Что такое воспитывающая среда в доу

Обновлено: 07.07.2024

Выступление педагогической августовской конференции с мультимедийным сопровождением.

Что такое воспитательная среда?

Воспитательная среда — совокупность природных и социально-бытовых условий.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитывать - значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушать что либо кому-нибудь.

Предварительный просмотр:

Поздравляю Вас с началом нового учебного года! Пусть этот год будет для вас результативным, продуктивным, познавательным и интересным. Желаю всем успеха и удачи во всех начинаниях.

Вашему вниманию представляю свой доклад:

Воспитательная среда, как необходимый фактор формирования, развития и самореализации ребенка.

Макросреда. Это окружающее нас космическое пространство. Географическая среда - это территориальный ландшафт, климат, экологические условия.

Социальная среда - уклад жизни, традиции, уклад жизни.

Домашняя среда – окружение близких, материальные условия.

Микросреда - особенности квартиры, микроволны, магнитные воздействия, геометические формы квартиры, высота этажа, дизайн стен, расстановка мебели

На развитие личности оказывают влияние факторы: наследственность, среда и воспитание. Наследственность влияет на личность бессознательно. Среда влияет на личность подсознательно. Только воспитание направляет развитие личности в сознательное русло.

Что такое воспитательная среда?

Воспитательная среда — совокупность природных и социально-бытовых условий.

Воспитание – это процесс целенаправленного формирования личности, специально организованное, управляемое и контролируемое, ориентированное на достижение цели воспитания.

Воспитывать - значит путём систематического воздействия влияния, сформировать характер, внушать что либо кому-нибудь.

Режим и система работы ДОУ направлена организацию эффективного учебно-воспитательного процесса в ДОУ:

-взаимодействие с окружающим внешним миром, социумом;

- активное вовлечение родителей как участников воспитательно-образовательного процесса;

-удовлетворение социального заказа родителей, школы;

- учет социально-культурных условий нашего края;

- соответствие заказу государства, округа.

Но перед педагогами и ДОУ встает проблема, которая усложняет процесс воспитания подрастающего поколения:

- Необходимость создания среды, полноценно обеспечивающей личностно – ориентированное воздействие на воспитанника;

- Созданная воспитательная среда и воспитательный процесс в ДОУ, не находит преемственности в школе и дома.

Решение проблемы, выполнение миссии ДОУ, предусматривает определенную систему мероприятий:

2.Моделирование ПРС ( предметно- развивающей среды ) В каждой группе ДОУ оборудование установлено так, что каждый ребенок может найти комфортное место для занятий.

С этой целью используется различная мебель, которую достаточно легко передвигать и по-разному компоновать.

Созданы физкультурные уголоки с разнообразным спортивным оборудованием. Созданы условия для развития музыкальной и театрализованной деятельности детей. Имеется достаточное количество наглядного, дидактического материала, который помогает обеспечивать усвоение изучаемого материала. Имеется специально оборудованные уголки по ИЗО, экологический и исследовательский уголки.

Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям.

( Спортивный зал, бассейн, сенсорная комната, кабинет логопеда, Спелео- климатическая камера)

Большое значение коллектив ДОУ уделяет развитию среды и на участке в летнее время, где созданы условия для обеспечения разных направлений развития детей. Дети здесь чувствуют себя владельцами пространства, становятся творцами своего окружения.

(Зимой игровое оборудование доступно детям, чистится от снега)

1. Использование современных образовательных технологий.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, метод проектов, проблемного и развивающего обучения, информационно-коммуникационные и др

Рациональное использование образовательных технологий влияет и на итоги мониторинга реализации основной образовательной программы ДОг. Уровень усвоения программного материала составил 98,4%

3.Комплекс психолого-педагогических условий ,

- предусматривает учет индивидуальных, возрастных особенностей ребёнка;

- обеспечение полного методического сопровождения;

- обеспечение безопасной жизнедеятельности, строгое соблюдение охраны труда в учреждении, соответствие всех видов деятельности требованиям СанПиНа;

- ориентирование на семейное и социальное окружение ребенка;

- обеспечение индивидуальной траектории комплексного, всестороннего развития, формирования и самореализации личности ребенка.

- обеспечивает следующие направления деятельности:

- созданы благоприятные условия для полноценного:

и эстетического воспитания.

В наше время формируются и актуализируются новые направления воспитательной работы — экологическое гражданское, правовое, экономическое .

Умственное воспитание в детском саду

Умственное воспитание в детском саду подразумевает развитие интеллекта и логического мышления у ребенка . Интеллектуальные навыки малыша развиваются за счет игр и занятий, (рисование, лепка, аппликация, конструирование), подходящих для той или иной возрастной группы.

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду признано укреплять и закалять здоровье ребенка . В дошкольном учреждении проводятся занятия по физкультуре, развивающие в ребенке двигательную активность, мелкую моторику и выносливость. По утрам это зарядки, физминутки во время НОД. Формирование культурно - гигиенических навыков происходит в течение всего времени, проводимого воспитанниками в стенах сада. Формирование навыков безопасного поведения является одним из приоритетных видов деятельности.

Трудовое воспитание в детском саду

Трудовое воспитание в детском саду призвано воспитать в ребенке трудолюбие , и приобщить его к разным видам деятельности. Безусловно, учитываются возрастные особенности воспитанников, поэтому детям предлагается выполнить только те задания, которые им по силам (дежурство по зоне столовой, дежурство по группе) малыши приобретают те навыки, которые им пригодятся в дальнейшей жизни.

Эстетическое воспитание в детском саду

Эстетическое воспитание в детском саду, включает в себя обучение ребенка рисованию , лепке и другим навыкам, воспитывающим в ребенке любовь к прекрасному.

На занятиях по музыкальному воспитанию детям предлагается ознакомиться с произведениями известных композиторов, а также упражнениями, призванными развить музыкальный слух, а зачастую и открыть способности к пению .

Нравственное воспитание в детском саду

Нравственное воспитание в детском саду призвано развить у ребенка навыки культурного поведения в обществе, уважение к старшим , а также взаимопонимание со сверстниками. Всю необходимую информацию малыши получают в игровой форме на занятиях. Часто используется и соответствующая литература, подходящая для восприятия маленьким детям.

Политкультурное воспитание в детском саду

Экономическое воспитание в детском саду

Экономическое воспитание детей дошкольного возраста является достаточно новым направлением. Его основная задача — начальное развитие у ребенка необходимых деловых навыков, а также знакомство с теми или иными профессиями. Все необходимые

знания дети получают в игре, подходящей для той или иной возрастной категории.

Гендерное воспитание в детском саду

Гендерное воспитание в детском саду формирует у ребенка правильное представление о мужчинах и женщинах. Благодаря занятиям по гендерному воспитанию, у детей формируется четкое знание того, по каким моральным признакам они отличаются друг от друга и как должны или не должны поступать мальчики и девочки в той или иной ситуации . В групповых помещениях выделены центры для сюжетно – ролевых игр: гаражи с машинами, мастерские для мальчиков, кухонные гарнитуры, гардеробные для девочек и т.д.

Правовое воспитание в детском саду

Цель таких занятий — в доступной форме донести до малышей, в чем заключаются их права и обязанности, формирование правового сознания и правильного представления о существующих нормах общества.

Экологическое воспитание в детском саду

Экологическое воспитание в детском саду на сегодняшний день является обязательным аспектом образовательной программы дошкольного учреждения. На занятиях по экологии дети учатся бережно относиться к живой природе, а также знакомятся с представителями флоры и фауны нашей страны и развитием жизни на планете. На каждой прогулке, проводятся беседы о бережном отношении к природе, сопровождаются ежедневными наблюдениями за изменениями в окружающем пространстве.

Патриотическое воспитание в детском саду

Патриотическое воспитание имеет очень большое значение. В игровой форме дети знакомятся с историей нашей страны, символикой, формируются чувства любви к Отечеству, гордости за Отчизну. Проводятся познавательные, тематические праздники.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


В представленном опыте работы выстроена система по использованию русского и кубанского народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами: метапредметного моделирования .

Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности.

В современном обществе большую группу составляют семьи с нарушением общения. Межличностное общение в семье является ключевым моментом её жизнедеятельности, определяет эффективность ее функционирования.


Коммуникативная среда семьи как фактор формирования предпосылок учебной деятельности.

В статье представлено понимание роли развития коммуникативной деятельности взрослого и ребенка в семье в период подготовки к школьному обучению. Обозначено значение социального потенциала речевого общ.


Выступление на семинаре " Модель воспитательной среды ДОУ и направления ее развития в условиях внедрения ФГОС ДО".


Режим дня в дошкольном образовательном учреждении как основной фактор формирования здорового образа жизни ребенка.

Режим дня в ДОУ начинается с отношения периодов бодрствования и сна. Для дошкольников полноценный сон - один из главных источников здоровья и развития. Систематическое недосыпание болезненно отражаетс.


"ПОЕХАЛИ!" (организация предметно-развивающей среды ДОУ как фактор формирования первичных представлений детей о космосе).

Автором представлена презентация по тематическому оформлению рекриаций детского сада.

Общение как фактор формирования развития личности детей дошкольного возраста

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.

Читайте также: