Как понять будет ли ребенок хорошо учиться в школе

Обновлено: 02.07.2024

Многим сегодняшним детям начало первого класса дается с трудом. При этом родители, вспоминая свои школьные годы, могут не придавать значения трудностям первоклашки, списывать их на адаптацию к школе. Как быть внимательным к ребенку и в то же время избежать гиперопеки? Какие особенности ребенка могут осложнить ему школьную жизнь?

Как понять, что у ребенка проблемы в школе

Во-­первых, установите доверительные отношения. Ребенок должен знать, что в ответ на его рассказ о школьных делах вы не отругаете его, не будете стыдить, смеяться или отмахиваться.

Во­-вторых, наблюдайте. Если ребенок настроен на позитив, активен, весел, не болеет, у него хороший аппетит и крепкий сон, значит, с ним всё в порядке. Какие же изменения в поведении говорят о том, что его что­то беспокоит?

  • Апатия.
  • Плохой сон.
  • Страхи. .
  • Частые простудные заболевания.
  • Нежелание идти в школу.
  • Нервные тики.
  • Замкнутость.
  • Излишняя возбудимость.
  • Нервозность.
  • Частые слёзы.

В-­третьих, проведите тесты на основе рисунков ребёнка. Например, его самооценку можно определить с помощью теста "Лесенка". Нарисуйте лесенку и попросите малыша расположить на ней детей из класса и его самого: наверху — самых лучших ребят, внизу — самых плохих. Где он поместит себя, а где остальных? В результате вы увидите, кто ему нравится из детей, кого он недолюбливает, как оценивает себя.

О состоянии малыша может много сказать даже обычный рисунок. Если на рисунке много чёрного цвета — психика ребёнка угнетена. Много красного — он возбуждён, не исключена агрессия. Если ребёнок себя изображает маленьким, без каких-­либо деталей и частей тела, это говорит о низкой самооценке.

Бывает, ребёнку трудно высказать и сформулировать свою проблему. Помогите ему сделать это, используя "ты­-предложения". Например: "Ты расстроен. Тебе тяжело. Что-­то беспокоит тебя. Что­-то тебя расстроило. Вспомни тот момент, когда у тебя испортилось настроение и ты расстроился". Выяснив причину, уже легче будет преодолеть саму проблему.

Не предъявляйте завышенных требований

Для родителей ребенок — самый лучший, самый умный, самый замечательный. И учиться должен лучше всех. А как же иначе?

Когда малыш вдруг начинает приносить из школы плохие оценки, у родителей случается паника. Как же так? Самый лучший ребёнок плохо учится? Не может быть! Родители, завышенные ожидания которых не оправдались, порой начинают давить на малыша, стыдить, ругать, заставлять его заниматься день и ночь, добиваясь отличного результата.

Зная, что его ждёт наказание, малыш начинает врать, отдаляться от родителей. Из-­за этого страдают все. Родители не имеют душевной связи со своим ребёнком. Малыш остаётся наедине со своей проблемой, считая, что он расстраивает родителей, что они недовольны им, что для них важен не он, а его идеальные поступки и хорошие оценки. Как ребёнок в этом случае будет относиться к учёбе в школе? Как к ненавистной повинности.

Начните хвалить ребёнка за то, что у него получается: "Справился с этим, одолеешь и другие задания. Всё у тебя получится!" Возможно, ему не даётся какой­то один предмет, но зато отличные результаты по другим.

Подскажите ребёнку алгоритмы решения задач, примеров, написания упражнения. Выработайте способ оптимального выполнения домашнего задания, и ваш ребёнок скажет вам спасибо!

Учитывайте индивидуальные особенности

Не секрет, что каждый человек приходит в этот мир особенным — ни на кого не похожим. Он не хуже и не лучше других. Но он не чистый лист! У него уже есть свой темперамент, свои особенности личности. А уж как он реализует их, будет зависеть от родителей, окружающей среды и от него самого. Сможет ли он раскрыть и развить свои способности? Как реализуются его психологические качества? Станут положительными или отрицательными? Каким человеком он станет? Конечно, каждый родитель мечтает, что его ребёнок будет идеальным. Но так не бывает.

У каждого человека есть недостатки. И каждый из недостатков неизбежно будет мешать учиться. Торопливость не будет давать возможности сосредоточиться. Из­за медлительности ребёнок будет отставать. Поэтому, в зависимости от недостатка, нужно выбрать методы их исправления. Итак, ваши задачи:

  • вовремя заметить недостатки ребёнка,
  • понять и выявить их причины,
  • наметить пути их устранения,
  • создать благоприятную среду для преодоления,
  • мотивировать ребёнка на борьбу с ними,
  • дать возможность ребёнку их устранить.

Если ребенок обидчивый

Оказавшись в новом детском коллективе, ребёнок порой не понимает, как себя вести, когда тебя обижают, обзывают, отнимают твои вещи. Жаловаться? Давать сдачи? Плакать? Научите сына или дочь давать отпор обидчикам: "Меня нельзя обижать! Я хороший!", "Кто обзывается, сам так называется!", "Это моя игрушка. Надо спросить разрешения".

Объясните малышу, что не стоит обижаться на злых людей, не надо плакать. Эти люди, увидев, что тот, кого они хотят задеть, не реагирует, не плачет, что он уверен в себе и даёт им отпор, теряют к нему интерес. Играть и общаться нужно с хорошими ребятами, их тоже много, а злых оставить в стороне и не обращать на них внимания.

Как помочь легко возбудимому ребенку

Помогите малышу научиться успокаиваться, когда это необходимо: делать дыхательные упражнения, контролировать эмоции, гасить агрессию, беспокойство. Подберите занятия по душе, которые приучат малыша работать сосредоточенно в течение некоторого времени (чтение интересной сказки, раскрашивание машинок, работа с конструктором). Постепенно увеличивайте время таких занятий, и сын или дочь станет более усидчивым.

Как преодолеть стеснительность

Бывает так, что ученик всё знает, но стесняется отвечать у доски, волнуется, нервничает и из­за этого получает плохие оценки. Как ему помочь, например, рассказать перед всем классом стихотворение? Сначала нужно как следует выучить его. Затем вместе отрепетируйте выступление: пусть ребёнок продекламирует стихотворение перед зеркалом. Потом пусть расскажет стихотворение своим друзьям или близким (и услышит от них слова восхищения и поддержки). После всего этого он великолепно прочитает стихотворение на уроке.

Постарайтесь повышать самооценку ребёнка, внушайте, что у него всё получается, ему нечего стесняться, поддерживайте его и почаще хвалите.

Если ребенок медлительный

Первоклассник начал писать крючки и отвлёкся, так и не дорешал задачу, не смог дочитать рассказ, устал. Кто из родителей школьников не сталкивался с подобными проблемами? Как же помочь своему малышу, который, скорее всего, является флегматиком?

Флегматики — это люди, которые никогда никуда не торопятся. А зачем? Они не привыкли спешить. Но в школе необходимо всё делать вовремя. Весь класс не будет ждать, пока маленькая черепашка допишет крючки. Да и дома растягивать время плохо, нельзя же с домашней работой сидеть до ночи.

Чтобы флегматик привыкал делать всё быстрее, пробуйте устраивать соревнования, давать в помощь часы, мотивировать. Надо научить ребёнка организовывать свой учебный или трудовой процесс. Работать нужно по плану:

  1. Оцениваем объём работы.
  2. Ставим задачу.
  3. Выполняем, контролируя правильность (иначе придётся всё переделывать).
  4. Если устаём — делаем передышки.
  5. Если возникают трудности, обращаемся за помощью.
  6. Доводим дело до конца.
  7. Проверяем, исправляем ошибки.
  8. Только выполнив задание до конца, переходим к следующей деятельности. Иначе его так и не удастся закончить.

Как бороться с невнимательностью

Как же страдают многие первоклассники от невнимательности! Ребёнок, имеющий данный недостаток, не может ни на чём сосредоточиться. Он забывает, о чём думал только что, постоянно отвлекается. Его мысли скачут, как мячики. Как же преодолеть этот недостаток?

В начале учебного года ребенок ещё не умеет сам собираться в школу. Ему нужно сделать все задания, сложить учебники в портфель, не забыть сменку и спортивную форму. И это пока для него сложно. Поэтому заранее готовьте малыша к выполнению разных важных дел. Отработайте с ним алгоритм: сначала, потом, в конце. Научите его контролировать выполнение, проверять, что получилось. От простых дел — принести, подать, переходите к сложным — приготовить, накрыть на стол. Это научит школьника организовывать свою работу, поможет развить внимательность, стать взрослым, самостоятельным человеком.

Если ребенок слишком торопится

Некоторые дети так торопятся, делая уроки, что совершают массу ошибок. Между тем выполнение школьных заданий требует сосредоточенности, вдумчивости. И вообще, откуда берётся этот недостаток? Зачастую мы сами постоянно дёргаем малыша. "Быстрее!", "Что ты копаешься?", "Я долго буду тебя ждать?" — то и дело слышит ребёнок. И привыкает всё время спешить, торопиться, суетиться.

Поговорите с сыном или дочерью о том, что есть дела, которые важно сделать правильно, а не быстро. Есть даже такая пословица: "Быстро хорошо не бывает". Поэтому не торопите своё чадо, когда оно осваивает новые навыки, например, навыки письма, чтения, счёта. Это для нас, взрослых, читать, писать, считать очень легко и просто, а малышу нужно время, чтобы освоить эти действия.

Объясните, что, торопясь, ребёнок сделает столько ошибок, что потом придётся всё переделывать, и времени он затратит гораздо больше. Пусть привыкнет делать домашние задания не столько быстро, сколько хорошо.

Каждый любящий родитель пытается раскрыть способности ребёнка, записывая его с ранних лет в развивающие кружки или школы. Тем не менее во многих случаях ответ лежит на поверхности. Адукар изучил исследования зарубежных психологов и педагогов и расскажет о шести признаках того, что ребёнок будет успешен в школе.

Малыш рано научился ходить

В 2016 году группа американских учёных опубликовала результаты своего масштабного исследования. На протяжении четырёх лет они наблюдали за моторным развитием 600 малышей. Мамы регулярно присылали отчёты, где отмечали, в каком возрасте ребёнок впервые сел, пополз, самостоятельно встал на ножки и начал ходить. Когда детям исполнилось четыре года, учёные проверили их интеллектуальные способности. Результаты тестов ошеломили. Оказалось, что дети с ранним моторным развитием лучше справились с заданиями, чем их сверстники, которые научились ползать и ходить чуть позже.

Конечно, у любого правила бывают свои исключения. Но если замечаете, что ваш малыш раньше, чем другие, стремится к вертикальному положению, — это прекрасный повод для радости. И, возможно, признак того, что у ребёнка будет хорошая успеваемость в школе.


Ребёнок рано заговорил

О том, что ребёнок будет не столько успешным в учёбе, сколько грамотным, говорит следующая научная работа. В 2018 году журнал PLOS ONE опубликовал исследование учёных из Университета штата Флорида. Экспериментаторы наблюдали за 9 детьми с младенчества до 6 лет и следили за развитием их речи. Авторы пришли к выводу: чем сложнее детский лепет, тем проще в будущем дети запоминают буквы и грамотнее пишут.

Поэтому если вы замечаете за своим младенцем сложный лепет, а в дошкольном возрасте — большие связные высказывания, то проблем с языками у него в школе быть не должно.

Опытная мама делится советами, как научить ребёнка рано разговаривать

В доме много книг и обучающих игрушек

Учёные из Университета штата Нью-Йорк говорят о том, что ребёнка нужно баловать игрушками, особенно развивающими. Как показало исследование, это пойдёт только на пользу. Около 10 лет экспериментаторы ходили в гости к двум тысячам семей и смотрели, в какой среде растёт ребёнок и что его окружает. Когда дети пошли в школу, исследователи протестировали их мыслительные способности, умение решать задачи и даже определили словарный запас. Оказалось, чем больше игрушек и книг было в детстве, тем лучше школьники справлялись с интеллектуальными заданиями. Главным условием такого успеха исследователи считали то, что с ребёнком занимались родители. Ведь как узнаешь, кто такой кот, если тебе его не показывали и не рассказывали о нём, верно?

Поэтому важно не просто засыпать ребёнка игрушками и книгами. Взрослым нужно выделять время на то, чтобы рассказывать об окружающих предметах, читать разнообразные книги и детские энциклопедии. Это основа, которая поможет ребёнку стать успешным в учёбе.

Ребёнок любопытен

Раньше способными к учёбе считали старательных и послушных детей. Но учёные из Техасского университета в Остине доказали , что это миф, а главный ключ к успеваемости — любознательность. Исследователи изучили способности более 1000 близнецов в возрасте 8−14 лет и связь между самоконтролем и знаниями. Учёные пришли к выводам, что склонности к математике и литературе зависят прежде всего от любопытства. Поэтому у Варвары с оторванным носом, возможно, были бы десятки по этим предметам.

Чтобы ребёнок преуспевал в школьной программе, его нужно заинтересовать. А к любопытству и старание приложится. Как это сделать — задача учителей, репетиторов или родителей.

Родители хвалят ребёнка за старания

Малыш ещё до школы научился писать и считать

Американские учёные из Северо-Западного университета всеми руками за то, чтобы дети учились письму и счёту до школы. Перед тем, как сделать такое громкое заявление, они проанализировали исследования с 35 000 пятилетних детей из США, Канады и Англии. Затем проследили успеваемость испытуемых, когда им было 7−14 лет. Оказалось, что раннее знакомство с буквами и цифрами повлияло на умственные способности и успехи в школе.

Конечно, не стоит четырёхлетнего ребёнка заставлять учить буквы и считать до ста. К тому же в детских садах воспитатели готовят дошкольников к первому классу. Но, как показывает практика, такой подход не гарантирует поголовный успех в школе. Возможно, на это влияют и другие факторы, о которых учёные Северо-Западного университета не упомянули.

Что делать, если вы не замечаете за своим ребёнком ни одного из признаков?

Не цепляться за число. Научные работы могут лишь говорить о некоторой закономерности, а не стопроцентном правиле. И даже если у вашего малыша развитие проходит без какого-либо вышеупомянутого признака, это не значит, что его успеваемость в школе будет ниже. Самое важное — любить своего ребёнка, уважать его маленькие потребности и открывать ему мир через доверительное общение. Если родителю не хватает опыта, тогда можно задуматься о развивающих курсах. Педагоги будут заниматься с ребёнком и научат этому взрослых.

Школа – новый и очень сложный этап в жизни ребенка. Ведь это одновременно и новые отношения, и новые правила, новые навыки и новые требования, которые ребенку приходится освоить в довольно сжатые сроки и все сразу. Сложность к тому же заключается в том, что эти требования и правила применяются ко всем детям одинаково, без учета уровня развития каждого отдельного ребенка. Но дети далеко не одинаковы, и многие, в силу разных причин, приходят в школу психически или физически незрелыми.


Что это за причины?

Трудности, связанные с обучением в школе, не случаются ни с того, ни с сего. Львиную долю причин школьной неуспеваемости следует искать в особенностях раннего развития ребенка, его неврологического и соматического анамнеза.

«Условно можно выделить два основных направления. Первое напрямую связано с неврологическими нарушениями, которые попадают под компетенцию врачей-неврологов.

Во втором случае речь идет о последствиях задержек психического и речевого развития в раннем детском и дошкольном возрасте. Причины таких задержек связаны с тем, что те или иные структуры коры головного мозга не смогли должным образом функционально сформироваться и обеспечить работу психических функций – моторной функции, функции слухового или зрительного восприятия, пространственной функции и т.д.

Образно это можно сравнить с компьютером. Компьютер собрали, все детали на месте, осталось установить в него программы обеспечения.

То есть что происходит? Каждая психическая функция отвечает за умение выполнять то или иное действие. Например, моторная функция отвечает за движения. Это, с одной стороны, и умение держать ложку, но, с другой стороны, это и способность рисовать карандашом. И второе действие сложнее первого. По мере взросления ребенка его деятельность должна усложняться. С возрастом ребенок должен уметь выполнять все более и более сложные задачи. Если психическая функция (в нашем примере – функция моторики) не достаточно созрела, то и выполнение более сложных действий становится ребенку не под силу. Он начинает не справляться.

Посмотрим, что происходит в школе, если психические функции не созрели.

Если говорить о той же моторной функции, то тех навыков, которых хватало для игр, простых манипуляций с предметами или рисунков, оказывается уже недостаточно для более сложного – для письма.

Незрелость пространственной функции вызывает трудности при рисовании, усвоении счета и норм грамматики языка (ведь умение ориентироваться в понятиях конца и начала, выстраивать причинно-следственные, иерархические связи, умение делить целое на составляющие, идти от большого к малому и наоборот – это и есть умение строить слово, фразу, текст).

Маркеры потенциальной неуспеваемости

По каким признакам родители могут понять, готов или не готов их ребенок к школе? Придется ли ему столкнуться с трудностями усвоения школьной программы и новых навыков адаптации?

В норме у дошкольника уже должны быть сформированы элементарные навыки фонематического анализа. Он может определять первые и последние звуки в слове, умеет разделять слова на слоги при помощи шагов или ладошек, если взрослые ему покажут, как это делается.

В норме ребенок этого возраста умеет правильно образовывать качественные и притяжательные прилагательные и не испытывает трудностей при образовании множественного числа или родительного падежа существительных, в том числе среднего рода. Допускаются ошибки в образовании притяжательных прилагательных, т.к. это одна из самых сложных в русском языке задач словоизменения.

В норме дошкольник должен свободно использовать в речи распространенные предложения, состоящие из четырех слов, минимум, в которых обязательно присутствуют разнообразные прилагательные, в том числе притяжательные.

Что в итоге получается в школе?

В логопедии существует множество классификаций дисграфии. Среди основных можно выделить:

Сложности поведения

Под проблемами обучения мы понимаем не только сложности усвоения учебной программы, но и также трудности, связанные с поведением.

Неспособность к самоконтролю лежит в основе такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ является еще одной причиной школьной неуспеваемости, наряду с дисграфией и дислексией.

«Если говорить о неврологических причинах неуспеваемости в школе, СДВГ, пожалуй, стоит определить на первое место. Ребенок, страдающий СДВГ, не способен высидеть урок, послушать, понять, услышать, он плохо концентрирует внимание, быстро отвлекается, истощается, что приводит к гиперактивному поведению, а оно в свою очередь также мешает концентрировать внимание. Формируется замкнутый круг.

Это очень сложная, трудно решаемая проблема, требующая участия нескольких специалистов – неврологов, нейропсихологов и дефектологов.

Еще одна проблема – это головные боли у школьников. Они могут быть связаны как с переутомлением, так и с наличием у ребенка неврологического заболевания. Это требует обязательного проведения подробного обследования для выяснения причины головной боли.

Следующая проблема, мешающая детям учиться – это тики (навязчивые, иногда непроизвольные движения и даже насильственные звуки). Они могут быть проявлением как невротических состояний, так и иметь в своей основе органическую природу.

Что происходит, если ребенок сталкивается со школьной неуспеваемостью?

Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его реальных возможностей приводит к трудностям в обучении – ребенок по объективным причинам оказывается неспособен усваивать наравне со всеми школьную программу, и начинает отставать. В довольно скором времени это приводит потере интереса, снижению познавательной активности школьника. Ребенок оказывается в ситуации неуспеха. И тут очень важный момент: у детей в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка и самокритика. Появляется страх быть непринятым в обществе. Школьная неуспеваемость, невозможность себя проявить, отсутствие похвалы со стороны учителя, и, наоборот, постоянная критика начинают резко ронять самооценку ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником.

Что нужно делать?

Важно быть уверенными, что ребенок к школе и физически, и психологически готов. Специалисты рекомендуют еще за год до школы пройти диагностику – у психолога (на предмет психологической зрелости), нейропсихолога (с точки зрения зрелости психических функций) и логопеда (чтобы оценить не только звукопроизношение, но и всю структуру речи, дать четкие рекомендации по дальнейшему формированию и развитию навыков устной речи). И конечно, первый помощник – это невролог. Даже если родителям кажется, что никаких предпосылок для беспокойства нет, это не всегда так. Зачастую близкие люди этих предпосылок просто не замечают, и лишь сторонний специалист может адекватно оценить возможности и навыки ребенка.


Каждый родитель мечтает увидеть в своем ребенке признаки, прогнозирующие его успешное будущее и высокий интеллектуальный уровень. Существует ряд признаков, позволяющих разглядеть в малыше маленького умницу.

Младенец долгое время изучает новые лица

Уже с момента рождения у малыша начинают формироваться и совершенствоваться навыки психического развития, без которых невозможно успешное обучение.

В возрасте 3-4 месяцев, когда младенец уже в состоянии фокусировать и достаточно долго задерживать взгляд на предметах окружающей обстановки и лицах близких, находящихся рядом, можно заметить его сосредоточенный взгляд, внимательно рассматривающий все вокруг.

Это и есть начальные признаки, во-первых, правильного развития нервной системы, зрелость которой – главный фактор успешной реализации познавательных функций к дошкольному возрасту, а во-вторых, интереса и любознательности, жажды новых открытий как простейших форм мотивации, необходимой в будущем для качественного освоения школьной программы.

Малыш рано формирует моторные навыки

Общие моторные навыки – движения тела и двигательная активность, совершаемая всем телом, сформированные у младенца своевременно, – в будущем невероятно важны и отвечают за развитие ряда физических и волевых качеств, которые в дошкольном и школьном возрасте будут полезны вашему ребенку для успешной самореализации. Среди них:

  • ловкость;
  • выносливость;
  • целеустремленность;
  • быстрота реакции.

Все это поможет малышу легче справляться и адаптироваться к изменениям в окружающей жизни.

Моторные навыки – действия, выполняемые руками. Быстрое освоение младенцем разнообразных движений, направленных на мелкую моторику, в будущем может гарантировать ребенку умение правильно использовать различные инструменты:

Кроме того, упражнения на мелкую моторику способствуют более быстрому и качественному развитию функций мышления, речи и памяти, что также необходимо ребенку в школьной жизни.

У малыша рано развивается речь

К двум годам речь становится для ребенка основным инструментом его общения и взаимодействия с миром.

Чем раньше формируются и активнее совершенствуются речевые навыки, тем с большей уверенностью можно говорить о том, что к школьному возрасту малыш подойдет без нарушений звукопроизношения, словообразования, лексических недостатков, проблем в грамматическом оформлении высказывания. Вероятность того, что в школьной жизни ребенок сможет избежать трудностей с восприятием устной речи, изложением и построением высказываний в письменной речи существенно увеличивается.

В доме есть куча книг и обучающих игрушек

Необходимый для успешного обучения в школе багаж знаний и жизненный опыт по большей части накапливаются у ребенка неосознанно, через прямое взаимодействие с окружающей средой. Малыш учится познавать явления и предметы непосредственно с помощью физического контакта, в игре, наблюдая и анализируя.

При этом он развивает в себе способности ко вниманию, сравнению, анализу, обобщению, структурированию и другим важнейшим функциям, которые обязательно пригодятся ему в жизни. Поэтому в вашем доме должно быть как можно больше источников информации, способных заинтересовать малыша и пробудить в нем тягу к знаниям:

  • книг;
  • обучающих игрушек;
  • развивающих пособий, адаптированных для детского восприятия.

Это поможет ребенку развиваться и проявлять незаурядные способности в изучении школьных наук.

Ребёнок постоянно демонстрирует любопытство

Любопытный, активный, подвижный ребенок, демонстрирующий желание осваивать новые виды деятельности и всесторонний интерес к происходящему вокруг, в будущем вполне вероятно превратится в способного, хорошо подготовленного к школе, разностороннего ученика с высоким потенциалом и активной жизненной позицией.

Поощряйте желание вашего ребенка изучать и познавать эту жизнь, пока он еще мал и неосознанно впитывает, как губка, знания об окружающем мире, и вы удивитесь, как быстро это наивное детское любопытство перерастет в серьезное увлечение школьными дисциплинами и наукой.

Ребёнок до школы пробует писать и считать

Верный знак того, что малыш имеет хорошую мотивацию и тягу к учебе – его первые робкие попытки самостоятельного изучения школьных дисциплин. Малыш, пробующий еще в дошкольном возрасте писать, читать, считать стремится подражать взрослым в их основных видах деятельности и неосознанно вырабатывает и оттачивает навыки школьной программы, увеличивая свои шансы на успех в школьном обучении.

Постепенно, ближе к школьному возрасту, преобладающей у ребенка становится не игровая, а учебная, произвольная познавательная деятельность, и это процесс естественный и закономерный. Поэтому, если ваш ребенок проявляет интерес к учебе еще в дошкольном возрасте, всячески поощряйте его в этом, ведь он двигается в правильном направлении.

Все дети развиваются очень по-разному, каждый индивидуален и уникален по-своему. Но в общей массе всегда можно обнаружить 1-2 ребят, которые выделяются на фоне остальных и отличаются большей сообразительностью и способностями. Проанализировав все этапы взросления своего ребенка, особенности его развития, наклонности и манеру поведения, вы сможете с легкостью сделать вывод о том, насколько у него велики шансы на то, чтобы в будущем стать успешным учеником.

Как понять, что ребенок готов идти в школу, и что он должен уметь к первому классу - слайд

Если ребенку меньше семи полных лет, всегда остается вопрос: а не рано ли ему идти в первый класс?

Родители, озабоченные готовностью детей к школе, делятся на две группы. Одни под подготовкой к школе имеют в виду умение читать, считать, писать (говорить по-английски, решать дифференциальные уравнения) — то есть интеллектуальное развитие. Других волнует психологическая готовность и созревание головного мозга.

Есть еще две группы родителей. Одни считают, что ребенку в восемь лет в первом классе скучно, другие — что в шесть с половиной трудно.

Кто прав? Ответ простой. Правы родители — именно они несут ответственность за своих детей. Какое бы решение вы ни приняли, оно будет верным. Главное, принимать его осознанно.

Кратко о созревании мозга

Мотивацией для малышей является интерес. Произвольная мотивация (делаю, потому что надо) появляется с созреванием лобных долей головного мозга. Лобные доли созревают примерно в шесть-восемь лет. До появления произвольной мотивации ребенок к школе не готов — мозг еще не созрел. Но решать все равно родителям.

Есть и другие моменты, которые стоит учитывать при принятии решения, отдавать ли ребенка в школу в этом году.

Организационные вопросы

Дети, которые ходят в муниципальный или в частный сад с группами по возрастам, а не смешанными, как правило, идут в школу после выпуска из садика. Если вы считаете, что ребенок еще мал для школы, где он будет находиться еще один год? Дома с кем-то из родителей, бабушками-дедушками, няней? Это вариант. Вот только дети в садике в подготовительной группе действительно готовятся к школе, их морально настраивают на школу, на выпускных провожают детей именно в школу. Подумайте, как вы объясните ребенку, что он не идет в первый класс, когда все идут? Особенно если ему самому хочется?

Кто будет забирать ребенка

Когда вы подаете документы в школу (прием начинается в феврале), нужно планировать — кто и как будет отводить первоклашку на учебу и забирать. Занятия начинаются обычно в 8:00-8:30. В первой четверти в первых классах всего три урока, они заканчиваются около 11:00. Продленка платная, есть не везде, и детям часто тяжело там находиться. Этот вопрос бывает настолько сложен, что многим мамам выгоднее не работать в первый школьный год.

Дорога до школы

Прекрасная школа во дворе — редкое везение. Выбор обычно такой: обычная или плохая школа в двух шагах или хорошая в часе езды Подумайте, что для вас важнее — чтобы ребенок смог подольше спать утром или высокий академический уровень (подсказка: здоровье дороже).

Кружки и секции

Если до школы ребенок ходил на несколько дополнительных занятий, возможно, в первый школьный год придется оставить только самые любимые. Имеет смысл за несколько месяцев до 1 сентября решить вместе — от каких кружков он готов отказаться (подсказка: спорт повышает адаптационный ресурс).

Читайте также: