Что такое занятие экспедиция в детском саду
Обновлено: 02.07.2024
Для детей старшего дошкольного возраста, с элементами исследовательской деятельности, с применением технологий STEAM образования.
Цель: формирование у детей представлений о Северном полюсе, о его местонахождении, о природе Арктики.
Задачи:
- познакомить детей с Северным полюсом, с его местонахождением;
- формировать у детей представления о природе Арктики;
- развивать исследовательскую деятельность у детей, развивать мышление, внимание, память.
Материалы и оборудование: карточки с изображением транспортных средств, глобус, указка, видеоматериалы и презентации по теме, проектор, шапочки по количеству детей, тонированная бумага, восковые карандаши, влажные салфетки.
Для исследовательской деятельности: 2 тарелки со снегом, непрозрачный пластмассовый короб; настольная лампа.
Ход занятия
- Сегодня я расскажу вам много нового и интересного об этом необычном месте на планете Земля.
- И мы с Вами тоже отправимся в экспедицию на Северный полюс! Хотите?
Дети: Да.
Дети: На самолете.
Воспитатель: Давайте из подручных средств построим самолет?
А из чего мы можем сделать самолет здесь, в группе?
Дети: из стульев!
Воспитатель: Вот из них и построим самолет. Напомню вам, что в самолете два ряда кресел, и в каждом ряду сидят по два человека, и управляет самолетом пилот.
Давайте с вами выберем пилота. (считалочка)
Воспитатель: Самолет построили. Пора отправляться в полет, но сначала нам нужно надеть шапочки, мы же полетим туда, где холод и ветер. (Дети подходят к столу, берут шапочки и надевают их на голову)
Воспитатель: Занимайте места в самолете, пристегивайтесь. А чтобы запустить двигатель и взлететь, сосчитаем вместе от 1 до 10. (аудиозапись "звук самолета")
- Во время полета мы с вами посмотрим видеофильм про Северный полюс. (Видеофильм о Северном полюсе)
Воспитатель: Ребята, вот мы и долетели до Северного полюса. Чтобы совершить посадку, нам нужно сосчитать от 10 до 1. (Дети выходят из "самолета")
- Мы с вами оказались в научной метеостанции Северного полюса. Снимите шапочки и проходите в лабораторию. (Дети подходят к столу, на котором установлен глобус)
Дети рассматривают глобус
- Глобус — это миниатюрная модель Земли, на которой расположены материки, страны, моря и океаны, горы и пустыни.
- Кто может показать Северный полюс на глобусе? (Ответы детей)
Воспитатель: Северный полюс - это ледяная пустыня, поэтому эта часть земли окрашена в белый цвет. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого достигает трехэтажного дома. Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы. На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом полярные области: Антарктика на крайнем юге, Арктика — на севере.
- Самое холодное место планеты - Антарктида, закованный в лед материк на Южном полюсе.
- Но наш путь сегодня лежит в Арктику — центральную часть Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. У нашей экспедиции есть задание - изучить полярный снег.
- Ребята, мы с вами должны выяснить, почему снег на Северном полюсе не тает. Проведем эксперимент?
Дети: Да.
Воспитатель: Наша задача, сделать вывод, что произойдет со снегом в течение нескольких минут.
Эксперимент
Воспитатель: Возьмем две тарелки, в которые мы положим снег. Одну тарелку со снегом мы поставим под лампу, которая будет "Солнцем", а вторую накроем контейнером, который не пропускает свет.
- Во время эксперимента, мы будем наблюдать, что происходит со снегом в этих тарелках, и делать вывод о снеге, который будет стоять под "лучами Солнца", и о снеге, который стоит в темноте. (Дети проводят эксперимент и делают выводы)
Воспитатель: Ребята, мы выяснили опытным путем, что когда есть источник тепла, например солнце, снег тает, а при отсутствии источника тепла и при низких температурах, снег не тает. Значит на Северном полюсе очень холодно.
- А вы знаете, что такое полярная ночь и полярный день? (Ответы детей)
- Полярная ночь - это когда солнце около 6 месяцев не показывается над линией горизонта, только бледный свет луны и звезд, освещает бескрайние снежные просторы.
- И в это время можно чаще всего наблюдать северное сияние, — это когда на небе видны волны красного, зеленого, синего цвета, которые переливаясь и вспыхивая, проносятся по небу с одного края на другой. (Видеофайл "Северное сияние")
Воспитатель: На смену полярной ночи, приходит полярный день — это когда все время день, солнце не заходит за горизонт, а значит светло.
В это время наступает короткое полярное лето. Солнце греет очень слабо, его лучи мало нагревают поверхность Земли, покрытую льдом и снегом, поэтому лед и снег не таят.
- Лишь иногда у берегов сильными ветрами лед взламывается и начинает таять. На Северном полюсе холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день, и ночь там не чередуется, как это происходит у нас, где мы живем.
- Ребята, наша экспедиция выполнила свою работу на Северном полюсе. Пора возвращаться в детский сад, пока не наступила полярная ночь. Надевайте шапочки, занимайте места в самолете, пристегивайтесь.
- Что бы запустить двигатель и взлететь, считаем вместе до 10. (Аудиозапись "звук самолета")-
- Ребята, наша экспедиция на Северный полюс успешно завершилась. Помните, во время путешествия в Арктику, мы наблюдали за красивым явлением природы – полярным сиянием. На что оно похоже? (ответы детей)
- А давайте изобразим это явление на бумаге, на память о нашем путешествии. (Педагог предлагает детям выбрать листы тонированной бумаги с фоном полярного неба, восковые карандаши)
Самостоятельная работа детей.
Рефлексия
- Ребята, где мы с вами были? (ответы детей)
- Что мы делали?
- Что было самым интересным?
Выставка детских работ "Северное сияние"
Цель: обобщение начальных представлений детей о жизни диких животных Ставропольского края в естественных условиях.
Оборудование: карта ;2 мольберта; стол; слайд – презентация; компьютер; интерактивная доска; ватман(59,4* 84,1 см, 2 шт.); белая ткань;поднос для игры; фломастеры;
Раздаточный материал: эмблемы волонтера на веревочках (8*6 см, по количеству детей)
Словарная работа: волонтер, экспедиция, запасливая, логово, берлога.
Ход занятия
- Ребята, сегодня нам в сад пришло видеообращение вам интересно кто нам его прислал? Давайте посмотрим?
Включаю видеописьмо, на экране появляется белка.
- Ребята, как мы можем помочь маме белке? (ответы детей). Я принимаю ваше предложение, давайте отправимся на поиски. А вы знаете как называются люди, которые всем помогают? (ответы). 2018 год объявлен президентом Российской Федерации годом волонтера и добровольца. Волонтеры создают приюты для животных и работают в них абсолютно бесплатно, заботятся о природе, чистоте наших лесов, озер, парков, рек и морей. Сейчас я раздам вам значки волонтеров и мы отправимся в путешествие. Но как же нам не заблудиться в лесу? (ответы детей).
На экране опять появляется белка
Беру карту и разворачиваю ее.
- Давайте посмотрим. Где мы с вами находимся сейчас? (ответы).
- Подумайте, все ли названные виды транспорта нам подходят? Почему не подходит самолет? Почему не подходит поезд? А какой транспорт нам подойдет (ответы детей). Отправляемся в путь.
Вот мы в автобусе сидим (притопывают ногами)
И сидим, и сидим
И из окошечка глядим (руками показывают окошко)
Глядим назад, глядим вперёд (повороты головы в право, в лево)
Вот так вот, вот так вот
Ну что ж автобус не везёт (качают головой)
Колёса закружились (ходьба по кругу)
Вперёд мы покатились
А щётки по стеклу шуршат (движения руками в стороны)
Все капельки смести хотят
И мы не просто так сидим (движения руками- давят на сигнал)
Мы громко-громко все гудим
Дрым – дрым- дрым!
Пускай автобус нас трясёт (подскоки)
Мы едем-едем всё вперёд
Мы громко громко все гудим бим- бим- бим!
(Звучит аудиозапись с голосами птиц, журчанием ручья.)
- Куда мы с вами попали? (ответы детей). Скажите, какие животные живут в наших Ставропольских лесах? (ответы детей).
- Как называются животные, которые живут в лесу? (ответы детей)
Вместе с детьми разворачиваем карту и решаем, с чего начинаются наши поиски. Первым пунктам на нашей карте стоит знак камера.
- Для чего белочке так много припасов? Можно ли сказать что белка жадная? Для чего белке нужен хвост? Кто ее враги? Как белка скрывается от врагов?
- Куда же двигаться дальше, где искать нашего бельчонка.
Работа с картой- следующим пункт домик.
- У всех зверей есть свой дом в лесу, и раз мы помощники- давайте поможем животным найти свое жилище. И вспомним, кто, где живет.
Цель: формировать умение детей соотносить изображение животных с местом их обитания.
Содержание игры: на мольберте изображения животных : медведь, волк, лиса, мышь, а также их жилища: берлога, волчье логово, лисья нора, норка. Дети должны соединить изображение каждого животного с его домом, правильно проговаривая название жилища.
-Молодцы, всем домики нашли. Скажите, а увидели ли мы беличье жилище? Тогда отправляемся дальше. Что у нас на карте?
Дети смотрят на карту, находят следующий пункт- лабиринт.
-Давайте мы поможем нашей белочке добраться до своего дупла.
Цель: развивать логическое мышление, зрительное восприятие; систематизировать знания детей о рационе диких животных.
Содержание игры: На одной сторона ватмана находится изображение белки, на другом ее дупло, между ними находятся карточки с изображением разных продуктов. Дети должны найти и нарисовать карандашом правильный путь белки к дуплу, исключив продукты, которые белка не употребляет в пищу.
- С заданием справились, теперь посмотрим нет ли в дупле белочки? Отправимся дальше искать? Давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка: Дикие животные
Зимним днем лесной тропой
Звери шли на водопой. (Дети идут по кругу друг за другом)
За мамой-лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая)
За мамой-лисицей крался лисенок, (Идут крадучись)
За мамой-ежихой катился ежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамой-медведицей шел медвежонок, (Передвигаются в глубоком приседе)
За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут на носочках, согнув руки перед грудью)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться хотят. (Идут на четвереньках)
-Ну вот и отдохнули. Смотрим на карту.
- Дальше у нас тут чешуйка, кусочек меха и, мне кажется, что это новое задание. Мы должны определить чем покрыто тело белочки.
- Отлично, теперь мы знаем чем питается белка, где живет, чем покрыто ее тело. Давайте по карте проверим наш дальнейший маршрут.
Дети на карте находят изображение желудя.
- Белка рассыпала свои припасы, помогите ей их собрать.
Цель: формирование пространственных представлений: широкий, узкий.
Содержание игры: На интерактивной доске изображение двух деревьев. В одном дереве дупло большое, широкое, в другом- маленькое, узкое. Ниже изображения орехов, шишек, грибов разного размера. Дети определяют- что пройдет в узкое дупло, а что в широкое? Если ответ правильный- продукт перемещается на место и пропадает.
-И с этим заданием мы справились, а бельчонка все нет. Отправляемся дальше.
Следующий пункт карты- следы.
-Зимой на выпавшем снегу всегда можно найти множество следов. Давайте посмотрим и определим - кто гулял по этой снежной полянке, вдруг здесь есть следы и нашего пропавшего зверя.
Цель: учить детей различать следы разных животных.
Содержание: на интерактивной доске изображены животные: волк, заяц, кабан, белка, лиса, медведь, а также следы оставленные ими. Дети определяют кому какие следы принадлежат. Если все верно- след пропадает.
- Ребята, осмотритесь, нет ли здесь нашего пропавшего? (появляется слайд с силуэтом белки в зимнем лесу, когда дети обращают на него внимание -появляется слайд с изображением белки).
-Ребята, а наш бельчонок все это время сидел под деревом и наблюдал за нами. Нужно сообщить маме- белке что мы нашли ее сыночка.
Белка (на слайде) целует бельчонка и благодарит детей
-Вы молодцы, были настоящими волонтерами. Справились со всеми заданиями. Последняя точка нашего маршрута- наш детский сад.
-Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
- Что было трудным?
- Что полезного мы сделали? Кому помогли?
- Что нового вы для себя узнали? А можно убегать от родителей? Почему?
Конспект оздоровительного занятия для детей старшего дошкольного возраста Задачи: формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата, полноценному развитию.
Тема и содержание занятия были определены в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с темой моего опыта работы. Программное содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей подготовительного возраста, требованиям программы.
Целью занятия является: воспитывать нравственные качества у ребёнка, установление причинно-следственных связей в результате совместной деятельности.
Выбор формы занятия - экспедиция и работа в лаборатории помогли мне решить следующие задачи:
· Формировать и закреплять знания о растительном мире, полезных ископаемых нашего края.
· Учить детей использовать способ очищения грязной воды с помощью подручных средств.
· Развивать познавательную и речевую активность.
· Развивать умение строить причинно-следственные связи.
· Воспитывать любовь к природе и родному краю, желание беречь их.
· Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Вложение | Размер |
---|---|
познавательное занятие в подготовительной группе | 45 КБ |
анализ занятия в соответствии с ФГОС | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
в подготовительной к школе группе
Цель: воспитывать нравственные качества у ребёнка, умение устанавливать причинно - следственные связи в результате совместной деятельности.
Оборудование: контейнеры 6 штук, стаканы с воронкой -11 штук, вата, песок в ёмкости -11 штук, одноразовые ложки -11 штук, пробирки с грязной водой 11 штук, марля 22 штук, нарукавники -11 пар, мультимедийная установка, красная стрелка на клавиатуре, 5 контейнеров с песком, уголь, клеёнка, 5 поддонов под полезные ископаемые, перчатки 10 пар, тряпочка для протирки столов, брызгалка с водой, столы 12 шт., флешка, цифры, карта, угольные карандаши, альбом с рисунками.
Слайды – фото: лес, река, очистные сооружения, карта, видео –физкультминутка, река.
- Кто знает, что такое экспедиция? (я вам сейчас расскажу – это когда несколько человек отправляются в путешествие на поиски чего интересного, необычного).
- Правильно, экспедиция – это путешествие со специально – определённой научной целью. В ней участвуют учёные, научные сотрудники. Мы сегодня тоже будем учёными, а поможет нам в экспедиции карта. Давайте рассмотрим её. Что здесь изображено? ( а я вижу цифры, стрелки, начнём экспедицию с цифры 1)
слайд 1 (звучит шум леса, пение птиц)
Правильно, мы с вами оказались в лесу.
- Какие деревья вы видите? (я вижу здесь берёзы –это лиственные деревья, почему их называют лиственными. а вы какие видите деревья? …. Ещё я вижу здесь хвойные деревья, назовите их…. Почему их называют хвойными?)
- Когда растут в лесу разные деревья: лиственные и хвойные как этот лес называют? (деревья будто смешались между собой, поэтому этот лес смешанный).
- Учёные, как вы думаете, какую пользу приносит лес?
- Правильно, молодцы, вы много рассказали о пользе леса. А какие правила вы знаете, чтобы беречь лес?
- Молодцы вы настоящие защитники природы.
3. Ой ребята, а вы ничего не слышите? Правильно, журчание воды.
- А кто помнит, как называется река, которая протекает в Новокузнецке.
- Молодцы - Томь . Посмотрите, какая она полноводная, широкая, с красивыми берегами.
- А ещё какая, что можно про неё сказать?
( в реке водится много рыбы).
- Какую пользу приносит река? (Она охлаждает в жаркий день, животные приходят на водопой, воду пьем……)
Слайд 4 пока дети отвечают о пользе реки
- Но не все реки такие, бывает и вот так
- Скажите, что здесь вы видите?
- Как вы думаете, почему рыба погибла?
- Итак, рыба могла погибнуть от загрязнения воды отходами от заводов. Учёные – Как вы думайте, как помочь природе?
- Правильно очистить воду. Я вам сейчас покажу, какие огромные стоят очистительные сооружения, в которых есть фильтры для очистки воды.
- Я вас сегодня научу делать маленький фильтр, но для этого нам надо попасть в лабораторию, давайте посмотрим на карту. Как вы думаете, где здесь лаборатория, под какой цифрой?
- Пройдите за столы, сядьте правильно, чтобы удобно было работать. Наденьте нарукавники, резинкой вниз. Итак, мы приступаем с вами к изготовлению фильтра.
- Возьмите стакан с воронкой, положите в него марлю, затем слой ваты, затем пол ложку песка, следующий слой в нашем фильтре -вата и ещё половина ложечки песка и заключительный слой нашего фильтра опять вата, и бинт. Теперь вылейте загрязнённую воду частями, дайте пропитаться вашему фильтру, а затем лейте смелее, тонкой струйкой. Смотрим, что получилось?
- Правильно вода немного очистилась.
- Как вы думаете, как это получилось? – молодцы, правильно думаете.
- Правильно - Вата и песок пропустили через себя воду, грязные частицы задержались в них, и вода очистилась. Значит, вата и песок служат фильтром.
Эту воду можно пить человеку? Но эту воду ещё нельзя пить, так как она очистилась только от мусора. А рыбам можно пить?
Мы помогли рыбам, а как люди должны беречь реки? ( Какие правила вы знаете, когда купаетесь на речке?)
- Уберите, пожалуйста, за собой рабочее место, всё сложите в контейнер. Спасибо, молодцы, очень дружно работаете.
5. – Наша экспедиция продолжается, давайте посмотрим на карту, куда нам дальше двигаться. Правильно, мы с вами должны отдохнуть, я приглашаю вас на танцевальную физкультминутку. слайд 7
( На столах стоят тазики с песком, закрытые тканью)
Мы с вами будем находить полезные ископаемые. Разбейтесь парами, наденьте перчатки и руками, как большими ковшами экскаватора мы будем искать полезные ископаемые.
- Что вы нашли (уголь).
- Какую пользу приносит уголь?
- Молодцы учёные. Наш край богат углём. Посмотрите на экран – это карта Кемеровской области, на ней обозначено местонахождение добычи угля.
- Мне очень понравилось с вами работать в экспедиции, вы были дружные, активные, самостоятельные. Но к сожалению, наша экспедиция завершилась. А что интересного вы узнали в этой экспедиции?
- А вы знаете, что углём можно не только отапливать помещения, но и рисовать. Дети нашего сада сделали вам подарок – альбом с рисунками, нарисованными углём. Здесь есть и чистые листы, что бы вы тоже могли продолжить его.
- Спасибо за встречу, до свидания!
Предварительный просмотр:
Тема и содержание занятия были определены в соответствии с основной образовательной программой детского сада, с темой моего опыта работы. Программное содержание НОД соответствует возрастным и психологическим особенностям детей подготовительного возраста, требованиям программы.
Целью занятия является: воспитывать нравственные качества у ребёнка, установление причинно-следственных связей в результате совместной деятельности.
Выбор формы занятия - экспедиция и работа в лаборатории помогли мне решить следующие задачи:
- Развивать познавательную и речевую активность.
- Развивать умение строить причинно-следственные связи.
- Воспитывать любовь к природе и родному краю, желание беречь их.
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоционального благополучия.
Считаю, что задачи взаимосвязаны между собой и были решены в процессе образовательного мероприятия. Для решения задач выбрала фронтальную, подгрупповую и индивидуальную непосредственно образовательную деятельность.
Занятие состояло из 5 частей, которые имели между собой взаимосвязь и логическую последовательность.
При подборе содержания учитывала доступность, научность и объём информации. Занятие имеет практическую направленность. Наполнено поисково-исследовательской деятельностью.
Материал для образовательной деятельности подобран в соответствии с возрастными особенностями детей и рационален для решения поставленных целей и задач.
Непосредственно образовательная деятельность была построена с применением элементов современных образовательных технологий: информационно-коммуникативной установки, использования развивающих дидактических пособий.
Данная структура занятия вполне оправдана, так как каждая часть направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов.
Для поддержания интереса у детей на каждую часть занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийное сопровождение с аудиозаписью, оборудование для опытов, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.
Во второй части занятия предложила детям решить проблемную ситуацию. Используя опытно – экспериментальную деятельность, научила детей способу очищения грязной воды с помощью подручных средств, у детей повысилась познавательная и речевая активность, они выстраивали причинно-следственные
связи, находили логические решения проблемы.
Применяя игровой метод – нахождение скрытых полезных ископаемых, я продолжала поддерживать интерес у детей, развивала их познавательную и речевую активность, формировала и расширяла знания о полезных ископаемых нашего края.
Используя приём создания детьми электронной фото галереи, повышала мотивацию и активность детей, закрепила знания о профессиях нашего города.
В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления была проведена динамическая пауза в сопровождении мультимедийного показа.
При общении с детьми выстраивала личностно-ориентированную модель взаимодействия, создавала атмосферу сотрудничества, доброжелательности и взаимопонимания.
В течение всей деятельности осуществляла индивидуальный подход к детям, при этом оказывала им помощь, ставила наводящие вопросы, вызвала на контакт, создавала ситуацию успеха каждому ребенку. Как воспитатель с таралась быть эмоциональной, приветливой, воспитывала в детях доброжелательность, стремление работать в коллективе, осуществлять взаимопомощь.
На протяжении всей совместной образовательной деятельности, использовала методы контроля ввиде анализа выполненных заданий, дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно.
Поведение детей в процессе занятия было организованным и деловым, благодаря постоянной смены деятельности сохранялся эмоциональный положительный фон и желание работать.
Длительность занятия была выполнена в соответствии с правилами конкурса. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. НОД динамичная, предусматривают смену деятельности. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям Сан Пинов. Благодарю администрацию за предоставленные условия.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия для детей была достаточно эффективной и способствовала выполнению поставленных задач.
Затруднения: сложно переключаться от работы с детьми к мультимедийной установке.
Систематизировать знания детей о природе родного края: растениях, животных, полезных ископаемых, реках.
Познакомить детей с полезным ископаемым - мелом (внешним видом, свойствами, применением).
Углубить знания о символике Белгородской области, о значении слова Белгород.
Закрепить умение узнавать животных по следам; деревья по веткам, семенам, листьям, плодам; сравнивать их по внешнему виду, используя сложноподчиненные предложения.
Развивать навык исследовательской деятельности.
Развивать зрительную ориентировку на листе бумаги.
Развивать мышление, внимание, память, воображение.
Совершенствовать мелкую и общую моторику.
Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, вызвать желание у детей создать книгу "Моя Белгородчина", используя разнообразные приемы рисования восковыми мелками.
Учить детей осуществлять взаимопомощь и взаимовыручку в совместной деятельности.
Предварительная работа: цикл мероприятий на тему "Родной край"; знакомство с научными исследованиями ботаников, зоологов, географов, экологов; дидактические игры "Чьи следы?", "С какой ветки детки?".
Словарная работа: Мел, песок, железная руда, гранит, бокситы, экспедиция, лаборатория, эксперимент, маршрут, лиственничная ветка, тополевая ветка.
Ход образовательной деятельности:
Ребята, нам пришло необычное звуковое письмо. Давайте послушаем его. (Прослушивание звукового письма.)
Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (Родина)
В.: Дети, о чём говорится в звуковом письме?
Д.: О Родине. Родном крае.
В.: Дети, как называется край, в котором мы живем?
Почему наш город назван Белгородом?
Д.: В нашем городе распространены меловые горы.
Чем знаменита и богата наша Белгородчина?
II. Основная часть.
2. Активизация знаний детей.
1. Игровое упражнение "Что возьмем с собой в экспедицию?"
- Нам нужны такие специалисты: ботаники, зоологи, географы, экологи. Кто кем хочет быть? Разделитесь на четыре группы, самостоятельно выберите опознавательные значки и необходимые для экспедиции вещи.
(Вопросы к детям о том, кем они будут и что возьмут с собой).
2. Определение маршрута экспедиции.
- Давайте определим маршрут экспедиции. Это план - карта нашего пути. Начинаем двигаться от домика.
Что сначала встретится на нашем пути? (Лес). Дальше? (гора). Потом будет привал. А затем куда лежит наш путь? (К реке). Мы переправимся через реку, попадем на полянку и вернемся в город.
Под текст речёвки дети идут за воспитателем.
Раз, два - в поход идем,
Три, четыре - и поем!
В Белгородском нашем крае
3. Дидактическое упражнение "Лесные находки".
- Куда же мы пришли, вы узнаете из загадки:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Летом-то зеленый дом,
А зимой бело кругом.
- Правильно. Мы в лесу. Будем определять, какие растения растут в нем. Это можно узнать по веткам, листьям, семенам, шишкам, плодам. Найдите две разные находки и сравните их. Обратите внимание на цвет, форму своих находок.
("Краеведы" ищут находки под звукозапись "Пение птиц").
Итак, ботаники, расскажите о своих находках.
(Дети сравнивают березовую и тополевую ветки, кедровую и лиственничную шишки, еловую и сосновую хвоинки, липовый и березовый листья, другие находки).
4. Игра " Чьи следы?".
Ребята, я вижу на земле следы каких-то животных. Зоологи, принимайтесь за работу! Определите, чьи это следы. Они разделены на части. Соберите целое из частей.
Найдите игрушку - животное, которому принадлежат эти следы.
До свиданья, добрый лес
Полный сказок и чудес.
Ты расти на радость людям,
Мы дружить с тобою будем!
III. Основная часть.
1. Рассматривание полезных ископаемых.
А вот и гора! Посмотрите, здесь очень много разных камней, рассмотрите их.
Может, какие-то камни вам знакомы? Назовите. (Мел, песок, железная руда, гранит, бокситы).
Что это такое? (Полезные ископаемые).
Ребята, посмотрите на всем нам знакомый кусок мела .Мел - полезное ископаемое. Мел натурального происхождения часто имеет серовато-желтый оттенок. Бывает и совершенно серый мел. Лучшие сорта мела (наиболее чистые) имеют почти снежно-белый цвет, так как состоят почти из чистого углекислого кальция.
Как вы думаете, зачем человеку нужен мел? (ответы детей).
В.: Возьмите мел в руки и внимательно его рассмотрите.
Дети берут мел из приготовленных на столах тарелочек.
В.: Что мы можем сказать о его внешнем виде? Какого он цвета?
Мел белого цвета. (Дети отвечают индивидуально и полным предложением)
В.:А какой он: твердый или мягкий?
В.: А еще давайте попробуем провести черту мелом на картоне.
Д.: Мел оставляет след.
В.: Значит мел, какой?
В.: Тяжелый или легкий?
В.: А как мы можем это проверить? Посмотрите, у вас на столах есть стаканы с водой, опустите мел в воду. Что произошло?
Д.: Мел опустился на дно стакана. Он тяжелый.
В.: Ребята, а теперь возьмите ложечки и размешайте воду в стакане. Что произошло с водой, она помутнела?
В.: Мел растворяется в воде?
Д.: Мел не растворяется в воде.
В.: А знаете ли вы, ребята, что мел, не сразу стал таким белым и красивым. Возьмите со своих подносов камешек желтого цвета. Давайте рассмотрим его под лупой, что вы видите?
В.: Мел – это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, кораллов (воспитатель по ходу своего рассказа демонстрирует детям ракушки, морскую звезду и т.п.)
В.: Дети, как вы думаете. В чем польза мела?
В.: Правильно. Мел необходим нам для формирования наших костей. (Иллюстрация скелета человека) Знаете, как он попадает в наш организм? Ответы детей.
В.: Да, вы правы: с помощью продуктов питания. А давайте вспомним, какие продукты содержат кальций. (Иллюстрация продуктов питания, содержащих кальций)
Д.: Творог, молоко, рыба и т.п.
В.: Молодцы, ребята. Еще мел используется в медицине. Из него изготавливаются таблетки, витамины, зубные пасты. (Иллюстрация таблетки, витамины, зубные пасты)
Еще мел используется в строительстве. Как вы думаете, что из него делают? (Иллюстрации Кирпич, цемент, побелка и т.п.)
Д.: Кирпич, цемент, побелка и т.п.
В.: Молодцы, а еще мел используется в сельском хозяйстве. Может кто-нибудь скажет для чего? (Иллюстрации Корм для животных, удобрение для растений)
Д.: Корм для животных, удобрение для растений и т.п.
В.: И в косметической промышленности, для изготовления косметики: пудры, теней. (Иллюстрации)
Вот сколько пользы приносит мел!
3. Воспитатель демонстрирует флаг Белгородской области.
В.: Ребята напомните мне, пожалуйста. Что это за флаг.
Д.: Флаг белгородской области.
В.: Правильно, ребята, на флаге Белгородской области, белый прямоугольник обозначает меловые залежи.
Динамическая пауза "Отдых у костра".
IV. Систематизация материала.
1. В.: На нашем пути глубокая река. Географы, определите, как она называется? (Северский Донец).
Воспитатель демонстрирует фотографию реки Северский Донец.
Название река получила из-за того, что текла из Северского княжества, Как и многие другие реки, Северский Донец играл важнейшую роль в жизни древнего человека. Река не только служила источником воды и пропитания, но позднее средством передвижения, защитным рубежом и торговым путём.
Северский Донец берёт начало на Среднерусской возвышенности, около с. Подольхи в Прохоровском районе Белгородской области. Далее река течёт через Украину и впадает в реку Дон.
Какие реки Белгородской области Вам ещё известны?
Д. Оскол, Тихая Сосна, Ворскла, Везёлка
3. Творческое рисование.
- Сегодня мы на славу потрудились! Вспомнили растения, животных, полезные ископаемые нашего края. Предлагаю вам создать книгу. Все, что есть ценное в Белгородской области, зарисуйте на страничках будущей книги. А потом мы покажем её детям нашего детского сада. (Дети рисуют под музыку).
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Отдел образования исполнительного комитета
Сармановского муниципального района РТ
(открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе)
пгт Джалиль Воспитатель: Мухаметзянова
МБДОУ №4 Айгуль Анасовна
Цель. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Воспитывающие задачи: Развивать интерес к совместной познавательно-исследовательской деятельности; воспитывать любознательность, положительное отношение к природе.
Развивающие задачи: Продолжать развивать внимание, память, логическое мышление через игры и игровые упражнения, мелкую моторику рук. Обучающие задачи: Дать представления о жизни бурундука (чем питается, чем покрыто тело, как готовится к зиме, какое у него жилище), обучать детей анализировать, делать выводы.
Образовательная область: познавательное развитие.
Методы и приемы.
Методы: наглядные, игровые, словесные, практические.
Приемы: слайды, видеофильм, мультфильм, подвижная игра, дидактические игры, вопросы к детям, указания, словесное сопровождение, поощрение, работа с индивидуальными картами, работа в команде.
Читайте также: