Что такое услуга в географии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Услугой является действие, направленное на удовлетворение разнообразных материальных и духовных потребностей человека.

Состав сферы услуг: транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность, образование и наука, услуги гостиниц и ресторанов, здравоохранение, государственное управление, туризм, коммунальные услуги, социальные услуги.

2. В чём заключаются основные отличия продукции сферы услуг от продукции материального производства?

3. Какие виды деятельности являются ведущими в структуре сферы услуг и почему?

Транспорт и связь, торговля, финансовая деятельность.

4. Какова главная особенность размещения видов деятельности сферы услуг?

Предприятия сферы услуг стремятся приблизиться к потребителю, чтобы ему было удобно получать ту или иную услугу.

5. В каких странах и почему сфера услуг получила наибольшее развитие?

Наибольшее развитие сфера услуг получила в экономически развитых странах, потому что таких странах есть деньги у населения для покупки услуг, и есть квалифицированные специалисты для оказания услуг.

2. От теории к практике.

Перечислите виды своих действий, которые необходимо будет совершить, оказывая следующие услуги: транспортные перевозки пассажиров, парикмахерские услуги, услуги по ремонту обуви, гостиничные услуги, ресторанные услуги. Продукцию каких видов промышленной деятельности вы будете использовать для оказания этих услуг?

Сферу обслуживания называют еще третичным сектором экономики. Отрасли сферы услуг принято делить на три категории:

Отрасли сферы услуг, которые занимаются обеспечением потребительской активности населения, по своим функциям могут быть условно разделены следующие группы:

  • жилищные услуги — оказание услуг по обеспечению жилья электроэнергией, газом, водоснабжением, канализацией, отоплением, телефонной связью, системой утилизации отходов;
  • услуги социальной поддержки населения: детские сады и детские дома, школы и интернаты, пенсия и социальные пособия, медицинское страхование;
  • розничная торговля и общественное питание (как взаимодополняющие отрасли могут быть объединены в одну функциональную группу);
  • обслуживание клиентов — это обширная группа отраслей, которые связаны как с отраслью услуг, так и с производством: ателье индивидуального пошива одежды, обуви, головных уборов; изготовление мебели на заказ; фотоуслуги; ремонт бытовой техники, обуви, одежды, жилья и т. д.

Следующая группа более обширна:

  • услуги, связанные с личной гигиеной (душевые, прачечные, химчистки, парикмахерские, салоны красоты);
  • услуги на дому (клининг, приборка, стирка, чистка и другое);
  • услуги аренды или проката чего-либо;
  • почтовые услуги;
  • спортивные комплексы, а также спортивно-туристические базы, кемпинги, мотели, пансионаты, гостевые дома и дома для отдыха общего типа;
  • комплексное жизнеобеспечение изолированных групп населения: обитателей домов престарелых, детских домов, инвалидов и неизлечимо больных; образовательных учреждений;
  • ритуальные услуги, связанные с отправлением определенного религиозного культа;
  • организация и уход за кладбищами;
  • услуги крематория;
  • юридические услуги (нотариус, адвокатура, суды — в случаях нарушения личных прав и по другим гражданским делам);
  • банковские услуги;
  • услуги по культурному досугу и образованию — театры, кинозалы, концерты и выставки, цирк, музей, стадионы и клубы культуры, библиотека; в этой области работают газетные, журнальные и книжные издательства, радио и телевидение, книготорговая деятельность;
  • образование и воспитание детей: детские сады и ясли, система общего школьного образования (включая музыку, спорт и т.д.), дома отдыха для школьников, дома юных техников и натуралистов;
  • медицинское обслуживание обеспечивается медицинскими клиниками, поликлиниками, больницами и поликлиниками, скорой медицинской помощью на предприятиях и фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП) в небольших сельских районах, аптеками;
  • обеспечение безопасности людей и защиты их имущественных прав, правопорядка на основе соответствующей части работы полиции, сотрудничества судебных органов в районах, службы пожарной охраны;
  • транспортные услуги, включая пассажирский транспорт, доставку еды и почтовых отправлений, вызов скорой помощи, ремонт автомобилей, автозаправочные станции и другое.

Каждая из соответствующих групп имеет свои собственные модели, проблемы развития и территориальную организацию. Все отрасли вместе взятые можно назвать социальной инфраструктурой общества.

В современном обществе значительная часть всех трудовых ресурсов занята в сфере услуг, и она продолжает расти. Согласно различным расчетам она достигает от 50 до 70 % (в США) от всех работников. В России в 1995 году примерно 30 % всех работников были заняты в сфере услуг (сюда не вошли транспортники и связисты, которые также обслуживают население).

Особенности сферы обслуживания

Согласно ОКВЭД (общероссийскому классификатору видов экономической деятельности) в России с 2005 года согласно международным стандартам выделяют 9 видов услуг:

  • торговля (опт и розница), оказание ремонтных услуг;
  • транспортные услуги и связь;
  • рестораны и гостиницы;
  • банковские, финансовые, кредитные и страховые услуги;
  • недвижимое имущество — купля-продажа, аренда и другие услуги;
  • образовательные услуги;
  • услуги здравоохранения и социальной сферы;
  • услуги, связанные с государственным сектором (обязательное соцобеспечение, обеспечение военной безопасности, госуправление);
  • все прочие социальные, коммунальные и индивидуальные услуги

Положительные условия для развития сферы услуг в России связаны с реформами в экономике, развитием малого бизнеса и выходом на внутренний рынок иностранных компаний, обладающих большим опытом.

  1. Низкая конкуренция снижает уровень предоставляемых услуг.
  2. Значительная доля государственных предприятий, плохо отвечающих реальным потребностям общества и имеющих слабую динамику развития.
  3. Недостатки законодательной базы, регулирующей работу в сфере услуг, что затрудняет предпринимательскую деятельность в этом секторе экономики.

География сферы обслуживания

Сфера услуг включает в себя комплекс услуг, предназначенных для удовлетворения потребностей отдельных лиц, — индивидуальных потребителей.

Услуги могут быть разделены на следующие категории:

  • по распространенности и степени уникальности;
  • по степени уникальности;
  • по себестоимости;
  • по предмету и предмету;
  • по сектору услуг.

В секторе услуг выделяются следующие подсекторы:

  • общественная и розничная торговля;
  • образовательные услуги;
  • услуги в области здравоохранения и социального обеспечения;
  • рекреационные (обеспечение досуга, развлечений, отдыха, восстановления сил и т. д.) и спа-услуги;
  • финансовые и банковские услуги;
  • культурные услуги;
  • услуги связи.

Факторы, влияющие на объем, структуру и частоту использования услуг Специализированных учреждений:

  • материальное благосостояние;
  • индивидуальные характеристики пользователей услуг;
  • местоположение услуг;
  • специалист организации;
  • характер деятельности;
  • способ действия;
  • качество и разнообразие услуг;
  • цена услуги;
  • материальное благосостояние потребителей услуги;
  • наличие свободного времени;
  • сам потребитель услуг (религия; пол, возраст, семейное положение, уровень образования и его социальный статус, состояние здоровья);
  • предпочтения потребителя (культурные, национальные, религиозные);
  • удаленность услуги от места жительства потребителя;
  • предоставление потребителю отдыха или автотранспортной услуги;
  • затраты на разработки, достигнутые за счет использования услуг;
  • возможность использования более чем одной услуги одновременно;
  • центры крупных городов;
  • экономия времени за счет использования различных транспортных услуг для размещения услуг.

Сектор услуг варьируется в зависимости от иерархии. Большинство услуг предоставляется в крупных городах. Напротив, в сельских населенных пунктах количество и разнообразие сервисных компаний не имеет особого значения для населения.

Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

2. На какие крупные части подразделяется третий сектор экономики? В чем различия этих частей?

Третичный сектор подразделяется на 2 относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь); 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура искусство, наука , образование) .Коммуникационная система помогает соединить воедино население, хозяйство. Эта часть третичного сектора относится к материальным услугам, однако в предметах своего действия не материализуется . Сфера обслуживания в большей степени касается жизни общества.


На этом уроке мы уделим особое внимание значению транспорта, познакомимся с его видами. Рассмотрим сферу услуг.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "География транспорта. Сфера услуг"

Транспорт – отрасль материального производства, осуществляющая перемещение грузов и пассажиров. Вроде всё понятно, но вот что странно: транспорт ничего не производит, а только перемещает. И в то же время он является отраслью материального производства. Дело в том, что без перемещения грузов невозможна работа ни одного предприятия материальной сферы. Можно сказать, что транспорт обеспечивает слаженную работу всех предприятий и отраслей, поэтому, ничего не производя, транспорт является одной из важнейших частей материального производства. Он является основой географического разделения труда. Особо значение имеет развитие транспорта для стран, обладающих большими размерами территории.

Научно-техническая революция коснулась всех основных видов транспорта. Резко увеличилась скорость транспортных средств, выросла их грузоподъёмность, умножился подвижной состав. В результате этого мир, опоясанный многочисленными транспортными артериями, стал доступнее. Авиалинии уже пролегли через Северный полюс. Созданы сверхзвуковые пассажирские самолёты. По дну морей протянулись газо- и нефтепроводы, кабельные линии. Подводные тоннели соединили всю цепь Японских островов.

Подводный тоннель Сейкан. Япония


На лучших электрифицированных железных дорогах мира скорости превысили 200–300 километров в час (в таких странах, как Япония, Франция, Германия и прочие). На автомобильном транспорте повысился интерес к электромобилям, машинам с газобаллонными и другими двигателями. Появились супертанкеры грузоподъёмностью 200–500 тысяч тонн.


На мировом транспорте занято более 100 млн человек. Общая длина транспортной сети мира (без морских трасс) приближается к 70 млн км. Ежегодно в мире всеми видами транспорта перевозится более 100 млрд т грузов и триллионы пассажиров. В этих перевозках участвуют многие миллионы транспортных средств.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определённые грузы (нефть, газ, электроэнергию).


Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему, масштабы которой довольно велики.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Транспортные узлы России


Мировая транспортная система неоднородна. В ней выделяют транспортные системы экономически развитых и развивающихся стран. В экономически развитых странах уровень развития транспортной системы высокий. Все виды транспорта тесно взаимодействуют друг с другом, что, в свою очередь, определяет высокую подвижность населения. На долю экономически развитых стран приходится 70–80 % общей длины мировой транспортной сети, мирового грузооборота и пассажирооборота. А вот транспортная система развивающихся стран отличается низким уровнем развития. Характерно преобладание одного-двух видов транспорта. Транспортная подвижность населения в несколько раз ниже среднемировой.

Существует несколько видов транспорта по географическим сферам применения:

· Сухопутный (к нему относится автомобильный, железнодорожный и прочие виды).

· Водный (морской, речной).


При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.

Автомобильный транспорт по праву можно назвать транспортом ХХ века. Он зародился в начале вeка, а в наши дни автомобиль поистине стал одним из неотъемлемых элементов цивилизации. Протяжённость автомобильных дорог все время растёт и уже превысила 38 млн км; примерно половина её приходится на пять стран - США, Индию, Китай, Бразилию и Канаду, за которыми следуют Япония, Франция, Россия, ЮАР, Австралия. Автомобильный транспорт обеспечивает около 80 % мирового пассажирооборота (в первую очередь благодаря личным легковым автомобилям). Автомобильный транспорт оказывает мощное воздействие на состояние окружающей среды.

Значение железнодорожного транспорта из-за конкуренции автомобильного заметно уменьшилось, в ряде стран Запада сократилась железнодорожная сеть. В России же сеть железных дорог увеличилась прежде всего за счёт строительства Байкало-Амурской магистрали.


Страны-лидеры по протяжённости железных дорог


Роль железных дорог в различных странах мира неодинакова в грузо- и пассажирообороте. Так, американцы сравнительно редко пользуются услугами железной дороги, в то время как граждане России, Японии, Индии делают это довольно часто.


Морской транспорт – очень важная составная часть мировой транспортной системы. Морские суда имеют большую грузоподъёмность, движутся по относительно прямолинейным трассам. Поэтому морские перевозки — одни из самых дешёвых. Но этот вид транспорта требует больших затрат на строительство судов и портов. К тому же он сильно зависит от природных условий (ветер, шторм и прочее).

Благодаря развитию морского транспорта Мировой океан уже не столько разделяет, сколько соединяет страны и континенты. Он обслуживает около 4/5 всей международной торговли.


Общее число крупных и cpeдних морских портов на всех морях и океанах превышает 2,2 тыс. Но так называемых мировых портов, т. е. портов-гигантов, перегружающих ежегодно более 50 млн т грузов, вceгo около 60.

Внутренний водный транспорт – старейший вид транспорта. Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоёмы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности страны. По рекам экономичны перевозки объёмных грузов, не требующих быстрой доставки (леса, нефти, зерна, строительных материалов). По грузообороту внутренних водных путей в мире выделяются США, Китай, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Франция, Бельгия.

Страны-лидеры по грузообороту внутренних водных путей


Главное преимущество авиационного транспорта – это скорость. География воздушного транспорта определяется в первую очередь сетью аэропортов, количество которых исчисляется многими тысячами, в том числе международных аэропортов насчитывается более тысячи. Самые крупные из них ежегодно обслуживают десятки миллионов авиапассажиров. Через крупнейшие аэропорты мира (Атланта, Нью-Йорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Пекин, Токио, Джакарта и прочие) ежегодно проходит более 50 млн пассажиров – население целой большой страны. Сеть регулярных авиалиний ныне опоясывает весь земной шар, протягиваясь на 11,5 млн км. По размерам авиаперевозок из отдельных стран особо выделяются США, за которыми следуют Япония, Великобритания, Китай, Франция.

Страны-лидеры по размерам авиаперевозок


Из минусов: воздушный транспорт является серьёзным загрязнителем атмосферы. За один час современный самолёт сжигает около 15 тонн топлива, потребляя при этом 625 тонн воздуха и выбрасывая 66 тонн продуктов горения. Последние сохраняются в атмосфере 2 года.

Одной из важнейших сфер современного хозяйства, определяющей качество жизни населения, является сфера услуг. Это совокупность отраслей, деятельность которых направлена на удовлетворение определённых потребностей человека.

Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питание и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).


По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные не всегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).


Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе эта сфера развита лучше, чем в сельской местности.

В сферу услуг входят:

• сфера обслуживания (услуги инфраструктуры, производственной и обслуживающей сфер экономики);

• социальная сфера (услуги непроизводственной и юридическо-финансовой сферы экономики).


Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу из-за их развитой современной инфраструктуры. Именно сфера услуг составляет в экономически развитых странах основную часть экономики по числу занятых (более 60 %).

Доля сферы услуг в экономике отдельных стран


Сфера услуг отличается наиболее быстрыми темпами роста среди всех секторов мировой экономики. По доле сферы услуг в структуре ВВП страны можно сделать вывод о её уровне развития.

Количественные и качественные показатели сферы услуг во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире. Если попытаться сравнить страны по этим показателям, то выяснится, что передовые места здесь принадлежат высокоразвитым странам. Так, по развитию международного туризма лидируют Франция, США и Испания. Они же, наряду с другими странами Запада, обладают высококлассным гостиничным хозяйством и развитой индустрией развлечений. Лидерами в использовании сети Интернет являются США, Япония, Великобритания, Германия и другие.

Вы сдали пальто в химчистку, чтобы его почистили. Следовательно, сотрудники химчистки тоже оказали вам услугу.

Услуги

Только в первом случае услуга оказывалась из гуманистических побуждений, а во втором – с целью получения дохода. Поговорим сегодня о том, что такое услуги, какими бывают виды услуг.

Услуги – это …

Независимо от возмездности, прежде всего, услуга – это деятельность одного лица (поставщика услуги), направленная на получение результата, которым будет пользоваться какое-либо физическое или юридическое лицо (потребитель услуги).

Ведь если я сама чищу свое пальто, то, очевидно, что я не оказываю себе услугу. Следовательно, можно выделить признаки, совокупностью которых характеризуются услуги:

  1. услуга – это деятельность (нельзя перевести старушку через дорогу, не предприняв для этого физических действий);
  2. услуга предоставляется только при наличии ее потребителя (нельзя дать юридическую консультацию, если нет лица, которому данная информация необходима);
  3. услугу нельзя осязать, хранить, видеть. Все эти действия можно совершить только с результатом представления услуги (например, когда вас подстригают, то вы можете насладиться только результатом выполненных действий, но никак не порханием рук парикмахера над вашей головой).

При этом важно, что результат не является материальным, результат услуги – это изменение свойств и характеристик уже имеющегося материального объекта.

Следовательно, услуга – это результат какого-либо действия, которое осуществляет поставщик услуги для удовлетворения каких-либо потребностей потребителя услуги.

Определение

Услуги — это предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений.

Обратите внимание, что деятельность в рамках заключенных трудовых договоров услугой не является. Устроившись официально на работу, вы не оказываете своему работодателю услуги, вы осуществляете работу согласно должностным инструкциям.

Неправомерное или ненадлежащее оказание услуг трактуется как административное правонарушение (в некоторых случаях даже как уголовное преступление) и наказывается по нормативам Гражданского или Уголовного Кодекса РФ.

Виды услуг

Услуги дифференцируются в зависимости от признака, который берется за классифицирующий. Разберем классификацию с этой точки зрения.

Самый масштабный признак – это материальность объекта услуг, поэтому услуги бывают:

  1. материальные:
    1. бытовые (например, парикмахерские услуги),
    2. жилищно-коммунальные (например, водоснабжение и водоотведение),
    3. транспортные (например, грузовые и пассажирские перевозки),
    4. и т.д.;

    Следующий классифицирующий признак – сфера применения. Услуги могут быть:

    1. бытовые (бытовое обслуживание, отдых);
    2. деловые (технические, финансовые, интеллектуальные);
    3. социальные (здравоохранение ( услуги по ОМС и платные), образование (обязательное (бесплатное) и на коммерческой основе);
    4. производственные (связанные с эксплуатацией и ремонтом).

    Еще один признак – вид поставщика услуги. В зависимости от поставщика, услуги могут быть:

    1. частными (предоставляются частным лицом);
    2. коммерческими (предоставляются юридическим лицом на коммерческой основе или бесплатной);
    3. государственными (предоставляются государством).

    На следующей схеме – классификация услуг по объекту применения услуг:

    Схема

    Характеристики услуг

    Чтобы оценить уровень и качество предоставляемых услуг, принято брать следующие показатели:

    1. конкурентоспособность, т.е. востребованность конкретной услуги на рынке. Определяется множеством факторов, в том числе, (ценой + качеством) услуги;
    2. качество услуги. Данный показатель разделяется на 3 подвида:
      1. объективное качество – оценивается объективным анализом: доступностью, безопасностью, надежностью,
      2. субъективное качество – оценивается востребованностью у потребителей,
      3. коммуникативное качество – оценивается желанием поставщика услуги удовлетворить потребности потребителя.

      Объявление

      Автор статьи: Елена Копейкина

      Эта статья относится к рубрикам:

      Комментарии и отзывы (2)

      Вот мы платим за обслуживание жилых помещений, в квитанции есть такая строка, стоимость идёт от площади квартиры, так вот, я не вижу, чтоб какой-то нам косметический ремонт управляющая компания в подъезде делала, только уборщица полы моет. Вот куда жаловаться, что деньги берут, а услуги в полной мере не оказывают?

      Наша сфера услуг оставляет желать лучшего. Но прогресс конечно есть, хоть и очень медленный.

      Читайте также: