Что такое венская классическая школа и кто является ее представителями кратко

Обновлено: 02.07.2024

направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й половине 18 — 1-й четверти 19 вв. Основоположники В. к. ш. — И. Гайдн и В. А. Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена. См. Австрия, раздел Музыка.

Смотреть что такое ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА в других словарях:

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

(нем. Wiener Klassik) - творческое направление, сложившееся в Австрии во 2-й пол. 18 в. - 1-й четверти 19 в. К нему принадлежат три велик. смотреть

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

направление в музыке, сложившееся в Вене во 2-й половине XVIII в., основоположниками которой были Франц Йозеф Гайдн и Вольфган Амадей Моцарт. К Венской школе примыкали также Кристоф Глюк и Людвиг ван Бетховен. Общими чертами творчества сторонников Венской школы были оптимистическое утверждение жизни, правдивое отношение к действительности, гуманизм и народность. В искусстве Венской школы окончательно сформировались жанры классической симфонии, сонаты, концерта, квартета и т.п. Это направление составило особую эпоху в истории музыки, поскольку определило новый тип оперно-го и симфонического оркестра, реформировало ряд оперных жанров. смотреть

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства.

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства.
. смотреть

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА , направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства. смотреть

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатной форме. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах (оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующее развитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства. смотреть

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

- направление в музыкальном искусстве,сложившееся во 2-й пол. 18 - нач. 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В. А.Моцарт, Л. Бетховен. Обобщив предшествующий опыт музыкального творчества,они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты иконцерта, основанные на форме сонатно-симфонического цикла и сонатнойформе. Их высшие достижения в инструментальном, а также в др. жанрах(оперы, мессы, оратории) оказали сильное воздействие на последующееразвитие музыки и составляют одну из вершин мирового искусства. смотреть

ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА

, направление в музыкальном искусстве, сложившееся во 2-й половине 18 - начале 19 вв. Представители - Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. Бетховен, большая часть жизни которых связана с Веной. Обобщив предшествующий опыт немецко-австрийской музыки, они создали жанры классической симфонии, камерного ансамбля, сонаты и концерта. Их достижения в области оркестровой и камерно-инструментальной музыки, а также в жанрах оперы, мессы, оратории являют собой вершины мирового музыкального искусства. смотреть

Венская классическая школа (венская классика, венский классицизм) — направление европейской музыки второй половины XVIII - первой четверти XIX вв. К нему принадлежат композиторы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен.

Особенности музыки

Трёх великих композиторов венской школы объединяет виртуозное владение разнообразнейшими стилями музыки и приёмами композиции: от народных песен до полифонии эпохи барокко. Венские классики создали тот высокий тип инструментальной музыки, в котором все богатство образного содержания воплощено в совершенную художественную форму.

Основной особенностью данного направления является применение трёх приёмов: обязательного аккомпанемента, наличия сквозных тем и работы над темой и формой.

Для искусства представителей венской классической школы характерны универсальность художественного мышления, логичность, ясность художественной формы. В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.

В творчестве венских классиков выражено динамическое понимание жизненных процессов, нашедшее наиболее полное воплощение в сонатной форме и обусловившее симфонизм многих их сочинений. С симфонизмом, в широком смысле, связаны расцвет ведущих инструментальных жанров эпохи — симфонии, сонаты, концерта и камерного ансамбля, окончательное формирование 4-частного сонатно-симфонического цикла.

Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава, функциональной определённости оркестровых групп. Сложились главные классические типы камерных ансамблей — фортепианное трио, струнный квартет и другие. Из музыки для сольных инструментов особенно выделилась фортепианная музыка. Оперное творчество Моцарта открыло широкие перспективы развития различных типов оперы — лирической и социально-обличительной комедии, музыкальной драмы, философской оперы-сказки и других.

Каждый из мастеров венской классической школы обладал неповторимой индивидуальностью. Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах. Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке, Бетховен — к героике, Моцарт, будучи универсальным художником — к разнообразным оттенкам лирического переживания.

Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор.

Венская классическая школа

Моцарт — представитель Венской классической школы

Венская классическая школа была основана в Австрии в конце 18 — начале 19 в. С ней связаны три великих композитора – Гайдн, Бетховен и Моцарт, каждый из которых обладал яркой творческой индивидуальностью.

Моцарту была близка опера.

При всей индивидуальности каждого композитора обнаруживаются их общие черты: реализм, оптимистический, жизнеутверждающий характер, подлинная народность, демократизм. В их сочинениях гармонически сочетается трагическое начало с комическим, свободный полёт фантазии – с точным расчётом, ясностью, совершенством формы. Даже самое сложное содержание они выражали простым, понятным языком.

В это время переживает свой расцвет и немецкая поэзия. Лучшие мыслители и художники той эпохи выдвигают новые гуманистические идеалы. Многие из этих идеалов нашли воплощение в творчестве композиторов Венской классической школы.

Основной формой для Венской классической школы является сонатное allegro. Развитие инструментальной музыки в творчестве композиторов тесно связано с развитием инструментария исполнительных ансамблей и объединений. Таким объединением был симфонический оркестр, сформировавшийся во второй половине 18 века. Ни один инструмент, который входил в симфонический оркестр, не был новым — изменились только его функции.

ВЕ́НСКАЯ КЛАССИ́ЧЕСКАЯ ШКО́ЛА, вен­ская клас­си­ка (нем. Wiener Klassik), сти­ле­вое на­прав­ле­ние в ев­роп. му­зы­ке, по­ло­жив­шее на­ча­ло клас­си­ко-ро­ман­тич. эпо­хе 2-й пол. 18 – 19 вв. Пред­ста­ви­те­ли – Й. Гайдн, В. А. Мо­царт, Л. ван Бет­хо­вен, ра­бо­тав­шие в Ве­не. В. к. ш. пре­ем­ст­вен­но свя­за­на с бер­лин­ской шко­лой , ман­гейм­ской шко­лой , а так­же ран­ней вен­ской шко­лой (Г. К. Ва­ген­зейль, М. Г. Монн, И. Г. Рой­тер, Й. Стар­цер), со­ста­вив­ши­ми эпо­ху, пе­ре­ход­ную от муз. ба­рок­ко к муз. клас­си­ке (см. так­же Га­лант­ный стиль ). Во­бра­ла опыт итал. и франц. опе­ры 18 в., нем. и австр. зинг­шпи­ля . В раз­ное вре­мя и в раз­ной сте­пе­ни ис­пы­тав влия­ние И. С. Ба­ха и его сы­но­вей, Г. Ф. Ген­де­ля, Дж. Б. Сам­мар­ти­ни, К. В. Глю­ка (на­чав­ше­го свою опер­ную ре­фор­му в Ве­не в 1760-х гг. и за­вер­шивше­го её в Па­ри­же), Й. А. Бен­ды, И. Шо­бер­та, вен­ские клас­си­ки обоб­щи­ли весь пред­ше­ст­вую­щий опыт муз. иск-ва и сфор­ми­ро­ва­ли свой собств. стиль, от­ра­зив­ший подъ­ём нем. и австр. куль­ту­ры, идеи ев­роп. Про­све­ще­ния. В. к. ш. род­ст­вен­на вей­мар­ской клас­си­ке в лит-ре (И. В. Гё­те, Ф. Шил­лер; см. Вей­мар­ский клас­си­цизм ), име­ет па­рал­ле­ли в ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­ни эпо­хи (клас­сич. нем. фи­ло­со­фия). От­час­ти со­гла­су­ясь со сти­ле­вой сис­те­мой клас­си­циз­ма , об­щей для раз­ных ви­дов иск-ва и ори­ен­ти­ро­ван­ной на ка­но­ны ан­тич­ной ху­дож. клас­си­ки, творч. дос­ти­же­ния В. к. ш. не­за­ви­си­мы от ан­тич­но­сти (муз. па­мят­ни­ков ко­то­рой поч­ти не ос­та­лось) и са­ми об­ра­зу­ют цен­но­ст­ную вер­ши­ну ев­ро­пей­ско­го муз.-ис­то­рич. про­цес­са.




Венские классики вошли в мировую историю музыки как крупнейшие реформаторы музыкального жанра. Их творчество не только уникально само по себе, оно ценно еще и тем, что определило дальнейшее развитие музыкального театра, жанров, стилей и направлений. Их сочинения заложили основу того, что в наше время принято считать классической музыкой.

Общая характеристика эпохи

Этих авторов объединяет то, что они творили на рубеже двух крупнейших культурно-исторических эпох: классицизма и романтизма. Венские классики жили в переходное время, когда шел активный поиск новых форм не только в музыке, но и художественной литературе, живописи, архитектуре. Все это во многом определило направление их деятельности и проблематику сочинений. XVIII - первая половина XIX века ознаменовались серьезными политическими потрясениями, войнами, которые в буквальном смысле перевернули карту Европы и оказали сильнейшее воздействие на умы современной интеллигенции и образованных кругов общества. Не стали исключением и венские классики. Например, общеизвестен тот факт, что наполеоновские войны очень сильно повлияли на творчество Бетховена, который в своей знаменитой 9 симфонии ("Хоральной") провел мысль о всеобщем единении и мире. Это был своеобразный ответ на все те катаклизмы, которые потрясли европейский континент в рассматриваемое нами время.

венские классики

Культурная жизнь

Венские классики жили в период, когда барокко отошло на второй план, и ведущую роль стало играть новое направление. Оно стремилось к гармонии форм, единству композиции и поэтому отказалось от пышных форм предыдущей эпохи. Классицизм стал определять культурный облик многих европейских государств. Но вместе с тем уже тогда наметилась тенденция к преодолению жестких форм этого течения и созданию сильных произведений с элементами драмы и даже трагедии. То были первые признаки появления романтизма, который определил культурное развитие всего 19 века.

Реформа оперы

Венские классики сыграли определяющую роль в развитии всех музыкальных жанров рассматриваемого периода. Каждый из них, если можно так выразиться, специализировался на каком-либо одном стиле или музыкальной форме, но все их достижения вошли в золотой фонд мировой музыки. Глюк (композитор) был крупнейшим и одним из самых известных авторов своего времени. Его роль в развитии театра трудно переоценить: ведь именно он придал жанру оперы тот законченный вид, в котором мы его знаем теперь. Заслуга Кристофера Глюка состоит в том, что он первый отошел от понимания оперы как произведения для демонстрации вокальных способностей, но подчинил музыкальное начало драматургии.

глюк композитор

Значение

Глюк - композитор, который сделал оперу настоящим спектаклем. В его произведениях, а также в сочинениях его последователей вокал стал во многом зависеть от слова. Сюжет и композиция, а самое главное - драма, стали определять развитие музыкальной линии. Таким образом, опера перестала быть исключительно развлекательным жанром, но превратилась в серьезный вид музыкального творения со сложной драматургией, интересными, с психологической точки зрения, персонажами, увлекательной композицией.

Произведения композитора

Следующий этап развития

детская симфония гайдна

Особенности творчества

Характерной чертой произведений Йозефа Гайдна была их связь с фольклором. В работах композитора очень часто можно услышать песенно-танцевальные мотивы, которые и сделали его работы такими узнаваемыми. В этом отразилось мироощущение автора, который во многом подражал Моцарту, считая его лучшим композитором в мире. У него он и заимствовал радостные светлые мелодии, которые сделали его работы необыкновенно выразительными и яркими по звучанию.

Другие работы автора

Наиболее знаменитые сочинения

Общая характеристика творчества Моцарта

Это один из самых известных авторов музыки, который до сих пор пользуется необыкновенной популярностью поклонников классики и любим во всем мире. Успех его сочинений объясняется тем, что они отличаются логической стройностью и завершенностью. В связи с этим многие исследователи относят его творчество к эпохе классицизма. Однако другие считают, что венский композитор стал предвестником романтизма: ведь в его произведениях уже отчетливо наметилась тенденция к изображению сильных незаурядных образов, а также глубокая психологическая проработка персонажей (речь в данном случае идет об опере). Как бы то ни было, но сочинения маэстро отличаются глубиной и вместе с тем необыкновенной легкостью восприятия, драматизмом и оптимизмом. Они легки и доступны для восприятия каждого, но одновременно очень серьезны и философичны по своему содержанию и звучанию. Именно в этом и заключается феномен его успеха.

музыка моцарта

Оперы композитора

Венская классическая школа сыграла определяющую роль в развитии оперного жанра. Огромная заслуга в этом принадлежит Моцарту. Спектакли, поставленные на его музыку, до сих пор пользуются огромной популярностью и любовью не только истых меломанов, но и массовой публики. Пожалуй, это единственный композитор, чью музыку так или иначе знают все, даже если имеют самое отдаленное представление об его творчестве.

концерт моцарта

Отдельные произведения

венский композитор

Кратко о творчестве Бетховена

Этот композитор всецело принадлежит к эпохе господства романтизма. Если Иоганн Амадей Моцарт стоит как бы на пороге классицизма и нового направления, то Людвиг Ван Бетховен полностью перешел на изображение сильных страстей, мощных чувств и незаурядных личностей в своих произведениях. Он стал, пожалуй, самым ярким представителем романтизма. Показателен тот факт, что, обращаясь к драматическим, трагическим темам, он написал всего одну оперу. Главным же жанром для него оставались симфонии и сонаты. Ему принадлежит заслуга в реформировании этих сочинений, так же, как Глюк в свое время преобразовал оперный спектакль.

Яркой особенностью творчества композитора было то, что главной темой его произведений являлось изображение мощной, титанической воли личности, которая огромным усилием воли преодолевает трудности и все преграды. Также много места Л. В. Бетховен в своих сочинениях отводил теме борьбы и противостояния, а также мотиву всеобщего единения.

Некоторые факты биографии

Он происходил из семьи музыкантов. Его отец хотел, чтобы мальчик стал знаменитым композитором, поэтому занимался с ним, прибегая к довольно суровым методам. Возможно, именно поэтому ребенок вырос мрачным и суровым по натуре, что впоследствии сказалось на его творчестве. Бетховен работал и жил в Вене, где занимался с Гайдном, но эти занятия очень быстро разочаровали и ученика, и учителя. Последний обращал внимание на то, что у молодого автора преобладают довольно мрачные мотивы, что в то время было не принято.

л в бетховен

Биография Бетховена кратко повествует также о периоде его увлечения освободительной борьбой. Наполеоновские войны он поначалу принял с воодушевлением, однако впоследствии, когда Бонапарт провозгласил себя императором, отказался от мысли писать в его честь симфонию. В 1796 году Людвиг стал терять слух. Однако это не прервало его творческую деятельность. Уже будучи совершенно глухим, он написал свою знаменитую 9 симфонию, которая стала настоящим шедевром в мировом музыкальном репертуаре. Биография Бетховена (кратко рассказать об этом невозможно) содержит также информацию о дружбе маэстро с выдающимися людьми своего времени. Несмотря на замкнутый и резкий характер, композитор дружил с Вебером, Гете и другими деятелями эпохи классицизма.

Наиболее известные произведения

лунная соната

Девятая симфония

биография бетховена кратко

Значение венской школы

Читайте также: