Что такое смысловая цельность кратко

Обновлено: 01.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Родной язык. 7 класс.

Тема: Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность.( 08.04.2020)

1.Выбрать и записать в тетрадь по родному языку определение текста, которое больше всего , как вам кажется, подходит к этому термину.

Анализ разных определений позволяет выделить следующие

Основные признаки текста:

Записать определения в тетрадь- (то, что выделено-пишем, что не выделено-это пояснение.)

1.)Информативность наличие информации по какой-либо тематике .

Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений). Весь текст пронизывает идея, основная мысль).

2.) Связность - все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически ).

Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

Можно выделить следующие виды связности:

1) локальная (выявляемой, например, в пределах абзаца);

2) глобальная (определяемой в рамках целого текста);

3) контактная (связанные компоненты текста находятся рядом друг с другом, в непосредственной близости);

4) дистантная (связанные компоненты отдалены друг от друга, между ними находятся отрезки текста определенного объема).

3.) Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4.) Членимость - деление текста на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

5.) Завершенность- осознание читателем замысла автора . Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

7.) Ситуативность- э то соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

Домашнее задание : знать определение теста и его основные признаки. Восстановить последовательность предложений.( Записать цифрами.)

Побывав в европейских странах, Петр I прослышал там о карнавалах и праздничных шествиях, пожелав перенести в Россию их атрибуты и сценарии

Эти шутовские церемонии напоминали кривое зеркало, в котором действительность отражалась в карикатурном виде.

Петр I обратил внимание и на карнавальные процессии кораблей-колесниц.

Ему особенно понравились карнавальные церемонии избрания шутовских иерархов церкви – епископов, архиепископов.

Царь, любивший корабли и море, не преминул и в России устроить подобные шествия и представления, стремясь продемонстрировать морское могущество России.

Смысловая целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность. В качественном произведении всегда улавливается основная смысловая нить, раскрывающая тему с разных сторон и исчерпывающая ее.

Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, т.е. имеет смысловую структуру, в которой выделяются основные и второстепенные элементы. В нем всегда есть:

· главная мысль – тема;

· мысли, которые с различных сторон раскрывают содержание темы, – несколько подтем;

· мысли, которые конкретизируют подтему, – субподтемы − и т.д.

Сложность смысловой структуры зависит от особенностей темы, стиля, жанра, объема текста. Причем его общий смысл всегда больше суммы смыслов частей: приращение дает информация самой структуры – взаимодействие главных и второстепенных аспектов содержания внутри целого. И чем сложнее по содержанию и форме произведение, тем значимее информация структуры.

Именно системность текста, его структурная организация позволяет сокращать фрагменты, изменять частные качества текста без нарушения его смысловой целостности. Например, нередко приходится сокращать излишнюю детализацию, длинные ряды примеров.

Эффект смысловой целостности зависит не только от информации, содержащейся непосредственно в тексте, и структурных связей элементов содержания, но и от взаимодействия содержания текста с системой знаний читателя и с информацией, связанной с ситуацией общения в целом, – так называемым контекстом. Из него черпаются сведения, необходимые для правильного понимания любого смыслового и структурного элемента текста, начиная от слова и заканчивая целым произведением.

Чтобы понять, как взаимодействуют в коммуникации текст и контекст, представьте простейшую ситуацию: вы в Москве, находясь на Воробьевых горах, спрашиваете, как пройти, например, к химическому факультету МГУ. Вам отвечают, что он напротив физического факультета. Если вы знаете, где расположен последний, то вы получили ответ на свой вопрос, если нет – ответ неполноценен.

—Кирпич ни с того ни с сего никогда на голову никому не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в каком случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.

—Может быть, вы знаете, какой именно.

—Вам отрежут голову.

—Потому. что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.

— Простите, — после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мелющего чепуху иностранца, — при чем здесь подсолнечное масло. и какая Аннушка?

Если в тексте возникает смысловая скважина подобного рода, он теряет смысловую целостность и воспринимается как бессвязный.

Основных причин возникновения смысловых скважин две:

· неудачное сокращение, когда редактор не следит за тем, чтобы сохранить смысловую целостность текста.

Пример. Сравните полную и краткую версии одного рекламного ролика. В обоих случаях на экране большой стол и за ним множество людей, пьющих пиво прямо из бутылок. А крупным планом дано изображение прыгающей по его поверхности пробки от пивной бутылки.




Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка (большая посылка умозаключения).

(Большая посылка умозаключения сокращена)

Представление о смысловой целостности текста возникает у читателя уже по прочтении всего произведения, когда он устанавливает наиболее важные аспекты содержания, их связь между собой и с периферийными, наименее существенными для авторского замысла и темы фактами.

Смысловая целостность – тематическое, содержательное единство текста, подчиненное основной идее, его смысловая законченность. В качественном произведении всегда улавливается основная смысловая нить, раскрывающая тему с разных сторон и исчерпывающая ее.

Содержание текста развертывается линейно – цепочкой связанных по смыслу и грамматически предложений, но оно иерархично, т.е. имеет смысловую структуру, в которой выделяются основные и второстепенные элементы. В нем всегда есть:

· главная мысль – тема;

· мысли, которые с различных сторон раскрывают содержание темы, – несколько подтем;

· мысли, которые конкретизируют подтему, – субподтемы − и т.д.

Сложность смысловой структуры зависит от особенностей темы, стиля, жанра, объема текста. Причем его общий смысл всегда больше суммы смыслов частей: приращение дает информация самой структуры – взаимодействие главных и второстепенных аспектов содержания внутри целого. И чем сложнее по содержанию и форме произведение, тем значимее информация структуры.

Именно системность текста, его структурная организация позволяет сокращать фрагменты, изменять частные качества текста без нарушения его смысловой целостности. Например, нередко приходится сокращать излишнюю детализацию, длинные ряды примеров.

Эффект смысловой целостности зависит не только от информации, содержащейся непосредственно в тексте, и структурных связей элементов содержания, но и от взаимодействия содержания текста с системой знаний читателя и с информацией, связанной с ситуацией общения в целом, – так называемым контекстом. Из него черпаются сведения, необходимые для правильного понимания любого смыслового и структурного элемента текста, начиная от слова и заканчивая целым произведением.

Чтобы понять, как взаимодействуют в коммуникации текст и контекст, представьте простейшую ситуацию: вы в Москве, находясь на Воробьевых горах, спрашиваете, как пройти, например, к химическому факультету МГУ. Вам отвечают, что он напротив физического факультета. Если вы знаете, где расположен последний, то вы получили ответ на свой вопрос, если нет – ответ неполноценен.

—Кирпич ни с того ни с сего никогда на голову никому не свалится. В частности же, уверяю вас, вам он ни в каком случае не угрожает. Вы умрете другой смертью.

—Может быть, вы знаете, какой именно.

—Вам отрежут голову.

—Потому. что Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже и разлила. Так что заседание не состоится.

— Простите, — после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мелющего чепуху иностранца, — при чем здесь подсолнечное масло. и какая Аннушка?

Если в тексте возникает смысловая скважина подобного рода, он теряет смысловую целостность и воспринимается как бессвязный.

Основных причин возникновения смысловых скважин две:

· неудачное сокращение, когда редактор не следит за тем, чтобы сохранить смысловую целостность текста.

Пример. Сравните полную и краткую версии одного рекламного ролика. В обоих случаях на экране большой стол и за ним множество людей, пьющих пиво прямо из бутылок. А крупным планом дано изображение прыгающей по его поверхности пробки от пивной бутылки.

Жизнь прекрасна, пока прыгает пробка (большая посылка умозаключения).

(Большая посылка умозаключения сокращена)

Представление о смысловой целостности текста возникает у читателя уже по прочтении всего произведения, когда он устанавливает наиболее важные аспекты содержания, их связь между собой и с периферийными, наименее существенными для авторского замысла и темы фактами.

Смысловая и композиционная целостность текста — что это такое

Любой текст, научный или художественный, призван донести до читателя информацию. Текст — это сложная последовательность знаков, составляющих предложения, объединенные темой и смысловой связью. Текст представляет собой законченное высказывание. Композиционная и смысловая целостность являются важными признаками текста, наряду с информативностью, речевой связностью, членимостью, логической последовательностью изложения, завершенностью.

Композиционная целостность указывает на соблюдение структуры текста, которая состоит из введения, основной части, заключения и иногда эпилога.

Смысловая целостность указывает на подчинение текста единой тематике, которая позволяет дать тексту заголовок.

Особенности проявления, как достигается

Смысловая целостность достигается следованием общей теме. Единая смысловая нить произведения должна рассматривать тему с разных сторон и раскрывать ее. Раскрытие темы происходит линейно через цепочку связанных грамматически и по смыслу предложений. В смысловой структуре выделяются главные и второстепенные элементы:

  1. Главный элемент — тема.
  2. Второстепенная подтема — мысли, раскрывающие тему с разных сторон.
  3. Второстепенные субподтемы — мысли, которые конкретизируют подтему.

Достигнуть смысловой цельности мешают:

  1. Недостаток знаний у читателей. В этом случае за счет контекста автор должен предоставить необходимую информацию.
  2. Некачественное сокращение текста, когда автор вырезает важный для понимания общего смысла фрагмент произведения.

Композиционная целостность достигается за счет следования принятой структуре образования текста.

  1. Введение — это вход в тему. В нем задается тон повествования, его проблематика и тема. Правильно написанное введение позволяет заинтересовать читателя, вызвать желание прочитать текст полностью.
  2. Основная часть — главный массив произведения. В ней автор раскрывает замысел текста через собственную точку зрения, рассказывает о событиях и героях, проблемах и их решениях.
  3. Заключение — подведение итога.

Особенности анализа текста

Анализ смысловой целостности текста

Основа анализа смысловой целостности текста — проверка соблюдения основных законов логики, которые определяют ясное развитие мысли. Смысловая логика определяется ее достоверностью, непротиворечивостью и закономерностью выводов. Построение аргументации должно быть основательным и убедительным. Основной текст должен подчиняться законам правильного мышления, соответствовать выбранному жанру и учитывать знания целевой аудитории.

При смысловом анализе текста проверяется, чтобы его компоненты были расположены на надлежащих местах. Фрагменты текста должны логически вытекать друг из друга, поэтапно раскрывая замысел автора. Логика изложения приводится в соответствие с цепью аргументации.

Анализ композиционной целостности текста

При анализе композиции текста стоит проверить наличие плавного перехода от одной части текста к другой в соответствии с общепринятой структурой. Построение текста, размер каждой его части должны рационально соответствовать его общему объему и логическому содержанию. Авторский план раскрывается грамотными заголовками, соблюдением последовательности композиционной схемы.

В смысловой цельности текста отражаются те связи и зависимости, которые имеются в самой действительности (общественные события, явления природы, человек, его внешний облик и внутренний мир, предметы неживой природы и т. д.).

Единство предмета речи — это тема высказывания. Тема — это смысловое ядро текста, конденсированное и обобщённое содержание текста.

В большом тексте ведущая тема распадается на ряд составляющих подтем; подтемы членятся на более дробные, на абзацы (микротемы).

Завершённость высказывания связана со смысловой цельностью текста. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание.

Таким образом, из смысловой цельности текста вытекают следующие признаки текста:

· Текст — это высказывание на определённую тему;

· В тексте реализуется замысел говорящего, основная мысль;

· Текст любого размера — это относительно автономное (законченное) высказывание;

· К тексту можно подобрать заголовок;

· Правильно оформленный текст обычно имеет начало и конец.

Синтаксическая связность текста – и высказываний как структурных составляющих текста – выражается, прежде всего, через семантико-синтаксическую структурированность этих единиц.

Обработанностьлитературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, общественными деятелями.

Под правильностью также понимается литературная обработанность текста, характерная для данного функционального стиля, на­личие сверхфразовых единиц, объединенных разными, в основном логиче­скими типами связи, наличие целенаправленности и прагматической установки.

Закон достаточного основания и ошибки, связанные с его нарушением

Любая точка зрения, независимо от авторитета её автора, должна быть доказана аргументами, достоверность и достаточность которых очевидна.

Для доказательства (обоснования тезиса) используются только факты и истины (достоверные суждения).Все мнения (вероятностные суждения) отбрасываются как хлам. А лучше – отодвигаются до выявления их истинности.

Факты существуют независимо от того, что мы о них думаем. Мнения зависят от психического состояния, свойств личности и т. п.

Из закона достаточного основания вытекают четыре правила:

Читайте также: