Что такое валеология в детском саду
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Валеева Наталья Викторовна
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе.
Автор: Валеева Наталья Викторовна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Консультация для педагогов
«Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии .
В алеология - наука о здоровье.
Применительно к дошкольным учреждениям, валеология ставит своей целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятия физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.
Задачи валеологического воспитания:
Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
Накопление знаний о здоровье.
компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Валеологическая культура дошкольника подразумевает:
– знание о своем здоровье; – осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
Исходя из этого, вы деляются основные направления работы по вале ологии в ДОУ :
Значение здоровой пищи.
ак поддержать свое здоровье.
Невозможно развить ребенка, не создав для этого соответствующие условия. Поэтому одним из важных этапов воспитания основ здорового образа жизни у детей является создание предметно-пространственной среды в группе . В первую очередь детям нужна наглядность, которая предлагается им через организацию валеологических зон, уголков или центров.
Задачи валеологического уголка:
сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
формировать осознанное отношение к своему здоровью;
знакомить детей со строением человеческого организма;
формировать навыки соблюдения правил
формировать гармоничную личность.
В центре валеологии рекомендуются следующие составляющие:
- физическая культура (спорт)
Итак, первая составляющая – питание:
Ее цель: п р ивитие культуры питания.
Вторая составляющая вале о логического уголка - гигиенические навыки.
Третья составляющая уголка - физическая культура , поэтому валеологический центр разумнее располагать вблизи спортивного.
В уголке представляется наглядная информация о спорте: сюжетные картинки в соответствии с возрастом детей, различные дидактические игры. Так же здесь расположен спортивно-игровой инвентарь: корзина для метания предметов, разноцветные ленты, мячи, комплект разноцветных кеглей и шаров, скакалки, флажки, платочки. Дети с большим интересом и желанием пользуются данным оборудованием в свободное время.
Для организации подвижных игр в уголке размещаются маски, полумаски и шапочки различных сказочных героев.
Он оснащается разного вида массажными ковриками, массажной варежкой, диском здоровья, стопой и рукой с шипами, ковриком с шипами, ковриками, сделанными своими руками: из пуговиц, коврик с применением карандашей и бигудей – детям нравится ходить по ним + массаж стопы ног, и развития координации движений.
Для развития дыхания и увеличения объема легких используются султанчики и вертушки, мыльные пузыри, воздушные шары и пр.
В центре представляются атрибуты для игр, в которых ребёнок может закрепить правила гигиены, взаимодействие со сверстниками в проблемных и бытовых ситуациях.
В данной статье рассматриваются основные задачи валеологии ее направления и цель, а также методы и приёмы на занятиях по валеологии. Эта статья поможет педагогам ДОУ увидеть необходимость приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: валеология, здоровье, здоровый образ жизни, культура здоровья, учение, личная гигиена, ЗОЖ, ФГОС.
Валеология — это наука об искусстве быть здоровым, поддерживать здоровье, вести активный и правильный образ жизни, приучаться к нему необходимо с ранних лет.
Валеология включает в себя несколько составных частей это: медицина, педагогика, психология, гигиена, физическая культура, обществознание, экология, биология, ОБЖ.
В дошкольном учреждении эта наука стала одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса для дошкольников.
Здоровье всегда было и будет на первом месте, поэтому центральной проблемой валеологии является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности ребенка.
Целью валеологии в ДОУ является формирование здоровья и расширение резервных возможностей организма детей с раннего возраста, увеличение количества и качества здоровья.
- Исследование и количественная оценка состояния здоровья и резервов здоровья человека.
- Формирование установки на здоровый образ жизни.
- Сохранение и укрепление здоровья и резервов здоровья человека через приобщение его к здоровому образу жизни [1].
Предметом валеологии являются индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни. В этом состоит одно из важнейших отличий валеологии от профилактических медицинских дисциплин, рекомендации которых направлены на предупреждение болезней.
Со стороны может показаться, что ничего сложного в себе эта наука не несет. Однако это не так. Ведь валеология рассматривает здоровье комплексно, целостно, включая все его стороны и аспекты и изучая со всех сторон и вариантов. Из-за глобальности понятия валеология оказывается связанной с целым комплексом других наук.
Согласно (ФГОС) образовательная область направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни [2].
Воспитание у детей валеологической культуры — это значит, создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья.
Валеологическая культура дошкольника подразумевает:
– знание о своем здоровье;
– осознанное отношение к здоровью и жизни человека;
– умение оберегать, поддерживать и сохранять здоровье;
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет основные направления валнологии:
– Значение здоровой пищи.
– Как поддержать свое здоровье. [2]
Направление работы валеологического воспитания дошкольников, должно реализовываться не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НОД) (на занятиях), но и при организации: досуговых мероприятий, развлечений, утренников, прогулок, режимных моментов.
Методы и приёмы на занятиях по валеологии:
Вне зависимости от характера образовательной деятельности педагог пользуется комбинацией из приёмов четырёх групп методов (словесные, наглядные, практические, игровые,).
Словесный метод — вдошкольном учреждении речь важна не только как средство обучения, но и как способ общения. Для младших групп это более быстрое освоение речи, а для старших групп расширение словарного запаса.
Наглядный метод — использование наглядности необходимо для успешной реализации задач образовательного процесса. Так как дети дошкольного возраста, воспринимают информацию только в сопровождении иллюстраций.
– показ (рассматривание картин, иллюстраций)
– демонстрация (слайдов, диафильмов, кинофильмов)
Практический метод — Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности.
Игровой метод — позволяет дошкольникам осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков.
Инновационный метод — позволяет ребенку двигаться в ногу со временем, осваивать новые игры развивая логику, мышление, мелкую моторику и т. д.
Валеология в детском саду имеет очень важное значение в воспитании будущего школьника. Эта наука учит дошкольника заботиться о своем здоровье и укреплять свой организм, предотвращая возможные заболевания. Так как валеология включает в себя целый комплекс наук, то дети помимо заботы о своем теле, учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, заботясь о своем психоэмоциональном состоянии. Учатся не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, резерв здоровья человека, дошкольное учреждение, индивидуальное здоровье, наука, ребенок, укрепление здоровья.
Уголок валеологии в образовательном пространстве группы
Консультация для воспитателей
В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.
Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в валеологии наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников. В последнее время уровень здоровья детей стал значительно снижаться. Увеличилось количество детей с врожденными патологиями, с физическими отклонениями, рост простудных и инфекционных заболеваний. Валеология – это наука о здоровье. Качественно разработанные занятия по валеологии в детском саду помогут в будущем ребенку поддерживать свое здоровье, не попасть в опасные ситуации. Дети на занятиях по валеологии расширяют свои представления о своем организме, о здоровье, о ситуациях опасных для здоровья и жизни, приобретают навыки личной гигиены, речевого общения, культуры досуга. Ребенок учится относиться к другим как к самому себе.
Мероприятия, проводимые в детском саду для укрепления здоровья детей:
- 1. Соблюдение личной гигиены.
- 2. Рациональное питание.
- 3. Закаливающие процедуры: воздушные и солнечные ванны, босохождение, солевая и массажная дорожка, контрастные ванны для ног, соблюдение температурного и водного режима, проветривание помещений, прогулка, дыхательная гимнастика, точечный массаж.
- 4. Соблюдение режима дня.
- 5. Витаминизация (витамин С, напитки из трав и ягод).
- 6. Профилактика простудных заболеваний
- 7. Утренняя гимнастика, физкультурные занятия.
- 8. Оптимальное сочетание занятий и отдыха.
Задачи валеологического воспитания:
- 1. Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к ЗОЖ.
- 2. Накопление знаний о здоровье.
- 3. Становление валеологической компетентности ребёнка как готовности самостоятельно решать задачи ЗОЖ и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской и психологической помощи.
Задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности: игровая, трудовая и др.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных задач страны и общества. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют более высокие требования к человеку и его здоровью. Значение культа здоровья значительно выросло. Культура здоровья - это прежде всего умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу. Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущей личности.
Дошкольное учреждение является первой ступенью формирования у детей здорового образа жизни посредством валеологии.
Основная цель валеологического воспитания - создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника; профилактика заболеваний.
- охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие, повышать защитные свойства организма, улучшать умственную работоспособность детей;
- способствовать формированию у детей осознанное отношение к своему здоровью;
- воспитывать в детях и родителях потребность в здоровом образе жизни;
- приобщать детей к спорту;
- способствовать развитию основных физических возможностей;
- способствовать усвоению правил гигиенических норм и культуры быта;
- проводить профилактику вредных привычек, закаливание;
- создавать оптимальный режим дня;
- отслеживать состояние здоровья.
Важным условием воспитания и развития ребенка является создание валеологически развивающей среды.
В группе должны быть физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены уголки здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками-передвижками, растениями, приносящими человеку пользу.
Валеологически развивающая среда создается с целью научить детей ориентироваться в ней, уметь использовать ее в решении задач укрепления, сохранения и поддержания здоровья. Обретение ребенком опыта здорового образа жизни осуществляется через согласованную деятельность с родителями, организацию режима дня и питания детей, среды, с которой взаимодействуют дети. Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение может осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями : дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые по проблемам, совместные занятия для детей и родителей и т. д.
Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий : компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников; валеологическая культура родителей; интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс; создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней; учет возрастных особенностей детей и осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку в ходе освоения валеологической культуры.
Для результативной работы рекомендуется построить образовательный процесс с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей, а также с упором на основные принципы психологии и педагогики. Формирование культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду. А совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, создает фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера.
Работу по формированию здорового образа жизни детей можно разбить на следующие блоки :
Формированию умений детей делать выводы о безопасности жизнедеятельности на основе ситуационных моментов.
Для реализации данной работы используют следующие формы и методы:
- Чтение художественной литературы и познавательных книг.
- Изодеятельность и творчество.
- Экскурсии и целевые прогулки.
- Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
- Экспериментальная и опытническая деятельность.
- Взаимодействие со специалистами.
- Работа с родителями.
- Взаимодействие со спортивными учреждениями.
- Анкетирование и мониторинг.
Читайте также: