Что такое священное писание и священное предание кратко

Обновлено: 02.07.2024

19 декабря 2014 года в Великотырновском университете имени святых Кирилла и Мефодия (Болгария) прошла торжественная церемония вручения почетной степени доктора honoris causa этого университета председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председателю Синодальной Библейско-Богословской комиссии митрополиту Волоколамскому Илариону. Владыка Иларион выступил с актовой речью.

1. Писание и Предание

Если Предание понимать в смысле совокупности устных и письменных источников, то как оно соотносится с Писанием? Является ли Писание чем-то внешним по отношению к Преданию, или оно представляет собой составную часть Предания?

Отвечая на поставленный ранее вопрос о том, является ли Писание чем-то внешним по отношению к Преданию или составной частью последнего, мы должны со всей определенностью сказать, что в православном понимании Писание является частью Предания и немыслимо вне Предания. Поэтому Писание отнюдь не самодостаточно и не может само по себе, изолированно от церковной традиции, служить критерием Истины. Книги Священного Писания создавались в разное время разными авторами, и каждая из этих книг отражала опыт конкретного человека или группы людей, отражала определенный исторический этап жизни Церкви, включая ветхозаветный период). Первичным был опыт, а вторичным — его выражение в книгах Писания. Именно Церковь придает этим книгам — как Ветхого, так и Нового Заветов — то единство, которого они лишены, если рассматривать их с чисто исторической или текстологической точки зрения.

Верность Преданию, жизнь в Духе Святом помогли Церкви распознать внутреннее единство ветхозаветных и новозаветных книг, созданных разными авторами в разное время, и из всего многообразия древних письменных памятников отобрать в канон Священного Писания те книги, которые скреплены этим единством, отделить богодухновенные сочинения от не-богодухновенных.

2. Священное Писание в Православной Церкви

Этим объясняется то, что в православном богослужении Евангелие является не только книгой для чтения, но и объектом литургического поклонения: закрытое Евангелие лежит на престоле, его целуют, его выносят для поклонения верующим. Во время архиерейской хиротонии раскрытое Евангелие возлагают на голову рукополагаемого, а при совершении таинства Елеосвящения раскрытое Евангелие возлагают на голову больного. В качестве объекта литургического поклонения Евангелие воспринимается как символ Самого Христа.

Деяния апостольские, соборные послания и послания апостола Павла также читаются в Церкви ежедневно и также прочитываются целиком в течение всего года. Чтение Деяний начинается в ночь Святой Пасхи и продолжается в течение пасхального периода, далее следуют соборные послания и послания апостола Павла.

Типологическое, аллегорическое и анагогическое толкование Писания наполняет собой и богослужебные тексты Православной Церкви. Так, например, Великий канон преподобного Андрея Критского, читаемый в Великом посту, содержит целую галерею библейских персонажей из Ветхого и Нового Заветов; в каждом случае пример библейского героя сопровождается комментарием со ссылкой на духовный опыт молящегося или призывом к покаянию. В такой интерпретации библейский персонаж становится прообразом всякого верующего.

3. Состав и авторитет Предания. Святоотеческое наследие

Помимо Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, в состав Предания Православной Церкви входят другие письменные источники, в том числе богослужебные тексты, чинопоследования таинств, постановления Вселенских и Поместных Соборов, творения Отцов и учителей древней Церкви. Каков авторитет этих текстов для православного христианина?

Безусловным и непререкаемым авторитетом пользуются вероучительные определения Вселенских Соборов, прошедшие церковную рецепцию. Прежде всего, речь идет о Никео-Цареградском Символе веры, который представляет собой суммарное изложение православного вероучения, принятое на I Вселенском Соборе (325 г.) и дополненное на II Соборе (381 г.). Речь идет также о других догматических определениях Соборов, вошедших в канонические сборники Православной Церкви. Эти определения не подлежат изменению и являются общеобязательными для всех членов Церкви. Что же касается дисциплинарных правил Православной Церкви, их применение определяется реальной жизнью Церкви на каждом историческом этапе ее развития. Некоторые правила, установленные Отцами древности, сохраняются в Православной Церкви, тогда как другие вышли из употребления. Новая кодификация канонического права является одной из неотложных задач Православной Церкви.

Следующее по значению место в иерархии авторитетов занимают творения Отцов Церкви. Из святоотеческого наследия приоритетное значение для православного христианина имеют произведения Отцов Древней Церкви, в особенности же восточных Отцов, оказавших решающее влияние на формирование православной догматики. Мнения западных Отцов, согласующиеся с учением Восточной Церкви, органически вплетаются в православное Предание, вмещающее в себя как восточное, так и западное богословское наследие. Те же мнения западных авторов, которые находятся в явном противоречии с учением Восточной Церкви, не являются авторитетными для православного христианина.

На следующем месте после святоотеческих писаний стоят сочинения так называемых учителей Церкви — богословов древности, оказавших влияние на формирование церковного учения, однако по тем или иным причинам не возведенным Церковью в ранг Отцов (к числу таковых относятся, например, Климент Александрийский и Тертуллиан). Их мнения авторитетны постольку, поскольку они согласуются с общецерковным учением.

Из апокрифической литературы авторитетными могут считаться только те памятники, которые рецептированы в богослужении или в агиографической литературе. Те же апокрифы, которые были отвергнуты церковным сознанием, никакого авторитета для православного верующего не имеют.

Если Пре­да­ние пони­мать в смысле сово­куп­но­сти устных и пись­мен­ных источ­ни­ков, то как оно соот­но­сится с Писа­нием? Явля­ется ли Писа­ние чем-то внеш­ним по отно­ше­нию к Пре­да­нию, или оно пред­став­ляет собой состав­ную часть Пре­да­ния?

Отве­чая на постав­лен­ный ранее вопрос о том, явля­ется ли Писа­ние чем-то внеш­ним по отно­ше­нию к Пре­да­нию или состав­ной частью послед­него, мы должны со всей опре­де­лен­но­стью ска­зать, что в пра­во­слав­ном пони­ма­нии Писа­ние явля­ется частью Пре­да­ния и немыс­лимо вне Пре­да­ния. Поэтому Писа­ние отнюдь не само­до­ста­точно и не может само по себе, изо­ли­ро­ванно от цер­ков­ной тра­ди­ции, слу­жить кри­те­рием Истины. Книги Свя­щен­ного Писа­ния созда­ва­лись в разное время раз­ными авто­рами, и каждая из этих книг отра­жала опыт кон­крет­ного чело­века или группы людей, отра­жала опре­де­лен­ный исто­ри­че­ский этап жизни Церкви, вклю­чая вет­хо­за­вет­ный период). Пер­вич­ным был опыт, а вто­рич­ным — его выра­же­ние в книгах Писа­ния. Именно Цер­ковь при­дает этим книгам — как Вет­хого, так и Нового Заве­тов — то един­ство, кото­рого они лишены, если рас­смат­ри­вать их с чисто исто­ри­че­ской или тек­сто­ло­ги­че­ской точки зрения.

Вер­ность Пре­да­нию, жизнь в Духе Святом помогли Церкви рас­по­знать внут­рен­нее един­ство вет­хо­за­вет­ных и ново­за­вет­ных книг, создан­ных раз­ными авто­рами в разное время, и из всего мно­го­об­ра­зия древ­них пись­мен­ных памят­ни­ков отобрать в канон Свя­щен­ного Писа­ния те книги, кото­рые скреп­лены этим един­ством, отде­лить бого­дух­но­вен­ные сочи­не­ния от не-бого­дух­но­вен­ных.

2. Свя­щен­ное Писа­ние в Пра­во­слав­ной Церкви

Этим объ­яс­ня­ется то, что в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии Еван­ге­лие явля­ется не только книгой для чтения, но и объ­ек­том литур­ги­че­ского покло­не­ния: закры­тое Еван­ге­лие лежит на пре­столе, его целуют, его выно­сят для покло­не­ния веру­ю­щим. Во время архи­ерей­ской хиро­то­нии рас­кры­тое Еван­ге­лие воз­ла­гают на голову руко­по­ла­га­е­мого, а при совер­ше­нии таин­ства Еле­освя­ще­ния рас­кры­тое Еван­ге­лие воз­ла­гают на голову боль­ного. В каче­стве объ­екта литур­ги­че­ского покло­не­ния Еван­ге­лие вос­при­ни­ма­ется как символ Самого Христа.

Деяния апо­столь­ские, собор­ные посла­ния и посла­ния апо­стола Павла также чита­ются в Церкви еже­дневно и также про­чи­ты­ва­ются цели­ком в тече­ние всего года. Чтение Деяний начи­на­ется в ночь Святой Пасхи и про­дол­жа­ется в тече­ние пас­халь­ного пери­ода, далее сле­дуют собор­ные посла­ния и посла­ния апо­стола Павла.

Типо­ло­ги­че­ское, алле­го­ри­че­ское и ана­го­ги­че­ское тол­ко­ва­ние Писа­ния напол­няет собой и бого­слу­жеб­ные тексты Пра­во­слав­ной Церкви. Так, напри­мер, Вели­кий канон пре­по­доб­ного Андрея Крит­ского, чита­е­мый в Вели­ком посту, содер­жит целую гале­рею биб­лей­ских пер­со­на­жей из Вет­хого и Нового Заве­тов; в каждом случае пример биб­лей­ского героя сопро­вож­да­ется ком­мен­та­рием со ссыл­кой на духов­ный опыт моля­ще­гося или при­зы­вом к пока­я­нию. В такой интер­пре­та­ции биб­лей­ский пер­со­наж ста­но­вится про­об­ра­зом вся­кого веру­ю­щего.

3. Состав и авто­ри­тет Пре­да­ния. Свя­то­оте­че­ское насле­дие

Помимо Свя­щен­ного Писа­ния Вет­хого и Нового Заве­тов, в состав Пре­да­ния Пра­во­слав­ной Церкви входят другие пись­мен­ные источ­ники, в том числе бого­слу­жеб­ные тексты, чино­по­сле­до­ва­ния таинств, поста­нов­ле­ния Все­лен­ских и Помест­ных Собо­ров, тво­ре­ния Отцов и учи­те­лей древ­ней Церкви. Каков авто­ри­тет этих тек­стов для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина?

Без­услов­ным и непре­ре­ка­е­мым авто­ри­те­том поль­зу­ются веро­учи­тель­ные опре­де­ле­ния Все­лен­ских Собо­ров, про­шед­шие цер­ков­ную рецеп­цию. Прежде всего, речь идет о Никео-Царе­град­ском Сим­воле веры, кото­рый пред­став­ляет собой сум­мар­ное изло­же­ние пра­во­слав­ного веро­уче­ния, при­ня­тое на I Все­лен­ском Соборе (325 г.) и допол­нен­ное на II Соборе (381 г.). Речь идет также о других дог­ма­ти­че­ских опре­де­ле­ниях Собо­ров, вошед­ших в кано­ни­че­ские сбор­ники Пра­во­слав­ной Церкви. Эти опре­де­ле­ния не под­ле­жат изме­не­нию и явля­ются обще­обя­за­тель­ными для всех членов Церкви. Что же каса­ется дис­ци­пли­нар­ных правил Пра­во­слав­ной Церкви, их при­ме­не­ние опре­де­ля­ется реаль­ной жизнью Церкви на каждом исто­ри­че­ском этапе ее раз­ви­тия. Неко­то­рые пра­вила, уста­нов­лен­ные Отцами древ­но­сти, сохра­ня­ются в Пра­во­слав­ной Церкви, тогда как другие вышли из упо­треб­ле­ния. Новая коди­фи­ка­ция кано­ни­че­ского права явля­ется одной из неот­лож­ных задач Пра­во­слав­ной Церкви.

Сле­ду­ю­щее по зна­че­нию место в иерар­хии авто­ри­те­тов зани­мают тво­ре­ния Отцов Церкви. Из свя­то­оте­че­ского насле­дия при­о­ри­тет­ное зна­че­ние для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина имеют про­из­ве­де­ния Отцов Древ­ней Церкви, в осо­бен­но­сти же восточ­ных Отцов, ока­зав­ших реша­ю­щее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние пра­во­слав­ной дог­ма­тики. Мнения запад­ных Отцов, согла­су­ю­щи­еся с уче­нием Восточ­ной Церкви, орга­ни­че­ски впле­та­ются в пра­во­слав­ное Пре­да­ние, вме­ща­ю­щее в себя как восточ­ное, так и запад­ное бого­слов­ское насле­дие. Те же мнения запад­ных авто­ров, кото­рые нахо­дятся в явном про­ти­во­ре­чии с уче­нием Восточ­ной Церкви, не явля­ются авто­ри­тет­ными для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина.

На сле­ду­ю­щем месте после свя­то­оте­че­ских писа­ний стоят сочи­не­ния так назы­ва­е­мых учи­те­лей Церкви — бого­сло­вов древ­но­сти, ока­зав­ших вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние цер­ков­ного учения, однако по тем или иным при­чи­нам не воз­ве­ден­ным Цер­ко­вью в ранг Отцов (к числу тако­вых отно­сятся, напри­мер, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и Тер­тул­лиан). Их мнения авто­ри­тетны постольку, поскольку они согла­су­ются с обще­цер­ков­ным уче­нием.

Из апо­кри­фи­че­ской лите­ра­туры авто­ри­тет­ными могут счи­таться только те памят­ники, кото­рые рецеп­ти­ро­ваны в бого­слу­же­нии или в агио­гра­фи­че­ской лите­ра­туре. Те же апо­крифы, кото­рые были отверг­нуты цер­ков­ным созна­нием, ника­кого авто­ри­тета для пра­во­слав­ного веру­ю­щего не имеют.


Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание — это вся Библия, то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях.

Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами:

а) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может быть записано, а именно, опыт духовной жизни, передаваемой личным примером, и благодатное освящение, сообщаемое посредством таинств.

б) Для руководства к правильному разумению Священного Писания. Конечно, Священное Писание заключает в себе полноту богооткровенной Истины и содержит все необходимое для сохранения чистоты веры и благоугождения Богу. Однако для того, чтобы воспользоваться сокровищами Писания, мало иметь его выверенный текст, Священное Писание должно еще правильно пониматься и надлежащим образом истолковываться. Одного человеческого разума для правильного понимания Священного Писания явно недостаточно, об этом красноречиво свидетельствует история протестантизма. Отказавшиеся от авторитета Священного Предания многочисленные протестантские деноминации, опираясь на один и тот же текст Священного Писания, приходят к различным, порой диаметрально противоположным выводам.

в) Для правильного совершения таинств и для соблюдения священных обрядов в чистоте первоначального их установления.

Православные богословы настаивают на богодухновенном характере своего, вероучения, убеждают своих последователей, что оно дано людям самим господом богом в виде откровения.

Остальные книги, помещенные в Библии, считаются православными церквами неканоническими (например, книга Премудростей Иисуса сына Сирахова, Товит, Иудифь и др.). Кроме того, имеются отдельные места в канонических книгах, которые не признаются богодухновенными. Например, молитва царя Манасии в конце 2-й книги Паралипоменон, части книги Есфирь, не обозначенные счетом стихов, песня трех отроков в 3-й главе книги пророка Даниила, история о Сусанне в 13-й главе, история о Виле и драконе в 14-й главе той же книги.

Канон Нового завета следующий: четыре евангелия, (от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна); Деяния апостолов; семь соборных посланий (одно Иакова, два Петра, три Иоанна, одно Иудино); четырнадцать посланий Павла (к римлянам, два к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, два к фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к евреям); Откровение Иоанна Богослова.

Библейская научная критика установила, что ветхозаветная часть Библии создавалась различными авторами на протяжении нескольких столетий. Самые древние части Ветхого завета (песнь Деборы из 5-й главы книги Судей, похоронная песнь Давида на смерть Саула и его сына Ионафана из второй книги Царств) восходят к XIII в. до н. э. Вначале они передавались как устное предание. Запись подобных устных преданий началась у евреев на рубеже II и I тысячелетий до н. э., когда они восприняли финикийскую письменность. Первые пророческие книги, вошедшие в состав Библии, появились не ранее VIII в. до н. э. (книги Осии, Амоса, Михея, Первоисаии). К VI в. до н. э. исследователи относили книги Судей и Царств, только в середине II в. до н. э. была составлена Псалтирь. И лишь к началу I в. до н. э. ветхозаветная часть Библии была скомплектована приблизительно в том самом виде, в каком она дошла до нашего времени.

И в отношении Нового завета — части Библии, созданной христианами, — научный анализ также убеждает нас в том, что мы и здесь имеем дело с чисто земным документом. Например, христианские богословы утверждают, что новозаветные книги появились на свет в том порядке, в каком они перечислены в каноне Нового завета (первым — евангелие, последним — Апокалипсис). На самом же деле порядок появления новозаветных книг прямо противоположный. Да и состав канона Нового завета был утвержден только в 364 г. на Лаодикийском соборе, т. е. спустя более чем три века после событий, которые описывает.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Священное Писание и Священное Предание, творения святых отцов

Священное Писание

Священное Писание Все имеет своим основанием вечную книгу — Священное Писание. Источник монашеской жизни — Священное Писание, Евангелие. Что говорит Ветхий Завет?Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего и иди в землю, которую Я укажу тебе… (Быт. 12, 1).И

Священное Писание

Священное Писание Непрестанное поучение днем в слове Божием служит к отвращению сонных худых мечтаний. [20: 20].Более трудами, а не нагим словом должно поучаться Божественному. [26: 37, 38, 78].Слушание повествований о подвигах святых отцев и учение их возбуждает душу к ревности

Священное Писание и Священное Предание

Священное Писание и Священное Предание Католицизм как одно из направлений в христианстве окончательно оформился только после разделения Западной и Восточной церквей в 1054 г. Поэтому в его догматике и вероучении есть как общие с православием (а затем с протестантизмом),

Священное Предание

А. Священное Писание.

А. Священное Писание. Если Священное Писание, или, как его очень часто еще называют, Библия, в качестве источника богопознания имеет такое непререкаемое для нас значение, то прежде всего возникает вопрос: что оно есть по своему существу? Что такое Библия? Несколько слов о

Б. Священное Предание.*

Б. Священное Предание.* (* Раздел, посвященный Свящ. Преданию и патристике, имеется лишь в виде набросков. — Прим, составителя.)Другой положительный источник откровения есть Священное Предание — незаписанное Слово Божие.До сих пор говорилось о Слове Бога Живого,

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

ПРЕДАНИЕ СВЯЩЕННОЕ И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ Существует множество попыток дать точное определение Свящ. П., но ни одна из них не признана исчерпывающей. Сложность задачи, по–видимому, обусловлена тем, что понятие о Свящ. П. как о Слове Божьем, открывающемся Церкви, не может быть

Раздел II Священное Предание

Раздел II Священное Предание 1. Священное Писание о Священном Предании Священное Предание — это общая форма сохранения и распространения Церковью своего учения. Или другая формулировка — сохранения и распространения Божественного Откровения. Сама эта форма

IV. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

1. СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ

3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание?

3.6. Почему должно соблюдать Священное Предание и тогда, когда мы имеем Священное Писание? Необходимость держать Предание даже тогда, когда мы обладаем Священным Писанием, обусловлена тремя причинами.а) Священное Предание включает в себя и то, что в принципе не может

Священное Предание

Священное Предание 63. «Если кто-либо захочет обезопаситься от обманов и пребыть здравым в вере, то должен оградить веру свою во-первых, авторитетом Священного Писания, а во-вторых Преданием Церкви. Но, быть может, кто-нибудь спросит: канон Писаний совершенен и достаточен

Читайте также: