Что такое умения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Определение понятий "умение" и "навык"

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык (см. анимацию).

Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 553-554).

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык (см. анимацию).

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.




Таким образом, термин "умение" имеет два значения:

1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Определение понятий "умение" и "навык"

Непосредственными целями любого учебного предмета являются усвоение учащимися системы знаний и овладение ими определенными умениями и навыками. При этом овладение умениями и навыками происходит на базе усвоения действенных знаний, которые определяют соответствующие умения и навыки, т.е. указывают, как следует выполнять то или иное умение или навык (см. анимацию).

Для того чтобы разобраться в вопросе о путях и механизмах формирования у учащихся умений и навыков, надо сначала уяснить, что собой предоставляют умения и навыки. До сих пор не уточнены соотношения между понятиями "умения" и "навыки". Большинство психологов и педагогов считают, что умение - более высокая психологическая категория, чем навыки. Педагоги-практики придерживаются обратной точки зрения: навыки представляют более высокую стадию овладения физическими упражнениями и трудовыми действиями, чем умения.

Одни авторы под умениями понимают возможность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на базе нескольких навыков, характеризующих степень овладения действиями. Поэтому навыки предшествуют умению.
Другие авторы под умениями понимают возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их понятию, умение предшествуют навыку, который рассматривается как более совершенная стадия овладения действиями.

Умение и навык есть способность совершать то или иное действие. Различаются они по степени (уровню) овладения данным действием.

Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов.

Когда человек читает книгу, контролируя смысловое и стилевое содержание ее, то считывание букв и слов происходит автоматически. Когда же он читает рукопись для выявления в ней опечаток, то контроль направлен уже на восприятие букв и слов, а смысловая сторона написанного уходит на второй план. Но в том и в другом случае человек умеет читать, и это умение у него доведено до уровня навыка.

Умение - это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. Умение обычно соотносят с уровнем, выражающимся на начальном этапе в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т.п.), которое понято учащимися и может быть произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае каких-либо возникающих трудностей учащийся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при работе над допущенными ошибками.

Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью (Рубинштейн С.Л., 1946. С. 553-554).

Это значит, что когда мы формируем в процессе обучения у ученика способность совершать какое-то действие, то сначала он выполняет это действие развернуто, фиксируя в сознании каждый шаг совершаемого действия. То есть способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью автоматизировано - у ученика образуется навык в выполнении этого действия, т.е. умение переходит в навык (см. анимацию).

Но в ряде случаев, когда действие сложное, и его выполнение состоит из многих шагов, при любом совершенствовании действия оно остается умением, не превращаясь в навык. Поэтому умения и навыки различаются еще в зависимости от характера соответствующих действий.
Если действие элементарное, простое, используемое широко при выполнении более сложных действий, то его выполнение формируется обычно как навык, например, навык письма, чтения, устных арифметических действий над небольшими числами и т.д. Если же действие сложное, то выполнение этого действия, как правило, формируется как умение, в состав которого, входит один или несколько навыков.

Таким образом, термин "умение" имеет два значения:

1) Как первоначальный уровень овладения каким-либо простым действием. В этом случае навык рассматривается как высший уровень овладения этим действием, автоматизированное его выполнение: умение переходит в навык.

2) Как способность осознанно выполнять сложное действие с помощью ряда навыков. В этом случае навык - это автоматизированное выполнение элементарных действий, из которых состоит сложное действие, выполняемое с помощью умения.

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Определения

  • Способность к целенаправленной и результативной деятельности (Н.А. Лошкарёва, А.М. Новиков, А.В. Усова, Д.Б. Эльконин)
  • Возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (Пед. энц. М.- 1968 г. — с.362)
  • Освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков (Педагогический энциклопедический словарь, Б.М. Бим-Бад)
  • Отдельная деятельность, направленная на достижение определённой цели (В. В. Давыдов, К.К. Платонов)
  • Качество личности (О.А. Абдуллина)
  • В целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в основных промежуточных пунктах и конечной цели (Р.С. Немов)

Умения предполагают в первую очередь экстериоризацию. Умение - владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

Приобретение умений человеком

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Умение" в других словарях:

умение — См. опытность … Словарь синонимов

умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия

УМЕНИЕ — УМЕНИЕ. Усвоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Способность осознанно совершать действие, опираясь на сформированные навыки и приобретенные знания. Создает возможность… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Умение — способность выполнять какое либо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло автоматизированности … Психологический словарь

УМЕНИЕ — УМЕНИЕ, я, ср. 1. см. уметь. 2. Навык в каком н. деле, опыт. С умением взяться за дело. При умении всё можно сделать. Не числом, а уменьем (о том, что делается немногими, но умелыми). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

умение — — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN skill … Справочник технического переводчика

умение — • большое умение • удивительное умение … Словарь русской идиоматики

Умение — – способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что то делать при частом его повторении и закреплении превращается в… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике


УМЕ́НИЕ, -я, ср. Способность делать что-л., приобретенная обучением, опытом. — [Дарья Михайловна] так уверена в своем уменье воспитывать детей, что ей и в голову не приходит беспокоиться о них. Тургенев, Рудин. Первое время Даша подражала сестре во всем, восхищалась ее красотой, вкусами, уменьем вести себя с людьми. А. Н. Толстой, Сестры.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Уме́ние — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретённых знаний и навыков. Формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

УМЕ'НИЕ, я, мн. нет, ср. Способность делать что-н., основанная на знании, опытности, навыке. Нельзя победить врага без умения правильно наступать. История ВКП(б). Александр усвоил, наконец, и такт, то есть уменье обращаться с людьми. Гончаров. От удивленья. не станет ни уменья пересказать тебе, ни сил. Крылов.

уме́ние

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: всесожжение — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

— освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. У. могут быть как практическими, так и умственными.

В отличие от навыков, У. может образовываться и без специальных упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом У. действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком У. могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.

Смотреть что такое УМЕНИЯ в других словарях:

УМЕНИЯ

умения сущ., кол-во синонимов: 1 • скилы (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

УМЕНИЯ

освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков. У. могут быть как практическими, так и умственными. Напр., У. грамотно писать и У. делать грамматич. анализ слова в уме; У. правильно собрать электрич. схему и У. сделать в уме анализ этой схемы. Качества У. определяются характером и содержанием знаний о выполняемом действии. В отличие от навыков, У. может образовываться и без спец. упражнений в выполнении к.-л. действия. В этих случаях оно опирается на знания и навыки, приобретённые ранее, при выполнении действий, сходных с данным. Напр., навыки управления велосипедом и автомобилем в сочетании со знанием правил управления мотоциклом могут.н. без упражнения определить У. езды на мотоцикле. Вместе с тем У. совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень У. означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высоко развитом У. действие может выполняться в разных вариантах. Приобретаемые человеком У. не только определяют качество его деятельности и обогащают его опыт, но могут стать показателем уровня общего умственного развития человека, качеств его ума. Лит.: Скаткин M. H., Совершенствование процесса обучения, М., 1971; Э л к о -нин Д. Б., Психология обучения мл. школьника, М. 1974; Обучение и развитие, под ред. Л. В. Занкова, М., 1975; Развитие мл. школьников в процессе усвоения знаний, под ред. М. В. Зверевой, М., 1983. смотреть

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ

корень - УМ; суффикс - ЕНИ; окончание - Я; Основа слова: УМЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - УМ; ∧ - ЕНИ; ⏰ - Я; Слово Умения с. смотреть

УМЕНИЯ

". Умения - способности проделать определенную работу в соответствии с полученными знаниями. Качество умения определяется характером и содержанием зна. смотреть

УМЕНИЯ

освоенные способы выполнения действий со знаниями. Становясь личным опытом, умения приобретают вид осмысленных навыков педагогического творчества

УМЕНИЯ

овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

УМЕНИЯ

УМЕНИЯ ВОИНСКИЕ

см. Обучение воинское.

УМЕНИЯ ГОВОРИТЬ

Умения говорить, важны практически для всех сфер деятельности человека. Умения говорить могут развиваться, а следовательно, и оцениваться по следующим основным направлениям: 1) умения грамотно говорить; 2) умения кратко излагать свои мысли; 3) умения творчески говорить; 4) умения точно излагать мысли; 5) умения понятно излагать мысли. Этим умениям при их отсутствии часто приходится обучать уже в зрелом возрасте. Роль психологического обеспечения состоит в определении педагогических технологий, развивающих речь учеников, и в обучении им педагогов. Психолог диагносцирует речевые умения и в случае необходимости обучает учащихся речевым умениям, снимает неуверенность учащихся перед устной речью, особенно нейтрализует страх говорить перед аудиторией. смотреть

УМЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫЕ

способность человека выполнять движения и управлять ими; степень овладения техникой выполнения движений, которая требует повышенной концентрации внимания на составных частях моторного действия и способах решения двигатель ной задачи. смотреть

УМЕНИЯ ДЕРЖАТЬ УДАР

• umění snést ránu

УМЕНИЯ ОБЩАТЬСЯ

УМЕНИЯ ОБЩЕНАУЧНЫЕ

– основные умения исследователя в любой области знаний. К ним относятся умения: — рефлексии; — анализа деятельности; — анализа личностных качеств; — анализа связей и зависимости как внутри, так и вне педагогического процесса и системы; — пользоваться научной литературой разного уровня сложности; — вычленять противоречия; — ставить проблемы; — формулировать цели и задачи; — вырабатывать гипотезы; — определять критериальные показатели; — владеть методами диагностирования; — теоретически обосновывать идеи; — обобщать факты; — проектировать эксперимент; — описывать идеи и полученные результаты; — получать выводы; — формулировать условия эффективности новых идей и т.п. смотреть

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выяв- ляют индивидуально-психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции (И.А. Зимняя). . смотреть

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием педагогического самоанализа [24, c. 153; 82, c. 806]. смотреть

УМЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

совокупность практических действий на основе осмысления цели, принципов, условий, средств, форм и методов организации работы с детьми; различают три группы умений: связанные с постановкой задач и организацией ситуации; с применением приемов воздействия и взаимодействия; с использованием пед. самоанализа. смотреть

УМЕНИЯ ПИСАТЬ

УМЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ В ПД

Характерны освоенным сотрудником комплексным и гибким способом успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложных ситуациях. В основе каждого умения лежит психическое образование, объединяющее имеющиеся у сотрудника знания и навыки со специальной обученностью умелого и гибкого использования их при действиях в таких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегда осуществляется осознанно. В отличие от навыка, в умении отчетливо и активно участвует мышление, проявляются элементы творчества и самостоятельности. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективные действия сотрудника в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение в нестандартных. Основные свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, достаточная быстрота, надежность, успешность. Различают простые и сложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовывать и из них прямо вытекает что и как делать, то, поступая соответствующим образом, сотрудник проявляет простое умение. Нередко такие умения выступают начальным этапом формирования соответствующего навыка и самостоятельного значения для мастерства не имеют. Другое дело сложные умения: они включает в себя знания и навыки, но сами никогда в навык не превращаются. К примеру, такие профессиональные действия как осмотр места происшествия, допрос, задержание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный опрос, патрулирование, раскрытие преступления по горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическая беседа и многие другие, сколько бы раз они не выполнялись сотрудником, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматично. Каждый раз надо напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. Умения классифицируются и по другим признакам, например, по содержанию действий, по специальностям, по условиям действий. Различают еще умения следователя, умения руководителя, умения работы с людьми и т.п. Сложные профессиональные умения венец специальной обученности и профессионального мастерства сотрудника. (А.М. Столяренко). смотреть

УМЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПЕДАГОГА

органичный комплекс умений учителя, включающий познание собственных индивидуально-психологических особенностей, оценку своего психического состояния, а также умение осуществлять разностороннее восприятие и адекватное познание личности учащегося (А.А. Реан). . смотреть

УМЕНИЯ СЧИТАТЬ

Умение — освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Формируется путем регулярного выполнения упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Зачем человеку нужны умения

Важно понимать, что с рождения человеку умения не даются. Это процесс приобретения, который может длиться всю жизнь. От развития умений и навыков зависит качество жизни человека. Признаком их развития будет являться личностный рост человека в результате целенаправленной и упорной работы над своими навыками. Результатом развития умений будет являться приобретение навыков. Для того чтобы не было препятствий в приобретении новых навыков и знаний, необходимо регулярно упражняться, упорно практиковаться в этом, и таким образом подкреплять свои умения.

Технология формирования умений

Формирование умений и навыков в процессе происходит через многократное повторение действий, которые осуществляются в упражнениях. Отсюда следует, что упражнения — это фундамент в формировании умений и навыков.

В методической литературе рассматривается три этапа формирования умений и навыков:

  1. Ознакомление. При ознакомлении человек обретает представление о своих дальнейших действиях.
  2. Тренировка. Во время тренировки происходит регулярное повторение планируемых действий.
  3. Практика. Практика предусматривает включение приобретенного навыка в деятельность.

Взаимосвязь между умениями, навыками и знаниями

Умения, навыки и знания — это тесно связанная триада терминов, выражающая целеполагание и содержательную сущность процесса учения. Таким образом, для того чтобы выполнить какое-либо действие, необходимо прежде всего знать, как это делать, а также обладать соответствующими знаниями.

Под знаниями в результате познания понимаются осознанно воспринятые, сведенные в систему, проверенные практикой и закрепленные в памяти идеи, определения и суждения об объектах и явлениях реальной жизни, законах общества и природы, а также типах деятельности, сформированных в результате целенаправленного процесса познания жизненного и производственного опыта.

Каждый вид деятельности требует своих знаний — от чисто бытовых до глубоко научных. Таким образом, знания являются необходимым условием умения осуществлять деятельность или ее неотъемлемую часть — практику.

Вместе с тем обладание знаниями еще не означает способность или умение выполнять определенную деятельность. Можно знать, как производится постройка фундамента при строительстве дома, но не уметь это делать; знать все тонкости финансирования, но быть беспомощным в управлении собственными (или чужими) финансами. Умения приобретаются на практике, путем применения знаний.

Под трудовыми умениями понимается готовность, подготовленность, способность осознанно и исправно выполнять трудовые действия. Для того чтобы достигать положительных результатов в труде, необходимо выбирать и применять разумные методы и средства деятельности в определенных условиях.

Знания являются условием осуществления деятельности, а также проявляются в ней. Только по результату применения знаний в определенной деятельности можно судить об их наличии. При этом в процессе деятельности, в том числе трудовой, профессиональной они совершенствуются, углубляются, конкретизируются, расширяются.

Умения, как и соответствующие им способы деятельности, бывают:

  • практическими (проведение сердечно-легочной реанимации, навыки управления персоналом, управление крупными проектами);
  • интеллектуальными (обработка слуховой информации, владение краткосрочной или долгосрочной памятью, способность к устному счету, скорочтению).

Навыками можно овладеть с разной степенью совершенства и проявлять на разных уровнях. Но всегда умелая деятельность осуществляется под контролем осознанности.

При этом человек никогда не осознает всех элементов исполнения, регулирования и контроля собственной деятельности. Отдельные приемы и операции, входящие в его состав, в результате многократного повторения начинают выполняться автоматически, без прямого контроля сознания, и превращаются в навык.

В ходе производственного обучения мастер специально организует многократные повторения определенных действий (упражнений) в целях совершенствования процесса их выполнения и превращения отдельных их элементов в навык.

Следовательно, умение — это такой уровень выполнения деятельности, когда отдельные его компоненты и составные части выполняются автоматически. Чем выше степень такого автоматизма, тем более опытен и квалифицирован человек.

Автоматизм освобождает сознание от контроля над выполнением элементов действия. Таким образом, выполнение действий становится автоматическим. Однако в области сознания цели, ради которых совершается действие, условия его осуществления, а также его результаты всегда остаются и выдвигаются на первый план. С этой точки зрения выполнение действия в целом становится более осознанным.

Таким образом, в зависимости от места и роли навыков в человеческой деятельности, трудовые умения можно рассматривать на трех уровнях:

  1. Операционный уровень владения трудовыми навыками. Под операционными понимается возможность выполнять определенные технологические и другие трудовые операции.
  2. Тактический уровень владения трудовыми навыками. Под ним понимается умение выполнять полный технологический процесс. Наряду с набором операционных навыков они включают в себя умение быстро ориентироваться в производственной ситуации, навыки технологического планирования, навыки распределения ролей в коллективной организации деятельности и так далее. Оперативные и тактические навыки могут быть объединены в операционные навыки, то есть в возможности непосредственно обслуживать технологический процесс.
  3. Стратегический уровень владения трудовыми навыками. Стратегический уровень относится к умению ориентироваться в системе трудового процесса. На уровне стратегических навыков обучающемуся присущи такие качества, как развитая способность к творчеству, участию в изобретательстве и рационализации, проектированию приспособлений, совершенствованию организации труда, поиску способов повышения его качества и производительности.

Примеры умений

Умение — это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Умение = навык + знания

Уметь плавать — это знать технику плавания и его виды плюс личная практика этой техники.

Уметь петь — значит, что человек знает технику вокала, а также регулярно выполнял и выполняет упражнения на снятие зажатости в голосе и знает о правилах осанки.

Чтобы уметь жонглировать, человеку необходимо знать виды и технику процесса, а также выполнять регулярные тренировки для освоения навыка жонглирования.

Для того чтобы уметь танцевать, нужно знать движения, характерные для того или иного вида танца, запомнить некоторые танцевальные связки и вывести их на автоматизм, а также проводить спортивные тренировки для развития своего тела (индивидуально или в классе).

Читайте также: