Что такое средства труда 5 класс технология кратко

Обновлено: 30.06.2024

Орудия и средства труда человек развивал на протяжении длительного времени. Постоянная работа с камнем, костью, деревом требовала изготовления все более совершенных вещей. Первые орудия труда, по мнению ученых-археологов, появились ориентировочно 5,5–3 млн лет тому назад. В это время, которое называют каменным веком, человек изготовил первую одежду, посуду, построил жилье (рис. 155).


Рис. 155. Человек каменного века


Рис. 156. Первые орудия труда: а – каменные; б – металлические

После того как человек научился добывать огонь и выплавлять металл, на смену каменным орудиям и средствам труда пришли металлические (рис. 156). Изготовление орудий труда и постоянное стремление человека к их усовершенствованию, в частности, способствовало развитию и самого человека. Именно этот процесс, который называется эволюцией, дал человекообразному существу возможность отдалиться от животного мира и трансформироваться в человека разумного (рис. 157). Совершенствуя орудия труда, наши предки изобрели первый механизм для сверления отверстий в каменных изделиях, то есть сконструировали первобытный сверлильный станок, изобрели колесо, приспособление для добывания огня, охотничьи орудия и т.п. (рис. 158).


Рис. 157. Эволюция человека


Рис. 158. Первые орудия труда: а – устройство для добывания огня; б – тележка; в – капкан; г – ловушка для волков

Однако даже такие сложные как для того времени устройства требовали значительных усилий при выполнении работ, к тому же они были ненадежными, слишком примитивными и несовершенными, что приводило к травмированию и затрате значительного времени на выполнение определенных работ. Это побуждало человека к их усовершенствованию, созданию новых, более эффективных. Так появляются более совершенные устройства, которые приводятся в движение мускульной силой человека (рис. 159). Позднее появились еще более совершенные орудия, которые частично заменяли физический труд человека машинным. Они приводились в действие за счет энергии ветра, воды, пара и т.п. (рис. 160).

С изобретением способов выработки электрической энергии начинается конструирование машин, которые выполняют различные технологические операции, а человек лишь руководит. Называются они промышленными автоматами. Об особенностях их работы ты узнаешь в дальнейшем на уроках трудового обучения. Совокупность последовательных действий человека, направленных на достижение поставленной цели, изготовление определенной продукции или выполнение другой полезной работы, называется трудовым процессом.


Рис. 159. Ручные орудия труда: а – гончарный круг; б – токарный станок; в – прядка; г – рало; д – ткацкий станок


Рис. 160. Механизированные орудия труда: а – жернова; б – ветровая мельница; в – водяная мельница

Тебе уже известно, что основным элементом трудового процесса является технологическая операция. Это законченная часть трудового процесса. Например: размечание заготовки и ее изготовление – это две отдельные технологические операции. Первая выполняется карандашом и линейкой, вторая – пилой. Для выполнения определенных технологических операций надо иметь необходимую оснастку: линейку, карандаш, пилу, молоток и т.п. Вещи, которые человек использует для изготовления изделий с целью удовлетворения своих потребностей, называются орудиями труда. В школьных мастерских ты будешь пользоваться разнообразными орудиями труда. Некоторые из них ты уже использовал при изготовлении изделий.

Рассмотри таблицу 5. Ознакомься с названиями и назначением орудий труда, размещенных в соответствующих колонках этой таблицы. Подумай, какими технологическими операциями, присущими соответствующим орудиям, можно дополнить третью колонку таблицы. Ответ обоснуй.

Таблица 5. Орудия труда




Из таблицы 5 понятно, что каждое орудие имеет свое назначение. Поэтому их классифицируют по виду выполняемых ими технологических операций. Каждое орудие труда предназначено для работы с определенным конструкционным материалом, или предметом труда. Например, ножницы, которые предназначены для резания бумаги, нельзя использовать для резания металла, а молоток для работы с древесными материалами – для обработки металлических заготовок и т.п. То есть каждое орудие труда необходимо использовать лишь по его прямому назначению. Нарушение этого требования приводит к выходу инструмента из строя и невозможности его дальнейшего использования.

Применение на производстве орудий труда, представленных в таблице 5, является малопроизводительным. Вместо ручных отверток, ножниц, дрелей, лобзиков и т.п. по большей части используют уже известные тебе соответствующие электрифицированные инструменты. Это значительно повышает производительность труда, качество работы и уменьшает расходы физических усилий на выполнение работы. Более детально с работой, строением и назначением таких инструментов ты ознакомишься в дальнейшем на уроках трудового обучения.

Презентация по технологии

мы узнаем: - что такое технология, продукт труда, предмет труда, средство труда; - от чего зависит выбор технологии производства потребительского блага; - историю развития технологий; мы научимся: - определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности; мы сможем: - называть виды инструментов и характеризовать их.

Подготовил учитель технологии Кирчикова

Подготовил учитель технологии Кирчикова

5 класс
Подготовил учитель технологии
Кирчикова А.Н.

Технология. История развития технологий

Цели и задачи Цель: сформировать представление об основных технологиях

Цели и задачи Цель: сформировать представление об основных технологиях

Цель:
сформировать представление об основных технологиях.
Задачи:
познакомить с понятиями технология, труд; с историей развития технологий; с видами технологий в разных сферах производства;
представить, что является технологией в той или иной созидательной деятельности.

На уроке мы узнаем: - что такое технология, продукт труда, предмет труда, средство труда; - от чего зависит выбор технологии производства потребительского блага; - историю…

На уроке мы узнаем: - что такое технология, продукт труда, предмет труда, средство труда; - от чего зависит выбор технологии производства потребительского блага; - историю…

На уроке

мы узнаем:
- что такое технология, продукт труда, предмет труда, средство труда;
- от чего зависит выбор технологии производства потребительского блага;
- историю развития технологий;
мы научимся:
- определять, что является технологией в той или иной созидательной деятельности;
мы сможем:
- называть виды инструментов и характеризовать их.

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность (например, услуга).

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация

Предмет труда – вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда

Средства труда – то, чем человек воздействует на предмет труда.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых…

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых…

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Тест

Выберите понятия, которые не относятся к труду (деятельности)

Выберите понятия, которые не относятся к труду (деятельности)

1.Выберите понятия, которые не относятся к труду (деятельности).

Выпечка хлеба
Полив растений
Написание песни
Лобзик
Прогулка в парке
Строительство дома
Поездка в транспорте
Изготовление мебели
Трактор
Сбор урожая
Кормушка

Установите соответствие между технологией и продуктом труда

Установите соответствие между технологией и продуктом труда

2.Установите соответствие между технологией и продуктом труда.

1. Информационные
2. Строительные
3. Металлургические
4. Машиностроительные

А. Здание
Б. Интернет
В. Сталь
С. Автомобиль

Выберите в две колонки

Выберите в две колонки

3. Выберите в две колонки А-предмет труда, и Б-средство труда.

4. Реши кроссворд

4. Реши кроссворд

4. Реши кроссворд

Презентация по технологии "Технология. История развития технологий" 5 класс

Презентация по технологии

Расставьте подписи к изображениям

Расставьте подписи к изображениям

5. Расставьте подписи к изображениям.

А. Транспортные технологии
Б. Строительные технологии
С. Информационные технологии

Выберите правильные ответы. Что такое технология?

Выберите правильные ответы. Что такое технология?

6. Выберите правильные ответы. Что такое технология?

Целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов.
Процесс создания человеком полезных изделий и услуг.
Вещество природы, на которое человек воздействует в процессе труда.
Определённая последовательность операций, действий, обеспечивающих производство какой-либо продукции заданного качества.

Заполните пропуски в таблице.

Заполните пропуски в таблице.

7. Заполните пропуски в таблице. Определите, какие средства труда необходимо использовать для получения продукта труда из предмета труда.

1. Мельница/Мукомольное оборудование, 2. Пила, 3.Комбайн, 4. Топор

Определите, какое изображение относится к продукту труда, какое к предмету труда, какое к средству труда, какое к труду

Определите, какое изображение относится к продукту труда, какое к предмету труда, какое к средству труда, какое к труду

Определите, какое изображение относится к продукту труда, какое к предмету труда, какое к средству труда, какое к труду.


3 4

А. Труд Б.Продукт труда В.Предмет труда Г.Средство труда

Ответы 1. 4,5,7.9,11 2. 1-Б, 2-А, 3-В, 4-С 3

Ответы 1. 4,5,7.9,11 2. 1-Б, 2-А, 3-В, 4-С 3

1. 4,5,7.9,11
2. 1-Б, 2-А, 3-В, 4-С
3. А-1,2,4,7 Б- 3,5,6,8
4. Технология, стрижка, интернет, лекарство, письмо.
Инструмент, конструктор, радио, труд, варка.
5. 1-С, 2-А, 3- Б
6. 2,4
7. 2,4,1,3
8. 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Познакомить учащихся с технологическими машинами; ознакомить учащихся со средствами труда современного производсьва;

Метапредметные (УУД): совершенствовать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Способствовать формированию умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Личностные: формировать и развивать экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Методы и формы обучения

Эвристический метод, индивидуальная, фронтальная работа

для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация , план-конспект урока, технологическая карта

презентации по теме урока, РЭШ: урок 5, 7 класс

Организационная структура урока

Приветствие детей. Получение сведений об отсутствующих. Подготовка к занятию ( учебник, тетрадь, ручка, дневник).

В 60—80-х годах XVIII века в Англии начался промышленный переворот. Вместо ручного труда появилось машинное производство, вместо ремесленных мастерских и

мануфактур — крупные промышленные предприятия: фабрики и заводы.

Машины существовали и раньше. Еще в средние века применялись, например, примитивные подъемные механизмы, насосы для откачки воды из шахт, воздуходувные мехи, ветряное и водяное колесо (на мельницах).

Но все промышленные изделия изготовлялись руками человека с помощью несложных инструментов. Станки того времени, например прялка, ткацкий станок, лишь частично заменяли работу рук.(демонстрация наглядных пособий)

Только в последние десятилетия XVIII века в Англии появились машины, полностью заменившие труд человека в обработке сырья. Такие машины получили названия рабочих.

Роль человека, стоявшего у машины, сводилась к наблюдению за ее работой, наладке, регулировке механизма, устранению брака. Создание универсального двигателя — паровой машины Уатта (патент 1784 г.) стало настоящей революцией в промышленности. (демонстрация наглядных пособий)

В хлопчатобумажной промышленности переворот начался с изобретением в 1765 году Джеймсом Харгривсом механической прялки. (демонстрация наглядных пособий)

Немного позже рабочие машины начали применяться и в тяжелой промышленности при обработке деталей машин. Машины вызвали рост производительности труда, который казался современникам чудом.

Промышленный переворот в Англии завершился в середине XIX века. К этому времени машинное производство вытеснило ручной труд из основных отраслей легкой промышленности. В тяжелой промышленности машины стали производить с помощью машин.

В XIX веке промышленный переворот происходит во Франции, Германии, России, США и других экономически развитых странах.

- Как вы думаете, чем пойдет речь сегодня на уроке?

Запишите тему урока: Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии

Слушают учителя, участвуют в диалоге

3.Изучение нового материала

Технологические машины в машиностроении. Основными средствами труда современного производства являются технологические машины. В машиностроении многие технологические машины предназначены для обработки конструкционных материалов, и прежде всего это станки.

Станки могут быть метало- и деревообрабатывающими, камнерезными и т.п. По своему назначению станки разделяются на специальные, универсальные и специализированные:

Специальные станки предназначены для обработки деталей определенной формы и для выполнения определенных операций;

Универсальные станки предназначены для выполнения разнообразных операций на деталях разной формы, изготовленных из разных материалов;

Специализированные станки могут быстро переналаживаться для обработки деталей разной формы.

По виду выполняемых операций станки разделяются на токарные, сверлильные, фрезерные и т.п. Для обеспечения высокоточной обработки деталей создаются прецизионные станки.

Высокопроизводительными станками являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ). При смене заданной программе такие станки могут быть быстро перенастроенные на обработку деталей другой формы и размеров.

Металлорежущие станки для выполнения большого числа технологических операций без переустановки обрабатываемых деталей, имеющие автоматическую смену инструмента и оснащенные системами ЧПУ, называются многооперационными.

Для ускорения процессов обработки, контроля и сборки создаются автоматические станочные линии. Они включают в себя различные станки, устройства, приспособления, обеспечивающие литье, обработку, контроль формы и размеров, мойку и упаковку, машины, конвейера, манипуляторы (простейшие роботы), обеспечивающие передачу объекта от одной технологической машины к другой.

По внешнему виду и устройству современные станки значительно отличаются от станков прежних лет. Примером такого станка является современный 3D-принтер, предназначенный для изготовления трехмерных (объемных) деталей из твердых материалов, не требующих дальнейшей обработки.

Технологические машины на производстве тканей и предприятиях общественного питания. На швейных фабриках раскрой ткани производится на специальных раскройных машинах. В них режущим инструментом является нож в виде замкнутой стальной непрерывной ленты.

Основным оборудованием текстильных фабрик являются ровничные и прядильные технологические машины и прядильные станки.

На предприятиях общественного питания и хлебопекарнях используют машину для нарезания хлеба на ломти, а так же печи, плиты, тестомесы, конвейеры и другие виды технологических машин.

Технологические машины в сельском хозяйстве. В сельскохозяйственном производстве средствами труда являются тракторы, комбайны, сеялки, доильные установки и другие виды технологических машин.

Запись в тетрадях, беседа,

объяснение непонятого материала вместе с учителем.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют причинно-следственные связи в учебном материале

4. Практическая работа

Установите соответствие между средствами труда и видами производства:


Цель урока: Сформировать представление об основных технологиях. Представить исторические сведения о развитии технологий.

с историей развития технологий;

познакомить с понятиями технология, труд, продукт труда, предмет труда, средства труда;

с видами технологий в разных сферах производства;

представить, что является технологией в той или иной созидательной деятельности;

показать значимость развития технологий и проблемы антропогенного воздействия на окружающую среду.

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Планируемые результаты:

Предметные: уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Методы обучения: словесный (рассказ, беседа), частично – исследовательский, наглядный, практический.

Характеристика этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Проверяет готовность учеников к уроку.

Представляет план урока.

Обучающиеся проверяют готовность своего рабочего места и письменных принадлежностей.

уметь организовывать и планировать деятельность в сотрудничестве.

Мотивация к учебной деятельности

Технология – это процесс создания человеком полезных изделий и услуг.

Где вы ещё встречаетесь с этим словом? Технологий много. Каждая сфера деятельности человека имеет свои специфические технологии. Но есть такие технологии, которыми должен владеть каждый человек.

Фронтальный опрос учениц

П.: структурировать знания

К.: адекватно воспринимать оценку учителя.

- уметь контролировать своё время и управлять им;

– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Мир, который нас окружает, человек изменяет и преобразует в соответствии со своими потребностями. Весь этот рукотворный мир появился с помощью технологий.

(Слайд) В 1822 году Академик В. М. Севергин выделил 10 разделов технологии: металлы, минералы, дерево, горючие материалы, питательные вещества, химические произведения, обрабатывание животных, ткани, бумага, орудия.

До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано.

С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

Например, изготовление каменного топора можно представить как акт искусства, а можно — как технологию.

В первом случае мы имеем (возможно) бесподобный топор, но со смертью носителя искусства делания топоров, означенных инструментов больше не будет.

Во втором случае мастерство сохранится навсегда, но качество продукта (возможно) будет не таким высоким.

(Слайд) Самыми давними технологиями можно считать:

Обработку камня, дерева, шкурок и других материалов каменными ножами и рубилами (около 800000 г.до н.э.)

Использование огня для обработки пищевых продуктов, обогрева жилья (около 500000 г. До н.э.)

Изготовление сплошных колос из дерева и телег, посуды из глины с использованием гончарного круга, металлургия меди (около 4000 г. До н.э.)

Производство муки из зерна с помощью ручных мельниц, металлургия железа (около 1000г. До н.э.)

Производство бумаги (105-300 гг.).

(Слайды.) Также рассмотрим технологий конца XVIII — начала XX1 века

Конец XVIII — начало XIX века. Промышленная революция — создание паровой машины и универсальных прядильных станков, что ознаменовало закат ремесленного производства и переход к промышленной экономике (машинному производству).

Конец XIX века. Создание двигателя внутреннего сгорания, что позволило создать новый класс компактных машин, в том числе автомобилей, судов и т. д. Широкое внедрение электричества, в том числе способов его генерации и использования в электрических машинах Начало XX века. Развитие радиотехники и радиоэлектроники. Создание конвейерного производства.

Середина XX века. Внедрение широкой автоматизации производства, создание вычислительной техники. Выход в космос.

Конец XX — начало XXI века. Исследования в области био- и нанотехнологий, которые могут привести к очередной революции во многих областях деятельности человека.

(Слайды) Знание технологий помогает определить с помощью каких операций и какими инструментами можно создать те или иные материальные и нематериальные блага. В ходе этого процесса получается продукт труда.

Чтобы произвести любой продукта труда, материального или нематериального потребительского блага, необходимо соединить предмет труда (материал), средства труда (инструменты, приспособления, механизмы) и труд человека.

Продукт труда – это результат целенаправленной человеческой деятельности. Продуктом труда может быть, как вещество природы, приспособленное трудом человека к своим потребностям, так и просто сама деятельность.

Предмет труда — объект природы, на которое человек воздействует в процессе труда, или перерабатываемая человеком в процессе интеллектуального труда информация.

Средства труда — то, чем человек воздействует на предмет труда. Решающая роль принадлежит орудиям труда, механические, физические и химические свойства которых человек использует в соответствии со своей целью.

Труд – это целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей.

Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта:

материальная технология создаёт материальный продукт,

информационная технология (ИТ) — информационный продукт.

(Слайды) Классификация технологий:

Каждый день в нашем мире появляются новые изобретения и открытия, внедряются интересные технологические разработки.

Это делает нашу жизнь более наполненной, содержательной, выводит её на совершенно другой уровень.

Наиболее новые и прогрессивные технологии современности относят к высоким технологиям (англ. high technology, high-tech).

(Слайды) К высоким технологиям обычно относят самые наукоёмкие отрасли промышленности: микроэлектроника, вычислительная техника, робототехника, атомная энергетика, самолётостроение, космическая техника, микробиологическая промышленность.

Разработанные людьми технологии очень часто оказывают отрицательное воздействие на окружающую среду.

Например, технологии добычи полезных ископаемых разрушают природные ландшафты, в результате чего гибнут леса, загрязняются реки, а морская добыча нефти является угрозой экологической катастрофы. На промышленных предприятиях возникают отходы от обработки сырья, загрязняющие природу, а газообразные вещества, выбрасываемые из заводских труб, загрязняют атмосферу.

На тепловых электростанциях при сжигании угля загрязняется атмосфера, атомные электростанции не загрязняют окружающую среду продуктами сгорания топлива, но опасность представляют собой радиоактивное топливо и радиоактивные отходы.

В сельском хозяйстве удобрения и химические средства борьбы с вредителями посевов попадают в почву и грунтовые воды, что представляет большую опасность для природной среды.

Выхлопные газы автомобилей, проезжающих по автострадам, также загрязняют окружающую среду

Читайте также: