Что такое тактовая черта в музыке определение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Акколады. Если отдельные инструментальные и вокальные партии, изложенные на одном отдельном нотоносце, не требуют их объединения по вертикали, то партии, изложенные более чем на одном нотоносце, а равно и комплекс нескольких партий, исполняющихся одновременно, требуют объединения нотоносцев по вертикали - сколько бы их ни было в тексте данного произведения или его отрезка.

Графическим средством такого объединения, помимо тактовых черт (если они не имеют разрывов), является акколада (accolade по-французски - объятие) или система их, - например, в оркестровых и оперных партитурах.

Акколада представляет собой сочетание:
1) вертикальной тонкой черты (как тактовая), объединяющей слева края всех нотоносцев, входящих в систему, и 2) утолщенной витой или прямой скобы, дополнительно охватывающей по вертикали слева определенное количество нотоносцев. При витой скобе акколады называются витыми или фигурными, при прямой - прямыми или групповыми.
Витые (фигурные) акколады имеют вид парантезов, обращенных загибами вправо - в сторону нотоносцев, а острием - влево. Начертание их при разном количестве нотоносцев таково:

акколады и тактовые черты

акколады и тактовые черты

акколады и тактовые черты

акколады и тактовые черты

В четырехручных фортепианных партиях, изложенных по партитурному принципу, и в партиях для двух фортепиано каждая партия охватывается отдельной витой акколадой при общей соединительной линии.

акколады и тактовые черты

акколады и тактовые черты

Как исключение, такая двойная витая акколада применена Рахманиновым в знаменитой прелюдии cis-moll (соч. 3 № 2) для фортепиано в 2 руки, изложенной в заключительных страницах на четырех нотоносцах.

В клавирах фортепианных концертов партия II фортепиано, т. е. переложение оркестровой партии, в новейших изданиях иногда обозначается прямой акколадой, что нельзя не приветствовать в связи с большей наглядностью оформления (см., например, клавир Концерта для фортепиано с оркестром А. Хачатуряна, Музгиз, 1947).

прямые акколады

прямые акколады

прямые акколады

прямые акколады

Прямые акколады применяются в оркестровых партитурах для объединения полных или неполных групп однородных инструментов (каждой группы в отдельности):

  1. В симфоническом оркестре: а) деревянной духовой
    (флейты, гобои, кларнеты, фаготы, включая их разновидности), б) медной духовой (валторны, трубы, тромбоны, туба), в) ударной (литавры и пр.), г) струнно-смычковой (скрипки I и II, альты, виолончели, контрабасы);
  2. В духовом оркестре: а) деревянной духовой, б) медной духовой - необязательной (валторны, трубы, тромбоны), в) ударной,
    г) медной духовой — обязательной (корнеты, альты, теноры, баритоны, басы I и II);
  3. В оркестре русских народных инструментов: а) домровой (пикколо, малые альтовые, теноровые, басовые), б) ударной, в) балалаечной (примы, секунды, альты, басы, контрабасы).

В камерно-инструментальных партитурах прямые акколады также применяются, охватывая нотоносцы всех партий при однородном исполнительском составе.

Количество нотоносцев, охватываемых прямой акколадой, бывает различным - от одного (когда хор нотируется на одном нотоносце или когда от какой-либо группы инструментов в партитуре эпизодически остаются только одиночные представители, например, флейты от деревянной духовой. группы, трубы от медной и т. д.) до пяти, шести и даже больше.

Дополнительные акколады. Прямые акколады в партитурах в ряде случаев имеют еще дополнительные акколады в виде тонких прямоугольных скобок слева от утолщенной линии,

дополнительные акколады

дополнительные акколады

дополнительные акколады

дополнительные акколады

  1. В деревянной духовой группе - родовые и видовые (если таковые имеются) инструменты, т. е.:
    а) малая флейта и флейты, б) гобои и альтовый гобой (английский рожок), в) малый кларнет и кларнеты или кларнеты и басовый кларнет, г) фаготы и контрафагот;
  2. В медной духовой группе: в симфоническом оркестре:
    а) валторны, б) трубы (нотированные на двух нотоносцах), в) тромбоны и туба; в духовом оркестре: а) валторны, б) трубы (нотированные на
    двух нотоносцах), в) тромбоны, г) корнеты, д) теноры;
  3. в струнно - смычковой группе: а) скрипки I и II,
    б) виолончели и контрабасы, в) партии divisi на отдельных нотоносцах;
  4. в домровой группе: а) малые домры, б) альтовые домры, в) басовые домры;
  5. в балалаечной группе: басы и контрабасы.

В некоторых старых изданиях дополнительным прямым акколадам предпочитались дополнительные витые акколады; ими охватывались в отдельности:

  1. Партии четырех или большего числа валторн.
  2. Партии тромбонов и тубы.
  3. Партии I и II скрипок.
  4. Партии виолончелей и контрабасов.

В новых изданиях и переизданиях витые акколады в таких случаях не применяются (за исключением случаев перепечаток со старых досок).

Одна вертикальная объединительная черта слева от нотоносцев (без применения прямых, витых или дополнительных акколад) проводится в партитурах и клавирах при любом количестве сольных вокальных партий или при одной-двух сольных инструментальных партиях, излагаемых каждая на одном нотоносце (скрипка, альт, виолончель и пр.).

вертикальная тактовая черта

вертикальная тактовая черта

вертикальная тактовая черта

При большем количестве сольных инструментальных партий, каждая из которых изложена на одном нотоносце, однородные партии объединяются общей прямой акколадой, что иногда практикуется и в партитурах фортепианных квартетов, квинтетов и пр. в отношении однородных партий, расположенных над партией фортепиано (впрочем, по аналогии с фортепианными трио, прямые акколады в фортепианных квартетах, квинтетах и пр. иногда не применяются):

прямые акколады

прямые акколады

прямые акколады

В крупных по исполнительскому составу камерно-инструментальных ансамблях, даже однородных по составу, прямые акколады иногда при-меняются раздельно: так, например, в партитуре октета Мендельсона, соч. 20, одной акколадой охвачены партии I, II, III и IV скрипок, другой - партии I и II альтов, третьей - партии I и II виолончелей (Музгиз, 1932). В данном случае правильнее было бы применить дополнительные акколады при одной общей прямой акколаде.

Из вышеприведенных образцов акколад в клавирах и главным образом в партитурах слагаются различные системы акколад, определяемые исполнительским составом произведения или его отрезка и правилами расположения партий по вертикали.

Применение акколад имеет большое практическое значение: акколады отлично ориентируют опытного музыканта в любых по исполнительскому составу клавирах и партитурах, облегчают (не позволяя сбиться по вертикали) запись и гравировку многонотоносного текста, делают излишним словесное обозначение партий, когда партитурная система излагается в полном виде.

При переиздании старых произведений, где в отношении акколад иногда наблюдается разнобой, все акколады должны быть приведены в соответствие с современными правилами их оформления.

Тактовые черты бывают одинарными и двойными. Одинарные в свою очередь бывают сплошными и пунктирными, а двойные - промежуточными и заключительными.

Все виды тактовых черт проводятся перпендикулярно нотоносцам и, в зависимости от строения акколады, пересекают то или иное количество нотоносцев.
Образцы тактовых черт при двухнотоносной системе:

Пунктирные тактовые черты проводятся изредка для разделения тактов сложных смешанных метров на подтакты, а также изредка - в каденциях взамен сплошных тактовых черт (Бравурный вальс для фортепиано Балакирева и пр.). Пунктиром иногда соединяются тактовые черты основного текста с тактовыми чертами его варианта на отдельном нотоносце (ossia)

Двойные тактовые черты (две тонкие) проводятся:

  1. Для разграничения произведения или его части (например, части сонаты, симфонии и пр.) на отделы (вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода и пр.) и более мелкие (преимущественно контрастные по тематическому материалу и темпу) подотделы.
  2. При окончании частей циклических произведений (сонат, симфоний, сюит и пр.), исполняемых без перерыва (attacca) со следующей частью.

В первом случае двойные тактовые черты выставляются не всегда, во втором - обычно.

В старых изданиях двойные тактовые черты, кроме того, выставлялись обычно при каждой перемене тактового размера, ключевых знаков альтерации и в начале вольт. В современных изданиях и переизданиях (если они не перепечатываются со старых досок) применение двойных тактовых черт в данных случаях совершенно необязательно.

Заключительные тактовые черты (тонкая и толстая) завершают все произведения, а также отдельные части циклических произведений - при отсутствии указания attacca, отдельные самостоятельные номера опер, ораторий, оперетт, балетов. Лишь в трехчастных по форме пьесах, в конце текста которых дается указание относительно повторения С начала или от сеньо до слова Конец, вместо заключительной тактовой черты проводится одна или чаще две тонких черты.

Разрыв тактовых черт (всех видов) между нотоносцами в современных изданиях делается сообразно акколадным системам: каждой прямой и каждой витой акколаде соответствуют такие же по длине (т.е. по количеству пересекаемых нотоносцев) тактовые черты; дополнительные акколады при этом не принимаются во внимание, а на нотоносцах, не имеющих акколад за исключением объединяющей тонкой черты слева, проводятся отдельные для каждого из них тактовые черты (примеры 12—17 и др.).

В процессе редактирования и вычитки рукописей акколады и тактовые черты должны быть внимательно проверены редактором и корректором, так как далеко не все авторы обращают должное внимание на эту сторону оформления текста. Некоторые авторы (преимущественно, конечно, начинающие) зачастую применяют не те акколады, которые следует (прямые вместо витых и наоборот или причудливую их комбинацию), тактовые черты проводят двойные при каждой смене размера или ключевых знаков альтерации, не делают в нужных местах разрыва тактовых черт или, наоборот, делают разрыв там, где он не требуется. В небольших по объему рукописях исправления акколад и тактовых черт делаются непосредственно на каждой странице или на первой с указанием и т.д., значительные же по объему рукописи с неправильными акколадами и тактовыми чертами допустимо сопровождать лишь отдельно выписанной для гравера схемой строения акколад и разрыва тактовых черт (типа схем, указанных в примерах 12—17).

В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образуют в музыке равномерное движение. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями. Такие ударения называется акцентами.

Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями.

Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.

Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется метром.

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Выражение долей метра определенной длительностью называется размером.

В нотном письме размеры обозначаются двумя цифрами. Они помещаются при ключе после знаков альтерации и ставятся одна под другой.

Верхняя цифра обозначает количество метрических долей, а нижняя – какой длительностью выражена доля метра в данном размере.

Отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.

Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта.

Затакт может образовываться и в середине произведения перед любой его частью.

В конце, а иногда и по окончании части ставится двойная тактовая черта.

В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Простые метры и размеры. Группировка длительностей в тактах простых размеров

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.

Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Двухдольные и трехдольные метры, имеющие один акцент, называются простыми. Все размеры их, выражающие то же, называются простыми размерами. К простым размерам относятся:


а) Двухдольные размеры 2/2, 2/4, 2/8, размер 2/2 называется также alla breve и имеет другое обозначение: .

б) Трехдольные размеры: 3/2, 3/4, 3/8, реже встречается 3/16. Образование ритмических групп внутри такта называется группировкой длительностей.

При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта должны быть отделены друг от друга.

В порядке группировки длительностей в простых размерах допускаются следующие исключения:

1) Объединение всех длительностей общим ребром возможно в тех случаях, когда эти длительности одинаковые.

2) Звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги.

3) В том случае, когда у ноты, начинающей собой метрическую долю, стоит точка.

Паузы группируются на тех же основаниях, что и ноты.

Сложные метры и размеры. Относительно сильные доли. Группировка длительностей в тактах сложных размеров.

От слияния простых однородных метров образуются сложные метры.

Сложный метр может состоять из двух или более простых метров. Благодаря этому сложный метр имеет несколько сильных долей времени. Количество сильных долей времени в сложном метре соответствует количеству простых метров, входящих в его состав.

Акцент первой доли сложного метра сильнее остальных его акцентов, поэтому доля называется сильной, а доли с более слабыми акцентами называются относительно сильными долями.

Все размеры, выражающие сложные метры, тоже называются сложными размерами. Поэтому сказанное выше о составе сложных метров в одинаковой мере относится и к сложным размерам.

Наиболее употребительными размерами, выражающими сложный метр, являются следующие сложные размеры:

а) четырехдольные размеры: 4/4, 4/8, реже встречается 4/2.

б) шестидольные размеры: 6/4, 6/8, реже встречается 6/16.

в) девятидольные размеры: 9/8, реже встречаются 9/4,9/16.

г) двенадцатидольные размеры: 12/8, реже встречается 12/16.

Группировка в сложных размерах заключается в том, что простые размеры, составляющие их, не объединяются в общие ритмические группы, а группируются отдельно, образуя самостоятельные группы.

Звук, длительность которого занимает весь сложный такт, пишется в виде общей длительности, но иногда также – нотами, связанными лигой, длительность которых равна простым тактам. Этот последний прием более соответствует правилу группировки в сложных размерах.

В музыке бывают случаи, когда на протяжении одного произведения меняется метр, а следовательно, и размер. Такие размеры называются переменными. Переменные размеры можно встретить в народных песнях, в произведениях русских классиков и советских композиторов.

Чередование размеров бывает равномерное и неравномерное. При равномерном чередовании обозначение чередующихся размеров может быть написано при ключе в виде двух дробей. При неравномерном чередовании размеров обозначения их пишется в нотном тексте перед сменой размера. Такой вид переменных размеров встречается значительно чаще.

В музыке встречается также одновременное сочетание различных метров, оно называется полиметрией.

Суть полиметрии заключается в том, что отдельные голоса музыкального произведения бывают изложены в различных метрах, причем метрические акценты в них могут совпадать или не совпадать.

Синкопа

Ритмическая последовательность, при которой происходит несовпадение ритмического и метрического акцентов, называется синкопой.

В музыке синкопа встречается часто, она возникает в тех случаях, когда звук слабой доли метра продолжает звучать на последующей сильной доле. В результате происходит перемещение акцента на ту слабую метрическую долю.

То же самое наблюдается и в тех случаях, когда звук слабого времени любой метрической доли сохраняется на сильном времени следующей метрической доли.

Чаще встречаются следующие формы синкоп, они считаются основными:

а) междутактовые синкопы двухдольные и трехдольные;

б) внутритактовые синкопы двухдольные и трехдольные.

Кроме того, синкопа может образоваться после паузы, приходящейся на акцентируемую долю.

В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от привила группировки длительностей. Так, например, внутритактовую синкопу обычно пишут, сливая слабую и сильную доли в одну ноту, но пишут также и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правил группировки.

Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

Отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.
В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта.
Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.
В конце, а иногда и по окончании части произведения ставится двойная тактовая черта.
В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Тактовая черта. Это вертикально расположенная черта, пересекающая нотный стан. Тактовая черта имеет одно единственное назначение - визуально отделять один такт от другого.

Такт. Графически - это часть нотного стана от ключа до тактовой черты, или от одной тактовой черты до другой. По сути - единица метра (следующая тема урока), способствующая организации ритмического рисунка произведения.

Такты следуют друг за другом по порядку номеров, и этот порядок не нарушается до конца произведения. Нумерация тактов может быть показана цифрой в квадратике или в круге (ставится вначале такта).

Задания к лекции №3-4.

2. Перечислить в конце конспекта основные понятия, которые необходимо запомнить – приложить фото в сообществе (лично)

Отрезок произведения от одной сильной доли до следующей сильной доли называется тактом.
В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта.
Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.
В конце, а иногда и по окончании части произведения ставится двойная тактовая черта.
В большинстве случаев произведения или отдельные части их, начавшиеся с затакта, заканчиваются неполным тактом, дополняющим собой затакт.

Тактовая черта. Это вертикально расположенная черта, пересекающая нотный стан. Тактовая черта имеет одно единственное назначение - визуально отделять один такт от другого.

Такт. Графически - это часть нотного стана от ключа до тактовой черты, или от одной тактовой черты до другой. По сути - единица метра (следующая тема урока), способствующая организации ритмического рисунка произведения.

Такты следуют друг за другом по порядку номеров, и этот порядок не нарушается до конца произведения. Нумерация тактов может быть показана цифрой в квадратике или в круге (ставится вначале такта).

Задания к лекции №3-4.

2. Перечислить в конце конспекта основные понятия, которые необходимо запомнить – приложить фото в сообществе (лично)

Музыкальные звуки обозначаются особыми круглыми значками — нотами. Для их записи используются пять параллельных горизонтальных линеек нотного стана, или нотоносца. Ноты пишутся на линейках и между линейками. Счет линейкам ведется снизу вверх:

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

При записи нот до1 как бы связывает два нотных стана: верхний в скрипичном ключе (пишется на добавочной линейке снизу) и нижний — в басовом ключе (пишется на добавочной линейке сверху).

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Верхний нотный стан обозначается скрипичным ключом. Его называют также ключом соль, так как конец его большого завитка находится на второй линейке и показывает место ноты соль1.

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Нижний нотный стан обозначается басовым ключом (ключом фа), его завиток на четвертой линейке указывает место ноты фа малой октавы. Ноты, не вмещающиеся на нотном стане, пишутся под или над ним на добавочных линейках.

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Мы можем записать на нотном стане все звуки фортепиано, от самых низких до самых высоких, пользуясь одновременно двумя ключами: звуки среднего и высокого регистра записываем в скрипичном ключе, звуки низкого регистра — в басовом.

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Для записи фортепианной музыки два нотных стана соединяются чертой и фигурной скобкой (акколадой).

На верхнем нотном стане расположены ноты в скрипичном ключе, они пишутся для правой руки; на нижнем нотном стане пишутся ноты в басовом ключе, они — для левой руки. Несколько упрощенно можно сказать, что правой рукой пианист играет в основном в скрипичном ключе, а левой — в басовом.

Как выглядит весь диапазон фортепиано в нотной записи, вы можете увидеть в приложении в конце сборника.

Звуки бывают разной длительности (протяженности). Это находит отражение в записи нот. Если, например, ровно просчитать РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и на каждый счет представить себе по одному звуку, то получим четыре одинаковых по длительности звука.

Каждый такой звук обозначается знаком и имеет название ЧЕТВЕРТНАЯ нота.

Четвертная нота

Звук, длящийся два счета, пишется так: и имеет название ПОЛОВИННАЯ нота.

Звук, длящийся четыре счета, — так: и имеет название ЦЕЛАЯ нота.

В музыке существуют более мелкие, чем четверть, длительности, Одна ЧЕТВЕРТЬ равна двум ВОСЬМЫМ нотам.

Если равномерно просчитать до четырех и на каждый счет представить себе по два равномерных звука, то мы получим восемь одинаковых по длительности звуков — восемь ВОСЬМЫХ НОТ.

В нотной записи обозначаются не только звуки, но и перерывы в звучании. Это паузы — знаки молчания. Паузы, как и ноты, имеют разную длительность:

Длительность музыкальных пауз

В нотной записи музыкальное произведение делится на маленькие равные части, которые называются ТАКТАМИ. Один такт от другого отделяется ТАКТОВОЙ ЧЕРТОЙ. Каждый такт имеет равное количество долей, что указывается цифрами, поставленными в начале пьесы около ключа. Верхняя цифра показывает количество долей в такте, а нижняя — длительность этих долей. Эти цифры указывают размер такта.

ДВУХДОЛЬНЫЙ размер обозначается счетом 2/4

ТРЕХДОЛЬНЫЙ размер — счетом 3/4

ЧЕТЫРЕХДОЛЬНЫЙ размер — счетом 4/4, а также иногда знаком С.

Первая доля такта называется СИЛЬНОЙ ДОЛЕЙ. В конце пьесы ставится двойная черта:

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Две точки около двойной черты указывают, что вся пьеса или ее часть исполняются два раза:

Ноты: запись для фортепиано. Такты и тактовая черта. Акколада

Реприза — знак повторения:


В начале пьесы указывается, в каком темпе или в каком характере надо исполнять произведение. Например: неторопливо, умеренно, скоро, весело, легко и т. п.

Читайте также: