Что такое японская анимация кратко

Обновлено: 03.07.2024

Аниме набирает популярность и в кинопрокатах, и в передовых онлайн-кинотеатрах вроде Netflix и Amazon Prime, некоторые даже говорят о новой волне аниме. Кажется, самое время познакомиться с японской мультипликацией поближе. ELLE рассказывает, как японская анимация стала такой, какой мы знаем ее сегодня.

От древности до Второй мировой войны

В Японии с XII века, а то и раньше, оттачивали мастерство рассказывать истории через иллюстрации: сложная письменность из трех алфавитов (кандзи, хирагана и катакана) вынуждала добавлять к текстам картинки — даже образованному японцу часто было тяжело полностью прочитать текст и уловить его смысл. В конце XIX века, когда в Страну восходящего солнца стали проникать образцы западной поп-культуры, в Японии появились зачатки местных комиксов — манги — в том виде, в каком мы знаем их сегодня, а в XX веке из манги выросла оригинальная японская анимация.

Экспериментировать с анимацией в Японии начали в начале XX века, опять же, вдохновившись западным кино и мультфильмами, но только во втором десятилетии того же века появлись работы, и правда походившие на европейские и американские образцы, и к 1920-м в Японии уже был зачаток рынка манги и аниме. Японцы сразу восприняли анимацию всерьез и не зацикливались на детских мультиках, перенося на экран взрослые сюжеты, в том числе пропаганду и эротику. К сожалению, в первой половине XX века обстоятельства сложились не в пользу японской анимации. Во-первых, ее производство было слишком дорогим для местных художников, а потому американские и французские мультфильмы еще долго доминировали в Стране восходящего солнца. Появление продукции Уолта Диснея в конце 20-х годов и вовсе не оставило никаких шансов на развитие локальной индустрии анимационных фильмов. Во-вторых, 1 сентября 1923 года островное государство буквально пало жертвой движений земной коры: Великое землетрясение Канто почти уничтожило Токио и Йокогаму и прилежащие к этим городам районы, а вместе с ними и первые анимационные студии. В 1929-м на Западе появились первые звуковые мультфильмы, а в 1932-м — первые цветные, но японская анимация находилась в слишком слабом положении, чтобы иметь возможность адаптировать эти новшества.

Аниме ([ 'anʲɪmə, ənʲɪ'mɛ ] ср., нескл., яп. アニメ (info) [ anʲime ], от англ. animation — анимация) — японская анимация. В отличие от анимации других стран, предназначаемой в основном для просмотра детьми, бо́льшая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире. [1] Аниме часто (но не всегда) отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.

Большая часть аниме-сериалов — это экранизация японских комиксов — манги, обычно с сохранением графического стиля и других особенностей.

Содержание

История


За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.


Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию — юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Терминология

Особенности


Анимация Японии отличается от анимации других стран, в первую очередь, тем, что представляет собою развивающийся замкнутый культурный пласт, включающий в себя множество уникальных сюжетных и идейных символов, шаблонов, стереотипов и типажей. Простейшими примерами могут служить специфические для аниме жанры, вроде меха, живущие по своим собственным законам, или находящие частое отражение в аниме элементы японского быта.

Большая часть аниме создаётся с расчётом на конкретную, временами довольно узкую целевую аудиторию. Критериями деления могут являться пол, возраст, психологический тип зрителя. Выбранный таким образом метажанр задаёт общую направленность произведения, влияя на его сюжет, идеи и даже стиль рисовки. Детское (Кодомо) аниме составляет лишь часть от всей анимационной продукции, выпускаемой на территории Японии.

Отрисовка



По глазам часто можно сделать вывод о персонаже в целом. Положительные, весёлые, дружелюбные главные герои обычно рисуются с большими, блестящими, полными жизни глазами; замкнутые, мрачные или отрицательные имеют суженые глаза, иногда закрытые или оттенённые чёлкой, часто их рисуют похожими на глаза какой-нибудь зоркой хищной птицы или змеи; хитрые или подчёркнуто-вежливые персонажи имеют глаза лисицы — как бы всё время закрытые, будто персонаж постоянно улыбается, однако примерно такие же по форме могут иметь и обыкновенные сони; если персонаж не является романтическим, но при этом не злой, хитрый или замкнутый, художники могут снабдить его достаточно большими глазами, но с маленькими зрачками-точками; кроме того, если персонаж вдруг лишают магическим способом воли или даже души, его глаза теряют блеск и становятся безжизненными — из них исчезают все блики. У детей глаза обычно изображены очень большими, старики же (за крайне редким исключением) имеют глаза маленькие, с маленьким зрачком. Очки являются дополнительным средством выразительности, являясь непременным атрибутом эрудитов (в противовес эксцентричным гениям), различных скромниц или парней-отаку. Очки чёрные, цветные или нарочито-блестящие, всевозможных форм и размеров, украшают лица, пожалуй, одной четверти всех известных Аниме-персонажей, являясь их самой изюминкой.


Сюжет

Как и в любом другом виде кинематографа, разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Наряду с аниме, рассказывающими о параллельных реальностях и космосе, существуют аниме, описывающие исторические события, или даже воссоздающие повседневную жизнь главных героев в самом обычном Токио. Тем не менее, различные жанры накладывают различные отпечатки на сюжеты аниме, и зачастую определяют общую манеру построения или ключевые вехи сюжетной линии сериала.

Музыка и звук


Для передачи эмоциональных оттенков и управления настроением зрителя в аниме, как и в кино, активно используется звуковая и музыкальная составляющие. Аудиодиски с музыкальным сопровождением после выхода сериала издаются отдельно, и зачастую могут конкурировать по популярности с обычными альбомами певцов. Поэтому исполнением песен и созданием музыки для аниме обычно занимаются известнейшие и талантливейшие певцы, группы и композиторы.

Жанры аниме

Деление аниме на жанры очень размыто. Аниме делят:

  • По целевой аудитории (дети, юноши, девушки, мужчины, женщины);
  • По стилям повествования (комедия, драма, триллер, романтика, и т. д.);
  • По антуражу и технологиям (ме́ха, киберпанк, школьная история, фэнтези, паропанк, и т. д.);
  • По психологии, целям и характеру отношений персонажей (сэнтай, спокон, махо-сёдзё, гарем);
  • По наличию и детализации сексуальных сцен (этти, хентай, яой, юри).

Форматы аниме

Аниме, как и прочая видеопродукция, создаётся с расчётом на какой-либо конкретный способ распространения. [6] [7] Эти способы включают в себя показ по телевидению, в кинотеатрах, продажу на видеоносителях, распространение через Интернет. Выбранный метод накладывает свой отпечаток на произведение, так как существенно разнятся и производственные процессы, и бюджеты, и условия просмотра. Так, в телесериале, в силу его природы можно уместить значительно более подробный рассказ, чем в фильм, однако качество рисовки часто сильно уступает фильмам и

Вне зависимости от исходного формата, любое аниме рано или поздно выходит на видеоносителях, обычно — на [8]

Телесериал


Телесериал (TV) — аниме, состоящее из множества коротких глав (серий), предназначенное для показа по телевидению с определённой периодичностью (обычно одна серия в неделю). Как правило, длительность одной серии составляет 23—25 минут, что вместе с рекламой образует стандартный блок в программе вещания — полчаса. Иногда встречаются серии по 12 минут — для показа сразу двух серий блоком. Ещё реже можно встретить пяти- и трёхминутные серии.

Фильм

TV-Special

Special (Дополнительная, или бонусная, серия, спешиал) — иногда более длинная, иногда не связанная с базовым сюжетом телесериала история, показанная в форме отдельной серии по телевидению. Обычно дополнительные серии создаются к праздникам, сменам сезона телесериала, иногда выходят после завершения показа аниме на телевидении. Часто длительность дополнительной серии превышает стандартную и достигает 50 минут, то есть с учётом времени на рекламу составляет час эфирного времени.

Сюжет бонусных серий обычно тесно связан с сюжетом телесериала, но не обязательно прямо его продолжает. Иногда он представляет собой ответвление основного сюжета, иногда показывает сцены сериала с других точек зрения, с неожиданных сторон. Часто бонусная серия замкнута, то есть работает с сюжетом сериала, но абсолютно не меняет текущее положение вещей — такую серию можно пропустить и ничего не заметить. Обычно, однако, для понимания бонусных серий требуется знание предыстории сериала.

Структура серий


Серии большинства аниме-сериалов имеют следующую структуру:

Начальный ролик

Начальный ролик, или опенинг (от англ. opening , сокр.: OP), как правило, представляет собой анимацию, изображающую главных героев аниме. Длится опенинг, как правило, ровно полторы минуты, и сопровождается музыкой, написанной специально для этого аниме. В течение всего времени ролика демонстрируются титры — имена создателей аниме, композитора, автора оригинальной манги (если сериал снят по манге), имена сэйю, озвучивающих главных героев и другая информация связанная с производством или сюжетом аниме. Иногда вступительный ролик также включает в себя субтитры с текстом песни на японском языке.

Финальный ролик

Финальный ролик, или эндинг (от англ. ending , сокр.: ED) — представляет собой, в общем, то же самое, что и опенинг, только имеет существенно более скромную анимацию (часто просто набор стоп-кадров), более спокойную музыку. Титры тоже более подробны. Иногда присутствуют и субтитры финальной композиции. Если задача опенинга — настроить зрителя на восприятие сериала, сообщить ему соответствующее настроение, то эндинг должен вывести зрителя из этого состояния, что особенно актуально для сериалов с динамичным или психологичным сюжетом.

Заставка

Заставка — очень короткая сцена, продолжительностью около двух секунд, обычно весёлая, служит сигналом начала и окончания рекламы. Иногда вообще отсутствует, иногда сливается с основным повествованием сериала, то есть на конец части А и начало части Б накладывается некоторый текст или эффект (обычно название сериала), что и сигнализирует о конце первой части и начале второй. Такие заставки обычно бывают только у телесериалов, но могут встречаться и у OVA, куда вставляются скорее по инерции, чем по необходимости.

У телесериалов, кроме того, может присутствовать короткое вступление, появляющееся перед начальным роликом и содержащее завязку сюжета серии. После эндинга часто вставляется небольшой ролик содержащий информацию о следующей серии, и служащий для поддержания интереса к телесериалу у зрителя.

Распространение

Аниме-сериалы издаются на территории Японии официальными обладателями авторских прав, и обычно публикуются на DVD-дисках и видеокассетах вскоре после выхода на экраны.

Аниме в России


См. также

Критика аниме

Параллельно росту популярности аниме за пределами Японии, растёт и число противников этого жанра мультипликации. Наиболее серьёзную критику вызывает чрезмерное, по мнению многих, количество насилия и эротики в аниме [13] , неадекватное поведение людей, увлекающихся просмотром и коллекционированием аниме — отаку, выливающееся порой в патологические формы (уход от реальности, агрессивность, близкая к наркотической зависимость). [14] В европейских странах и США японская мультипликационная продукция проходит предварительную оценку, с определением возрастной аудитории, иногда, с целью уменьшить возрастную планку, издатель вырезает из произведения слишком откровенные или жестокие кадры. [15]

Большая часть критики, высказываемой в адрес аниме, также справедлива и по отношению к любой ветви современной массовой (особенно визуальной) культуры, одним из представителей которой является и японская анимационная индустрия. [17]

Японская анимация (аниме) у всех на слуху, но при этом мало кто представляет реальные масштабы ее популярности. Если в Европе и России интерес к аниме у широкого круга зрителей впервые появился лишь 10-15 лет назад, то в японской культуре это явление существует с 20-х годов прошлого столетия. И оно успело проникнуть повсюду — аниме постоянно порождает новые тренды в макияже, одежде и даже образе жизни.

Как зародилась японская анимация?

Люди, равнодушные к аниме, обычно с удивлением смотрят на то, с каким восторгом говорят поклонники японской анимации о своих персонажах. И зря, ведь индустрия создания мультфильмов в Японии — это целое искусство, радикально отличающееся от европейского и американского формата подобных видео.

Аниме и манга: есть ли отличия?

Как японская анимация завоевала весь мир?

И все-таки, как бы не были упрощены сюжеты аниме, незамысловатыми их не назовешь. Фантастические сюжеты порой имеют мало общего с реальностью, но одновременно с этим рассказывают истории любви и преданности, дружбы и предательства. Неслучайно существует огромный перечень разновидностей аниме — и самые распространенные из них:

  • Кодомо-аниме (для детей до 10-11 лет);
  • Сёнэн-аниме (для мальчиков-подростков);
  • Сёдзё-аниме (для девочек-подростков);
  • Сэйнэн-аниме (для молодых мужчин);
  • Дзёсэй-аниме (для молодых женщин).

Есть также добуцу (про человекоподобных созданий с ушками и хвостами), хентай (рисованная порнография), спокон (спортивное аниме), меха (про роботов и движущиеся механизмы) и другие виды аниме.

Феномен популярности аниме и манги объяснить очень просто. Как видите, здесь есть мультфильмы на любой вкус и возраст — и если американская и европейская индустрия кино не так часто выпускает сюжеты, интересные взрослым, то японцы полностью заполнили эту нишу и продолжают наращивать производство мультфильмов день ото дня.

Гениальный режиссер Хаяо Миядзаки

Аниме представляет собой огромный культурный пласт, самым ярким представителем и вдохновителем которого сегодня считают Хаяо Миядзаки. Он режиссер-аниматор, сценарист, продюсер и писатель — а также человек, который смог сделать так, что аниме заинтересовало жюри престижных кинопремий далеко за пределами Японии.

В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Аниме отличается характерной манерой отрисовки персонажей и фонов. Издаётся в форме телевизионных сериалов, а также фильмов, распространяемых на видеоносителях или предназначенных для кинопоказа. Сюжеты могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей.


Источниками для сюжета аниме-сериалов чаще всего являются:

В западных странах аниме является объектом исследования учёных-культурологов, социологов и антропологов — Эри Идзавы, Скотта Маклауда, Сьюзан Напьер, Шерон Кинселлы и других.
История аниме берёт начало в XX веке, когда японские кинорежиссёры начинают первые эксперименты с техниками мультипликации, изобретёнными на Западе.



Первопроходцами в области японской мультипликации стали Симокава Отэн[en], Дзюнъити Коти и Сэитаро Китаяма[en]. Одним из наиболее популярных и доступных методов на тот момент была техника вырезной анимации, её применяли такие аниматоры, как Санаэ Ямамото, Ясудзи Мурата[en] и Ноборо Офудзи[en].


Позднее распространилась также техника аппликационной анимации. Успеха в развитии техники анимации добились и другие мультипликаторы, такие как Кэндзо Масаока[en] и Мицуё Сэо[en], использовавшие, в частности, анимационные фильмы в образовательных и пропагандистских целях. Первым звуковым аниме стал снятый Масаокой в 1933 году короткометражный фильм Chikara to Onna no Yo no Naka[en].




За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.

Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию — юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.




В Японии находится более 430 аниме-студий. К наиболее крупным из них относятся Bones, Gainax, Gonzo, Madhouse, Studio Pierrot, Toei Animation и др.


Заказ на определённое аниме формируют продюсеры. Для создания аниме задействуют штат из сценариста, режиссёра, дизайнера и нескольких десятков аниматоров. Разнообразие сюжетов аниме ограничено только фантазией сценариста. Режиссёр аниме отвечает за художественное оформление мультфильма, в его обязанности также входят подбор актёров озвучивания и создание режиссёрской раскадровки, графически описывающей ключевые моменты. Режиссёр образами создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей. В серьёзных сериалах рассматриваются вопросы смысла жизни, морали, проблемы одиночества и разделённости людей, религии, избегание неприятного, скучного в жизни, особенно путём чтения, размышлений.


Популярными идеями являются: идея стойкости, нежелания сдаваться сколь угодно могущественным людям или обстоятельствам, идеи самоопределения и выбора жизненного пути, мораль человека.



Всё это, безусловно, здорово. Однако много ли мы знаем о истории того, чем так увлекаемся? Для всех, кто хочет узнать больше, мы готовы начать сегодняшний ликбез о истории аниме.




Hanawa Hekonai — Meitou no Maki (1917)

Первые эксперименты с анимацией начались в Японии в 1913-ом году, а первые анимационные фильмы появились уже в 1917-ом.

Очевидно, что ранняя японская анимация существенно отличалась от привычных нам произведений и смыслом, и содержанием, и рисовкой, и хронометражем. Это были короткометражки продолжительностью в 5 минут, создаваемые авторами-любителями. Они имели исторически-образовательную направленность и предназначались исключительно для детей. К числу первых японских мультфильмов относятся Dekoboko shin gachou (рус. Новый альбом набросков) Дэкотэна Симокавы и Saru kani kassen (рус. Сражение краба и обезьяны).


К началу Второй Мировой японская анимация претерпела существенные изменения. Первое и самое главное: она не была больше нацелена только на детскую аудиторию. Уже в 1930-х появились произведения, предназначенные для зрителей от 15-ти лет и старше.

Из-за ужесточения цензуры у аниматоров остался только один выбор: поддержать военную политику Японии либо вовсе отказаться от киноискусства. Многие, естественно, пошли по первому пути. Так в 1943 году в свет вышел 37-минутный анимационный фильм Momotaro no Umiwashi (рус. Момотаро — морской орёл), сюжет которого воспроизводит нападение японцев на Пёрл-Харбор. В 1945 году Сэо снял продолжение — Momotarou: Umi no Shinpei (рус. Момотаро — божественный моряк), повествовавшее о команде сильных бесстрашных зверей, освобождавших Индонезию и Малайзию от дьявольских рогатых пришельцев, символизировавших американские войска.

Однако с окончанием войны положение дел на анимационном фронте кардинально изменилось.

В послевоенное время в Страну Восходящего Солнца хлынул поток американской анимации и кинематографа. Сначала американцы чуть ли не насильственно знакомили японцев со своим искусством (это входило в план американских оккупантов по преобразованию Японии), а уже в начале 50-х японцы стали добровольно закупать западную продукцию в больших количествах.


Так жители Восточной Страны познакомились с Микки Маусом, Котом Феликсом и другими популярными тогда персонажами. В то же время популяризация западных мультфильмов заставила японских аниматоров осознать собственную несостоятельность. Экономика страны была в упадке, что послужило огромным препятствием для создания крупных студий, на которых можно было бы снимать произведения, не уступающие творчеству американских коллег. Создание японской анимационной продукции заморозилось почти на долгих десять лет.

Однако не надо думать, что всё это время аниматоры сидели сложа руки, нет. Большинство из них смотрело привезённые из-за океана мультики и набиралось опыта, заимствовало приёмы, отслеживало реакцию зрителей. В конечном итоге, японцы получили представление о том, что надо делать, чтобы их мультфильмы смогли вытеснить с экранов импортные франшизы. Можно сказать, что эта десятилетняя брешь, ставшая затишьем перед бурей японской анимации, сыграла только на руку творцам Страны Восходящего Солнца.В 50-60-х годах прошлого века самой популярной мультипликационной студией во всём мире была Дисней (с тех пор, правда, мало что изменилось). Глядя на её успех, японцы осознали необходимость создания своих крупных анимационных студий. И первой стала Toei Animation, открытая в 1956 году и до 1998 года известная под названием Toei Doga.

Первые фильмы студии во многом были схожи с полнометражками Диснея. Это были масштабные проекты, основанные на местном фольклоре. На производство каждого уходило не меньше года, а бюджет зачастую превышал прибыль. Но всё изменилось с приходом знаменитого мангаки Тэдзуки Осамы. Этот человек основал вторую в японской истории крупную студию Mushi Productions и сделал, пожалуй, самое значимое для анимации – он сделал модными ТВ-сериалы.


Таким образом, в 1970-е годы аниме вступило уже сформировавшимся коммерческим искусством, гораздо более популярным в Японии, чем какая-нибудь другая национальная анимация в своей стране.


В то время выходили сериалы, оказавшие огромное влияние не только на японских авторов, но и на западных. Так, например, немногие знают, что популярный Диснеевский мультфильм Король Лев (1994 г) был почти полностью скопирован с аниме-сериала 60-х годов Белый Лев Кимба. А братья Вачовски, создатели известной всем Матрицы (1999) явно вдохновлялись Призраком в Доспехах (1995).


В наши дни японская анимация получила распространение и признание по всему миру. Аниме и манга –индустрии – это прибыльный бизнес и любимое дело многих японцев.

Если бы создатель той самой первой анимации 1907-го года увидел, чем стало аниме сегодня, наверное, он был бы приятно шокирован. На сегодняшний день существует 20 специальных, неприменяемых к другим произведениям, жанров аниме и манги. 75 постоянно действующих анимационных студий. Общий суммарный оборот аниме-промышленности в одной только Японии составляет примерно 3,5 млрд долларов в год. А объёмы выпускаемых произведений становятся только больше. Так, в 2014-ом году благодарные фанаты получили 213 сериалов, 66 мувиков, 131 OVA, 69 ONA и 121 спешл. Радует и то, что с увеличением количества, качество ничуть не страдает.

Нам остаётся только надеяться, что аниме-индустрия и дальше будет стремительно развиваться и продолжит удивлять и восхищать нас своими новинками.

Читайте также: