Что такое желательные расходы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сезон отпусков позади, а значит, пора прибраться в своем собственном кошельке и начать вести учёт собственных финансов, если раньше вы об этом не задумались.

Как вы знаете, средства или бюджет каждого человека либо отдельно взятой семьи можно разделить на три основные категории: доходы, расходы и сбережения. Хорошо ли вы их различаете? Давайте разберёмся.

Что такое доходы и расходы

К доходам относятся все положительные финансовые потоки, например, заработная плата (по основному месту работы, по совместительству), премиальные (в том числе по итогам работы за год), проценты от вкладов и инвестиций, доход от сдачи имущества в аренду и другие виды доходов.

Расходы — это все отрицательные финансовые потоки, которые можно классифицировать по разным признакам.

1. По постоянству:

  • регулярные или постоянные платежи;
  • разовые платежи (возникающие незапланированно).

2. По времени возникновения:

  • ежемесячные;
  • ежеквартальные;
  • ежегодные.

3. По необходимости:

Следует отметить, что эта классификация очень вольная, а значит, её не стоит принимать за единственно верную, поскольку каждый может определять и учитывать свои расходы так, как ему удобно. Например, коммунальные расходы являются регулярными, ежемесячными и обязательными, а расходы на билеты в кино или театр будут скорее разовыми и добровольными.

Бюджет и его разновидности

Самое главное, чтобы все доходы и расходы чётко и систематически учитывались — это позволит проследить, как формируется бюджет (особенно если учёт ведётся несколько месяцев), а также сформировать накопления и поставить финансовые цели на будущее.

При формировании бюджета возможны три ситуации:

    Доходы меньше расходов. Тогда возникает потребность в заёмных средствах, и людям приходится брать деньги в долг или в кредит.

Стоит стремиться именно к третьей модели, но если ваши расходы больше доходов, то необходимо сначала их уравнять.

В этом вам поможет постоянный и систематический учёт своих денег, для чего подойдёт любая таблица, сделанная на компьютере или обычном листе бумаги. В одной графе учитывайте все источники своих доходов, а в другой — все источники своих расходов. Самое главное — делать это регулярно, лучше всего — каждый день.

Способы учёта собственных средств

Необходимо одновременно учитывать как доходы, так и расходы, причём самый лучший вариант — когда учитываются все возможные источники и направления.

Вы можете вести простейшую таблицу, состоящую из двух больших граф (доходы, расходы), куда будете заносить все фактически полученные и потраченные деньги.

Пример таблицы с данными по Доходам и расходам

Из этого примера видно, что доходы превышают расходы на 2 000,00 руб. Эти деньги можно потратить на незапланированную покупку, отложить на следующий месяц или вложить, например, на депозит в банке. Но при этом не видно, на что именно были потрачены деньги, какой был дополнительный доход, насколько эти суммы отличаются от запланированных.

Например, к дополнительным доходам может относиться работа по совместительству или разовому договору, продажа вещей (например, детская одежда, из которой ребёнок уже вырос), выигрыши в лотереях или конкурсах, денежные подарки. Многие забывают учитывать эти суммы либо считают их несущественными. Именно такие случаи могут исказить собственное представление о положении личных финансов. Направления расходования рекомендуется описывать максимально подробно. Например, к коммунальным платежам относится оплата воды, тепла, электроэнергии, связь может подразделяться на домашнюю, мобильную и интернет, транспортные услуги могут включать как расходы на собственный автомобиль, так и стоимость состоявшихся поездок на общественном транспорте, и так далее.

Рекомендации по ведению и планированию бюджета

Составьте такую таблицу прямо сейчас, причём неважно, в каком формате — можно нарисовать ее от руки на листе А4, составить таблицу в обычной тетради в клеточку или электронную таблицу в MS Excel — вы сами поймете, какой вариант для вас наиболее удобен и какие статьи следует добавить.

Чем подробнее вы составите такую таблицу, тем легче вам будет проанализировать свое финансовое положение: вы сможете увидеть, насколько больше или меньше вы потратили по сравнению с запланированными суммами, скорректировать план на следующий месяц, а при ведении такого учета ежемесячно — найти возможность сократить те или иные статьи расходов.

Запомните: нам нужно стремиться к профициту бюджета, когда доходы превышают расходы.

Метод 50/30/20 может показаться весьма простым, но в его трактовании нередко возникают неоднозначные моменты, довольно опасные для личных финансов. Данный метод оптимален для людей со стабильным доходом, испытывающих сложности с откладыванием средств и созданием финансовых активов.


Суть данного метода очень проста. Все поступающие в бюджет доходы нужно распределять на три части. Каждая из этих частей может быть задействована исключительно на оплату потребностей определенного уровня.

  • 50% от дохода пойдет на покрытие всех обязательных расходов;
  • 30% пойдут на оплату хоть и не обязательных, но весьма желательных расходов;
  • 20% дохода будут задействованы для формирования финансовых активов и оплаты непредвиденных расходов.

Основная сложность и неоднозначность применения описываемого метода заключена в правильном и объективном распределении всех расходов по категориям. От корректности подобного распределения зависит успешность и эффективность использования метода.

Приведем пример такого распределения.

1. Обязательные расходы, 50% бюджета

В группу обязательных расходов входят:

  • Погашение имеющихся долгов и кредитов;
  • Оплата регулярных ежемесячных платежей (коммунальных, интернета, мобильной связи и пр.);
  • Оплата аренды жилья;
  • Траты на необходимые продукты питания;
  • Регулярные транспортные расходы;
  • Обязательные траты на лечение;
  • Приобретение необходимых предметов одежды и обуви.

Сюда могут входить и другие обязательные для вас траты.

2. Желательные расходы, 30% бюджета

  • Покупка необязательных продуктов питания;
  • Питание в общественных заведениях;
  • Приобретение обуви и одежды, не являющихся необходимыми;
  • Затраты на спортзалы, фитнес-клубы, бассейны, салоны красоты и пр.;
  • Расходы на кино, театр, спортивные состязания;
  • Прочие виды развлечения и отдыха.

3. Финансовые активы и непредвиденные расходы, 20% бюджета

  • Формирование личных резервов, т.е. финансовой подушки безопасности;
  • Откладывание сбережений, направленных на совершение крупных покупок;
  • Формирование личного капитала;
  • Внезапные расходы (срочные ремонт, непредвиденная операция и пр.);
  • Подарки.

Под конкретный бюджет данные категории можно корректировать, однако данная коррекция не должна быть существенной. В течение месяца категорически запрещается перебрасывать средства между разными категориями. Все свободные деньги, которые были не потрачены за месяц в первых двух категориях, можно либо перенести на последующий месяц в той же категории, либо перевести в последнюю категорию на формирование резервов, сбережения или капитала.

У метода 50/30/20 проявляются как преимущества, так и свойственные ему недостатки.


В этой статье мы попытаемся проанализировать, как экономить, сохранять и преумножать средства даже при невысоких доходах.

Финансисты советуют завести таблицу учета средств, поступающих в семью, и пересмотреть структуру платежей.

Зачем нужно вести семейный бюджет

Три веские причины начать планировать семейный бюджет:

Как правильно распределить семейный бюджет

Несколько практических правил планирования семейного бюджета, которые мы здесь приведем, могут служить приблизительным ориентиром для принятия решений. Ситуации у всех разные и постоянно меняются, но основные принципы послужат хорошей отправной точкой.

Правило 50/20/30

Она советуют разделить структуру бюджета на 3 главные составляющие:

  • 50% дохода должны покрывать главные расходы, такие как оплата жилья, налогов и покупка продуктов;
  • 30% – необязательные траты: развлечения, поход в кафе, кино и т.д.;
  • 20% уходят на оплату кредитов и долгов, а также отложены в качестве резерва.

Правило 80/20

Эти эмпирические правила можно и желательно скорректировать, привести в соответствие с вашей реальной ситуацией. Чуть ниже вы найдете пример семейного бюджета в таблице, который послужит основой для составления собственного плана.

Правило 3 – 6 месяцев

Как составить семейный бюджет

Планирование структуры расходов и доходов вовсе не сложное и утомительное занятие, как вы, возможно, думали. Существуют бесплатные программы и приложения, чтобы помочь вам приступить к составлению плана и придерживаться его.

Перед вами – руководство по шагам: как составить семейный бюджет на месяц на основе шаблона в таблице, который можно в несколько кликов приспособить для себя.

Шаг 1: ставьте цели

Экономия ради экономии? Не надо путать скаредность и планирование расходов. Ставьте цели и учитесь экономить на том, что неважно.

  • Краткосрочной целью могут быть новый электронный девайс или погашение незначительных долгов.
  • В среднесрочной перспективе – покупка машины, путешествие.
  • В долгосрочные цели, как правило, входят планы выхода на пенсию, оплату ипотеки и помощь подросшим детям.

Шаг 2: определите доходы и расходы семейного бюджета

При анализе структуры семейного бюджета лучше начать с составления списка всех источников дохода: зарплата, алименты, пенсии, подработки и прочее.
Разделите траты на постоянные и переменные платежи. Заполните поля переменных и постоянных расходов в таблице для ведения семейного бюджета, основываясь на собственном опыте.

Структура доходов

Как правило, в графу доходов попадают:

Графа расходов

Графа переменных расходов:

  • продукты;
  • медицинское обслуживание;
  • траты на машину;
  • одежда;
  • оплата за газ, свет, воду;
  • личные расходы супругов (заносятся и планируются отдельно);
  • сезонные траты на подарки;
  • взносы в школу и детский сад;
  • развлечения;
  • расходы на детей.

В зависимости от вашего желания можно дополнить, конкретизировать список или сократить его, укрупнив и объединив статьи расходов.

Шаг 3: отслеживайте траты в течение месяца

Составить таблицу семейного бюджета сейчас вряд ли получится, надо выяснить, куда и в каких пропорциях уходят деньги. Это займет 1-2 месяца. Цель этого шага – получить четкое представление о вашем финансовом положении, наглядно увидеть структуру расходов и, на следующем этапе, скорректировать бюджет.

Шаг 4: отделите потребности от желаний

Откажитесь от покупки, если не уверены, что вещь вам исключительно необходима. Подождите несколько недель. Если окажется, что вы действительно не можете жить без желаемого предмета, значит, это и вправду необходимая трата.

И лучше отложить в сторону кредитные и дебетовые карты. Пользуйтесь наличными, чтобы научиться экономить. Психологически легче расстаться с виртуальными суммами, чем отсчитать бумажки.

Посмотрите на категории расходов, которые желательно сократить, и составьте собственный план.

Прежде чем двигаться дальше, убедитесь, что итоговая цифра баланса положительна или равна нулю.

Занесите готовый семейный бюджет в таблицу

Вы поставили цели, определили доходы и траты, решили, какую сумму ежемесячно станете откладывать на чрезвычайные ситуации и выяснили разницу между потребностями и желаниями.

Метод 50/30/20 может показаться весьма простым, но в его трактовании нередко возникают неоднозначные моменты, довольно опасные для личных финансов. Данный метод оптимален для людей со стабильным доходом, испытывающих сложности с откладыванием средств и созданием финансовых активов.


Суть данного метода очень проста. Все поступающие в бюджет доходы нужно распределять на три части. Каждая из этих частей может быть задействована исключительно на оплату потребностей определенного уровня.

  • 50% от дохода пойдет на покрытие всех обязательных расходов;
  • 30% пойдут на оплату хоть и не обязательных, но весьма желательных расходов;
  • 20% дохода будут задействованы для формирования финансовых активов и оплаты непредвиденных расходов.

Основная сложность и неоднозначность применения описываемого метода заключена в правильном и объективном распределении всех расходов по категориям. От корректности подобного распределения зависит успешность и эффективность использования метода.

Приведем пример такого распределения.

1. Обязательные расходы, 50% бюджета

В группу обязательных расходов входят:

  • Погашение имеющихся долгов и кредитов;
  • Оплата регулярных ежемесячных платежей (коммунальных, интернета, мобильной связи и пр.);
  • Оплата аренды жилья;
  • Траты на необходимые продукты питания;
  • Регулярные транспортные расходы;
  • Обязательные траты на лечение;
  • Приобретение необходимых предметов одежды и обуви.

Сюда могут входить и другие обязательные для вас траты.

2. Желательные расходы, 30% бюджета

  • Покупка необязательных продуктов питания;
  • Питание в общественных заведениях;
  • Приобретение обуви и одежды, не являющихся необходимыми;
  • Затраты на спортзалы, фитнес-клубы, бассейны, салоны красоты и пр.;
  • Расходы на кино, театр, спортивные состязания;
  • Прочие виды развлечения и отдыха.

3. Финансовые активы и непредвиденные расходы, 20% бюджета

  • Формирование личных резервов, т.е. финансовой подушки безопасности;
  • Откладывание сбережений, направленных на совершение крупных покупок;
  • Формирование личного капитала;
  • Внезапные расходы (срочные ремонт, непредвиденная операция и пр.);
  • Подарки.

Под конкретный бюджет данные категории можно корректировать, однако данная коррекция не должна быть существенной. В течение месяца категорически запрещается перебрасывать средства между разными категориями. Все свободные деньги, которые были не потрачены за месяц в первых двух категориях, можно либо перенести на последующий месяц в той же категории, либо перевести в последнюю категорию на формирование резервов, сбережения или капитала.

У метода 50/30/20 проявляются как преимущества, так и свойственные ему недостатки.

Читайте также: