Что такое социальное влияние кратко

Обновлено: 05.07.2024

Смотреть что такое СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ в других словарях:

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

неравновесное, несимметричное отношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границах которого одна сторона (субъект С.В.) способна навязывать другой стороне (объекту С.В.) собственные убеждения, социальные установки, побуждения и мотивации к мышлению и действию. В современной социальной психологии С.В. традиционно подразделяется на вознаграждающее и принуждающее (технология *кнута и пряника*), легитимное (инициированное государством и его органами), а также экспертное (основанное на знании в той его версии, которая санкционирована властью). также: Власть, Фуко. E. Mucha-Szajek. смотреть

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

– общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими отклонениями оказывают на других людей. смотреть

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов. смотреть

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Social influence - изменение поведения, вызванное реальным или воображаемым давлением других.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

social influence, social impact

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ (SOCIAL INFLUENCE)

Влияние, оказываемое одним человском на другого чсловека, в то время как он с;ам остается сравнительно недосягасмым для ответного воздействия. Сушсствует несколько разных видов социального влияния, хотя один чсловек (агент) может оказывать все виды влияния одн овременно в своих отношениях с другим человеком (мишенью):

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Смотреть что такое "Социальное влияние" в других словарях:

Социальное влияние — – общее название процессов, посредством которых человек, группа, общество влияют на мнения, установки, ценности и поведение индивида, групп людей или социальных классов. Термин распространяется и на влияние, которое лица с психическими… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ — Общий термин, использующийся для обозначения всех тех процессов, посредством которых человек, группа или класс влияют на мнения, установки, поведение и ценности других людей, групп или классов … Толковый словарь по психологии

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ — неравновесное, несимметричное отношение и взаимосвязь индивидов, а также малых социальных групп, в границах которого одна сторона (субъект С.В.) способна навязывать другой стороне (объекту С.В.) собственные убеждения, социальные установки,… … Социология: Энциклопедия

Социальное влияние (social influence) — Любое челов. взаимодействие предполагает власть и влияние. Умение влиять на других и принимать ответственность за такое влияние составляет важную сторону жизни чел. С. в. может рассматриваться с двух различных т. зр.: с позиции черт факторов… … Психологическая энциклопедия

Социальное доказательство — (от англ. Social proof), или информационное социальное влияние психологическое явление, происходящее когда люди не могут определить предпочтительный способ поведения в сложных ситуациях. Предполагая, что окружающие лучше знакомы с… … Википедия

Влияние личное — Категория В. л. включает в себя процесс собственно влияния, с одн. стор., и индивидуальную способность оказывать это влияние, с другой. В. л. способность одного человека воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим либо успокаивающим… … Психология общения. Энциклопедический словарь

Влияние — воздействие на чувства, мысли, психич. состояния и поведение человека с помощью использования психол. средств: вербальных или невербальных. Человек, выступающий в кач. объекта психол. В., как правило, имеет возможность ответить на это воздействие … Психология общения. Энциклопедический словарь

Социальное жильё — Социальное жилье (social housing) способ обеспечения граждан жильем, при котором право собственности на домовладение принадлежит государству или муниципалитету. В мировой практике этот термин объединяет множество форм аренды недвижимости,… … Википедия

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов… … Российская энциклопедия по охране труда

влияние — Социальное взаимодействие … Словарь синонимов русского языка

Термин социальное влияние относится к изменению суждений, мнений или взглядов индивида, которые подвергаются суждениям, взглядам и взглядам других.

Процесс социального влияния был в центре внимания студентов социальной психологии с 20-го века.


Зверства, совершенные во время Первой и Второй мировых войн, вызывали обеспокоенность по поводу степени влияния, которое может быть оказано на людей, особенно когда дело доходит до подчинения приказам и следования схемам группы..

Есть несколько изученных явлений, которые связаны с социальным влиянием и которые, как известно, вызывают эти изменения у людей.

Наиболее исследованными были те, которые связаны с влиянием большинства, изменениями, вызванными влиянием меньшинства, влиянием группы, когда дело доходит до принятия решений и подчинения власти..

Соответствие и влияние большинства

Под влиянием большинства понимается то, что происходит, когда несколько человек одного мнения так сильно влияют на убеждения и мысли другого человека, что возникает необходимость изменить то, что действительно думает.

Чтобы объяснить это явление, мы использовали результаты, найденные Шерифом (1935) и Ашем (1951) в своих соответствующих экспериментах по процессу в соответствии с большинством.

Эксперимент Шерифа: аутокинетический эффект

Аутокинетический эффект - это оптическая иллюзия, возникающая, когда воспринимается движение светящейся точки, проецируемой в темноте, когда в действительности нет движения.

Задача, которую должны были выполнить испытуемые, заключалась в том, чтобы определить, на какое расстояние, по их мнению, точка света, которая проецировалась, была смещена.

Шериф разделил эксперимент на две фазы. В первом случае испытуемые должны были выполнить задание индивидуально, а во втором - встретиться в группах по два-три человека и достичь консенсуса в отношении расстояния, пройденного точкой света..

Испытуемые сначала делали свои суждения о движении света в одиночку. Позже в группе был достигнут консенсус для определения расстояния, которое колебалось, принимая во внимание среднее из ранее приведенных оценок в отдельности..

После этого испытуемых спросили, думали ли они, что на их мнение повлияла остальная часть группы, и ответили, что нет.

Однако, когда они вернулись, чтобы выполнить одно задание, решение, вынесенное на расстоянии движения света, было ближе к мнению группы, а не к тому, что он сказал индивидуально в первом задании..

Аш эксперимент

С другой стороны, в этой же парадигме изучения соответствия мы находим изучение Аша..

Для своего исследования Аш пригласил семерых студентов принять участие в эксперименте по визуальной дискриминации, в котором им было предложено три строки для сравнения с другой моделью..

В каждом из сравнений была строка, равная стандартной линии, и две другие строки. Испытуемые должны были несколько раз решить, какая из трех представленных линий была похожа по длине на стандартную линию.

В каждом раунде участник, подвергшийся эксперименту, предлагал четкий и уверенный ответ наедине. Позже он сидел в кругу с другими участниками, которые ранее манипулировали экспериментатором, чтобы дать ложные ответы о строках..

Регулирующее влияние и влиятельное влияние

Процессы нормативного и информационного влияния большинства происходят, когда люди должны высказать суждение по одному аспекту в присутствии других..

Когда люди оказываются в таких ситуациях, у них возникают две основные проблемы: они хотят быть правы и хотят произвести хорошее впечатление на других.

Чтобы определить, что правильно, они используют два источника информации: что указывают их чувства и что говорят другие.

Таким образом, экспериментальная ситуация, разработанная Ашем, противостоит этим двум источникам информации и ставит перед лицом конфликта необходимость выбора одного из двух.

Если в этих обстоятельствах человек удовлетворен, то есть он позволяет себе руководствоваться тем, что говорит большинство, а не тем, что ему говорят его чувства, происходит то, что известно как информативное влияние..

С другой стороны, это соответствие убеждениям большинства также может быть связано с тенденцией, которую мы должны поддаваться давлению группы, чтобы быть более привлекательной для них и ценить нас более позитивно..

В этом случае соответствие, вызванное этим желанием быть любимым или неприятием, которое должно быть отвергнуто большинством группы, обусловлено нормативным влиянием.

Оба процесса воздействия производят разные эффекты:

  • Нормативное влияниеизменяет манифестное поведение индивида, сохраняя его прежние убеждения и мысли в тайне. Дает начало процессу общественного соответствия или подчинения.

Пример: человек делает вид, что ему нравится пить алкоголь, и он делает это, чтобы понравиться своим новым друзьям, хотя он действительно ненавидит это.

  • Влияние информации: поведение, а также мнение изменены, давая личное соглашение или преобразование.

Инновация или влияние меньшинства

Хотя меньшинства, по-видимому, не оказывают незначительного влияния на влияние изменения поведения и / или отношения отдельных лиц, было показано, что они действительно имеют определенные возможности для этого..

В то время как методом влияния большинства было соответствие, Московичи (1976) предлагает, что основной фактор влияния меньшинств заключается в их последовательности.

То есть когда меньшинства выступают с четкой и твердой позицией по любому вопросу и сталкиваются с давлением, оказываемым большинством, не меняя свою позицию.

Однако одной последовательности недостаточно для того, чтобы сделать влияние меньшинства актуальным. Его эффект также зависит от того, как они воспринимаются большинством и как они интерпретируют свое поведение..

Восприятие того, что защищает меньшинство, даже если оно адекватно и имеет смысл, занимает больше времени, чем в случае процесса соответствия большинства.

Кроме того, это влияние оказывает большее влияние, когда какой-либо член большинства начинает реагировать как меньшинство..

Например, большинство детей в классе играют в футбол, и только три или четыре предпочитают баскетбол. Если ребенок футбольной команды начнет играть в баскетбол, это будет лучше цениться, и понемногу другие будут склонны играть в баскетбол тоже.

Влияние большинства против влияния меньшинства

Московичи также поднимает различия между эффектами большинства и меньшинства в области изменения частного мнения.

Это говорит о том, что в случае большинства активируется процесс социального сравнения, при котором субъект сравнивает свой ответ с ответом других и уделяет больше внимания адаптации к их мнениям и суждениям, чем к самому вопросу..

После этого утверждения, этот эффект будет иметь место только в присутствии людей, которые составляют большинство, возвращаясь к своему первоначальному убеждению, когда они одиноки, и это влияние устраняется..

Однако в случае влияния меньшинства предоставляется процесс проверки. То есть вы понимаете поведение, убеждения и отношение меньшинства и в конечном итоге делитесь.

Подводя итог, можно сказать, что влияние социального влияния большинства происходит через подчинение, в то время как меньшинство вызывает обращение людей.

Групповое принятие решений

Различные проведенные исследования показали, что процессы влияния при принятии групповых решений аналогичны тем, которые уже обсуждались в исследовании влияния большинства и меньшинства..

В влиянии, оказанном в малых группах, есть два очень интересных явления: групповая поляризация и групповое мышление..

Групповая поляризация

Это явление состоит в акцентуации изначально доминирующей позиции в части группы после спора. Таким образом, групповое суждение имеет тенденцию двигаться еще ближе к полюсу, к которому склонялось среднее значение по группе с самого начала обсуждения..

Таким образом, в поляризации группы участвуют два процесса: нормативная или социальная перспектива сравнения и информативное влияние..

  • Нормативная перспективаЛюди должны оценивать свое мнение в соответствии с мнением других людей, и мы хотим дать им позитивный имидж. Таким образом, во время группового обсуждения человек больше склоняется в сторону наиболее ценного варианта, занимая более крайнюю позицию в этом направлении, чтобы его лучше восприняла его группа..
  • Влияние информации: Групповая дискуссия порождает разные аргументы. В той степени, в которой эти аргументы соответствуют тем, которые субъекты уже имели в виду, они укрепят позицию последнего. Кроме того, в ходе обсуждения, вероятно, возникнет больше мнений, которые не были высказаны человеку, что привело к еще более экстремальной позиции..

Групповое мышление

С другой стороны, еще одним существующим явлением в групповом принятии решений является групповое мышление, которое можно рассматривать как крайнюю форму групповой поляризации..

Это явление возникает, когда группа, которая очень сплочена, так много внимания уделяет поиску консенсуса при принятии решений, что это ухудшает их восприятие реальности.

Что-то, что характеризует групповое мышление, - это преувеличенная моральная направленность групповых подходов и однородное и стереотипное видение тех, кто не принадлежит к этой группе..

Кроме того, согласно Janis (1972), процесс группового мышления усиливается, когда в группе выполняются следующие условия:

  • Группа очень сплоченная, она очень близка.
  • Лишен других альтернативных источников информации.
  • Лидер решительно поддерживает определенный вариант.

Таким же образом, в момент принятия решения, мы склонны принимать действия, которые соответствуют предполагаемому мнению, игнорируя или дисквалифицируя несоответствующую информацию..

Такая цензура мнений происходит как на индивидуальном уровне (самоцензура), так и среди членов группы (давление на соответствие), в результате чего решение, принятое на уровне группы, не имеет никакого отношения к тому, которое будет принято индивидуально.

В этом феномене группового принятия решений, есть также ряд иллюзий, разделяемых другими членами, связанных с восприятием их собственных способностей для решения проблем:

  • Иллюзия неуязвимости: По общему убеждению, ничего плохого с ними не случится, пока они остаются вместе.
  • Иллюзия единодушия: состоит в тенденции переоценивать соглашение, которое существует между членами группы.
  • рационализация: обоснования, сделанные апостериори, вместо анализа проблем, которые влияют на группу.

Послушание и авторитет: эксперимент Милграма

В случае подчинения власти влияние совершенно иное, поскольку источник этого влияния имеет статус выше остальных.

Чтобы изучить это явление, Милгрэм (1974) провел эксперимент, для которого он привлек ряд добровольцев для участия в исследовании, предположительно, обучения и памяти..

Экспериментатор объяснил испытуемым, что хочет видеть влияние наказания на учебу, поэтому один из них будет действовать как учитель, а другой - как студент, игнорируя тот факт, что последний был соучастником расследования..

Как только задание началось, соучастник совершил серию ошибок, чтобы заставить субъекта излучать загрузки, интенсивность которых возрастала с каждой ошибкой..

Эксперимент был завершен, когда субъект, несмотря на давление исследователя, отказался продолжать или когда он уже применил три разряда с максимальной интенсивностью.

Выводы эксперимента

Анализируя результаты своего исследования, Милгрэм заметил, что 62,5% испытуемых прибыли для загрузки файлов самого высокого уровня..

Авторитета ученого было достаточно, чтобы испытуемые подавляли свою совесть и жалобы соучастников и продолжали выполнять задачу, хотя он никогда не угрожал им никакими санкциями..

Чтобы убедиться, что предметы, с которыми он работал, не имели садистских тенденций, Милгрэм провел сеанс, в котором он дал им максимальную интенсивность разряда, которую они хотели применить, и они были почти в три раза меньше, чем те, которые они были вынуждены использовать..

Таким образом, из этого эксперимента можно было извлечь различные факторы, которые влияют на подчинение отдельным лицам:

Люди с момента своего рождения оказываются погруженными в социальную среду. Она воздействует на них в той же мере, что и среда физическая. Как и физическая среда, общество не просто влияет на людей и их группы, но и принуждает их к принятию определенного образа жизни, конкретных социальных представлений и ценностей, повседневных норм и правил поведения, возлагает на них бесконечное количество обязанностей.

Психологическое воздействие– это направленная передача информации от одного человека к другому с целью оказания изменения психологических характеристик, поведения и других особенностей партнера по общению. Психологическое воздействие в большинстве случаев сводится к взаимному обмену информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию в целом.

Процесс социального влияния предполагает такое поведение одного человека, которое имеет своим следствием – или целью – изменение того, как другой человек ведет себя, что он чувствует или думает по отношению к некоему стимулу. В качестве стимула может выступать любая социально значимая проблема, продукт, действие.

Социальное влияние – это:

· воздействие общества, других людей;

· изменения, которые происходят в сознании одних людей под воздействием других.

Личностное влияние, по ее мнению, практически проявляется в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда удовлетворяются потребности в безопасности, любви, власти и самоуважении. Когда же реализуются высшие потребности (в самоактуализации, мотивации роста и помощи, служении людям), то проявляется способность личного влияния. Оно может быть ненаправленным (например, влияние авторитетного человека) и направленным. В последнем случае оно совпадает с психологическим воздействием.

Примеры социального влияния, можно наблюдать в трех различных средах взаимодействия:

- специально создаваемой среде убеждения;

- в средствах массовой информации.

Одним из различий между подобными сферами проявления влияния является то, насколько личностными, или индивидуализированными,они являются. Второе же различие заложено в степениили широте охвата целевой аудитории,на которую направлено влияние.

Наиболее индивидуализированные ситуации влияния встречаются в межличностной среде, где число непосредственных участников невелико и общение агента влияния с его объектом происходит с глазу на глаз. Усилия, предпринятые двумя вашими лучшими друзьями для того, чтобы убедить сходить с ними в кино, – пример межличностного влияния. Такими же примерами можно считать попытки матери заставить вечно занятого сына-подростка навести порядок в комнате и стремление продавца в автомобильном салоне убедить вас приобрести определенную модель.

Специально создаваемая среда убеждениятакже представляет собой достаточно pacnpocтраненный вариант. Здесь коммуникатор, как правило обращающийся к слушателям с речью, пытается убедить аудиторию согласиться с каким-либо утверждением или совершить какое-либо действие. В процессе убеждения задействован один агент влияния, пытающийся воздействовать на целевую аудиторию, состоящую одновременно из многих людей. Евангелические проповедники – типичный пример подобных убеждающих собеседников, с церковной кафедры оказывающих влияние на установки и поведение слушателей. Специально создаваемая среда убеждения менее индивидуализирована, чем среда межличностного взаимодействия. Несмотря на это, многие коммуникаторы достигают значительного успеха, увлекая за собой аудиторию, их призывы оказываются настолько эффективными и страстными, что мы присваиваем им титул харизматических личностей.

В России исследование проблемы психологического воздействия традиционно рассматривалось в теоретическом плане как изучение методов воздействия а в прикладном – в педагогической и идеологической деятельности.

Психологическое воздействие может осуществляться на разные уровни психики: на осознаваемый и неосознаваемый. Методы и средства подпороговых воздействий с целью изменения поведения людей широко распространены в жизни (например, в рок-культуре, поп-арте, рекламе и др.).

Люди неосознанно реагируют на невербальное поведение. Невербальные сигналы могут быть паралингвистическими (например, скорость речи, модуляции, тон голоса) или визуальными, такими как лицевые экспрессии или телесные движения. Они определяют впечатление о чертах и эмоциях других людей. Лицевые экспрессии автоматически вызывают эмоции у наблюдателей, причем обычно это те же самые эмоции, которые передает коммуникатор. Люди, умеющие хорошо управлять своими лицевыми экспрессиями, могут таким образом управлять эмоциональными реакциями, которые вызывают они сами и их доводы.

В какой-то степени зависит от атрибутов коммуникаторов, о которых судят по их невербальному поведению. Если коммуникатор говорит быстро и громко, то его слова вызывают больше доверия. Приятные лицевые экспрессии и частый визуальный контакт способствуют тому, чтобы коммуникатор нравился аудитории.

Методика оказания социального влияния кажется неэтичной, если она основана на обмане, предусматривает активную цензуру противоположных мнений или уничтожает мотивацию или способность защищаться от влияния. Если в использовании подпороговых стимулов не признаются, то это можно расценивать как обман. Поскольку подпороговые стимулы остаются незамеченными, то невозможно выдвигать контраргументы или сопротивляться как-либо иначе.

6.2 Структура процесса социального влияния

Системный подход к психологическому воздействию аналогичен межличностному восприятию. В него входят субъект, объект и процесс психологического воздействия. Выделение названных выше элементов необходимо для глубокого и обстоятельного анализа. В реальной жизни инициатива воздействия может переходить от субъекта к объекту и наоборот. Тот, кто первый начал серию воздействий, может называться субъектом (инициатором), а тот, кто испытал его влияние, – объектом (адресатом влияния, реципиентом).

1. Субъект психологического воздействия может выступать в роли организатора, исполнителя (коммуникатора) и исследователя своего процесса воздействия. В роли субъекта может выступать один человек или группа.

Эффективность воздействия зависит от пола, возраста, социального статуса, материальных и информационных ресурсов и многих других составляющих субъекта, а главное, от его профессиональной и психологической подготовленности к оказанию воздействия на партнера по общению.

Способность оказывать влияние на других во многом зависит от авторитета человека, оказывающего воздействие.

Авторитетом в какой-то сфере жизни и деятельности называется человек, с мнением которого считаются, которому стремятся подражать и которому доверяют решение тех или иных вопросов. Человек, являющийся для кого-то авторитетом, оказывает на него сильное воздействие. Больше того, авторитету легко подчиняются, не думая при этом, прав он или не прав, давая то или иное распоряжение. Однако авторитет возникает в процессе деятельности специалиста, поэтому он является не исходным, первичным, а вторичным компонентом мастерства и опыта.

Для подчинения бывает достаточно видимости авторитета, так как люди подвержены влиянию не только авторитетов, но и их символов: титулов, одежды, атрибутов.

Титул – это звание, даваемое человеку за его заслуги (народный артист, заслуженный деятель, профессор) или передаваемое по наследству (князь, граф и т. п.). Титул определяет статус человека в обществе или профессиональной сфере. Достаточно собеседнику узнать, что вы имеете какое-то звание, как его отношение к вам сразу меняется на более почтительное, а его поведение становится более уступчивым, так как в его глазах вы делаетесь более высоким, а ваши слова приобретают больший вес. С другой стороны, неизвестность человека резко снижает к нему и его делам доверие. Вторым символом авторитета, который может заставить нас механически подчиняться, является одежда. Не случайно в прежние времена одежда служила символом власти и богатства человека, в связи с чем устанавливались даже правила, кто в какой одежде мог ходить в соответствии со своим сословием. В Средние века церковь диктовала в одежде ширину и длину платьев, длину носка обуви, количество и характер украшений для каждого сословия. Это закреплялось специальными эдиктами, которые высекались на камне, устанавливавшемся посреди города. Поэтому любой житель Европы, живший в то время, только взглянув на человека, сразу понимал, к какому сословию он принадлежит.

В качестве атрибутов авторитета могут выступать престижная марка машины, драгоценности, награды, престижные международные или национальные премии (Нобелевская, Оскар в киноискусстве и т. д.), участие в богемных тусовках, светских раутах. В прежние времена регламентировались для людей разного сословия кареты, количество лошадей в упряжке, в доме количество окон, которые могут выходить на улицу.

Субъект межличностного воздействия изучает объект и ситуацию, в которой осуществляется воздействие; выбирает стратегию, тактику и средства воздействия; учитывает поступающие от объекта сигналы об успешности–неуспешности воздействия (обратную связь); организует противодействие объекту (при его возможном контрвоздействии) и т. д. В том случае, если реципиент (объект воздействия) не согласен с предлагаемой ему информацией и стремится снизить эффект оказываемого на него воздействия, коммуникатор имеет возможность использовать закономерности рефлексивного управления или манилулятивного воздействия.

2. В объекте психологического воздействия часто выделяют предмет воздействия, то есть те явления, на которые направлено психологическое воздействие. Кним относятся убеждения, мотивы, ценностные ориентации и пр., а в группе людей – психологический климат, межгрупповая напряженность и т. д.

Объект, будучи активным элементом системы воздействия, перерабатывает предлагаемую ему информацию и может не соглашаться с субъектом, а в отдельных случаях и осуществлять контрвоздействие на коммуникатора, т.е. сам выступать в роли субъекта.

Зарубежные социальные психологи исследовали три основные категории социального влияния: конформность, уступчивость и подчинение. Уровень явного социального давления, ассоциирующегося с этими категориями, возрастает по мере того, как человек переходит от конформности к уступчивости и, наконец, к подчинению.

Конформность это свойство человека легко менять свою точку зрения, установку на что-то под влиянием группового мнения. Конформность называют также внутригрупповой суггестией или внушаемостью. Нейл с соавторами выделили две формы конформизма – уступчивость и одобрение. Уступчивость(внешний, показной конформизм), по Нейлу с соавторами, проявляется в делании того, что нам не хочется, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания (например, голосование за резолюцию собрания, с которой человек не согласен). Если уступчивость представляет собой ответ на приказ, то ее называют подчинением. Одобрение, по Нейлу, – это внутренний, искренний конформизм, это вера в то, что считает группа.

Подчинение– это особый тип уступки, включающий изменение поведения человека в ответ на директиву авторитетной фигуры. Начальник может попросить служащих работать сверхурочно, офицер приказывает солдатам напасть на врага, а полицейский велит водителям ехать в объезд. Люди, наделенные властью, открыто влияют на окружающих, когда дают им приказ подчиниться.

С помощью лабораторных исследований подчинения Милграм продемонстрировал нам, что абсолютно нормальные (психически), хорошо адаптированные и взрослые люди способны причинять другим людям боль по команде авторитетного лица. С учетом этих данных подчинение лицам с большим авторитетом трактуется не как слабость характера, а как следствие работы веских ситуационных факторов.

К характеристикам объекта, влияющим на эффективность воздействия на него, относятся его пол, возраст, национальность, профессия, образование, опыт участия вкоммуникационном обмене информацией и другие особенности В роли объекта иногда может выступать не только один человека, но и группа в последнем случае процесс оказания воздействия становится более сложным.

Средства и методы влияния

Средства влияния могут быть вербальными и невербальными (паралингвистическими и экстралингвистическими). По сравнению с другими элементами процесса средства влияния являются наиболее вариативными. При их адекватном подборе они могут обеспечить эффективность оказания воздействия. Основой успеха является выбор системы аргументации, убедительной для реципиента, базирующейся на реальных условиях жизни и учитывающей психологические особенности объекта. Система аргументации может включать мировоззренческие доказательства, сведения, характеризующие образ жизни, и пр. Что же касается использования невербальных средств воздействия, то в целом они должны быть адекватны объекту, субъекту и условиям воздействия.

Кметодам воздействия относятся убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики). Последние три метода относятся к социально-психологическим.

1. Убеждение – это метод воздействия на сознание людей, обращенный к их собственному критическому восприятию.

Используя метод убеждения, психологи исходят из того, что оно ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определенными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели.

Переубеждение по сравнению с убеждением является более сложным, трудоемким и для реципиента психологически болезненным процессом, поскольку у него происходит ломка сложившихся взглядов и представлений, разрушение старых и формирование новых установок. В связи с этим коммуникатору приходится затрачивать значительно больше психологических и иных ресурсов на процесс воздействия.

2. Принуждениекак метод воздействия имеет две модификации: физическое и морально-психологическое принуждение. Первая связана с применением физической или военной силы. Вторая модификация проявляется, например, в управленческой или воспитательной практике. Метод принуждения, с психологических позиций, по сути совпадает с методом убеждения. Главная особенность метода принуждения, по сравнению с убеждением, заключается в том, что базовые посылки, с помощью которых обосновывается данный тезис, потенциально содержат в себе негативные санкции для объекта.

В последнее время с использованием метода принуждения получили распространение тренинга с негативным подкреплением или наказанием, в основе которых лежат различные предупреждения, порицания и штрафы за нежелательное поведение (например, в целях сдерживания непроизвольных поведенческих актов используются наказания рвотными лекарствами и даже слабыми ударами электрошока). Такие аверснонные процедуры и техники достаточно спорны: они имеют как сторонников, так и оппонентов.

3. Под внушением (суггестией)понимается целенаправленное, неаргументированное воздействие, основанное на некритическом восприятии информации. Данный метод уже давно привлекает внимание ученых, в связи с чем по нему проводилось большое количество исследований, Активно используется внушение в педагогической и врачебной практике, в военном деле, в средствах массовой информации и пр.

4. Заражениезаключается в бессознательной и невольной подверженности людей определенным психическим состояниям. Заражение имеет интегративную и экспрессивную функции. Первая используется для усиления монолитности группы (например, в фашистской Германии членов гитлерюгенда заставляли коллективно слушать записи выступлений фюрера и распевать нацистские песни), вторая связана со снятием психической напряженности. Экспрессивная функция заражения ярко проявляется на зрелищных мероприятиях. Влияние метода заражения можно наблюдать и при удачной шутке говорящего (выступающего). В этом случае улыбки, смех, веселое настроение живо передаются среди присутствующих людей, создавая у них мажорный настрой. Заражение имеет разную эффективность в зависимости отличных и деловых качеств объекта (таких, например, как сдержанность, высокий уровень самоконтроля и пр.). Заражение всегда с успехом использовалось руководителями различных религиозных течений и конфессий. Определенного рода эмоциональное состояние легко распространяется в массе пришедших на религиозное собрание людей. Это делает их более внушаемыми и управляемыми.

5. Подражаниезаключается в осознанном или неосознанном следовании объекта манере поведения пли примеру субъекта воздействия. Подражание активно используется, например, в педагогической и управленческой деятельности. Следование образцам достойного поведения преподавателей и руководителей позволяет формировать у обучающихся или подчиненных высокие личные и деловые качества. Эффективность подражания зависит от возраста, пола, личных и деловых качеств субъекта и объекта, взаимоотношений между ними и многих других характеристик.

Каждому человеку часто не по душе то, что на него оказывается то или иное вербальное воздействие. Требуется защита от этого воздействия или проявление контрсуггестии (противовнушения). Б. Ф. Поршнев (1979) выделил такие способы контрсуггестии, как избегание и отрицание авторитетности источника воздействия.

Е. В. Сидоренко отмечает, что каждому виду влияния могут быть противопоставлены разные виды противостояния и один и тот же вид противостояния может использоваться по отношению к разным видам влияния. Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его морального состояния. При подавленности человека, понимании им бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко уменьшается.

Читайте также: