Что такое социальная работа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Забота о человеке свята! Настало время ПРОФЕССИОНАЛОВ в этой сфере.

Социальный работник — тот МАСТЕР, который может реально изменить общество, повысить социальное благополучие и качество жизни россиян.

Смысл жизни человека в том, чтобы самореализоваться, раскрыть все свои способности и таланты. Социальный работник (соционом) помогает человеку в раскрытии его потенциалов. Он ориентирует человека на адекватное понимание жизненного успеха, помогает достичь личного благополучия и признания со стороны других людей. Одна из важных функций профессионала социальной работы также в том, чтобы помочь человеку избегать различных рисков и угроз современного мира, помочь выстроить траекторию своего жизненного пути, активизировать свои силы и ресурсы. Его усилия направлены как на повышение качества жизни отдельного человека, так и на достижение социального благополучия общества в целом. В его распоряжении арсенал методов по изменению социальной среды, улучшению ситуации в обществе. С моей точки зрения, все это позволяет социальному работнику чувствовать значимость своей профессии и наполняет его жизнь высоким смыслом.

Ирина Первова, д. соц. н., к. психол.н., профессор кафедры теории и практики социальной работы, координатор межвузовской программы российско-американского взаимодействия

Социальная работа в России, в ее настоящем прочтении, является относительно молодой дисциплиной, и поэтому опыт зарубежных стран в этой области социальной действительности чрезвычайно важен для дальнейшего развития, совершенствования технологий работы и научной деятельности. В связи с этим обмен знаниями и опытом с зарубежными учеными и практиками в виде совместных исследований, ознакомительных и учебных практик особенно важен как для профессорско-преподавательского состава, так и для студентов.

Имеющиеся научные связи кафедры теории и практики социальной работы со специалистами в данной сфере таких стран как Австрия, Великобритания, Индия, Испания, Италия, Португалия, США, Финляндия, Швейцария, ЮАР и др. взаимно обогащают научную и учебную деятельность соответствующих департаментов, способствуют более успешному и целенаправленному усвоению учебных пограмм как магистров, так и бакалавров, а также развитию их социальной активности и креативности.

Сегодня компетентность профессионалов социальной сферы не может ограничиваться лишь способностью помогать людям в сложных жизненных ситуациях. Социальный работник должен знать и уметь предотвращать современные риски, выявлять причины уязвимости клиентов и способствовать достижению социального благополучия как отдельных индивидов, различных социальных групп, так и общества в целом.

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельнос­ти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соеди­ниться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выра­ботали различные формы поддержки слабых.

Действенность системы социальной защиты населения, эффек­тивность практики социальной работы с различными слоями и груп­пами населения, нуждающимися в социальной помощи и поддер­жке, во многом определяются научной обоснованностью содержа­ния, форм и методов социальной работы, умением организаторов и специалистов этого вида профессиональной деятельности учиты­вать тенденции и закономерности развития процессов социальной сферы, их внутренние и внешние факторы, обусловливающие уст­ремления, интересы и мотивы поведения людей.

Трактуя социальность как взаимоотношения и взаимообязанно­сти людей в процессе их совместного бытия, можно заключить, что в системе социальной работы большое место занимает коммуникативная система, построенная на риторических приемах и правилах контактирования людей друг с другом в процессе оказания помощи. От характера взаимодействия между специалистами социальной работы и клиентами зависит специфика данного вида деятельности — в го­родских и сельских условиях, в семье и школе, на производстве и в учреждении и т.д.

Для понимания специфики социальной работы важно осознавать, что люди живут не просто в обществе, а в сообществе. Они постоянно окружены себе подобными и постоян­но находятся в состоянии взаимодействия, порой весьма напря­женного, что порождает обилие самых разнообразных социальных отношений, связей, явлений, которые образуют относительно са­мостоятельный слой новой реальности, столь же значимый и важ­ный для человека, как и любой другой существенный фактор при­роды, экономики, политики, культуры.

В социальной работе рассматриваются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношения­ми и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизнен­ную ситуацию, и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке. В системе социальной работы формируются социальные отношения,т.е. отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отра­жающие их социальное положение, образ и уклад жизни, а в ко­нечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности. Со­циальные отношения — это проявление в социальной деятельно­сти и поведении человека его социальных качеств, их основной стимул — стремление человека удовлетворить свои насущные жиз­ненные потребности.

Социальные отношения рассматривают как определенную ус­тойчивую систему связей (в том числе коммуникативных) индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они преломляются сквозь призму внутреннего состояния человека и выражаются как его личное отношение к окружающей действи­тельности. Вот почему социальные отношения являются объек­тивными факторами, образующими социальные связи, взаимо­действия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Для социальной работы важен учет социальных связей людей в области воспроизводства и индивидуально-личного и коллектив­ного бытия, условий жизни, жизненного пространства, с одной стороны, и особенностей общественных сфер, в которых такие связи реализуются, конкретизируются и воплощаются в деятель­ности людей, в конкретных социокультурных формах, с другой стороны. К социальным связям относятся социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, благотворительность и др. Оптимизация этих связей — одна из задач социальной работы.




Деятельность специалиста социальной работы представляет собой информационную, целенаправлен­ную, адаптивную активность, направленную на разрешение воз­никающих в жизнедеятельности человека проблем. Информацион­ный характер целесообразной активности социального работника ориентирован на оптимизацию отношений клиента с окружающей средой и по существу сводится к управленческому воздействию на содержание и поведение клиента, внешние и внутренние факто­ры, обусловливающие его состояние и поведение. Исходя из этого, деятельность социального работника подразделяется на работу с индиви­дом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более по­дробно ряд субъектов социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они харак­теризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической на­правленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Цент­ральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, дея­тельная любовь к людям, умение общаться. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные уме­ния и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи, среди которых особое место занимает знание коммуникативных форм и приемов работы с людьми.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только про­фессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личнос­ти. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессио­нального образования в области социальной работы, то у нас полу­чивших специальную подготовку преподавателей пока немного.

Четвертый субъект социальной работы — это административные структуры социально­го управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания кото­рыми содержания и целей социальной работы зависит в значитель­ной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и му­ниципального управления они формулируют и осуществляют соци­альную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готов­ности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педа­гогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Таким образом, центром социальной работы являются многообразные возникающие в про­цессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимовлия­ния, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы, большую роль среди которых играют коммуникативные аспекты.

Социальная работа вошла в число видов социальной деятельнос­ти, направленной на оказание помощи людям, содействия им в их затруднениях. Виды такой социальной деятельности столь же стары, как само человеческое общество. Индивиды не могли соеди­ниться в общность, не могли элементарно выжить, если бы не выра­ботали различные формы поддержки слабых.

Действенность системы социальной защиты населения, эффек­тивность практики социальной работы с различными слоями и груп­пами населения, нуждающимися в социальной помощи и поддер­жке, во многом определяются научной обоснованностью содержа­ния, форм и методов социальной работы, умением организаторов и специалистов этого вида профессиональной деятельности учиты­вать тенденции и закономерности развития процессов социальной сферы, их внутренние и внешние факторы, обусловливающие уст­ремления, интересы и мотивы поведения людей.

Трактуя социальность как взаимоотношения и взаимообязанно­сти людей в процессе их совместного бытия, можно заключить, что в системе социальной работы большое место занимает коммуникативная система, построенная на риторических приемах и правилах контактирования людей друг с другом в процессе оказания помощи. От характера взаимодействия между специалистами социальной работы и клиентами зависит специфика данного вида деятельности — в го­родских и сельских условиях, в семье и школе, на производстве и в учреждении и т.д.

Для понимания специфики социальной работы важно осознавать, что люди живут не просто в обществе, а в сообществе. Они постоянно окружены себе подобными и постоян­но находятся в состоянии взаимодействия, порой весьма напря­женного, что порождает обилие самых разнообразных социальных отношений, связей, явлений, которые образуют относительно са­мостоятельный слой новой реальности, столь же значимый и важ­ный для человека, как и любой другой существенный фактор при­роды, экономики, политики, культуры.

В социальной работе рассматриваются конкретные социальные процессы и явления, порождаемые межличностными отношения­ми и непосредственно связанные с жизнедеятельностью личности, социальной группы или сообщества, попавших в сложную жизнен­ную ситуацию, и нуждающихся в социальной защите, помощи и поддержке. В системе социальной работы формируются социальные отношения,т.е. отношения между людьми как представителями социальных групп общества, отра­жающие их социальное положение, образ и уклад жизни, а в ко­нечном итоге — конкретные условия их жизнедеятельности. Со­циальные отношения — это проявление в социальной деятельно­сти и поведении человека его социальных качеств, их основной стимул — стремление человека удовлетворить свои насущные жиз­ненные потребности.

Социальные отношения рассматривают как определенную ус­тойчивую систему связей (в том числе коммуникативных) индивидов, сложившуюся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Они преломляются сквозь призму внутреннего состояния человека и выражаются как его личное отношение к окружающей действи­тельности. Вот почему социальные отношения являются объек­тивными факторами, образующими социальные связи, взаимо­действия, взаимозависимости, воздействия людей друг на друга. Для социальной работы важен учет социальных связей людей в области воспроизводства и индивидуально-личного и коллектив­ного бытия, условий жизни, жизненного пространства, с одной стороны, и особенностей общественных сфер, в которых такие связи реализуются, конкретизируются и воплощаются в деятель­ности людей, в конкретных социокультурных формах, с другой стороны. К социальным связям относятся социальная помощь, социальная поддержка, социальная реабилитация, социальная коррекция, благотворительность и др. Оптимизация этих связей — одна из задач социальной работы.

Деятельность специалиста социальной работы представляет собой информационную, целенаправлен­ную, адаптивную активность, направленную на разрешение воз­никающих в жизнедеятельности человека проблем. Информацион­ный характер целесообразной активности социального работника ориентирован на оптимизацию отношений клиента с окружающей средой и по существу сводится к управленческому воздействию на содержание и поведение клиента, внешние и внутренние факто­ры, обусловливающие его состояние и поведение. Исходя из этого, деятельность социального работника подразделяется на работу с индиви­дом, работу с семьей и/или группой — его ближайшим социальным окружением, и работу с тем сообществом, в котором он проживает. В связи с таким делением необходимо охарактеризовать более по­дробно ряд субъектов социальной работы для более точного понимания роли и места каждого их них.

Второй субъект социальной работы — это те люди, которые ее осуществляют, социальные работники. Психологически они харак­теризуются, прежде всего, альтруистической, гуманистической на­правленностью, преимущественно нравственной мотивацией. Цент­ральной характеристикой таких индивидов, которые выбрали своим жизненным предназначением оказание профессиональной или добровольческой социальной помощи, является милосердие, дея­тельная любовь к людям, умение общаться. Другим, не менее важным компонентом деятельности этого субъекта являются его профессиональные уме­ния и навыки, знание методов и технологий оказания социальной помощи, среди которых особое место занимает знание коммуникативных форм и приемов работы с людьми.

Третий субъект социальной работы — это люди, которые учат этому занятию. Они вырабатывают у обучающихся не только про­фессиональные знания и навыки, но и формируют гуманистическую установку, закрепляют альтруистическую направленность личнос­ти. Основную роль здесь играет сама личность педагога, наставника, руководителя практики. Подготовка преподавателя, методиста, практического психолога или семейного терапевта, которые могли бы эффективно проводить образовательный процесс, представляет большую трудность. Если за рубежом существует большая армия обученных социальных работников, разветвленная сеть социальных служб и имеющая большой опыт деятельности система профессио­нального образования в области социальной работы, то у нас полу­чивших специальную подготовку преподавателей пока немного.

Четвертый субъект социальной работы — это административные структуры социально­го управления. К ним принадлежат те деятели, от понимания кото­рыми содержания и целей социальной работы зависит в значитель­ной мере ее масштаб и эффективность. На разных уровнях государственной (законодательной и исполнительной) власти и му­ниципального управления они формулируют и осуществляют соци­альную политику в стране.

Конечно, уровень информированности, образованности и готов­ности участвовать в социальной работе каждого из этих субъектов различен. Скажем, у клиентов он может быть минимален, а у педа­гогов социального образования и у исследователей по определению должен быть максимальным. В связи с этим характер подготовки и объем необходимых знаний дифференцируется в соответствии с выполняемой ролью.

Таким образом, центром социальной работы являются многообразные возникающие в про­цессе жизнедеятельности людей социальные связи и взаимовлия­ния, процессы, способы и формы воздействия на них со стороны организаторов и специалистов социальной работы, большую роль среди которых играют коммуникативные аспекты.

Социальная работа (2)

Человеческое общество неоднородно. Оно состоит из множества групп и категорий, которые различаются по возрасту, полу, материальному положению и т.д. Различия между группами регулярно вызывают проблемы. Социальная работа – это профессиональная деятельность, направленная на ликвидацию проблем общественных коллективов. Социальные работники могут помогать разным группам людей, оказывать специальные услуги, создавать нормальную психологическую атмосферу в определенных частях общества.

Что такое социальная работа

Ещё в Средневековье монахи и священники вели благотворительную деятельность – открывали приюты для вдов и сирот, собирали пожертвования для погорельцев, жертв эпидемий. За церковью в подобную деятельность включались правительства. В России, Франции, Англии, Германии монархи создавали дома для солдат-инвалидов, приюты, учебные заведения для сирот.

Sotsialnaya-rabota-3

В наше время данная работа охватывает множество сфер. Среди них:

  • Реабилитация (индивидуальная, семейная);
  • Работа с группами по возрасту (дети, молодежь, пожилые);
  • Работа с группами по интересам и сходным проблемам (одинокие отцы и матери, бывшие алкоголики, религиозные группы и т.д.);
  • Реабилитация асоциальных групп (наркоманы, проститутки, несовершеннолетние правонарушители и т.п.);
  • Организация общественного взаимодействия по месту жительства.

Предполагается оказание моральной поддержки тем членам общества, которые нуждаются в ней. Как правило, люди считают, что подобной деятельностью занимаются только органы социальной защиты. Но потребности общества гораздо шире. Социальные работники нужны в школах, домах-интернатах, в армии, тюрьме и т.д.

Специалист по социальной работе (2)


Специалист по социальной работе должен иметь социологическое образование. Ему нужны хорошие знания социологии и психологии, а также смежных наук – медицины, этики, юриспруденции. В школах чаще всего работают люди, окончившие педагогические вузы.

Поскольку работники имеют непосредственный контакт с людьми, эта профессия требует особых личных качеств. Это:

  • Психологическая стабильность;
  • Тактичность;
  • Внимательность;
  • Порядочность;
  • высокий уровень сопереживания.

Специалист по социальной работе (3)

В наши дни это востребованная работа — социальный работник найдет себе применение в государственной службе занятости, медицине, различных реабилитационных центрах, школах, отделах образования, армии, местах заключения. Существует специальная система учреждений соцзащиты. Учреждения соцзащиты действуют согласно государственной политике. Они помогают поддерживать устойчивость общества. Существует также обширная сеть общественных организаций, частных (светских, религиозных) учреждений.

институт психологии и социальной работы


Непрофессиональная форма социальной работы – волонтерство, осуществляемое по добровольному желанию человека. Волонтеры могут быть людьми разных профессий, их деятельность носит благотворительный характер. Зачастую волонтеры помогают государственным и частным организациям.

Методы социальной работы

Специалисты применяют 4 группы методов:

  • Всеобщие (методы познания);
  • Общенаучные (наблюдение, анкетирование, опрос);
  • Специальные (социальное и психологическое моделирование, метод социальной или семейной биографии);
  • Методы смежных дисциплин. Многие профессии занимаются решением общественных проблем. Врачи, педагоги, полицейские, юристы считаются специалистами, близкими к работникам социальной сферы. Социальные работники используют психологические, педагогические, юридические методы.

Специалист по социальной работе

По другой классификации выделяют 3 группы методов. Это:

  • Социально-экономические методы (материальная помощь, пособия выплаты и льготы, бытовые услуги уход и присмотр и т.д.)
  • Организационно-распорядительные (разработка и выполнение распоряжений, консультации, распространение информации);
  • Психолого-педагогические (рекомендации, советы, разъяснения).

Методы приходится выбирать по категории клиента. Различают индивидуальные групповые, общинные методы.

Индивидуальные методы используют в следующем порядке:

  • Устанавливают эмоциональный контакт;
  • Изучают суть ситуации;
  • Определяют цель деятельности;
  • Изменяют отношения клиента со средой или самим собой;
  • Выводят результат.

Социальная работа

В индивидуальном методе главное – помочь клиенту преодолеть стресс, научить его принимать самого себя.

Групповой метод означает взаимодействие с малой группой. Возможности метода очень широки. Можно использовать опыт каждого члена группы, позволить людям выйти из роли слушателей, стать помощниками друг для друга. Активно используют эту работу с группами анонимных алкоголиков, жертв различных экстремальных ситуаций, сложных общественных отношений. В групповом методе применяют творческие методы, а также семейную терапию.

Метод общинной работы используется для совместной деятельности соц. службы и различных организаций, например, культурных, религиозных, экономических.

Технологии социальной работы

Технологии социальной работы могут включать в себя множество методов. Они подходят как для группового, так и для индивидуального воздействия. Это:

  • Диагностика;
  • Профилактика;
  • Реабилитация;
  • Терапия;
  • Коррекция;
  • Адаптация;
  • Социальное обеспечение;
  • Благотворительность;
  • Опека и попечительство.

Технологии социальной работы

Существуют специфические технологии взаимодействия с людьми, склонными к суициду, безработными, асоциальными лицами, семьями, детьми группы риска и т.д.

Используются также технологии правового информирования, духовно-культурные технологии. Это может быть создание текстовых, фото и видео материалов, организация культурно-массовых мероприятий.

Важным средством передачи информации может стать сайт социальных работников. Такие сайты содержат специальные статьи для пожилых людей, инвалидов, жертв семейного насилия, бездомных и малообеспеченных людей. Здесь люди могут связаться со специалистами, узнать важные для себя психологические и правовые аспекты.

Психология социальной работы

Любой социальный работник использует в профессиональной деятельности методики психологического взаимодействия с клиентами. Это:

  • Психологическая диагностика. Она позволяет собрать информацию об отдельных личностях группах и общинах.
  • Психологическая адаптация. Применяется для самоопределения людей переживших психологические потрясения. Методы диагностики и адаптации особенно актуальны, когда проводится социальная работа с инвалидами.
  • Психологический отбор. Он помогает учащимся школ в профессиональной ориентации, а также используется для формирования групп разного назначения.
  • Тренинги. Они очень популярны в групповой форме. Тренинги способствуют выработке новых личностных качеств, обучают способам взаимодействия в обществе.

Технологии социальной работы (2)

Социальная работа в школе

Одно из важных направлений деятельности — социальная работа в школе. Она призвана заполнить ту нишу, которая долго выпадала из поля зрения школьных учителей.

Это поддержка особых групп – многодетных, малообеспеченных семей, детей-инвалидов, сирот и детей, находящихся на опеке, школьников, имеющих проблемы в обучении и воспитании. Школам нужны связи с различными институтами общества – отделами опеки и попечительства, полицией, общественными и религиозными организациями.

Решением этих задач занимается социальный педагог. Работа социального педагога предполагает составление и пополнение баз данных учащихся и их семей, организация совместной деятельности с социальными институтами, занимающимися вопросами семьи и школы.

Sotsialnaya-rabota-v-shkole

Школьный социальный педагог ведёт учёт посещаемости, выясняет причины пропусков занятий. Он посещает проблемные семьи, ведет индивидуальную работу с детьми с девиантным поведением. В обязанности этого работника входит выяснять потребность семей и детей из групп риска в материальной помощи, организовывать её получение от отдела соцзащиты и благотворительных организаций. Он следит за внешним видом учащихся, предупреждает случаи жестокого обращения с детьми.

По мере развития общества социальная работа становится всё более актуальной. Человечество неуклонно приближается к идеалу гуманного социума, предоставляющего равные права всем своим членам. Социальная работа помогает приблизить достижение этого идеала.


Оглавление

  • Предисловие
  • I. История социальной работы
  • II. Теория социальной работы

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная работа предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

II. Теория социальной работы

1. Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер

Теория социальной работы — область научного знания о закономерностях управления процессом использования внутренних и внешних ресурсов индивидом, семьей или общностью в ситуациях нарушения социального функционирования. Объектом теории социальной работы является взаимодействие индивида, семьи или локального социума с обществом. В этом случае предметом данной отрасли научного знания являются закономерности нарушения и восстановления (прежде всего управляемого) взаимодействия индивида, семьи или локального социума с обществом.

В теории социальной работы используются как междисциплинарные категории (цель, клиент, помощь, государство, здоровье, правовой статус, бюджет, семья), так и достаточно специфические категории, используемые преимущественно в теории социальной работы (трудная жизненная ситуация, социальная работа, социальная защита, социальная помощь, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная поддержка). Остановимся на специфических категориях теории социальной работы.

Трудная жизненная ситуация — обстоятельства, нарушающие или грозящие нарушением жизнедеятельности человека, группы или сообщества, которые не могут быть преодолены без посторонней помощи.

Социальная работа — управление использованием ресурсов человека (семьи, общности), находящегося в трудной жизненной ситуации.

Социальная защита представляет собой деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения, социальная защита оберегает тех, кто находится в наиболее уязвимом положении.

Социальная помощь предполагает деятельность, возникающую только в моменты непосредственной нуждаемости, физических или психологических страданий: медицинская помощь, юридическая помощь, психологическая помощь.

Социальное обеспечение — социальная помощь, предполагающая непосредственную передачу клиентам социальных служб материального общественного ресурса в виде различного рода открытых и скрытых выплат.

Социальное обслуживание — деятельность по удовлетворению потребностей различных категорий в социальных услугах — полезных действиях. В этом случае субъектами социальной работы используются кадровые и организационные (общественные) ресурсы.

Социальная поддержка направлена на то, чтобы помочь клиенту увидеть собственный смысл во взаимодействии с представителем социальной службы, построить собственную линию поведения, которая признается клиентом как значимая и необходимая для него.

В теории находят отражение особенности социальной работы как открытой системы, тесно взаимосвязанной с другими социальными системами. Поэтому теория социальной работы имеет интегративный характер, что выражается во взаимосвязи с такими науками, как экономика, медицина, политология, социология, психология, юриспруденция. Исследуя социальные явления, процессы и отношения и являясь в своей основе социальной наукой, социальная работа связана с естественными науками (физиологией, медициной, экологией и др.), что подчеркивает ее интегративный характер. Проводимые в рамках теории социальной работы исследования зачастую носят междисциплинарный характер с точки зрения ее взаимосвязей с естественными, гуманитарными и социальными науками.

2. Теоретические парадигмы социальной работы

Парадигма — строго научная теория, воплощенная в системе понятий, выражающих существенные черты действительности; исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе. Для понимания и объяснения различных явлений практики социальной работы могут быть выделены три группы парадигм: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексно-ориентированные.

Сторонники психолого-ориентированных парадигм причину возникновения трудной жизненной ситуации видят в психике человека. Отсюда и помощь сущностно имеет психолого-педагогическую окраску. Так как в бихевиористическом подходе трудная жизненная ситуация не что иное, как нарушение поведения личности, преодоление неблагоприятных обстоятельств связано с подбором стимулов-воздействий, вызывающих и закрепляющих определенное поведение. Психоанализ объясняет возникновение трудной жизненной ситуации как нарушение защитных механизмов личности. Такой подход определяет и основной путь помощи клиенту — психоаналитическая консультация, позволяющая клиенту прийти к конструктивному сопряжению Оно, Я и Сверх-Я. Основная идея гуманистической теории личности К. Роджерса в том, что каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализации своих внутренних потенций. Причина возникновения трудностей в нарушении веры, доверия к себе, снижении самооценки, самоуважения. Отсюда вектор социальной помощи в рамках этой концепции — укрепление веры клиента в свои возможности.

В русле социолого-ориентированных парадигм источник разрыва социальных связей видится в обществе, поэтому основным объектом социальной работы считается система общественных отношений, порождающая дезадаптацию личности, семьи, сообщества. Исходным пунктом системного подхода является представление о системе как самостоятельном образовании, противостоящем окружающей среде в качестве системы, свойства которого как целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие “связи”. Одним из условий адекватности понимания того или иного социального феномена является установление в системе максимального количества связей. Системно-экологический подход предусматривает и спланированную официально-централизованную поддержку отдельных групп населения, и массовую, а также индивидуальную неформальную помощь. Сторонники социально-радикального подхода объясняют нарушение социального функционирования недостаточной социально-правовой защищенностью индивидов, групп, сообществ. Путями преодоления возникающих трудностей в рамках этой модели понимания социальной работы называются “наделение полномочиями”, “социальная адвокатура”, “развитие самосознания представителей различных социальных групп”.

Комплексно-ориентированные подходы обращают внимание на процесс взаимодействия индивида (группы, социальной категории) с обществом. Социально-педагогическая концепция исходит из того, что трудная жизненная ситуация возникает в результате нарушения процесса социализации, отсюда основной путь помощи состоит в осуществлении социального воспитания, которое и обеспечит восполнение возникших трудностей. При реализации когнитивной модели широко используется консультирование, призванное преодолеть у клиента неадекватность субъективной картины собственной жизненной ситуации. Основанием витальной концепции является совокупность идей об эволюции жизненных сил населения в современном обществе, формирование, осуществление и восстановление субъектности личности, семьи, социума в целом. Технологически витальная концепция (модель) ориентируется на оптимизацию процесса жизнедеятельности объекта социальной работы.

3. Проблема научной идентификации социальной работы

Весь массив наук подразделяется на несколько больших групп в зависимости от объекта исследования: естественные (природа), социальные (общество), гуманитарные (человек) и технические (техника). С одной стороны, социальная доминанта теории социальной работы проявляется в названии, в значительном влиянии социологии, социальной педагогики, социальной философии, управленческой природе помощи, социальной защиты и т. п., а с другой — существуют основания для выделения гуманитарного контекста (индивидуальный уровень социальной помощи, гуманистические ценности).

В понимании научного статуса социальной работы имеется два подхода. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько смежных наук о человеке и обществе (социальная философия, социология, социальная медицина, социальная психология). Сторонники второго подхода пытаются доказать самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, в рамках которой выделяется теоретический и прикладной аспекты.

Теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: специфический объект и предмет исследования; закономерности, присущие предмету исследования; категории; принципы и методы. Теорию социальной работы относят к группе прикладных наук, так как социальная работа направлена на преобразование действительности, и характеризуют как междисциплинарную — каждая конкретная наука изучает и исследует не весь объект в целом, а лишь определенную его область, свой “срез”. Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности.

4. Объекты и субъекты социальной работы

Объектами социальной работы выступают индивид, малая группа, население определенной локализованной территории (полностью или частично). Отличительной чертой объектов социальной работы является наличие трудной жизненной ситуации: инвалидность (нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности); неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью (ограничение возможностей передвижения, невозможность выполнять бытовые и гигиенические процедуры); сиротство (утрата лицами в возрасте до 18 лет родителей вследствие их смерти); безнадзорность (неисполнение родителями своих функций надзора и воспитания ребенка и угроза полного разрыва ребенка и семьи); малообеспеченность (недостаточность материального ресурса как средства удовлетворения витальных и социальных потребностей); безработица (проблема трудоспособных граждан, по тем или иным причинам не участвующих в производственной деятельности, не имеющих работы и заработка (дохода), готовых приступить к работе); отсутствие определенного места жительства (фактические отсутствие социально приемлемого жилья, недостаточность материальных возможностей, нарушением человеческого “микромира”, что проявляется в скитаниях, бродяжничестве, отсутствии определенных занятий); конфликты и жестокое обращение в семье (столкновение супругов, детей и родителей, вызванные трудно разрешимыми противоречиями, связанные с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями; физическое насилие; психическое (эмоциональное) насилие; сексуальное (половое) насилие; пренебрежение жизненными нуждами); одиночество (субъективное состояние показывающее раскол сети отношений и связей внутреннего мира личности).

Субъектом называют познающее и действующее существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания или преобразования. Отличительным свойством субъекта становится наличие у него цели — предполагаемого результата. В качестве субъекта социальной работы рассматривают, как правило, отдельных работников социальных служб, с некоторой долей условности — социальные государственные и негосударственные (конфессиональные, общественных организаций, коммерческие) учреждения.

Важную роль в социальной работе играет социальное обслуживание (система социальных служб). Согласно закону “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (2013) система социального обслуживания состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в сфере социального обслуживания; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организаций социального обслуживания, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственных (коммерческих и некоммерческих) организаций социального обслуживания, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги; индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

5. Принципы и закономерности социальной работы

Принцип понимается как основополагающая идея, главное требование, руководящее правило осуществления какой-либо деятельности. Первая группа принципов социальной работы выстраивается на основе образа нуждающегося, ставшего клиентом социальных служб и включает:

принцип опоры социального работника на собственные силы клиента (развитие у клиента социальной службы способностей противостоять неблагоприятным воздействиям социальной среды);

принцип конфиденциальности (неразглашение сведений о клиенте социальной службы); принцип универсальности (равное отношение к клиенту вне зависимости от его пола, религии, национальности, расы, политических убеждений и т. д.);

принцип толерантности (терпимое отношение ко всем проявлениям агрессии, провокациям со стороны клиента социальной службы).

Вторая группа принципов социальной работы связана со спецификой социальной работы как помогающей деятельности и предусматривает:

принцип клиентоцентризма (социальная работа ставит клиента в центр своей ценностной системы);

принцип профилактической направленности (выявление “зон риска” и преодоление социальных и личностных опасностей);

принцип социального реагирования (система социальных служб должна постоянно находиться в состояние готовности отреагировать на поступивший запрос о помощи, причем характер, содержание, субъект запроса могут быть различными);

принцип проверки действенности вмешательства (преодоление трудной жизненной ситуации — процесс сложный, противоречивый, нередко вследствие неполного преодоления причин проблемы жизненная ситуация клиента вновь ухудшается).

Значение третьей группы принципов социальной работы объясняется той важной ролью, которую в социальной работе играют общественные и государственные ресурсы и сам порядок предоставления этих ресурсов нуждающимся:

принцип охраны социальных прав (недопущение ограничения возможностей индивидов и групп пользоваться законными привилегиями, недопущение уменьшения прав на социальную защиту и помощь в процессе изменения законодательства);

принцип максимизации социальных ресурсов (рациональность при расходовании имеющихся общественных фондов, привлечение дополнительных материальных, организационных, финансовых ресурсов из различных источников).

Закономерности — повторяющаяся, существенная связь явлений, действие которой проявляется в виде тенденций, определяющих основную линию развития той или иной сферы действительности. Закономерности социальной работы отражают существенные взаимосвязи в процессе нормированного государством специально организованной деятельности по социальной защите и помощи различным категориям населения. Закономерности социальной работы фиксируют взаимосвязи социальной работы:

— как системы с такими окружающими макросистемами, как государство и социокультурная среда (политическая и социокультурная обусловленность);

— как системы с составом элементов и способами организации — структурой (структурно-функциональная обусловленность и кадровая компетентность).

Политическая обусловленность социальной работы (взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы). Так как государство определяет объемы финансирования социальных программ, структуру социальных служб, категории населения, имеющие право на те или иные виды помощи и защиты, следовательно, социальная работа (содержание, объемы, критерии качества и т. п.) целиком зависит от социальной политики, проводимой правительством в данный момент. Осознание в обществе той или иной социальной проблемы переходит в практику деятельности социального государства или гражданского общества, если в ходе волеизъявления на выборах население проголосует за ту силу, которая представляет решение этой проблемы.

Детерминация содержания и форм социальной работы социокультурными условиями ее осуществления. Задачи и организационные формы социальной помощи и социальной защиты обусловлены национальными, культурными особенностями населения, видом поселения (город, село).

Структурно-функциональная обусловленность эффективности социальной работы — взаимосвязь между качеством социальной работы и организацией деятельности социальных учреждений и отдельных специалистов.

Существенным условием эффективности социальной работы являются профессиональная компетентность и ценностная ориентированность кадров социальных служб.

6. Направления, уровни, формы и методы социальной работы

Содержание социальной работы может быть представлено в виде следующих направлений: социально-правовое (применение правового статуса индивида в разрешении трудной жизненной ситуации), социально-бытовое (содействие в оптимальной адаптации в окружающей предметной среде), социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья), психолого-педагогическое (развитие способностей индивида, формирование активной жизненной позиции, позитивного самоотношения, организация освоения клиентом социальной службы социального опыта), социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т. д.), социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

В учебной и научной литературе выделяются три уровня практической социальной работы: макро (социально-административный), мезо (групповой), микро (индивидуальный). Индивидуальный уровень

Читайте также: