Что такое выдержка кратко

Обновлено: 30.06.2024

Часто люди приобретают цифровые зеркальные камеры в погоне за качеством снимков, но при этом не имеют представления о технических моментах съемки. В основном это касается тех, кто до зеркалки держал в руках исключительно компактные фотоаппараты и пользовался автоматическими режимами (которые, к слову, весьма продвинутые в современных камерах).

В результате у кого-то возникает разочарование в камере и фотографии в целом, а другие проявляют терпение и пытаются освоить премудрости фотографии, чтобы раскрыть весь потенциал камеры с полноценным (или почти полноценным) сенсором.

Изначально я планировал написать одну статью, но по ходу дела понял, что объем получается слишком большой и решил разбить ее на несколько частей. В этой главе рассмотрю такие понятия как выдержка, диафрагма, ГРИП и светочувствительность, как эти параметры влияют на результат съемки. На очереди статья про типы и параметры объективов, работу со вспышками и советы по съемке в различных условиях.

Экспозиция

Чем больше значение светочувствительности матрицы, тем меньше должна быть экспозиция. В автоматических и полуавтоматических режимах работы, фотокамера производит вычисление экспозиции при помощи специального датчика и других параметров системы.

Для передачи всей световой картины сцены, необходимо, чтобы динамический диапазон (минимальная воспринимаемая яркость и максимальная) сенсора был больше диапазона снимаемой сцены. Если это невозможно, экспозицию выбирают исходя из того, чтобы правильно проработать самую важную часть кадра.



Рис. 1. Слева направо: недоэкспонирование, нормальная экспозиция, переэкспонирование

Выдержка

Самый распространенный вид затвора — шторно-щелевой, в нем перемещаются две шторки. Во взведенном состоянии сенсор перекрыт первой шторкой. При спуске затвора, эта шторка открывает путь световому потоку. По окончании необходимого времени, просвет закрывается второй шторкой. Начиная с определенной выдержки, быстродействия затвора перестает хватать и засветка кадра начинает производиться щелью, образованной двумя шторками. Чем короче выдержка, тем меньше щель. Эта особенность порождает две проблемы: искажение быстро движущихся объектов и проблемы при работе со вспышкой.

Поскольку на коротких выдержках экспонирование (засветка) сенсора происходит неравномерно, выдержка при работе со вспышкой может достигать только той величины, при которой происходит полное открытие площади кадра в момент съемки. Эта величина называется выдержкой синхронизации со вспышкой. В принципе, возможна работа и на более короткой выдержке, при этом вспышка формирует серию световых импульсов, но мощность ее падает.

Диафрагма

Вообще говоря, диафрагма не является обязательным элементом фотоаппарата, поэтому в совсем простых мыльницах и мобильных телефонах она просто-напросто отсутствует. Эспопара в них — вовсе и не пара; она формируется одним единственным параметром — выдержкой электронного затвора.

Диафрагма в прямом понимании — это перегородка, ее значение обратно пропорционально количеству пропускаемого света и обозначается в виде дроби 1/k, где k — стандартные коэффициенты. На практике обычно указывают только знаменатель дроби. Например, если на объективе с относительным отверстием 2.8 мы установим диафрагму f/2.8, то это будет означать, что диафрагма на данном объективе будет полностью открыта и не будет участвовать в съемке.

Казалось бы, если оба этих параметра отвечают за одно и то же — количество света, попадающего на матрицу, — нельзя ли использовать один? Можно! Но диафрагма влияет на еще один очень важный параметр: глубину резко изображаемого пространства (или просто ГРИП).


Рис. 2. Работа диафрагмы

Давайте попробуем разобраться, на что влияет увеличение или уменьшение диафрагмы кроме количества пропускаемого света. Чем больше значение диафрагмы (меньше физическое отверстие), тем больше глубина резкости, то есть область точной фокусировки вокруг снимаемого объекта.

При открытой диафрагме происходит размытие заднего фона — этот эффект наиболее полезен в съемке портретов, чтобы акцентировать внимание на лице. С прикрытой же диафрагмой снимают пейзажи, в которых требуется резко отобразить всю площадь кадра.

Я не буду вдаваться в технические детали, приводить графики и формулы, достаточно запомнить несколько условий, влияющих на величину ГРИП:

1. Диафрагма. Чем больше ее значение (меньше физическое отверстие), тем больше ГРИП.
2. Фокусное расстояние объектива. Чем больше фокусное расстояние, тем меньше ГРИП.
3. Расстояние до объекта съемки. Чем ближе объект, тем меньше ГРИП.



Рис. 3. Диафрагма 2, выдержка 800



Рис. 4. Диафрагма 4, выдержка 200



Рис. 5. Диафрагма 8, выдержка 50

По картинкам ясно видно, что на открытой диафрагме глубина резкости меньше, чем на прикрытой. Еще обратите внимание на то, что для того чтобы значение экспозиции оставалось неизменным, приходится менять и второй параметр экспопары — выдержку (при изменении диафрагмы на два стопа, выдержка меняется в 4 раза).

КРОП-фактор

На хабре есть хорошая статья про кроп-фактор и то, как он влияет на ГРИП, рекомендую прочитать. Вкратце, величина КРОП-фактора означает во сколько раз площадь сенсора меньше стандартного 35-мм кадра.

Именно из-за маленького размера сенсора, у компактных цифровые фотоаппаратов добиться малой ГРИП практически невозможно, разве что при макросъемке. Поэтому фотографии с мыльниц выглядят менее объемными, особенно портреты. При этом на пейзажах порой разницу увидеть невозможно.

Светочувствительность и шумы

Пожалуй, самый горячо обсуждаемый в фотографических кругах вопрос — это шумы матрицы. Сенсор цифровой камеры состоит из множества маленьких датчиков — пикселей. Они преобразуют количество попадающего на них света в электрический сигнал.

Светочувствительность матрицы фотоаппарата можно рассматривать как коэффициент усиления этого электрического сигнала. Поскольку усилению подвергается не только полезный сигнал, но и собственный шум матрицы, увеличение чувствительности матрицы приводит к повышению уровня шумов. Шумы наиболее заметны на темных участках кадра из-за меньшего отношения сигнал/шум слабо освещенных пикселей.

На практике, всегда надо стремиться снимать при наименьшей возможной чувствительности из основного диапазона аппарата. Она будет ограничена освещенностью сцены и максимально возможной длительностью выдержки.

Чем больше площадь каждого отдельного пикселя, тем большее количество света попадает на него за единицу времени, физику не обманешь. Поэтому я не устаю объяснять людям, что они не правы, когда основным критерием выбора фотоаппарата является разрешение сенсора. На деле, увеличение разрешения матрицы при неизменном ее физическом размере скорее вредно! Это не более чем маркетинговый ход производителей фототехники.

Самый низкий уровень шумов на сегодняшний день обеспечивают камеры с полноразмерным сенсором (35 мм и более), и происходит это именно из-за большой площади пикселя.

Примеры использования выдержки для разных сюжетов

Рассмотрим несколько характерных случаев, при которых используются различные выдержки.

В общем случае, если сюжет банален и не требует особых условий, при съемке с рук надо стараться, чтобы выдержка не была длиннее, чем 1/f (фокусное расстояние объектива). Например, для объектива 50 мм надо стараться использовать выдержки короче 1/50 с.



Рис. 8. Смаз изображения при длинной выдержке

ВЫ́ДЕРЖКА 1 , выдержки, жен. Цитата, выписка из какого-нибудь текста, отрывок из книги, статьи. Выдержки из классиков. Привести выдержку из Маркса.

❖ На выдержку (процитировать, привести, взять) (разг.) - без предварительного выбора, что придется (взять, прочитать из какого-нибудь собрания текстов, документов).

1. Самообладание, уменье не поддаваться минутным настроениям, упорство в выполнении чего-нибудь. Для всякой работы нужна выдержка. Во время катастрофы он проявил большую выдержку.

2. Время, на которое объектив фотографического аппарата остается открытым (фото). Снимать с большой выдержкой.

3. Время, в течение которого нога или пара ног лошади при беге находится в соприкосновении с землей (спорт.).

Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .

Смотреть что такое "ВЫДЕРЖКА" в других словарях:

выдержка — См. извлечение, упрямство. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. выдержка вер … Словарь синонимов

ВЫДЕРЖКА — 1. ВЫДЕРЖКА1, выдержки, жен. Цитата, выписка из какого нибудь текста, отрывок из книги, статьи. Выдержки из классиков. Привести выдержку из Маркса. ❖ На выдержку (процитировать, привести, взять) (разг.) без предварительного выбора, что придется… … Толковый словарь Ушакова

выдержка — 1. ВЫДЕРЖКА, и; ж. 1. Умение владеть собой; самообладание. Отличаться выдержкой. Проявить, сохранить выдержку. Нет выдержки у кого л. 2. Фото. Время, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой. Поставить… … Энциклопедический словарь

выдержка — ВЫДЕРЖКА, выписка, цитата … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

выдержка "В" — выдержка "В" Выдержка, продолжительность которой определяется временем нажатия на спуск затвора фотоаппарата. [ГОСТ 18836 83] Тематики фотоаппараты, объективы, затворы EN B setting DE B Einstellung … Справочник технического переводчика

выдержка "Т" — выдержка "Т" Выдержка, которая начинается при нажатии на спуск затвора фотоаппарата и заканчивается при повторном нажатии на спуск. [ГОСТ 18836 83] Тематики фотоаппараты, объективы, затворы EN T setting DE T Einstellung … Справочник технического переводчика

выдержка "Х" — выдержка "Х" Выдержка, при которой время полного открывания затвора фотоаппарата равно или больше продолжительности свечения импульсного источника света. [ГОСТ 18836 83] Тематики фотоаппараты, объективы, затворы DE X Blitzzeit … Справочник технического переводчика

ВЫДЕРЖКА — в фотографии время, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой … Большой Энциклопедический словарь

выдержка — ВЫДЕРЖКА, и, жен. 1. см. выдержать. 2. Терпение, стойкость, самообладание. Проявить выдержку. Выдержки не хватает. 3. Время, в течение к рого свет действует на светочувствительный фотографический слой. Снять с большой выдержкой. II. ВЫДЕРЖКА, и,… … Толковый словарь Ожегова

ВЫДЕРЖКА 1 — ВШЫДЕРЖКА 1, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова


1. Умение владеть собой; самообладание. Проявить большую выдержку.В этой хатенке Екатерина Павловна провела весь день. Понадобилась вся ее выдержка, чтобы дотянуть до темноты, — так хотелось поскорее выйти навстречу нашим. Фадеев, Молодая гвардия.

2. Действие по глаг. выдержать—выдерживать (в 5 знач.). Степан Герасимыч все хлопотал с продажею хлеба и сбывал его не вдруг, а с выдержкой, и поэтому довольно выгодно. Писемский, Богатый жених.

3. Время, в течение которого объектив фотографического аппарата остается открытым. Уменьшить выдержку. Снимать с большой выдержкой.Поставил выдержку в одну двадцать пятую. Щелк! Готово! Гайдар, Судьба барабанщика.

ВЫ́ДЕРЖКА 2 , -и, род. мн. -жек, дат. -жкам, ж. Небольшой отрывок, цитата, выписка из какого-л. текста. Но вот выдержка из чужого дневника. Чехов, Остров Сахалин.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Выдержка (виноделие) — время конечной стадии приготовления вина (а также ряда некоторых других алкогольных напитков)

Выдержка (литература) — отрывок из литературного произведения

Выдержка (фонетика) — основной этап артикуляции

Выдержка (психология) — в психологии способность индивида не спешить с реакцией. Проявление силы воли.

ВЫ'ДЕРЖКА 1 , и, ж. Цитата, выписка из какого-н. текста, отрывок из книги, статьи. Выдержки из классиков. Привести выдержку из Маркса.

ВЫ'ДЕРЖКА 2 , и, мн. нет, ж. 1. Самообладание, уменье не поддаваться минутным настроениям, упорство в выполнении чего-н. Для всякой работы нужна в. Во время катастрофы он проявил большую выдержку. || Выносливость (спорт.). Гимнастические упражнения на выдержку. 2. Время, на к-рое объектив фотографического аппарата остается открытым (фот.). Снимать с большой выдержкой. 3. Время, в течение к-рого нога

или пара ног лошади при беге находится в соприкосновении с землей (спорт.).

вы́держка I

1. действие по значению гл. выдерживать

2. перен. терпение, самообладание

3. фотогр. то же, что экспозиция; временной период, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой

вы́держка II

1. отрывок, цитата, выписка из какого-либо текста

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: цистит — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «выдержка»

Синонимы к слову «выдержка»

Предложения со словом «выдержка»

  • Холерик умеет сосредотачивать значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе ему не всегда хватает выдержки.
  • — Молоденький паучок имеет хорошую выдержку, — заметил Объедок, подробно проследив все действия и движения Петунникова-младшего.

Сочетаемость слова «выдержка»

Вы́держка — интервал времени, в течение которого свет экспонирует участок светочувствительного материала или светочувствительной матрицы. Одна из двух составляющих экспозиции.

Выдержка в огромной степени влияет на то, как в итоге будут выглядеть фотографии. Она может буквально изменить снимок до неузнаваемости. Для каждой ситуации крайне важно научиться подбирать подходящую выдержку и достигать задуманных художественных целей.

Единицы измерения выдержки и терминология

Измеряется в секундах. В камерах отображается число, например, 50. Значит, выдержка равна 1/50 с. Т.е. затвор камеры откроется, матрица будет принимать свет в течении 1/50 с, затвор закроется и экспонирование прекратится. Если в камере отображается, например, 5”, то это значит, что выдержка = 5 с.

Различают короткую и длинную выдержку

Примеры значений короткой выдержки: 1/1000 с, 1/2500 с (на экране и в видоискателе камеры будет отмечена как 1000 и 2500 соответственно). Пример длинной выдержки: 3 с (на камере отмечается как 3”).

Самые короткие выдержки на современных зеркалках – 1/4000 или 1/8000 (в более продвинутых моделях). На беззеркалках в режиме электронного затвора могут устанавливаться вплоть до 1/32000 с. Настолько короткие выдержки могут понадобиться при съемке очень быстрых объектов либо при использовании открытых диафрагм на светосильной оптике на ярком солнце. Длинная выдержка ограничена 30 секундами, но есть режим BULB, в котором первое нажатие на кнопку спуска открывает затвор, повторное – закрывает. Во избежание шевеленки используют дистанционные пульты. Иными словами, длинная выдержка никак не ограничена, и экспонировать матрицу можно хоть часами. Такие длинные выдержки используются для вечерних/ночных съемок, особой передачи движения.

Экспозицию мы еще не рассматривали, но все-таки упомяну, что выдержка влияет на количество попадаемого света прямо пропорционально. Чем дольше выдержка, тем больше света попадает на матрицу, чем короче – соответственно, меньше. При увеличении/уменьшении выдержки в 2 раза количество попадаемого света увеличивается/уменьшается в 2 раза. Например, изменение выдержки с 1/400 с до 1/200 с увеличит кол-во попадаемого света в 2 раза. Такое изменение называется стопом экспозиции. На текущем этапе важно понять, что при более короткой выдержке получаемое фото будет темнее, при более длинной – светлее.

Как настроить выдержку в камере?

В камере выдержка устанавливается в двух режимах: ручном (M) и приоритете выдержки (S).

колесо режимов съемки Nikon

В остальных случаях рассчитывается фотоаппаратом автоматически. На камере она отображается:

Напомню, отображаться будет целое число, например: 50, 640. Это означает, что установлена выдержка 1/50 или 1/640. Либо, если число отображается со значком секунд ”, то число является выдержкой в секундах.

Чтобы узнать, как изменить выдержку на вашей камере, обратитесь к инструкции. Например, на фотоаппаратах Nikon, она меняется поворотом колеса под большим пальцем правой руки.

Т.е. устанавливаем режим M или S и поворотом этого колеса изменяем выдержку. В режиме S (приоритета выдержки) камера подберет диафрагму автоматически. В режиме M все параметры нужно установить вручную.

Если прокрутить колесо до конца влево, то последним значением будет режим BULB, на случай, если 30 секунд будет недостаточно.

Эффекты, которых можно добиться выдержкой

Давайте теперь разберем, какие именно эффекты можно получить.

Заморозить движение

Фотохак – никто не мешает попробовать несколько приемов при съемке одного и того же, если позволяет время. И будет из чего выбрать, и опыт наработается.

летящий в небе голубь

Голубь просто застыл в небе

При этом можно получить статичную фотографию, которая может смотреться скучной и даже выпасть из контекста. Эти недостатки нивелируются композиционными приемами, например, наклоном объекта. Или как в примере с голубем выше – обратите внимание на перья на кончике крыла – они размыты. Т.е. выдержка была чуть длиннее, чем требовалась для полной заморозки движения. Это добавляет ощущение полета, зритель понимает, что голубь летит, и что это не просто статуэтка.

Выдержку нужно подбирать в зависимости от скорости объекта и расстояния до него. О примерных рекомендуемых значениях поговорим ниже, на них можно будет ориентироваться. Более точно определяются опытным путем.

вечерние поющие фонтаны

На совсем коротких выдержках могут интересно смотреться капли воды:

брызги фонтана

Прием заморозки движения стоит иметь ввиду, но не рекомендую им увлекаться – можно потерять атмосферу происходящего, и получить на фото лишь сухие факты.

Размытие движения

гуляющий ветер ночью

Движущиеся облака на небе – подходящий вариант для размытия. Так фото может стать более драматичным и объемным.

уходящая вдаль дорога

Казалось бы, обычная статичная картинка приобретает динамику за счет немного размытых облаков и верхушек деревьев справа. Правда, здесь свою лепту вносит широкий угол, сходящаяся перспектива разделительных полос на дороге и сумеречное время.

Чем длиннее выдержка, тем меньше мелких деталей останется на движущихся объектах (небе, воде) при прочих равных.

Вода, транспорт, спорт, толпы людей, карусели – все это хорошие кандидаты на применение данного приема. Пробуйте, экспериментируйте.

Панорамирование или съемка с проводкой

При использовании этой техники объект получается резким, будто мы замораживаем его, а фон размытым. Используются достаточно длинные и средние выдержки. Условный диапазон – 1/10 – 1/200 с. Нужная выдержка зависит от скорости движения объекта и расстояния до него.

Основной принцип – нужно крепко держать камеру и очень плавно вращать ее либо руками, либо корпусом так, чтобы положение объекта не менялось в кадре. Т.е., если машина находится в левой верхней части кадра, то при движении нужно вращать камеру так, чтобы она так и оставалась в той же левой верхней части. Из-за изменения расстояния она может немного меняться в размерах, но ничего страшного в этом нет – выдержка не настолько длинная, чтобы появились шлейфы, а те, что есть, лишь усилят эффект от движения.

автомобиль в движении

велосипедист в движении

Выдержку подбирайте экспериментально:

  • если все получается смазанным – укорачивайте;
  • если, наоборот, все четкое – удлиняйте.

Кстати, при подборе выдержки обращайте внимание на степень размытия фона в зависимости от скорости движения объекта. Поясню – в кадре с велосипедом (если предполагается, что это не летящий шоссейник) фон не должен быть размытым в хлам, будто велосипедист несется аки гоночный болид. Это будет смотреться неестественно. В случае с машинами фон может быть более размытым.

Вернемся опять к машинам) Очень хорошо, если сам фон будет красивым и привлекающим внимание, особенно, если мы смотрим на авто под углом. И, в идеале, не стоит забывать и о переднем плане – четкое разделение фотографии на планы всегда идет на пользу.

машина на закате

Уезжаем в сторону солнечного горизонта!)

Кроме машин попробуйте поснимать с проводкой бегущих людей, спортсменов, птиц, бегущих животных (с предсказуемой траекторией). Но отмечу, что эта техника непростая, и требует должной сноровки и тренировки. Если не будет получаться, не расстраивайтесь. Выхлоп годных кадров здесь невысок. Просто меняйте выдержку и анализируйте изменения. И в итоге все получится.

Вечерняя и ночная съемка

Бывает приятно пройтись по вечернему городу и пофотографировать эту красоту. Если вы снимаете портреты, то на помощь придут светосильные объективы с открытыми диафрагмами и камеры, которые меньше шумят на высоких ISO. Выдержку, конечно, тоже придется укорачивать, но до определенных границ. Даже если ваша модель постарается замереть, все равно снимать на выдержках короче 1/30 будет сложно – высок риск получить шевеленку и смаз.

При съемке вечерних пейзажей подход иной. Для резкого фото желательно прикрывать диафрагму. А значит, света на матрицу будет попадать сильно меньше. Чтобы узнать о зависимости между количеством попадаемого света и диафрагменными значениями, переходите в материал.

Нерезкие пейзажи – частый бич фотографов. Если возникает такая проблема, обязательно посмотрите чек-лист!

Так как света попадает меньше, то обязательные атрибуты для вечерней съемки пейзажей – длинные выдержки и штатив. В первом примере покажу воду.

вечерний город на реке

Размытая вода и облака

Вода – это вообще очень многогранная тема с точки зрения фотографии. На длинных выдержках может получаться спокойная зеркальная гладь. Камера позволяет нам увидеть то, что своими глазами мы увидеть не в состоянии. Облака тоже размываются – как раз то, что мы обсуждали в эффекте с размытием движения. Принцип тот же самый, только ввиду вечерней съемки пользуемся длительными выдержками.

То, насколько длительной будет выдержка, определяет, останутся ли какие-либо детали на небе или воде.

вечерняя аллея с фонарями в городском парке

Если бы не длительная выдержка, даже с учетом света от фонарей, картинка получилась бы сильно недоэкспонированной (темной).

вечерний бульвар Шевченко в Донецке

На примере выше слева есть и трассеры от встречного потока, и размытый парень справа возле скамейки. При этом остальная компания на скамейке оказалась четкой, значит, выдержка была не слишком длинной.

Как подобрать выдержку?

Выбор подходящей выдержки может быть сложным. Для начала опишу базовый алгоритм, на который стоит ориентироваться.

  1. Важна ли в принципе выдержка для снимаемого сюжета? Может, при любой выдержке получатся примерно одинаковые результаты или ее неправильное значение испортит кадр? Если первый вариант наш, то переключаем внимание на другие параметры. Например, на диафрагму. Про выбор диафрагмы и ее рекомендуемые значения для конкретных сюжетов читайте здесь.
  2. Определяем, как должен выглядеть кадр. В голове выстраиваем конечный вид фотографии. Ориентируемся на эффекты, которые представил выше. И, отталкиваясь от этого, подбираем подходящую выдержку из примерного диапазона.
  3. Определяем проблемы, которые нужно нивелировать выдержкой. В части ситуаций, подстраивая выдержку, мы гонимся не за эффектом в кадре, а нивелируем проблемы, возникающие при съемке. Например, при съемке с открытой диафрагмой светосильной оптикой на ярком солнце придется ставить очень короткие выдержки, чтобы получить корректную экспозицию. Никакого художественного эффекта здесь не достигается – просто нужно получить кадр с правильной экспозицией.
  4. Делаем пристрелочные кадры, анализируем результаты и меняем параметры. И так итеративно по кругу, пока не получим желаемый результат.

Чем больше опыта, тем быстрее и проще будет проходить пункт 4.

Когда какую выдержку использовать?

Для наглядности составил таблицу с описанием часто встречающихся ситуаций. Поможет определиться, когда использовать длинную выдержку, когда короткую.

Отмечу, что значения указываю примерные. Здесь нет догм, каждый случай уникален. Поэтому относитесь к этим цифрам, как базовым, от которых можно отталкиваться и подбирать подходящее значение.

Если сюжет статичен, то просто стараемся получить резкий кадр без шевеленки при минимальном ISO. При этом диафрагму подбираем под сюжет. Как правило, речь о значениях выдержек около 1/25 – 1/50.

Если в кадре есть движение, то пользуемся светосильной оптикой и открытой диафрагмой, поднимаем ISO и подбираем выдержку так, чтобы не было смаза.

Не забываем о внешней вспышке – в помещении может выручить.

Совет: вечером не используем длиннофокусную оптику (105 мм и больше). Даже 85 мм можно оставить дома. Попробуйте светосильные объективы 50 и 35 мм (со стабилизацией VR) и больше снимать атмосферные портреты человека в городе, а не просто человека с размытым задним планом. Это позволит использовать более длинные выдержки.

В любом случае, трудно заставить человека замереть, поэтому длинные выдержки нам в любом случае не подойдут. Если даже с открытой диафрагмой кадр получается недоэкспонированным, поднимаем ISO. И обязательно снимаем в RAW – впоследствии можно будет вытащить темные проваленные детали и отчасти нивелировать шум, появившийся вследствие высокого ISO.

Если у вас дорогая полнокадровая камера, то снимать будет гораздо легче – можно сильно задрать ISO без риска получить малодетальное мыло с плохим цветом, укоротить выдержку, проще использовать длиннофокусную оптику. И в RAW легче тянуть детали. В общем, для такой съемки полный кадр развязывает руки.

Пример: вы снимаете птиц на оптику с ФР 200 мм на кроп. На Nikon ЭФР будет 300 мм. Значит, необходимое условие для съемки – использовать выдержку 1/300 или короче. Обратите внимание – условие необходимое, но может быть недостаточным, т.к. мы снимаем не статику, а движение птиц. При быстром полете 1/300, вероятно, будет недостаточно – лучше использовать 1/800, 1/1000 и короче.

К слову, не все камеры поддерживают выдержку 1/8000 (речь про механический затвор). Некоторые считают ее наличие признаком профессионализма камеры. В любом случае, это упрощает работу со светосильной оптикой в ситуациях, как в примере.

Нужен водный поток с деталями? Пробуем ¼ — 4 с.

Нужен размытый водный поток без деталей? Пробуем > 4 с.

Передача движения облаков сильно зависит от их скорости. Движение при очень сильном ветре будет заметно от выдержки 1/15 или 1/10. Обычно же красивое размытие получается при 3 – 15 с.

Если хочется получить абстрактное фото, где вода и небо превращаются в однотонную субстанцию без деталей, пробуем диапазон 20 – 30 с и больше.

При большом плотном потоке машин можно пробовать 3 – 5 минут. Если поток небольшой, то трассеров почти не будет видно.

Все индивидуально, не стану приводить конкретные значения. Начинается все примерно с 1/200 и короче.

Обращу внимание на одну деталь – скорость снимаемого объекта по отношению к фотографу изменяется. Для проносящейся мимо машины выдержка должна быть сильно короче, чем для той же машины, которую снимаем издалека, когда она едет на нас или от нас. Если света недостаточно и позволяет сюжет, можно пользоваться этим фактом.

Резюме

Выдержка – это время, в течении которого матрица принимает свет.

Часто она сильно влияет на восприятие кадра, с ее помощью можно создавать различные эффекты и решать проблемы. Она – один из 3х кирпичиков экспозиции наряду с диафрагмой и ISO. И важно научиться правильно ее определять.

Отталкивайтесь от советов и примерных значений из этого материала и пробуйте–пробуйте-пробуйте! Если пользуетесь автоматическим режимом и никогда не устанавливали выдержку вручную, начните использовать S или даже M режимы. Увидите, насколько больше свободы они дают. Исходя из опыта, мозг потом сам будет предлагать нужные значения. Успехов в творчестве!

в ы держка 1 , выдержки, жен. Цитата, выписка из какого-нибудь текста, отрывок из книги, статьи. Выдержки из классиков. Привести выдержку из Маркса.

• На выдержку (процитировать, привести, взять) (разг.) - без предварительного выбора, что придется (взять, прочитать из какого-нибудь собрания текстов, документов).

2.

в ы держка 2 , выдержки, мн. нет, жен.

1. Самообладание, уменье не поддаваться минутным настроениям, упорство в выполнении чего-нибудь. Для всякой работы нужна выдержка. Во время катастрофы он проявил большую выдержку.

| Выносливость (спорт.). Гимнастические упражнения на выдержку.

2. Время, на которое объектив фотографического аппарата остается открытым (фото). Снимать с большой выдержкой.

3. Время, в течение которого нога или пара ног лошади при беге находится в соприкосновении с землей (спорт.).

Словарь лингвистических терминов

Вторая фаза артикуляции звука, когда органы речи установлены именно для данной артикуляции;

ср.: приступ, отступ.

Термины атомной энергетики

отработавшего ядерного топлива — время, исчисляемое с момента прекращения цепной реакции в ядерном топливе;

радиоактивных отходов — хранение радиоактивных отходов для уменьшения их активности за счет естественного распада радионуклидов.

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Ср. сдержанность.

* Господин себе – господин всему (пословица). Умейте властвовать собой (А. Пушкин, Евгений Онегин). *

Всё о вине. Энциклопедический Словарь

термин, обозначающий созревание вина. Процесс старения вина, выдерживания его в бутылке или бочке, обычно на винодельне. Приобретя вино, покупатель может выдерживать его дальше, хотя такую выдержку чаще называют хранением.

Тезаурус русской деловой лексики

Энциклопедический словарь

в фотографии - время, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой.

Словарь Ожегова

ВЫДЕРЖКА 1 , и, ж.

1. см. выдержать .

2. Терпение, стойкость, самообладание. Проявить выдержку. Выдержки не хватает.

3. Время, в течение к-рого свет действует на светочувствительный фотографический слой. Снять с большой выдержкой.

ВЫДЕРЖКА 2 , и, ж. Цитата, выписка. Выдержки из доклада.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Умение владеть собой; самообладание.
    2. Время, в течение которого свет действует на светочувствительный фотографический слой.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    или тренировка — искусство довести организм до наивысшей силы и выносливости. Все искусство В. заключается в доведении организма до наибольшого развития силы и упругости мускулов, особенно тех, которые играют наибольшую роль в области, к которой готовится выдерживаемый, затем в удалении жира как на наружных частях тела, гак и во внутренних органах, вместе с этим организм должен быть высушен, т. е. освобожден от излишней влаги. Только доведенный до такого состояния организм человека или животного способен давать ту громадную физическую работу, которая необходима для всех почти видов спорта. Поэтому как профессиональные спортсмены, так и животные, предназначаемые для спорта, особым способом готовятся к нему и все время поддерживают свою готовность (кондиции), пока занимаются им. В. состоит из особого пищевого режима и особой рациональной физической работы, веденной по известной программе. Как животных, так и профессионалов выдерживают особые специалисты-тренеры. При В. животных, скаковых и рысистых лошадей, главное условие — большое терпение, пунктуальность и постоянный присмотр. Необходимость полного здоровья для развития сил вызывает особую заботливость о гигиене лошади, обстановке ее конюшни, уборке; особенное внимание уделяется корму. Выдерживающий сам наблюдением определит, как ему кормить лошадь, чтобы количество пищи в точности соответствовало производимой работе. Работа выдерживаемой лошади начинается по условиям местности месяцев за 5—6 до начала испытаний; ведется она систематически ежедневно и постепенно усиливается. Самая интенсивная работа предшествует испытаниям, но и во время сильнейшей работы необходимо давать лошади отдых. Цель работы — укрепить мышцы, снять жир и открыть дыхание. Укрепление мышц достигается продолжительной работой тихими аллюрами — шагом, небольшою рысью; когда это достигнуто — мышцы лошади определились, окрепли, пот после работы сделался водянистым, а не в виде пены, тогда переходят на галопы и работают дыхание. При этом не надо бояться опоздать с переходом от одного упражнения к другому, а наоборот, следует особенно опасаться торопливости, форсированности. В. рысистых лошадей в общем следует тем же правилам, но как у скаковых приходится развивать быстроту на естественном аллюре — галопе, так у рысаков главное условие — выработка искусственного аллюра — крупной рыси. До середины прошлого столетия одним из главных, и притом обязательным средством В. являлось потнение, т. е. работа лошади под теплыми попонами и одеялами с целью этим способом высушить ее. Однако, в настоящее время от этого средства, как неестественного и вредного, отказались совершенно. И только очень немногие считают его применение неизбежным для особенно сырых и тяжелых лошадей. Что касается корма при В., то он должен состоять из сена и овса, кроме того лошадь всегда будет съедать некоторое количество подстилочной соломы. Необходимо весьма внимательно относиться к отправлениям пищеварительных органов лошади. Во время В. все лошади несколько раз получают слабительное. Во время скачек и бегов лошади находятся в В. и подчиняются установленному для этого режиму. Выдержка должна предшествовать каждому испытанию и быть тем продолжительнее, чем испытание серьезнее. Лошади, готовящиеся к бегам или скачкам, выдерживаются наиболее строго, готовящиеся к охотам, стипль-чезу, пробегам и т. под. — менее строго. Но если при испытаниях предстоит брать препятствия, то лошадь должна быть ознакомлена с препятствиями еще во время В. Человек, занимающийся серьезным спортом, также должен выдерживать себя, чтобы быть в надлежащих кондициях. Спортсмен должен быть сух, силен соответственно своему сложению и иметь свободное дыхание. Это требуется от жокеев, ездоков, скороходов, велосипедистов и т. д. Средствами служат гигиенический и пищевой режим, а также работа. Физическая работа должна преследовать цель гармонического развития всех групп мускулов и внутренних органов. Лучшими упражнениями являются ежедневная ходьба в течение 1—1½ часа, бег, коньки, всевозможные подвижные игры, упражнения легкими гантелями. Но все тренировочные упражнения не должны быть трудны и утомительны; цель наилучшим способом достигается повторностью и продолжительностью упражнений, а не их утомительностью. Пищевой режим должен быть прост, следует избегать горячительных напитков, жирной и мучнистой пищи. Главная пища — мясо и хлеб, количество ее должно строго соответствовать расходу сил. Очень рекомендуются ванны, души, обтирания, спанье на твердом и невысокие подушки. Часто ездокам-охотникам и жокеям необходимо бывает по возможности сбавить свой вес, так как иначе они ставят своих лошадей при состязаниях в худшие условия. В этих случаях обыкновенные способы тренировки не применимы, и приходится прибегать к потнению — гуляют и бегают летом в шубах, парятся в банях, принимают слабительное, скудно питаются, чтобы похудеть. Но все эти способы не только не укрепляют, а даже ослабляют; их нельзя рекомендовать.

    Ср. гр. Врангель, "Книга о лошади", пер. кн. Урусова; С. Л. Носович, "Современная езда, скачка и тренировка" (СПб., 1902); П. Н. Кулешов, "Тренирование рысаков" (СПб., 1897); бар. Кистер, "Атлетика, тяжелые гири" (1901).

    Читайте также: