Что такое сурдопедагогика кратко

Обновлено: 08.07.2024

Смотреть что такое СУРДОПЕДАГОГИКА в других словарях:

СУРДОПЕДАГОГИКА

(от лат. surdus — глухой) отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, с. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА, -и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся обучением иразвитием детей с дефектами слуха. П прил. сурдопедагогический, -ая, -ое.

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогика ж. Раздел дефектологии, изучающий процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогика ж.deaf-and-dumb pedagogy, methods of teaching deaf mutes

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогика сущ., кол-во синонимов: 2 • дефектология (6) • педагогика (12) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: дефектология, педагогика. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

(от лат. surdus - глухой) — наука о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднооглохших); один из раз. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

IСурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + греч. paidagōgikē искусство воспитания)раздел дефектологии, занимающийся вопросами воспитания, образования и об. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедаго́гика (лат. surdus глухой + педагогика) входящая в дефектологию спец. педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектам. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

Корп Короед Корд Кора Копра Копир Копие Копер Копа Кооп Коир Коипу Кодер Код Киса Кираса Кира Кипу Кипр Кипер Кипа Кидус Кидас Кепи Кедр Кед Кеа Каури Каупер Касида Карпоед Карп Кариес Каре Кардио Карда Карго Карга Кара Капсид Каприс Капор Капо Каперс Капер Кап Каир Кадр Кагор Каг Иуда Испуг Испод Искра Ископ Иск Исак Исаак Иса Ирод Ирка Ирга Ирак Ипс Иксор Икс Икра Икос Икарус Икар Идо Ида Игрок Игрек Игра Иго Игарка Ерик Ера Едок Едко Еда Егорка Егор Дурок Дуро Дурик Дурд Дурак Дура Дуо Дукер Дудка Дудак Дуда Дуга Дск Друид Друг Дрс Дрок Дрога Дриада Дрек Драп Драка Драга Дпса Досуг Доска Досадка Досада Дорога Дорка Дора Допуск Допрос Дописка Доп Докуда Докер Док Дод Догадка Дог Диско Диск Дирак Диод Дикорос Дико Диего Дидро Диггер Диаспора Диаскоп Десау Дер Депо Деп Декор Декапод Декада Дек Дедка Дед Дегу Даур Дари Дард Дар Даос Дакар Дак Гуск Гусек Гусар Гусак Гус Гурко Гурд Гура Гук Гудок Гуд Гуг Групок Грудка Груда Грог Григ Грек Граус Градус Градопад Град Гпу Госдеп Гос Горсуд Горсад Город Горка Горк Гори Горе Гордо Гор Гопак Годок Годик Год Гога Гко Гироскоп Гипс Гипро Гипер Гик Гидрокс Гидро Гидра Гид Гигроскоп Гигро Гига Гиада Героика Герд Гера Гепард Георгика Георги Георг Геоид Гексод Гекс Гдр Гдо Где Гаура Гас Гаруспик Гарус Гарпиус Гарик Гариг Гарда Гап Гак Гаер Гадко Гадес Гад Гагра Гага Аура Аудио Ауди Асура Асу Аспид Асоуп Аскер Аск Аркад Арка Арк Арида Ареса Ареопаг Арек Аргус Арго Арап Аракс Арак Апсида Корпус Кос Апракос Косо Крага Крап Краса Апог Апк Апис Апекс Акрид Акр Акие Аки Акад Аида Адресок Кредо Адрес Адидас Креп Крис Ада Агор Агад Ага Круп Агар Агогика Агора Агро Аддис Круг Крип Крио Креод Аир. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

1) Орфографическая запись слова: сурдопедагогика2) Ударение в слове: сурдопедаг`огика3) Деление слова на слоги (перенос слова): сурдопедагогика4) Фонет. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

корень - СУРД; соединительная гласная - О; корень - ПЕДАГОГ; суффикс - ИК; окончание - А; Основа слова: СУРДОПЕДАГОГИКВычисленный способ образования сл. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

Ударение в слове: сурдопедаг`огикаУдарение падает на букву: оБезударные гласные в слове: сурдопедаг`огика

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА

-и, ж. Отрасль дефектологии, изучающая процессы воспитания и обучения глухонемых детей, а также детей с нарушениями слуха.[От лат. surdus — глухой и с. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедаго/гика, -и Синонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

су`рдопедаго'гика, су`рдопедаго'гики, су`рдопедаго'гики, су`рдопедаго'гик, су`рдопедаго'гике, су`рдопедаго'гикам, су`рдопедаго'гику, су`рдопедаго'гики, су`рдопедаго'гикой, су`рдопедаго'гикою, су`рдопедаго'гиками, су`рдопедаго'гике, су`рдопедаго'гиках. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогика (сурдо- + педагогика) — раздел оториноларингологии и педагогики, разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования о. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

(сурдо- + педагогика) раздел оториноларингологии и педагогики, разрабатывающий методы развития слухового восприятия и использования остатков слуховой функции у тугоухих с целью формирования словесной речи. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

(от лат. surdus глухой) - направление в дефектологии, занимающееся разработкой проблем воспитания, обучения и образования детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, поздно оглохших). смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

су́рдопедаго́гикаСинонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогика, сурдопедаг′огика, -и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха.прил. сурдопедагогический, -а. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогика ьат. surdus глухой+ педагогика] - входящая в дефектологию спец. педагогика, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат . surdus - глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.

СУРДОПЕДАГОГИКА

(от лат. surdus — глухой) — отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, изучающая возможности коррекции слуха. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

ж. pédagogie f pour les sourds

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА (от лат. surdus - глухой и педагогика) - отрасль дефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха.
. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА, -и, ж. Раздел дефектологии, занимающийся обучением и развитием детей с дефектами слуха. || прилагательное сурдопедагогический, -ая, -ое. смотреть

СУРДОПЕДАГОГИКА

ж.pédagogie f pour les sourdsСинонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

Начальная форма - Сурдопедагогика, слово обычно не имеет множественного числа, единственное число, женский род, именительный падеж, неодушевленное

СУРДОПЕДАГОГИКА

СУРДОПЕДАГОГИКА сурдопедагогики, мн. нет, ж. (от латин. surdus-глухой и слова педагогика) (педаг.). Методика преподавания глухонемым.

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедаг'огика, -иСинонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

- (от лат. surdus - глухой и педагогика) - отрасльдефектологии, разрабатывающая вопросы обучения и воспитания детей снарушениями слуха.

СУРДОПЕДАГОГИКА

сущ. жен. родасурдопедагогіка

СУРДОПЕДАГОГИКА

(1 ж)Синонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

сурдопедагогикаСинонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

〔阴〕聋哑教育学. Синонимы: дефектология, педагогика

СУРДОПЕДАГОГИКА

отрасль дефектологии, изучающая процессы воспитания и обучения детей с дефектами слуха.

Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

Субъект сурдопедагогики - человек со слуховым дефектом (ребенок, подросток, взрос­лый). В настоящее время в мире около 250 млн. людей со слуховым дефектом. В России число детей в возрасте до 16 лет, имеющих нарушения слуха, превышает 600 тыс.

Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха, а ее предметом – практика их воспитания, обучения, социализа­ции. Основная цель сурдопедагогики (общая со специальной педагогикой) – обеспечить людям, имеющим нару­шения слуха, возможность достижения максимальной самостоя­тельности и независимости в жизни. К специфическим целям сурдопедагогики отно­сятся изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным слухом на разных ступенях жизненного цикла. Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются сле­дующие конкретные задачи:

- изучение педагогических закономерностей развития лично­сти в условиях ограниченных слуховых возможностей;

- определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;

- обоснование педагогической классификации людей, имею­щих нарушения слуха;

- изучение сложившихся педагогических систем их образова­ния;

- разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;

- определение научных основ, содержания образования, мето­дов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;

- разработка специальных образова­тельных технологий развития речевого слуха, обучения националь­ному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;

- определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);

- совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной сто­роны речи людей, имеющих слуховой дефект;

- разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также со­циально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.

Основные понятия сурдопедагогики: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины). Подглу­хотой понимают стойкое нарушение слуха, которое препятствует речево­му общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдель­ные звуки речи. Тугоухостью считают стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определен­ных условиях: приближении говорящего или другого источника звука к уху, применении звукоусиливающей аппаратуры.

Сурдопедагогика по отношению к ли­цам, имеющим тугоухость, употребляет термин слабослышащие. Сурдопедагогика изучает также такую категорию лиц, которая называется позднооглохшие, и особенности педагогической помо­щи им. К ней относят тех, кто приобрел нарушение слуха после того, как уже сформировалась словесная речь.

Сурдопедагогика (от лат. surdus – глухой) – наука о воспитании, образовании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

Субъект сурдопедагогики - человек со слуховым дефектом (ребенок, подросток, взрос­лый). В настоящее время в мире около 250 млн. людей со слуховым дефектом. В России число детей в возрасте до 16 лет, имеющих нарушения слуха, превышает 600 тыс.

Объектом сурдопедагогики является специальное образование людей, имеющих нарушения слуха, а ее предметом – практика их воспитания, обучения, социализа­ции. Основная цель сурдопедагогики (общая со специальной педагогикой) – обеспечить людям, имеющим нару­шения слуха, возможность достижения максимальной самостоя­тельности и независимости в жизни. К специфическим целям сурдопедагогики отно­сятся изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, реабилитации и интеграции лиц с нарушенным слухом на разных ступенях жизненного цикла. Для достижения обозначенных целей в сурдопедагогике решаются сле­дующие конкретные задачи:




- изучение педагогических закономерностей развития лично­сти в условиях ограниченных слуховых возможностей;

- определение путей коррекции и компенсации слухового дефекта;

- обоснование педагогической классификации людей, имею­щих нарушения слуха;

- изучение сложившихся педагогических систем их образова­ния;

- разработка и реализация концепции интеграции лиц с нарушениями слуха в образовании и социокультурной среде;

- определение научных основ, содержания образования, мето­дов, технологий, организационных условий образования людей с нарушенным слухом;

- разработка специальных образова­тельных технологий развития речевого слуха, обучения националь­ному жестовому, русскому (родному) языку, устной речи;

- определение особенностей педагогической реабилитации в послеоперационный период (при кохлеарной имплантации);

- совершенствование технологий использования сурдотехнических средств развития речевого слуха, произносительной сто­роны речи людей, имеющих слуховой дефект;

- разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профессиональной подготовки, а также со­циально-трудовой адаптации лиц со слуховым дефектом.

Основные понятия сурдопедагогики: глухота, тугоухость (медицинские термины); глухие, слабослышащие, позднооглохшие (педагогические термины). Подглу­хотой понимают стойкое нарушение слуха, которое препятствует речево­му общению даже при наличии слухопротезирования. При глухоте могут сохраняться остатки слуха, позволяющие воспринимать очень громкие неречевые звуки или при значительном усилении отдель­ные звуки речи. Тугоухостью считают стойкое понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но все же возможно при определен­ных условиях: приближении говорящего или другого источника звука к уху, применении звукоусиливающей аппаратуры.

Сурдопедагогика по отношению к ли­цам, имеющим тугоухость, употребляет термин слабослышащие. Сурдопедагогика изучает также такую категорию лиц, которая называется позднооглохшие, и особенности педагогической помо­щи им. К ней относят тех, кто приобрел нарушение слуха после того, как уже сформировалась словесная речь.

(от лат surdus - глухой и педагогика), отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания, образования и обучения детей с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих, позднеоглохших). С как отрасль пед. науки включает в себя теорию обучения и воспитания детей с недостатками слуха дошкольного и школьного возраста, историю С, частные методики, сур-дотехнику.

К 18 в в результате обобщения опыта индивидуального обучения детей с нарушениями слуха в С сложились две метод системы обучения За основу одной из систем был принят мимический (мимико-жестикулярный). яз глухонемых Окончательно оформилась эта система в первом в мире уч-ще для глухих - Парижском нац. ин-те, учрежденном в 1770 франц сурдопедагогом III M де ль Эпе В основу др системы обучения (т.н. устного метода). была положена работа над произношением. Основоположник этого метода нем. сурдопедагог С. Гейнике считал, что только устная форма словесной речи может служить базой мышления глухонемого. Однако обучение по устному методу приводило к противоречиям между задачами общего развития ребёнка и возможностями овладения им произношением.

На Руси воспитание глухих детей (вместе со здоровыми детьми). осуществлялось с 11 в. гл. обр. в монастырских приютах. В кон. 18 в. в системе обществ, призрения организовывались разнообразные учреждения (сиротские дома, госпитали, воспитат. дома и др.), в к-рых глухие дети обучались в особых группах.

Первые спец. учреждения в России были открыты в нач. 19 в. (в 1806 - в Павловске, в 1810 переведено в Петербург; в 1834 - в Москве). На основе опыта обучения и воспитания глухих в спец. учреждениях в России на рубеже 19—20 вв. сложилась собств. пед. система обучения детей с недостатками слуха (вместе с глухими обучались слабослышащие и оглохшие дети). Педагоги В. И. Флери, Г. А. Гурцов, А. Ф. Остроградский, H. M. Лаговский и др. рекомендовали, наряду с устной речью, обучать детей жестовой речи (дактилологии). и письму. Рус. сурдопедагоги большое значение придавали развитию познават. возможностей глухих учащихся, их нравственному воспитанию.

В кон. 19 в. в России и ряде заруб. стран предпринимались попытки диффе-ренциров. подхода к обучению детей с нарушениями слуха. Однако эта идея, не обеспеченная должным науч. обоснованием (специфичность обучения ограничивалась лишь коррекцией произношения, выработкой навыков чтения с губ и улучшением условий для восприятия на слух), не получила в тот период практич. реализации.

Совр. отеч. С. исходит из необходимости дифференциров. обучения детей с недостатками слуха. Пед. классификация таких детей основывается на положениях, определяющих своеобразие их развития. Дефект того или иного анализатора у ребёнка должен рассматриваться с учётом его принципиального отличия от аналогичного недостатка у взрослого. Утрата нормальной функции анализатора в дет. возрасте нарушает нормальный ход психич. развития ребёнка и приводит к возникновению отклонений в речевой и познават. сферах. При дефекте анализатора различают первичный недостаток, возникший под воздействием к.-л. болезненного явления, и вторичные проявления, образующиеся в ходе дет. развития под влиянием первичного дефекта.

Показатели аномального развития ребёнка при частичном и тотальном (полном). нарушении анализатора различны. Вторичные отклонения возникают лишь при определённой степени первичной недостаточности; их степень и характер зависят от ряда причин (степени нарушения пострадавшего анализатора; возраста ребёнка при возникновении первичного дефекта; пед. условий, в к-рых находился ребёнок с момента нарушения анализатора; индивидуальных особенностей ребёнка).

Согласно пед. классификации, разработанной в отеч. дефектологии (Р. М. Боскис). в 50-х гг. 20 в. с учётом оценки роли слухового анализатора в развитии ребёнка, дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие с развитой речью; слабослыша-щие с глубоким речевым недоразвитием. Соответственно этому подразделению обучение ранооглохших детей ведётся в школах для глухих, слабослышащих с развитой речью - в 1-м отделении школы слабослышащих; слабослышащих с глубоким речевым недоразвитием - во 2-м отделении школы слабослышащих (позднооглохшие дети обучаются в 1-м или во 2-м отделении школы слабослышащих в зависимости от степени сохранности речи).

В 50-х гг. под руководством С. А. Зыкова разработана система обучения языку глухих детей по принципу формирования речевого общения, при к-ром речь формируется в её осн. функции (потребность в общении возникает.н. развивается в связи с широким использованием разл. видов педагогически организов. деятельности). В качестве вспомогат. средств в целях активизации речевого общения эффективна дактильная речь в сочетании с устной и письменной. При обучении глухих учащихся по этой системе происходит практич. овладение языком с последующим изучением языковых явлений и закономерностей. Также в 50-х гг. было завершено важное для быстрейшего овладения глухими детьми устной формой речи исследование Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезиной, связанное с поэтапным формированием произносит, стороны речи на основе сокращённой системы фонем, что позволило немного раньше использовать устную форму речи в обучении, обогатить её жизненно необходимым материалом, повысить интерес учащихся к обучению речи, вызвать их речевую активность и потребность в общении на основе употребления естеств. форм коммуникации.

В 60-х гг. Зыковым разработаны основы новой дидактич. системы обучения глухих детей, связанной с широким применением предметно-практич. деятельности учащихся в качестве базы для формирования у них понятий, развития речи как средства коммуникации, воспитания у них активности, самостоятельности, умения планировать свою деятельность. Исходным пунктом в создании теоретич. основ спец. обучения слабослышащих детей стала разработанная Боскис пед. типология детей с нарушениями слуха, позволившая организационно оформить их дифференциров. обучение и структурно выделить самостоят. типы школ для слабослышащих и поздно-оглохших детей.

Пед. процесс в школе слабослышащих (в первую очередь, это касается детей с глубоким речевым недоразвитием). отличается от пед. процесса в массовой школе по содержанию и специфич. задачам (ориентированным на восполнение пробелов развития, затрудняющих усвоение основ наук). и по средствам и методам, направленным на использование имеющихся у ребёнка компенсаторных возможностей.

Гл. фактор, определяющий аномалию слабослышащих - речевое недоразвитие, обусловливает особую направленность речевого развития детей (формирование речи, а не изучение языка). Специфичность построения уч.-воспитат. процесса в школе слабослышащих проявляется в решении 2 групп задач: пропедевтических (практич. овладение языком, расширение, уточнение, коррекция представлений и знаний детей об окружающей среде, формирование наглядных и отвлечённых обобщений, развитие слухового восприятия). и общеучебных (целенаправленное, планомерное обучение основам наук, овладение знаниями и навыками на уровне неполной средней и ср. общеобразоват. школы).

Важное значение в С. придаётся наиболее раннему воспитанию и обучению таких детей; их дошкольная подготовка позволяет эффективно организовать обучение в нач. классах школы для глухих детей, где преодоление отклонений в развитии обеспечивается организацией спец. пед. процесса, предусматривающего использование адекватных дефекту методов обучения, широкое применение звукоусиливающей аппаратуры, обучение по спец. учебникам и уч. пособиям.

Начатые в 70-х гг. исследования (Т. А. Власова, Е. П. Кузьмичёва). связаны с проблемой развития остаточной слуховой функции у детей с недостатками слуха путём ежедневных индивидуальных тренировочных упражнений, что позволяет использовать остаточный слух не только для ускорения и формирования произносительной стороны речи, но и для словесного общения на уроках и во внеклассное время. Использование остаточного слуха учащихся весьма перспективно для решения всей проблемы реабилитации детей с недостатками слуха и лучшей их интеграции в обществе слышащих.

В Рос. Федерации сурдопедагогов готовят дефектологич. ф-ты и отделения пед. ин-тов (см. Дефектологическое образование). Н.-и, работа в области С. ведётся в Ин-те коррекционной педагогики РАО, в нек-рых др. науч. учреждениях, а также на кафедрах С. дефектологич. ф-тов пед. ин-тов.

Лит.: Выготский Л. С., Принципы социального воспитания глухонемых детей [1925], Собр. соч., т. 5, М., 1983; Дьячков А И., Системы обучения глухих детей, М., 1961; Основы спец. обучения слабослышащих детей, под ред. Р. М. Боскис, М., 1968;

Басова А. Г., Егоров С Ф., История сурдопедагогики, М., 1984; Сурдопедагогика, под ред. М. И. Никитиной, М., 1989.

А. Г. Зикеев, К. Г. Коровин.

Сурдопедагогика – это педагогическая дисциплина, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих нарушения слуха.

Субъект изучения данной науки – слабослышащие и глухие люди.

Слух играет огромную роль в личностном развитии. Любое слуховое нарушение вызывает ряд вторичных нарушений – речевых, психических и других, а также нарушений второго, третьего и более высоких уровней порядка, что препятствует процессу адаптации и социализации личности в обществе.

До трех лет у ребенка формируются основные моторные навыки, познавательные способности, развиваются его интеллектуальная сфера и органы восприятия.

Сегодня наука стоит на такой ступени развития, что слуховые нарушения можно выявлять даже у новорожденных детей. Своевременная диагностика и использование ранних коррекционных методик дают возможность максимальной компенсации существующего недостатка и предупреждения, либо смягчения, вероятных дальнейших психофизиологических нарушений у детей.

В соответствии со статистикой, по всему миру количество людей с различными дефектами слуха, нарушающими процесс социальной адаптации, неуклонно возрастает. Эта статистика касается и детей.

Специалисты-сурдопедагоги установили, что есть некоторая зависимость между типом нарушения слуха и возрастом.

На сегодняшний день перед сурдопедагогикой стоят задачи, направленные на образование личности с нарушенным слухом:

  • изучить особенности личностного развития, в тесном взаимодействии со смежными дисциплинами – медициной, педагогикой, психологией, социологией и пр.;
  • разработать и совершенствовать существующие программы, направленные на диагностику и оказание ранней коррекционной помощи детям с нарушенным слухом;
  • разработать и внедрить новые методы и приемы обучения лиц с нарушением слуха, а также усовершенствовать уже существующие;
  • осуществлять образовательную деятельность для лиц с нарушенным слухом, учитывая особенности их нарушения и применение специализированных методик, совершенствовать часть существующей систему специального образования, которая связана с процессом изучения слуховых нарушений;
  • усовершенствовать технические средства, способствующие компенсации и коррекции утраченной и нарушенной слуховой функции и пр.

Готовые работы на аналогичную тему

Этапы развития сурдопедагогики

На Руси обучением глухих занимались православные церкви и монастыри. Опыт воспитания и обучения глухих в России накопился также благодаря организации системы общественного, а не церковного призрения, удачный пример которого – Петербургский и Московский воспитательные дома, в которых вместе с детьми сиротами жили и дети с нарушенным слухом, там они осваивали основы грамоты и ремесло.

Первые мимические и устные системы обучения глухих в России появились в XIX веке. Первую школу для глухих детей из высших сословий открыли в г. Павловске под Санкт-Петербургом в 1806 году.

В XIX веке сурдопедагогика развивалась благодаря работам таких известных сурдопедагогов, как Флери В.И., Гурцов Г.А., Селезнев И.Я., Остроградский А.Ф., Васильев И.А., Лаговский Н.М., Рау Ф.А.

Российская система обучения глухих на первых этапах своего развития базировалась на использовании в процессе учебной деятельности словесного и жестового языков. При этом, уже в конце века преимущество начали отдавать устной словесной системе обучения, жестовый язык стал вытесняться из специальной школы глухих.

В начале ХХ века зародилось дошкольное обучение детей с нарушенным слухом. В 1900 году в Москве открылся первый детский сад для глухих детей, который был организован супругами Ф.А. и Н.А. Рау. После революции 1917 года, школы для глухих в СССР передали в государственную систему образования.

В 30-х годах появляются отдельные классы, а позже и целые школы для плохо слышащих детей и позднооглохших. Особенно плодотворным периодом в этом плане были 50-е годы. Выдающиеся ученые-сурдопедагоги создали оригинальную советскую систему воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей.

Исследования проводили в Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР, в котором трудились ученые-сурдопедагоги – Боскис Р.М., Дьячков А.И., Зыков С.А., Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф., Бельтюков В.И., Зикеев А.Г. и многие другие, а также ученые сурдопсихологи – Соловьев И.М., Шиф Ж.И., Розанова Т.В.

Процесс обучения детей с нарушением слуха

Своеобразие современного процесса обучения детей с нарушенным слухом заключается в использовании набора различных технических средств, которыми обеспечивается передача информации на основе зрительного восприятия. Такими средствами являются:

  • статическая и динамическая проекция;
  • видеотехника;
  • лазерные диски, которые кодируют изобразительные и звуковые сигналы.

Телекоммуникационные средства занимают все больше места в процессе общения и обучения детей с нарушенным слухом. На сегодняшний деть некоторые передачи имеют видеотекст или сурдоперевод. Широко используются видеотелефоны, пейджинговая и сотовая связь, а телефакс давно стал повседневным средством связи глухих людей.

Незаменим в учебной деятельности детей с нарушенным слухом – компьютер. В отличие от массовой общеобразовательной школы, в которой компьютер выступает в качестве средства оптимизации учебного процесса, в школе для детей с нарушениями слуха, он превращается в одно из средств преодоления и уменьшение вторичных отклонений в развитии, превращаясь также в средство компенсации нарушенной или утерянной слуховой функции.

Индивидуализированные компьютерные программы дают возможность ученикам получить учебную информацию по разным учебным предметам в более доступном для них виде, то есть в оптическом, а не акустическом.

Еще одна особенность обучения детей с нарушенным слухом – социальная направленность обучения. Конечный результат этого процесса – социальная адаптация и интеграция ребенка, то есть осознание себя полноценным членом того или иного общества. Особенно остро вопрос социокультурной идентификации и интеграции встает в молодежной среде и напрямую связан с их жизненным самоопределением, формированием круга друзей и созданием семьи.

Это самостоятельная отрасль специальной педагогики. Под специальной педагогикой понимается теория и практика особого образования лиц с нарушениями в психическом и физическом развитии, для которых процесс обучения при помощи традиционных педагогических методов вызывает сильные сложности, либо вовсе не возможен.

Слабослышащие и глухие дети

Практическая отоларингология дает четкое обозначение нарушенного слуха. Глухота – это стойкое нарушение слуха, которое препятствует общению даже если было проведено слухопротезирование. При таком состоянии возможно сохранение остаточного слуха, который позволяет слышать очень громкие неречевые звуки, либо отдельные звуки речи при сильном усилении их произношения.

Соответственно, по состоянию слуха детей принято разделять на глухих и слабослышащих. Глухие дети – это дети со стойким двусторонним нарушением слуха, которое может носить врожденный или приобретенный характер.

Ребенок, у которого есть остатки слуха, позволяющие ему овладеть речью, как правило, естественным путем, может быть назван слабослышащим. Если же ребенок не может овладеть речевыми навыками без специализированного педагогического процесса, то он определяется как глухой.

Объект, задачи и предмет дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика – это научная дисциплина, поэтому она имеет свой объект, предмет и задачи.

Соответственно, объектом является специализированное образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитание и обучение детей с нарушенным слухом, а также научное исследование феноменов, порождаемых данными нарушениями.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики следующие:

  • оказание всяческого содействия в раннем выявлении детей с нарушенным слухом, оказание соответствующей педагогической поддержки и помощи;
  • помощь близким членам семьи в воспитании детей, имеющих данные проблемы;
  • определение закономерностей развития дошкольников и детей раннего школьного возраста с недостатками слуха;
  • изучение степени влияния слуховой функции на социальное, физическое, познавательное и речевое развитие, а также на комплексное развитие личности ребенка;
  • формирование основ развивающей и коррекционной работы: определение принципов, задач, специфики воспитания и обучения слабослышащих и глухих детей;
  • определение специфики воспитательного процесса и обучения детей, имеющих нарушения слуха, в условиях разных сроков обучения и различных форм организации (детские сады для детей с нарушенным слухом, специализированные группы при школах и т.д.);
  • использование и совершенствование методов коррекционно-педагогической работы с детьми (развитие слухового восприятия, речевых навыков и т.д.);
  • поиски различных форм организации педагогической поддержки детям с нарушенным слухом;
  • оказание всяческой поддержки и помощи детям с нарушенным слухом в их скорейшей интеграции в среду слышащих детей;
  • формирование и содействие в укреплении связи дошкольных учреждений со школой и различными общественными организациями.


Основные методы дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика основывается на обобщении и анализе теории и практических материалов, которые связаны с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушенным слухом.

Не существует какой-то одной универсальной методики, которая будет на 100% эффективной. Результат достижим только в том случае, если используется целый спектр методов, каждый из которых может быть эффективным только в том случае, если комбинируется с другими, т.е. коррекционная работа носит комплексный характер. Ниже приведен основной перечень методик, используемых в дошкольной сурдопедагогике.

Используется для изучения процессов воспитания и коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушенным слухом. Основная задача – это накопление и анализ тех фактов, которые характеризуют особенности деятельности ребенка, используемые приемы и методики.

Объект наблюдения – это дети дошкольного возраста, имеющие нарушения слуховой функции, в процессе проведения индивидуальных и фронтальных занятий, а также в обычном поведении.

При этом в процессе анализа важно отмечать не только положительные, но и отрицательные результаты. Плюс этой методики в том, что он не идет вразрез с намеченным планом работы, потому что носит естественный характер. Но есть один нюанс – в условиях дошкольного учреждения наблюдение лучше проводить за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Использование данной методики в отношении детей младшего возраста приводит к нарушению естественности их поведения.

Важно понимать, что при наблюдении есть достаточная доля субъективизма, поэтому исследование лучше дополнять фотосъемкой, аудио и видео.

Подразумевает изучение именно медицинской документации, которая позволяет дать объективную оценку состояния ребенка. Изучается заключение психолого-медико-педагогической комиссии, история развития малыша, аудиограммы, а также другая информация, которая касается раннего развития ребенка, состояния слуховой функции и т.д.

Данная методика позволяет выявить причины и временной период снижения слуха, наличие других недоразвитий. Также изучаются условия, в которых пребывал ребенок с раннего детства, а также их роль на его развитие. Кроме того, анализируются тетради индивидуальной работы, протоколы педагогического обследования и т.д.

Эксперимент относится к активным методикам, потому что условия его проведения различны, в зависимости от цели. Он может проводиться в естественных или лабораторных условиях, быть фронтальным или индивидуальным и т.д.

В эксперименте важна достоверность полученных сведений, поэтому используется качественный и количественный анализ материалов.

Изучение работ ребенка

Изучение рисунков, поделок и других результатов деятельности малыша позволяет проанализировать его мышление, воображение, восприятие и другие характеристики. На основании анализа можно определить важные особенности личности ребенка. Конечно, при условии наличия соответствующих навыков анализа у сурдопедагога.

Анкеты, интервью, опросы

Используется при беседе с родителями, педагогами для сбора сведений, касающихся развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Результат зависит от точности поставленных вопросов, а также правильности анализа полученной информации.

Работа со специализированными теоретическими материалами также является частью дошкольной сурдопедагогики. Это необходимая вспомогательная база, которая позволяет найти теоретическое обоснование того или иного явления.

В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения. Метод включает как способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспитуемых.

Выделяются методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ. К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др.).
  • Практические (различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование; изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов. Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту).
  • Словесные (инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога).

Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Программы

1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001

Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению

Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст -от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обученияВ пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Методическое обеспечение

Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.-М.: Владос, 2004.

В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности –учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.

В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. -М.: 2001.

В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. –М., 1999.

В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики

6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.

7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. -М.: Владос, 2001.

В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье

Большую роль в успешности работы является профессиональное обучение сурдопедагога, а также постоянное повышение его квалификации. Помимо специализированных ВУЗов, где можно получить данную специальность, есть профессиональные курсы в Москве для переподготовки специалистов.

Определите, какой логопедический массаж требуется при орофациальных и речевых дисфункциях.

Получите три комплекса логопедического массажа по авторской технологии. Освойте схему направлений и приемы массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.

Вы получите 6 персональных сертификатов о прохождении обучения.
Каждый по 2 ак. часа!

Читайте также: