Уровни педагогического исследования кратко

Обновлено: 08.07.2024

3.4. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

У каждого изучающего теорию педагогики рано или поздно возникает вопрос: как получены те или иные выводы, можно ли им доверять? Известно, что ход размышлений исследователя, пути, которые привели его к определенным заключениям, решающим образом сказываются на качестве этих заключений и выводов, поэтому познание предмета педагогики в отрыве от способов получения информации о нем не может быть успешным.

Пути, способы познания объективной реальности называют методами исследования. Они позволяют добывать информацию об изучаемом предмете, анализировать и обрабатывать полученные данные, включают знания науки в систему известных знаний. Уровень развития науки напрямую связан с применяемыми в ней методами. Каждая наука разрабатывает и использует свои собственные методы, отражающие особенности изучаемых явлений.

Изучение педагогической действительности происходит через педагогическое исследование. Его цель – выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т. е. установление закона или закономерности. Строгий научный педагогический эксперимент должен удовлетворять следующим четырем критериям: 1) предполагать внесение в педагогический процесс чего-либо нового, принципиально нового воздействия (изменения) с целью получения определенного результата; 2) обеспечивать условия, позволяющие выделить связи между воздействием и его результатом; 3) включать достаточно полный, документально фиксируемый учет параметров (показателей) начального и конечного состояния педагогического процесса, различие между которыми и определяет результат эксперимента; 4) быть достаточно доказательным, обеспечивать достоверность выводов.

Педагогическое научное исследование – это процесс формирования новых педагогических знаний, вид познавательной деятельности, направленный на открытие объективных закономерностей обучения, воспитания и развития. Различают три уровня педагогических исследований: 1) эмпирический – устанавливаются новые факты в педагогической науке; 2) теоретический – выдвигает и формулирует основные, общие педагогические закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и предсказать их будущее развитие; 3) методологический – на базе эмпирических и теоретических исследований формулируются общие принципы и методы исследования педагогических явлений, построения теории.

Научный эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.

Педагогический эксперимент – это научно поставленный опыт в области учебной или воспитательной работы с целью поиска новых, более эффективных способов решения педагогической проблемы; исследовательская деятельность по изучению причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов взаимодействия и педагогического воздействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов.

Для обозначения квазиэкспериментов в школьной практике употребляется целый ряд терминов: опытное преподавание, опытная проверка, опытное внедрение, опытное сравнение, апробирование (апробация, проба), пробное использование (применение), экспериментальное обучение, опытно-экспериментальная работа, творческое экспериментирование и др. Резких границ между всеми этими понятиями не существует, а задача исследователя (и методических служб) состоит в возможно большем приближении каждого эксперимента к строгому научному уровню.

Рекомендуемые требования к педагогическому экспериментированию всех видов и уровней можно сформулировать так:

• желание и готовность учителя к экспериментальной работе;

• наличие у экспериментатора определенной гипотезы, которая предполагала бы введение в педагогический процесс какого-либо нового элемента для получения определенного результата;

• тщательная разработка вмешательства в педагогический процесс, обеспечение условий наблюдаемости педагогического воздействия и его следствий;

• тщательная фиксация условий и результатов эксперимента;

• научная честность и добросовестность, стремление к достоверности при формулировании выводов;

• взаимопонимание между исследователем и детьми, благожелательное отношение к эксперименту со стороны окружающих: администрации, родителей и детей.

Выделяют следующие типы психолого-педагогических исследований.

1. Обзорно-аналитическое исследование. Предполагает подбор и изучение литературы по проблеме. Основная задача – выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предстоит найти ответы.

2. Обзорно-критическое. Оно сродни аналитическому, но носит критический характер.

3. Теоретическое. Включает, кроме обзора и критического анализа литературы, собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы.

4. Эмпирически-описательное. Здесь опытным путем, с использованием определенных методов сбора и анализа фактов добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений.

5. Эмпирически-объяснительное. Объясняет полученные факты, а не только собирает и описывает их.

6. Методическое. Его цель – разработать, обосновать и проверить на практике какую-либо методику.

7. Экспериментальное. В процессе этого исследования проводится эксперимент.

В дальнейшем будем понимать под исследованием наиболее распространенное – экспериментальное исследование.

В основе педагогических исследований лежат следующие принципы.

Системный подход. Необходимо рассматривать объект исследования как целостную систему.

Личностный подход. Он требует изучения и учета индивидуальных, возрастных особенностей личности, а также природных возможностей и социальных условий, в которых происходит ее развитие.

Деятельностный подход. Исследователь должен учитывать характерные особенности того вида деятельности, который он организует с учащимися и на основе которой осуществляется их обучение, воспитание, развитие.

Принадлежность какого-либо труда или рукописи к науке определяется по признакам характера целеполагания, выделения специального объекта исследования, применения специальных средств познания, соблюдения однозначности терминологии.

В содержании рефлексии исследования по поводу его принадлежности к науке можно выделить характеристики, позволяющие оценить качество педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

Педагогическое научное исследование призвано сформировать новые принципы и методы получения педагогических знаний и умений. Оно представляет собой разновидность познавательной деятельности, которая направлена на открытие новых принципов, закономерностей обучения, воспитания и развития.

Порядок проведения научно-педагогических исследований

Педагогическое научное исследование призвано сформировать новые принципы и методы получения педагогических знаний и умений. Оно представляет собой разновидность познавательной деятельности, которая направлена на открытие новых принципов, закономерностей обучения, воспитания и развития.

Уровни научно-педагогических исследований

Написание научных трудов по педагогике предполагает прохождение трех основных уровней развития научной мысли:

Научно-педагогические исследования

Уровни научно-педагогических исследований

— эмпирический. Данная стадия позволяет установить новые факты в педагогике путем изучения информации в рамках выбранной темы: старые им новые направления, их сравнение и анализ, выявление актуальных проблем и пр.

— теоретический. На данной стадии формируется основная идея научно-педагогического исследования: формируются новые теории (гипотезы), общие положения новой идеи;

-методологический: разрабатываются методы их реализации, прогнозируется потенциальный эффект от реализации новой педагогической концепции.

Этапы проведения научно-педагогических исследований

Прежде, чем проводить исследование педагог должен определить следующие элементы: что необходимо изучить для раскрытия вопроса (теории и, концепции, закономерности, действующие методики), определить проблему, разработать меры по ее решению, показать их эффективность. Важно, чтобы гипотеза и план действий строились на принципах логичности, последовательности и четкости.

Для этого необходимо пройти следующие этапы:

Научно-педагогические исследования

Этапы исследования

Этап №1. Определение идеи педагогического исследования и эксперимента.

На этой стадии автору научно-педагогического исследования предстоит определить свою задумку – что он хочет усовершенствовать, показать и предложить. Здесь выдвигается гипотеза, которую он будет доказывать или опровергать на протяжении всей работы.

Сама по себе задумка исследователя еще не определяет итог работы. Результат педагог получит после тотальной проработки методологии внедрения предложенной гипотезы и проведения эксперимента.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Этап №2. Диагностика.

На данном этапе автор научно-педагогического исследования должен проанализировать литературу по выбранной теме, изучить теоретические и практические основы действующих методик, провести их анализ. Данный подход позволит диагностировать актуальную проблему.

Важно, использовать только актуальные данные. Учебные и методические пособия позволят раскрыть профессиональные термины, а определить проблему научной работы можно только при изучении свежих научных трудов: диссертаций, монографий, аналитических отчетов, научных статей и пр.

Этап №3. Формулировка проблемы научно-педагогического исследования.

Проблема – это выявление в ходе анализа современных и старых теорий, концепций противоречий, пробелов. Они могут проявляться между определенными сторонами (например, результатом и способом его получения).

Формулировка проблемы предполагает, что автор проекта досконально изучил ее, определил, откуда она идет, с чем связана, какими симптомами проявляется, на чем отражается.

На этом этапе важно отметить актуальность проблемы, подтвердить это конкретными фактами.

Этап №4. Прогнозирование хода развития событий.

Данная стадия предполагает разработку алгоритма действий, которые приведут к решению проблемы. Здесь педагогу необходимо определить хронологию действий, определить цели и задачи, гипотезу исследования, подробно описать, что и как нужно делать.

Цель – предполагаемый (желаемый) результат.

Задачи – этапы достижения цели, то есть те действия, которые приведут к поставленному ориентиру исследования.

Гипотеза – новая идея или то, что нужно усовершенствовать.

План-программа – разработка нового механизма, реализацию которого поможет педагогу решить проблему, доказать/опровергнуть выдвинутую задумку.

Прогнозирование – отражение потенциальных результатов, предположений, к чему должен привести новый алгоритм действий, предложенный педагогом.

Этап №5. Практический этап (эксперимент).

Перед проведением эксперимента необходимо определить следующие элементы: объект и его особенности, ключевые показатели (которые будут анализироваться в ходе исследования, показывать эффективность выдвинутой гипотезы), методы исследования и порядок действий, мгновенное фиксирование полученных результатов. Важно тщательно спланировать формирующую стадию эксперимента (основные условия), констатирующую (изменение конкретных факторов и учет их влияния), контролирующую (проверку и анализ полученных данных и формирование выводов).

Благодаря проведению эксперимента исследователь может откорректировать свой план, пересмотреть гипотезу, сделать определенные (а самое главное аргументированные и обоснованные) выводы, полагаясь на достоверные данные.

Этап №6. Обобщение результатов.

Таким образом, проведение научно-педагогического исследования позволяет выявить ключевые проблемы в образовательной и воспитательной среде, а также разработать оптимальный план по их решению.

Читайте также: