Что такое живопись и скульптура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Скульптурой в русском языке также принято называть непосредственно сами работы художников, изготовленные любым из перечисленных выше способов. Причем созданные мастерами произведения искусства, в отличие от живописных или графических аналогов, имеют осязательную трехмерную, а не плоскую форму.

Разновидности скульптуры

Скульптура — это вид искусства, для которого характерно разделение художественных произведений по нескольким основным критериям, в том числе:

  • по жанру;
  • по форме;
  • по назначению;
  • по материалу.

К главным скульптурным жанрам относятся:

  • Портретный. Предполагает максимально близкое к оригиналу сходство художественного образа с прототипом.
  • Религиозный. Играет важную роль в поддержании незыблемого величия религии и привлечения верующих.
  • Исторический. Помогает сохранить для потомков выдающиеся подвиги и достижения предков.
  • Мифологический. Передает в доступной художественной форме вымышленные события из древних преданий и легенд.
  • Бытовой. Основан на изображении рядовых событий из жизни простых людей, искусно подмеченных мастером.
  • Анималистический. Использует разнообразных животных в качестве главных героев произведения.

В истории скульптуры также известно огромное количество произведений, в которых авторы использовали символические и аллегорические художественные образы. Жанровые рамки этого вида искусства значительно расширились в ХХ веке. Именно тогда художники-новаторы начали массово создавать абстрактные скульптурные композиции и делать разнообразные неодушевленные предметы главными героями произведений.

По форме различают круглую и рельефную скульптуру. Круглые скульптурные композиции предназначены для визуального осмотра с разных сторон. Рельефные изображения частично выступают над плоским фоном или погружены в него (см. барельеф).

Скульптура. Скульптура. Индийские божества с горельефом в Кхаджурахо, VIII век

По назначению скульптуру разделяют на 3 основных разновидности:

  • Монументальная. Является частью архитектурной среды, характеризуется большими размерами, обычно представлена в виде памятников или монументальных сооружений.
  • Монументально-декоративная. К ней относятся всевозможные элементы рельефных художественных украшений зданий (атланты, кариатиды, фризы), а также установленные в садах и парках скульптурные композиции.
  • Станковая. Предназначена для обзора с близкого расстояния, обычно размещается внутри помещений, служит важной частью оформления интерьера.

Традиционными материалами для изготовления скульптур считаются:

  • натуральный камень (песчаник, вулканический туф, гранит и мрамор);
  • металлы и сплавы (бронза, медь, цинк, сталь);
  • гипс;
  • дерево.

Гораздо реже встречаются более экзотические материалы, в том числе лёд, песок и глина. Но произведения искусства, созданные из них, отличаются очень небольшой долговечностью и практически не используются профессиональными скульпторами.

История скульптуры

Появление первых цивилизаций дало огромный толчок развитию разных видов искусства. Уже в Древнем Египте появились первые монументальные скульптуры, украшавшие входы в храмовые комплексы, площади и дворцы фараонов. До наших дней сохранилась всемирно известная фигура большого сфинкса, высеченного из монолитной известняковой скалы около 2500 лет до нашей эры.

Древние египтяне достигли высокого уровня мастерства в сфере скульптуры. Они научились обрабатывать не только мягкий известняк, но и достаточно твердый гранит, а также вырезали фигурки людей из дерева. В это же время появились многочисленные рельефные изображения на стенах храмов и гробниц.

Скульптура. Три гранитных статуи фараона Сенусерта III, XIX век до нашей эры

Своеобразные школы скульптурного искусства чуть позже, но задолго до начала нашей эры, сформировались и в других регионах древнего мира. Уникальные образцы старинного зодчества создали неизвестные мастера многих цивилизаций:

  • ассирийской;
  • персидской;
  • индийской;
  • китайской.

Скульптура. Золотой олень с головой орла из китайской гробницы, IV век до нашей эры

Скульпторы древности научились ваять памятники на историческую, религиозную и мифологическую тематику. Рельефными изображениями украшали дворцы правителей, а миниатюрные статуэтки широко использовались в качестве амулетов для защиты от злых духов.

Ваятели Древней Греции не только сумели перенять многие традиции искусства у зодчих из Египта и Месопотамии, но и значительно превзошли соседей по уровню художественного мастерства. Античной культуре была присуща идеализация художественных образов. Статуи мифологических героев, богов и богинь до сих поражают нас красотой и гармонией изображения человеческого тела.

Наиболее выдающимися образцами эллинистической монументальной скульптуры по праву считаются давно исчезнувшие Чудеса Света — Колосс Родосский и Статуя Зевса в Олимпии. Уникальными рельефными изображениями и статуями также были украшены Храм Артемиды Эфесской и Мавзолей в Галикарнасе.

Скульптура. Основание колонны из Храма Артемиды, IV век до нашей эры

После завоевания территории Греции римлянами, центр мирового искусства переместился на Апеннинский полуостров. Многие греческие мастера были вывезены в Рим, где продолжали творить и обучать учеников. До наших дней сохранились многочисленные бюсты римских императоров, статуи мифологических богов и рельефные изображения на культовых сооружениях.

После падения Рима под натиском варваров в 476 году скульптура, как и многие другие виды изобразительного искусства, надолго пришла в упадок в Европе. Даже появление в XI веке единого романского стиля в архитектуре не сильно повлияло на положение дел. Только возникновение готики наконец-то предоставило скульптуре шанс для возрождения.

Скульптура. Скульптуры Южного портала Шартрского собора, XIII век

Многочисленные готические соборы, построенные в разных уголках Западной Европы, явили миру новые образцы искусства. В эту эпоху появилась и получила широкое распространение традиция украшения фасадов и интерьеров религиозных сооружений скульптурными композициями. Характерными особенностями человеческих фигур на зданиях были их вытянутые формы и скованные позы.

Подлинный расцвет скульптуры пришелся на эпоху Ренессанса. Имена великих зодчих Возрождения хорошо известны всем образованным людям современности. Наибольший вклад в развитие скульптурного искусства внесли:

Скульптурные шедевры Ренессанса до сих пор впечатляют своим величием, глубокой гармонией и идеальными формами. Работы мастеров Возрождения оказали огромное влияние на последующие поколения скульпторов и стали фундаментом для формирования новых стилей в искусстве:

На протяжении многих столетий искусство скульптуры развивалось не только в Европе. Уникальные школы зодчества появились в разных уголках Земли:

  • Африке;
  • странах Азии;
  • Северной и Южной Америке.

Скульптура. Маска из слоновой кости из Бенина, XVI век

До наших дней сохранились знаменитые каменные монолиты на острове Пасхи, многочисленные статуи Будд в Юго-Восточной Азии, уникальные образцы рельефной скульптуры цивилизации Майя.

Скульптура. Статуя Будды в Лэшане, IX век

В конце XIX века в искусстве наступила эпоха Модернизма, которая положила начало возникновению многочисленных новых стилей и течений в скульптуре:

  • кубизма;
  • абстракционизма;
  • сюрреализма;
  • дадаизма;
  • супрематизма;
  • футуризма; ; .

Скульптура. Гастон Лашез. Плавающая фигура, 1927

Развитие скульптуры продолжилось и после Второй мировой войны стараниями представителей разных направлений авангардизма. Среди множества популярных течений современности особо выделяются:

  • минимализм;
  • постминимализм; ;
  • экологическая, звуковая и световая скульптура.

В наши дни скульптура остается чрезвычайно востребованным видом искусства среди художников. Выставки работ современных мастеров привлекают миллионы людей, а шедевры древних зодчих украшают экспозиции лучших музеев мира.

На портале Very Important Lot каждый посетитель может приобрести уникальные скульптуры на аукционах. Наш сайт также предоставляет всем желающим возможность купить скульптуры напрямую у современных художников.


Урок рассказывает о стилевом и жанровом разнообразии отечественной живописи в XVIII веке. Знакомит с крупнейшими мастерами живописи и скульптуры, коллекциями произведений искусства зарубежных мастеров. Выборочно представлены работы российских живописцев.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Живопись и скульптура"

Перемены в российском обществе в XVIII веке, знакомство русских художников с зарубежными мастерами, идеи Просвещения нашли своё отражение и в изобразительном искусстве.

Во второй половине XVIII века самостоятельным жанром и отражением классицизма становится пейзаж.


Своего расцвета достигли исторический жанр и портретная живопись. В это время появляются парадные портреты и автопортреты. В развитии этого жанра проявились две особенности: стремление к отображению правды жизни и повышение художественного мастерства. Идеи сентиментализма в живописи проявились в бытовом жанре, который появился в конце XVIII века. Это направление представлено сценами из народной жизни, портретами крестьян.


В целом в XVIII веке кардинально изменилось само отношение к живописи. Работа художника стала профессией. Была открыта Академия художеств – высшее учебное заведение, где обучали изобразительным искусствам. Среди её первых выпускников были Фёдор Рокотов и Антон Лосенко, о которых вы узнаете далее.

Вопросы занятия: крупные мастера русской живописи; Ф. И. Шубин как крупнейший русский скульптор XVIII века; иностранные мастера на русской службе; коллекционирование живописи и скульптуры.

Одним из самых известных художников школы барокко был Алексей Петрович Антропов. Алексей Петрович учился живописи у таких мастеров, как Матвеев, Вишняков и Каравак, а впоследствии и сам был учителем Левицкого.

Закончив работу в Киеве, Антропов переезжает в Москву, где знакомится с Иваном Шуваловым. Благодаря ему Алексей Петрович получил место куратора живописцев, работавших при Синоде. Ему было поручено также обучать талантливую молодёжь живописи, иконописи, мастерству финифти.


Но всё же известность Антропову принесло то, что он одним из первых в России начал писать светские портреты. Среди его известных полотен можно назвать портреты Петра III, Екатерины II, архиепископа Сильвестра Кулябки, графини Румянцевой.


Мастерами портретного жанра были представители известной крепостной семьи русских живописцев Иван Петрович Аргунов и его сын Николай Иванович Аргунов. Иван Петрович писал в основном парадные портреты, в которых использовал приёмы барокко, а позднее – рококо.

Его учителем был придворный художник Елизаветы Петровны, немец Георг Кристоф Гроот. Вместе они написали иконы для церкви Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. В конце 1750-х – начале 1760-х годов Ивану Петровичу заказывают для Сената портрет императрицы Екатерины Алексеевны, который ей очень понравился. А в 1760-е годы он создаёт галерею портретов членов семьи Шереметевых.


Кроме творческой деятельности, Иван Петрович реализовал себя и как талантливый педагог. Учениками мастера были его сыновья и такие крупные художники той поры, как Антон Лосенко и Дмитрий Левицкий.

Средний сын Аргунова Николай продолжил творческий путь отца. Он прославился портретами крепостных актрис Останкинского театра – Татьяны Васильевны Шлыковой-Гранатовой и Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой.


Выходцем из крепостных был и один из известнейших портретистов XVIII века, представитель рококо и классицизма Фёдор Степанович Рокотов. Но в отличие от Аргунова ему удалось освободиться от крепостной зависимости. В 1760 году Рокотов был принят в Академию художеств в Петербурге, представив при поступлении парадный портрет Петра III. Картина получила хорошие отзывы и при императорском дворе.

Императрица Екатерина II в 1763 году поручила Фёдору Степановичу написать свой портрет, для которого позировала в Петергофе. В 1765 году Академия художеств удостоила Рокотова звания академика живописи.


Им была создана целая галерея портретов известных и самых знатных современников — Ивана Шувалова, Григория Орлова, князей Куракиных. Особенно удавались Рокотову женские портреты. Например, портреты Варвары Николаевны Суровцевой и Александры Петровны Струйской.

Признанный мастер парадного портрета Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в Киеве в семье священника. Начальные навыки рисования он получил от своего отца, который увлекался графикой. Дмитрий Григорьевич познакомился с Антроповым, когда тот расписывал Андреевскую церковь, и стал его учеником. Затем он переехал в Петербург и поступил в Академию художеств.

В 1770 году за портрет архитектора Кокоринова Левицкий получил звание академика живописи, а в 1775 году был произведён в советники Академии. 1770-е – 1780-е годы стали для живописца временем наивысшего расцвета творчества.

В это время он написал портреты князя Александра Голицына, Марии Дьяковой, семьи Воронцовых, портрет императрицы Екатерины II в образе мудрой законодательницы. Интерес представляет портрет Прокофия Демидова. На картине его окружают горшки с цветами и лейка, говорившие об увлечении Демидова садоводством.


Также к числу лучших картин художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро, который некоторое время жил в Петербурге. А вершиной его творчества считается серия портретов воспитанниц Смольного института, которые сейчас хранятся в Русском музее.

Ещё один мастер портретной живописи Владимир Лукич Боровиковский родился в Миргороде в семье казака. Его творчество представлено слиянием одновременно развивающихся стилей классицизма и сентиментализма. Отец, дядя и братья Владимира Лукича были иконописцами. От них он получил первые навыки рисования и тоже начал заниматься иконописью. В это же время он написал и первые портретные работы.

Судьба художника резко изменилась после путешествия в Крым Екатерины II. Ему было поручено расписать интерьер дома для приёма императрицы в Кременчуге. Екатерина II высоко оценила работу художника и повелела ему переехать в Петербург. В столице Боровиковский смог усовершенствовать своё мастерство и стал одним из самых известных художников в России.

В 1795 году он получил звание академика живописи, а в 1802 году – почётное звание советника Академии художеств.


Представителем классицизма и основоположником русской исторической живописи был Антон Павлович Лосенко. Сначала он обучался в художественной мастерской Ивана Аргунова, а затем в Академии художеств. Как талантливый живописец Антон Павлович был отправлен на обучение в Европу.


Антон Павлович Лосенко создал и галерею портретов современников. Самые известные из них – портреты Ивана Шувалова, литератора Александра Сумарокова, театрального деятеля Фёдора Волкова.

Вместе с живописью в XVIII веке своё развитие получила и скульптура. В это время творит Федот Иванович Шубин, который поднял жанр скульптурного портрета на новую качественную ступень.

Будучи сыном поморского крестьянина, он приехал учиться в Петербург, где закончил Академию художеств. После этого как один из лучших воспитанников академии он обучался в Париже и Риме. В 1774 году ему было присвоено звание академика.


Шубин работал не только как портретист, но и как декоратор. Он создал 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца и скульптуры для Мраморного дворца и Петергофа.

На русской службе трудилось немало иностранцев. В сфере скульптуры самый яркий вклад в историю культуры России внёс Этьен Морис Фальконе.

Екатерина II хотела оставить память потомкам о Петре I. Для создания монумента она пригласила в Петербург Фальконе, которого ей порекомендовал Дидро.


Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание за границей произведений художественной культуры. Коллекции произведений искусства собирались не только в столице, но и в Москве, Ярославле и некоторых других городах России. Коллекционирование произведений живописи и скульптуры стало престижным для знатных людей и богатых горожан.

Коллекция, собранная Иваном Шуваловым, стала одной из самых больших коллекций того времени. Она включала в себя 101 картину великих художников предшествующих эпох: Рембрандта и Рубенса, Ван Дейка и Тинторетто и Пуссена.


После смерти Елизаветы Петровны Шувалов уехал за границу, подарив своё собрание Академии художеств. Во времена Екатерины II эти картины стали основой коллекции живописи Эрмитажа. Во многом они подвигли и саму императрицу на создание собственной коллекции живописи.

Подведём итоги. В XVIII веке в России произошло становление целой плеяды выдающихся живописцев и скульпторов; основными жанрами в живописи XVIII века были барокко, рококо, классицизм и сентиментализм; своего расцвета достигли исторический жанр и портретная живопись; началось собрание обширных коллекций произведений искусства зарубежных мастеров.


Изобразительное искусство и скульптура претерпевают в настоящий момент новый виток своего развития.

Художники и скульпторы ежедневно черпают свое вдохновение, не только созерцая окружающий мир, краски его природы, но и окружающих людей: такие звезды как Madonna, и даже молодая кантри-певица и актриса taylor swift стали настоящими музами для многих творцов этих жанров искусства.

Скульптура является одной из разновидностью изобразительного искусства, только в отличие от нее имеет объемную форму.
Присутствие образа в скульптуре достигается по средствам объема и форм. Базовыми средствами являются силуэт и его пропорции, материал, фактура, в некоторых случаях цвет.

Изобразительное искусство – это в каждом случае беседа художника со зрителем. Только художник имеет возможность передать окружающий мир с такой точностью и до самых мелочей.

Если в скульптуре главным средством выразительности является форма и объем, то в живописи это всегда цвет.
Еще одним ключевым отличием живописи от скульптуры является то, что при создании скульптуры, образ существует не на плоскости, как в случае с живописью, в объеме.

Но, не смотря на отличия, скульптура и живопись всегда были и будут основными видами изобразительного искусства, основными способами созерцания и познания мира разных эпох.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность. Множество людей даже не могут нормально сформулировать понятие живописи. Сколько прекрасных скульптур и фресок есть на Земле, и люди даже не хотят с ними знакомится. Я хочу, чтобы люди чаще интересовались прекрасным.

Цель работы. Этот проект я делаю для того чтобы как можно больше людей узнали, что такое настоящая скульптура и живопись, чтобы люди познакомились с этим чудом

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Расширить познания о живописи и скульптуре, рассказать о видах и направлениях.

Пропаганда и распространение опыта

Воспитание чувства любви к искусству, во всех направлениях.

Изучение многовекового наследия.

Я выбрал данную тему потому что она была мне очень интересна, меня всегда впечатляли старые картины, скульптуры. Я всегда осматривал улицы в моем городе, пытался увидеть что-то прекрасное. У меня никогда не было времени почитать или узнать что-то об искусстве. Когда я увидел эту тему в интернете я сразу понял, что это мое. Я очень хочу, чтобы каждый человек узнал больше о великих произведениях искусства. Какой бы сложной и непредсказуемой ни была наша жизнь, всегда существуют моменты и события, которые ее украшают и делают прекрасной. Мы всегда стараемся стремиться к лучшему, к чему-то хорошему. Жить, любить, заниматься чем-то полезным для себя и общества - это замечательно. Роль искусства в жизни человека, так же немаловажна, как и сама жизнь. Все, что нас окружает, - это своего рода искусство. Еще в древние времена наши предки пытались изобразить на стенах, кусочках кожи, камнях какие-то картины, события своей жизни, сражения, охоту. В те времена они и не подозревали, что их попытки принесут много новых знаний для человечества в будущем. Их скульптуры, предметы утвари, оружие, одежда имеют большое значение, благодаря этим находкам мы знаем историю развития наших предков. Тогда они и понятия не имели, о том, что все, что они делают - это искусство, и то, что роль искусства в жизни человека будет очень велика. Художники, скульпторы, поэты, музыканты и каждый человек, который пытается передать своим творчеством восприятие и свое видение чего-то особенного, что нас окружает, занимает важное место в культурном развитии человечества. Роль искусства в жизни человека столь велика, что, однажды овладев привычкой посещать музеи и художественные галереи, читать интересные книги, поэзию, захочется прикоснуться к духовному и историческому миру, знакомиться с новыми и интересными людьми, познать художественные творения других народов, познакомиться с их историей и культурой. Все это приносит разнообразие и яркие краски в нашу жизнь, способствует стремлению жить лучше, интереснее.

Читайте также: