Влияние деятельности человека на атмосферу план урока

Обновлено: 05.07.2024

Погода – состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени.

Загрязнение атмосферы Земли – принесение в атмосферный новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

Атмосферные явления – видимое проявление сложных физико-химических процессов, происходящих в воздушной оболочке Земли – атмосфере.

Охрана атмосферы – система мероприятий по защите атмосферы от загрязняющих веществ.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На прошлых уроках мы изучали строение атмосферы, узнали какие метеорологические элементы и явления характеризуют погоду, а также какие факторы влияют на формирование климата. Но какое же значение имеет атмосфера в жизни человека? Как погодные и климатические условия влияют на быт и здоровье людей? А влияет ли человеческая деятельность на состояние атмосферы?

Атмосфера составляет всего одну миллионную долю от массы Земного шара, но её значение огромно! Она защищает Землю от большинства метеоритов и ультрафиолетовых лучей, чрезмерного охлаждения и перегревания. Кислород воздуха обеспечивает жизнь. В нижнем слое атмосферы формируется погода.

На здоровье многих людей влияет изменение погодных условий. Перепады температуры воздуха у многих приводят к простудным заболеваниям. Чаще других на изменения атмосферного давления и скорости ветра реагируют люди с повышенным кровяным давлением. Наиболее чувствительными к изменениям погоды оказываются пожилые люди, страдающие хроническими заболеваниями.

Атмосфера источник многих опасных для человека природных явлений, например, гроза, смерч, туман.

Хозяйственная деятельность человека провоцирует появление озоновых дыр в атмосфере. Выбросы промышленных предприятий в атмосферу может провоцировать появление особого вида осадков – кислотных дождей. Транспорт и промышленные предприятия особенно сильно загрязняют воздух.

Поддерживая чистоту атмосферы, защищая её от промышленных загрязнение, мы сохраняет жизнь на планете.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Заполните пропуски в тексте.

Правильный вариант ответа:

Развивающая: развивать умения учащихся участвовать в дискуссиях, развивать навыки логического мышления, умения кратко выражать свои мысли, выступать перед аудиторией.

Воспитательная: воспитывать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний, интереса к предмету экология, воспитывать культуру общения учащихся друг с другом, трудолюбие и приобщение их к охране окружающей среды, сохранению здоровья.

Тип урока: Обобщающий.

Оборудование: Мультимедийные фильмы, таблицы, плакаты.

Методы обучения: Частично-поисковый, эвристический.

Приемы обучения: Дискуссии, групповые выполнения заданий в игровой форме, просмотр мультимедийных фильмов.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа учителя.

III. Обобщающий и закрепляющий этап (Пресс-конференция)

IV.Подведение итогов, рефлексия.

V. Домашние задания.

I. Организационный момент.

II. Вводная беседа учителя:

Учитель. Жизнь развивалась своим путём. И вдруг перед лицом природы встал Homo sapiens — человек разумный, который не хотел ждать милости от природы, а захотел взять все её богатства. Он вырубал вековые леса, засорял прозрачные источники, осушал полноводные реки.

- В чём его причины?

- Можно ли его предотвратить?

- Какие пути выхода из экологического кризиса вы бы могли предложить?

III. Обобщающий и закрепляющий этап (Пресс-конференция)

В ходе работы учащиеся заполняют таблицу, которая есть на доске и в тетрадях:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

(8 класс)

Учебно –методическая разработка урока

по физической географии России

Тема урока: Антропогенное воздействие на атмосферу.

обучающая – создание условий для выявления экологических проблем, связанных с загрязнением атмосферы, определение путей их решения;

развивающая – создание условий для совершенствования информационной компетенции по переводу информации из одной знаковой системы в другую

( анализ статистических данных, решение задач );

Выявить противоречие, создавшееся в результате загрязнения атмосферы;

Наметить пути решения создавшейся проблемы;

Способы действия учащихся:

анализ статистического материала;

Форма урока: создание мини - проекта.

Формы работы на уроке:

Методы и приемы:

исследовательский метод - при решении познавательных заданий, имеющих практический характер и решаемых учащимися самостоятельно;

метод диалогического изложения

Оборудование: физическая карта мира, презентация, приложения;

Организация деятельности учащихся на уроке:

Рекомендации к выполнению

Учебный материал с указанием заданий

Цель : Подготовить учащихся к участию в учебной познавательной деятельности.

Учитель: Приветствие класса. Пожелание удачного решения проблем на уроке.

Урок сегодня мы построим в форме проекта.

Вспомним этапы проекта:

2. Определение проблемы;

3. Пути решения проблемы (создание продукта).

к учебно –познавательному интересу учащихся.

Учащиеся слушают высказывания учителя и высказывают свои

о возникшем противоречии

Учащиеся высказывают свое отношение к проблеме загрязнения атмосферы.

Формулируется тема урока совместно с учащимися.

Водное слово учителя:

Человечество и природа находится в непосредственном взаимодействии. В связи с растущими ресурсными потребностями человечества происходит ее изменение , т.е истощение природных богатств, загрязнение компонентов природы.

Какое противоречие вы увидели в данном утверждении?

Ученики: Противоречие может заключаться в следующем: человечество заинтересовано в получении качественных природных ресурсов и в тот – же момент сокращает и снижает их качество в результате хозяйственной деятельности.

Учитель: Чтобы подтвердить данное утверждение мы с Вами прослушаем результаты микроисследования, проведенные вашей одноклассницей и после чего вы выскажите свое отношение на сложившуюся ситуацию.

Ученик докладывает о результатах микроисследования:

Ежегодно в результате деятельности человека в атмосферу поступает млн.т. загрязняющих веществ.

- 190 млн.т. – диоксида серы

- 65 млн.т. – оксидов азота

- 25,5 млн.т. – оксидов углерода

- 1,4 млр.т – хлорфторуглерода ( фреонов)

Учитель: выскажите Ваше отношение к сложившейся проблеме?

Ученик: возникает острая проблема загрязнения атмосферы химическими элементами , которые на мой взгляд оказываю разрушающее воздействие на атмосферу.

Учитель: таким образом, мы с Вами можем сформулировать создавшуюся проблему, которая и станет темой нашего урока.

Учащиеся высказывают свои предположения о формулировке темы урока и формулируют ее под руководством учителя.

Тема урока: Антропогенное воздействие на атмосферу.

3.Изучение нового материала

Учащиеся перечисляют факторы, влияющие на загрязнение атмосферы.

Учащиеся называют последствия, которые могут возникнуть в результате хозяйственной

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока обучающиеся формируют систему геоэкологических взглядов, отношение к окружающему миру, выявляют источники загрязнения атмосферы, знакомятся с опасными, редкими явлениями в атмосфере.Так же формируют представления о влиянии человека на атмосферу, представления об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.

География 5 класс

Тип учебного занятия: Урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы учащихся: индивидуальная работа, в парах

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь

Цель урока: формирование системы геоэкологических взглядов, отношений учащихся к окружающему миру.

1. Выявить источники загрязнения атмосферы

2. Познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

1. Осознание единства человека и атмосферы.

1. Сформированность представлений о влиянии атмосферы на человека.

2. Сформированность представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере.

3. Владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

1. Работа с текстом и видеофрагментом: формулирование вывода, составление правил поведения во время грозы.

2. Структурировать информацию: составление описания явления в атмосфере.

3. Владеть способом самоконтроля.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Познавательные задачи для учащихся

1. Организационно мотивационный этап урока

Определение темы урока

Мы уже начали знакомиться со свойствами атмосферного воздуха. Поэтому воспользуемся тем багажом знаний, который у нас есть и составим описание погоды на сегодня.

Ответить на вопрос. – Какова роль атмосферы в жизни Земли.

Фронтальная беседа с учащимися.

- Что называют погодой?

- Какие сведения о погоде вы отмечали в своем календаре погоды?

- Какие явления природы вы наблюдали в своей жизни?

- При какой погоде вы больше всего времени проводите на улице?

- Какой газ, входящий в состав атмосферного воздуха, является жизненно необходимым для человека?

- Какие виды хозяйственной деятельности человека неблагоприятно влияют на состав атмосферного воздуха?

Конспект урока по теме

1. Составитель: Игнатьева Алиса Юрьевна, учитель географии и биологии.

2. Место: г. Верхотурье, МАОУ гимназия №99,

3. Предмет: география,

4. Класс: 5а,

6. Тип урока: урок изучения нового материала

7. Цели урока:

Обучающие: научить детей объяснять и оценивать влияние атмосферы на человека, приводить примеры влияния человека на атмосферу, сформировать представление у учащихся о редких и опасных явлениях в природе, причине возникновения парникового эффекта;

Развивающие: научить устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. Развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний, их прорабатывания и представлению знаний в разных формах;

Воспитывающие : воспитать нравственно-эстетические чувства: любви к родной природе, своему народу, Родине; сформировать основы экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, а так же сформировать эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования.

8. Планируемые результаты:

Предметные: знать и объяснять, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, причины возникновения парникового эффекта, определять причины загрязнения атмосферы;

Метапредметные: формирование и развитие умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых, иллюстративных материалов и видеороликов; формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернет-ресурсами;

Личностные: воспитание эстетического восприятия природы, знание основных принципов и правил отношения к природе, правил поведения в чрезвычайных ситуациях при опасных явлениях в атмосфере.

9. Оборудование: учебник, компьютер, мультимедийный проектор.

10. Ход урока:

1 этап. Организационно-мотивационный. (30 сек.)

Учитель: Начинается урок точно вовремя и в срок.

Все готовы отвечать и пятерки получать?

Сели правильно, красиво.

Чтоб на урок хватило силы.

Работайте старательно и смотрите внимательно!

2 этап. Проверка домашнего задания (5 минут)

Ребята, прежде чем мы с вами перейдём к изучению новой темы, давайте вспомним то, что вы изучали на предыдущих уроках географии.

Сейчас я зачитаю вам небольшой отрывок, а вы должны внимательно меня слушать. Там, где я буду останавливаться и делать паузу, вам необходимо продолжить мое повествование.

3 этап. Изучение нового материала. (25мин)

Молодцы ребята, а теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из видеоролика и попытаемся определить тему сегодняшнего урока.

Учитель включает видеофрагмент буквально на 30 сек.

Цель нашего урока: узнать влияние атмосферы на человека и влияние человека на атмосферу, а так же познакомиться с опасными и редкими явлениями в атмосфере.

Влияние атмосферы на человека

Учитель: Работая с учебником (3 минуты) на странице 76,77, предлагаю вам ответить на вопросы (вопросы представлены на слайде):

1.Можно ли по внешнему виду человека, определить в каких климатических условиях он проживает?

2. Назовите основные отличительные признаки людей, проживающих в районах степей и пустынь Центральной Азии.

3.Наиболее комфортно человеку, когда температура воздуха равна____-____

а относительная влажность воздуха _____-_____% (ответ на 3 вопрос фиксируют в тетради)

Ученики: Работают с рис. 50 учебника и текстом параграфа стр. 76,77.

Ребята предлагают свои ответы. Обсуждают с учителем.

Учитель: Да действительно, влияние погодных условий на человека разнообразно. Их особенности в разных районах нашей планеты сказались на внешнем облике людей. Атмосферные условия повлияли на цвет кожи и волос, форму губ и глаз и даже на рост человека.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте мы вместе с вами попробуем определить по фотографиям, где проживают эти люди? (на слайде представлены фотографии людей с разной внешностью)

По каким признакам вы это определили?

Ученики: По фотографиям определяют приблизительное место проживания этих людей, называя признаки, по которым они это определили.

Влияние человека на атмосферу

Учитель: Не только атмосфера влияет на внешний облик человека, но и человек в современном мире оказывает большое влияние на состояние атмосферы.

Ребята, как вы думаете, человек положительно влияет на атмосферу или отрицательно?

Ученики: говорят о том, что человек может оказывать как положительное влияние, так и отрицательное.

Учитель: а какие вы знаете источники загрязнения атмосферы?

Ученики: высказывают свои предположения

Учитель: Скажите, в чём, на ваш взгляд, может быть опасность выбросов веществ при сгорании нефти, газа и угля, к чему это может привести? Какие могут быть последствия?

Ученики : высказывают предположения о том, что это может привести к изменению климата и погоды.

Ребята, сейчас я включу вам видеоролик о парниковом эффекте. После просмотра, вам нужно будет:

2. подумать, а что же мы с вами можем внести в борьбу с парниковым эффектом?

Ученики: Смотрят и формулируют понятие парниковый эффект. Записывают определение в тетрадь.

Выдвигают свои предложения по борьбе с парниковым эффектом.

Физкультминутка (1 мин) (делаем, если будем успевать по времени)

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.

(вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Опасные и редкие явления в атмосфере

Учитель: А теперь я предлагаю вам познакомиться с наиболее опасными, а также редкими явлениями в атмосфере и составить свое описание и иллюстрированный каталог редких и опасных явлений в атмосфере. У вас на партах лежат карточки с названиями (см. приложение 1), сейчас на уроке мы вместе с вами составим описания явлений, а дома вам нужно будет зарисовать эти явления или вклеить фотографию.

Затем учитель спрашивает, наблюдали ли ребята как идет град, как гремит молния, появление радуги, миражи и т.д. (на слайде представлены иллюстрации данных явлений) Совместно формулируют описания явлений.

Ученики: вспоминают из жизни, узнают от учителя или из учебника опасные и оптические явления и записывают описания явлений прямо в карточку.

Гроза - опасное атмосферное явление, которое всегда сопровождается многократными электрическими разрядами – молниями и громом

Град - ливневые осадки в виде частиц льда округлой или неправильной формы.

Радуга - оптический эффект, образуется во время или после дождя, когда в воздухе много взвешенных капель воды.

Мираж - образуется в неравномерно прогретых слоях воздуха.

4 этап. Закрепление (5 мин)

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу, давайте же закрепим все, что мы сегодня изучили и проведем небольшой тест на закрепление материала. ( На слайде показаны тестовые задания, ученики решают задания и тут же проверяют с учителем)

1.Наиболее комфортная для человека температура воздуха:

2. Комфортная для человека относительная влажность находится в пределах:

3. Я вление, при котором атмосферные газы (водяной пар, углекислый газ, метан и озон) удерживают восходящее от Земли тепло в тропосфере, не давая ему подниматься в более высокие слои атмосферы , называют…

А) парниковый эффект

4. Из предложенного списка выберите только опасные явления в атмосфере:

5. Вспомните, какие вы видели в своей жизни оптические явления?

Ученики: Отвечают на вопросы, вспоминают увиденные в атмосфере явления.

5 этап. Инструктаж по домашнему заданию(1 мин.)

Зарисоватьили вклеить фотографию в каталоге опасные и редкие явления в атмосфере.

Параграф 14 прочитать и ответить на вопросы после параграфа.

6 этап. Рефлексия. (3 мин)

Ученики: Проводят стрелочки

Учитель: Спасибо за урок, ребята! Всего доброго.

Иллюстрированный каталог опасных и редких явлений в атмосфере

Читайте также: