Маркетинг как направление управленческой деятельности в школе

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Маркетинговая

деятельность МОУ СОШ им. А. С. Попова

Тоискин Геннадий Евгеньевич,

Учитель физической культуры

Успех работы образовательном учреждении зависит от спроса на его услуги и образовательный продукт, от того, соответствуют ли они потребностям потенциальных клиентов. Суть маркетинга в образовательном учреждении прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей, то есть детей и их родителей.

Практическое применение педагогического маркетинга в образовательном учреждении поможет скорректировать содержание программ, спрогнозировать деятельность самого учреждения на перспективу, спланировать величину набора детей. И главное - сегодня именно маркетинговая деятельность сможет обеспечить расширение спектра образовательных услуг, их качество, конкурентоспособность учреждения на современном рынке услуг.

Идеи проекта могут быть использованы руководителями и педагогами образовательного учреждения.

Паспорт проекта

Маркетинговая деятельность образовательного учреждения

Тоискин Г.Е., учитель физической культуры

Педагогические работники образовательного учреждения

Строится на основе реальных образовательных процессов в образовательном учреждении

2017 декабрь -2018 года

системность партнерство свобода выбора

База реализации проекта

МОУ СОШ им. А.С. Попова

II. Характеристика проекта

Актуальность проекта

Изучая деятельность образовательного учреждения можно сделать вывод, что запросы и мотивация нынешнего молодого поколения все время меняется и значительно отличается от того что было 10 - 15 лет назад. Да и требования родителей очень изменились. А работа образовательного учреждения не всегда строится с учетом новых актуальных в данное время интересов своих потребителей.

К сожалению, современная практика показывает, что предоставляемые учреждениями услуги формируются исходя из имеющегося кадрового потенциала, ресурсов, без учета интересов самих детей. Следствием этой ситуации стала диспропорция между различными направлениями услуг образования, неопределенность приоритетных направлений, но сегодня сама жизнь заставляет ориентироваться на рынок. Применение педагогического маркетинга поможет скорректировать содержание программ педагогов, спрогнозировать деятельность самого учреждения на перспективу, спланировать набор учащихся, расширить спектр образовательных услуг, укрепить конкурентоспособность учреждения.

Применение маркетинга представляется актуальным, научно обоснованным способом обеспечения успешной деятельности образовательного учреждения, т.к. внедрение маркетинга в область образования способно оказать благотворное воздействие, как на специалистов образования, так и на потребителя их продукции.

Предлагаемый проект направлен на формирование у руководителей и педагогов образовательных учреждений маркетингового мышления и внедрения в практику работы маркетинговых технологий.

Цели и задачи проекта

Обозначение сущности и оптимальных способов управления маркетинговой деятельностью образовательного учреждения.

Освоение основ современной концепции маркетинга и методов получения маркетинговых данных.

теоретически и методически подготовить руководителей и педагогических работников к маркетинговой деятельности и диагностическому отслеживанию качества дополнительного образования;

выработать навыки проведения маркетинговых исследований с целью изучения и анализа конъюктуры рынка образовательных услуг, потребностей потребителей услуг и конкурентоспособности образовательных учреждении.

изучить маркетинговую среду и создать банк данных фактических потенциальных потребителей образовательных услуг;

осуществить программно-методическое обеспечение образовательного процесса образовательного учреждения.

Инновационная значимость проекта

Маркетинговая деятельность учреждения образовательного учреждения - инновационная составляющая развития образования городского округа, так как маркетинг образования - это социально ориентированный процесс, направленный на укрепление конкурентоспособности учреждения дополнительного образования за счет более полного и качественного удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

Ресурсное обеспечение проекта

Реализация проекта требует эффективного использования ресурсов.

Кадровый ресурс - администрация образовательного учреждения и педагоги - команда единомышленников и соратников, способных реализовать задачи проекта.

Информационное обеспечение - разработан план реализации проекта, доведена до сведения участников образовательного процесса информация о проведении презентационных и научно- методических мероприятий (конференция, мастер-класс, конкурсы, презентации, мониторинг, диагностические исследования и другие), осуществляется методическое сопровождение и мотивация педагогов на участие в творческих мероприятиях.

Материально-технический ресурс обеспечения проекта - на основе самофинансирования. Будут проведены маркетинговые исследования, созданы методические продукты, кейс авторских программ, презентация проекта на сайте методического центра, размещение в банке педагогического опыта.

Условия реализации проекта

Практическому внедрению проекта будет способствовать реализация условий:

Создание проектной и инициативной группы;

Привлечение к работе специалистов и опытных педагогов;

Постоянное усовершенствование учебно - воспитательного процесса в соответствии с ФГОС;

Готовность педагогов оперативно, творчески действовать, заботиться о своем профессиональном росте;

готовность педагогов к использованию ИКТ как способу профессиональной мобильности в новых социокультурных условиях.

Структура реализации проекта

I этап Поисково-подготовительный

1. Сбор и обработка информации об объекте проектирования, теоретическое обоснование проблемы проекта, определение актуальности, постановка целей и задач, определение структуры, ресурсов, условий, ожидаемых результатов, показателей реализации проекта.

Планирование проекта (теоретическое обоснование проекта, создание команды, определение эффективных форм проектирования, составление плана действий).

Выявление профессиональной готовности администрация образовательного учреждения и педагогов к проектной деятельности, их мотивация на осознание актуальности инновационного развития учреждения путем внедрения маркетинговой деятельности.

этап Практический

Выполнение запланированных мероприятий.

Анализ внутренней и внешней среды объекта проектирования.

Внедрение маркетинговых технологий и методик проведения маркетинговых исследований в работу образовательного учреждения .

Моделирование маркетинговой деятельности образовательного учреждения

этап Итого-обобщающий

Анализ, обработка и систематизация количественных и качественных результатов маркетинговых исследований.

Создание банка данных фактических потенциальных потребителей образовательных услуг, предоставляемых образовательного учреждения

Разработка образовательных программ с учетом маркетинговых исследований.

Презентация моделей маркетинговой деятельности образовательного учреждения.

Прогнозируемые результаты реализации проекта

Внедрение проекта даст следующие результаты маркетинговой деятельности учреждения дополнительного образования:

для потребителя образовательных услуг (учеников, родителей)

-расширение возможностей для удовлетворения потребностей; -получение качественных образовательных услуг;

для образовательного учреждения

-определение стратегии развития учреждения;

-осуществление программно-методического обеспечения

образовательного процесса учреждения в соответствии с дифференцированными запросами обучающихся;

-улучшение имиджа учреждения;

-повышение спроса на предложенные образовательные услуги;

-формирование маркетинговой компетентности, профессионального роста педагогических кадров;

-инновационные формы работы с учениками, родителями; -более эффективное управление ресурсами;

-укрепление конкурентоспособности образовательного учреждения.

-теоретическая и методическая подготовка администрации школы и педагогических работников к маркетинговой деятельности и мониторингу качества образования;

-видение перспектив личностного и профессионального развития; -возможности для самореализации; -повышение эффективности работы; -создание имиджевых продуктов.

Показатели эффективности реализации проекта

Актуальность (решение реальных проблем);

Концептуальность (нормативно - правовое, теоретическое

обоснование), соответствие достижениям науки;

Реалистичность (учет возможностей определения целей, полнота заданий, соответствие условий ресурсам);

Технологичность (последовательность действий в структуре проекта);

Контролирование и результативность (качественное и количественное измерение результатов, обоснование эффективности);

Практическая ценность (возможность внедрения);

Качество оформления (эстетическое и техническое);

Творческий подход (оригинальность найденных решений). Другой блок показателей с учетом ожидаемых результатов. Оценивается:

Уровень методического сопровождения;

Уровень партнерских взаимодействий;

Баланс интересов участников образовательного процесса;

Качество методических продуктов;

Укрепление позитивных личностных ориентиров администрации и педагогов;

Ill . Теоретическое обоснование реализации проекта Описание проекта

Маркетинг - это отрасль науки, изучающая рынок; практическая деятельность по продвижению продукции на рынке; философия бизнеса, система управления, вид менеджмента. При этом главное в маркетинге - это целевая ориентация на потребителя и комплексность в решении рыночных задач

Анализ теории и практики изучения проблемы маркетинга в сфере образования выявил ряд противоречий: между осознанием специалистами учреждений дополнительного образования необходимости реализации педагогического маркетинга, сложностью восприятия рыночных отношений в образовании, отсутствием научных знаний и практического опыта у педагогов; между потребностью общества в обеспечении непрерывности образования и отсутствием соответствующих программ, разработанных на основе маркетингового исследования интересов детей и молодежи, запросов родителей и рынка образовательных услуг.

Проект предлагает алгоритм преодоления противоречий и внедрения маркетинговых технологий в практику работы учреждений дополнительного образования. Что для этого необходимо:

• выявить сущность педагогического маркетинга в деятельности

учреждения дополнительного образования;

• обеспечить формирование маркетингового мышления - как системы знаний маркетинговой теории и готовности педагогов использовать эти знания и практические маркетинговые умения для решения педагогических задач;

• осуществить моделирование процесса реализации педагогического

маркетинга в деятельности учреждения дополнительного образования;

• выявить и максимально использовать ресурсы учреждения при перспективном планировании его деятельности в образовательной среде;

• Изучить рынок образовательных услуг, интересы обучающихся, выявить фактических потенциальных потребителей и обеспечить удовлетворение их дифференцированных запросов в дополнительном образовании;

• обеспечить формирование маркетинговой компетентности

педагогических работников, рост их профессионального мастерства.

Успех работы образовательного учреждения зависит от спроса на его услуги и образовательный продукт, от того, соответствуют ли они потребностям потенциальных клиентов. Суть маркетинга в образовательного учреждения прежде всего в том, что во главу угла ставятся запросы потребителей, то есть детей и их родителей. В проекте предлагаются методы маркетинговых исследований, направленных на изучение рынка потребителей и качества предоставляемых образовательных услуг образовательного учреждения.

Стратегия развития образовательного учреждения предполагает расширение спектра образовательных услуг, образовательных программ с учетом маркетинговых исследований, конкурентоспособности учреждений дополнительного образования, повышение имиджа учреждения.

На каких принципах должна строиться маркетинговая деятельность образовательного учреждения? Это прежде всего:

ориентация на потребителя;

гибкость и адаптивность;

концентрация усилий на положительный результат;

перспектива сотрудничества с потребителем;

сочетание деятельности учреждения с активным участием потребителя;

Маркетинговые исследования в образовательном учреждении - это непрерывный процесс определения, сбора, анализа и обработки полученной информации о потенциальных потребителях (воспитанниках и их родителях) с целью эффективного удовлетворения выявленных у них потребностей в получении дополнительных образовательных услуг.

Знания, полученные в результате исследований, дают возможность оценить перспективность, целесообразность и необходимость тех или иных программ, форм и методов работы, оптимально планировать свою работу с коллективом, осознанно и целенаправленно осуществлять индивидуальный подход к личности, выбрать актуальные направления работы.

Все больше руководителей образовательных учреждений (ОУ) ощущают необходимость опираться в своей повседневной практике на результаты исследовательской деятельности.

Исследование маркетинговой среды включает изучение макросреды и микросреды, которые взаимодействуют и определяют успех или неудачу деятельности учреждения в достижении поставленных целей.

На практике для оценки и прогнозирования маркетинговой среды образовательного учреждения широко применяют STEP и SWOT - анализ. Методика STEP -анализа позволяет образовательному учреждению произвести оценку состояния и спрогнозировать развитие важнейших факторов окружающей макросреды с целью выявления потенциальных угроз и возможностей учреждения.

Для оценки внутренней среды образовательного учреждения применяют SWOT -анализ. Его смысл: изучение сильных и слабых сторон в деятельности учреждения с целью приспособления их к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды.

На сегодняшний день опыт маркетинговых исследований в системе образовательного учреждения невелик, хотя в новых социально- экономических условиях мы вынуждены задумываться над философией выживания, уметь определить оптимальный ассортимент образовательных услуг. Сегодня именно маркетинговая деятельность сможет обеспечить расширение спектра образовательных услуг, конкурентоспособность учреждения на современном рынке.

Читайте также: