Что такое свод юстиниана история 6 класс кратко

Обновлено: 07.07.2024

СВОД ЗАКОНОВ ЮСТИНИАНА - один из первых известных сводов законов . Время правления византийского императора Юстиниана (527-565 гг.) совпадает с расцветом восточно-римской цивилизации. В ходе политических и правовых реформ, проводимых при активном личном участии императора, была реализована и всеобъемлющая кодификация права, причем на новых принципах, отражавших высокий уровень юриспруденции и юридической науки Византии в рамках римской правовой культуры.

Подлинные тексты Свода законов Юстиниана не сохранились; наиболее авторитетные греческие и латинские рукописи относятся к VI-XI вв. В ходе многовековой историко-правовой работы над ними ученым удалось достаточно скрупулезно освободить первоначальные тексты от позднейших дополнений, сокращений и искажений в интересах юридической практики своего времени.

Изначально Свод Юстиниана включал три части: а) официальный учебник римского частного права (Институции): б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название - Дигесты, и греческое - Пандекты); в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана).

Они подразделялись на 4 книги, разделенных на 98 титулов:

а) общее учение о праве и учение о субъектах прав - лицах,

б-в) общие институтывещного и обязательственного права,

г) учение об исках и принципах правоприменения в суде.

В 1-й (кн. 1-4) рассматривались общие вопросы права и учение о субъектах права — лицах;

во 2-й (кн. 5-11) - о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи, о защите права собственности (т.е. вещное право);

в 4-й (кн. 20-27) - об обеспечении обязательств, о своего родаиздержках и исковых требованиях из обязательств и об обязательствах, связанных с реализацией семейных и опекунских прав;

в 6-й (кн. 37-43) - о самых разных правовых коллизиях, решаемых по судейскому усмотрению;

в 7-й (кн. 44-50) трактовались вопросы, связанные преимущественно с уголовным и публичным правом; последняя книга посвящалась старым юридическим выражениям, терминологии, высказываниям, пословицам и т.п.

Кодекс (Codex) был систематизацией императорских конституций в 12 книгах и 765 титулах.

СВОД ЮСТИНИАНА (кодификация Юстиниана) — систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.

Основная часть С.Ю. была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529–534 гг.

Изначально С.Ю. включал три части:

а) официальный учебник римского частного права (Институции);

б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название — Дигесты, и греческое — Пандекты);

в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие правовые акты императоров.

Последняя, четвертая часть С.Ю. - новеллы — представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534–556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.

Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части С.Ю. сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст С.Ю. на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части С.Ю. появляются в издании Дионисия Готофреда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.

Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. С.Ю. действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. С.Ю. являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи — Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на С.Ю. ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор.

Кодификация

Кодификация КОДИФИКАЦИЯ — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового

Кодификация Юстиниана

Кодификация Юстиниана см. Свод Юстиниана.

Свод законов

Свод законов СВОД ЗАКОНОВ — официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) действующие нормативные акты. Обычно предполагает

Дигесты и Кодекс Юстиниана

Дигесты и Кодекс Юстиниана По естественному праву все рождаются свободными.[2673]Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, предоставлять каждому то, что ему принадлежит.[2674]Право не может существовать без правоведов, которые каждодневно

Свод Свод в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой С., подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры

ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА

ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА

21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства

21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства Изменение государственного аппарата. В 1810 г.был создан Государственный совет, через который должны были проходить все законопроекты. Совет состоял из общего собрания и

ФЕОДОРА (?—548), цирковая артистка, фаворитка, затем жена византийского императора Юстиниана

ФЕОДОРА (?—548), цирковая артистка, фаворитка, затем жена византийского императора Юстиниана В 532 году, во время восстания в Константинополе, император Юстиниан собирался бежать из столицы. Его остановила Феодора, сказав: – Я держусь старой истины: «Царская порфира –

ДИГЕСТЫ И КОДЕКС ЮСТИНИАНА

Свод законов (Кодекс) Юстиниан представляет собой свод римских законов, собранных, отсортированных и обновленных по приказу византийского императора Юстиниана I в первой половине века VI н.э.

Характеристика кодекса

Этот сборник, написанный на латыни, включал 4700 статей, разделенных на двенадцать книг, и охватывал все аспекты римского законодательства. Имперские конституции перечислены под каждым заголовком в хронологическом порядке. Самая старая из них датируется императором Адрианом (117–138), самые последние – 534 годом.

  • книга I - церковное право,
  • книга II – судебная процедура,
  • книги III-VIII – частное право,
  • книга IX - уголовное право,
  • книга X – налоговое право,
  • книги XI и XII – административное право.

Кодекс устанавливал, что отныне только император был источником закона, а магистраты лишь применяли этот закон.

  • слабые были защищены,
  • освобожденные рабы немедленно становились гражданами,
  • все граждане равны, независимо от происхождения и продолжительности их гражданства.

В семейном праве Юстиниан снизил отцовскую власть, запретив nox datio, позволявшую отцу семейства передать своего ребенка в качестве компенсации за причиненный им ущерб. Имущество детей не являлось собственностью отца, которому принадлежал только узуфрукт (вещное право пользования чужим имуществом).

Юстиниан также снижает супружескую власть, санкционируя развод без уважительной причины и повторные браки. Он смягчает наказание за прелюбодеяние женщин и признает за бедными женщинами, вышедшими замуж без приданого, право наследования имущества их мужей, при этом, женщины, вступающие в брак с приданым, сохраняют за собой право собственности на него.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается наследства, наследники имели право инвентаризации, ограничивая свой вклад в обязательства по наследству суммой активов (это правило до сих пор встречается во французском наследственном праве). Наследники могли добровольно принимать наследство или отказаться от него. Дети, рожденные вне брака, имели право на часть наследства своих родителей.

В уголовном праве Юстиниан снижает степень тяжести нанесения увечий, таким образом запрещая обрезание обеих рук и обеих ног для преступников и запрещая нанесение увечий ворам.

Причины разработки нового свода законов и его значение

Юстиниана считают величайшим императором в истории Византийской империи или последним великим римским императором до того, как Восточная Римская империя начала отделилась от Римской империи, прямым преемником которой он являлся. Юстиниан I последний император, который стремится восстановить единство и универсальность Римской империи. В V веке немцы захватили римские территории Западной Европы и Северной Африки. Военными завоеваниями Юстиниану удалось вернуть:

  • большую часть Италии,
  • часть Северной Африки,
  • юг Испании.

Чтобы объединить свою империю, он хотел дать ей полноценный свод законов. Поклонник римлян, Юстиниан хотел обновить существующее римское право и адаптировать его к новой политической и религиозной ситуации. Его стремление воссоздать универсальную Римскую империю сливалось с его стремлением к единой и универсальной христианской вере. Христианство стало официальной религией империи, но было множество ересей, которые разделяли христиан, и император объявил им бой, потому что они угрожали единство империи.

Кодекс Юстиниана был составлен комиссией имперских чиновников и профессоров юридических школ под председательством юриста Трибониена. Для работы комиссия использовала существующие кодексы, которые уже пытались использовать в римском праве, восходящем к Закону Двенадцати таблиц середины V века до н.э.

Юристы исключали тексты, которые казались им беспредметными, и вносили необходимые изменения в тексты, которые они решили использовать в новом кодексе. Несмотря на их усилия, между разными статьями есть повторы или противоречия. В основе Кодекса Юстиниана лежали такие работы как:

  • Дайджест (сборник цитат правоведов Римской республики и Римской империи),
  • Кодекс Григориана,
  • Кодекс Гермогена,
  • Кодекс Феодосия.

Кодекс стал собранием имперских конституций (законодательных актов), опубликованных со времен Адриана. По сути, это всего лишь обновление Кодекса Феодосия 438 года.

Первое издание вышло в 529 году. Второе издание появилось в 534 году, оно было дополнено 200 новыми законами Юстиниана и 50 решениями по спорным вопросам.

После того, как Кодекс был отредактирован, Юстиниан отменил все старые законы и запретил любое изменение текста Кодекса. В отличие от римских времен, магистраты больше не предлагали законы, а только применяли их.

Кодекс Юстиниана использовался по-разному. В Византийской империи, где использовался греческий язык, Кодекс, написанный на латыни, столкнулся с трудностями при применении юристами. Кроме того, он противостоял многим местным обычаям.

В Западной Европе юристы не использовали его и применяли кодекс Феодосия (один из источников кодекса Юстиниана). Только Институты, собрание цитат на латыни, были введены в Италии. В Галлии и Испании было использование Бревиария Алариха (Аларих был вестготским королем), который является кратким изложением Феодосийского кодекса.

Кодекс Юстиниана был заново открыт в XII веке благодаря Болонскому университету в Италии. С XII века Кодекс Юстиниана стал применяться в Западной Европе, он стал источником преподавания римского права, которое легло в основу гражданского права многих европейских стран.

Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Кодекс Юстиниана. В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.




Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы. В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая — лица и семейное право; вторая — вещи и права на вещи, а также завещания; третья — наследование по закону и обязательства; четвертая — обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

Первая половина VI в. н. э. ознаменовалась стремлением императора Юстиниана восстановить и вновь объединить когда-то блестящую Римскую империю.

Колоссальный труд составления юстиниановского Свода был выполнен в несколько приемов и в сравнительно короткий срок.

Свод законов императора Юстиниана включил три крупных сборника римского права: институции, Дигесты и Кодекс.

После опубликования Свода Юстиниан подготовил собрание императорских конституций за период с 535 по 565 г., не вошедших в Свод. Это собрание получило название Новеллы.

Кодекс Юстиниана. В 529 г. появился Кодекс Юстиниана — собрание императорских конституций от Адриана (117–138 гг.) до Юстиниана. До нас дошла вторая редакция кодекса (534 г.). Кодекс посвящен вопросам граждан ского, уголовного, и государственного права. Он делится на 12 книг, книги делятся на 98 титулов, титулы — на фрагменты. Внутри титула конституции (числом 4600) расположены в хронологическом порядке. Они пронумерованы. В начале каждой конституции указано имя императора, ее издавшего, и имя лица, к которому она обращена, — инскрипция. В конце указана дата издания конституции — субскрипция.

Дигесты Юстиниана. В 533 г. был обнародован результат работы комиссии в виде Дигест (digesta — упорядоченное) или Пандект (pandectae — все в себе вмещающее). Комиссия использовала около 2000 книг, написанных 39 юристами. Наибольшее количество отрывков заимствовано из сочинений Ульпиана — до 1 / 3 всего объема Дигест и Павла — около 1 / 6. Кроме того, сочинения Папиниана составили 1 / 18 часть, Юлиана — 1 / 20, Помпония и Сервия Сцеволы — 1 / 25, Гая — 1 / 30, Модестина — 1 / 45, Марцелла — 1 / 60 и т. д. Почти все из цитируемых юристов, кроме трех (Квинт Муций Сцевола, Алфен Вар, Элий Галл), жили в период империи и большинство — в период принципата. Дигесты состоят из 50 книг. Книги (кроме 30 и 32) делятся на титулы, числом 432. Титулы — на фрагменты, числом 9123. А фрагменты в новейших изданиях Дигест — на параграфы. Комиссии было предписано воспользоваться сочинениями только тех юристов, которые обладали ius respondendi, однако она в этом случае такой строгости не проявила. Основным содержанием Дигест являются фрагменты, относящиеся к частному праву, но многие места Дигест относятся к публичному праву, а также к тому, что мы назвали бы общей теорией права. Так, уже в первом титуле первой книги Дигест дан ряд общих определений, ставших хрестоматийными: определение правосудия, предписания права, определение науки права или юриспруденции. Здесь же говорится о разделении права на частное и публичное, цивильное и право народов. Большой интерес представляет фрагмент из Помпония о происхождении и развитии римского права. В третьем титуле речь идет о законах, сенатусконсультах и длительном обычае, а в четвертом — о конституциях принцепсов. К публичному же праву относятся книги 47, 48 и отчасти 49 (Уголовное право и процесс). Кроме того, вопросы публичного права включены в титулы 11 (о праве фиска) и 14 (о военном или лагерном пекулии), а также в книгу 49 и в книгу 50 в титул 6 (об иммунитетах). Наконец, в различных книгах Дигест встречаются положения, которые по современной юридической систематике относятся к международному праву.

Институции и новеллы. В 533 г. профессорами-юристами Феофилом и Дорофеем под руководством Трибониана был составлен элементарный учебник гражданского права — Институции (institutiones). Институции были изданы в учебных целях для начинающих юристов, но они получили официальный характер, т. е. приобрели силу закона. В основу этого официального руководства комиссия положила институции Гая, дополнив их сочинениями некоторых других авторов и некоторыми конституциями. Материалы она расположила по той же системе, что и в институциях Гая. А именно: personae, res, actiones (лица, вещи, иски). Институции Юстиниана состояли из четырех книг: первая — лица и семейное право; вторая — вещи и права на вещи, а также завещания; третья — наследование по закону и обязательства; четвертая — обязательства по деликтам и искам.

После смерти Юстиниана издаются так называемые Новеллы (novellae), т. е. конституции самого Юстиниана, составленные позже Кодекса и Дигест. Юстиниан намеревался собрать эти Новеллы в единый сборник. Но, очевидно, не успел этого сделать. До нас дошли только три частных сборника Новелл, по большей части на греческом языке. Самый большой из упомянутых сборников состоит из 168 новелл. Новеллы относятся главным образом к публичному и церковному праву, но есть и нормы частного права — они толкуют о браке и наследовании.

Читайте также: