Что такое водевиль в музыке кратко

Обновлено: 07.07.2024

(франц. vaudeville) - вид "комедии положений" с куплетами, исполняемыми под музыку. Возник во Франции. Назв. произошло от Vau de Vire (долина реки Вир, Нормандия). "Водевирами" наз. нар. песенки, к-рые были распространены в 15 в. в Нормандии (там жил нар. поэт-песенник сукновал О. Баслен, считающийся родоначальником В.). В 16 в. В. наз. гор. уличная песенка. К этому времени, возможно, относится и трансформация термина в voix de ville (городские голоса). Об утверждении этого понятия свидетельствует книга Ж. Шардавуана, музыканта из Анжу (Chardavoine J., "Recueil des plus belles et excellentes chansons en forme de voix de villes", P., 1575).
Постепенно песенки-В. превратились в песенки-куплеты с рефреном, к-рые с 17 в. вводились в театр. представления. Возникает род небольших пьесок, разыгрываемых во время нар. празднеств в ярмарочных т-рах, т.н. "пьесы-водевили". В 1-й пол. 18 в. такие пьесы сочиняли А. Пирон, Ж. М. Колло д'Эрбуа, А. Лесаж, Л. Фюзелье, М. Дорневаль, Ж. Отрё и др.
В дальнейшем В. превратился в жанр лёгкой комедийной пьесы с анекдотич. сюжетом, в к-рой диалог и драм. действие, построенное на острой занимат. интриге, сочетаются с песенками-куплетами, романсами и танцами. В 1753 франц. либреттист Ж. Ваде впервые заказал музыку для В. композитору-профессионалу. С тех пор совм. работа над В. драматурга и композитора стала традицией: М. Ж. Седен, Л. Ансом, Ш. С. Фавар и др. сотрудничали с А. Э. М. Гретри, Ф. А. Филидором, П. А. Монсиньи. Позднее пьесы-В. легли в основу комич. оперы. К концу 18 в. во Франции В. сложился как самостоят. театр. жанр. Во время Великой франц. революции он стал излюбленным жанром проф. т-ра. В 1792, после опубликования декрета о свободе публич. зрелищ, драматурги П. А. О. Пиис и П. И. Барре открыли в Париже спец. т-р "Водевиль"; затем возникли водевильные т-ры "Театр трубадуров", "Театр Монтансье" и др. Сначала на их сценах ставились пьесы, содержание, характер персонажей и балаганная буффонада к-рых ещё были связаны с ярмарочными представлениями и пантомимой.В период якобинской диктатуры В. насыщается политич. содержанием. Лёгкость и гибкость этого жанра, в к-ром куплеты обычно исполнялись на знакомые, популярные мотивы, позволяли в доступной для широкого зрителя форме откликаться на злободневные политич. события.
Авторами текстов подобных В. были Э. Дюпати, М. А. Дезожье, Ж. Б. Роде, К. Ф. Дефонтен. После поражения франц. революции В. утратил сатирич. характер и патриотич. пафос и превратился в развлекат. жанр, получивший с нач. 19 в. общеевроп. распространение. В. как жанр был канонизирован во Франции Э. Скрибом, написавшим самостоятельно или в соавторстве с др. драматургами свыше 150 В., мн. из к-рых в течение 50 лет переводились и переделывались, служа драматургам др. европ. стран образцами для создания нац. В. Среди франц. авторов 19 в., также повлиявших на развитие В. в др. странах, - Ш. Г. Пуарсон, Н. Бразье, А. О. Мельвиль, Ж. Ф. А. Баяр, P. P. Дюмануар и особенно Э. Лабиш, крупнейший франц. водевилист сер. 19 в. В связи с широким распространением В. выдвинулись мн. крупные актёры, к-рые, овладев спецификой синтетич. жанра, внесли вклад и в развитие песенной нац. культуры (в т.ч. В. Дежазе, ставшая лучшей исполнительницей песен П. Беранже).
Впервые рус. публику познакомила с В. франц. труппа, гастролировавшая в Петербурге (1800-02) и Москве (с 1806). Рус. драматурги и поэты А. А. Шаховской (родоначальник рус. В.), Н. И. Хмельницкий, А. И. Писарев, А. С. Грибоедов, П. А. Вяземский, Н. В. Всеволожский, Д. Т. Ленский, П. А. Каратыгин, П. Н. Арапов, Р. М. Зотов и др. сначала переводили франц. В., русифицировали их, а позднее создавали оригинальные, на нац. основе.
Первый рус. муз. В.- "Казак-стихотворец" (текст Шаховского, музыка К. А. Кавоса, 1812). Расцвет рус. муз. В. относится к 1820-м гг., когда в него наряду с куплетными песенками включались и арии романсового типа, дуэты, иногда хоры и др. вок. номера, а также увертюры. В зависимости от характера муз. номеров различаются опера-В., комедия-В. и В. с куплетами ("собственно водевиль"). Опера-В. включает в себя увертюру (обычно тематически не связанную с музыкой В.), самостоят. вок., инстр. и танц. номера и заключит. песенки-куплеты, т.н. "водевиль" (второе значение этого термина), с к-рым все участники спектакля поочерёдно или все вместе обращаются к публике (куплеты поются на одну мелодию перед закрытием занавеса; 1-й куплет обычно содержит мораль пьесы, последний - просьбу одобрения, обращение героини или героя к публике). К этому типу принадлежат: "Кто брат? Кто сестра?, или Обман за обманом" (текст Грибоедова и Вяземского, музыка А. Н. Верстовского, 1824), "Новая шалость, или Театральное сражение" (текст Хмельницкого, музыка А. А. Алябьева, Верстовского, Л. В. Маурера).
Комедия-В. имеет черты сатиры и обладает более усложнённой интригой, в ней меньше вок. номеров, обычно отсутствуют увертюра и "водевиль"; в финале - хор, танец или сольный куплет одного из участников ("Тридцать тысяч человек, или Находка хуже потери", текст Писарева, музыка Верстовского, 1825). В. с куплетами - комедия-миниатюра с небольшим количеством муз. номеров ("Утро после бала", текст Писарева, музыка Верстовского, 1828).
Музыку к В. писали известные рус. композиторы 1-й пол. 19 в. (мн. из них работали совместно): Верстовский - автор музыки к 32 В., Алябьев - к 20 В., к В. писал музыку Мих. Ю. Виельгорский, а также жившие в России композиторы-иностранцы - Л. В. Маурер, Ф. Е. Шольц и И. И. Геништа. В музыке рус. В. получили отражение нар.-песенные элементы. Позднее роль музыки в В. уменьшилась и обычно для новых куплетов использовались муз. номера из известных В. К сер. 19 в. рус. В. утрачивает популярность. На Западе В. уступает место оперетте и чисто развлекат. эстрадным жанрам; в дальнейшем он становится одним из компонентов т-ров варьете, а на рубеже 19-20 вв. - ревю и мюзик-холлов. В Сов. Союзе муз. В.- лёгкий комедийный жанр, близкий к муз. т-ру ("Гурий Львович Синичкин" Дыховичного и Слободского с музыкой A. Л. Колкера, пост. в Ленинградском т-ре комедии, и Н. В. Богословского - в Т-ре сатиры в Москве).

Литература : Ла Лоранси Л. де, Французская комическая опера XVIII в., пер. с франц., М., 1937; Старый русский водевиль 1819-1849, М., 1937; Русские классические водевили, М., 1945; Войнова А. В., Предисловие к нотн. изд.: Веpстовский A., Кто брат? Кто сестра?, или Обман за обманом, М.-Л., 1949; её же, Предисловие к нотн. изд.: Верстовский A., Романсы, песни и куплеты из музыки к водевилям и пьесам, М., 1971; Гозенпуд A., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки, Л., 1959 (гл. 10 - Водевиль); Русский водевиль. Сост. В. В. Успенский, Л.- М., 1959.

А. В. Войнова, С. М. Грищенко.

Смотреть что такое ВОДЕВИЛЬ в других словарях:

ВОДЕВИЛЬ

Франц. слово Vaudeville происходит от слова vaux-de-Vire, т. е. долина г. Вира в Нормандии, место рождения народного поэта Оливье Басселена, который зд. смотреть

ВОДЕВИЛЬ

(франц. vaudeville) лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В. — Франция. Название происходит от долины р. Вир (Vau de V. смотреть

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ [дэ], -я, м. Короткая комическая пьеса, обычно с пением. IIприл. водевильный, -ая,-ое.

ВОДЕВИЛЬ

водевиль м. 1) Короткое драматическое произведение легкого жанра с занимательной интригой, песенками-куплетами и танцами. 2) устар. Шутливая водевильная песенка, шутливые куплеты.

ВОДЕВИЛЬ

водевиль м.vaudeville, comic sketch (with songs)

ВОДЕВИЛЬ

водевиль См. зрелище, шутка. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. водевиль зрелище, опер(етк)а, шутка, фарс, водевильчик Словарь русских синонимов. водевиль сущ., кол-во синонимов: 5 • водевильчик (1) • зрелище (23) • телеводевиль (1) • фарс (23) • шутка (56) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: водевильчик, зрелище, телеводевиль, фарс, шутка. смотреть

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville), лёгкая комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В.- Франция. Назв. происходит от долины р. Вир (Vau de . смотреть

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ(франц. vaudeville). Род театральной пьесы веселого, забавного содержания с пением; название свое получил от имени гор. Vau, или Val de vire, г. смотреть



Водевилем называют жанр драматического искусства, а также театральное произведение комедийного характера.

К XVII веку водевили превратились в сатирические песни для простых горожан. В Париже их исполняли в местах скопления людей — на ярмарках и мостах. Тогда же появились и комедийные пьесы, которые обычно состояли из коротких песенных куплетов, — их тоже называли водевилями. Отличительными чертами таких пьес были злободневность, легкий характер, небольшой объем, наличие разговорной речи, драматическое комедийное столкновение.

Сочинители водевилей вдохновлялись реальными происшествиями, скандалами, а также социальными, политическими и военными событиями. Большой популярностью пользовались произведения Алена Рене Лесажа и Шарля Симона Фавара.

Столетие спустя водевиль превратился в самостоятельный театральный жанр. А в XIX веке он стал популярен во всей Европе, Северной Америке и России.

Отечественные водевили обыгрывали театральные и литературные темы, критиковали общественные нравы. Зачастую они представляли собой смесь пантомимы, диалогов, танцев и песен. Их показывали в перерывах между основными пьесами, а иногда представления полностью состояли из таких комедийных спектаклей.

Самостоятельные пьесы в этом жанре сочиняли известные писатели — Антон Чехов, Александр Грибоедов, Николай Некрасов. Музыку к ним писали композиторы Алексей Верстовский, Александр Алябьев и другие.


Водевиль: истоки и история

Обращение к истокам водевиля приводит к местечку Val de Vire, или Vaux de Vire, что в Нормандии. Именно там в конце XV века с удовольствием распевали песенки местных поэтов Оливье Басселена и Жана Ле-Гу. Пели, как правило, во время застолья, когда находило настроение не просто отдохнуть, а еще и посмеяться и пошутить, желательно с ноткой пикантности – на то и французы. Ничего особенно нового в этом смысле нормандцы не изобрели, но вот сами песенки спустя некоторое время распространились за пределы региона, и новый след водевиля встречается уже в Париже.

Оливье Басселен

До того, как занять место в театральной действительности, водевиль был песенным жанром

Поскольку все французское с некоторых пор привлекало русское дворянство, и в первой половине XIX века отечественные аристократы не просто в совершенстве владели этим иностранным языком, но и частенько проводили время в Париже, неудивительно, что вскоре водевиль стал модным и в Российской империи – адаптированным под новые условия.

В 1792 году появился Театр водевиля

Водевиль по-русски

Французские водевили часто переводили, заменяя имена персонажей на русские, добавляли штрихи, хорошо понятные здешнему обществу, использовали порой каламбуры и намеки – так рождалась музыкальная пьеса, находившая отклик у московской и петербургской публики. К водевилю, казалось бы, относились несерьезно – во всяком случае, в классических литературных произведениях сплошь и рядом встречаются скептические высказывания на этот счет, а все-таки визиты в театры, где давали водевиль, были у русской аристократии в большой чести.

Михаил Щепкин охотно играл в водевилях

В Америке водевиль не был похож на то, к чему привыкли русские зрители

Новой модой, вытеснившей на время водевиль с театральных подмостков, стала оперетта, пришедшая опять-таки из Франции: жанр, в котором и музыка, и хореография были выдержаны в едином стиле, выполняя не вспомогательную функцию для развития сюжета, а являясь частью общей идеи музыкальной комедии.

За века существования водевиль прошел долгий путь, и возможно, его еще ждет расцвет


ВОДЕВИ́ЛЬ, -я, м. Легкая шутливая комедия, чаще в одном-двух действиях, в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Водеви́ль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами, а также жанр драматического искусства.

ВОДЕВИ'ЛЬ, я, м. [фр. vaudeville] (театр.). Комическая пьеса фарсового характера, первонач. с пением куплетов.

водеви́ль

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: лад — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Читайте также: