Что такое тимпан в архитектуре кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Тимпа́н (др.-греч. τύμπανον барабан), в архитектуре — внутреннее поле фронтона, щипца, закомары — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.

Впервые применение тимпана замечено в Древнем Египте в первой половине III тысячелетия до н. э. Позже было заимствовано греческой, христианской и мусульманской архитектурными традициями.

Связанные понятия

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Упоминания в литературе

Единственным образцом романского зодчества в сегодняшней Барселоне является небольшая церковь Сант-Пау дель Камп (церковь Святого Павла в Полях), как и прежде одиноко стоящая за городской стеной. Возведенная в начале XII века, она едва не погибла при вторжении арабов, но вскоре была восстановлена в прежнем виде. Фасад главной из трех абсид (алтарных выступов) храма воплощает в себе все характерные черты испанской романики. Таковыми являются фризы, выполненные в виде ряда мелких арок, круглое окно под крышей, портал с колоннами, оставшимися от вестготской постройки. Парадный вход в Сант-Пау дель Камп по традиции оформлен тимпаном: в обрамленное аркой углубление над дверью помещены рельефы с изображением гербов.

Главный фасад здания с аккуратной башней выходит на Малую Неву и развёрнут по отношению к Стрелке так, чтобы создавалась некоторая симметрия с Кунсткамерой – вторым здесь зданием с башней. Классическая по стилю постройка выделена по главному фасаду высоким портиком с ионическими колоннами, опирающимися на выступ первого этажа, решённого зодчим как цоколь и выделенного рустовкой. Полуциркульные оконные проёмы дополнительно выделяют первый этаж здания. Тимпан (пространство внутри портика) украшен сложным рельефом. Портик Таможни венчают медные скульптуры богов Меркурия, Нептуна и Цереры. Само здание завершено куполом на высоком барабане с прямоугольными окнами.

В 1771 г. все статуи порталов и рельеф южного тимпана были вообще упразднены; тогда же исчезли и каменные балки со скульптурными фризами под тимпанами, а центральный портал лишился центрального столба, украшенного статуей святого Дени. Через 20 лет переплавили бронзовые двери порталов с эмалевыми пластинами, на которых были изображены сцены из Ветхого и Нового Заветов. Впоследствии архитектуре фасада нанесли урон и неквалифицированные реставрации. Так, в 1830–1840 гг. архитектор Депре восстановил верхние ярусы и шпиль северной башни, пострадавшей от молнии, из слишком тяжелого камня. Из опасения, что башня рухнет, ее пришлось вообще разобрать.

В 1771 г. все статуи порталов и рельеф южного тимпана были вообще упразднены; тогда же исчезли и каменные балки со скульптурными фризами под тимпанами, а центральный портал лишился центрального столба, украшенного статуей святого Дени. Через 20 лет переплавили бронзовые двери порталов с эмалевыми пластинами, на которых были изображены сцены из Ветхого и Нового Завета. Впоследствии архитектуре фасада нанесли урон и неквалифицированные реставрации. Так, в 1830–1840 гг. архитектор Депре восстановил верхние ярусы и шпиль северной башни, пострадавшей от молнии, из слишком тяжелого камня. Из опасения, что башня рухнет, ее пришлось вообще разобрать.

В 1587 году фасад храма был разрушен и, несмотря на попытки вернуть созданное Арнольфо ди Камбио, так и не был полностью восстановлен. Местные и приезжие архитекторы предлагали различные, иногда совсем неплохие проекты, проводились конкурсы, и только в 1871 году власти назвали победителя, коим стал Эмилио де Фабрис. Все предложенное им поначалу вызвало удивление, но потом было одобрено и благополучно дошло до нашего времени. Архитектор не стал отягощать строгий фасад скульптурой, зато решил облицевать его мрамором, употребив камень трех светлых сияющих оттенков, видимо, для контраста с серым стенами ближайших домов. Белый мрамор был доставлен из знаменитых карьеров Каррары, зеленый привезли из Прато, а нежно-розовый – из Мареммы. Над порталами в тимпанах, как в церковном зодчестве называют углубления над дверьми или окнами, были представлены сцены из жития cвятой Марии. Обрамленные карнизом и заполненные скульптурой, они смотрелись очень красиво.

Связанные понятия (продолжение)

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд.

Пина́кль (фр. pinacle, от лат. pinnaculum — крылышко; щипец, конёк) в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом. Самое раннее использование пинаклей обнаруживается в архитектуре.

Ви́мперг или вимперк (нем. Wimperg от Windberg — защита от ветра или нем. Wimper — ресница) — остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.

Па́рус, пандати́в (от фр. pendentif) — часть свода, элемент купольной конструкции, посредством которого осуществляется переход от прямоугольного основания к купольному перекрытию или его барабану.

Аркату́ра (от нем. Arkatur, фр. arcature — ряд арок), аркатурный пояс, аркатурный фриз, аркатурно-колончатый пояс — непрерывный или расчленённый ряд декоративных ложных арок на фасаде здания или на стенах внутренних помещений. Основным видом является слепая аркатура (слепая аркада), состоящая из элементов, пластически наложенных на поверхность стены. В отдельных случаях между аркатурой и стеной остаётся малое (непроходимое) пространство. Аркатура также бывает расчленённой и непрерывной. Последняя.

Роза (англ. rose window) — большое круглое окно в архитектуре готического стиля, расчленённое фигурным переплётом на части в виде звезды или распустившегося цветка с симметрично расположенными лепестками и застеклённое витражным стеклом.

Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта.

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.

Щипе́ц — в архитектуре верхняя часть, в основном торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделённая снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двускатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг.

Филёнка (от нем. Füllung — начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.

Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент.

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

Сандрик — декоративный архитектурный элемент, небольшой карниз, часто с фронтоном, над окном, дверью или нишей. Иногда используется в интерьере.

Лопа́тка (лизе́на, лизерна) — вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Та часть плоскости стены, котoрая располагается между соседними лопатками, носит название прясла.

Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано.

Маскаро́н (фр. mascaron, иногда фр. macaron — макаро́н, итал. mascherone) — вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас. Маскароны, в отличие от устрашающих гаргулий, могут также носить комический, нейтральный или романтический облик. Как правило, маскарон размещается на видном месте: в замке арки, над оконным или дверным проёмом. В России маскароны появляются в архитектуре петровского барокко начала XVIII века.

Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры.

Тяга (также поясок) — архитектурный элемент в виде горизонтального пояса или выступа. Тяги используются для расчленения поля стены (например, для разделения этажей) и для обрамления панелей. При штукатурных работах тягами называют любые профилированные полосы из штукатурного раствора, сделанные с помощью протягивания шаблонов по прямой или криволинейной траектории.

Кóнха (от греч. κόγχη — раковина) — элемент древневизантийской храмовой архитектуры, представляющий собой перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий, такими как апсида или ниша.

Триглиф (τρίγλυφος, от tri-, в сложных словах — три и glyphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания.

Фонарь в архитектуре — венчающая здание открытая балочная конструкция, служащая для освещения или вентиляции.

Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную.

Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

в архитектуре романского и готического стилей, пространство над дверями церковного портала, имеющее, подобно самому порталу, полуциркульную или стрельчатую форму и в большинстве случаев украшенное скульптурным, живописным или мозаичным изображением какого-либо религиозного сюжета. Т. иногда называется также, в архитектуре классической древности и Возрождения, треугольное поле фронтона, ограниченное снизу горизонтальным карнизом самого здания, а с боков — наклонными карнизами фронтона.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Смотреть что такое "Тимпан в архитектуре" в других словарях:

ТИМПАН (в архитектуре) — ТИМПАН (греч. tympanon), в архитектуре внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и… … Энциклопедический словарь

Тимпан (в архитектуре) — Тимпан в архитектуре, 1) треугольное поле фронтона. 2) Ниша полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В Т. часто размещают скульптуру, живописные изображения и пр … Большая советская энциклопедия

Тимпан (архитектура) — У этого термина существуют и другие значения, см. тимпан. Тимпан и окружающие его архивольты … Википедия

ТИМПАН — (греч. tympanon, от tympo ударяю). 1) ударный музыкальный инструмент, состоит из котла, обтянутого кожей, по которой бьют палкою с шаром на конце, обтянутым сукном. 2) тимпан в ухе, то же, что барабанная перепонка. 3) в механике: а) лапчатое… … Словарь иностранных слов русского языка

тимпан — а, м. tympan < ; гр. tympanon барабан, бубен. 1. Древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры. БАС 1.Тимпаном играю. ЛП 342. // Сл. 18 8 248. Мир Ишпано французский, трубам и тимпанам, весело гласящим, провозглашается. Феатр. ист … Исторический словарь галлицизмов русского языка

тимпан — 1. ТИМПАН, а; м. [греч. tympanon] Древний ударный музыкальный инструмент, род ручной литавры. Ударить в т. 2. ТИМПАН, а; м. [греч. tympanon] Архит. Внутреннее поле фронтона с живописными или скульптурными украшениями; углублённая часть стены над… … Энциклопедический словарь

ТИМПАН — (греч. tympanon) в архитектуре внутреннее поле фронтона; плоскость между проемом арки и лежащим на ней антаблементом; углубленная часть стены над дверью или окном, обрамленная аркой. В тимпане часто помещают скульптуру, живопись, гербы и т. д … Большой Энциклопедический словарь

Тимпан — I Тимпан в архитектуре, 1) треугольное поле Фронтона. 2) Ниша полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью. В Т. часто размещают скульптуру, живописные изображения и пр. Тимпан (указан… … Большая советская энциклопедия

ТИМПАН — (от греч. tympanon, букв. барабан) в архитектуре 1) треугольное поле фронтона. 2) Большая ниша над дверью или окном, имеющая треугольное, полуциркульное (см. рис.) или стрельчатое очертание, огранич. снизу горизонталью. В Т. часто помещают… … Большой энциклопедический политехнический словарь

Тимпан — I м. Древний ударный музыкальный инструмент: разновидность медных тарелок или небольшой литавры. II м. 1. Внутреннее поле фронтона с живописными или скульптурными украшениями (в архитектуре). 2. Углубленная часть стены над дверью или над окном,… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Тимпан. Реймсский собор, Франция

Идея заполнения поля треугольного фронтона скульптурой принадлежит древним грекам. Вначале на торцах двускатной кровли дорических и этрусских храмов зияли треугольные пустоты, Затем, вероятно, в середине VII в. до н. э. появилась мысль закрывать эти пустоты терракотовыми или мраморными плитами с расписными, рельефными изображениями. В древних рамах ионического ордера фронтонные скульптурные композиции являются исключением [2] . Конструктивные элементы (обрамляющие карнизы) фронтона задавали естественную раму скульптурных композиций: симметрия, центр, углы, в которые должны были быть вписаны фигуры богов и героев. Наиболее известные композиции тимпанов треугольных фронтонов Древней Греции: Храм Афины-Афайи на о. Эгина, Парфенон в Афинах, храм Зевса в Олимпии.

В западноевропейской архитектуре романского (X—XII веков) и, особенно, готического (XIII—XIV веков) периодов в тимпанах фронтонов церквей и соборов размещали важные в иконографическом отношении композиции: Страшный суд, Христос во Славе (в мандорле), Коронование Девы или Поклонение Агнцу, Всевидящее око в треугольнике и сияющих лучах [3] .

Снятие с креста украшает тимпан верхнего регистра портала Святого Алипе базилики Святого Марка в Венеции .


Барабан часто украшен орнаментами или скульптурами, расположенными на нескольких уровнях, или регистрами . Он используется , в частности , представить барельеф на фасаде церквей в романском или готической архитектуре . Самый главный тимпан западной парадной двери представляет основные догматы христианской веры (Христос в величии, Страшный суд, парусия ).

Резюме

Этимология

Этимологически этот термин ( латинское tympanum , греческое tumpanum ) обозначает барабан , мембрану, протянутую через отверстие (в анатомии, как барабанная перепонка , фиброзная мембрана, разделяющая внешнее ухо и среднее ухо ). Здесь каменная перепонка натянута поперек арки.

Во многих других языках используется термин люнет , который по-французски неуместен , даже если мы рассматриваем форму (полумесяц), потому что там нет отверстия.

Романская архитектура в средние века

Если тимпан средневековых порталов не имеет прецедентов в античности (вероятно, он происходит от древней перемычки или фронтона, использования полукруглого свода в определении формы), то романское искусство Прованса позаимствовало многие стилистические черты у греко-римской архитектуры. древность.

Обшивка барабанных перепонок и их расщепление создают во многих из этих средневековых архитектурных элементов конструкцию в виде полиптиха, как если бы она могла открываться и закрываться сама по себе. Расположение изображенных там сцен вызывает их противостояние путем наложения (параллелизмы) или вращения (симметрии). Эта обособленная архитектура, кажется, следует риторическим и мнемоническим принципам ars memoriæ .


Содержание

Обзор

В древнегреческий, Римский и Христианская архитектура, тимпаны культовых зданий обычно содержат религиозные образы. [4] Барабан над дверным проемом очень часто является самым важным или единственным местом для монументальная скульптура снаружи здания. В классической архитектуре и в классицизирующих стилях из эпоха Возрождения и далее основные примеры обычно треугольные; в Романская архитектура, тимпана имеет полукруглую форму или форму более тонкого среза от вершины круга, а в Готическая архитектура они имеют более вертикальную форму, доходящую до вершины. Эти формы естественным образом влияют на типичные композиции любой скульптуры в барабанной полости.

Полосы лепного украшения, окружающие барабанную перепонку, называются архивольт. [5]

В средневековой французской архитектуре тимпан часто поддерживается украшенной колонной, называемой Trumeau.

Галерея


Ex Nihilo (Из ничего) Фредерика Харта, тимпан над центральными дверями, Вашингтонский национальный собор.


Тимпан Кумари-гхара в Площадь Басантапур Дурбар, Катманду.


Архивольты окружающий тимпан на западе фасад Страсбургский собор, Франция.


Три тимпаны на главном фасаде Собор Парижской Богоматери, Франция.


Тимпан Бантей Срей, Камбоджа, изображающая битву Сунды и Упасунды из-за Апсара Тилоттама.

Читайте также: