Что такое текстоведение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: учебник, презентация, оценочный лист, раздатка, др.

Методическое сопровождение: Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2014; Львова С.И. Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций/ С.И.Львова, В.В.Львов. – М.: Мнемозина, 2014.

Ход урока

1. Оргмомент урока.

2. Основная часть урока.

1). Актуализация знаний обучающихся:

- Выполните следующее задание: расставьте знаки препинания, подчеркнув в предложениях грамматическую основу и однородные члены:

1). Осторожно ветер из калитки вышел (,) постучал в окошко (,) пробежал по крыше.

2). Без рук (,)без топорёнка построена избёнка.

3). Дружба и братство дороже богатства.

4). Дружба заботой да подмогой крепка.

2). Целеполагание.

1. Наблюдение за материалом урока в учебнике – упр. № 49. Выполняем его по заданию.

- Текст ли это? (нет) Почему? (набор предложений) Восстановите его.

В учебнике Восстановление
1 2
2 3
3 1
4 5
5 4

2. Формулирование целей урока. Какова будет цель урока? Чем мы будем заниматься на уроке? (текстоведение, изучать текст как единицу с его признаками)

3). Работа по теме.

1. Беседа по вопросам с использованием презентации.

- Знакомо ли вам слово “Текстоведение”? Подумайте, как оно образовалось. (В слове выделяются корни “текст” и “вед”. Значит, оно обозначает “ведать, знать текст”.)

- Как вы думаете, что изучается в разделе лингвистики “Текстоведение”? (Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.)

- А что такое текст? (Это произведение речи.)

- Назовите признаки текста. (Единство темы, наличие основной мысли (идеи), связь предложений между собой, относительная законченность, определённый порядок предложений.)

- Какие типы речи вы знаете? Охарактеризуйте их, использовав слайд-подсказку (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?).

С какими стилями речи вы уже знакомы? (Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.)

- Можно ли считать восстановленное упражнение считать текстом? (да) - Какого типа наш текст? Докажите. (рассуждение)

2 .Защита изученного материала.

Делимся на группы в зависимости от типа речи текста. Выбираем тип речи способом вытягивания карточки.

1 группа: (описание)

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

2 группа: (повествование)

Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

3 группа: (рассуждение)

Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

- Задача ваших групп заключается в доказательстве того, что это текст и что это определённый тип речи, который достался вам.

Работа 1-й группы:

Главная задача автора при описании — указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т.д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Работа 2-й группы:

Главная задача автора при повествовании — сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Работа 3-й группы:

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении — обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

- Обобщим разницу типов речи в следующей таблице. “Копилка идей, предложений и фактов”

Тип речи Основная задача автора, использующего этот тип речи Основные вопросы, характерные для данного типа речи
Описание Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния. Каков предмет описания?

Как он выглядит?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

3. Внедрение нового материала. Слово учителя.

Этапы работы по созданию текста.

1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

3. Создание речевого произведения.

4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

4. Отработка материала, изученного и имеющегося:

- Выполните самостоятельную работу: создайте свой текст на любую тему и запишите его двумя способами:

1) в форме диалога;

4. Домашнее задание.

- параграф 7; упр. № 52 и подобрать из разных источников тексты разных типов.

5. Подведение итогов урока. Рефлексирующие карточки.

Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока.

1. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2. Что вызвало затруднения?

3. Над чем еще надо поработать?

4. Чему научились на уроке?

5. Что нового узнали о тексте?

6. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

- Спасибо за работу, ребята.

Приложение

Этапы работы над текстом

1. Речевой замысел (тема, основная мысль).

2. Обдумывание содержания (рабочие материалы).

3. Создание речевого произведения.

4. Редактирование (правка). Правка текста нужна для того, чтобы:

1) устранить погрешности, оставшиеся после авторской доработки;

2) добиться ясности и четкости формулировок;

3) проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

4) устранить шероховатости языка и стиля;

5) технически обработать рукопись.

Тексты для работы в группах

1 группа:

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н.Гоголь).

2 группа:

Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу. Перед употреблением помойте руки.

3 группа:

Имя Гвидон (“Сказка о царе Салтане”) явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона (“Сказка о золотом петушке”). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д'АНТОНА, в котором действуют и “славный король Гвидон” и “король Дадон”, ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Рефлексирующие карточки

1. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

2. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что вызвало затруднения?

3. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Над чем еще надо поработать?

4. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Чему научились на уроке?

5. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Что нового узнали о тексте?

6. Ответьте на вопросы, чтобы сформулировать итог урока. Как самому правильно сочинить текст? Что для этого нужно знать и уметь?

Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразные подходы к его изучению, выделение единиц текста, характер их связи, текстовые нормы и текстовые универсалии. В коммуникативном аспекте текстоведение выступает как область знания, изучающая, как устроен текст, как он действует и образуется, какие его закономерности являются важными для повышения эффективности общения как текстовой деятельности.

Смотреть что такое ТЕКСТОВЕДЕНИЕ в других словарях:

ТЕКСТОВЕДЕНИЕ

Общая теория текста (в узком и широком смысле), комплексная интегративная область знания, систематизирующая данные разных наук о тексте, многообразны. смотреть


Выдвижение текста в качестве главного объекта не только филологии, но и гуманитарного знания в цело обусловливает внимание к личности человека, к идее антропоцентризма. Антропоцентризм связан с идеей диалогизации, как особой формы взаимодействия, по мысли М.М. Бахтина.

Диалогичность как речевое взаимодействие говорящих в процессе речевой деятельности стала объектом внимания в культурологи и литературоведении, педагогике и методике. В области речевой культуры также отмечают переход от монологической к диалогической. Актуальной стала проблема изучения воздействия текста на адресата и взаимодействие коммуникантов.

Общение происходит на текстовой основе, именно текст выдвигается как основной объект филологического исследования. Как основная форма коммуникации.

Особенности современной коммуникативной парадигмы лингвистического знания:

- ее интегративный характер (связь со смежными областями);

- опора на теорию речевой деятельности;

- выдвижение текста и языковой личности как основных понятий (под личностью понимается и автор, и читатель).

- рост интереса к экстралингвистическим факторам общения (ситуации, сфере, фактору адресата).

Теория текста в узком смысле: система теоретических положений о сущности, признаках и свойствах текста, его типах, структуре, семантике, речевой организации, особенностях текстоообразования и восприятия.

В широком смысле теорию текста можно определить, как интеграцию многоаспектных сведений о тексте как объекте изучения разных наук: психологии, лингвистики, социологии, культурологи и др.

Наряду с общей теорией текста выделяют частные, которые ориентированы на изучение определенных текстов. Например, художественных.

Общая теория текста включает в себя лингвистику и стилистику.

Лингвистика объединяет синтактику и семантику, грамматику и прагматику текста. Синтактика и грамматика изучает способы связности и понятности текста, динамику темы и ремы в текстовом развертывании.

Семантика текста рассматривает его содержательную сторону, структурирование смыслов, выраженных эксплицитно и имплицитно. Семантика связана с герменевтикой, которая занимается толкованием и интерпретацией текста.

Прагматика рассматривает комплекс вопросов связанных с говорящим субъектом, адресатом и их взаимодействием.

Стилистику текста интересуют вопросы: что сообщается, как, с какой целью? Текст рассматривается в соответствии с требованиями и законами стиля и сферы общения. Современную стилистику интересует закономерности использования языковых средств, идиостиля писателя.

К общей теории текста примыкает текстология, к частной теории текста относится теория литературы, лингвистическая поэтика (исследует

Аватар

Текстоведение изучает законы построения и функционирования текстов.

Аватар

₭Ⱥ℘ŦℴႴℰᏁѣ
15.10.2019 оставил(а) комментарий:

Текстоведение изучает тексты, особенности их построения, содержания, языковые средства связи предложений в тексте.

Аватар

Рошель
15.10.2019 оставил(а) комментарий:

Текстоведение изучает текст, его признаки, строение, законы создания и основные правила использования языковых средств.

Читайте также: