План урока на тему синтаксис

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект занятия по русскому языку

Основные единицы синтаксиса

Тема занятия : Основные единицы синтаксиса.

образовательные – формировать понятие у обучающихся о синтаксисе, систематизировать знания обучающихся об основных понятиях синтаксиса: словосочетании, предложении, о членах предложения, интонации, постановке знаков препинания на письме;

развивающие - развивать критическое мышление через чтение и письмо информационного текста, память, внимание; развивать навыки выполнения синтаксического разбора словосочетания, предложения; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

воспитательные - воспитывать ответственность за свою работу, самостоятельность, интерес к изучению предмета.

Тип занятия : Изучение нового материала и первичное закрепление

Вид занятия: лекция, опрос, выполнение заданий

Технологии : личностно-ориентированная технология, информационно-коммуникативная технология, технология развития критического мышления. .

Оборудование : учебник, ребус, таблицы, карточки с заданиями

Межпредметные связи: литература, история, философия, обществознание.

Литература: Учебник Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 кл.: общеобразов. орг.: базовый уровень – М., 2014.

Ход занятия:

1. Организационный момент

эмоциональный настрой обучающихся

2. Целеполагание и мотивация

- Посмотрите на рисунки и прочитайте тему нашего урока по первой букве и сформулируйте цель.

hello_html_1f7b2e9c.jpg

Ответ: синтаксис

3. Актуализация опорных знаний обучающихся

Беседа/вводный опрос

- Что изучает синтаксис?

- Что называется словосочетанием?

- Что такое предложение? Какими бывают предложения?

- Чем отличается словосочетание от предложения?

4. Первичное усвоение материала

1. Объяснение преподавателя

- обучающиеся конспектируют основные понятия.

Основные единицы синтаксиса:

Словосочетание Предложение Текст

Главная единица синтаксиса

Предложение – синтаксическая единица, служащая средством общения, единица коммуникативная.

Тяжелые тучи, напитанные холодной влагой, висят над землей.

Синтаксис всегда изучается вместе с пунктуацией.

Пунктуация - (от лат. punktum – точка) – система правил постановки знаков препинания (препинание – остановка, перерыв)

Знаки препинания – это знаки, которые ставятся между словами и группами слов в письменной речи.

Казнить нельзя помиловать

Знаки препинания служат важным средством оформления письменной речи, так как при их помощи происходит ее членение.

hello_html_78fd8d0e.jpg

hello_html_6c13c692.jpg

hello_html_m1b5ae72c.jpg

hello_html_mfd3cca4.jpg

5. Осознание и осмысление учебной информации

- Работа с конспектом (чтение конспекта, осмысление)

6. Первичное закрепление учебного материала

1. Работа у доски и в тетрадях

1. Синтаксическая разминка.

Определите вид подчинительной связи. Выпишите из предложенных вариантов словосочетания: 1группа (ряд) - именные, 2 группа (ряд) - глагольные, 3 группа (ряд) - наречные, один ученик проводит орфографическую работу на доске.

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош. вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

2. Определительный диктант.

Определите смысловые отношения в словосочетаниях.

Шелковое платье, письмо отцу, гулять в лесу, по-летнему жарко, мой дом, сидя на стуле, второй вагон.

1. на вершинах гор

2. карабкались по склону

3. тихо падают

1. разбросал листья

2. к дремучему лесу

3. брызги дождя

1. мохнатые облака

2. быстро несутся

3. в густую чащу

1. шуршат под ногами

2. тихо перешептываются

3. выехать утром

Из предложенных ключевых слов вам нужно составить связанные по смыслу предложения, которых объединяет одна идея. Сделайте синтаксический разбор полученных предложений.

1. Душа, сердце, добрый, помогать, ближний. ( Человек с доброй душой и сердцем всегда поможет ближнему)

2. Согревать, душа, мир, спокойствие, любовь. ( Мир, спокойствие и любовь согревают душу)

5. Работа по карточкам. (Разноуровневые задания)

Выполните синтаксический разбор предложения.

Все проходит, да не все забывается. Я верю в добро. Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут и смеются.

Выделите словосочетания из предложений.

Злой человек плачет от зависти, добрый – от радости. Моя печаль постепенно ест сердце мое. Человеку даны доброта и слава. (злой человек, плачет от зависти, плачет от радости. Моя печаль, ест постепенно, ест сердце, сердце моё. Даны человеку, даны доброта и слава)

Вставьте пропущенные буквы.

Х…дой человек хв…стлив, а добрый- скромен бывает. Беда не по л…су ходит, а по л…дям. З…..млю солнце кр….сит, а людей – ч…ловечность.

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1) Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. 4) По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление. 5) Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились. 6) Студенты уделяют внимание на записи во время лекций. 7) Это был характерный ему почерк. 8) По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. 9) Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространённых элементов в природе — широко применяют в радиотехнике. 10) На этот вечер смогли приехать лучшие учителя со всех районов города .

6. Мини-дискуссия

Дискуссионная карта.

1. Предложение служит средством общения.

2. Основные единицы синтаксиса – это словосочетание и части речи.

3. Пунктуация содержит систему правил знаков препинания.

4. Грамматическая основа – это главные и второстепенные члены предложения.

5. Словосочетания формируются в предложении.

Ответы: 1. Да. 2. Нет. 3.Да. 4.Нет. 5. Да

7. Лингвистический эксперимент.

Максимально измените порядок слов в предложении, сравните, какой вариант легче воспринимается. Объясните, как изменился смысл предложений.

1. Бабушка вяжет шарф. Вяжет бабушка шарф. Шарф вяжет бабушка . (Логическое ударение падает на последнее слово)

2. С тех пор прошло пять лет. С тех пор прошло лет пять.

3. Даже бабушка посмотрела этот фильм. Этот фильм посмотрела даже бабушка. Бабушка посмотрела даже этот фильм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: ознакомить с новой темой, научить различать виды простых предложений, правильно составлять предложения, объяснить значения слов через контекст, развить познавательную активность, учить выбирать более точные и выразительные слова для оформления мысли, развить внимание, память, воспитать интерес к предмету, любовь к чтению, умение работать в группе, активность, любовь к природе.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Средства обучения: информационное средство мультимедийного кабинета и интерактивной доски. (Возможность увеличить объём тренировочных упражнений, создать яркие зрительные образы, облегчить запоминание, организовать внимание уч-ся).

Психологический настрой. (Все повторяют за учителем и поднимают руки вверх)

- Здравствуй, солнце золотое,

- Здравствуй, небо голубое,

Здравствуйте, мои друзья! (Берут друг друга за руки)

Очень рад вас видеть Я!

- А что нам ответит солнышко? (Приветствую, вас, мои друзья!)

I. Слово учителя.

- Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!

Весна – это самое прекрасное время года, когда появляются первые зеленые травки, цветут синие подснежники, поют разные птицы и всюду слышны голоса детей.

А теперь обратите внимание на стихотворение И.Никитина “Полюбуйся, весна наступает…” (чтение наизусть стих. учителем).

О чем пишет поэт в стихотворении? (Птицы прилетят, и т.д.)

Словарная работа.

Какие новые слова встретились в тексте? (Объясните значение этих слов и переведите на родной язык)

Летят караваном -
По оврагам
Понавьют гнёзд
От зари до зари.

Выразительное чтение стихотворения учениками.

II. Объяснение нового материала.

И как вы уже заметили, какими словами и выражениями поэт воспевает весну!

И чтобы выражать свою мысль, и что-то спросить, о чем-то сообщить – нам помогают словосочетания и предложения.

А словосочетания и предложения изучает раздел науки о языке – синтаксис.

Предложение имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или одно из них.

Например: В дупле старой груши притаился светлячок. Тишина. Рано вечереет.

Виды простых предложений:

1. По цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации - восклицательное и невосклицательное.

В повествовательных предложениях сообщается о чём-либо. В конце повествовательного предложения голос понижается и на письме ставится точка.(?)

Примеры: Пришла весенняя пора. Высоко в небе жаворонок запел звонкую песню.

В вопросительном предложении содержится вопрос. В конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак. (?) Для выражения вопроса используется интонация и вопросительные слова кто, что, какой, который, сколько, куда, где, откуда, когда, почему, зачем и др.

Примеры: Знаешь ли ты эту птицу ? Неужели это воробей ? Откуда они прилетели?

В побудительных предложениях выражается просьба, совет, приказания, запрещение.

Примеры: 1.Не бросай слова на ветер. 2. Приготовьте, пожалуйста, билеты.

Предложения с напряженной интонацией, которые выражают сильные чувства, называются восклицательными. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения становятся восклицательными, когда они произносятся с восклицательной интонацией. Примеры: Пусть всегда будет солнце! Как хороши, как свежи были розы! Давайте спросим учителя!

III. Закрепление материала.

Прочитайте текст “Март”. Сколько повествовательных предложений в тексте?

Текст “Апрель” Прочитайте. Укажите время глаголов. Поставьте черточки там, где нужно делать паузы.

Найдите из стихотворения существительные в им.падеже и глаголы. Определите время глаголов.

Составьте простые предложения по цели высказывания. Используйте следующие слова и словосочетания: русский язык, молодые листья, сильный ветер, школа, дом, театр, улица, яркое солнце.

Разделите текст на предложения. В каждом предложении найдите главные члены предложения. Чем они выражены?

Была тихая звездная ночь тихо стоял темный лес на берегу горы казались выше высокий месяц обливал все своим светом бурлившая днем горная река присмирела все вокруг уснуло на короткое время.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите главные члены в каждом предложении путем условных обозначений.

1. Св..тло.Всп…рхнул… птичка. Солнце встал…, степь тон…т в золотом огне. 2. С юга зах…дил… гроза. Б…лота почернел… . Начал нал…тать ветер. Земля вдали гр…мыхал…

IV. Узнайте по признакам предмет и назовите его.

Мокрый, тающий, последний… (снег)

Весёлая, быстрая, журчащая…(речка)

Яркое, весеннее, тёплое…(солнце)

Первые, весенние, нежные…(цветы)

Из-под снега вышел друг,
И весной запахло вдруг. (Подснежник)

Его просят, его ждут,
А как придёт - прятаться начнут. (Дождь)

Весньой веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)

Растут – зеленеют,
Упадут – пожелтеют,
Полежат- почернеют. (Листья)

V. Обобщение. Повторение правил о простых предложениях. Каждый ученик приводят свои примеры о весне.

VI. На дом задания творческого характера.

1. Написать эссе на тему “Полюбуйся, весна наступает… ” или стихотворение (на выбор).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.

Тип урока: работа с информационным текстом.

Уровни усвоения:

Уровень А. Что такое синтаксис? В чем связь между синтаксисом и пунктуацией? Какая связь называется сочинительной, а какая – подчинительной? Синтаксические средства связи слов. Дать определение. Отличать сочинительную связь от подчинительной. Выделять синтаксические средства связи слов. Уметь связывать слова с помощью разных видов связи.

Познавательные:

1) выяснить, что такое синтаксис и какова его функция; 2) единицы синтаксиса; 3) средства связи единиц синтаксиса (компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности).

Воспитательные:

1) поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения; 2) воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными (компетентность толерантности).

Развивающие:

1) развивать критическое мышление через чтение информационного текста; 2) развивать логическое мышление; 3) развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка; 4) развивать умение работать в команде (компетентности: интеллектуальная, социальная).

Стадия вызова

– Что это ты выдумываешь? – строго спросила Гусеница. – Да ты в своем уме?
– Не знаю, – отвечала Алиса. – Должно быть, в чужом. Видите ли.

В чем нам помогает фонетика? Морфемика и словообразование? Лексикология и фразеология? А теперь представьте себе, что в этом отрывке пропали все знаки препинания, а слова стояли бы в своей начальной форме и писались бы с маленькой буквы. Преобразуйте текст. Что получилось?

что это ты выдумывать строго спросить гусеница да ты в свой ум не знать отвечать алиса должно быть в чужой видеть ли

А теперь определим цели нашего урока. (Учитель знакомит с целями урока.)

1-я команда. Опустилась, трудного, ночь, внезапно, тихая, после дня, город.

2-я команда. Заходящего, от лучей, сосен, казались, солнца, стволы, золотыми.

Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Какие трудности встретились вам при выполнении задания?


Стадия осмысления

Алгоритм действий учеников: читая текст, учащиеся делают пометки карандашом и заполняют таблицу с графами:

Таблица 3

Морфология и синтаксис – два раздела грамматики.
Морфология изучает формы слов.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.
Связи между словами определяем с помощью вопросов, окончаний и предлогов

Словоформы сцеплены попарно – главный закон синтаксиса.
С помощью вопросов мы извлекаем грамматическое значение.
Грамматическая связь позволяет передать смысловую связь слов

Можно ли без вопросов определить связи между словами в предложении

Тонкие:
Вопросы уровня усвоения А: Что такое синтаксис?
В чем связь между синтаксисом и пунктуацией?
Толстые:
Вопросы уровня усвоения В – С:
Как связаны морфология и синтаксис?
Как осуществляется синтаксическая связь слов? Какие типы синтаксической связи существуют? Почему?

Синтаксис (греч. syntaxis – строй, построение, сцепление, соединение) – это раздел грамматики, изучающий законы соединения слов в более крупные единицы – словосочетания и предложения.

Изучая морфологию, мы уже очень многое узнали о синтаксисе. Ведь мы постоянно говорили о том, для чего нужны окончания и служебные слова – они выражают отношения между словами; говорили и о той роли, которую играют разные части речи в предложении. Разграничивая предикативные и непредикативные формы глагола, мы основывали это разграничение на их роли в предложении – на том, способны ли они выступать в роли сказуемого.
Как осуществляется синтаксическая связь слов? Возьмем какое-нибудь предложение, например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом. (М.Лермонтов)
Вспомним, что каждое слово всегда представлено в предложении одной из своих словоформ. Предложение выбирает из парадигмы словоформ, составляющих слово, только одну словоформу, нужную, подходящую, единственную, чтобы получилось правильное сочетание слов и чтобы мы смогли правильно выразить свою мысль.

Беседа с классом по вопросам:

Стадия рефлексии

Вернемся к кластеру. Какими деталями мы можем его уточнить? (Единицы морфологии – формы слов используются синтаксисом для соединения слов в словосочетания и предложения; средства связи: вопросы, окончания и предлоги.)

Дополним кластер с учетом того нового, что мы узнали.


Выполнение практического задания

Задание 3. Выполните задание : разбить предложения на грамматически связанные пары. Обратите внимание на образец.

Осы вились над корзиночкой с белым хлебом, над граненой вазой с вареньем, над чашками (М. Бунин).

Осы вились, вились над корзиночкой, над корзиночкой с хлебом, с белым хлебом, вились над вазой, над граненой вазой, над вазой с вареньем, вились над чашками.

1. В самой глубине леса на пнях и волчьих кустарниках остались не засыпанные снегом волчьи заметки (М. Пришвин). 2. В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами (А. Чехов). 3. Однажды в суровую зимнюю пору я из лесу вышел (Н. Некрасов). 4. В деревне у меня сразу же завелись обширные любопытные знакомства с крестьянами (Н. Лесков). 5. На другой день весть о пожаре разнеслась по всему околотку (А. Пушкин).

Заключительный этап


Урок разработан по проекту РКМЧП. Тема синтаксиса связывается с пунктуацией и статистикой. Через диаграмму Венна сравниваются основные единицы синтаксиса (словосочетание и предложение).

Описание разработки

Цели урока:

- изучить синтаксис как раздел грамматики;

- рассмотреть единицы синтаксиса, как словосочетание и предложение;

- развить умения различать словосочетания от предложений;

- развить самостоятельность мышления;

- привить бережное отношение к Слову, к доброте и любви.

Оборудование: карточки, схемы, интерактивная доска, флипчарт, слайды, задания по уровням.

Форма урока: групповая, коллективная.

Методы: поисковой, творческий.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо.

Ход урока.

I. Побуждение. Психологический настрой.

День хороший наступил,

Солнце светит нам всегда

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись,

И я очень рада видеть ваши глаза.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (с хорошим)

Я желаю сохранить его до конца этого дня.

- Ребята, обратите внимание на экран. Какие единицы языка (по структуре) вы видите.

Добрый человек - Мир не без добрых людей.

Добрая душа - Душа каждого человека наполнена красотой и светом.

Доброе сердце - Доброе сердце человека растопит многовековой лед.

С правой стороны даны словосочетания, а с левой - предложения.

- Как вы думаете, какое слово является ключевым? (доброта)

Составьте ассоциации на абстрактные понятия - доброта и любовь.

- В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис).

II. Осмысление значения.

Основные единицы синтаксиса.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Сагатова Айгерим Адилбековна

Средняя школа имени Абая с.Акжар Тарбагатайского района

Восточно- Казахстанской области

Уроки русского языка, 9 класс.

-изучить синтаксис как раздел грамматики;

- рассмотреть единицы синтаксиса, как словосочетание и предложение;

2.Развивающая:

-развить умения различать словосочетания от предложений;

- развить самостоятельность мышления;

3.Воспитывающая:

- привить бережное отношение к Слову, к доброте и любви.

Оборудование: карточки, схемы, интерактивная доска, флипчарт, слайды, задания по уровням.

Форма урока: групповая, коллективная.

Методы: поисковой, творческий.

Технология: критическое мышление через чтение и письмо.

I.Побуждение

Психологический настрой.

День хороший наступил,

Солнце светит нам всегда

И природа оживает

Всех будить уже пора.

А мы с вами уже проснулись,

И я очень рада видеть ваши глаза.

- С каким настроением вы сегодня пришли на урок? (с хорошим)

Я желаю сохранить его до конца этого дня.

- Ребята, обратите внимание на экран. Какие единицы языка (по структуре) вы видите?

Добрый человек Мир не без добрых людей.

Добрая душа Душа каждого человека наполнена красотой и светом.

Доброе сердце Доброе сердце человека растопит многовековой лед.

С правой стороны даны словосочетания, а с левой - предложения.

- Как вы думаете, какое слово является ключевым? (доброта)

Ассоциативная карта.

Составьте ассоциации на абстрактные понятия - доброта и любовь.

















- В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания и предложения? (синтаксис).

II. Осмысление значения.

Диаграмма Венна.

Основные единицы синтаксиса


- Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу: беречь (что?)чувство.

Предложение – основная единица синтаксиса, которая имеет грамматическую основу и характеризуется интонационной законченностью.

Например, Я берегу чувство любви к миру.

Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него.

Например, из предложений в стихотворной форме:

Берегите друг друга,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте. (О. Высоцкая)

можно выделить словосочетания: берегите друг друга, добротой согревайте. Данное четверостишие в поэтической речи в форме обобщенного – личного предложения.

- Ребята, обратите внимание на экран. Почему синтаксис непосредственно связан с пунктуацией и стилистикой?







(изучение синтаксиса помогают выбирать наиболее выразительные виды словосочетаний и предложений, которые подходят для нужного в данной ситуации стиля речи; знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, правильно ставить знаки препинания).

1.Потерявшиеся слова (работа по флипчарту). Выделите словосочетания.

Прекрасна была……….. в дивном серебряном блеске.

Мы хотим, чтобы солнечное небо подарило каждой стране свой …..

Юность богата………………, а старость – опытом.

Добрая жена………..сбережет, а плохая рукавом разнесет.

Без доброты нет …………………….

(дом, земля, добро, милосердия, свет надеждами. )

2. Расставьте знаки препинания в предложениях (в группе)

1. Лишь сердце стучит да песня звучит да тихо рокочет струна. Что вам нужно для счастья. Пусть добрым будет ум у вас а сердце умным будет.

Доброта залог счастья.

2. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Благородство бескорыстие верность идеалам добра и справедливости вот черты истинного человека.

Читайте также: