Что такое валидный инструментарий в доу

Обновлено: 30.06.2024

1) Под критериемпони­мается признак, на основании которого производится оценка, опре­деление или классификация чего-либо.

Критерий — это мерило суж­дения, оценки. Критерий указывает на наличие того или иного свой­ства у объекта, явления или процесса. Например, критерии компетентности детей старшего дошкольного возрас­та в области здоровья могут быть определены следующим образом.

1. Интерес ребенка к содержанию бесед, игровых задач и проблем­ных ситуаций, связанных со здоровьем, здоровым образом жизни.

2. Проявление интереса в самостоятельной деятельности дошколь­ника.

5. Полнота и глубина знаний и решений, здоровьесберегающая эрудированность.

6. Применение здоровьесберегающих знаний, умений, навыков ре­бенком в повседневной жизни, поведении

7. Самостоятельность применения здоровьесберегаюших знаний, умений, навыков.

В мониторинге к критериям предъявляется одно, но чрезвычайно важное требование — критерий должен позволять производить измере­ние. Некоторые критерии имеют очень слабую динамику, и их изме­рение имеет смысл производить один раз в несколько лет.

Следует понимать, что критерии мониторинга выполняют функ­ции ориентиров для воспитателя.

Необходимо осознавать, что откло­нение полученных результатов от намеченных стандартов или норма­тивов не требует стремительного изменения и вмешательства в про­цесс развития ребенка, а предполагает комплексный анализ качества процессов и условий, обеспечивающих полученные результаты.

Проблема нормирования при оценке результатов диагностики за­ставляет искать новые содержательные критерии. Как отмечает Г. А. Берулава, в качестве оценки получаемых результатов должен ис­пользоваться не балл (или любая другая уровневая оценка), не срав­нение испытуемых между собой, а степень подготовленности каждого ребенка к выполнению определенного критериального задания, то есть компетентность субъекта.

По существу, этот подход заставляет принципиально пересмотреть и способы обработки результатов диа­гностики. Приоритетным становится именно качественный анализ результатов диагностики, который позволяет выявлять достижения ре­бенка, его трудности, особенности его развития.

2) Следующим шагом после выработки критериев мониторинга явля­ется определение методов,применение которых позволит получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Рассмотрим характеристики данных методов и особенности их ис­пользования.

К формализованным методам относятся

методы проективной техники и

Для них ха­рактерны определенная регламентация, объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невме­шательство исследователя в деятельность испытуемого и другое), стан­дартизация (установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов), надеж­ность и валидность. Эти методики позволяют собрать диагностичес­кую информацию в относительно короткие сроки и в таком виде, который дает возможность количественно и качественно сравнивать индивидов между собой.

В рамках мониторинга достижений детей в детском саду специа­листами могут быть использованы тесты и методы проективной тех­ники. Кратко охарактеризуем возможность их использования в дея­тельности воспитателя.

Реализация тестовых методик в психолого-педагогической работе может быть осуществлена как воспитателем, так и педагогом-психологом. Это определяется направленностью теста (на измерение какого качества он направлен) и готовностью специалиста к использованию тестовых методик.

Предметные тесты позволяют получить информацию по таким критериям математического образования старших дошкольников, как степень освоения ребенком

умений сосчитывать и сравнивать группы предметов по числу,

составлять (практически) числа из двух меньших в пределах 10,

решать простые логические и арифметические задачи.

В свою очередь аппаратурные тесты (реактометры, рефлексометры и т.д.), требующие применения специальных технических средств или специального оборудования, чаще всего используют педагоги-психо­логи и дефектологи в детском саду.

К малоформализованным методам относятся

анализ продуктов деятельности.

Эти методы дают очень ценные све­дения о ребенке, особенно когда предметом изучения выступают такие явления, которые мало поддаются объективизации (например, цен­ностные ориентации, отношение ребенка к различным явлениям) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.).

Следует иметь в виду, что мало-формализованные методики очень трудоемки; только наличие высо­кого уровня культуры проведения при наблюдении, беседах с детьми помогает избежать влияния случайных и побочных факторов на результаты обследования или испытания.

Более подробно мы рассмот­рим наблюдение — ведущий метод проведения образовательного мо­ниторинга в детском саду.

Наблюдение является незаменимым при первичной ориентировке в реальности. Поскольку этот метод по сути своей направлен на изу­чение индивидуального, уникального в психике, он дает преимущест­венно качественные характеристики изучаемого явления.

Наблюдение позволяет описать конкретную картину проявлений развития, предо­ставляет много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребен­ка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге. Чаще всего используется метод включенного наблюдения, когда педагог (он же наблюдатель) включен в процесс взаимодействия с теми, за кем на­блюдает.

В завершение хотелось бы отметить, что малоформализованные диагностические методики не следует противопоставлять фомализованным методикам: как правило, они взаимно дополняют друг друга.

Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированное у ребенка того или иного параметра оценки. Важно отметить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.

Основные диагностические методы педагога образовательной организации:

• проблемная (диагностическая) ситуация;

Формы проведения педагогической диагностики :

Описание инструментария по образовательным областям

1. Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками, в природе.

Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.

2. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.

Методы: беседа, проблемная ситуация.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

3. Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Знает свои имя и фамилию, имена родителей.

Форма проведения: индивидуальная.

2. Умеет 1руппировать предметы по цвету, размеру, форме.

Методы: проблемная ситуация.

Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.

1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение.

Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник, заготовка ваза.

Форма проведения: подгрупповая.

1. Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.

Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.

Форма проведения: подгрупповая. групповая.

Аналитическая справка по результатам диагностики коррекционной группы ПМПК в МБДОУ №207 В коррекционной группе в феврале 2014года была проведена диагностика уровня развития речи детей. По итогам диагностики было.

Игровая терапия как средство диагностики и коррекции детей Оказание психологической помощи детям, испытывающим трудности в развитии - одна из важнейших задач практической психологии. Эффективным.

Информационная справка по итогам диагностики познавательной деятельности Во исполнение плана работы на 2015/2016 учебный год, в соответствии с «Положением о системе оценки индивидуального развития детей (диагностике).

Методика одаренности диагностики Выявление интересов и склонностей ребенка - дело очень сложное, как и любая другая психодиагностическая работа. Учитель, воспользовавшись.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению. А.С. Роньжина.

Диагностика уровня адаптированности ребенка к дошкольному учреждению.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Е.А. Стребелева.

Изучение уровня познавательного развития.

Диагностический альбом для исследования особенностей познавательной деятельности. Н.Я Семаго, М.М. Семаго

Исследования особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Экспресс-диагностика в детском саду, Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко

Диагностика развития психических процессов у детей дошкольного возраста. (3-7 лет).

Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года). Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

Выявление уровня развития познавательных процессов у детей раннего возраста (понимание речи, общая осведомленность, сенсорное развитие (умение различать цвета, величину, форму), умение группировать предметы, развитие мелкой моторики.

Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения. Семаго Н., Семаго М.

Оценка готовности ребенка к началу школьного обучения

Оценка стартовой готовности ребенка к успешному обучению в начальной школе.

Диагностика уровня адаптированной ребенка к дошкольному учреждению. А.С. Роньжина

Определение уровня адаптированной ребенка к ДОУ

Определение особенности эмоционального состояния ребёнка.

Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.

Беседа о школе. Модифицированная методика Т.А. Нежновой, А.Л. Венгкра, Д.Б. Эльконина.

Выявление сформированности внутренней позиции школьника, выявление мотивов учения.

Выявление умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, взаимно контролировать действия друг друга, уметния договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли

Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.

Исследование уровня тревожности в дошкольном возрасте.

Выявление и уточнение преобладающих видов страха.

Определение круга значимого общения ребенка, особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы.

Изучение самооценки ребенка

Выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представление об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Диагностика психоэмоционального развития детей. Горбунова Е.А.

Определение уровня психоэмоционального развития детей.

Методика определения эмоциональной самооценки. А.В. Захаров

Определение эмоциональной самооценки.

Выявление состояний эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Методическая разработка адресована широкому кругу специалистов-дефектологов, лого-педов школьных, дошкольных и медицинских учреждений.

Methodological development is addressed to a wide circle of specialists-defectologists, logo-fag pre-school and medical institutions.

Своевременное, полноценное, всестороннее обследование ребёнка с нарушениями в интеллектуальном и речевом развитии необходимо для определения индивидуального образовательного маршрута, выбора методов и технологий развивающего обучения, про-гнозирования развития, разработки необходимых рекомендаций для родителей.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ

Обследование с помощью таблиц проводится с учётом индивидуальных особенно-стей детей и с учётом направленности на исследование того или иного психического про-цесса (восприятия, мышления, памяти) либо уровня школьных знаний. Использование данных таблиц помогает установить причины трудностей в обучении и характер имею-щихся отклонений в развитии. Так, например, при исследовании процесса восприятия от-мечаются индивидуальные особенности восприятия цвета, формы, величины, пространст-венных отношений, зрительно-моторной координации, сформированность наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. В результате исследования процесса вни-мания отмечаются такие особенности, как наблюдательность, концентрация, устойчи-вость, переключаемость, распределение и объём внимания обследуемого ребёнка. При ис-следовании памяти важно отметить состояние зрительной, слуховой, логической памяти ребёнка. Особое значение в определении психического статуса имеет исследование инди-видуальных особенностей процесса мышления ребёнка: понимание картин со скрытым смыслом, установление причинно-следственных связей, восприятие и понимание картин с изображением нелепых ситуаций, осмышление серий сюжетных картин, способность к обобщению, сравнению, классификации, исключению, установлению закономерностей, особенности словесно-логического мышления. Кроме того, практический материал позволяет исследовать уровень обучаемости ребёнка, меры необходимой помощи, запас и точность представлений об окружающем мире, а также исследовать эмоционально-волевую сферу и личность в целом, сформированность нравственных качеств личности и поведения.

Использование таблиц для исследования школьных знаний и навыков необходимо для определения дальнейшего индивидуального образовательного маршрута обследуемо-го, а также для выяснения причин, вызывающих трудности усвоения учебного материала (состоянием физического развития (снижением зрения, слуха, несформированностью мо-торики, нарушениями нервной системы) или несоответствием школьных требований ин-теллектуальным возможностям ребёнка. С помощью предложенных в практическом мате-риале таблиц и заданий по основным учебным предметам можно судить, что представляет для ребёнка наибольшую сложность, какие операции не сформированы, что помогает определить соответствие уровня знаний требованиям программы данной школы. Так, например, при исследовании учебных знаний по математике, необходимо выявить сформированность понятия о числе, владение счётными операциями, уровень владения прямым и обратным счётом, знание геометрических фигур, знание таблицы умножения, знание названий компонентов и результатов арифметических действий, владение аналитической деятельностью при решении задач. При исследовании навыков чтения и письма выявляется способность к обобщённому восприятию букв, устанавливается уровень техники чтения и осмышления прочитанного, а также определяется, на каких этапах обучения письму у ребёнка появляются затруднения и чем они вызваны. С этой целью обследуемому предлагаются задания на списывание букв, слогов, слов, фраз с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку.

Данные методики успешно используются при проведении психодиагностического обследования с целью определении уровня психического и интеллектуального развития обследуемого ребёнка.

Авторы делают акцент на раннюю диагностику нарушений познавательной дея-тельности, которая является чрезвычайно сложной, но и крайне необходимой, так как предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и позволяет более успешно и своевременно компенсировать данные нарушения.

Пособие предлагает комплекс методик, позволяющих осуществлять контроль за ходом психического развития детей, своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познава-тельной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.

Крайне важными в практической работе являются сформулированные авторами конкретные задачи психолого-педагогического обследования.

Кроме того, современная диагностика нарушений в развитии детей, по мнению ав-торов, должна учитывать ряд принципов.

Очень удобен в использовании в практической психодиагностической деятельно-сти универсальный диагностический инструментарий, изготовленный из экологически чистых материалов и отвечающий требованиям СанПиНа (Стребелева Е.А.). Его комплектация полностью соответствует требованиям методики и техническим заданиям автора. Несмотря на большое количество изделий, диагностические наборы очень компактные и лёгкие. Основная часть составляющих изготовлена по принципу сборно-разборного конструктора. Это позволяет проводить диагностическое обследование как в стационарных условиях, так и на выезде. Данное оборудование позволяет осуществлять комплексное обследование ребёнка и составить целостную программу коррекционной работы.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ

Обследование речевой деятельности ребёнка проводится с соблюдением опреде-лённой последовательности этапов и включает анализ основных компонентов речевой функциональной системы. К каждому заданию даётся инструкция, в которой ребёнку по-казывают примерный результат предстоящей ему речевой деятельности и способ дости-жения этого результата, то есть образец. Это обеспечивает расширение ориентировочной части, что важно для детей с ЗПР. При затруднении ребёнку оказывается помощь в виде побуждающих или уточняющих вопросов, контекстной подсказки, повторения инструк-ции, разбора образца.

Удобными при подведении итогов диагностики являются разработанные автором критерии оценки результатов обследования, отражающие правильность выполнения зада-ния и особенности процесса выполнения задания (принятие и понимание инструкции, принятие и использование помощи, возможность исправления ошибок).

С учётом особенностей познавательной деятельности детей с ЗПР (сниженная по-знавательная активность, особенности восприятия, внимания) при обследовании исполь-зуется разнообразие методов, побуждающих познавательную активность, стимулирующих концентрацию внимания (дидактические игры, упражнения, наглядный материал: картины, игрушки, схемы).

Кроме того, С.Е. Большова акцентирует внимание на том, что уровень развития де-тей с органическими поражениями головного мозга разной этиологии может существенно различаться в каждой возрастной группе. Нарушается у них также и системогенез, поэтому при разработке методики обследования невозможно предусмотреть степень недоразвития той или иной функции.

В каждом конкретном случае могут и должны быть использованы методики, рас-считанные на обследование различных функций у детей более раннего возраста. Методи-ка обследования, однако, должна быть ограничена и рассчитана на определённую возрас-тную категорию.

Автор предлагает основу методики логопедического обследования в виде схем ло-гопедического обследования ребёнка 3 – 6 лет и обследования ребёнка 2 – 3 лет, позво-ляющего осуществить диагностику задержки речевого (а также интеллектуального) разви-тия на раннем этапе.

Следующей отличительной особенностью данного материала является то, что он сопровождается схемой системного развития детской речи в норме. Опираясь на данную схему-таблицу, удобно проводить оценку соответствия речевого развития ребёнка возрас-тной норме, а также определение уровня недоразвития речи.

Использование данного материала позволяет определить речевой статус обследуемо-го ребёнка в течение минимального количества времени с учётом традиционных в логопедии приёмов обследования и принципа последовательного перехода от простого к сложному.

Углублённое обследование словарного запаса проводится только в тех случаях, ко-гда за время предварительной беседы с ребёнком выявляется лексико-грамматической стороны речи или жалобы на его проявления со слов родителей.

Отличительной особенностью языкового материала является его распределение на три группы в зависимости от уровня его лингвистической сложности и сроков появления в речи детей.

Нужно отметить, что уровни А, Б и В, включающие вербальный материал различной сте-пени сложности, не соответствуют напрямую уровням развития речи при ОНР по Р.Е. Левиной.

Преимущество данного диагностического материала, включающего систематизи-рованный языковой материал по уровням сложности в рамках каждого вида задания, со-стоит в том, что он позволяет специалисту обследовать детей самого широкого возрастно-го спектра с различной степенью тяжести речевой патологии и формировать языковые и речевые умения и навыки на адекватном материале в условиях систематических индиви-дуальных занятий.

При анализе структуры речевого дефекта обследуемого ребёнка существенным моментом является определение уровня владения сложными грамматическими единицами и структурами.

В процессе тестирования сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи – задания на их понимание.

Предварительное представление об уровне сформированности навыков письма и о характере ошибок можно получить, просматривая школьные тетради ученика и анализи-руя характер и частотность допускаемых ошибок.

Таким образом, в ходе диагностического обследования выявляется уровень готов-ности ребёнка к обучению чтению и письму или степень овладения им различными вида-ми чтения и письма. В этой связи выделяются два параметра:

Предложенный диагностический материал позволяет выяснить степень овладения навыком письма с учётом этапа обучения и требований школьной программы на момент обследования, а также выявить имеющиеся нарушения письма (характер и степень выра-женности специфических ошибок).

Автор методических рекомендаций по логопедической диагностике Р.И. Лалаева отмечает, что, подводя итоги диагностического обследования и формулируя логопедиче-ское заключение, логопед-дефектолог должен учитывать два критерия логопедической диагностики: симптомологический и клинико-педагогический. По её мнению, логопеди-ческая диагностика, ставящая перед собой коррекционно-развивающие задачи, должна рассматриваться в рамках существующих в логопедии классификаций (психолого-педагогической и клинико-педагогической), логопедическое заключение – с учётом пере-сечения этих двух классификаций. При формулировке логопедического заключения целе-сообразно также учитывать поэтапность обследования: от определения симптоматики ре-чевых расстройств, выявления нарушенных компонентов к уточнению механизмов и структуры речевого дефекта (т. е. формы нарушений речи).

В учебно-методическом пособии представлены схемы обследования детей с раз-личной речевой патологией.

Представленные в пособии материалы обследования детей с различными наруше-ниями речи, а также сведения о формировании ряда психических функций на ранних эта-пах онтогенеза способствуют качеству диагностики речевых расстройств и помогают осуществить дифференцированный подход в последующем коррекционном обучении.

Особое значение в диагностической деятельности имеют представленные в пособии разделы:

Формулирование логопедического заключения.
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи.
Многоуровневое логопедическое заключение, учитывающее три аспекта клас-сификации речевых нарушений: медицинский аспект (предлагает учёт того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже была сформирована); логопедический аспект (предполагает учёт того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетиче-ского, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя ре-чи): психологический аспект (предполагает учёт того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровожда-ется то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного развития рас-стройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства).
Многоуровневое логопедическое заключение является основным результатом диаг-ностической деятельности логопеда-дефектолога, в котором, на основе клинико-педагогической классификации, отражается следующее:

Таким образом, использование данного диагностического инструментария и принципов разноуровневого и дифференцированного подхода в диагностике детей позволяет сделать процесс обследования детей с различными интеллектуальными и речевыми расстройствами более эффективным и результативным.

Алалия (от греч. а — отрицательная частица и laliá— речь), отсутствие или огра-ничение речи у детей вследствие недоразвития или поражения речевых зон больших полушарий коры головного мозга.

Дизартрия (от греч. dys — приставка, означающая затруднение, нарушение, и arthróо — расчленяю, издаю членораздельные звуки), расстройство членораз-дельной речи, выражающееся затруднённым или искажённым произношением отдельных слов…

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Олигофрения — стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в пер-вую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или при-обретенной (деменция) органической патологией головного мозга.

Glossary of terms

Alalia- (from Greek and — negative particle and laliá — speech), the lack or limitation of speech in children because of the underdevelopment or destruction of speech zones of large hemispheres cortex of the brain.

Dysarthria (from Greek dys — prefix, meaning the difficulty of the violation, and arthróо — расчленяю, issued organized sounds), a disorder of articulate speech, expressed diffi-cult or distorted pronunciation of individual words.

Dislalia — violation of звукопроизношения with normal hearing and safe innervation аrtikulatory of the machine.

Delay of mental development (abbrev. RRP) — is a violation of the normal rate of mental development, when certain mental functions (memory, attention, thinking, emotional-volitional sphere) are lagging behind in their development of psychological norms for this age.

General underdevelopment of speech (NRO) — a variety of complex speech disorder in which violated the formation of all the components of the voice system, that is the sound side (phonetics) and the semantic side (vocabulary, grammar).

Mental retardation — lasting, irreversible underdevelopment of the level of mental, first of all intellectual activity, associated with congenital or acquired (dementia) organic pa-thology of the brain.

Читайте также: