Что такое здоровье для детей дошкольного возраста определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Взрослые уверены, что знают все о здоровье и передают правильные ЗОЖ-установки малышам: например, тепло одеваться зимой, не есть много холодного летом. И вообще здоровье — это когда не болеешь. Однако здоровье — это не просто отсутствие физических недугов и их профилактика, но самоценное состояние и душевного, телесного, и социального благополучия, которое требует правильного понимания и поддержания. Как говорить с детьми, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью с раннего детства, рассказывает Елена Федоренко, декан факультета Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).

Из поколения в поколение социум воспроизводит традиционное представление о том, что здоровье, с одной стороны, это альтернатива болезни, а с другой — хорошая физическая форма: острое зрение, правильная осанка, слаженная работа внутренних органов и отсутствие соматических заболеваний. Здоровье не воспринимается отдельно от болезни и не существует как самостоятельное явление, в представлении человека. Кроме того, о здоровье часто говорят как о ресурсе, единожды данном и требующем охраны, сбережения от посягательств внешней среды. Соответственно, окружающий мир рассматривается как угроза, претендующая на здоровье человека.

Однако, это понятие гораздо шире, чем просто отсутствие болезней и физических дефектов. Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Такое определение было дано Всемирной организацией здравоохранения и используется в профессиональных кругах.

Целостной характеристикой здоровья выступает способность человека эффективно и осознанно управлять своими ресурсами. Здоровая личность — это не раз и навсегда сложившаяся система, а скорее процесс непрерывных изменений.

Экономика здоровья

Крепкое здоровье — основа продуктивности и эффективности. Например, Карл Маркс придает здоровью такие ключевые экономические свойства, как способность к физическому и интеллектуальному труду, способность обучаться и развиваться.

Однако многочисленные исследования поведения взрослых в различных регионах России показывают, что наши современники не относят здоровье к числу приоритетов и готовы пожертвовать им ради достижения материальных благ или социальных выгод.

Из-за того, что здоровье ценится меньше, чем достижения в других областях, требования взрослых к учебным результатам детей растут. Но часто эти притязания не адекватны с точки зрения возраста и индивидуальных возможностей ребенка. При таком восприятии здоровье часто выступает предметом торга, а отношения напоминают экономические: один ресурс непременно является платой за другой, более важный в данный момент времени.

Получается, что идея о том, что здоровьем детей может быть платой, например, за обучение и развитие негласно принимается обществом и субъектами образования в частности. По этой причине пути развития и сохранения здоровья в контексте возраста, профессиональной деятельности, достижения значимых социальных результатов, обозначены неудовлетворительно.

Дети и здоровье

Понимание здоровья у детей формируется по мере взросления и осознания себя. В дошкольном возрасте они узнают, что такое болезнь, на личном опыте или наблюдая симптомы у близких.

Самостоятельно в полной мере осмыслить здоровье дети в раннем возрасте не могут, так как опыт его переживания, в отличие от болезни, не воспринимается по-особенному. Поэтому помочь малышам составить правильное представление о здоровье как отдельном от болезни явлении — это задача взрослых.

Как говорить с детьми о здоровье

Чтобы ребенок осознанно относился к здоровью как к значимому ресурсу, обсуждайте эту тему отдельно от болезни. Разговоры о том, что значит быть здоровым, какие существуют внешние и внутренние признаки этого состояния, что делать, чтобы быть здоровым помогут оформить в восприятии малыша на чувственном и событийном уровне представление о здоровье вне его связи с недугами.

Рассказывая о здоровье, сосредоточьте внимание детей на понятных им вещах, которые можно почувствовать, увидеть, сравнить и попробовать. Например, начинайте обсуждение с того, что значит, если человек здоров, какой он, как выглядит, что делает, чувствует, какое у него настроение. Обсудите, чему требуется научиться, чтобы быть здоровым.

Обращайте внимание малыша на его самочувствие, настроение, желания, создавайте условия для удовлетворения его базовых потребностей. И помните, что дети берут пример со взрослых, поэтому декларируемые ценности здоровья должны совпадать с реальной практикой жизни. Чтобы привить осознанное отношение к здоровью своим детям, демонстрируйте правильное отношение к здоровью, формируйте полезные привычки и показывайте их значимость.

Не стоит использовать запугивания или аргументацию, которую ребенок не может в силу возраста воспринять. Например, бесполезно говорить, что если он не чистит зубы, они выпадут у него к 30 годам, ведь для малыша 30 лет — это глубокая старость.

Неправильно Правильно
Здоровый — это когда не болеешь, не кашляешь, у тебя не болит горло и живот, ты не ходишь к врачам, тебе не ставят уколы. Здоровый — это когда ты бодрый и веселый, можешь играть и гулять на улице, встречаться с друзьями, быть сильным и ловким.

Как рассказать про болезнь

Болезнь для ребенка более осязаема, чем здоровье, так как малыш еще не может в полной мере понять, обобщить и выделить его значимые составляющие. Когда он фиксирует, что такое недуг и учится определять его симптомы, следует помочь ему понять, как его поведение связано с неприятными симптомами, в чем его ответственность за неприятное состояние.

Недуг правильно обсуждать как отдельную категорию и отдельный временный эпизод жизни ребенка. Во время болезни ребенок приобретает разнообразный опыт отношения с родителями и врачами, переживает неприятные процедуры. Потом малыш превращает эти впечатления в игру, инициативно обсуждает со взрослыми, и в этом его нужно поддержать, чтобы опыт усвоился в полной мере. Основная задача взрослых — помочь пережить и осмыслить заболевание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Цель: продолжать формировать представление детей о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни.

закрепить составляющие физического здоровья, формировать адекватные способы выражения своих эмоций, создавать положительное эмоциональное настроение;

- развивать умение выражать свое отношение к окружающим вербально, жестом, мимикой, эмоциями, развивать внимание, образную память;

- воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, умение работать в парах, чувство сплоченности коллектива и дружбы.

- Здравствуйте, ребята! (дети на ковре стоят по кругу)

Только вы ответьте мне:

Путь к загадочной стране

Где живет здоровье наше,

Все ли знают? Дружно скажем…(да)

- Что же такое здоровье?(ответы детей)

- Здравствуй, друг! (здороваются за руки)

- Как ты тут? (хлопают по плечу друг друга)

- Где ты был? (дергают за ухо друг друга)

- Я скучал! (кладут руки себе на сердце)

- Ты пришел! (разводят руки в стороны)

- Что по вашему надо делать, чтобы быть здоровым? (ответы детей)

- Чтобы стать здоровым, надо научиться быть здоровым. Для этого надо правильно питаться, соблюдать гигиену, заниматься спортом. Но, кроме физического здоровья, есть здоровье – душевное. Как вы понимаете это? Когда человек находится в гармонии с окружающим миром.

- А вам нравится, когда у вас плохое настроение? Что вам хочется изменить? А когда хорошее настроение, что вы чувствуете? Давайте постараемся продлить свое настроение.

- Может ли человек прожить один? Почему нет?

- Человеку очень трудно прожить на свете одному. Ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет поговорить, поиграть, он даже может заболеть. Значит, чтобы быть здоровым, человеку нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей)

- Изображать нужно без слов, молча, одними жестами.

· Дети встретились, обрадовались друг другу.

· Что-то не поделили и поссорились.

· Обиделись и отвернулись друг от друга.

· Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились.

- Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей)

- Давайте беречь друг друга и не ссориться!

- Возьмите по варежке. Каждый из вас знает, что две варежки составляют пару. Только помните о том, что одну варежку мы надеваем на правую руку, а другую – на левую. Найдите свою пару и садитесь за столы. (Задача детей – договориться и раскрасить варежки одинаково.

Здоровье — состояние абсолютного физического, социального и духовного благополучия человека, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Чтобы разобраться с общими понятиями о здоровье, нужно изучить его составляющие и классификацию.

Составляющие здоровья

К основным составляющим здоровья относят:

  1. Физическая составляющая. В нее входят данные об уровне роста и развития органов и систем органов человеческого организма, о состоянии и работоспособности этих органов и систем органов. Такой процесс призван обеспечить физическую работоспособность и адаптацию человека.
  2. Психологическая составляющая. Ее определяют по состоянию психологической сферы: в нее входят мотивационно-эмоциональные, мыслительные и духовные компоненты. Все это гарантирует умственную работоспособность и нормальное поведение человека.
  3. Поведенческая. Она основывается на внешних проявлениях состояния человека. Особенность этой составляющей заключается в жизненной позиции и межличностном отношении.

Классификация здоровья

Существует также определенная классификация здоровья:

  • индивидуальное здоровье. Оно касается одного конкретного человека и определяется по некоторым признакам, куда входят общее самочувствие, болезни (их наличие или отсутствие), физическое, духовное и социальное состояние;
  • групповое здоровье. Это здоровье отдельных сообществ, которые объединены на основе общих интересов или каких-либо характеристик. Это может быть возраст, профессия и т. д;
  • здоровье населения. Такое здоровье определяется общей территорией проживания;
  • общественное здоровье. Это общее состояние социума, его физические и духовные качества. Общественное здоровье измеряют количественно и качественно: здоровьем людей, резервами этого здоровья, а также состоянием здорового образа жизни населения.

Критерии и группы здоровья

Как оценить критерий здоровья среды региона? Все просто: по общему здоровью населения, которое проживает на определенной территории.

Здоровье человека наполовину зависит от индивидуального образа жизни, которого он придерживается. На 25% здоровье зависит от условий окружающей среды. На 15% — от наследственности, и 10% — от качества медицинского обслуживания.

Можно выделить следующие критерии здоровья:

  • особенности онтогенеза;
  • физическое здоровье;
  • нервно-психическое развитие;
  • уровень резистентности и функциональное состояние организма;
  • наличие или отсутствие в анамнезе хронических заболеваний, а также врожденных пороков развития.

5 групп состояния здоровья детей

Следует отметить, что ребенок может менять группу здоровья — на это влияет уровень развития и состояние его здоровья в конкретный период времени.

Вот эти 5 групп:

  1. Дети с нормальным физическим и психическим развитием. Они редко болеют острыми заболеваниями.
  2. Это группа риска. В нее включают детей с хроническими заболеваниями и тех, кто часто болеет. Если у ребенка есть отклонения в росте и развитии, то его отнесут ко 2-й группе здоровья. Внутри группы есть деление на две подгруппы: А и Б.

В подгруппе А — здоровые дети с отягощающим акушерским анамнезом.

В подгруппе Б — здоровые дети с отягощенным социальным, генеалогическим и биологическим анамнезом. Сюда входят недоношенные дети, незрелые дети с внутриутробным инфицированием, дети с перенесенной асфиксией, родовой травмой, дефектами осанки, наличием функциональных изменений органов, наличием уплощенной стопы, рахита 1-ой степени, а также дефицитом или избытком массы 1-ой и 2-ой степени.

  1. К ней относят детей, у которых есть врожденные дефекты или хроническая патология в стадии компенсации: при ней нарушения общего состояния и самочувствия не выражены. При этом, заболевания случаются до 3 раз в год. Наблюдаются функциональные отклонения органов и систем органов, но клинические проявления отсутствуют.
  2. Сюда включают детей, у которых наблюдаются врожденные дефекты и хронические заболевания в стадии субкомпенсации. Отклонения в этом случае проявляются в виде патологически измененного органа, прочих органов и систем организма. Отмечается частое обострение основного заболевания. Общее состояние и самочувствие нарушаются в период реконвалесценции.
  3. В нее включают детей с врожденными пороками развития, тяжелой хронической патологией — присутствуют длительные периоды декомпенсации. Это дети, стоящие перед угрозой инвалидности или инвалиды.

Общее понятие болезни

Болезнь — сложная общая реакция, которую организм проявляет на повреждающие действия со стороны внешней среды.

Также болезнь можно представить в виде качественного нового жизненного процесса, который сопровождается структурными, метаболическими, функциональными изменениями органов и тканей. Такие изменения носят разрушительный и приспособительный характер и приводят к снижению приспособляемости организма, а также к ограничению трудоспособности.

Причины и условия развития болезни

Есть несколько причин (факторов) болезни:

  • повреждения механического характера (удары, разрывы и др);
  • физические раздражители, такие как шум, звук, температура, электрический ток;
  • химическое воздействие в виде алкоголя, никотина, кислот, растворителей и прочего;
  • биологические причины, к которым относят различные микроорганизмы, глисты, грибы, вирусы, бактерии и др;
  • социальный фактор.

Помимо факторов также выделяют условия развития болезни (хотя они необязательны):

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни.

Что же это такое – Здоровый Образ Жизни (ЗОЖ)?

Определение для детей: здоровый образ жизни - это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Итак, чтобы быть здоровым, нужно не принебрегать правилами личной гигиены и режимом дня, правильно питаться и заниматься спортом.

Личная гигиена.

Чистота — залог здоровья (рус. нар. пословица).

Главное требование гигиены – держать тело в чистоте. Это избавит вас от риска получить заболевания, связанные с размножением бактерий и паразитов. Для этого надо соблюдать элементарные правила гигиены.

1.Обязательно чистите зубы после утреннего пробуждения и перед тем, как отходить ко сну.

2. Регулярно мойте голову.

3.Содержите в чистоте расчёски, резинки и заколки для волос.

4.Принимайте душ или ванну 2 раза в день.

5. Обязательно мойте руки по приходу домой, до и после еды, после игры с животными, после туалета.

6. Уделяйте внимание чистоте вашей одежды и обуви.

Сидеть да лежать, болезни поджидать (рус. нар. пословица).

Вы скажете, что режим дня придумали родители, воспитатели и учителя. Совершенно верно! Именно этим людям небезразлично как себя чувствуют дети, с каким настроением они принимаются за уроки и занятия, найдётся ли в течение дня время на еду и развлечения.

Итак, режим дня - это правильное распределение времени на сон, работу, питание и отдых.

Бывает, что мы нарушаем режим дня: поздно встаём, едим, когда захочется, смотрим фильмы или мультики допоздна, валяемся на диване. Но если человек будет так жить всегда, то он станет капризным лентяем, а без правильного питания и прогулок на свежем воздухе он ещё и заболеет.

Значит основа правильного распорядка дня и хорошего самочувствия это :

Нормальная продолжительность сна (Школьник должен спать не менее 9-10,5 часов).

Соблюдение времени отхода ко сну и ежедневного пробуждения.

Соблюдение графика приёма пищи.

Соблюдение баланса между учебными занятиями в школе и дома с активным отдыхом и пребыванием на свежем воздухе. (Вернувшись из школы, ребёнок должен пообедать и обязательно отдохнуть. Отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Начинать выполнение домашнего задания рекомендуется с наименее тяжёлых предметов, переходя к более сложным. Через каждые 30-40 минут выполнения уроков, следует проводить 15 минутные перерывы с физкультминуткой под музыку).

Вы можете построить свой режим дня, посоветовавшись с родителями. Главное – найти в себе силы соблюдать этот режим!

Правильное питание.

Как жуёшь, так и живёшь (рус. нар. пословица).

Фотограф Саманта Ли создает картины из обычной еды.

Понятно, что для детей готовят пищу взрослые. Понятно, что детям для роста и взросления нужно много сил. А получать всё необходимое они должны из пищи, богатой микроэлементами, минералами и витаминами. Отсутствие сбалансированного полноценного питания может обернуться испорченным на всю жизнь здоровьем. Поэтому нужно постараться есть всё полезное, что вам предлагают родители. Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.

Ешьте богатые витаминами овощи и фрукты. Не отказывайтесь от тех овощей и фруктов, которые однажды показались вам невкусными, попробуйте их ещё раз, вдруг понравятся. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ.

Употребляйте кисломолочные продукты (кефир, простоквашу, творог, сметану и проч). Они содержат полезный белок и способствуют нормальному пищеварению.

Ешьте каши. Они содержат сложные углеводы, которые позволяют организму быть энергичным и бодрым в течение многих часов. В качестве гарнира это блюдо отлично гармонирует с мясом, рыбой и овощами.

Не отказывайтесь от мяса. В мясе содержится огромное количество полезных веществ, таких, как железо, калий, фосфор. Они дают организму силы и возможности правильно развиваться и бороться с болезнями.

Совет. Не торопитесь во время еды, хорошо пережёвывайте пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз.

Спорт и физические нагрузки.

Двигайся больше, проживёшь дольше (рус. нар. пословица)

Чем меньше мы двигаемся, тем больше риск заболеть. Хорошо, если у вас много свободного времени. Вы можете посещать спортивные секции, упражняться в тренажёрном зале или танцевать. Вариантов очень много. Но что же делать, если вы занятой человек и почти не имеете свободного времени? Тогда начать день необходимо с утренней зарядки, которая поможет перейти от сна к бодрствованию, позволит организму активно включиться в работу. Выполнять упражнения надо в определенной последовательности: вначале потягивания, затем упражнения для рук и плечевого пояса, затем туловища и ног.

Заканчивают зарядку прыжками и бегом, после чего делают упражнение на восстановление дыхания.

Посвятите зарядке 10-15 минут и ваше тело всегда будет в отличном состоянии.

Помимо зарядки к физическому воспитанию относится активное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры и/или ежедневные прогулки на роликах, велосипеде и проч. Физический труд, гимнастика, прогулка, бег и т.п. улучшают кровообращение, дают энергию, хорошее настроение, здоровье.

Отказ от вредных привычек.

Мы не станем углубляться и долго говорить о вредных привычках. Это общеизвестный факт. Мы очень надеемся, что каждый из вас, наших читателей, ценит своё здоровье и уже давно принял решение никогда не быть зависимым.

Хотите быть лучше, сильнее, веселее? Тогда начните вести здоровый образ жизни. На самом деле, вести ЗОЖ намного проще, чем можно подумать. Просто начните с малого. Давайте сами себе задание (встать вовремя, не забыть почистить зубы, поесть до выхода в школу, собраться и сделать уроки за 40 минут и др.) выполняйте их и планомерно формируйте новые полезные привычки.

Помогли понять что такое ЗОЖ книги из фонда нашей библиотеки и интернет-ресурсы :

Баль, Л. В. Букварь здоровья : Учеб. пособие для детей дошкол. возраста / Л. В. Баль, В.В. Ветрова. - М. : ЭКСМО, 1995. -127с.

Володченко, В. Ю. Игры нашего двора / В. Ю. Володченко ; Рис. И.Челмодеева. - Науч.-попул. изд. - М. : Дом : ИИК "Российская газета", 1998. - 84с.

Залесский, М. З. Как стать сильным / М. З. Залесский ; Худож. В.Жигарев. - М. : РОСМЭН, 2000. - 124с.

Семёнова, И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой / И. Семёнова. – - Науч.-попул. изд. – М.: Педагогика, 1989. – 176с.

Читайте также: