Что такое тронный зал кратко

Обновлено: 04.07.2024

Перед человеком, переступившим порог Большого Тронного зала Эрмитажа, открывается монументальный архитектурный образ: ряд белых мраморных колонн ведет к пурпурной тронной группе, которую венчает барельеф с изображением святого Георгия Победоносца. Кажется, в зале, где все напоминает об имперском прошлом России, во все времена бережно охранялось художественное наследие и символы власти. Однако так было не всегда, и история Георгиевского зала Эрмитажа более драматична.

Большой Тронный зал в Эрмитаже традиционно был местом проведения главных церемоний, отмечавших важнейшие события политической истории Российской империи. Здесь провозглашались манифесты, проходили балы и принимались послы из иностранных государств.

История строительства Георгиевского зала

Первый проект Большого Тронного (или Георгиевского) зала в зимнем дворце был предложен Елизавете Петровне зодчим Ф.-Б. Растрелли. Архитектор хотел создать роскошный интерьер в стиле барокко. Однако замыслу великого зодчего не суждено было воплотиться в жизнь. Петр III и Екатерина II, сменившие на императорском троне Елизавету Петровну, начали переделку по своему замыслу в еще не оконченной резиденции. В 1760-е годы на смену архитектурному стилю барокко пришел классицизм. Роскошь и размах барочных интерьеров сменило величие простоты, совершенство пропорций и гармония.


Большой Тронный зал

Однако вопрос о расположении Тронного зала главной императорской резиденции окончательно разрешился лишь спустя 10 лет. Итальянский архитектор Д. Кваренги построил для него отдельный корпус, примыкающий к восточному фасаду Зимнего дворца. На площади около 800 квадратных метров зодчий создал торжественный интерьер с колоннами, отделкой из натурального мрамора различных оттенков, позолоченными деталями и аллегорическими статуями.

Пожар в Зимнем дворце

В созданном Кваренги Георгиевском зале прошло немало торжеств и церемоний. Однако интерьеру было суждено просуществовать чуть более сорока лет: в 1837 году он полностью погиб в огне. Парадные залы Зимнего дворца восстанавливали после пожара. Николай I распорядился облицевать стены Большого Тронного зала белым каррарским мрамором. Восстановительными работами в то время руководил В.П. Стасов.

Одной из важнейших задач при восстановлении дворца после страшного происшествия было обеспечение противопожарной безопасности. Так как причиной стремительного распространения огня были деревянные перекрытия, после пожара в Георгиевском зале возвели подвесной металлический потолок. Однако в 1841 году Большой Тронный зал пережил новое трагическое событие. Около полуночи в помещении обрушился тяжелый потолок. В результате аварии также пострадали верхние части стен, люстры и паркет.


К.А. Ухтомский, акварель, 1862 год

После обвала потолка ведущие инженеры усовершенствовали металлическую конструкцию, а архитекторы сделали Георгиевский зал еще более монументальным, чем он был до пожара. Сочетание белых мраморных стен и золотых декоративных элементов, пурпурных тканей тронного места и сложного рисунка паркета, выполненного из 16 пород дерева, даже в то время производили сильное впечатление на гостей. Важным акцентом зала стал мраморный барельеф с изображением святого Георгия Победоносца. А многократно повторяющаяся фигура двуглавого орла подчеркивала особое значение Тронного зала среди других помещений Зимнего дворца.



Если вы бывали в Питере, тогда, наверное, обязательно посетили Эрмитаж. Вам остается только позавидовать, ведь вы видели самый роскошный музей мира. Он стоит в одном ряду с такими гигантами, как Метрополитен, Британский музей, Лувр. Тронные залы Эрмитажа поражают воображение посетителей.

Экстерьер Эрмитажа

В экспозиции музея находится более 3 000 000 предметов искусства. Чтобы осмотреть все экспозиции, нужно преодолеть 20 000 км. Если вы будете осматривать каждый экспонат около одной минуты, то это займет 8 лет жизни. В этой статье вы найдете описание тронных залов Эрмитажа. Музейный комплекс состоит из 5 строений. Все они связаны между собой и располагаются на Дворцовой набережной.

Зимний дворец

Это легендарное здание, оно является самым знаменитым в мире. Нынешний Зимний дворец является пятым по счету строением и имеет обширную историю. Здание, которое унаследовало наше поколение, создано великим архитектором Растрелли в 1754-1762 годах. Оно относится к стилю барокко, с некоторыми вкраплениями рококо. С приходом советской власти в здании Зимнего дворца помещена главная экспозиция Государственного Эрмитажа.

До 1904 года здесь в холодное время года проживал Николай II. Позже правитель стал зимовать в Царском Селе. Сложно себе представить, что в 1915-1917 годах здесь был организован госпиталь, который был назван в честь царевича Алексея Николаевича.

Зимний дворец

Во время Октябрьской революции дворец заняло Временное правительство. Зимой 1920 года прошлого века здесь был открыт Музей революции. До начала ВОВ он делил одно мест расположение с Эрмитажем. Современный Санкт-Петербург гордится Зимним Дворцом и Дворцовой площадью, которые образуют единый архитектурный ансамбль.

Малый тронный зал Эрмитажа в Зимнем дворце

Он спроектирован в 1833 году архитектором О. Монферраном. Его еще называют Петровским Малым тронным залом Эрмитажа, поскольку он посвящен памяти великого Петра I.

Портрет Петра 1 с Минервой в Эрмитаже

Большой Тронный зал

Его еще называют Георгиевским залом. Проект Большого Тронного зала в Эрмитаже создал Дж. Кварнеги в 1790 году по приказу Екатерины II. Практически 130 лет здесь происходили самые важные церемонии и приемы дипломатов, то есть в нем принимались важнейшие решения в политической жизни Российской империи. На сегодняшний день зал открывается только для особо важных мероприятий. Это огромная комната, интерьер которой выдержан в двух цветах. Зал освятили 26 ноября 1795 года, в день Святого Георгия Победоносца.

В 1837 году случился страшный пожар. Тронный зал Эрмитажа полностью выгорел, но его восстановил Стасов по приказу Николая II. Правитель пожелал облицевать помещение редким видом белого мрамора. Работа оказалась очень сложной, именно поэтому открытие зала произошло позже.

Большой Тронный зал

Первое собрание Государственной Думы

7 апреля 1906 года произошло важное событие. В Георгиевском зале впервые собрались депутаты Государственной Думы. В торжественной обстановке к ним вышел сам Николай II для обсуждения государственных дел. Участие в собрании принимал разномастный народ: адвокаты, которые были наряжены в сюртуки, селяне в домотканых рубахах и кафтанах, а также священнослужителей.

Во время революции в 1917 году из Большого Тронного зала в Эрмитаже были изъяты все символы империи. С приходом советской власти уничтожение реликвий продолжалось — в 1930 году был полностью уничтожен трон. После ВОВ его украсили огромной картой СССР, которая была изготовлена из самоцветов. Ее создание было приурочено к Всемирной парижской выставке в 1937 году. В 80-х годах она была отправлена в Горный музей. На протяжении 1997-2000 годов художники и историки полностью восстановили тронное место.

Военная галерея 1812 года в Эрмитаже

Этот зал находится под номером 197. Галерея — это говорящий памятник подвигам русского народа. Здесь расположено 332 портрета полководцев. Все они честно сражались за Родину в 1812 году. Часть героев возглавляло поход 1813-1814 годов. Проект галереи создал К. Росси, а автором полотен является Доу. Также в написании принимали участие русские художники — Поляков и Голике. Портреты в основном писались с натуры. Некоторых героев на момент создания галереи не было в живых, эти портреты перерисовывали с ранее написанных картин. В северном крыле зала помещены полотна с изображением Александра I и Фридриха-Вильгельма III, который был его союзником.

Фойе театра

В переходе между Большим Эрмитажем и театром находится фойе, которое просто шокирует гостей своим потрясающим убранством. Оформил его знаменитый архитектор Бенуа в 1903 году. Стиль этого зала — французское рококо. Здесь расположены пышные гирлянды из растительности. Полотна, которые украшают стены фойе, обрамляют золоченые завитки и рокайли.

Особого внимания заслуживает потолок зала. На нем можно увидеть копии полотен итальянца Луки Джордано. Это знаменитые:

Над входом в зал висит картина с изображением руин, автором которой является Юбер Робер. Стены украшают портреты, написанные в XVIII–XIX веках. Из огромных окон фойе открывается шикарный вид на реку Неву и Зимнюю канавку.

Зимний дворец вид снаружи

Эрмитаж насчитывает всего 365 залов. Каждый из них по-своему уникален и несет в массы частичку истории нашей великой Родины. Ежегодно его посещают миллионы гостей - горожан и гостей Питера. Экстерьер дворцового комплекса не менее величественен, чем его интерьеры. Особенно хорош Зимний дворец в темное время суток, когда горят огни, которые отражаются в Зимней канавке. Это канал, который собирает воедино две прекрасные реки — Мойку и легендарную красавицу Неву.


ЗАЛ , -а, м. и (устар.) ЗА́ЛА , -ы, ж. 1. Большое помещение для многолюдных собраний, для занятий чем-л. и др. целей. Зрительный зал. Концертный зал. Читальный зал. Зал ожидания. (Малый академический словарь, МАС)

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова торгашество (существительное):

Ассоциации к слову «зал»

Синонимы к словосочетанию «тронная зала»

Предложения со словосочетанием «тронная зала»

  • Конечно, она видела рыбок, и не раз, но девочка не могла просто пробежать по малому тронному залу, не полюбовавшись росписью на полу.
  • — Ваша светлость, — рапортует он ему, — ее величество изволит уже прогуливаться по тронной зале , и мы в недоумении относительно намерения ее величества.

Сочетаемость слова «тронный»

Сочетаемость слова «зал»

Аванзал, также антикамера — помещение перед парадным входом в главный зал крупного общественного здания или дворца. Позади главного зала иногда размещались арьерзалы.

Гинекей или гинекейон (др.-греч. γυναικείον или γυναικον) — в Древней Греции — женские покои в доме, занимавшие его заднюю часть или второй этаж. Гинекей сообщался с мужской залой посредством особой двери и состоял обычно из спальни для супругов (θάλαμος), комнаты, где помещались дочери, и комнат, где работала женская прислуга. Позади гинекея нередко был расположен небольшой сад.

Зал Кьяроскури (итал. Sala dei Chiaroscuri) — один из залов Папского двора, относится к музеям Ватикана.

Многие замыслы великого Ф. Б. Растрелли так и остались неосуществленными, но к счастью, мы вполне можем их себе представить по чертежам и историческим документам. Один из самых удивительных и грандиозных– Тронный зал Зимнего дворца.

В 1754-1762 годах Растрелли возводит Четвертый Зимний дворец, в котором все помещения бельэтажа вдоль набережной Невы должна была занимать Большая анфилада парадных залов, начинающаяся Парадной лестницей и заканчивающаяся Тронным залом. Новый дворец строился с частичным использованием стен предыдущего, Третьего Зимнего дворца и потому новый Тронный зал находился на месте старого, занимая весь объем северо-западного ризалита.

План Четвертого Зимнего дворца по замыслу Ф. Б. Растрелли. №4 – Тронный зал. №2,3 – Невская анфилада (антикамеры и Аванзал). №1 – Парадная лестница.

План Четвертого Зимнего дворца по замыслу Ф. Б. Растрелли. №4 – Тронный зал. №2,3 – Невская анфилада (антикамеры и Аванзал). №1 – Парадная лестница.

Если и раньше зал (также отделанный по проекту Растрелли) был большим (34 х 28 м), то теперь он приобретал поистине грандиозные размеры. Сохранив прежнюю ширину, Растрелли увеличил его длину до 49 м. Кроме того, Тронный зал должен был зрительно соединяться открытой аркадой с предшествующим ему аванзалом. Ни один из существующих ныне залов дворца не достигает таких размеров!

Последние работы, предпринятые Растрелли в Тронном зале уже при Петре III, были связаны с празднованием мирного договора с Пруссией в 1762 г. Чтобы ускорить отделочные работы, решили сложное резное убранство заменить живописной декорацией. Однако дворцовый переворот, в результате которого на русский престол взошла Екатерина II, помешал этому, а вскоре последовала отставка Растрелли.

Реконструкция Тронного зала в Зимнем дворце по проекту Ф. Б. Растрелли с плафоном по эскизу Ф. Фонтебассо. Рисунок арх. Самусенко С. В. 1998 г.

Реконструкция Тронного зала в Зимнем дворце по проекту Ф. Б. Растрелли с плафоном по эскизу Ф. Фонтебассо. Рисунок арх. Самусенко С. В. 1998 г.

К 1780 г. восточнее Зимнего дворца уже были построены Малый Эрмитаж с висячим садом и Большой Эрмитаж, однако попасть в них можно было только из личных покоев императрицы. В результате вскоре родилась идея постройки нового корпуса с мраморной галереей, которая соединила бы дворец с Эрмитажем. В процессе строительства было решено устроить в этом корпусе новый Тронный зал, который стал называться Георгиевским. Отделку зала сначала выполнил Дж. Кваренги, а после пожара 1837 г. – В. Стасов. Там, где Растрелли планировал устроить большой Тронный зал, была создана группа комнат для женившегося любимого внука Екатерины II – Александра. Сейчас на этом месте находятся Большая Арапская столовая, Малая (Белая) столовая, Малахитовая гостиная, внутренний дворик и другие помещения.

Читайте также: