Что такое трансформация человека личности в психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Урываев В.А. (Ярославль), Бойчук Б.В. (Новосибирск)

Урываев Владимир Анатольевич

– кандидат психологических наук, доцент по кафедре медицинской психологии, Ярославская государственная медицинская академия.

Бойчук Богдан Васильевич

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Задачи психотерапии, психодиагностики, наконец, задача внедрения развивающих психологических практик снова и снова поднимает вопрос о неизменности или развитии личности, о горизонтах такого развития или, возможно, о трансформациях личности в процессе жизненного пути.

Если взять за точку отсчета исторический подход в разработке теорий личности, то мы сможем наблюдать следующие группы теорий (они же — шаги в постижении феномена личности):

* статические теории личности;
* динамические теории личности;
* теории развития личности;
* теории трансформации личности;

Близко к этой группе находятся и бихевиоральные теории, особенно исследующие проблемы социального научения.

Философия и психология в исследованиях А.Ф. Лазурского

Замечательной особенностью исследований А.Ф. Лазурского является тот факт, что он — один из немногих психологов, строивших свою концепцию в тесном диалоге (вплоть до совместных публикаций) с известнейшими российскими философами.

Заметим, что столь решительное введение (признание, акцентирование) воли как системообразующего фактора в формировании личности представляет исключительный интерес и в наше время.

Во введении к публикации монографии А.Ф. Лазурского [6] М.Я. Басов и В.Н. Мясищев дают еще один крайне важный комментарий: «Творчество и высшая степень активности, отличающая людей высокой одаренности, совершенно так же, как и деятельность всех остальных людей, в условиях окружающей их жизни, в исторической среде, в широком значении этого слова, имеют единственный питающий их источник. Когда эта среда, в силу своего собственного развития, созревает для некоторого обновления, тогда только и наступает момент для творчества. Услышать этот голос жизни, требующий обновления, увидеть и понять смысл развертывающегося жизненного процесса, сделать отсюда должные выводы иногда наперекор укоренившимся традициям, не всякая личность может в одинаковой степени, в этом и скажется уровень одаренности ….

Мы убеждены в том, что концепция психологии личности, развиваемая А.Ф. Лазурским в русле отечественной философской традиции, требует нового и более глубокого прочтения.

Три программы изучения личности А.Ф. Лазурского

Предварительно рассмотрим вопрос о том — сколько же было программ изучения личности в исследованиях А.Ф. Лазурского? Мы полагаем, что их не менее 3-х.


Рис. 1. Классификация личностей А.Ф. Лазурского (1924), стр. 290

В заключение публикации хотелось бы высказать убеждение в том, что дискуссия об отечественной психологии начала XX века, переиздание книг, созданных в то время, представляется нам одним из ресурсов, помогающих движению вперед психологии XXI века.

Трансформации личности (по М.Ш. Магомед-Эминову)

В работах М.Ш. Магомет-Эминова [8] дана развернутая классификация трансформационных процессов, происходящих с личностью (перевоплощение, индукционная трансформация личности, базисная трансформация, нормативная трансформация, потенциирующая трансформация, индивидуационная трансформация, самореализующая трансформация, трансцендентная трансформация, возрождающая трансформация, травмотрансформация, искусственная трансформация, экзистенциальная трансформация, трансформация в переходе индивидуации и приобщения, конструктивная трансформация).

Признавая важность многостороннего анализа проблемы, мы выделяем ряд из них, прямо касающихся развития потенциала личности.

Индукционная трансформация личности. Трансформация, вызванная участием людей в ритуалах, массовых мероприятиях. Примером могут служить описанные К. Юнгом трансформации человека в форме переживания им трансцендентного опыта. Будучи участником священной драмы, индивид трансформируется посредством выполнения определенных ритуальных действий; процесс превращений субъекта, происходящий в таких случаях, обычно объясняется тем, что он якобы удостаивается божественной милости, дара благодати на основании своего участия или присутствия в таинстве, мистерии. Это возможно по той причине, что сама мистерия, священное таинство, месса — это ритуал трансформации, в котором осуществляется смысловая работа личности из определенного горизонта трансформационного круга.

Нормативная трансформация. Нормативная трансформация происходит как последовательное движение развития личности по определенной психосоциальной матрице или по сменяющимся трансформационным этапам. Одну из разновидностей такой трансформации наиболее убедительно описал Э. Эриксон в своей эпигенетической теории развития личности [14].

Потенциирующая трансформация представляет собой трансформацию личности, в ходе которой актуализируется соответствующая мотивациия и в определенных формах реализуется рост личности, происходит самоактуализация [10].

Индивидуационная трансформация. Становление индивидуальности, развитие индивидуальной личности может происходить не только путем разворачивания самости в личности, но и как движение личности к самости. В процессе этого движения к самости личность обретает подлинность. Особую разновидность индивидуационной трансформации личности, в процессе которой происходит самоактуализация и индивидуация личности, описал К. Юнг.

Ученые отмечают особый интерес, который он питал к идее трансформации, охватывающей, по его представлениям, мистические переживания, психопатологические феномены, а также обычные психологические проявления.

Индивидуация — это процесс развития личности, в результате которого человек становится единством, отличным от других, обретает целостность, развивается в индивидуальную личность. Индивидуация, считает К. Юнг, происходит как циркумамбуляция: личность вращается вокруг самости как центра личности, в результате чего она обретает целостность. Своеобразие этого кругового вращения личности вокруг самости состоит в том, что оно происходит по спирали, сходящейся к центру. Непрерывное схождение личности во вращательном движении к самости мыслится К. Юнгом как процесс самоактуализации. В своем представлении об индивидуации К. Юнг реализовал синтетический подход, связывающий и каузальный, и целевой подходы, обычно противопоставляемые в психологии. Таким образом, его концепция соединяет три аспекта: архетипическую индивидуацию личности, становление самости (соответственно, становление личности), реализацию трансформационного образа — имаго.

К этому направлению можно отнести В. Франкла [12], который строит свою концепцию на основе идеи восхождения к смыслу, экзистенциальная фрустрация которой приводит к ноогенным смыслам, к потере смысла как основания существования и даже выживания, экзистенциальному вакууму, конформизму, тоталитаризму дезорганизации жизни и др. В более узком значении индивидуация как феномен, который связан с трансформацией личности ребенка предложенной в рамках теории объектных отношений в психоанализе в теории привязанности, в теории самости.

В концепции З. Фрейда это отражается в Эго-идеале, входе в Супер-Эго. Отдельные аспекты концепции ученика А. Адлера В. Франкла также относятся к самореализации идеализирующего типа — бытие, считает В. Франкл, направлено на смысл. Но так как В. Франкл вводит также духовную потребность (волю к смыслу), то его концепция является синтетической самореализацией, в которой учитываются и потенцирующая, и индивидуационная, и самоидеализирующая трансформация. Поэтому потенциирующую и индивидуационную трансформацию можно объединить в самореализующую трансформацию. В ней происходит соединение саморазворачивания целостности в личности и обретение личностью целостности. Соединение двух аспектов развития–личности позволяет нам говорить о самости и как о предпосылке, и как о результате развития. В действительности, эти два движения процессов развития находятся во внутреннем единстве.

Трансцендентная трансформация. В поздней концепции Юнга в трансформации архетипического воплощения учитывается значение Другого. Трансформация личности у А. Маслоу смещает акцент на реализации высших ценностей бытия (в пиковых переживаниях, плато-состояниях). Р. Асаджиоли (в метапсихологических терминах) пытается учесть значение синтетической функции самости. Сюда же можно отнести концепцию трансперсональной психологии С. Грофа, в которой представлен пренатальный и трансцендентальный опыт [4].

Можно выделить следующие основные цели искусственной трансформации личности:

1) сужение личности — устранение нечто неприемлемого, например, симптома, комплекса, болезни;

2) расширение личности — присвоение нечто отсутствующего, например, обретение новых качеств, ценностей, навыков и др.;

3) развитие потенции;

4) преодоление задержки — ингибиторного процесса;

5) становление бытия.

Экзистенциальная трансформация — это трансформация способов существования (может быть аутентичной и неаутентичной), к которой можно отнести Л. Бинсвангера, М. Босса [1; 13]. Европейское крыло больше акцентируется на самотворении, самопроизводстве Я как выборе. Напротив, американские экзистенциалисты пытаются учитывать как экзистенциальные проблемы, так и психодинамические факторы.

Трансформация индивидуации — приобщения. В эту группу можно отнести концепции, которые строятся на основе развития индивидуальности в со-бытии с Другими. Эта линия разрабатывается в отечественной психологии в большей мере на основе идеи реализации культурно-исторических общественных отношений в жизнедеятельности. Имеется вариант, когда делают акцент на полюсе субъекта (жизни, организации, ответственности, выбора) или учитывается инобытие, целостность с точки зрения феномена субъектности, становлении индивидуальности и т.д.

Краткий анализ места проблем трансформации в понимании развития личности обнаруживает:

– чрезвычайную актуальность темы трансформации личности в эпоху стремительного изменения общественных отношений (эти задачи требуют от профессиональных психологов поиска адекватного ответа);

– близость решений в современных трактовках трансформации личности к методологии интегративной психологии (В.В. Козлов);

1. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. – М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999. – 330 с.

2. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том. 1 (А–О) / пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. – С. 411–412.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: МГУ, 1988. – 320 с.

4. Гроф К. Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. – М., 2003. – 377 с.

5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука, 1997. – 446 с.

6. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. – Л., 1923. – 192 с.

7. Леонтьев Д.А. Теория личности А.Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям // Методология и история психологии. – 2008. – Том 3. – Вып. 4. – С. 7–20.

8. Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности. Кн. 1–2: дисс. … д. псх. н. – М., 2009. – 680 с. (Кн. 1–2).

9. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ / пер. с англ. – СПб.: Речь, 2002. – 539 с.

12. Франкл В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб.: Речь, 2000. – 286 с.

13. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М.: КСП+, 1997. – 720 с.

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Прогресс, 1996. – 344 с.

15. Юнг К.Г. Символы трансформации. – М.: Penta-Graphic, 2000. – 496 с.

Ссылка для цитирования

Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-2008 "Библиографическая ссылка" (введен в действие 01.01.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] – дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.

Сейчас модно говорить про трансформацию. Эту тему эксплуатируют очень многие. Различные марафоны, тренинги, книги и вдохновляющие посты.

Только зачастую при всей патетике тему охватывают весьма поверхностно.

Что такое трансформация? Трансформация личности, человека?

Это не только озвучивание громких лозунгов про то, что ты входишь в новую жизнь. Это не только кучка красивых инсайтов, собранных из цитат умерших и ныне здравствующих гуру.

- человек начинает думать по-другому

- человек начинает делать по-другому.

Поэтому даже если вас озарила какая-то светлая мысль, и вы осознали, как неправильно растрачивали свою жизнь, - то это еще только шаг к трансформации. Зато когда вы начнете менять свои установки, начнете внедрять полезные привычки, будете корректировать свое окружение, будете строить отношения по-другому, наконец-то начнете о себе заботиться – вот тогда можно говорить о трансформации.

Горько это признавать, но правда в том, что настоящая трансформация происходит через боль, страдание и кризис.

Когда у человека все хорошо, когда в его жизни гармония, счастье и взаимная любовь, то редко он задумывается о том, что надо срочно менять в себе. Но когда обстоятельства выбрасывают рыбу на берег, то либо рыба задохнется, либо будет бить хвостом или отращивать ножки и адаптироваться. Так себе, конечно, метафора. Но, думаю, она понятная и показывает вынужденную эволюцию человека.

Так вот как раз после болезненного предательства, после тяжелого разрыва, в период настоящего личного кризиса человек просто вынужден выстроить другую реальность – внутри и снаружи. Иначе он просто не выживет, сломается.

Знаю много случаев, когда человек говорит, что благодарен тому случаю, благодарен тому партнеру за эту встряску, этот урок. Было больно. Но зато это стало толчком к настоящему развитию, к осознанию своих возможностей.

Если вы сейчас морально раздавлены, если вам плохо, если переживаете предательство от того, кого считали по-настоящему близком, то помните, что у вас всегда есть выбор. Либо остаться в этом состоянии и спускаться все ниже и ниже в яму депрессии. Либо трансформировать свои взгляды на жизнь, н отношения и по кирпичику строить свою новую реальность.

Сотни книг написаны об этом, сотни авторов за всю историю человеческой истории, так или иначе, раскрывали этот вопрос. Поэтому в двух-трех абзацах позволю себе раскрыть лишь маленький аспект: этапы трансформации самосознания личности.

Самосознание в своем развитии проходит 3 этапа: вожделеющий, признающий, всеобщий.

Если удается добиться, что другая самость знает меня как самость, и я знаю, что она это знает, то возникает отношение признания. Неудобство тут то, что одна самость другую может признать, а другая нет. Могут возникнуть отношения господства и рабства, но это уже другая история.

Если же обе самости признают друг друга и знают об этом, то самосознание может сделать еще шаг в развитии. Мало самостям признать друг друга и знать, что они признают друг друга. Мало лишь самоограничивать себя и самоотрицать свои единичные цели, ради иной самости, которая делает то же самое. Цели уже не могут быть единичными! Единственно возможная цель – это цель всеобщая (не надо путать с одинаковой).

Когда существование разных самостей оказывается в форме взаимности ради всеобщей цели, то из стадии признающего самосознания они переходят на ступень всеобщего самосознания. Это есть основа добродетели в виде дружбы, любви. Это нравственная субстанция всех объективных видов духовности: семьи, отечества. И это, - всеобщее самосознание, - есть предпосылка для действительно разумного мышления.

трансформация личности в психологии

Как и обещал ранее, в этой статье я расскажу, про арку героя и о том, как у человека происходит трансформация личности.

Что такое Арка героя (персонажа) . Этот термин пришел к нам из сценарного мастерства, точнее, из написания сценария к кинофильмам.

Если внимательно смотреть популярные художественные фильмы, то можно заметить, что персонаж в начале и персонаж в конце – это разные люди.

За время фильма, персонаж проживает некую трансформацию, личностный рост. Вот этот путь и называется арка героя.

То есть, персонаж в процессе фильма меняет мышление. Интересно, что в коучинге происходит то же самое. Только, на минуточку, это реальная жизнь, а не вымышленные персоналии.

Человек приходит на коучинг одним, а после успешной проработки выходит совершенно иным.

Обозначим этот процесс так: Человек претерпевает трансформацию или проходит через арку героя.

У Андрея Курпатова (или у его бывшей жены Лилии Ким) я прочитал, что арка персонажа в сценарном мастерстве и арка клиентов в коучинге – построены на одних и тех же принципах.

Сейчас я покажу конкретные шаги, которые проходит персонаж в фильме или претерпевает человек, который настроен на серьезные изменения в личной жизни.

Рассказываю это для того, чтобы вы могли сделать вывод, на каком этапе сейчас находитесь. После чего, соответственно, сможете с успехом трансформировать свою жизнь.

Первый уровень .

У человека есть мечта, либо цель, либо намерение.

Например. Необходимость в пище рождает желание поесть. Цель в этом примере – пойти на кухню.

Здесь важно понять, что за каждой хотелкой и целью стоит более глубинная потребность.

Еще пример . Заслужить одобрение отца – это жгучее желание ребенка. Что происходит далее – человек рвет на себе рубаху и добивается определенных успехов в жизни. Но для чего он все это делает? То есть, внешнее стремление – добиться успехов, а внутреннее намерение – заслужить одобрение отца.

Работая с целями людей, нужно пытаться найти ту потребность, которая лежит за внешним намерением человека.

Желания и цели мы обсудили. Это то, что лежит на поверхности. Это то, что человек озвучивает в разговорах и то, о чем мечтает в сладких грезах.

Кстати сказать, эти желания нередко могут быть навязанным мнением. Но, в основе навязанных желаний лежит истинная потребность.

Пример. У человека есть навязанные мечты – покупать дорогие вещи, квартиры, машины. При этом, всё это полностью маскирует внутреннее стремление быть любимым.

Надеюсь вы поймали мою мысль и научились эти моменты отличать.

Второй уровень.

То, что стоит за внешним желанием – это внутренняя необходимость.

Если говорить про сценарий, то это то, чему должен научиться персонаж, чтобы не вредить себе и окружающим.

Часто люди бывают чересчур критичны и вредят себе и окружающим. Соответственно, если они удовлетворят ту внутреннюю необходимость, которую пытаются в себе восполнить, то перестанут наносить столь весомый вред себе и окружающим.

Потребность – это всегда нехватка, отсутствие того, что важно для психологического или физического комфорта.

Например , если родители в детстве не любили малыша – была нехватка любви.

Это было отсутствие тепла в отношениях. И вот, имея намерение удовлетворить мечту о теплоте и любви, человек идёт достигать внешних целей.

Он может менять жен/мужей ради того, чтобы найти то, что недополучил в детстве.

>>> Мой сторителлинг сильно утрирован, написан буквально крупными мазками. Это исключительно для того, чтобы вы понимали, что за внешними намерением человека, иногда стоит внутренний крик души .

Третий уровень.

Рассмотрим еще на уровень глубже.

Допустим, у человека есть психологическая травма .

Если мы рассматриваем сейчас вариант написания сценария, то у персонажа есть внешнее стремление, внутренняя потребность и есть какой-то изъян, который не дает это намерение реализовать.

В основе этого блока лежит какое-то потрясение.

Травма – это некие защитные механизмы, которые мешают удовлетворить потребность. Невозможно достичь цели, не преодолев недостаток и не реализовав свою внутреннюю потребность.

Условно говоря, у человека в жизни что-то произошло, какой-то переломный момент.

К примеру , ребенок воспринимает как предательство развод родителей.

Из-за этого, у человека случился блок. Он теряет доверие ко всем людям, считает что кругом одни враги и предатели.

Соответственно, у него появляется необходимость восстановить утраченное доверие к окружающим.

>>> Реализовывать это стремление можно разными способами .

Он может многократно жениться или попадать в странные ситуации, связанные с недоверием к людям. Кстати, это может выражаться в противоположном ключе – человек старается установить гиперконтроль, чтобы предвидеть и избежать нового предательства.

Важно, чтобы вы поняли этот принцип матрешки:

*** Есть внешняя цель => в ее основе лежит внутренняя потребность => и есть травма, которая мешает действовать ***

Я уже рассказывал про психологические механизмы – это может быть замещение или прочие вещи.

>>> Думаю, суть вы уловили: есть травма, которая выступает защитным механизмом. Эти факторы мешают удовлетворить человеку потребность. Но стремление и намерение никуда не делись. И человек может реализовать ее через разные цели.

Четвертый уровень.

Следующий этап трансформации – самооткровение.

Это когда у человек происходит важное осознание, касательно самого себя.

То есть, он понимает и принимает свой недостаток, и это помогает человеку достичь цели.

Человек из нашего примера осознал, почему он не доверяет людям.

“В прошлом, у меня случилась травма. Она была единожды, но сейчас я раскидываю ее на текущие события в жизни”.

Когда человек понял, что эта травма была с ним давно в детстве, а сейчас он уже взрослый, то у него случается самооткровение. Человек понимает, что теперь-то он может удовлетворить личную потребность, ему не нужно боятся предательства, теперь можно строить отношения по-взрослому и соответственно, можно закрывать свои цели и хотелки.

Получается, что коуч или психолог, посредством работы с клиентом, помогает человеку самооткровение совершить, словить Inside.

В работе коуча/психолога важно, чтобы человек, если стопориться процесс с достижением целей, понял, что есть какой-то изъян, блок, комплекс. Совместно с коучем его проработали. Вот теперь потребность можно закрывать за счёт хотелок/желаний.

Во многих фильмах герои проходят именно такой путь.

Посмотрите любой фильм, там персонаж что-то осознаёт, после этого, начинает предпринимать определенные шаги.

Если у человека в рамках коучинговой работы не получается напрямую закрывать цели, это означает, что у него есть уязвимое место, которое нужно найти и помочь осознать, чтобы он понял свои потребности и реализовал хотелки.

личностный рост с чего начинать

Вы можете развернуть картинку. Нажмите правой клавишей мыши на изображение и выберите “Открыть картинку в новой вкладке”.


Поступки и выборы.

После того, как человек все понял и осознал, начинается череда поступков и дилемм .

Если человек внутри себя что-то понял, но при этом, не начал совершать действия, то это самооткровение так и останется всего лишь на уровне осознания.

Поступок – это всегда внешние действия.

Просто внутреннее самооткровение не позволит человеку измениться. Понял – отлично! Теперь нужно действовать, исходя из этого понимания.

Человеку нужно выбирать в ситуации в противоречивых мотивов.

У человека был блок – он не доверяет людям. Он осознал, что была такая-то ситуация, такая-то травма, и вот теперь, когда он будет взаимодействовать с людьми, надо будет принять решение – довериться сейчас этому человеку или нет.

  • Если я не буду доверять – я буду в безопасности.
  • Если буду доверять – может случиться всякое.

Но, когда человек начинает доверять и быть готовым к тому, что случиться всякое, это и есть первый шаг к “выздоровлению”.

Выбор – это всегда потеря.

Например, человеку предстоит предпочесть безопасность или успех .

  • Если выбирать безопасность – это потеря в росте.
  • Если выбирать рост – теряет в безопасности.

Важно еще донести до человека, с которым вы работаете как коуч, что принятое решение поменяет реальность. Это всегда потеря.

Еще один важный момент.

Выбора раз и навсегда не бывает.

Нельзя единожды принять решение и всю оставшуюся жизнь плыть по течению. Пустить ситуацию (жизнь) на самотек – это не выбор.

Поступки и принятые решения – это самые главные атрибуты героя, атрибуты трансформации человека.

Если раньше наш персонаж выбирал направление А, а теперь нужно выбрать направление Б, ему всегда будет страшно. Он всегда будет что-то терять. Но, пустить все на самотек, и не делать осознанный выбор, это тоже инфантильная детская позиция.

Если человек хочет развиваться, то ему нужно что-то выбирать.

> У человека внутри была какая-то травма, из-за этого он стал уязвим.

> Этот изъян не даёт закрыть истинную потребность.

> Соответственно, желания и хотелки не помогают закрыть внутренние потребности.

> Когда мы с человеком поработали, у него случилось самооткровение. Он понял, что внутри был блок.

> Теперь, чтобы внедрить в жизнь это осознание, ему нужно совершать поступки и делать выборы. Причем такие, которых он раньше не делал, от которых ему страшно, которые будут вызывать дискомфортные моменты.

Но если он их совершать не будет, то останется на том же уровне, только с новым пониманием.

Я хочу сказать, что
> если не воплощать в жизнь полученные знания,
> если не прислушаться к самоосознанию,
> не делать на основе этого осознания действий и не принимать решений, то такое изменение не засчитывается!

Вы остаетесь на том же уровне, на каком и были до этого.

этапы трансформации личности


Подведем итоги.

Как всегда, я постарался объяснить сложные вещи простым языком.

Если вы примените их на практике, то поймете, что, оказывается, мир не так жесток и путей к достижению цели на самом деле много. И эти дороги можно выбирать, делая осознанный выбор.

Давайте я коротко напомню основные аспекты этой статьи.

  1. Если человек принял решение о полной трансформации личности – он неизменно проходит через арку героя.
  2. У человека есть мечта, либо цель, либо намерение.
  • Важно отыскать глубинное желание и отличить его от навязанного.
  1. То, что стоит за внешним намерением – это какая-то потребность.
  • Потребность – это всегда нехватка, отсутствие того, что важно для психологического или физического комфорта.
  1. У человека есть внешнее намерение, внутреннее стремление и есть какая-то слабость, которая не дает это намерение реализовать.
  • Невозможно достичь цели, не преодолев слабину и не реализовав свое внутреннее намерение.
  1. Следующий этап трансформации – самооткровение.
  • Человек понимает и принимает свой блок и это помогает ему достичь цели.
  1. После того, как человек все понял и осознал, начинается череда поступков и принятия решений.
  • Просто внутреннее самооткровение не позволит человеку измениться.
  • Человеку нужно делать выбор в ситуации в противоречивых мотивов.
  1. Выбора раз и навсегда не бывает.
  • Нельзя единожды принять решение и всю оставшуюся жизнь плыть по течению.

Вот и все, о чем я хотел сегодня рассказать.

А в этой статье я рассказываю, как преодолевать страх с помощью трансформационного коучинга.

Также можете почитать о технике коучинга, которая помогает дойти до глубинной сути ваши поступков и помогает совершать правильный выбор.

Если вам это кажется как-то мудрено – задавайте вопросы в комментариях. Как обычно, я отвечу на них быстро и четко.


Куколка превращается в бабочку, а ребенок — во взрослую личность. Кто-то меняет религию, а кто-то – политические взгляды… Все это примеры трансформации. Сущность этого явления заключается в изменениях взглядов, позиций, миропонимания и мировоззрения под воздействием определенных факторов и с целью адаптации к новым жизненным условиям. Почему этот процесс так важен и как он помогает тебе добиваться своих целей?

Трансформация простыми словами

В переводе с латыни термин “трансформация” означает “изменение формы”. Речь не только о внешнем облике человека, который меняется в силу роста, развития, схемы питания или периодов активной деятельности. С точки зрения психологии, гораздо больший интерес предполагают изменения внутренние.

А именно, то, как ты взаимодействуешь с людьми на разных жизненных этапах, каких взглядов придерживаешься в части корректировок ранних точек зрения и иные особенности твоего мировосприятия. Трансформация — естественный процесс, почвой для которого становится сама жизнь.

В силу различных факторов тебе приходится подстраиваться к новым условиям и обстоятельствам, взаимодействовать с социумом, переживать кризисные явления и другое. Фактически, ты ежедневно находишься в пластичных условиях реальности, а значит, чтобы сделать их более комфортными для себя, должна быть не менее гибкой.

Изменению формы подвержена каждая частица человеческой психики. Она затрагивает поведение. Если обратишь внимание, то убедишься, что реакция на те или иные события в разное время жизни у тебя различна. Так, ты любишь тусовки и шумные компании в школьные годы, но взрослея, чаще закрываешь окна, когда компания подростков шумит во дворе.

Что такое трансформация личности?

Что такое трансформация личности?

Аналогичные изменения происходят в образе мышления. В процессе взаимодействия с миром ты приспосабливаешься к его правилам и условиям. К примеру, учишься отказывать себе в каких-то покупках, если они негативно отразятся на общем бюджете.

Точки зрения на предметы, убеждения, верования, ожидания — всё это относится к “подвижным” и пластичным слоям психики. Они способны смещаться в своих приоритетах, меняться на 180 градусов, обновляться с учетом новых поступающих факторов и другое.

Таким образом, трансформация психики — нормальное и постоянное явление. Однако наряду с этим, оно не происходит внезапно, чтобы исключить глобальную нагрузку на мозг и нервную систему и не спровоцировать психические расстройства.

Что влияет на желание корректировки поведения и мышления

Путей, подталкивающих человека к трансформации, очень много. Из негативных, это может быть:

  • стресс, как стимул для отказа от предыдущей модели поведения или образа жизни;
  • психологическая травма, которая может выражаться в желании поступать с другими людьми так же, как поступали с тобой;
  • другие факторы, оставившие яркий и сильный отпечаток в душе.

Но и положительных предпосылок для трансформирования психики не меньше. К таковым относятся:

  • выход из стрессовой ситуации, сопровождаемый сменой окружения (ты просто встретила хорошего человека, готового помочь встать на ноги. Это принесло надежду и облегчение, поэтому твой образ мыслей и, соответственно, поведение, изменяются);
  • желание завершить предыдущий жизненный этап, изживший себя или не вызывавший удовлетворения (кардинальные перемены: переезд в другой город, уход от токсичных отношений, смена рода деятельности, этап материнства и прочее);
  • другие факторы.

Вне зависимости от причины, трансформация никогда не бывает спонтанной. Этот процесс является естественным стремлением изменить свою жизнь, сделать ее более удобной для себя в конкретный период времени.

Процесс трансформации в психологии является одним из фундаментальных этапов миропонимания, поэтому его изучением занимаются в контексте повсеместного анализа поведения, сознания и прочих “крупинок” человеческого “Я”. Есть даже мнение о том, что сам предмет психологии является наукой о трансформациях психики.

Это объясняется изменчивостью и гибкостью механизмов психической деятельности и психических состояний человека, что в конечном счете помогает в адаптации к текущим условиям пластичной окружающей среды.

Одновременные изменения сущности происходят в трех плоскостях: “Я” — “Мир” — “Я в мире”. Где:

  • “Я” меняется в силу естественных психофизиологических процессов роста и созревания. На него оказывают непосредственное влияние социальное окружение, фактор благосостояния, отношения в семье и другое.
  • “Мир” — окружающая тебя среда, к которой нужно приспосабливаться. Как минимум, это зависит от страны, в которой ты родилась, ментальности ее населения, экономического и политического благополучия.
  • “Я в мире” — это твоё поведение в условиях нестабильности.

Последнее подразумевает комплекс реакций, которые ты проявляешь в сложных или новых для тебя ситуациях.

Эксплуатация явления трансформации в искусстве

Явление трансформации активно используют в различных сферах искусства. Так, в сказке братьев Гримм трудолюбивая девочка перерождается в пчелу, а у Жорж Санд — ленивый толстяк становится шмелем.

Кинематографисты так же часто обращаются к этому процессу. К примеру, персонаж Тома Хенкса загадывает желание стать взрослым и уже утром у него начинается совсем новая жизнь. А главный отрицательный герой фильма о красном драконе совершает определенные действия с целью перерождения. Как ему кажется, так он сможет перевоплотиться (или трансформироваться) в мифическое существо, равного которому не существует.

Эти образы совершенно различны: кто-то добрый, кто-то — нет, кому-то нравится новый образ, другим же приходится подстраиваться к непривычным для себя обстоятельствам. Но объединяет их одно — трансформация взглядов, мировосприятия, мышления и иных основ человеческого поведения.


С точки зрения зрителя, наблюдать за этим процессом весьма увлекательно. Однако это собирательные образы, сущность трансформации которых ограничена хронометражем фильма. На практике же процесс занимает гораздо больше времени и требует определенных условий для своей реализации.

Когда трансформация – это хорошо?

В старом фильме героиню Надежды Румянцевой спросили: “Вы изменили мечте?”, а та ответила: “Нет. Просто мечту изменила”. Отсюда возникает парадокс, без которого процесс трансформации может принести гораздо больше вреда человеку, чем пользы. Так, для успешного “изменения формы” важно иметь что-то незыблемое.

Трансформации позитивны, если они не затрагивают нечто центральное в личности. В различных психологических школах это именуется по-разному: ядро личности, эго, “Я” или центр сознания. Это базовый элемент, формирующий всю твою личность. То, что позволяет тебе при всех своих изменениях оставаться самой собой.

Это некий стержень твоего “Я”, который не позволяет тебе проснуться совершенно другим человеком, но оставляет возможность для выбора реакции и трансформации.

Читайте также: