Чем отличается кружок от факультатива в школе

Обновлено: 08.07.2024

Творческие кружки, спортивные секции и дополнительные развивающие курсы — это отличная возможность для ребёнка раскрыть свой потенциал и даже улучшить успеваемость в школе. Именно эти факторы и заставляют родителей записывать своих детей на всевозможные факультативы. В этой статье мы расскажем, как правильно выбрать кружок для ребёнка, чтобы получить желаемый эффект от этих занятий.

Желая сделать из ребёнка гения или просто заполнить его свободное время, родители чаще всего пытаются навязать то, что ему не интересно. В итоге ребёнок начинает ненавидеть и новое занятие, и учёбу в целом.

Наверняка кто-то из вас в детстве посещал музыкальную школу против воли. Если вы изучали сольфеджио, попробуйте назвать все тональности квинтового круга по порядку.

Чтобы правильно выбрать кружок, следует придерживаться следующих принципов.

Определитесь с целью

Какую цель вы ставите для кружка: заполнить свободное время, подтянуть успеваемость по предмету, сформировать положительные качества характера? Безусловно, кружок может формировать хорошие качества: ответственность, умение управлять своим временем и даже исполнительность. Но если вы запишете ребёнка в понравившийся вам, а не ему кружок, то не получите пользы. Поэтому важно понимать, зачем конкретно вашему ребёнку нужен тот или иной факультатив.

Поговорите с ребёнком

Вы должны понять, что в детстве закладываются базовые знания и качества, а основные знания приобретаются уже во взрослом возрасте. Если вы попытаетесь загрузить в него всевозможные знания, через 10 лет эта информация устареет, и ребёнку придётся заново развивать необходимые навыки.

Поэтому поговорите с ребёнком: предложите ему свои варианты кружков и обсудите с ним его желания — вдруг вы выступаете за музыкальную школу, а ваш ребёнок спит и видит, как играет в баскетбол за школьную команду.

Заключите договор

Посетите пробный урок

Если ребёнок согласился с вашими условиями или сам решил записаться в какой-то кружок, не спешите оплачивать абонемент сразу — сначала посетите несколько пробных занятий. Если же он не знает, чем именно хочет заниматься, попробуйте выбрать кружки, которые находятся недалеко от вашего дома, не требуют больших затрат на учебные материалы или просто кажутся вам интересными.

Познакомьтесь с учителями

Часто случается так, что дети бросают любимый кружок из-за того, что не сошлись с педагогом. Поэтому для начала узнайте, кто ведёт занятия, которые заинтересовали вас и ребёнка, и поговорите с учителем или тренером заранее. Так вы наверняка сразу поймёте, подходит вашему ребёнку этот человек или нет.

Узнайте, какие кружки посещают друзья

Порой даже не сами занятия привлекают ребёнка, а друзья или подруги, которые их посещают. Этот факт и становится дополнительной мотивацией. Затем, в процессе, приходит и интерес. Данный принцип может подойти тем детям, которые хотят заниматься всем и ничем одновременно.

Не бойтесь перегруза

Ничего страшного не произойдёт, если вы запишете ребёнка на несколько факультативов сразу. Тем более если он сам пока не понимает, что ему интересно, можно просто начать ходить на разные занятия. Рано или поздно что-то особенно заинтересует ребёнка, благодаря чему его дальнейший выбор будет осознанным и никем не навязанным.

Помните, что у ребёнка есть право всё бросить

Если ребёнок бросил все кружки, важно просто поговорить и понять, почему ему разонравилось заниматься. Главное — не пытайтесь замотивировать его через угрозы. Лишать компьютера за нежелание разучивать аккорды и гаммы — не выход.

Все эти принципы помогут вам определиться с тем, записывать ли ребёнка на факультатив и как правильно его мотивировать. Главное, помнить, что ваш ребёнок — отдельная личность, и решающее слово в любом случае остаётся за ним.

Факультатив чаще всего проводится по инициативе преподавателя, согласуясь, как правило, с учениками. Т.е. учитель вместе с учениками ДОГОВАРИВАЕТСЯ в удобное время проводить факультатив - урок, где рассматривается то, что не проходят на уроке, например более глубокий материал, или то, что на уроке не успели пройти. Что Давать на факультативе - решать учителю.

Кружок - относится к неурочной деятельности (впрочем как и факультатив). Но его обычно организует какой-либо преподаватель, где по РАЗАБОТАННОЙ ИМ программе школьники изучают данный предмет. Обычно это не тот преподаватель, который ведёт обычные уроки. Кружок может проводится и не в школе (например в ДДТ).

Элективный курс - разработан МИНИСТЕРСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ, и если ученик выбрал электив, то он является обязательным, как и школьный предмет. Хотя чаще всего учитель вносит в предмет свои изменения, чтобы преподавать то, что считает необходимым. Электив необходим для более глубокого изучения предмета, который выбрал ученик.

ну не тоже самое. кружок это больше про самодеятельность. факультативы по предметам, у мня по матем были факультативы, ходила в кружок гитарюг. а про элективный курс вообще не слышала, даже здесь слово красной волнистой линией подчеркивают, так что ОТВЕТЫ тож этого не знают :-))

Формы работы, дополняющие систему обязательных занятий и способствующие более полному развитию индивидуальных интересов и склонностей учащихся, созданию благоприятных возможностей для разностороннего формирования их личности, целесообразной организации внеурочного времени школьникои. Участие в работе Ф. и К.— добровольное, по выбору учащихся.
Факультативные занятия служат прежде всего обогащению, углублению знаний и познавательных умений, получаемых школьниками на уроках, способствуют формированию глубокого познавательного интереса к тем или иным областям знания, помогают в деле профессиональной ориентации школьников. Факультативы организуются, как правило, начиная с 7-го класса; занятия ведутся по специальным программам, разработанным ведущими специалистами. Участие школьника в работе факультатива отражается в итоговом документе о среднем образовании. Родителям необходимо иметь в виду, что факультативные занятия, самостоятельный выбор школьниками отдельных предметов и учебных курсов для углубленного изучения будут получать все более широкое распространение.
В отличие от факультативов, ученические кружки могут создаваться уже в начальных классах, работают они без обязательной программы, планы и характер работы определяются руководителями кружков и ребятами-кружковцами. В школах создаются кружки различного профиля: предметные
(служащие для расширения н углубления знаний по интересующим ребят предметам школьной программы), художественно-эстетические, технические, краеведческие и экскурсионно-туристи-ческие, красных следопытов, юных натуралистов и защитников родной природы, спортивные (секции) и др.
Кс.ш в школе работают разнообразные кружки, ребенку бывает трудно выбрать, в каком из них наниматься. Чтобы дать сыну (дочери) верный совет, родители должны узнать, какие именно кружки работают для учащихся данного возраста и решить, что больше всего подходит их ребенку, исходя из его интересов, склонностей, способностей.
Родители школьников-под ростков часто бывают обеспокоены тем. что их дети (особенно мальчики) не задерживаются подолгу в одном кружке или секции. Такое явление объясняется характерной для многих ребят подросткового возраста неустойчивостью интересов, стремлением найти себя, попробовать себя в различных видах деятельности. Поэтому, нацеливая детей на серьезное, глубокое отношение к занятиям в кружке и секции, не следует делать преждевременные выводы о поверхностности, разбросанности, несерьезности своих детей и тем более — жестко н категорично навязывать ребятам свои взгляды на полезность или вредность тех или иных занятий. Необходимо заинтересованное, уважительное отношение к миру увлечений, интересов, склонностей детей, умение понять состояние ребенка.
Многие родители находят время для участия в школьной кружковой работе. Такая работа помогает реальному объединению воспитательных усилий педагогов и родительской общественности, повышает престиж семьи. Работа родителей по организации кружков и секций является конкретным вкладом семьи в общенародное дело перестройки советской школы.
См. также: Внешкольные учреждения; Детское творчество; Интерес; Склонности.

От правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования. Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Основные формы детского дополнительного образования

В условиях современного общества базовой школьной программы для полноценного развития вашего ребенка вряд ли будет достаточно. Чем больше творческих качеств вы поможете ему развить, чем шире будет кругозор и общение, тем выше станет его потенциал.

Расширить кругозор ребенка, а также "проявить" всего его способности, родителям поможет детское дополнительное образование, которое нацелено на всестороннюю реализацию всех творческих и личностных способностей детей. Оно находит выражение во многих формах работы: кружки, факультативы, секции, творческие студии и т.д.

Принципы организации детских объединений в контексте дополнительного образования построены на:

  • добровольной основе;
  • возможности менять организации или посещать занятия нескольких;
  • проведении занятий в обусловленной форме (индивидуально, в группах);
  • режиме труда и отдыха;
  • индивидуальном подходе.

Важно понимать, что от правильной организации дополнительного образования ребенка во многом зависит качество его будущего. Поэтому родителям необходимо со всей ответственностью подходить к выбору формы допобразования.

Сегодня мы расскажем вам об основных формах детского дополнительного образования и выделим главные особенности каждой из них.

Формы детского дополнительного образования

Кружок

Кружок (творческий, предметный) - объединение детей по интересам и предметным знаниям, что позволяет развить их творческие задатки, расширить знания и коммуникативный опыт. Занятия в кружке проводятся по специально разработанной программе, однако при необходимости руководитель может вносить свои коррективы. Работа с детьми проводится на принципах развития инициативы, творчества, индивидуального подхода.

Особенности: главная цель – обучение, формирование умений и навыков касательно конкретного предмета, тематическое разнообразие (кружок танцев, квиллинга, оригами, литературы и т.д.).


Ансамбль – творческий коллектив, исполняющий общие музыкально-хореграфические постановки (песня, танец).

Особенности: главная цель – гармоничное развитие личности через эстетическое образование, развитие художественно-творческих умений, четко определенный профиль деятельности, разнообразие форм занятий, сочетание индивидуального и группового обучения, участие детей разной возрастной группы.

Студия

Студия – группа детей, объединенная общими интересами, задачами и деятельностью.

Особенности: основная цель – развитие творческих способностей, талантов детей, конкретный профиль деятельности (хореография, изобразительно искусство, театр, литература), углубленное изучение доминирующего предмета, демонстрация достижений, поиск новых эффективных методик работы с творческими детьми.

Школа

Школа – форма дополнительного образования, учебная программа, которая объединяет изучение нескольких взаимосвязанных дисциплин или нацелена на изучение одного профиля.

Особенности: комплексность, наличие концепции школы, устава, образовательной программы, приоритет отдается обучению, строгая система контроля знаний, ступенчатый характер обучения, определенные условия поступления, сертификат об окончании школы

Театр

Театр – творческий коллектив, главной целью которого является воспроизведение художественного действия на сцене, реализация детского творческого потенциала (театр моды, социальный театр).

Особенности: разнообразные форм занятий, изучение театра как вида искусства, четкая система условия набора участников, нестандартная программа занятий, преобладание художественно-эстетического компонента в программе, широкая творческая практика.


Факультатив – вспомогательная форма педагогического процесса, направленная на удовлетворение интересов ребенка, исследовательскую деятельность, выявление творческих способностей детей, углубленное изучение предмета, языка, а также развитие креативного мышления и подготовку одаренных детей к олимпиадам и конкурсам. Существуют факультативы в рамках общеобразовательной программы (они организовываются на базе школы) и факультативы на частной основе.

Школьные факультативы не повторяют содержания школьной программы. На занятиях дети получают дополнительные, более глубокие знания по предмету и закрепляют выученный материал выполнением самостоятельных заданий. Процесс проверки знаний носит больше обучающий, чем контролирующий характер. Чтобы заинтересовать ребенка занятием, темы должны быть разнообразными, а методы работы нестандартными.

Репетиторские занятия

Репетиторские занятия – форма обучения, которая отличается от классических занятий в классе наличием частного преподавателя и индивидуальной программы работы, с учетом приоритетных для конкретного ученика учебных моментов.

Особенности: частная форма проведения, платная основа, симбиоз повторения материала и изучения нового, ликвидация пробелов в знаниях, высокая интенсивность подачи материала, возможны групповые занятия, дистанционное обучение (благодаря специализированным порталам, сайтам, IT-технологиям), репетиторство нацелено, главным образом, на устранение недостатков в усвоении общеобразовательной программы.


Центр творчества и развития – многопрофильное образовательное учреждение для дополнительного образования детей; образовательная организация, главная цель которой – развитие физического и творческого потенциала детей.

Особенности: занятия проводят с полугодовалого возраста, сочетание разных направлений и видов деятельности (художественная, спортивная, военно-патриотическая, социально-педагогическая, туристическо-краеведческая), возможность профильной подготовки старшеклассников, установленный режим занятий, практика проведения занятий и праздников вместе с родителями (даже для самых маленьких детей).

Клуб – объединение на основе общих интересов для общения и организации досуга.

Особенности: наличие органов детского самоуправления, символов и атрибутов (например, девиз, форма, эмблема), устава клуба, традиций, а также общение между разными поколениями воспитанников.

Дополнительное образование – неотъемлемая часть общеобразовательной системы. Благодаря разнообразию его форм становится возможным с раннего детства развить в ребенке его творческий потенциал и индивидуальность.

Сравнивала Вероника Шевченко, лицей №9, г. Белгород

Просмотры

Факультативы, кружки, секции и прочая внеурочная деятельность есть практически во всех школах. Часто они являются важной частью жизни учеников, помогают научиться чему-то новому, отвлечься от уроков и школьной рутины и просто приятно провести время с друзьями вне уроков. Иногда количество факультативов и кружков настолько велико, что сложно выбрать что-то одно. Некоторые ученики стараются успеть везде понемногу, а другие полностью отдаются одному любимому делу. Мы решили разобраться: какими кружки были во времена наших родителей и какими стали сейчас.

Мы узнали о том, какие дополнительные занятия есть в школах сегодня и какие из них посещают учащиеся.

Кружки во времена родителей

Нам стало интересно, сильно ли отличаются современные факультативы, с теми, что были несколько десятков лет назад. Поэтому мы расспросили ребят, какие кружки посещали их родители в свои школьные годы.

Когда наши родители учились в школе кружков было не так много. Сейчас факультативов становится все больше. Они помогают ученикам с выбором будущей профессии, дают углубленные знания, а также учат делать что-то своими руками.

Читайте также: