Что такое закят в исламе кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

Полезное

Смотреть что такое "Закят" в других словарях:

ЗАКЯТ — ЗАКЯТ, закат, закет муж. мусульманская подать, сороковина; названье у нас кибиточного сбора, додати с киргизов, оренб. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

закят — закат, налог, пожертвование Словарь русских синонимов. закят сущ., кол во синонимов: 3 • закат (15) • налог … Словарь синонимов

ЗАКЯТ — см. Закат … Юридический словарь

ЗАКЯТ — (арабск. зекат). 1) кибиточный сбор, подать с киргизов. 2) пошлина, таможенный сбор во внутренней Азии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

Закят — Ислам Столпы Ислама … Википедия

закят — м.; = закат Очистительный налог с мусульман, взимавшийся, согласно предписанию Корана, на содержание Мухаммеда, а ныне добровольно передающийся духовенству. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

закят — тж. закат (араб., букв. очищение) религиозный очистительный налог у мусульман, взимание которого предписано в Коране, а размеры и правила обложения разработаны в шариате. Предназначался на содержание Мухаммеда и его семьи, для помощи нищим,… … Большой юридический словарь

закят — зак ят, а и зак ат, а (религиозный налог) … Русский орфографический словарь

закят — у, ч. Релігійний податок з мусульман. Спершу призначався на утримання пророка Мухамеда та його сім ї, а також на допомогу жебракам, мандрівникам та тим, хто веде священну війну. У сучасних мусульман – добровільне подаяння духовенству … Український тлумачний словник


Закят является одним из пяти столпов Ислама. Это право бедных и неимущих на получение своей доли из имущества богатых и состоятельных людей, достигших определенного уровня.

Всевышний, говоря в Коране о закяте, упоминает его вместе с намазом, который является основной и важнейшей обязанностью человека после принятия Ислама, что говорит о значении, которое придается закяту в Исламе. Закят отличается от пожертвования тем, что это не милостыня и не любезность – это обязанность.

Каждый, кто выплачивает закят, осознает, что выполняет волю Всевышнего. И бедный человек, получая закят, чувствует, что это налог братства и право бедного получить свою долю у того, кто в состоянии выплачивать. Более того, состоятельный человек обязан тому, кому предназначен закят, поскольку неимущий помогает ему исполнить обязательный столп Ислама - закят. Если бы не было нуждающегося, то состоятельный человек не был бы в состоянии исполнить свой долг перед Всевышним.

В Коране говорится о том, что имущество человека – это достояние Аллаха. Всевышний испытывает богатых людей, одарив их богатством, в котором есть доля и для бедных. Ведь действительно все, что мы имеем, дается Всевышним. Состоятельные люди должны быть достойными управленцами имущества, которое принадлежит только Аллаху .

Нам необходимо осознать, что когда мы достигаем определенного достатка, то часть имущества уже не принадлежит нам, оно становится собственностью бедных и неимущих. И если в этом случае мы не отдаем им положенное, т.е. не выплачиваем закят, то получается, что мы насильно отобрали у бедного средства к существованию. Это недостойный мусульман поступок.

В Коране скупые предупреждаются о наказании за утаивание имущества от рабов Аллаха . Всевышний предостерегает верующего человека от скупости, которая вызывает недовольство бедных и слабых. Аллах в Коране повелел Своему Посланнику , чтобы он предостерег тех, кто собирает золото и серебро и не расходует его на пути Аллаха, о мучительном наказании в тот день, когда в огне геенны будет их имущество сожжено и будут заклеймены их лбы, бока и хребты. Это то, что они сберегли для самих себя. Так пусть же вкусят то, что сберегли.

В тоже время Всевышний в Коране говорит о поощрении тех, кто жертвует богатством ради Аллаха и увеличении блага для тех, кто расходует на закят из того, чем Аллах их наделил.

Размер и сроки выплаты закята.

Закят отличается от других выплачиваемых налогов размером и сроком выплаты.

Закят выплачивается один раз в год. Если бы закят выплачивался каждый день или каждую неделю или месяц, то выплачивающий его не платил бы с великодушием и удовольствием. А если бы закят выплачивался один раз в жизни, то это не приносило бы ощутимой пользы нуждающимся.

Размер закята совсем незначителен для состоятельного человека. В большинстве случаев он не превышает 1/40 часть, т.е. 2,5% из имущества, и это только один раз в год. Однако это не означает, что более этого давать нельзя. Необходимо подчеркнуть, чем больше та часть имущества, которая выделяется в качестве закята, тем лучше как для самого дающего, так и для общества в целом. Воистину нет ничего справедливее предписаний Всевышнего.

Из чего же состоит закят?

Он делится на две основные части:

1. Закят разговения (закят уль-фитр)

2. Закят с имущества (закят уль-мал)

Первая часть закята – закят уль-фитр связана с соблюдением поста в месяц Рамазан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., недопустимые для постящегося, так же, как пища и питье.

Вторая часть закята – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.

Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Как распределяется закят?

Всевышний в Коране четко определил людей, которым предназначен закят. Милостыня предназначена для бедных, нуждающихся, работающих в связи со сбором и выплатой закята, тех, сердца которых нуждаются в утешении, для освобождения рабов, для обремененных долгами, для тех, кто на пути Аллаха и для путников. Первая категория – бедные (мискин), имущество которых не достигает достаточного уровня. Вторая категория – нуждающиеся (факир) это нищие, которые отличаются от бедных еще худшим положением. Это те, которые не владеют ни чем, а также те, которые в силу возраста или болезни не способны зарабатывать. Третья категория – люди связанные с закятом (амиль) – это те, которых назначил имам для сбора и распределения закята. Четвертая категория – это те, сердца которых нуждаются в утешении (муалафату кулубихим) – это люди, которые ранее исповедовали другую религию, а впоследствии приняли Ислам и нуждаются в моральной и материальной поддержке. Пятая категория, получающих закят (рикаб), – это рабы, освобожденные с условием выкупа. Шестая категория (харим) – это обремененные долгами, которые разрешены Шариатом. Седьмая категория (ахлу сабилиллах) – это те, кто полностью посвятил себя служению Исламу. Восьмая категория – путники (ибн сабиль), оторванные от своего имущества, независимо от того, богаты они у себя на родине или нет. При этом цель путешествия не должна противоречить Шариату.

Дача закята кому-либо из этих восьми категорий людей связана с особыми условиями для каждой из них. Получающий закят должен быть мусульманином и не должен быть из родов Хашима и Муталиба, он должен быть совершеннолетним и не предающимся постоянно большим грехам.

Эти категории, а также размер и вид закята определяются реальными условиями в каждой стране. Средства, собранные для закята, служат также в качестве фонда помощи верующим. К примеру, если случится какая-либо беда, например, пожар и т.п., то из этого фонда выделяются деньги для восстановления дома и других нужд. В хадисе Пророка (мир ему и благословение) сказано, что не уменьшается имущество того, кто дает милостыню.

Четвертым столпом Ислама является закят. Выплата его была вменена мусульманам в обязанность во втором году хиджры, до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным. Закят – это поклонение Создателю имуществом.

Закят заключается в ежегодном отчислении состоятельным мусульманином 1/40 части своего имущества в пользу бедных.

Закят вместе с намазом упоминаются в Коране 27 раз. Этот факт подтверждает его важную роль в Исламе.

Закят – это поклонение (ибада), которая избавляет сердце от скупости, очищает имущество и пробуждает в душах людей милосердие. Благодаря закяту зависть покидает сердца бедных и неимущих, укрепляется единство общества.

Закят не только очищает душу, но и способствует её освобождению от унижения привязанности к богатству и подчинения его власти, а также от бедствия рабской зависимости от денег. Ислам стремится к тому, чтобы мусульманин был рабом одного только Аллаха и освобождался от подчинения всему иному, являясь господином всего того, что есть в этом мире.

Закят служит мерилом искренности верующего. Отчисляя закят, человек вверяет себя Аллаху, благодарит Его за дарованные блага и милости. Он приносит пользу обществу и заслуживает любовь окружающих.

Благодаря выплате закята бедный человек получает возможность жить полноценной жизнью и исполнять свои обязанности, имеющие отношение к проявлению повиновения Аллаху. Также благодаря закяту бедный человек ощущает на себе заботу и внимание других членов общества, он ощущает, что находится в достойном человеческом обществе, которое не забывает его и протягивает ему руку помощи, не попрекая и не обижая его. Нуждающийся человек принимает помощь из рук богатых, не чувствуя себя униженными, держа голову высоко поднятой и не теряя чувства собственного достоинства, так как он берёт ту долю, которая принадлежит ему по праву.

Кто должен выплачивать закят

Выплачивать закят обязан тот, кто является:

НИСАБ. УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ВЫПЛАТА ЗАКЯТА ОБЯЗАТЕЛЬНА

Нисаб – это мера богатства, установленная религией, обладая которым человек обязан выплачивать закят. Нисаб составляет сумму денежных единиц (валют), золота и серебра, которая в совокупности равна стоимости примерно 80 граммов золота или 561 грамма серебра.

Владея данным имуществом в течении одного полного лунного года, обязательно (фард) выплатить 2,5% от общей стоимости имущества на конец года, если оно равно или превышает нисаб.

Также условием правильной выплаты закята является намерение, которое должен сделать выплачивающий при передаче закята. Произносить его вслух необязательно.

ИМУЩЕСТВО, КОТОРОЕ НЕ ВХОДИТ В ИСЧИСЛЕНИЕ НИСАБА

При исчислении нисаба в него не включаются предметы первой необходимости, такие как дома и квартиры, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д. (кроме золота и серебра), которые не предназначаются для продажи.

НИСАБ И РАЗМЕР ЗАКЯТА С РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА

Вид имущества

Нисаб

Размер закята

≥ стоимости 80,18 г золота

≥ стоимости 80,18 г золота

1 овца или коза

Коровы и буйволы

1 годовалый теленок

1 овца или коза

С увеличением поголовья скота формула исчисления закята меняется. За вышеперечисленное имущество можно платить закят как самим имуществом, так и деньгами.

КОМУ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ ЗАКЯТ

В Священном Коране говорится:

Таким образом, выделяют следующие направления выплаты закята:

  1. бедняки (факир) – люди, не имеющие нисаба, то есть не относящиеся к тем, кто обязан выплачивать закят. Даже если они способны заработать сами, им все равно можно выплатить закят;
  2. неимущие (мискин) – люди, у которых ничего нет;
  3. те, кто занят сбором и раздачей закята;
  4. вновь принявшим ислам, для увеличения их любви к религии Аллаха;
  5. рабам для выкупа себя из рабства (в наше время этой категории уже не существует);
  6. должникам, чьи долги превышают стоимость их имущества;
  7. на пути Аллаха (фи сабилиль-лях) – это все действия, способствующие распространению Слова Аллаха и Ислама вообще. Например, по мнению некоторых мусульманских правоведов (факих), закят можно выплачивать беднякам, желающим совершить обязательный хадж, и тем, кто находится на пути приобретения знаний;
  8. путникам, которые остались без средств для возвращения домой, даже если там у них есть имущество больше нисаба. Им дают закят для того, чтобы они смогли доехать до дома.

При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:

  1. родные братья и сестры, затем их дети;
  2. дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
  3. остальные родственники;
  4. соседи;
  5. бедняки своего района;
  6. бедняки своего города.

Следует стараться, чтобы средства закята дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.

Закят не выплачивается:

  1. отцу и матери, дедушке и бабушке;
  2. сыну, дочери и всем их потомкам;
  3. обладающим нисабом;
  4. немусульманам;
  5. мужу или жене;
  6. Семье Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его роду;
  7. 7. Детям, младше семи лет и психически больным.

ПОЛОЖЕНИЕ ТОГО, КТО НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТ ЗАКЯТ

Те, кто обязаны выплачивать закят, но не выполняют данное предписание религии, будут наказаны Всевышним Аллахом.

В Священном Коране говорится:

В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:

Человек, не выплачивающий закят, но не отрицающий его обязательности (фард), является грешником, но остается верующим мусульманином. Отрицающий обязательность выплаты закята выходит из Ислама.

  • пшеница – 1460 г;
  • овес – 2920 г;
  • изюм – 2920 г;
  • финики – 2920 г;

Читайте также: