Что такое субсчета в бухгалтерском учете кратко

Обновлено: 05.07.2024

Цель – изучение системы счетов бухгалтерского учета и уяснение понятия и сущности двойной записи.

Задачи:

  • изучить понятия счетов, их строение и правила отражения хозяйственных операций;
  • выяснить понятие и сущность двойной записи;
  • изучить способы классификации счетов по различным признакам;
  • рассмотреть действующий План счетов бухгалтерского учета;
  • выявить порядок обобщения данных текущего бухгалтерского учета.

Оглавление

Текущее наблюдение и контроль хозяйственных операций и их изменений в составе хозяйственных средств и их источников осуществляют с помощью системы счетов бухгалтерского учета.

В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись на счетах производится с использованием метода двойной записи.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Таким образом, счет – это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления разных сводных показателей и отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу Т-образной формы (Т-счет), состоящий из двух частей.

Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т, ), а правая кредитом (сокращенно К-т, ). Следовательно дебет, кредит счета соответствуют его сторонам.

Схема счета имеет следующий вид.

Счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

Счета открываются на каждую статью баланса. Открыть счет – это значит дать ему название (оно, как правило, соответствует названию статьи баланса) и по соответствующей стороне счета записать начальное состояние объекта.

Для отражения хозяйственных операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть бумажные и электронные носители, причем любой из них должен иметь юридическую силу.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетах сальдо только дебетовое.

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивные счетах сальдо только кредитовые.

При отражении хозяйственных операций на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами.

Суммы, увеличивающие начальный остаток записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток – на противоположной стороне. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получится сумма оборота. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, по кредиту – кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне счета, что и начальный.

Схема записей на активном счете имеет следующий вид.

Активный счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

– остаток на начало проведения операции

Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций

Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций)

– остаток на конец проведения операции

Таким образом, по активному счету отражаются:

  1. По дебету счета – сальдо на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, влекущие за собой увеличение наличия средств.
  2. По кредиту счета – хозяйственные операции, влекущие за собой уменьшение наличия средств.

Если обозначим оборот по дебету счета Об Д , а оборот по кредиту – Об К , то тогда сальдо конечное или остаток на конец проведения операции можно подсчитать по следующей формуле:

Ситуация 1: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется сальдо на конец проведения операции, которое определяется по формуле (1).

Ситуация 2: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету равны сумме оборота по кредиту. В этом случае сальдо конечного не будет.

Схема записей на пассивном счете имеет следующий вид.

Пассивный счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

– остаток на начало проведения операции

Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Оборот по дебету (сумма всех хозяйственных операций)

Оборот по кредиту (сумма всех хозяйственных операций)

– остаток на конец проведения операции.

Таким образом, по пассивному счету отражаются:

  1. По кредиту – сальдо на начало и конец проведения операции и хозяйственные операции, влекущие за собой увеличение источника.
  2. По дебету – хозяйственные операции, влекущие за собой уменьшение источника.

Используя ранее приведенные обозначения, для определения остатка по пассивному счету на конец периода составим формулу:

При записях хозяйственных операций в пассивные счета могут быть только 2 ситуации:

Ситуация 1: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, отраженной по дебету счета. В этом случае имеется кредитовое сальдо на конец проведения хозяйственных операций.

Ситуация 2: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равна сумме, отраженной по дебету счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет.

Остатки по активным счетам, на которых отражается имущество предприятия, и по пассивным счетам, на которых показывается источники формирования этого имущества, затем увязываются и соответственно отражаются в активе баланса.

Помимо активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете существуют так называемые активно-пассивные счета.

Активно-пассивные счета бывают 2 видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета, либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской задолженности.

На практике пользуются счетами более сложной формы, чем указанная выше.

Счета открывают и ведут в книгах, карточках и свободных листах. Рассмотрим самую распространенную форму счета.

Счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому покупателю и поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

Каждая хозяйственная операция исходя из ее экономического содержания, обязательно затрагивает 2 объекта учета, т. е. 2 счета.

Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, т. к. требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы объектов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их видов. Они должны быть равны между собой, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах.

Таким образом, суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.

Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Составление корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерская проводка выражается записью хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого на одинаковую сумму.

Проводка будет иметь следующий вид:

Различают простые и сложные бухгалтерские проводки. Простой проводкой является запись, в которой один счет дебетуется, а другой ровно настолько кредитуется.

Сложной бухгалтнрской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько кредитуются, и наоборот.

ПРИМЕР. Перечислены с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам: 10 тыс. руб. и в погашение задолженности бюджету по налогам и сборам – 12 тыс. руб., всего 22 тыс. руб.

В этом случае бухгалтерская проводка имеет вид:

Чтобы составить корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции и отразить ее методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие 4 процедуры. Например, приобретены за наличные деньги у поставщика материалы на 100 тыс. руб.

1 процедура:

2 процедура:

Устанавливаем, как эти объекты учета связаны с балансом, т. е. что они характеризуют: актив баланса (имущество) или пассив (источники формирования).

В нашем случае это что счета активные и остатки по этим счетам отражаются в активе баланса.

3 процедура:

Определяем, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса. В данном случае это первый тип балансовых изменений, при которой валюта баланса не изменилась, так как произошел перелив средств из одной статьи в другую (запасы материалов увеличились, а денег в кассе стало меньше).

4 процедура:

В результате будет составлена следующая бухгалтерская проводка:

Следует иметь в виду, что в финансово-хозяйственной деятельности на практике имеют место операции, которые отражаются по дебету одного и по кредиту нескольких счетов, т. е. составляются сложные корреспонденции счетов.

Все счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств предприятия, и источников и хозяйственных процессов в едином денежном выражении.

Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако, для оперативного управления и руководства работой предприятия, контроля и планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для организации расчетов с рабочими и служащими, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные сведения по каждому поставщику материалов, по каждому покупателю, по видам вырабатываемой продукции, по каждому работнику предприятия и т. д., т. е. детальные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия.

Поэтому в развитие синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей открываются аналитические счета.

Аналитические счета – детализированные счета, учет на которых осуществляется как в денежном, так и натуральном выражении.

Аналитические счета раскрывают, детализируют содержание данного синтетического счета.

Учет, осуществляемый на этих счетах называются аналитическим.

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого учета, называются простыми (касса, расчетный счет), счета, которые требуют ведения аналитического учета называются сложными (расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами).

Однако такое простое построение аналитического учета не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов.

Промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами является субсчет. Субсчета еще называют счетами II порядка после синтетических счетов, аналитические счета могут быть III, IV, V и т. д. порядка в зависимости от поставленной цели.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению.

Наименования и номера синтетических счетов и субсчетов приведены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.)

Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны, т. к. на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники их формирования, хозяйственные операции, что и на синтетических счетах, но по более дробным группировкам.

Это означает, что общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счета.

Это счета II порядка. В свою очередь к каждому субсчету открывают аналитические счета.

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе предприятия является составление оборотной ведомости.

С помощью оборотных ведомостей осуществляется контроль полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах.

Различают оборотные ведомости по синтетическим и оборотным ведомостям по аналитическим счетам. На практике оборотную ведомость по синтетическим счетам называют оборотным балансом.

В оборотной ведомости по синтетическим счетам записываются все используемые на предприятии счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В этой ведомости имеется 3 пары колонок, в которых по каждому счету показывают начальные сальдо, обороты по дебету и кредиту счета, конечное сальдо.

Каждый счет в оборотной ведомости имеет не только наименование, но и цифровое обозначение, т. е. шифр. Для удобства работы с оборотной ведомостью синтетического счета расположены в ней в порядке возрастания.

При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть парное равенство итогов в колонках, т. е. должно быть 3 пары, равные между собой:

  1. Итог дебетовых начальных сальдо должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо.
  2. Итог дебетовых оборотов по ведомости – итогу кредитовых оборотов по ведомости.
  3. Итог дебетовых конечных сальдо – итогу кредитовых конечных сальдо.

Такое равенство имеет следующее обоснование:

  • равенство итогов в 1-й колонке подтверждается строением бухгалтерского баланса, т. к. итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества;
  • равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи;
  • итоги сальдо, конечного по дебету и кредиту, равны между собой вследствие того, что их определяют на основании равных между собой начального сальдо и оборотов.

Кроме того, итоги дебетовых и кредитовых оборотов должны обязательно совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций (хронологической). Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит отражение, как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и в счетах бухгалтерского учета.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам (Оборотный баланс)

Некоторые разработчики компьютерных программ (особенно из начинающих) берутся создавать, скажем, бухгалтерскую программу (или более того — систему автоматизации для предприятия), не зная толком основ довольно непростой бухгалтерской науки и не имея практики работы в этой области. Поэтому нередко многие подобные программы, их терминология и технология работы с ними вызывают у специалистов массу вопросов, создают проблемы в работе или даже грешат практической профнепригодностью.

Возвращаясь к истокам, автор обращает внимание разработчиков, и соответственно бухгалтеров, на основополагающие понятия и термины, их корректное переложение на компьютер, описывает некоторые требования к правильному построению эффективных учётных систем, исходя из теоретических основ бухучёта. И поэтому данный материал может быть полезен как разработчикам, так и бухгалтерам, в том числе не только начинающим.

В этой статье мы остановимся на таких понятиях, как баланс, счета, субсчета, двойная запись, аналитический учёт и его объекты, план счетов и пр. и покажем создаваемую вокруг них путаницу в переложении их на компьютер.

Стоит ли изобретать велосипед?

Почему я назвал этот материал “Сопромат для бухгалтера”? Тут несколько причин. Любой здравомыслящий человек, прежде чем начинать что-то серьёзное, например строить дом, коттедж, особняк или небоскрёб, обязательно сделает проект здания с полным расчётом прочности всех несущих — стен, потолков и перекрытий. Словом, закажет, в данном случае инженерам-строителям, специалистам по сопромату, полный расчёт всех элементов конструкции. Без этого нет гарантии, что здание будет достроено, простоит долго и у него не обвалится крыша.

Хотя, как известно, все студенты не любят и ругают сопромат, без знаний его основ инженером не станешь. А что такое “сопротивление материалов”? Это в первую очередь знание теории построения, в частности, конструкций из нагруженных опор и балок, когда нечто сложное сводится к более простому и известному.

Лозунг “. разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим. ” за 80 лет ни к чему хорошему нас не привёл. Так почему же при автоматизации учётных систем можно пренебрегать основами? Приступая к проектированию чего-то нового, всегда полезно обратиться к теории предмета, тем более что теория бухгалтерского учёта имеет более чем пятисотлетнюю историю практического использования. Строить новое компьютерное здание бухучёта лучше, опираясь на выверенные временем и жизнью фундаментальные знания прошлого. Как утверждают знающие люди, всё новое — это в основном забытое старое, повторенное в новой форме и при новых обстоятельствах. Словом, строить новое нужно, не разрушая принципиальных основ старого.

В некоторых программах реализуется идея использования объектов аналитики как субсчетов, что тоже показало весьма жёсткое “сопротивление материала”, ограничившее применение программ, особенно в части их использования для учёта на крупных предприятиях, имеющих большое количество объектов аналитического учёта. Это не позволяет реализовать заложенные в подобную программу возможности в полной мере.

Поэтому понимание основ теории построения баланса и взаимосвязи счетов, а также знание истории бухгалтерского учёта, принципа балансового уравнения, изобретённого Лукой Пачоли, — это и будет своеобразным сопроматом для проектировщика учётных систем.

Заметим, что во многих программах представлен довольно широкий набор выходных форм, даже отвечающих последним требованиям нормативных актов, в том числе неплохо реализованы журналы-ордера, главная книга и т. д., и в некоторых даже предоставлена возможность самим пользователям их изменять, дорабатывать. Однако представление данных в эти формы идёт через более или менее удачно реализованную внутреннюю структуру базы данных, а вот здесь-то и начинаются основные проблемы даже при небольших изменениях законодательства или появлении нестандартных требований у пользователя.

В первую очередь коснёмся концептуальных основ построения бухгалтерской программы — потому, что здесь нередко не всё благополучно.

С точки зрения балансовой теории счетов в некоторых программах есть один, но очень существенный недостаток, который не даёт им развернуться по-настоящему.

Что же изобрёл Лука Пачоли и на чём базируется вся современная бухгалтерская наука? Она стоит на трёх китах, т. е. строится на базе трёх основных взаимосвязанных между собой элементов — баланса, счетов, двойной записи.

Подчёркиваю — именно взаимосвязанных (см. учебник профессора Я. В. Соколова “Основы теории бухгалтерского учёта”).

Каждый из указанных элементов занимает своё место в учётной системе.

Баланс определяет метод построения и группировки счетов по активу и пассиву, их разделение на инвентарные счета, счета обязательств и выделение счетов “Капитала” в отдельную группу.

И поэтому главная заслуга Луки Пачоли, именно как профессионального математика (а не бухгалтера), состоит в том, что он на основе балансового уравнения создал единую замкнутую систему счетов бухгалтерского учёта.

Сами же счета являются “качественными признаками”, которые образуют логически заданную замкнутую систему счетоводства, и предназначены для отражения на них количественных изменений учитываемых объектов.

Каждый счёт — это органическая часть системы счетов. Один счёт сам по себе существовать не может, он бессмыслен подобно руке, оторванной от тела. Выступая как часть баланса, счёт при анализе хозяйственной деятельности становится своеобразной лупой, посредством которой познаётся целое, баланс.

Счёт — это окно, сквозь которое бухгалтер наблюдает целое — баланс. Каждый счёт позволяет увидеть этот баланс под своим, только ему свойственным углом. Поэтому совокупность счётов (перечень, план) образует логически замкнутую систему.

Двойная запись отражает взаимосвязь счетов, отражает их причинно-следственные связи и раскрывает содержательную сторону хозяйственных процессов. Счёт является таковым до тех пор, пока он находится во взаимной корреспонденции с другими счетами. При этом корреспонденция счетов предполагает составление проводок по традиционной схеме: счёт (дебет) — счёту (кредит), т. е. использование принципа двойной записи.

Обратимся ещё к одной, более ранней работе наших современных отцов-толкователей бухгалтерского учёта профессоров В. Ф. Палия и Я. В. Соколова “Теория бухгалтерского учёта”. Книга эта издана в 1984 году специально как учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 1737 “Бухгалтерский учёт и анализ хозяйственной деятельности”, т. е. рассчитана на глубокое изучение и знание основ теории бухгалтерского учёта, а не на поверхностный облегчённый взгляд, которым страдают большинство современных пособий и даже учебников, особенно написанных для других специальностей, таких, скажем, как экономисты, менеджеры, юристы и т. д.

Приведём выдержки из главы 4.6 “Детализация информации на счетах”.

“Структура информации бухгалтерского учёта чётко разделяется на два разреза: вертикальный и горизонтальный. Горизонтальные связи проявляются через корреспонденцию счетов, вызванную двойной записью данных о хозяйственных операциях и фактах. Вертикальные связи проявляются в соподчинении информационных уровней — синтетического и аналитического учёта, синтетических и аналитических счетов.

Синтетические (объединяющие) счета представляют собой способ классификации и систематизации информации по стадиям кругооборота средств и фондов. Они образуют связанную двойной записью информационную систему, отражающую динамику движения всех объектов бухгалтерского учёта в обобщённых стоимостных показателях (горизонтальные связи)”.

Изобразим это описание структуры представления бухгалтерского учёта схематически. На рис. 1 представлено строение замкнутой учётной системы в вертикальном и горизонтальных разрезах.

Что даёт нам такое представление?

Во-первых, мы видим, что система счетов базируется на горизонтальных связях корреспонденции счетов, которая ограничивает, проводит водораздел между синтетическим и аналитическим учётом.

Во-вторых, видно наличие замкнутой, логически заданной информационной системы. Именно логически заданной системы, на основе выбранной хозяйствующим субъектом систематизации и классификации фактов хозяйственной жизни.

Что значит систематизация и классификация счетов? Это значит, что единый процесс кругооборота средств предприятия должен быть разделён на части и каждая часть должна быть описана. Классифицировать — это, иначе говоря, определять, чем один счёт должен отличаться от другого и сколько таких счетов нужно для полноценного учёта всего хозяйственного процесса.

Классификация счетов представляет собой орудие предварительного бухгалтерского анализа хозяйственной деятельности. Это способ выявления необходимости обобщения и группировки информации по определённым признакам, а также анализ возможностей её получения. Классификация счетов отвечает на вопросы: какую информацию, как и где отражает и обобщает система бухгалтерского учёта. Практически это означает, что нужно дать ответ на вопрос о том, сколько счетов требуется для учёта основных средств, запасов, расчётов, обязательств и т. п. (т. е. это то, что называют разработкой учётной политики и конкретно рабочего плана счетов предприятия).

Но у каждого предприятия имеются свои особенности организации кругооборота средств, так что хотя используемая система классификации одна (классификация счетов по экономическому содержанию), но глубина уровней классификации может быть разная. Следовательно, это означает, что количество счетов в системе может быть любым. Всё зависит от позиции наблюдателя, т. е. субъекта, принимающего решение. Для малого предприятия можно выбрать одну систему счетов, для крупного — другую. Важно, чтобы они полностью охватывали (описывали без пропусков) весь процесс кругооборота средств предприятия.

Вообще классификация есть внешнее или внутреннее, связанное определёнными рамками представление (система) параметров, критериев, данных об объективных процессах, происходящих внутри предприятия, т. е. взгляд на предприятие под определённым углом. Таким образом, можно сказать: “Мы так хотим и так будем учитывать на тех счетах, которые мы определили и для себя выбрали”.

Как учил Лука Пачоли, “счета — это только определённый порядок фантазии купца” или “счета суть не более как надлежащий порядок, установленный самим купцом, при удачном применении которого он получит сведения обо всех своих делах и о том, идут ли дела успешно или нет”.

У нас исторически сложилось так, что в качестве основы применяется единый план счетов (правда, с вариациями и доработками), в рамках которого предприятие само выбирает (дополняет) необходимые ему счета и строит свою учётную политику.

Таким образом, мы установили, что счёт является частью учётной системы, а сама система — это набор элементов и взаимосвязей между ними. Следовательно, каждый счёт — элемент системы. Общей моделью системы служит бухгалтерский баланс, и тем самым каждый счёт становится частью баланса. Одновременно каждый счёт связан с другими счетами. Эта взаимосвязь счетов осуществляется с помощью бухгалтерских проводок. Каждая проводка поддерживает и сохраняет баланс.

Особенность взаимосвязей (проводок) заключается в том, что они позволяют раскрывать реально существующие хозяйственные процессы и отношения (методологический подход, применяемый в процессе исследования и изучения поведения объектов) или совершать обратный процесс, т. е. задавать их (формальный подход, применяемый при построении информационных или программных систем на основе данных имеющейся статистики).

Теперь рассмотрим, как эти три взаимосвязанных элемента реализуются, находят отражение в компьютерных программах.

Баланс выступает в программе в качестве важнейшей выходной формы.

Перечень используемых в программе счетов и субсчетов, их взаимосвязь с балансом (активные или пассивные) заданы в плане счетов.

А вот третий обязательный элемент — взаимосвязь счетов, т. е. корреспонденция счетов вместо привычной структурированной табличной формы в некоторых программах представлен не очень наглядно — в виде так называемого текстового файла. К сожалению, это следствие неправильной трактовки аналитического учёта. Чтобы разобраться с этим, попытаемся сначала определиться с понятиями “счёт” и “субсчёт”. В чём различие между ними? Опять обратимся к теории бухучёта и рассмотрим эти понятия на примере счёта “Касса”.

Сначала дадим определение субсчёта — по книге В. Г. Макарова “Теория бухгалтерского учёта”.

Субсчёт — это промежуточное звено между синтетическими и аналитическими счетами. С его помощью осуществляется дополнительная группировка данных аналитического учёта с целью обобщения сведений об отдельных объектах внутри данного синтетического счёта. Слово “субсчёт” (от лат. sub — под) обозначает отношение подчинённости, зависимости к слову “счёт”.

Счета представляют собой идентификаторы группы объектов — верхнего уровня, субсчета среднего, а аналитические признаки — низшего уровня. На это указывает М. Ю. Медведев в пособии “Бухгалтерский учёт для начинающих”. На рис. 2 изображена структура счёта “Касса” (синтетический счёт, субсчета, аналитические счета).

В нашем примере счёт “Касса” имеет два субсчёта: “Касса рублёвая” и “Касса валютная”. Субсчёт “Касса рублёвая” имеет единственный объект аналитического учёта “Рубли российские”, а субсчёт “Касса валютная” имеет три объекта аналитического учёта: “Доллары США”, “Евро”, “Фунты стерлингов Великобритании”.

Данное понятие субсчёта определяет необходимые, но ещё недостаточные условия для определения отличий. В определении даётся качественное понятие различий счёта и субсчёта как объектов разного уровня иерархии. Хотя всё самое важное в данном определении заключено. Оно нам ещё пригодится, а пока в данном определении больше говорится не об отличии счёта и субсчёта, а об их сходстве, о том, что это очень похожие объекты учёта — одного класса, но разного уровня.

На субсчёте (т. е. на подчинённом счёте) учитываются те же самые объекты и процессы, что и на счёте, он имеет ту же корреспонденцию счетов, что и основной счёт, и хозяйственные операции по субсчёту оформляется теми же первичными документами, что и по основному счёту.

Например, поступление и выдача валюты оформляются теми же документами (приходными и расходными кассовыми ордерами), что и по рублёвой кассе. Так же по валютному субсчёту ведётся “кассовая книга”. По валютному субсчёту делаются те же бухгалтерские проводки, что и по рублёвому субсчёту, например, поступление с расчётного счёта в кассу и обратно, выдача в подотчёт и т. п.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод. Если у нас есть два разных учётных элемента, которые надо идентифицировать на принадлежность к понятию “счёт” или “субсчёт”, то надо действовать по следующему правилу. Если рассматриваемые элементы предназначены для отражения одних и тех же экономических объектов или процессов, имеют одни и те же бухгалтерские проводки (взаимосвязи) и оформляются одинаковыми первичными документами, то это “Субсчета”. Если у этих элементов разные бухгалтерские проводки (взаимосвязи) и хозяйственные операции оформляются разными первичными документами, то это “Счета”.

Разные проводки и разные первичные документы — это формальные признаки отличия между счетами как классификационными группировками. Таким образом, мы опять упираемся в проводки, следовательно, опять возникает вопрос наличия хорошего справочника “Корреспонденция счетов” в программе.

Впервые с необходимостью чёткого разграничения понятия “Счёт” или “Субсчёт” автор столкнулся не в теоретическом споре, а в конкретной программе из Санкт-Петербурга (не будем её называть).

Разработчики на базе языка, используемого в программах “1С”, написали для небольшого предприятия неплохую облегчённую и поэтому более понятную программу (конфигурацию) бухгалтерского учёта со своим собственным сокращённым планом счетов бухгалтерского учёта: порядка 30 счетов, причём даже без кодов, одни наименования. Они, например, создали новый счёт “Имущество” (скорее всего по просьбе и пониманию заказчика) и ввели для него два отдельных субсчёта:

· “Первоначальная стоимость имущества”;

Пришлось разбираться, можно так делать или нельзя. Выяснилось, что нельзя. Указанные субсчета в действительности оказались счетами.

Соединять вместе, в один “псевдосчёт” “Имущество”, два разных счёта неправомерно. Разные проводки, разные первичные документы. Другое дело, если “Имущество” — это строка баланса.

На рис. 3 представлена структура счёта “Имущество”, реализованная в упомянутой выше программе.

Кроме этого счёт “Износ имущества” входил в строку баланса “Имущество” со знаком “минус”, а не со знаком “плюс”. А ведь для субсчетов существует правило, что сумма остатка по синтетическому счёту равна сумме остатков по его субсчетам. В случае если “Имущество” — это счёт, данное правило нарушается.

В общем, в действительности оказалось, что вместо традиционного бухгалтерского плана счетов разработчики программы реализовали на его месте “Строки бухгалтерского баланса”, т. е. более высокий уровень иерархии, а счета перевели на уровень ниже, в разряд субсчетов.

Но, сделав это, они столкнулись примерно с той же проблемой, с которой могут встретиться те разработчики, у которых справочник “Корреспонденция счетов” организован в виде текстового файла. Правда, у первых в программе данный справочник вообще отсутствовал. Тут их, конечно, можно попытаться как-то оправдать: ну нет у нас ещё в стране методических пособий по “проводкам на уровне строк баланса”.

В бухгалтерии РФ все расчеты и траты должны контролироваться согласно установленному порядку. Для учета экономической деятельности предприятий используются счета, как первые позиции и субсчета, определяющие виды затрат. Для проведения анализа текущей деятельности используются аналитические счета, как третья, заключающая позиция в учете.

Понятие и значение субсчета

Субсчет и счет

Рис. 1 Субсчета являются промежуточной группой между синтетическими (обобщенными) и аналитическими (детализированными) счетами

Субсчет – это счет второго порядка, прикрепленный к синтетическому определяющему. По сути он является частью аналитического порядка, применяемого для систематизации данных, учета и контроля. В переводе с латинского он обозначает нахождение в подчинении.

Данная группа может обозначаться цифрами, буквами или комбинированным способом. Например:

При выбытии ОС из предприятия используется счет 01, а к нему применяется субсчетная позиция 02, тогда обозначение, следующее 01 – 02 или комбинированное значение 01 – В.

На нем должны отражаться операции, внесенные ранее на счет, которому он подчиняется. Он корреспондирует с теми же счетами, что и первичный. Отраженные на нем операции обозначены такими же первичными документами, что и по основному.

Применение и особенности субсчетов

Применение субсчета

Рис. 2 Применение субсчета

Субсчет представляет собой промежуточное звено между синтетическим (основным) счетом и аналитическим любого порядка, открываемое в развитии линии второго порядка. Он применяется для более детального раскрытия данных, приведенных в первой позиции. С его помощью систематизируется учет аналитических данных для обобщения сведений, приведенных на синтетических позициях. В отношении аналитики субсчетная группа применяется как сводный.

Аналитика субсчетов

Рис. 3 Аналитика субсчетов

Все счета трех порядков взаимосвязаны между собой. Их связь обусловлена следующими особенностями:

  • все операции вносятся на них согласно одной первичной документации с использованием одной стороны счета, по которой выполнена запись вначале;
  • на аналитических счетах отражены те же однородные объекты учета в таком же качестве, как и на синтетических, но в более детализированном порядке;
  • по структуре все три позиции аналогичные – существует для записи дебет и кредит, а также сальдо как завершающий момент;
  • итоги оборотов и сальдо по синтетических и аналитических сторонах равны;
  • аналитические не имеют корреспонденции с другими счетами, как это происходит с синтетическими.

Данные по синтетическим счетам и их подгруппам отражаются в Главной книге, в то время как сведения с аналитики отражаются в карточках, ведомостях, книгах и прочих инструментах регистра.

Важно: нередко сведения по всем счетам одного порядка указывают в одном регистре.

Над внесенными записями проводится контроль при помощи оборотных ведомостей, которые несут сводки по бухгалтерским данным за истекший период.

Документы, устанавливающие применение субсчетов

Документы, устанавливающие применение субсчетов

Рис. 4 Документы, регламентирующие порядок применения счетов и субсчетов

Учет второго порядка применяется в деятельности всех хозяйствующих субъектов. Регламентирован порядок несколькими законодательными актами:

  • Планом бухучета и Инструктажем по его использованию, регламентированных Приказом Минфина РФ №94 от 2000 года;
  • методичками и рекомендациями для отраслевого бухгалтерского учета.

Согласно предназначению субсчетов все синтетические счета в Плане скорректированы в 3 группы:

  • с конкретными названиями и нумерацией;
  • разделяемые на несколько групп по конкретному признаку;
  • представленные исключительно в синтетическом варианте без обозначения конкретных подгрупп.

Инструкция по использованию Плана требует:

  • конкретизации синтетических счетов, применяемых с субсчетами;
  • анализ счетов без выделения линии второго порядка;

Кроме этого, существуют особые Планы (отраслевые), например, в банках существуют документы, регламентированные отдельными положениями. Также и некоторые бюджетные организации имеют специфику деятельности такую, что стандартных документов для регламента ведения счетов недостаточно для полноценного подробного учета.

Отдельными положениями ПБУ регламентируется применение счетов, так:

Важно: каждая организация вправе сократить количество используемых синтетических счетов, рекомендованных Планом, с учетом масштабов и активности собственной деятельности.

Отличия счета, субсчета и объекта аналитического учета

Согласно изложенному материалу счет является составляющим единой учетной системы, он анализируется и детализируется. Поэтому цепь замыкается от синтетического и до аналитического.

В то время как субсчет – это счет, детально расписывающий, конкретизирующий данные, зафиксированные над собой, и выступает в качестве промежуточного звена между синтетическим и аналитическим. Он обеспечивает группировку данных по аналитике, расширяет сведения, приведение в синтетическом.

Если на двух счетах отражены одинаковые данные и они несут информацию об одних и тех же операциях, и для этого используются одни и те же первичные документы, то это субсчета. Если же данные разные согласно использованию, различной первички, тогда – это счета.

Важно: разные первичные документы, примененные для проводки, указывают на отличия между классированными группами.

Примеры субсчетов

Примеры субсчетов

Рис. 5 Примеры субсчетов

На примерах различных субсчетов можно наглядно увидеть, как они корреспондируются и используются.

Субсчет к счету 08

Группа по вложениям во внеоборотные активы имеет 8 субсчетных линий, которые не каждая организация применяет в полном объеме.

Предприятие для обеспечения собственной деятельности использует специфическое оборудование. Чтобы отразить закупку ОС, можно использовать один из двух вариантов:

Субсчет к счетам 60 и 62

Для учета кредитной задолженности по дебету 60 со стороны заказчика или покупателя следует открывать отдельную линию по каждому отдельному лицу. Так можно быстрее определить сумму каждого отдельного покупателя и вывести общую сумму долгов.

Выводы

Субсчет в бухгалтерском учете – это детализация основных записей, которая обеспечивает проведение аналитики по деятельности предприятия. Его применение регламентируют отдельные подзаконные акты. Нормы выделяют к каждой позиции определенное количество субсчетных позиций, которые предприятие может использовать не в полном объеме.

План счетов бухгалтерского учета в 2021 году

В 2021 году планом счетов пользуются бухгалтеры всех организаций, ведущих учет методом двойной записи. Они выбирают счета исходя из специфики своей деятельности, открывают нужные субсчета, и утверждают рабочий вариант. Все необходимые расшифровки и комментарии оформляют в виде внутренних документов, например, бухгалтерских справок.

Кто обязан применять план счетов

План счетов бухучета (ПСБУ) и инструкцию по его применению (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) обязаны применять компании всех форм собственности и организационно-правовых форм, использующие метод двойной записи. Исключение составляют кредитные организации и бюджетные учреждения. Индивидуальным предпринимателям ПСБУ не нужен.

Единый план счетов бухгалтерского учета для ГУП и МУП

Бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Структура плана счетов

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).

В нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

Три вида синтетических счетов:

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  3. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

Принцип работы с планом счетов

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Читайте также: