Что такое тема в литературе 8 класс кратко
Обновлено: 04.07.2024
В 8 классе продолжается изучение художественной литературы, главным объектом которой является человек. В произведениях различных авторов, рассматриваются некоторые общечеловеческие проблемы: поиск смысла жизни, нравственные идеалы и принципы. Рассматриваются мысли, чувства, действия различных типичных литературных героев.
Изучаются творчество следующих авторов: Н.В. Гоголь, Ж.-Б. Мольер, М.А. Булгаков, В. Шекспир, Т.Н. Толстая, А.П. Чехов, Н.М. Карамзин, И.С. Тютчев, М.Ю. Лермонтов, Н.А, Некрасов, Л.Н. Толстой, М.Сервантес, К.Ф. Рылеев, Э.Хемингуэй, В, Шаламов, М. Горький. С.Д. Довлатов.
В переводе с греческого тема – это то, что положено в основу.
Тема – это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание читателя, то, что изображается, предмет изображения.
ТЕМА – это жизненное явление, ставшее предметом художественного рассмотрения в произведении.
Круг таких жизненных явлений составляет ТЕМАТИКУ литературного произведения.
Темами художественных произведений могут быть все явления мира и человеческой жизни: любовь, дружба, ненависть, предательство, красота, безобразие, справедливость, беззаконие, дом, семья, счастье, обездоленность, отчаяние, одиночество, борьба с миром и самим собой, уединение, талант и бездарность, радости жизни, деньги, отношения в обществе, смерть и рождение, тайны и загадки мира и т.д. и т.п.
Тематика произведений зависит от взглядов и интересов писателя.
Примеры.
В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов обращались к теме деревни.
В. Быков, Ю. Бондарев, Б. Бакланов сосредоточились на военной тематике.
Ю. Трифонов, А. Битов писали о жизни городской интеллигенции.
Темы имеют исторический характер. Они приходят и уходят, на смену им приходят другие. Так, тема революции и гражданской войны, занимавшая писателей в 20-е годы XX в., уступает место теме грандиозного социалистического строительства, ей на смену приходит тема Великой Отечественной войны.
Вывод : тема – это предмет изображения, то, О ЧЁМ написано в произведении.
Роды литературы: эпос, лирика, драма.
Эпос — род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности (сюжетность). Крупные жанры — эпопея, роман, эпическая поэма (поэма-эпопея); Средние —повесть, Малые — рассказ, новелла, очерк.
Лирика- ЛИРИКА – род литературы, воссоздающий субъективные переживания автора и персонажа, их отношения к изображаемому. Речевой формой лирики обычно является внутренний монолог, преимущественно в стихах. Видами лирики являются сонет, ода, элегия, песня, эпиграмма и др., жанрами – гражданская, любовная, пейзажная, философская и т. п.
КОМЕДИЯ – один из видов литературного творчества, принадлежащих к драматическому роду. Действие и характеры В комедии ставят целью осмеяние безобразного в жизни. Комедия возникла еще в античной литературе и активно развивается вплоть до нашего времени. Различаются комедии положений и комедии характеров. Отсюда жанровое разнообразие комедии: социальная, психологическая, бытовая, сатирическая.
Легенда (от лат. legenda - то, что следует читать) - один из древних видов фольклора, фантастический рассказ о событиях, которые могли иметь место в прошлом. Наиболее распространенными являются легенды об основании городов.
Сказание - древнее повествовательное произведение преимущественно о событиях исторического характера. В отличие от легенды в нем говорится о действительных событиях и реальных людях, хотя преобладает вымысел в их освещении
Притча - небольшой рассказ иносказательного характера, содержащий моральное или религиозное поучение Притчи широко представлены в Библии (например, притча о блудном сыне). По своей структуре притча напоминает басню: в первой части повествуется об определенном событии, а во второй излагается дидактическая идея.
Сказка - небольшое повествовательное произведение о вымышленных событиях, происходящих с человеком или животным. Различают сказки о животных, фантастические, социально-бытовые. Особую разновидность представляют литературные сказки - сказки, созданные писателями..
Фольклор - устное народное творчество, передаваемое из поколения в поколение. В письменное форме встречается в виде обработанных фольклористами или писателями. Конкретных авторов, как правило, не имеют. У фольклора свои особые идеи, стиль, приемы, своя образная система, свои законы и свои художественные средства. Самое же основное отличие фольклора от художественной литературы - отсутствие в нем авторства: народ слагает, народ рассказывает, народ слушает. Художественная литература - это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности.
Литературные направления:
Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое, соединение всех элементов худ-го произведения, компонентов сюжетных и несюжетных соединений, группировка и расстановка образов.
Основные средства композиции:
Конфликт-- столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);
Завязка-- начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события. Контраст-
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.
Развязка --решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.
ДИАЛОГ – разговор, беседа, спор двух или нескольких персонажей произведения.
РЕМАРКА – в драматическом произведении авторские пояснения, с помощью которых уточняются обстановка действия, психологические и портретные характеристики действующих лиц и т. п.
Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости. ). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий. ).
Образ - картина человеческой жизни, которая мыслится очень широко: это и человек, и все то, что его окружает. Различают такие виды образов: образ-персонаж, образ-пейзаж, образ-интерьер, образ-символ. Образ-персонаж основной и самый распространенный в литературе образ, так как человек является основным предметом художественного изображения. Он имеет ряд разновидностей:
1) Герой (персонаж, характер, тип) - основной вид образа-персонажа.
2) Лирический герой - носитель мыслей и чувств, выраженных в лирическом произведении.это образ поэта (его лирическое Я), чьи переживания, мысли и чувства отражены в лирическом произведении. Лирический герой не тождествен биографической личности. Представление о герое лирическом носит суммарный характер и формируется в процессе приобщения к тому внутреннему миру, который раскрывается в лирических произведениях не через поступки, а через переживания, душевные состояния, манеру речевого самовыражения.
3) Образ автора -- отраженная в произведении личность повествователя, которая выявляется в определенной мировоззренческой позиции (точке зрения).
6) Образ-пейзаж - картина природы.
7) Образ-интерьер - картина мира вещей, окружающих героя.
8) Образ-символ - образ предмета или явления, воплощающего определенную идею.
Художественный вымысел - процесс и результат творческой деятельности воображения художника. Возникает на основе обобщения художником фактов действительности, а также его личного и социального опыта и воплощения в произведении искусства. Образ создается с помощью творческой фантазии писателя.
Прототип - первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Автобиографизм - отражение в литературном произведении событий из жизни автора, близости в каком-л. отношении автору героя произведения.
Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;
Портрет-(от франц. portrait - портрет, изображение) - в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться.В лит-ре чаще встречается психологический П., в к-ром автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, его характер
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;
2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Деталь художественная- это подробность, подчеркивающая смысловую достоверность произведения достоверностью вещественной, событийной – конкретизируя тот или иной образ.
ИРОНИЯ – этo тpoп, cocтoящий в yпoтpeблeнии cлoвa или выpaжeния в cмыcлe oбpaтнoм бyквaльнoмy c цeлью нacмeшки. Oткoлe, yмнaя, бpeдeшь ты, гoлoвa! (Kpылoв) (в oбpaщeнии к ocлy).
ЮМОР – это насмешливое отношение к характерам и бытовой жизни людей. Юмор – это смех безобидный, соединенный с жалостью, снисходительный, сочувственный. Иносказательно цель юмора – через смех показать слезы. Наиболее яркими представителями юмористического направления являлись Н. Гоголь, А. Чехов, В. Шукшин.
Структурные признаки классического сонета:
Количество строк — четырнадцать;
количество строф — четыре (два катрена, два терцета);
Художественно-выразительные средства.
Анафора- выразительное средство языка: повторение в начале стихотворных строк, строф, абзацев одних и тех же слов, звуков, синтаксических конструкци
«Не напрасно дули ветры,
Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств предмета, явления, качества с целью усилить впечатление.
И сосна до звезд достаёт. (О. Мандельштам)
Любовь мою, как апостол во время оно, по тысяче тысяч разнесу дорог. (В.Маяковский)
Метафора- – слово или выражение, употребленные в переносном значении. Изобразительное средство языка, основанное на неявном сравнении. Основные виды метафор – аллегория, символ, олицетворение. Meтaфopa - cкpытoe cpaвнeниe, пocтpoeннoe нa cxoдcтвe или кoнтpacтe явлeний, в кoтopoм cлoвa "кaк", "кaк бyдтo", "cлoвнo" oтcyтcтвyют, нo пoдpaзyмeвaютcя.
Пчeлa зa дaнью пoлeвoй
Лeтит из кeльи вocкoвoй.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.(А. Пушкин)
Эпитет- изобразительное средство языка; красочное определение предмета, позволяющее выделить его из целого ряда таких же и обнаружить авторскую оценку описываемого. Виды эпитета – постоянный, оксюморон и др.: «Белеет парус одинокий…
Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой вопрос-утверждение, который не требует ответа.
Риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. При чтении риторические восклицания выделяются интонационно.
Синтаксический параллелизм – одинаковое или сходное синтаксическое строение соседних предложений или отрезков речи. Например:
«Алмаз шлифуется алмазом,
«Я был вам звенящей струной,
Я был вам цветущей весной,
Но вы не хотели цветов,
Лексический повтор – это приём в стилистике, который заключается в намеренном повторении слов или словосочетаний. Функция его заключается в поэтическом тексте обычно в придании эмоциональности, заметности для читателя. Этот приём подчёркивает главную мысль автора. Может означать монотонность и однообразность действия либо использоваться для придания тексту ритма.
Здесь собраны все литературоведческие термины, которые должны знать дети по литературе в конце 7 класса-начале 8 класса.
Вложение | Размер |
---|---|
literaturovedcheskie_terminy_dlya_7-8_klassov.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература — вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.
Миф — древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее происхождение жизни на земле.
Мифология — совокупность мифов.
Мотив - часть темы или устойчивый элемент сюжета.
Предание — произведение, рассказывающее о происхождении чего-либо.
Легенда - рассказ о каком-либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей, в легенде всегда присутствует чудо.
Сказание — фольклорное произведение в литературной обработке, произведение, обращённое в прошлое.
Фольклор — устное народное творчество.
Загадка - иносказательное описание предмета, предназначенное для отгадки.
Пословица — законченное высказывание с назидательным смыслом.
Поговорка — меткое народное изречение, которое можно продолжить.
Сказка — занимательный рассказ о фантастических вымышленных событиях и героях.
Тема — это то, о чём рассказывается в произведении.
Идея — то, в чём убеждает автор.
Сюжет - ход всех событий, описанных в художественном произведении.
Фабула — совокупность основных событий произведения.
Конфликт — столкновение идей, взглядов, противоборство характеров.
Композиция — построение художественного произведения.
Элементы сюжета (фабулы):
экспозиция -предыстория событий (пролог)
кульминация — самый напряжённый момент в развитии действия
Юмор - изображение чего-либо в смешном виде (добрый смех).
Сатира — злой, обличительный смех.
Сарказм - едкая насмешка, злая ирония.
Контраст — противопоставление характеров,героев, событий. В отличие от антитезы контраст может быть скрытым, не обозначенным словами -антонимами.
Деталь - выразительная подробность в произведении, помогающая понять авторское отношение к изображаемому.
Монолог -речь одного лица.
Диалог -разговор двух лиц.
Портрет — изображение внешности героя.
Троп — слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении.
Эпитет — выразительное определение, употреблённое в переносном значении (свинцовая туча, мёртвая тишина).
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается:
творительным падежом (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.);
формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты милее всех на свете.)
оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, как будто, что (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.)
лексически, с помощью слов подобный, похожий. (Её любовь к сыну была подобна безумию)
Метафора - скрытое сравнение (серп месяца, ножка стула).
олицетворение - перенос качеств, действий человека на неодушевлённые предметы.
метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (зал рукоплещет)
синекдоха – перенос названия с части на целое и наоборот. (Эй, ты, шляпа! Куда идёшь?)
Аллегория — мысль, запечатлённая в образе.
Литота – преуменьшение (уничтожился в песчинку)
Перифраз – замена лица, предмета или явления описательным оборотом. (Царь зверей вместо лев)
Эвфемизм – замена грубого выражения вежливым (Она в интересном положении вместо Она беременна.)
Стилистические фигуры — обороты речи, употреблённые для создания выразительности текста.
Риторическое обращение — высказывание, адресованное какому-то лицу или неодушевлённому предмету.
Риторическое восклицание — восклицательное предложение.
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа.
Лексический повтор — повтор какого-либо слова для придания выразительности тексту.
Инверсия — необычный порядок слов.
Градация - расположение слов по степени усиления или ослабления признака (большой, огромный, грандиозный).
Умолчание – Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
Оксюморон – сочетание несочетаемого (живой труп)
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. (Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)
Эпифора – повтор окончания строк (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Бессоюзие – наличие бессоюзной связи.
Многосоюзие – намеренное повторение союзов.
Ритм - повтор однородных явлений через равные промежутки времени.
Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
мужская (ударение на последнем слоге)
женская (ударение на предпоследнем слоге)
Строфа — несколько строк в стихотворении, объединённых рифмой и ритмом.
Стих — одна строка в стихотворении.
Стопа — повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов.
Размеры силлабо-тонического стихосложения
Двусложные размеры стиха
Хорей (ударение на первом слоге)
Ямб (ударение на тором слоге)
Трёхсложные размеры стиха
Дактиль (трёхсложный размер с ударением на первом слоге)
Амфибрахий (трёхсложный размер с ударением на втором слоге)
Анапест (трёхсложный размер с ударением на третьем слоге)
Пиррихий — пропуск ударения в ямбе или хорее.
Спондей — лишнее ударение в ямбе или хорее.
Звукопись — создание выразительности с помощью звуков.
Аллитерация — повтор согласных звуков.
Ассонанс — повтор гласных звуков.
эпический (эпос) — повествование о событиях.
лирический — передача чувств.
драматический — произведения, предназначенные для постановки на сцене.
лиро-эпический — лирика +эпос; чувства +события
Рассказ — одно событие, один герой.
Повесть — несколько героев, цепь событий.
Роман — крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом.
Сказ- повествование, которое ведётся от лица рассказчика и ориентируется на живую разговорную речь.
Элегия — стихотворение грустного содержания.
Эпиграмма — небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается.
Послание — стихотворение, адресованное кому-то.
Сонет — стихотворение из 14 строк.
Комедия — драматическое произведение комического содержания.
Трагедия- драматическое произведение, которое заканчивается смертью главного героя.
Драма- произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать.
Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, имеющее трагическую развязку.
Поэма- повествование о каких-то событиях в стихах.
Строгая композиция, деление жанров.
Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
Особенности русского классицизма
Преобладание национально-исторической тематики.
Культ врождённой нравственной чистоты.
Уход от прямолинейности в изображении характеров.
Утверждение богатства духовного мира представителей низшего сословия.
Особенности русского сентиментализма
Сильная дидактическая установка.
Выраженный просветительский характер.
Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Необычные характеры (герои-бунтари).
Интерес к возвышенному, экзотическому.
Особенности русского романтизма
Пафос вольнолюбия и борьбы.
Синтез элементов предшествующих течений.
Активное развитие лирики.
Социальное звучание романтических мотивов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)
Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины.
Краткий словарь литературоведческих терминов
Краткий словарь литературоведческих терминов. ЕГЭ. Литература.
Литературоведческие термины (пояснение)
Данные литературоведческие термины представлены для словесников. При углубленном изучении литературы эти термины помогут как учителям в пояснении многих вопросов.
Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов "Форма и содержание"
Систематизированное представление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами.
Иллюстрированный и схематизированный словарь литературоведческих терминов "Средства художественной выразительности"
Систематизированное редставление литературоведческих терминов с иллюстрациями и схемами.
Читайте также: