Что такое визитные карточки как инструмент делового общения кратко

Обновлено: 07.07.2024

Визитная карточка – это компактный картонный либо пластиковый носитель, на котором содержится основная информация о личности его владельца.

Общие сведения о визитной карточке

Деловое общение – это вид общения, цель которого лежит за пределами процесса общения и которое подчинено решению определенной задачи (производственной, научной, коммерческой и т. д.) исходя из общих интересов и целей коммуникантов.

В рамках делового общения визитная карточка часто позволяет создать первое впечатление о человеке. Особенность визитной карточки состоит в том, что она позволяет формировать имидж делового человека даже тогда, когда встреча уже окончена и непосредственный коммуникативный контакт отсутствует.

Визитка является не просто информацией о личности, но и мини-рекламой человека. Успешность рекламы зависит от того, насколько хорошо будет оформлена визитная карточка. Хорошая визитка может также охарактеризовать деловые качества ее владельца. Основные составляющие визитки – ее внешний вид и содержание.

При разработке визиток необходимо учитывать все факторы, а именно:

  • толщину, цвет, фактуру бумаги;
  • размер визитки, который может отличаться от типичного;
  • графические составляющие визитной карточки.

Вся информация, которая заложена в визитке, должна нести определенный посыл, который достигается дизайном. Ключевой момент в данном случае не реквизиты фирмы или человека, а способ подачи.

Несмотря на это в деловом общении чаще используются стандартные визитки, в которых отсутствует оригинальный компонент. Между тем, если человек для собственного бизнеса выбирает типовую визитку, то он может ожидать от аудитории только типовую реакцию. Чаще всего такие визитки не хранят долго.

История визитных карточек началась достаточно давно, за это время сложились конкретные этические правила применения визиток. Визитная карточка должна способствовать поддержанию имиджа личности или организации.

Готовые работы на аналогичную тему

В некоторых странах отсутствие визитной карточки у человека или организации может служить показателем несерьезности отношений или незаинтересованности в выстраивании делового контакта.

Сегодня можно с уверенностью утверждать, что визитная карточка – это важный элемент фирменного стиля компании либо имиджа делового человека.

Обычно визитная карточка представляет собой прямоугольник из плотной бумаги. Классическое оформление представляет собой черный текст на белом фоне. Однако, технологии изготовления и оформления визиток стремительно развиваются. Типографии предлагают весьма широкую гамму цветовых решений и интересных форм визитных карточек.

Безусловно, дизайнерское оформление визиток должно соответствовать стилю компании и ее имиджу. Шрифт, который применяется в визитке, должен легко читаться и восприниматься зрительным анализатором.

Дизайн – это искусство создания облика отдельной вещи, проектирование её формы. Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является придание определённых качеств промышленными изделиями.

В отношении размеров визитных карточек не существует определенных правил, но часто у мужчин они бывают крупнее, чем у женщин.

Обратную сторону визитки лучше оставлять чистой чтобы собеседник мог сделать на ней какие-либо пометки и записи.

Если организация имеет иностранных партнеров, то лучше иметь комплект визиток на языке коллег или на английском языке, который является языком межнационального общения.

Типы визиток и правила их оформления

Сегодня выделяют три основных вида визиток:

  • личные;
  • деловые;
  • корпоративные.

Помимо того бывают семейные и комбинированные визитные карточки. Личная визитка всегда должна содержать фамилию и имя владельца. На личной визитной карточке также могут содержаться сведения дополнительного характера. Если какой-то информации не достает, то вполне допустимо приписать ее от руки мелким убористым шрифтом.

В деловой визитной карточке в обязательном порядке указываются имя, фамилия, должность, название и реквизиты компании. Используется фирменный стиль компании, логотип и т.д. Как правило, такая визитная карточка выполняется в строгом стиле.

Если происходит официальное знакомство, то обмен визитными карточками происходит непосредственно после представления людей друг другу. Неприятной признают ситуацию, когда при получении визитной карточки человек не может ответить тем же. Нормам этикета также не будет соответствовать деловая визитная карточка без указания адреса.

Если у фирмы имеются филиалы, то также необходимо указать их адреса. Корпоративная визитная карточка не содержит имени и фамилии. При оформлении деловых визитных карточек нормы оформления не являются столь строгими.

Чтобы проявить свой собственный внутренний мир при оформлении визитной карточки луче не пользоваться стандартными шаблонами, а разработать уникальный графический дизайн. С точки зрения визуального восприятия лучше выглядят визитные карточки, которые имеют достаточно свободного места.

Расположение изображений и шрифта во многом зависит от предпочтений человека или организации. Можно найти варианты сочетания ярких красок с названием, с производимой вами продукцией. Цвета нельзя выбирать слишком кричащие.

Таким образом, использование визитных карточек является частью этикета делового общения. Для современного социального пространства визитные карточки приравниваются к способу выражения внутреннего мира или ключевого способа деятельности компании, норм и правил общения внутри нее.


Визитная карточка — небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.

Впервые визитные карточки появились во Франции в XVII в., хотя нечто похожее существовало в Древнем Китае. В дореволюционной России визитные карточки были весьма распространены. Прежде всего, они были своеобразным свидетельством визита.

Так, например, извещая о своем возвращении, принося благодарность и т. д., необходимо было являться с визитом лично, а в случае отсутствия хозяев оставлялась визитная карточка. Практичны и удобны были визитные карточки, имеющие на четырех углах начальные буквы обозначений различных случаев, которые могли быть причиной посещения.

В странах с развитой рыночной экономикой (как на Западе, так и на Востоке) визитные карточки играют важную роль в современном деловом этикете и в большинстве случаев заменяют любой документ, в т. ч. удостоверение личности. Постепенно визитные карточки вошли в повседневную деловую практику и в нашей стране.

В процессе развития визитных карточек как элементов делового общения определились две важнейшие их функции: представительская и использование в качестве письменного послания.

Известны следующие виды визитных карточек, выполняющих представительские функции.

1. Карточка для специальных и представительских целей, на которой указывают фамилию, имя, отчество, полное название фирмы, должность, но не проставляют координаты — адрес и телефон. Такую визитную карточку вручают при знакомстве. Отсутствие адреса и телефона указывает на то, что владелец карточки не намерен продолжать контакт с собеседником.


2. Стандартная деловая карточка, на которой указывают фамилию, имя, отчество, место работы, должность, служебный телефон, телефакс (телекс). Вручение такой карточки свидетельствует о намерении ее владельца установить тесные взаимосвязи с представленным ему лицом. Номер домашнего телефона на стандартной деловой карточке обычно указывают лишь представители творческих профессий, работающие большую часть времени в домашнем кабинете. Данный вид визитных карточек используется исключительно в служебной сфере.


3. Карточка организации (фирмы), на которой указывают адрес, телефон, телефакс (телекс). С такой карточкой отправляют поздравления, подарки, цветы, сувениры по случаю знаменательных дат. Наличие на карточке нескольких телефонов, номеров внутренней связи указывает на многочисленность ее персонала, а следовательно, свидетельствует о ее солидности.



В России распространены визитные карточки с двусторонним текстом: на русском языке с одной стороны и на иностранном, чаще всего английском, — с другой. Однако предпочтительней отдельные комплекты с односторонними текстами на русском и иностранном языках.

Использование визитки на родном языке делового партнера — проявление уважения к нему. При этом важно, чтобы текст карточки подготовил профессиональный переводчик, поскольку название должностей, отделов, подразделений в разных языках часто не имеют прямых аналогов. На оборотной стороне односторонней визитки можно делать необходимые дополнения, пометки.

Если визитная карточка напечатана на иностранном языке, фамилия и имя владельца пишутся полностью, а отчество обозначается одной заглавной буквой.

Визитная карточка — одна из составляющих имиджа фирмы, выражение и индивидуального, и корпоративного стиля, поэтому при ее оформлении целесообразно воспользоваться услугами профессионального дизайнера и переводчика.

Размер и шрифт визитных карточек строго не регламентируются. Располагать текст на визитной карточке принято вдоль длинной стороны. При оформлении деловых карточек сложились определенные стандарты.

Так, имя руководящего сотрудника фирмы печатается в центре карточки, должность — более мелким шрифтом под именем. Название, адрес фирмы помещаются в левом нижнем углу. Номер телефона, телефакса — в нижнем правом. На деловой карточке сотрудника, который не занимает руководящей должности, в центре печатается название и адрес фирмы, в нижнем левом углу его имя, отчество, фамилия. Внизу справа — номера телефона, телефакса.

На карточке представителя государственного учреждения может быт изображен герб страны, а на карточке работника фирмы — фирменная эмблема.

Наиболее распространенный размер визитной карточки — 9 ? 5 см. Значительные отклонения от этих размеров нежелательны — визитки большего размера не помещаются в стандартные визитницы (визит-карды) и специальные кармашки бумажников.

Визитные карточки печатаются на плотной мелованной бумаге. Классическим вариантом считается визитная карточка белого цвета со строгим черным шрифтом, хотя в настоящее время деловыми людьми, кроме дипломатов, при оформлении визитных карточек используются и другие цвета.

Рекомендуется заказывать визитные карточки комплектом не менее 200–300 штук (меньше — быстро разойдутся, больше — могут оказаться непригодными при изменении статуса владельца или его координат).

При проведении мероприятий типа симпозиумов, конференций и т. п. используют большие визитные карточки — бейджи с указанием имени, фамилии, ученого звания, должности, организации, учебного заведения или научного центра. Бейджи прикалывают на левой стороне груди и носят только в здании, где проходит мероприятие.

НАДПИСИ НА ВИЗИТНЫХ КАРТОЧКАХ

При выполнении функции письменного послания в левом верхнем или нижнем углу визитной карточки проставляются установившиеся в международном протоколе обозначения (начальные буквы соответствующих французских слов), указывающие на повод, по которому посылается карточка, а именно:

p. f. - поздравление с праздником (p.f.N.A.- поздравление по случаю Нового года); р. r. - выражение благодарности; p. f.c. - выражение удовлетворения знакомством; р. с. - выражение соболезнования; р. р.р. - выражение соболезнования с готовностью помочь; p. p. - для заочного представления; р. р.с. - при прощании вместо личного визита (например, в случае длительного отпуска или окончательного отъезда из страны пребывания).

На визитные карточки с буквами р.r., р.р.с. принято не отвечать. В ответ на визитные карточки с буквами р.с., p.f., р.р.р. посылают свою визитку с буквами р.r., т. е. благодарят. На визитку с сокращениями p.p. ответ дается в адрес представляемого лица визитной карточкой без подписи. Это означает, что представление принято и можно налаживать личные контакты.

С визитной карточкой посылают цветы, подарки и т. п. Если визитная карточка прилагается к подарку, ее вкладывают в коробку с подарком или в букет цветов. Если цветы посылаются по случаю похорон, никакой приписки на карточке делать не следует.

Визитная карточка иногда используется в качестве приглашения на неофициальный прием (завтрак, ланч, коктейль и др.). В этом случае вверху пишут фамилию, имя и отчество приглашенного, а внизу — место, число и время проведения приема.

При изменении адреса новую визитную карточку вместе со старой отправляют по почте своим знакомым. Визитные карточки никогда не подписывают, дата на них не проставляется.

На визитных карточках, посылаемых в одном конверте нескольким лицам, работающим вместе в одном учреждении, фирме или посольстве, в верхнем левом углу каждой карточки карандашом или ручкой пишется фамилия лица, которому она адресована. В одном конверте на имя одного лица могут быть посланы визитные карточки от разных лиц.

Визитные карточки, завозимые владельцем непосредственно, загибаются с правой стороны (загнутый угол означает личное посещение); посылаемые визитные карточки не загибаются.

На визитные карточки ответ полагается давать визитной карточкой в течение 24 часов после их получения.

ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Обмен визитными карточками — обязательный атрибут первой личной встречи с деловыми партнерами. При знакомстве первым визитную карточку вручает младший по должности старшему, при равенстве социальных статусов и в неофициальном общении младший по возрасту первым вручает визитную карточку старшему.

При деловой встрече с иностранными партнерами первыми визитные карточки вручают хозяева. Обмен визитными карточками ведется строго по ранжиру, начиная с самых высокопоставленных членов делегации.

При вручении визитной карточки произносят вслух свою фамилию, при получении — фамилию вручающего. Это делается во избежание неправильного произношения.

При вручении визитных карточек принято обмениваться легкими поклонами. Представителям ближневосточных стран карточку принято вручать правой рукой, в странах Азии, в частности в Японии, — обеими руками. Принимают визитные карточки правой рукой или обеими руками.

Если деловой человек, находясь в другой стране или городе, хочет быть представленным определенному лицу, он может воспользоваться своей карточкой и карточкой другого делового человека (посла, консула, бизнесмена), который хорошо знаком с тем, с кем данный человек хочет познакомиться. Тогда свою карточку и карточку посредника с надписью p.p. отправляют по почте или отвозят сами в офис.

Инициатору знакомства положительный ответ на его послание отправляют по указанному им адресу визитной карточкой без надписей. После этого можно позвонить и договориться о встрече.

Деловому человеку рекомендуется всегда иметь при себе не менее 10 своих визитных карточек. Наличие визитной карточки у сотрудников фирмы помогает общению с партнерами в соответствии с общепринятыми международными нормами делового этикета.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Правильное оформление визитной карточки

Правильное оформление визитной карточки Что такое продающая визитка? Чем она отличается от простой визитной карточки?Правильный ответ – визитка не только может, но и должна продавать. Она является полноценным продающим инструментом. Выгода визитки в том, что она

3. Визитные карточки

3. Визитные карточки Визитные карточки являются важным средством, облегчающим деловое общение.В деловых отношениях при первой встрече и знакомстве широко используется обмен визитными карточками, являющийся одним из обязательных атрибутов имиджа делового человека.

Визитные карточки

Визитные карточки Налаживанию процесса обмена информацией способствует обмен визитных карточек. Во-первых, они позволяют обращаться к партнерам по имени и отчеству, поскольку не всегда можно с первой минуты знакомства запомнить всех членов делегации партнера.

14.3. Методы, использующие карточки

14.3. Методы, использующие карточки Результативные идеи очень просты. Volvo – безопасность, Federal Express – доставка в течение суток. Эл Райс Методы, основанные на использовании карточек, позволяют добиться анонимности участников групповой работы, поэтому их часто применяют,

Дизайн визитной карточки

У кого должны быть визитные карточки в компании?

1.6. Визитные карточки

1.6. Визитные карточки Визитная карточка — небольшой лист тонкого картона (или плотной бумаги высокого качества), на котором напечатаны основные сведения о ее владельце.Впервые визитные карточки появились во Франции в XVII в., хотя нечто похожее существовало в Древнем

Визитная карточка является незаменимым аксессуаром при деловом общении людей. Она является вашей эмблемой и с ее помощью можно кратко и емко охарактеризовать себя и то, чем вы занимаетесь. Визитка имеют свою историю, стилистику оформления, правила и этикет ее вручения. Также это некий символ успешности хозяина, который отражает его положение и социальный статус.

Визитная карточка

Немного истории

Около 5 тыс. лет тому назад купцы использовали глиняные таблички и кожаные отрезки, на которых были написаны их имена и координаты места проживания. Деловые визитки появились в Китае 2,5 тыс. лет тому назад. В те времена каждый чиновник государства обязан был иметь красную бумажную визитку, на которой было указано имя и занимаемая должность. Были и индивидуальные таблички, которые передавались хозяевам дома. На них указывалось имя визитера и цель прихода.

Виды визитных карточек

Традиционно выделяют такие виды как:
Личная — содержит в себе минимальный набор информации о ее владельце, а именно: имя, фамилия, контакт. Для нее характерен в основном свободный стиль оформления, но если карточку использует лицо имеющее важный статус, то она должна иметь элегантный стиль и изготовлена из дорогих материалов.

Семейная – является некой разновидностью личной. Содержит в себе сведения о семье, обычно ее отправляют вместе с поздравлениями и подарками.

Деловые визитки – используются для ведения бизнеса и представления себя партнерам. На ней можно узнать ФИО лица, его должность и компанию где он работает, номер телефона. Также в ней указывается и сфера деятельности предприятия, где работает владелец. Согласно деловому этикету, все визитки, принадлежащие сотрудникам одного предприятия выполняются в едином стиле.

Деловая визитка

Функциональные карточки имеют минимум информации, которую очень легко запомнить.

Эпатирующие – карточки с оригинальным дизайном. При их создании не придерживаются строго стиля, они используются для привлечения внимания потенциальных клиентов к себе и к своей деятельности .

Визитка из металла

Корпоративные – создаются, чтобы представлять не какое-то отдельное лицо, а целую компанию. В этих визитках обязательно указывается название организации, перечень услуг, номер телефона, сайт и схему проезда.

Представительские визитки – содержат минимум информации, но не конкретного лица, а его представителя, зачастую их раздают знаменитости, которые не желают оставлять контактные данные.

Правила оформления и изготовления

Внешний вид визитных карт должен быть уникальным и привлекать к себе внимание и вызывать доверие другого лица. Экономить на качестве материала при изготовлении визиток не рекомендуется. Работу по их созданию и изготовлению лучше всего доверить профессионалам. Стандартные размеры визиток в России: 90 х 55 мм.

Что можно и нужно писать на визитке

При создании корпоративных визиток используют основные цвета, характерные для компании, эмблему или изображение, указывающее на вид деятельности предприятия. Если есть слоган, то его также желательно указывать. Визитная карточка не должна быть перегружена информацией, на ней должно оставаться свободное пространство. В тексте категорически неприемлемы ошибки, опечатки или неточности.

Оформление визитки

Важно! Этикет семейных визиток гласит, что данные мужа пишут первыми. Затем указывается имя жены и остальных членов семьи.

Фон и цветовая гамма

Визитки можно создавать в любой цветовой гамме, украшать различными декоративными аксессуарами, а также придавать любую форму. Максимальное количество цветов для оформления визитной карточки допустимо 4 оттенка гаммы. При выборе шрифта, главный критерий — читабельность.

Язык визиток

Визитная карточка составляется на языке, той страны, чьим гражданином ее владелец является. Если человек работает за рубежом, то он должен иметь визитку, на которой представлена вся информация, на языке того государства, где он в данный момент пребывает. Очень выгодно на одной стороне карточки написать информацию на своем языке, а на обороте тоже самое только на английском.

Правила вручения визитных карточек

Существует деловой этикет при обмене визитными карточками:

  1. вручают при первой встрече с другим человеком после знакомства и рукопожатия;
  2. если лицо наносит визит другому, то первым вручить карточку должен гость;
  3. первым дает свою визитку тот, у кого ниже должность или же статус;
  4. лицо младше своего партнера по возрасту.

Вручение визитки

Визитку следует подавать непринужденно, то есть она должна быть все время в удобном месте и повернуть так, чтобы другой партнер смог прочитать имеющеюся на не ней информацию. Она вручается правой рукой, при этом нужно произнести свое ФИО и организацию, в которой работаете. Во время процесса вручения визитной карты, желательно смотреть партнеру прямо в лицо.

Чем ярче и оригинальнее выполнена визитная карточка, тем большее количество потенциальных партнеров и клиентов она способна привлечь.


Оглавление

  • 1. Основы этикета делового общения
  • 2. Знакомства. Принципы и порядок представления
  • 3. Визитные карточки
  • 4. Этикетные правила и формы приветствия
  • 5. Рукопожатие как форма приветствия
  • 6. Дистанция
  • 7. Понятие и формы делового общения

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Основы делового общения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

3. Визитные карточки

Визитные карточки являются важным средством, облегчающим деловое общение.

В деловых отношениях при первой встрече и знакомстве широко используется обмен визитными карточками, являющийся одним из обязательных атрибутов имиджа делового человека. Наличие визитной карточки свидетельствует о серьезности и солидности человека. Визитные карточки используют для заочного представления, выражения благодарности или соболезнования, с ними посылают цветы и подарки.

Основное назначение визитных карточек — представление деловых и официальных лиц друг другу при первом знакомстве. Визитные карточки помогают избежать недоразумений в общении с человеком, с которым недавно познакомились.

Широкое распространение карточки имели при дворе Людовика XIV, но нынешняя их форма появилась в середине XVIII в. и почти не изменилась.

Современные визитные карточки изготавливаются типографским способом из плотной бумаги размером не менее 30 X 70 мм. Размер визитных карточек и шрифт, которым печатается текст, строго не регламентируются, но значительное влияние оказывает местная практика. В России принят следующий стандарт: 70 X 90 или 50 X 90 мм. Обычно текст печатается на языке страны, в которой живет владелец карточки, по-английски или на языке страны пребывания. Предпочтительно иметь набор карточек на разных языках. Оборотная сторона карточки по возможности должна быть чистой, чтобы можно было делать заметки.

Оформление визитной карточки не должно быть вычурным, экстравагантным, не должно иметь золотых обрезов и т. п. Шрифт может использоваться только черный.

Солидная визитная карточка оформляется строго: белая, кремовая или сероватая бумага, четкий шрифт. Указывают название организации (учреждения, фирмы), имя, отчество, фамилию, а под ними — должность владельца, в левом нижнем углу указывается полный адрес, а в правом — номера телефонов и телефакса. Так как в большинстве стран такого понятия, как отчество, не существует, то на визитных карточках, написанных на иностранном языке, отчество не указывается. Следует также помнить, что наличие 2–3 телефонов на визитной карточке создает впечатление, особенно у иностранцев, что хозяин карточки является представителем солидной организации.

Визитные карточки женщин размером должны быть несколько меньше визитных карточек мужчин. Согласно традиции на визитных карточках женщины указывают только имя, отчество и фамилию, хотя в настоящее время женщины следуют правилу давать более подробную информацию о себе, своей должности, звании и ученой степени.

При использовании визитных карточек в общении с женщинами существует определенное правило: на посылаемых и оставляемых женщинам визитных карточках должность не печатается.

Как правило, визитными карточками обмениваются лично, придерживаясь принципа взаимности. Вручать визитные карточки необходимо обеими руками или только правой. При этом вручающий и принимающий обмениваются легкими поклонами. Визитные карточки вручаются человеку т. о., чтобы он смог сразу прочитать ее, а дающий должен тем временем вслух произнести свои имя и фамилию. Ни в коем случае нельзя мять чужие визитные карточки, делать на них пометки, вертеть в руках на глазах у хозяина. Это может быть воспринято как неуважение к тому, кто вручил вам визитную карточку.

Когда визитная карточка доставляется адресату лично ее владельцем, но без нанесения визита, она загибается с правой стороны по всей ширине карточки. Это правило больше относится к дипломатической практике. В карточках, вручаемых лично, иногда загибают верхний правый угол, и считается грубым нарушением этикета, если загнутую визитную карточку пересылают по почте или передают с кем-то.

Посылаемые почтой визитные карточки могут заменить письма и поздравительные открытки. В таком случае в левом нижнем углу визитной карточки в зависимости от конкретного случая делаются следующие сокращенные надписи простым карандашом:

1) р. р. — заочное представление, а также при представлении или рекомендации другого лица;

2) p. p. с. — заочное прощание в случае отъезда на длительный срок, если прощальный визит не наносился;

3) р. г. — при выражении благодарности;

4) р. f. — при поздравлении с праздником;

5) р. f. № а — при поздравлении по случаю Нового года;

6) р. f. с. — при выражении удовлетворения знакомством;

7) р. с. — при выражении соболезнования; в порядке заочного знакомства.

На полученные визитные карточки полагается дать ответ в течение 24 ч. Представляемому лицу отвечают, посылая визитную карточку без подписи. Обмен визитными карточками начинается с самых высокопоставленных людей и идет строго по субординации. Согласно этикету первыми должны вручать свои визитные карточки хозяева. Особенно строго подобные правила соблюдают японцы и корейцы, для которых нарушение иерархии равносильно оскорблению. Американцы и европейцы более демократичны в этом вопросе. Действуют простые, но обязательные правила вручения визитной карточки: ее полагается передавать партнеру повернутой так, чтобы он мог сразу прочитать текст. Следует вслух произнести свою фамилию, чтобы партнер смог более или менее усвоить произношение вашего имени. В Азии их положено вручать обеими руками, на Западе особого порядка на этот счет не существует.

Строгая регламентация использования визитных карточек касается в первую очередь такого вида делового общения, как ведение переговорных процессов. При первой встречи с иностранным партнером обмен визитными карточками является обязательным атрибутом.

Во время переговоров следует положить визитные карточки перед собой, чтобы не путаться в именах. Лучше рассортировать их в том порядке, в каком партнеры сидят перед вами. Можно испортить свою репутацию, если вы не узнаете человека, с которым когда-то обменялись визитными карточками.

Со всей точностью перечисленные правила соблюдаются в основном только в дипломатической практике, но особую важность они приобретают при деловом общении, в котором принимают участие представители различных культур и народов.

Читайте также: