Что такое учебный рисунок кратко

Обновлено: 01.07.2024

Оказалось, что всё совсем не так. Карандаш держится в ладони, рука вытянута прямо перед собой так, чтобы можно было с расстояния видеть весь рисунок сразу. Карандаш касается поверхности бумаги боковой частью грифеля. Работает кисть руки, или вся рука широкими движениями от плеча. Почему так, а не иначе узнаем позже. Когда я завоевал какие-то позиции в студии, Марк с умилённой гордостью любил всем рассказывать, - он же к нам пришёл, - карандаша держать не умел, и вот!… (тут все смотрели на мою смущённую физиономию, к тому времени разучившуюся краснеть).

Как и генерал, мой первый наставник вскоре пропал. Этому предшествовали разговоры в курилке, когда он шутливо, с горчинкой в голосе, ворчал, - мы уже старики, из нас ничего не выйдет, а вот из таких (кивал в мою сторону) может что-то и получится, они ещё молодые. Мне становились понятны слова преподавателя, что учить проще человека с чистого листа. Эта ломка первых дней учёбы прошла для меня благополучно, потому-что меня не нужно было переучивать, и, главное, я безгранично доверял художникам.

Конечно, не всегда карандаш держится так, как я только что описал. Когда надо было прорисовывать детали, я охотно пользовался советами чертёжника, и держал его, как обычную ручку.

Так в чем же разница между творческим рисунком и учебным?

Когда человек с карандашом в руке варится дома в собственном соку , это творческое рисование. Он свободен в выборе постановки, в выборе приёмов рисования, свободен от чьих либо советов, даже если и ставит перед собой учебные задачи.
Учебное рисование с преподавателем находится в зависимости от его требований и от системы его оценок, а для тех, кто готовится сдавать экзамены в учебное заведение, ориентиром становятся требования этого заведения. Старшее поколение приходило учиться не для поступления в вузы, оно могло себе позволить критический относиться к требованиям официальной школы. Таков был и я. Отвечая на вопросы молодых друзей, куда ты готовишься поступать, я смущённо объяснял, мне, просто, хочется научиться рисовать. На меня смотрели снисходительно иронично, но без издёвки.

Пишу эту страницу, а голова полна каши. Непроизвольно, окунулся в неразрешимые для меня проблемы первых дней обучения. Каждый ученик рисует по своему, и поди разберись, где правда. У одного нагромождение грубых линий, из которых уверенно проступает форма, у другого тишь да гладь на бумаге, нежные контуры формы постепенно заполняются тенями.

На время учёбы приходится отрешаться от своих творческих амбиций. Преподаватели используют методику учебного рисования, и смешивать её со своими сверх задачами не пытайтесь. Никто не наступает на горло вашей самобытности, но проявляться ей лучше в самостоятельных работах дома.

Мне хочется сопоставить рисунки авторов самостоятельно изучающих предмет, и тех, кто обучается под руководством художников. Вы должны сами почувствовать слабые стороны одних и сильные других, если этого не случиться, то все мои слова останутся для вас пустым звоном.



Капитель. Мы должны чувствовать, что трудолюбия и тщательной прорисовки деталей в первом рисунке достаточно. Нехватает профессиональных знаний, таких, что мы видим на втором рисунке.
Известная формула, - "от общего к частному и от частного к общему" не всем понятна. Рисунок до тошноты вылизан в деталях, но стадия, - "от частного к общему" отсутствует.
Аккуратность коварна, но именно она окружала меня, все соседние мольберты были увешаны подобными чистенькими рисунками. Мне говорят, так нельзя рисовать, а почему нельзя, я не понимал. Тогда рядом с плохой работой не вешали хорошую, как на этой странице.

Академический рисунок - это длительный, как правило, многосеансный, учебный рисунок. Цель академического рисунка - освоить основы изобразительной грамоты художником на основе конкретного объекта или предмета, соответственно уровню обучения. Задачами учебного рисунка являются освоение и отработка изобразительных приёмов и изучение разнообразных форм и признаков предметов и объектов. Академический рисунок передаёт максимально точно основные внешние характеристики изображаемых объектов с учётом освещения и окружающей объект среды.

Академический рисунок - основной учебный предмет в системе академического художественного образования. Соответственно блокам системы, он структурируется по уровням освоения мастерства художника от простого к сложному: рисование простейших плоских орнаментов и структур; рисование геометрических тел (каркасных и гипсовых); рисование натюрмортов, фрагментов интерьера; рисование гипсовых голов, их частей и производных; рисование портретов; рисование анатомических моделей и гипсовых фигур (античные скульптуры, экорше, скелет человека); рисование фигуры человека (одно- и двухфигурные композиции).
Учебный академический рисунок выполняется только с натуры, без использование дополнительных ресурсов (фотография, видео и т.д.), так как основополагающий принцип такого рисунка - изучение натуры в её неизменном, чистом, природном виде. Поэтому, в академическом рисунке не допускается проявление творческих креативных приёмов и экспериментов, а также рисования по памяти, по воображению, по представлению (только как домашние упражнения, дополняющие и развивающие классную академическую постановку).

Академический рисунок, как предмет, это структурированная, полная систематическая последовательность упражнений, учебных заданий. Каждое задание методически точно разработано и является неотъемлемой частью образовательной программы по рисунку. Для каждого учебного блока или года обучения разрабатывается своя обучающая программа. Любое нарушение систематичности, последовательности освоения звеньев программы по академическому рисунку ведёт к дестабилизации процесса и результата обучения, поэтому научиться академическому рисунку самостоятельно невозможно.
Наличие учебных задач в каждом задании по академическому рисунку задаёт критерии оценки учебного рисунка и основные способы его выполнения. Также имеет значение последовательность шагов при рисовании академического рисунка, логика ведения работы и применение набора особых приёмов рисования (академическая штриховка, тонировка и т.д.).
Академический рисунок демонстрирует аналитический, осознанный подход художника к изображаемому, базируется на законах перспективы, принципах зрительского восприятия действительности, композиции, формообразования.

Учебный академический рисунок выполняется графическими материалами (простой карандаш; уголь, сангина, сепия, соус и другие мягкие материалы; ретушный карандаш; редко - тушь и прочее). Формат академического рисунка обусловлен учебной задачей и размерами модели, может быть как стандартным, так и произвольным (вытянутый прямоугольник, квадрат), но это непременно классический четырёхугольник. Ученики художественных школ, колледжей и вузов рисуют на плотной бумаге (ватман, крафт, реже тонированная бумага или бумага для пастели, картон), натянутой на планшет.
Академический рисунок, соответственно учебной задаче и направленности, подразделяется на виды: архитектурный, конструктивный, тональный, живописный и прочие.
Академический рисунок базируется на теоретической основе - теории изобразительного искусства и методике обучения рисованию. При этом плотная связь теории с практикой в обучении рисованию особенно важна. Для получения полноценного академического художественного образования учебные занятия рисунком необходимо совмещать с уроками живописи, композиции и истории искусств. Эти фундаментальные художественные дисциплины преподаются и изучаются одновременно и дополняются смежными курсами - цветоведение и колористика, пластическая анатомия, основы дизайна и формообразования, декоративно-прикладное искусство, культурология, эстетика и другими.

Помимо изучения объекта изображения (натурная постановка, живая модель, пленэр) в обучении академическому рисунку применяют учебные пособия и макеты (поэтапные последовательные схемы рисования, примеры учебных работ, анатомические модели, анатомические атласы, рабочие тетради по перспективе с задачами, цветовой круг, цветовой шар, специальную литературу и многое другое).
Особенно важен в освоении учебного академического рисунка пример педагога: авторские методики, примеры выполненных заданий и творческие художественные рисунки, рисование вместе с учеником, поясняющие схемы, графическое объяснение на полях рисунка или отдельном листе).

Литература:
1. Беда Г. В. “Словарь специальных терминов в живописи”;

2. Костерин Н. П. “Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. №2002 “Воспитание в дошкольных учреждениях””. - М.: Просвещение, 1980.

3. Плахотников А. Г. “Академические основы архитектурного рисунка: учебник для студентов архитектурных, художественных вузов и учреждений дополнительного архитектурно-художественного образования” / А. Г. Плахотников. - Воронеж, 2018.
4. Гавриляченко С. А. “Композиция в учебном рисунке”.

Научно-методическое издание. -М.: СКАНРУС, 2010.
5. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Русская и советская школы рисунка.— М., Просвещение, 1982.
6. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка.— М., Просвещение, 1981.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Учебный академический рисунок это такая учебная дисциплина, которая раскрывает принципы построения реалистического изображения на плоскости. Она учит правильно видеть и правильно передавать средствами рисунка окружающую нас действительность, помогает понять законы строения формы предметов и использовать эти законы в практике построения изображения. Она даёт художественную культуру, знания и навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы.

Учебное академическое рисование - это определённая система обучения и воспитания. Курс учебного рисования включает в себя целый ряд учебных заданий, этапов. Одним из таких заданий является рисунок гипсовой античной головы.

Задачей рисунка гипсовых слепков является уяснение сущности формы и наблюдение за тем, как меняются, в зависимости от освещения, соотношения светлого и темного. Гипсовая модель – художественное произведение, выполненное мастером, где выявлены и подчеркнуты только те детали, которые способствуют выражению особенностей характеристики данной головы в передаче зрительного образа. К тому же форма найдена, решена в материале, видна определенная манера скульптора, что важно при изучении классических образцов.

Рисование с гипсовых слепков имеет очень большое значение. Оно является подготовкой к работе над изображениями натурщиков. Изучение формы головы удобно осуществлять при рисовании гипсов потому, что неподвижная натура позволяет проводить точную самопроверку пропорциональных соотношений частей, все расстояния можно от одной опорной точки. Кроме того, одноцветность белого гипса облегчает задачу, позволяя сосредоточить все внимание на передачи объёма без выявления тональных различий, которые свойственны формам живой натуры.

Развиваясь по форме, рисунок еще долгое время не имел самостоятельного значения. В древности не выделяли рисунок в отдельный вид искусства.

Европейский рисунок как вид искусства сложился в эпоху Возрождения, когда утвердилось его базовое значение при подготовке всякого мастера, работающего в художественной области. На рубеже средневековья и Возрождения, а также в раннем Возрождении художники не сохраняли свои рисунки, именно поэтому так мало рисунков этого периода можно найти в музеях. Чаще встречаются контурные наброски для миниатюр, но рисунок для миниатюры имел совершенно определенную функцию: обводились линией те места, которые нужно было закрасить.

Высокое Возрождение в корне изменило отношение к рисунку. Великие мастера — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль — создали и, к счастью, сохранили много своих рисунков, достойных называться истинными шедеврами. Ценность этих работ тем более велика, что в это время закладывались научные основы реалистического рисунка, был создан аппарат перспективы, изучалась анатомия человека и животных. Интересно отметить, что до Леонардо рисунки на бумаге или пергаменте почти не встречаются. Исследователи связывают этот факт с расцветом настенной живописи: художники делали подготовительные рисунки прямо на стене.

Впервые подготовительный рисунок на бумаге начал делать Парри Спинелли (около 1387-1453), и к середине XV века эскизы на бумаге окончательно вытесняют синопию. Это оказалось удобнее, не надо уже было взбираться на леса для рисования на штукатурке, эскизы делались в мастерской. С изменением метода подготовительной работы художники стали делать очень много рисунков, широко используя различные техники. И собственно рисунок начался не с подготовительных эскизов и картонов, а с тех свободных поисков выразительной композиции, предназначенной для фрески, которые были вначале заключены в рамки настенной росписи, а затем все более и более приобретали самостоятельность. Получили распространение рисунки-копии с работ известных мастеров, которые помогали молодым художникам учиться рисовать.

Качественно новый метод рисования предложил Пизанелло (около 1395-1455). Он начал делать рисунки с натуры, изучая предметы с точки зрения формы. Это по сути дела были первые учебные рисунки. Рисовал Пизанелло добиваясь эффекта неяркого скользящего света. По технике эти рисунки предшествуют высокому Возрождению, когда рисунок становится самостоятельным видом искусства.

Великие мастера рисунка итальянского Возрождения выработали технику двух направлений: линейную и тональную. Микеланджело, Леонардо и другие мастера флорентийского круга рисовали в строгой линейно-пластической манере, а венецианцы Тициан, Веронезе, Тинторетто создавали рисунки так называемого живописного стиля, используя эффект пятна и некоторой эскизности. Особо следует отметить рисунки Дюрера, ярчайшего представителя немецкого Возрождения в XVI веке. Графика Дюрера отличается четкостью, ясной логикой штриха и линии. Как любое явление искусства, рисунок имел свои периоды расцвета. Начав блистательную самостоятельную жизнь в эпоху Возрождения, европейский рисунок приобрел новые черты и новую популярность в XVII веке в Голландии, а в XVIII веке — во Франции. Получает большое развитие карандашный портрет, создаются обширные коллекции рисунков, графические работы украшают стены домов простых горожан. Клуэ и Энгр во Франции, Рембрандт в Голландии, Рубенс во Фландрии, Тьеполо и Гварди в Италии создают классические по мастерству исполнения рисунки, на которых учатся многие поколения художников.

В России история классического рисун­ка начинается со 2-й половины XVIII века, когда в Петербургской Академии художеств преподавали А. Лосенко, Г. Угрюмов, А. Иванов, К. Брюллов, сами блестящие рисовальщики, ранее учившиеся в академии. Трепетное отношение к линии, строгая форма, совершенство пропорций, высокая техника — характерные черты русского рисунка. Новый подъем рисовального искусства связан с П. Чистяковым, учителем И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, В. Поленова, В. Серова, М. Врубеля и других великолепных мастеров. У Чистякова учился и Д. Кардовский, впоследствии разрабатывавший методику обучения рисунку. Живым и крепким рисунком обладали передвижники от Крамского до Касаткина. На рубеже XIX и XX веков в противовес нарождающейся тенденции разрушения старого рисунка, они поставили совершенную технику во главу угла художественного произведения, объявив форму высшей целью искусства. В послереволюционный период техника рисунка, пережив годы невежественного отрицания, годы натиска малограмотных нигилис­тов, в конце концов сохранила реалистические традиции и осталась одним из главных элемен­тов обучения, неотделимой от содержательной стороны рисунка. Ведущие художественные, прикладные и архитектурные вузы России основательно готовят будущих художников и архитекторов, уделяя огромное внимание рисунку как базовой учебной дисциплине. Современный реалистический рисунок опирается на многовековую традицию рисовального искусства, на признанную почти всеми академическими школами работу непосредственно с натуры, дающую надежную основу при создании композиционного рисунка.

Европейские академические системы обучения искусству возникли как реакция на цеховое, ремесленное обучение, заменив освоение приемов и методов отдельных мастеров изучением общих начал, определяющих природу формообразования в изобразительном искусстве. Рисунок довольно поздно обрел самостоятельность, оставаясь долгое время лишь подготовительным этапом. Прежде чем стать отдельным направлением в искусстве, рисунок бытовал как скрытое профессиональное знание. Постепенно сформировалось представление о базовой ценности рисунка как основания всех изобразительных искусств.

Рисунок гипсовой головы - это сложный, и в то же время очень серьезный, увлекательный раздел академического рисунка. Работая над учебным рисунком, всегда следует помнить, что он является не самоцелью, а переходной ступенью, помогающий усвоить основные принципы реалистического рисунка и научиться успешно решать творческие задачи.

Значение рисунка в работе техника-архитектора

Являясь совместно с архитектором активной силой в реализации замысла и постройки сооружения, техник-архитектор должен обладать основами знаний и навыков, которыми обладает сам архитектор, чтобы ориентироваться в этом сложном процессе.

Поэтому владение рисунком для техника-архитектора является таким же необходимым условием в его работе, как и в работе архитектора.

Приобщая ученика к высоким достижениям общечеловеческой культуры, рисунок развивает одновременно общий кругозор и чисто профессиональные навыки, непосредственно необходимые в работе техника-архитектора.

Профессиональное обучение рисунку

Поэтому учащийся должен почувствовать характер рисунка, необходимого именно для техника-архитектора. Остановимся на некоторых особенностях такого рода рисунка.

Изучая конструкцию любого архитектурного сооружения, учащийся вырабатывает в рисунках соответствующие графические навыки и умения. Способность выявлять в рисунке конструкцию предмета и его устройство, не ограничивая себя простым срисовыванием с одной точки, умение компоновать и увязывать отдельные части в целое развивают особые качества техника-архитектора, которые пригодятся при выполнении чертежа и макета. Рисунок должен служить основой чертежа и макетирования, где средства выражения более трудоемки и дороги, к ним прибегают после того, как идея композиции найдена в рисунке.

Важность изучения естественных наук

Учащиеся должны ясно представлять специфику архитектурного чертежа и основные требования к нему. Архитектурный чертеж должен быть убедителен, ясен, лаконичен и прост, но в то же время тщательно смоделирован и точен. Выполняя эти требования на занятиях по проектированию, будущие техники-архитекторы должны опираться не только на опыт своей конструктивно-чертежной деятельности, но и на знания и навыки, полученные во время практической работы по рисунку.

Анализ форм предметов

Анализируя форму предметов с помощью различных сечений, делая упор на конструкцию предмета, на изучение его с различных точек, преподаватели рисунка ориентируют учащихся на важность конструктивных основ архитектурного чертежа, что является еще одной его особенностью. Работая над интерьерами зданий и проекциями фасадов, выявляя их художественные особенности и детали, учащиеся используют знания, которые они почерпнули на занятиях по рисунку, особенно во время работы над гипсовыми слепками архитектурных форм. Рисунок заставляет техника-архитектора искать взаимосвязи архитектуры и изобразительного искусства. Характерная особенность архитектуры — ее связь с другими видами искусства.

Выполняя изображения различных форм по методу центрального проецирования, изучая законы линейной перспективы и построения теней на занятиях по черчению и начертательной геометрии, учащиеся одновременно используют в своих практических работах по рисунку законы наблюдательной перспективы и тональных отношений. Это приводит к тесной связи теории с практикой, закрепляя понятия о реалистическом рисунке.

Образно-эмоциональную сторону рисунка, связывающую его с высочайшими произведениями изобразительного искусства и оказывающую огромное влияние на духовное преобразование человека, никогда забывать нельзя, даже в учебных рисунках.

Знание истории архитектуры

Таким образом, будущий техник-архитектор должен быть широко образованным человеком, подготовленным к предстоящей деятельности, с архитектурно-инженерным мышлением и большим запасом графических средств для выражения различных замыслов архитектора. Он должен выгодно отличаться от простого чертежника-исполнителя, являясь помощником и советчиком архитектора, понимающим все тонкости работы автора проекта.

Заключение

Читайте также: