Какую роль в воплощении авторской идеи играют внутренние монологи раскольникова кратко

Обновлено: 05.07.2024

Внутренние монологи Раскольникова диалогичны по смыслу, он часто обращается к себе, как ко второму лицу:

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Известие о замужестве Дуни стало катализатором для преступных замыслов, этому отводится целая глава в первой части.

После смерти Мармеладова он убеждает себя:

Но в последней части он снова спрашивает себя про отношения с близкими:

И понимает, что его мнение и поступки неразрывно связаны с остальными:

Добровольно отправляется в полицейский участок, чтобы через наказание снова стать обычным человеком.

Преступление Раскольникова – результат социальных и психологических условий его жизни, многие анализируют его поступки очень механистично, исходя из здравых размышлений. По пунктам описывают его теорию превосходства, но нельзя не учитывать его возбуждённое, лихорадочное состояние, о котором Достоевский постоянно напоминает.

В современной психотерапии усиливается тенденция не только медикаментозного лечения подобных больных, но и активного самоизлечения и социализации. Возможно, мы видим, как Достоевский предвосхитил гуманистические ориентиры XXI века, когда доктор сочувствует и соучаствует в жизни пациента.

Загадочные, широкие, неоднозначные, внутренне противоречивые… Та­ков и Родион Раскольников — главный герой романа.

Писатель мастерски включил в композицию романа внутренние моно­логи, в которых передал духовную жизнь Родиона Романовича в непрерыв­ной смене его мыслей, чувств, воспоминаний.

Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а за­тем и на преступление?

Но герой вдруг задумывается. И ход его мыслей меняется. Он уже со­мневается в своих выводах и приходит к противоположному утвержде-

Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей тео­рии, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убий­ства до признания — это напряженный внутренний монолог, не прекра­щающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния — всё это ложится невыноси­мым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников.

Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла!

Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувство­вать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал мно­гомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обнов­ления и перерождения.

И я, так долго бывшая свидетелем напряженной борьбы рассудка и совести Родиона Раскольникова, его мучительных сомнений, колебаний, страданий, рада нравственному очищению души героя в результате сми­рения и покаяния, веры в жизнь. В сознании Родиона Романовича выраба­тывается что-то другое.

Рецензия

Содержание сочинения личностно и глубоко раскрывает тему, подчерки­вая исповедальное начало как способ самораскрытия души главного героя романа. В рассуждении о роли внутреннего монолога в создании характе­ра Родиона Раскольникова умело и удачно использован текст романа, акцен­тирующий внимание на основной мысли сочинения, подчеркивающий ее.

Рассуждение строится логично, последовательно. Сочинение отличается композиционной завершенностью, разнообразием языковых конструкций и может служить образцом стилистической, речевой и языковой грамотности.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

“Каждый человек – это целый мир”, – утверждал Федор Михайлович Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каждый человек – это еще и тайна, в особенности русский человек. Не случайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: “Может быть, точно, всякий человек – загадка”. “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля”, – говорит один из героев романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Загадочные, широкие, неоднозначные,

“Ну зачем теперь я иду? Разве я способен на это?” – рассуждает Раскольников по пути к дому старухи-процентщицы. “О боже, как это все отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце!

Главное: грязно, пакостно, гадко!” – говорил он, выходя от нее.

Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а затем и на преступление?

В три последних дня перед убийством его мысли и душа особенно близко сталкиваются с трагедией жизни в страшном и жестоком мире. Сколько боли и горечи звучит в монологе Родиона после посещения семьи Мармеладовых. За судьбой Сони, вынужденной продавать себя ради жизни близких людей, перед Раскольниковым встает судьба человечества и человека униженного, оскорбленного и доведенного до нищеты.

По его мнению, подло и мерзко это существование, когда жизнь покупается такой ценой: “Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж сумели выкопать! и пользуются! Вот ведь пользуются же!

И привыкли. Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец – человек привыкает!”

Но герой вдруг задумывается. И ход его мыслей меняется. Он уже сомневается в своих выводах и приходит к противоположному утверждению: “…Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное все – предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть!”

Если согласиться с Раскольниковым, что такое состояние жизни не подлость, то и поступок Сони можно оправдать, так как “неразрешимость” ситуации зависит не от нее, а от состояния окружающего мира. В чем же виновата эта девушка, которая пожертвовала собой ради спасения сестер и брата?

В чем же виноваты эти Дети? За какие грехи наказаны такой страшной судьбой? Нет, бедствия человечества порождены не извечной подлостью, людской, а скорее всего покорностью большинства насилию немногих. Значит, и спасти человечество способен властитель, который желает добра людям и поведет их к счастью, даже нарушая нравственные законы.

Примерно так движется мысль Раскольникова: обретение власти, защита “униженных и оскорбленных” от насилия насилием, но с благой целью – так путем, долгих раздумий рождается его теория. И в монологах-размышлениях, после чтения письма матери, встречи с пьяной девочкой на бульваре вновь живая боль за человека перекликается с мыслью: “Так тому и следует быть!”

Постоянно сознание Родиона Раскольникова как бы раздваивается: он все время спорит сам с собой. В этом и заключается своеобразие внутреннего монолога героев Достоевского – его диалогичность. “На какое дело покуситься и в то же время каких пустяков боюсь!”

Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей теории, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убийства до признания – это напряженный внутренний монолог, не прекращающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это ложится невыносимым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа – идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя – Раскольников.

Внутренние монологи помогают также понять, почему Родион пришел с повинной, хотя был убежден в правоте своей теории. Он пришел к людям, к жизни. И его внутренний монолог подтверждает это: “Довольно!

Прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь провидения. Есть жизнь! Не умерла еще моя жизнь вместе со старою старухой!”

Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла!

Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувствовать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал многомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обновления и перерождения.

И я, так долго бывшая свидетелем напряженной борьбы рассудка и совести Родиона Раскольникова, его мучительных сомнений, колебаний, страданий, рада нравственному очищению души героя в результате смирения и покаяния, веры в жизнь. В сознании Родиона Роман (бессмертное произведение)овича вырабатывается что-то другое.

“…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне обновившимся существом своим…”

Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова (по роману Ф. М

Загадочные, широкие, неоднозначные, внутренне противоречивые… Та-ков и Родион Раскольников — главный герой романа.

Писатель мастерски включил в композицию романа внутренние моно-логи, в которых передал духовную жизнь Родиона Романовича в непрерыв-ной смене его мыслей, чувств, воспоминаний.

Что же толкает Родиона Раскольникова на такие размышления, а за-тем и на преступление?

Но если Родион Раскольников не понимает бесчеловечности своей тео-рии, то Достоевский всем содержанием романа опровергает идею главного героя душой и мыслями самого Родиона, его совестью. Весь месяц от убий-ства до признания — это напряженный внутренний монолог, не прекра-щающийся ни на секунду. Муки совести, леденящий душу страх сознание бессмысленности совершенного злодеяния — всё это ложится невыноси-мым гнетом на душу Родиона, помогает раскрыть одну из главных идей романа — идею раскола, которая находит свое воплощение и в фамилии героя — Раскольников. Материал с сайта

Да, жизнь Родиона Раскольникова не умерла!

Создавая характер своего героя, Ф. М. Достоевский, обладавший как художник-психолог редчайшим, исключительным даром видеть и чувство-вать, с помощью внутреннего монолога поразительно чутко передал мно-гомерность и неисчерпаемость человеческой души, ее способность обнов-ления и перерождения.

И я, так долго бывшая свидетелем напряженной борьбы рассудка и совести Родиона Раскольникова, его мучительных сомнений, колебаний, страданий, рада нравственному очищению души героя в результате сми-рения и покаяния, веры в жизнь. В сознании Родиона Романовича выраба-тывается что-то другое.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • цитаты сомнений раскольникова перед убийством
  • роль внутреннего монолога в создании характера раскольникова
  • мысли раскольникова после чтения письма матери
  • коли действительно не подлец род человеческий
  • монолог раскольникова часть 6

женился на
Катерине Ивановне
, бедной вдове с детьми; он боготворит свою дочь Сонечку, понимая все величие её жизни, отданной за других).

Монолог Мармеладова из фильма Преступление и наказание

И в пьяной его речи, произнесенной в трактире, слышится вера евангельского мытаря, который был ближе к Богу, чем самодовольный, праведный фарисей. Когда трактирщик сказал, что жалеть его, Мармеладова, незачем, – он ответил:

От этой изумительной, по силе, речи пьяного Мармеладова веет чем-то евангельским. Почти все наши писатели, начиная с Карамзина , проповедовали любовь к людям, но ни у кого не достигала проповедь этой любви такой силы и проникновенности, как у Достоевского.

В этой речи раскрывается вся богатая душа Мармеладова, – персонажа, похожего на героя Островского ,
Любима Торцова
. И мы понимаем,
кто
воспитал Соню в её высоком идеализме. В этой речи мы можем усмотреть идею романа : она светится духом самоотверженного примирения с жизнью и смирения.

Раскольников

Место действия — Санкт-Петербург, лето 1866 года.

Наш главный герой: Раскольников Родион Романович — студент юридического факультета, несколько месяцев назад бросил учёбу за отсутствием денег. Проживает в очень маленькой каморке, у хозяйки, которой он давно не платил, и должен был денег.

Родион замечательно хорош собой, высок, строен, но одет почти в лохмотьях и не ел уже второй день. Он вышел в жаркий пыльный каменный мешок Петербурга, в отвратительный ему квартал, полный распивочных и пьяниц.

Последний месяц у него не выходит из головы мысль о преступлении.

Он задумал страшное дело — убийство и ограбление старухи-проценщицы, род деятельности которой состоит в том, чтобы ссуждать какую-то сумму денег под залог различных вещей ювелирной природы на несколько месяцев. И каждый месяц брать 10% за хранение. А когда срок выходил, или проценты не платили, то заложенную вещь старуха продавала.

Родион свои мысли об убийстве называет фантазиями и не верит, что он решиться на это, хотя он продумывает каждую деталь, и вот сейчас он шел именно к ней, к старухе, для последней проверки.

Месяц назад он принёс старухе серебряное кольцо, а сегодня принёс ей серебряные часы, за которые она дает лишь полтора рубля, что взбешивает Родиона. Мало того, учитывая уплоченные проценты выходит лишь рубль пятнадцать копеек. Он внимательно следил за тем, как и откуда старуха достает ключи, слушал, что она открывала в соседней комнате и запоминал.

После денежных расчетов и недолгого размышления, Родион говорит старухе, что скоро принесет ей в залог серебряную папиросочницу, с тем и уходит.

Раскольников вышел от старухи восклицая про себя, что его задумка пакостна, гадка и он сожалел, что раздумывал о ней целый месяц. Он решил от неё отказаться.

Рассказ Мармеладова

Идя домой, Раскольников заходит в распивочную, купить себе стакан холодного пива да сухарь. Строго говоря в распивочную он входит впервые. Хотя обычно он избегал общества людей, он вдруг заинтересовался одним гостем распивочной, и тот, в свою очередь заинтересовался им.

Это был Мармеладов. Его суть сводилась к тому, что он был пьяница. Мармеладов отставной чиновник, лет пятидесяти, плотного сложения, с большой лысиной. В глазах его мелькала некая восторженность, пожалуй были осмысленность и ум, но также и толика безумия. На окружающих а распивочной он глядел со скукой и долей пренебрежения, но на Раскольникова он глядел с большим интересом, к которому и обратился с такой витиеватой речью:

А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником. Мармеладов — такая фамилия; титулярный советник. Осмелюсь узнать, служить изволили?

Мармеладов рассказал свою историю. Что пьет он не веселья ради, а только для скорби, для желания страдания.

Месяц назад его супругу избил Лебезятников, а он лежал пьяный. Он уже пятую ночь ночевал (бомжевал) на Неве, на сенных барках. Что дочь его живет по Желтому билету (паспорт проститутки с отметками докторов и полицмейстера)

Мармеладов себя считает свиньей, подлецом. Рассказал про супругу свою — Катерину Ивановну, дочь штабного офицера, образованную и воспитанную. С детства грудью слабой и наклонной к чахотке(туберкулезу), и что он пропил её чулки, не башмаки даже — чулки. Косынку из козьего пуха пропил (и она в эту зиму простудилась и кашлять стала уже кровью)

Что живут с ними также трое маленьких детей от первого брака Катерины Ивановны, а также уже взрослая дочь от первого брака Мармеладова.

Супруга воспитывалась в благородном дворянском институте. Дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить, и когда прибил ее за то Лебезятников, то не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла.

Что первый муж Катерины Ивановны был пехотный офицер, которого любила та чрезмерно. Но тот пустился в карты, попал под суд и с тем и помер. И хотя под конец бивал он её, и она ему это не спускала, но до сих пор вспоминает его со слезами. После его смерти она оказалась в такой беспросветной нищете, что образованная и воспитанная, и фамилии известной вышла за него, за Мармеладова, замуж ибо идти более было некуда.

Что первое время он не пил, а как потерял место, да не по своей вине, а по изменению штатов, то и запил. И после долгих бедствий и странствий полтора года назад они очутились в Петербурге, где он достал место, и потерял уже по своей вине, ибо дошел до черты.

Рассказывал про свою дочь Сонечку, кроткое, безответное создание с бледненьким худеньким лицом. Мармеладов утверждает, что честная девушка, без особых талантов не покладая рук, стиркой, мойкой да шитьем, заработает не более 15 копеек в день.

А Дарья Францевна, женщина злонамеренная и полиции многократно известная, уже раза три приходила через хозяйку звать её в бордель.

Тут Мармеладов особенно о

И вот часу этак в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла. Пришла, и прямо к Катерине Ивановне, и на стол перед ней тридцать целковых молча выложила. Ни словечка при этом не вымолвила, хоть бы взглянула, а взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок, накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело всё вздрагивают.. И затем Катерина Ивановна, также ни слова не говоря, подошла к Сонечкиной постельке и весь вечер в ногах у ней на коленках простояла, ноги ей целовала, встать не хотела, а потом так обе и заснули вместе, обнявшись… А Мармеладов, как и давеча, в том же виде и лежал-с.. пьяненкий-с.

С тех пор по одному неблагоприятному случаю и по донесению неблагонамеренных лиц Софья Семеновна принуждена была получить желтый билет и переехать жить отдельно. И заходит к ним Сонечка теперь более в сумерки, и Катерину Ивановну облегчает, и средства посильные доставляет..

И в продолжение всего того райского дня моей жизни и всего того вечера я и сам в мечтаниях летучих препровождал: и то есть как я это всё устрою, и ребятишек одену, и ей спокой дам, и дочь мою единородную от бесчестья в лоно семьи возвращу… И многое, многое… Позволительно, сударь. Ну-с, государь ты мой (Мармеладов вдруг как будто вздрогнул, поднял голову и в упор посмотрел на своего слушателя), ну-с, а на другой же день, после всех сих мечтаний, к вечеру, я хитрым обманом, как тать в нощи, похитил у Катерины Ивановны от сундука ее ключ, вынул что осталось из принесенного жалованья, 12 рублей, и вот-с, глядите на меня, все! Пятый день из дома, и там меня ищут, и службе конец, и вицмундир в распивочной у Египетского моста лежит, взамен чего и получил сие одеяние… и всему конец!

Мармеладов стукнул себя кулаком по лбу, стиснул зубы, закрыл глаза и с минуту так сидел, потом лицо его вдруг изменилось и он с напускным лукавством проговорил:

А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить! Хе-хе-хе! — Неужели дала? — крикнул кто-то со стороны из вошедших, крикнул и захохотал во всю глотку. — Вот этот самый полуштоф-с на ее деньги и куплен, — Мармеладов показал на бутылку водки, которую он распивал в течение рассказа, — Тридцать копеек вынесла, последние, всё что было… Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела… Так не на земле, а там… о людях тоскуют, плачут, а не укоряют, не укоряют! А это больней-с, больней-с, когда не укоряют. Тридцать копеек, да-с. А ведь и ей теперь они нужны, а? Как вы думаете, сударь мой дорогой? Ведь она теперь чистоту наблюдать должна. Денег стоит сия чистота, особая-то, понимаете? Понимаете? Ну, там помадки тоже купить, ведь нельзя же-с; юбки крахмальные, ботиночку эдакую, пофиглярнее, чтобы ножку выставить, когда лужу придется переходить.

Понимаете ли, понимаете ли, сударь, что значит сия чистота?

Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с. Ну, кто же такого, как я, пожалеет? ась? Жаль вам теперь меня, сударь, аль нет? Говорите, сударь, жаль али нет? Хе-хе-хе-хе! Он хотел было налить, но уже нечего было. Полуштоф был пустой.

Да чего тебя жалеть-то? — крикнул хозяин, очутившийся опять подле них.

Раздался смех и даже ругательства. Смеялись и ругались слушавшие и неслушавшие, так, глядя только на одну фигуру отставного чиновника.

— Жалеть! зачем меня жалеть!

Рассудил! — Заврался! — Чиновник!

И проч., и проч. Дальше Раскольников отводит Мармеладова домой. Тот не входя в комнату, пропихивает вперед Родиона, а сам бухается в дверном проеме на коленки. Поначалу Катерина Ивановна не замечает мужа, и думает, что Родион пришел еще к кому-то, т.к. комната проходная, но потом его видит и начинается скандал, на который сбегается весь дом. Катерина Ивановна кричит, таскает мужа за волосы, тот совсем никак не сопротивляется.

Раскольников спешно уходит. Уходя, он сует руку в карман, загребает сколько приходится медных денег с разменянного в распивочной рубля, и неприметно кладет на окошко. Потом уже на лестнице он одумывается и хочет было воротиться.

Он задумывается. — Ну а коли я соврал? Коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род то есть человеческий, то значит, что остальное всё — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть.

Мармеладов — пьяница. Он обуза для своей семьи. Его жена и дети голодают, его дочь вынуждена была продаться в бордель, чтобы помочь семье, а сам он из дома тащит последнее. Он пропил женины даже чулки. Пропил косынку, хотя она чахоточная и подвержена болезням. В один момент, когда Соня становится проституткой, Мармеладов собирает остатки сил, взывает к жалости своего бывшего начальника и таки устраивается на работу. Однако только до первой получки, когда его слабость берет своё и он рушится на дно стакана, пропивает и зарплату и вицмундир.

Мармеладов очень слаб. Но слаб не физически, нет. Один месяц он всё же отработал и зарплату получил, следовательно работать он может даже сейчас. Но он слаб духом. Он не может преодолеть пьянство. Чтобы подвигнуть его на кратковременный проблеск, его дочери надо было выйти на панель. Но не может же он каждый месяц, чтобы себя как-то мотивировать, отправлять по одной дочери на панель, да и нет у него их столько. А если он не может преодолеть свою слабость — значит он законченный человек. Ничего с ним не измениться, он уже отжил свое.

Слабость духа, плохо ли это? Другими словами, грех ли это со стороны Мармеладова? Может это только его личное дело, пить или не пить? Ответ на вопрос, что является личным, а что общественным, обычно довольно размыт, но в этом случае однозначен — слабость Мармеладова преступна: его семья голодает, а он тащит из дома последнее.

Мармеладов признает себя свиньей и подлецом. В принципе, уже только это хорошо. Он признает свой грех, он его видит, он лишь не может его преодолеть в силу своей слабости. Разве только это уже хорошо? Да, так как многие люди не только не признают своих плохих свойств, они их даже не видят. Этого у Мармеладова не отнять. Кроме того, Мармеладов на протяжении монолога рассуждает довольно трезво и нравственно.

Кроме того, в эпизоде, где он ходил к Соне за деньгами на опохмел, и где она вынесла ему последние 30 копеек на водку, он ощутил болезненный укол совести:

В заключительной части своего монолога, Мармеладов, довольно возвышенно, выразил такую мысль: себя и таких, как он, он считает недостойными Царствия Господня, однако, надеется, что его пожалеют и примут на небесах только потому, что он и не считает себя достойным оного. Оправданны ли его надежды?

Какова же причина этой слабости? Мармеладов родился слабым, стал им или таким его сделала окружающая действительность? Можно ли сделать так, и как сделать так, чтобы феномена Мармеладова в мире не существовало?

И тут же думает, а может и правда так и надо? Какая совесть, какая мораль, может это всё лишь предрассудки? Предрассудок — это когда, например, человек боится грома, но если ему рассудительно объяснить, что это лишь звук, то он его боятся перестанет. Может так и тут? Может и порицание проституции — это тоже предрассудок? И нет никакой совести и морали, а стало быть и убить можно, лишь бы только всё продумать, чтобы тебя не поймали? Эту мысль Раскольников фиксирует.
Следующая часть:

Читайте также: