческую литературу, среди которой было много трудов древнегреческих мудрецов. После десятилетий переводов на старославянский язык, возникло новое поколение деятелей (преимущественно монахи), которые начинали создавать собственные произведение. Так у восточных славян появилась литература, а с ней - искусство создания книг и изображений на их страницах.

После 988 года на Русь приезжают мастера из Византии, которые учат местных строить храмы. По всей стране начинается строительство каменных шедевров, многие из которых сохранились до наших дней. В церквях рисуют фрески и мозаики, на заказ делают иконы. Все это - влияние новой религии.

В XI веке Ярослав Мудрый приказал строить в Киеве Золотые ворота и Собор Святой Софии. Все это - по примеру Византии. Если в IX-X веках Русь нападала на Константинополь только как грабители или “дерзкие торговцы”, то при Ярославе Русь уже готова была бросить вызов Византии. Одна из причин этому - христианство. Русь почувствовала себя полноправным участником европейской цивилизации.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Принятие христианство было важным не только культурным, но и политическим шагом. Во-первых, христианство сблизило Древнерусское государство со свои южным соседом - Византией. Это сближение позволило развить торговые и политические связи, из Византии в русские земли стали прибывать многочисленные священники и деятели культуры, которые помогали развивать на Руси культуру. Во-вторых, принятие христианства поставило Древнерусской государство на одну ступень со своими европейскими соседями, которые стали воспринимать его как равное, что безусловно повысило авторитет Руси.

Ничто не поражает так, как чудо, - разве только наивность, с которой его принимают на веру.

Марк Твен

принятие христианства на Руси

Принятие христианства на Руси – процесс, в ходе которого Киевская Русь в 988 году перешла от язычества к истинной христианской вере. Так, по крайней мере, говорят учебники по истории России. Но мнения историков расходятся в вопросе христианизации страны, поскольку значительная часть ученных уверяет, что события, которые описываются в учебнике, на самом деле происходили не так, или не в такой последовательности. В ходе данной статьи мы постараемся разобраться в этом вопросе и понять, как же на самом деле происходило крещение Руси и принятие новой религии – христианства.

Причины принятия христианства на Руси

Начать изучение этого важного вопроса следует с рассмотрения того, какой была религиозная Русь до Владимира. Ответ прост – страна была языческой. Кроме того часто такую веру называют ведической. Суть такой религии обуславливается пониманием, что, несмотря на обширность, существует четкая иерархия богов, каждый из которых отвечает за определенные явления в жизни людей и природы.

Другими словами, были главные боги, которые почитались, как истинные создатели (Род, Лада, Сварог), а были и второстепенные боги, которых почитала только небольшая часть людей. Владимир же в корне разрушил эту иерархию и назначил новую, где главным божеством для славян назначался Перун. Это полностью разрушило постулаты язычества. В результате поднялась волна народного гнева, поскольку люди, которые долгими годами молились Роду, отказывались принимать тот факт, что князь собственным решением утвердил Перуна главным божеством. Необходимо понять весь абсурд ситуации, которую создал Владимир Святой. Он фактически своим решением взялся управлять божественными явлениями. Мы не говоримо том, насколько эти явления были значимы и объективны, а просто констатируем факт, что киевский князь это сделал! Для того, чтобы стало понятно, насколько это важно, представьте, что завтра президент объявит, что Иисус это вовсе не бог, а богом является, например, апостол Андрей. Такой шаг взорвет страну, но именно на этот шаг и пошел Владимир. Чем он руководствовался, совершая этот шаг – неизвестно, но последствия этого явления очевидны – в стране начался хаос.

Именно такие события предшествовали крещению Руси и принятию новой веры. Давайте же теперь разбираться, почему большая половина историков критикует такое описание событий, как не достоверное.

Повесть временных лет - описания крещения

Однако, если посмотреть на вопрос принятия христианства с точки зрения церковной литературы, то мы увидим серьезные расхождения с версией из традиционных учебников. Для демонстрации рассмотрим Катехизис 1627 года.

Катехизис представляет собой книгу, содержащую основы христианского учения. Впервые Катехизис был опубликован в 1627 году при царе Михаиле Романове. В этой книге изложены основы христианства, а также этапы становления религии в стране.

Современная история достаточно неоднозначно трактует этот документ, говоря, что это не более, чем средневековые выдумки, и в данном случае Большой Катехизис искажает истинное положение дел 988 года. Но ведь это приводит к следующим выводам:

Православные или правоверные?

Православные христиане или правоверные

Возвращаясь к Повести временных лет, следует отметить, что многие историки скептически относятся к этому источнику. Причина в следующем: на протяжении всей повести постоянно подчеркивается, что князь Владимир Святой сделал Русь христианской и православной. В этом нет ничего необычного или подозрительного для современного человека, но есть очень важная историческая нестыковка - христиан начали называть православными только после 1656 года, а до этого название было другим – правоверные…

Изменение названия произошло в процессе церковной реформы, которую проводил патриарх Никон в 1653-1656 годах. Большого различия между понятиями нет, но есть опять же один важный нюанс. Если правоверными называли людей, которые правильно веруют в Бога, то православными называли тех, кто Бога правильно прославляет. А в древней Руси прославление фактически приравнивалось к языческим деяниям, и поэтому, изначально, применялся термин правоверные христиане.

Этот, на первый взгляд, незначительный пункт в корне меняет представление об эпохе принятия религии христианства у древних славян. Ведь получается, что если до 1656 года христиане считались правоверными, а в Повести временных лет используется термин православные, то это дает повод заподозрить Повесть в том, что она писал никак не в период жизни князя Владимира. Подтверждает эти подозрения тот факт, что впервые данный исторический документ появился только в начале 18 века (более, чем через 50 лет после реформы Никона), когда новые понятия уже плотно вошли в обиход.

Значение принятия христианства на Руси

Принятие христианства древними славянами – это очень важный шаг, который в корне изменил не только внутренний уклад страны, но и ее внешние отношения с другими государствами. Новая религия привела к изменению быта и образа жизни славян. Изменению подверглось буквально все, но это тема для другой статьи. в общем же мы можем говорить, что значение принятия христианства свелось к:

  • Сплочение народа вокруг единой религии
  • Улучшение международного положения страны, за счет прниятия релии, которая существовала в странах-соседях.
  • Развитие христианствкой культуры, которая пришла в страну вместе с религией.
  • Укрепление власти князя в стране

Мы же вернемся к рассмотрению причин принятия христианства и того, как это происходило. Мы уже отмечали, что поразительным образом за 8 лет князь Владимир превратился из убежденного язычника в истинного христианина, а вместе с ним и вся страна (об этом говорит официальная история). Всего за 8 лет такие изменения, причем путем проведения двух реформ. Так зачем же русский князь изменил религию внутри страны? Давайте разбираться…

Предпосылки принятия христианства

Значение принятия христианства на Руси

Существует множество предположений о том, кем был князь Владимир. Официальная история ответа на этот вопрос не дает. Нам доподлинно известно только одно – Владимир был сыном князя Святослава от хазарской девушки и с ранних лет жил с княжеской семьей. Братья будущего великого князя были убежденными язычниками, как и их отец – Святослав, который говорил, что христианская вера это уродство. Как же получилось так, что Владимир, который жил в языческой семье вдруг легко воспринял традиции христианства и за несколько лет изменил себя? Но пока необходимо отметить, что само принятие новой веры простыми жителями страны в истории описано крайне небрежно. Нам говорят, что без каких-либо волнений (незначительные мятежи были только в Новгороде) русичи приняли новую веру. Вы можете себе представить народ, который за 1 минуту отказался от старой веры, которой его учили столетиями, и принял новую религию? Достаточно перенести эти события на наши дни, чтобы понять абсурдность этого предположения. Представьте, что завтра Россия объявит своей религией иудаизм или буддизм. Волнения в стране поднимутся страшные, а нам говорят, что в 988 году смена религии прошла под овации…

В результате мы можем говорить, что, к большому сожалению, вопрос принятия веры христианской в Киевской Руси изучен историками очень плохо. Мы видим огромное количество нестыковок и объективного обмана. Нам представляют события, которые произошли в 988 году, как нечто важно, но вместе с тем, рядовое для народа. Данная тема весьма обширна для рассмотрения. Поэтому в следующих материалах, мы подробнее рассмотрим данную эпоху, чтобы разобраться досконально в тех событиях, которые происходили и предшествовали крещению Руси.

Принятие христианства — одно из самых великих событий в истории Руси. Если говорить кратко о последствиях крещения Руси, следует выделить наиболее важные изменения в различных сферах жизни древнего государства, благодаря которым сформировалась великая и могущественная держава.

Принятие христианства на Руси

Причины необходимости христианизации

Перед тем как перейти к анализу последствий христианизации, необходимо выяснить, каковы были предпосылки для принятия столь важного решения.

До X века на территории Киевской Руси повсеместно было распространено идолопоклонство. Множество племен, входивших в состав государства поклонялись разным божествам и придерживалось собственных религиозных законов. В источниках, дошедших до современности, перечислены Перун, Даждьбог, Хорс, Симаргл, Ярило, Мокошь и др. Поклонение некоторым из них предполагало кровавые жертвоприношения.

 Владимир Красное Солнышко

В 980 году Владимир попытался создать религиозный языческий центр в Киеве. Для этого было сооружено огромное капище, где разместились идолы шести наиболее почитаемых богов. Но проведенная реформа не принесла желаемого результата: племена продолжали поклоняться своим божествам. Принятие веры в единого бога стало необходимостью.

Немаловажную роль в решении о христианизации Киевской Руси сыграло международное положение. Для того чтобы создавать и укреплять экономические связи с государствами-соседями, необходимо иметь с этими странами общие мировоззренческие и религиозные взгляды. А большинство Европейских стран исповедовало монотеизм (вера в одного бога). В Европе существовало несколько направлений монотеизма:

  1. Христианство (Византия, Германия, Дунайская Болгария и Моравия).
  2. Ислам (Волжская Булгария и Арабский халифат).
  3. Иудаизм (Хазарский каганат).

Вадимир понимал, что если в скором времени он не установит на территории государства единую религию, то Киевская Русь раздробится по вероисповеданию на несколько частей, и это может спровоцировать распад державы.

Немаловажное значение для расширения территориальных границ, укрепления политических и экономических отношений имели династические браки с представителями других стран. Это была еще одна весомая причина необходимости христианизации Киевской Руси.

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Встреча Владимира с послами

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Позже в религиозные центры были отправлены русские послы, которые присутствовали на службах в качестве наблюдателей. По результатам их поездки было принятое твердое решение о принятии христианской веры.

Ход крещения Руси

В 987 г. Константинополь попросил военной помощи у Руси для ликвидации вспыхнувшего мятежа под предводительством Варды Фоки. Владимир согласился при условии, что Византия разрешит ему жениться на сестре императоров Василия и Константина, царевне Анне. Императоры, в свою очередь, выдвинули требование о принятии христианской веры князем. И в 987 г. Владимир Красное Солнышко был крещен в Константинопольской церкви.

По приезде великого князя первыми приняли крещение его родственники и приближенные ко двору: слуги, воеводы, советники. Капище, которые было сооружено в честь богов-идолов, разрушено и сожжено вместе со статуями. А главное божество Перуна демонстративно привязали к хвосту лошади и пустили по городам и селам.

Крещение Руси

Затем великий князь отдал приказ о всеобщем собрании жителей Киева на берегу Днепра. Люди входили в воду и принимали крещение по подобию Христа от византийских священников, посланных с этой миссией патриархом Константинопольской церкви.

Но далеко не все племена Киевской Руси согласились отказаться от язычества. Новгород отчаянно сопротивлялся. В подавлении народного мятежа главную роль исполнял дядька Владимира по матери Добрыня Никитич. Именно его мы знаем по многочисленным сказаниям и былинам Древней Руси.

Хотя официально Русь была крещена в 988 г., но еще очень долго пережитки язычества сохранялись среди населения. Заядлые приверженцы язычества подпольно агитировали народ за отречение от единого Бога. Чтобы ослабить их влияние, ко многим языческим праздникам были прикреплены библейские. Например, день поклонения богу летнего солнца Купале был назначен днем поминания Иоанна Крестителя. Постепенно люди привыкли и стали относится к Ивану-Купала как к христианскому празднику.

Последствия христианства

Последствия принятия христианства на Руси можно разделить на две категории: положительные и отрицательные. Необходимо привести вначале положительные изменения в жизни государства, поскольку их было гораздо больше:

Христианство на Руси

Возникновение письменности

  1. Укрепление власти правителя государства. Религия учила людей смирению и повиновению, а наделенных властью — ответственности за судьбы подчиненных. Вера в одного Бога способствовала сплочению русского народа.
  2. Создание Церковного устава. Утверждение церковного и княжеского судов.
  3. Улучшение нравственных основ общества. Запрещены кровавые жертвоприношения. Библия учит людей быть справедливыми, милосердными. Владимир на своем примере показывал, какие изменения происходят с человеком, если он уверовал в единого Бога. Князь навсегда отрекся от многоженства, занимался возведением больниц и приютов для нищих и бездомных, в праздники раздавал пищу и деньги всем желающим. За все перечисленные благодеяния князь Владимир был причислен церковью к лику святых.
  4. Государство приобрело возможность полноценно взаимодействовать с другими державами. Крещение благотворно повлияло на укрепление торговых и экономических отношений.
  5. Князьям — последователям Владимира было легко налаживать внешние политические связи с помощью династических браков.
  6. Огромный скачок в развитии архитектуры и живописи. Храмы строились уже не из дерева, а из кирпича. Русичи научились делать купола и украшать ими соборы и церкви. Был построен собор Святой Софии, Киево-Печерская лавра и др. Фрески, мозаики, иконопись — все это византийское наследие.
  7. Возникновение письменности. Благодаря Кириллу и Мефодию Русь познакомилась с кириллицей и глаголицей. При монастырях создавались школы, где обучали письменности всех желающих. Там же переписывались Библии, жития святых, сочинялись первые летописи.
  8. Государство получило доступ к исследованию культурных и материальных ценностей античного периода.

Изучив кратко причины и последствия крещения Руси, можно сделать вывод: X век стал самым насыщенным прогрессивными изменениями периодом в истории великого государства.

Читайте также: