Что такое система что означает системный подход к обществу кратко

Обновлено: 04.07.2024

Системный подход представляет собой междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований. Непосредственно не решая философских проблем, системный подход нуждается в философском истолковании своих положений. Важную часть философского обоснования системного подхода составляет принцип системности, согласно которому все предметы и явления мира представляют собой системы той или иной степени целостности и сложности. По-своему статусу принцип системности аналогичен другим философским универсальным принципам (каузальности, развития и так далее) и очень часто в научном и философском познании используется в неявной, имплицитной форме. Принцип системности использовался в той или иной форме на протяжении всей истории развития человеческого познания, прежде всего в системно-ориентированных научных и философских концепциях. В XX веке на его основе строились философские обоснования тектологии, общей теории систем, кибернетики, системного анализа, синергетики (см. Синергетика) и других системных теорий.

Исторически идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли ещё в античной философии и науке. Но вплоть до середины XIX века объяснение феномена целостности либо ограничивалось уровнем конкретных предметов (типа живого организма), внутренняя целостность которых была совершенно очевидна и не требовала специальных доказательств, либо переносилось в сферу спекулятивных натурфилософских построений; идея же системной организованности рассматривалась только применительно к знанию (в этой области и была накоплена богатая традиция, идущая ещё от стоиков и связанная с выявлением принципов логической организации систем знания). Подобному подходу к трактовке системности соответствовали и ведущие познавательные установки классической науки, прежде всего элементаризм, который исходил из необходимости отыскания простой, элементарной основы всякого объекта и, таким образом, требовал сведéния сложного к простому, и механицизм, опиравшийся на постулат о едином принципе объяснения для всех сфер реальности и выдвигавший на роль такого принципа однозначный детерминизм.

В XX веке системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании, а его принципы приходят на смену широко распространённым в веках концепциям механицизма. Предпосылки его проникновения в науку были обусловлены, прежде всего, переходом к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов: познание начинает оперировать системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во второй половине XX века аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: техника всё более превращается в технику сложных систем, где многообразные технические и другие средства тесно связаны решением единой крупной задачи (например, сложные социально-технические и человеко-машинные системы); в социальном управлении вместо господствовавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль играют крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных и иных аспектов общественной жизни. В этом смысле системный подход представляет собой определённый этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. Эти же идеи применяются в некоторых психологических концепциях; в частности, гештальт-психология вводит оказавшееся плодотворным представление о психологических структурах, характеризующих деятельность по решению задач; культурно-историческая концепция Л. С. Выготского, развитая его учениками, основывает психологическое объяснение на понятии деятельности, истолковываемом в системном плане; в концепции Ж. Пиаже основополагающую роль играет представление о системе операций интеллекта. В экономической науке принципы системного подхода получают распространение особенно в связи с задачами оптимального экономического планирования, которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жёстко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и таким образом способствуя формированию конструктивных исследовательских программ.

К числу наиболее важных задач системного подхода относятся:

  1. Разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем.
  2. Построение обобщённых моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем.
  3. Исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок.

В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определённое множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления — формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов её высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Особое значение в системном подходе придаётся выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты очень часто бывают не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях развёртывания научно-технической революции во второй половине XX века происходит дальнейшее уточнение содержания системного подхода — раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем. Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа.

Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими общенаучными методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системный подход имеет особенно много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его роднит не только оперирование понятиями структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта. Вместе с тем, принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверглись слишком жёсткой концептуализации и абсолютизации, как это имело место с некоторыми линиями в развитии указанных направлений.

Библиография

Базисные концепты

Новые концепты

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.

Системный подход является направлением философии и методологии научного познания, в источнике которого заложено исследование объектов как систем.

Особенностью системного подхода является то, что он ориентируется на установление целостности объекта и механизмов, обеспечивающих ее, на обнаружение многообразных типов взаимосвязей сложного объекта и суммирование их в единую теоретическую картину.

Термин "системный подход" (от английского systems approach) стало широко использоваться в 1960 - 1970 гг., хотя само стремление к изучению объекта исследования в качестве целостной системы появилось еще в античной науке и философии (Аристотель, Платон). Идея системной организации знаний, появившаяся во времена античности, преобразуется в средние века и получает большое развитие в немецкой классической философии (Шеллинг, Кант).

Классическим образцом системного исследования является "Капитал" Карла Маркса. Отраженные в нем принципы изучения целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство синтеза и анализа, исторического и логического, выявление разнокачественных связей в объекте и их взаимодействия, синтез генетических и структурно-функциональных представлений об объекте и т.д.) выступили важнейшим элементом диалектико-материалистической методики научного познания. Теория эволюции Чарльза Дарвина является ярким примером использования системного подхода в науке биологии.

В XX век системный подход получает одну из ведущих позиций в научном познании. Данный аспект в первую очередь связан с изменением типа практических и научных задач. В целом ряде отраслей науки центральное место занимают проблемы изучения процесса организации и функционирования саморазвивающихся сложных объектов, состав и границы которых не являются очевидными и требуют проведения специального исследования в каждом из случаев. Исследование данных объектов - иерархических, многоуровневых, самоорганизующихся биологических, социальных, психологических, технических - потребовало рассмотрение данных объектов в качестве систем.

Появляется целый ряд научных идей, для которых характерно применение основных идей системного подхода. Например, в учении В. И. Вернадского о ноосфере и биосфере научному познанию предлагается новый тип объектов – это глобальные системы. А. А. Богданов и некоторые другие исследователи начинают создание теории организации. Выделение особого класса систем - управляющих и информационных - стало фундаментом появления кибернетики.

В биологии системные идеи применяются в экологических исследованиях, в анализе биологической организации, при анализе функционирования высшей нервной деятельности, в систематике.

Принципы системного подхода в экономической науке используются при постановке и решении задач экономического планирования, требующие построения моделей социальных систем с большим количеством компонентов разного уровня.
Идеи системного подхода в практике управления отражаются в методологических инструментах системного анализа.

Принципы системного подхода, таким образом, применяются практически во всех сферах научного знания и научной практики. Параллельно начинается систематическая разработка данных принципов в методологическом плане. Методологические исследования группировались первоначально вокруг задач построения общей теории систем (сам термин и первая программа ее построения были предложены Л. Берталанфи). Молодой биолог Людвиг фон Берталанфи в начале 1920-х гг. начал изучать организмы как системы, отразив свои идеи в книге "Современная теория развития", 1929. Л. Берталанфи сформировал системный подход к анализу биологических организмов. В книге "Роботы, люди и сознание", 1967, ученый перенес общую теорию систем на анализ явлений и процессов общественной жизни. Очередная книга Берталанфи вышла в 1969 г. "Общая теория систем". Берталанфи трансформирует свою теорию систем в науку общедисциплинарного характера. Предназначение этой науки Берталанфи видел в поиске структурного сходства законов, которые установлены в различных дисциплинах, основываясь на которых можно выделить общесистемные закономерности.

Развитие исследований в этом направлении, однако показало, что совокупность проблем методологии системного исследования значительно выходит за рамки целей общей теории систем. Для определения данной более широкой сферы проблем и используют понятие "системный подход", которое с 1970-х гг. вошел прочно в научный обиход (в научной литературе различных стран для обозначения данного термина используют и иные определения - "общая теория систем", "системный анализ", "системно-структурный подход", "системные методы"; при этом за определениями общей теории систем и системного анализа зафиксировано еще и специфическое, более конкретное значение; термин "системный подход" с учетом этого необходимо считать более точным, к тому же он является более распространенным в литературе на русском языке).

Этапы развития системного подхода в XX в.

Выделяют следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (таблица 1).

Таблица 1 - Основные этапы в развитии системного подхода

Временные рамки Содержание Имена исследователей
1920-е гг. Тектология (всеобщая организационная наука) – это общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем Л. А. Богданов
1930-1940-е гг. Общая теория систем (в качестве совокупности принципов исследования систем и спектр отдельных изоморфизмов, выявленных эмпирически, в формировании и функционировании различных по структуре системных объектов). Система является комплексом взаимодействующих элементов, совокупностью элементов, которые находятся в определенных соотношениях со средой и друг с другом Л. фон Берталанфи
1950-е гг. Проектирование автоматизированных систем управления и развитие кибернетики. Винер доказал законы информационного взаимодействия структурных элементов в процессе управления системой Н. Винер
1960-1980-е гг. Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, к примеру, модели многоцелевых многоуровневых систем П. Глушков, М. Месарович

Системный подход не функционирует в качестве строгой методологической концепции, выступая скорее объединением принципов исследования.

Системный подход - подход, при котором исследуемый объект рассматривается в качестве системы, т.е. совокупности взаимосвязанных компонентов (элементов), имеющих цель (выход), ресурсы (вход), обратную связь, взаимосвязь с внешней средой.

Согласно общей теории систем объект изучается в качестве системы и как составляющий более крупной системы одновременно.

Аспекты анализа объекта с позиции системного подхода

С позиции системного подхода изучение объекта включает ряд аспектов:

  • системно-структурный - изучение внутренних связей между элементами системы;
  • системно-целевой - определение подцелей и целей системы;
  • системно-элементный - выявление элементов, которые составляют данную систему;
  • системно-функциональный - определение функций системы;
  • системно-интеграционный - выявление совокупности качественных свойств системы, которые обеспечивают ее целостность и качественных свойств, отличных от свойств ее составляющих;
  • системно-коммуникационный - анализ внешних связей системы со внешней средой и иными системами;
  • системно-исторический - изучение возникновения системы, перспектив и этапов ее развития;
  • системно-ресурсный - анализ ресурсов, которые необходимы для функционирования системы.

Таким образом, системный подход является методологическим направлением в науке, основной задачей которого является разработка методов исследования и составление сложноорганизованных объектов - систем различных классов и типов.

Рассматривать системный подход можно с нескольких сторон: с одной стороны, это анализ, рассмотрение имеющихся систем, с другой стороны - конструирование, синтез, создание систем для достижения поставленных задач.

В отношении организаций чаще всего под системным подходом понимают комплексное изучение объекта с позиций системного анализа, в качестве единого целого, то есть уточнение имеющейся проблемы и ее реструктуризация в спектр задач, которые решаются при использовании экономико-математических методов, детализация целей, нахождение параметров их решения, построение эффективной организации для достижения поставленных задач.

Системный анализ применяется в качестве одного из самых важных методов в системном подходе, в качестве эффективного средства решения сложных, как правило нечетко обозначенных проблем. Системный анализ является следующим этапом развития идей кибернетики - он проводит анализ общих закономерностей, которые относятся к сложным системам, изучаемых любой наукой.

Этапы построения системы

Процесс построения системы включает шесть этапов:

  1. системный анализ;
  2. системное программирование, включающее определение существующих целей: составление планов работы и графиков;
  3. системное проектирование - это реальное проектирование системы, ее компонентов и подсистем для получения оптимальной эффективности;
  4. разработка программ математического обеспечения;
  5. ввод системы в действие, ее проверка;
  6. обслуживание созданной системы.

Организация, которая представляет собой организованное целое в наиболее общей абстрактной форме, выступает предельным расширением каждой системы. Определение "организация" как регламентированное состояние целого равняется понятию "система". Определением, противоположным "системе", является определение "несистема".

Система представляет собой не что иное, как организацию в статике, то есть некое зафиксированное на это время состояние упорядоченности.

Уровни иерархии в организации

Рассмотрение компании как системы дает возможность классифицировать и систематизировать организации по общим признакам. Например, по степени сложности выделяют 9 уровней иерархии:

  1. уровень статической организации, который отражает статическое взаимоотношение между структурными элементами целого;
  2. уровень простой динамической системы с запрограммированными заранее обязательными движениями;
  3. уровень "термостата", или уровень информационной организации;
  4. самосохраняющаяся организация – это открытая система, либо уровень клетки;
  5. генетически общественная организация;
  6. организация типа "животных", которая характеризуется наличием подвижности, осведомленностью и целенаправленным поведением;
  7. "человеческий" уровень - уровень индивидуального человеческого организма;
  8. социальная организация, которая представляет собой совокупность различных общественных институтов;
  9. трансцендентальные системы, то есть компании, существующие в виде различных взаимосвязей и структур.

Использование системного подхода при изучении организации дает возможность значительно увеличить объем знаний о ее сущности и направлениях развития, всесторонне и более глубоко раскрыть содержание существующих процессов, определить объективные закономерности формирования данной многоаспектной системы.

Системный метод, или системный подход, является явным, открыто выраженным описанием процедур выявления объектов в качестве систем и способов их системного исследования (предсказания, описания, объяснения и т.п.).

При исследовании свойств организации системный подход дает возможность установить ее целостность, организованность и системность. Внимание исследователей при системном подходе направляется на свойства элементов, на его состав, который проявляется во взаимодействии.

Исследование структуры компании является важным этапом познания многообразия связей, которые имеют место внутри анализируемого объекта. Это является одной из сторон системности. Вторая сторона заключается в определении внутриорганизационных отношений, а также взаимоотношений рассматриваемого объекта с другими составляющими более высокого уровня. Поэтому необходимо, во-первых, анализировать отдельные свойства объекта исследования в их взаимосвязи с объектом как целым, а во-вторых, изучить законы поведения.

Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

  • Целостность, позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения, то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность, позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность, свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Содержание

Основные определения системного подхода

Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи, А. А. Богданов, Г.Саймон, П.Друкер, А.Чандлер.

    — совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство. — способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей). — динамическое изменение системы во времени. — работа элемента в системе. — положение системы относительно других её положений.
  • Системный эффект — такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
  • Структурная оптимизация — целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Основные допущения системного подхода

  1. В мире существуют системы
  2. Системное описание истинно
  3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
  4. Следовательно мир — это тоже система

Аспекты системного подхода

Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования — создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.

См. также

Литература

Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов - систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.

В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении , накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний.

Имея более чем полувековую историю существования в качестве признанной дисциплины, системный подход показал свою универсальность в качестве инструмента для решения практических проблем , продемонстрировал мощный философско-методологический и мировоззренческий потенциал.

Объектом исследования для системного подхода является система, обратимся к большой российской энциклопедии :

Основные характеристики системы и принципы системного подхода:

ЦЕ́ЛОСТНОСТЬ, (прин­ци­пи­аль­ная не­сво­ди­мость свойств С. к сум­ме свойств со­став­ляю­щих её эле­мен­тов и не­вы­во­ди­мость из по­след­них свойств це­ло­го; за­ви­си­мость ка­ж­до­го эле­мен­та, свой­ст­ва и от­но­ше­ния С. от его мес­та, функ­ций и т. д. внут­ри це­ло­го);

СТРУКТУРНОСТЬ (воз­мож­ность опи­са­ния С. че­рез ус­та­нов­ле­ние её струк­ту­ры , т. е. се­ти свя­зей и от­но­ше­ний; обу­слов­лен­ность по­ве­де­ния С. не столь­ко по­ве­де­ни­ем её отд. эле­мен­тов, сколь­ко свой­ст­ва­ми её струк­ту­ры);

ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ С. и сре­ды (С. фор­ми­ру­ет и про­яв­ля­ет свои свой­ст­ва в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия со сре­дой, яв­ля­ясь при этом ве­ду­щим ком­по­нен­том взаи­мо­дей­ст­вия);

ИЕРАРХИЧНОСТЬ (ка­ж­дый ком­по­нент С. в свою оче­редь мо­жет рас­смат­ри­вать­ся как С., а ис­сле­дуе­мая в дан­ном слу­чае С. пред­став­ля­ет со­бой один из ком­по­нен­тов бо­лее ши­ро­кой С.);

МНОЖЕСТВЕННОСТЬ ОПИСАНИЯ ка­ж­дой С. (в си­лу прин­ци­пи­аль­ной слож­но­сти ка­ж­дой С. её аде­к­ват­ное по­зна­ние тре­бу­ет по­строе­ния мно­же­ст­ва разл. мо­де­лей, ка­ж­дая из ко­то­рых опи­сы­ва­ет лишь оп­ре­де­лён­ный ас­пект С.)

Сущность системного подхода формулировалась многими авторами. В развернутом виде она сформулирована В. Г. Афанасьевым, определившим ряд взаимосвязанных аспектов, которые в совокупности и единстве составляют системный подход:

  • системно-исторический, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы.
  • системно-элементный, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационный, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративный, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

Термин "системный подход" охватывает группу методов, с помощью которых реальный объект или явление описывается как совокупность взаимодействующих компонентов. Эти методы развиваются в рамках отдельных научных дисциплин, междисциплинарных синтезов и общенаучных концепций.

Таким образом, системный подход - это совокупность принципов, определяющих цель и стратегию решения сложных проблем, метод, основанный на представлении объекта-носителя проблемы в качестве системы, включающий с одной стороны разложение сложной проблемы на ее составляющие, анализ этих составляющих, вплоть до постановки конкретных задач, имеющих отработанные алгоритмы решения, а с другой стороны, удержание этих составляющих в их неразрывном единстве. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта.

Попробуем сформулировать алгоритм применения системного подхода

Незаметно мы уже начали применять системный подход, исследуя "Системный подход":

  1. Узнали из энциклопедии историю термина "система" и то что, под "системным подходом" понимается сейчас - то есть рассмотрели в системно-исторической проекции.
  2. Описали из каких частей состоит системный подход - системно-элементная проекция
  3. Как связаны части системного подходы - системно-структурная проекция
  4. Какие функции выполняет системный подход - системно-функциональная проекция

Всякая система имеет свои особенности, которые требуют внимания и для упрощения выделяют различные типы систем, разделяя и подходы к их исследованию, например Рассел Акофф выделил четыре типа систем ("О менеджменте"):

  1. Детерминированные — системы и модели, которые ни сами в целом, ни их части не являются целенаправленными.
  2. Анимационные (одушевлённые) — системы и модели, которые в целом преследуют некие цели, а их части являются нецеленаправленными.
  3. Социальные (общественные) — системы и модели, в которых как их части, так и они в целом являются целенаправленными.
  4. Экологические — не имеют собственных целей, содержат в себе все остальные системы и служат целям организмов с общественными системами.
  1. Адаптивные системы - системы, приспосабливающие к условиям окружающей среды.
  2. Целенаправленные системы - характеризуются в своем действии некоторой целью, определенной извне системы, и направлены на некоторую перспективу своего развития (при этом возможны проявления усилий по адаптации к условиям существования со средой).
  3. Целеполагающие системы - отличаются способностью самостоятельно формировать цели и планировать свое поведение в зависимости от внешних обстоятельств.
  4. Анимационные (одушевлённые) — системы и модели, которые в целом преследуют некие цели, а их части являются нецеленаправленными.том суммировании свойств и качеств, а об их особом синергетическом соединении, коренным образом меняющем поведенческий облик этого класса систем и позволяющем выйти на новый уровень самосохранения.

Рассел Акофф сводит типы систем в следующую таблицу:

Таким образом при применении системного подхода в первую очередь нужно определить тип исследуемой системы, а затем отталкиваясь от этого исследовать систему. Как видно из таблицы, для этого нужно определиться с тем что такое целенаправленная система . Целенаправленная система, судя по вышеперечисленным классификациям отличается способностью принимать самостоятельные решения, наличием собственных целей и вообще одушевлённостью. Похоже что они живые - взглянем же на определение жизни из большой российской энциклопедии:

Для боль­шин­ст­ва совр. учё­ных жизнь на Зем­ле на­чи­на­ет­ся то­гда, ко­гда воз­ни­ка­ет от­кры­тая, т. е. не­пре­рыв­но об­ме­ни­ваю­щая­ся со сре­дой ве­ще­ст­вом, энер­ги­ей и ин­фор­ма­ци­ей, сис­те­ма взаи­мо­дей­ст­вую­щих по­ли­ме­ров, спо­соб­ная к ав­то­ре­гу­ля­ции, са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, раз­ви­тию и эво­лю­ции. Имен­но са­мо­вос­про­из­ве­де­ние, са­мо­ре­ду­п­ли­ка­ция, точ­нее – ко­ва­ри­ант­ная (т. е. иду­щая с ва­риа­ция­ми) ре­ду­п­ли­ка­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как то глав­ное, что кон­сти­туи­ру­ет ма­те­ри­аль­ную сис­те­му как жи­вую. Это свой­ст­во ле­жит в ос­но­ве ес­те­ст­вен­но­го от­бо­ра (из ва­ри­ан­тов), что и при­во­дит к из­ме­не­нию строе­ния и со­ста­ва ис­ход­ных по­пу­ля­ций, вы­ра­бот­ке при­спо­соб­ле­ний, эво­лю­ции, рос­ту слож­но­сти и раз­но­об­ра­зия, об­ра­зо­ва­нию ие­рар­хич. сис­те­мы так­со­нов, ин­ди­ви­дуа­ли­за­ции, ак­тив­но­сти, ав­то­ном­но­сти, це­ле­на­прав­лен­но­сти жи­вых сис­тем.

Однако при этом Рассел Акофф пишет:

Растения не имеют целей, но, как всякие живые организмы, стремятся к выживанию. Растения реагируют на изменяющиеся внешние условия таким образом, чтобы их выживание стало возможным, но такого рода реакция детерминирована, не является результатом выбора (а ведь выбор – условие целенаправленности)

Согласен с Расселом Акоффом в том, что реакция растений не является результатом выбора и, более того, аналогичным образом в конечном счёте реакции животных, и человека в частности, так же являются детерминированными и не являются результатом выбора. Скорее всего тут многие мне возразят и как раз из этого противоречия я предлагаю вывести определение целенаправленности системы.

Детерминированная система является целенаправленной, если её реакции в определённых условиях невозможно предсказать.

Пример – круглый червь , когда-то был недетерминированной, целенаправленной системой, согласно Расселу Акоффу, однако после того как весь коннектом был расшифрован и проанализирован, он стал детерминированной системой. Его даже теперь можно собрать из Arduino :

Пример – компьютер , для инженеров это инструмент и абсолютно детерминированная система, однако для некоторых людей, не разбирающихся в компьютерах, они кажутся целеустремлёнными и, более того, в рассказах таких людей о работе компьютера присутствует одушевление данного устройства.

Пример – человек является целенаправленной системой если его поведение достоверно не предсказуемо, однако когда появится возможность построить полный коннектом мозга человека и определить назначение всех его составляющих, то появится возможность предсказывать его реакции и человек станет детерминированной системой.

Пример – плюшевая игрушка для ребёнка - ребёнок не понимает исторический контекст возникновения данной системы, не знает из каких элементов она состоит, как эти элементы организованы, для него не ведомо какие функции выполняет данная система, он не видит связей этой системы с другими системами, ни по вертикали, ни по горизонтали, не имеет представления о процессах в которых участвует данная система и которые происходят внутри системы "плюшевая игрушка". Как результат - ребёнок относится к плюшевой игрушке как к живому существу.

Пример – теорема Пифагора – абсолютно детерминированная система, в которой все элементы взаимодействуют точно предвидимым образом всё в ней предопределено.

Согласен, есть соблазн установить что некоторые недетерминированные системы могут инициировать реакции сами, и добавить что такие системы суть есть живые или наделённые правом выбора, однако, как я и писал выше: степень недетерминированности определяется тем, на сколько хорошо исследователь изучил систему - так что целенаправленная/нецеленаправленная это категории субъективной оценки исследователя . Если исследователь не понимает как устроена система, то она для него может казаться целенаправленной и инициирующей свои реакции самостоятельно - то есть, в том числе, обладающей возможностью выбирать свои собственные цели. Реакции системы – процессы, цепи причинно-следственных связей, порой выстраивающихся в целые алгоритмы: в зависимости от сложности системы.

В итоге вместо типов систем необходимо и достаточно оставить только шкалу детерминированности систем:

Все системы, которые не являются детерминированными, суть есть вероятностные системы - в принципе и детерминированные системы являются вероятностными, в которых вероятности событий или реакций всегда равна единице или нулю: то есть полная предсказуемость.

Замечу, что одна и та же система может быть объективно детерминированной, но субъективно - совершенно недетерминированной. То есть уровень детерминированности всегда определяется относительно знаний исследователя и системы в которой происходит исследование. Например руководителю конструкторского бюро, при закупке компьютерного оборудования, вряд ли будет казаться что компьютер является недостаточно детерминированной системой - это просто компьютер, скорее всего скажет он вам. Иначе говоря, для описанной ситуации компьютер является абсолютно детерминированной системой. Однако для сотрудника, который всю жизнь работал у кульмана и никогда не видел компьютера - данное устройство будет не знакомо и он либо начнёт его исследовать, либо всячески будет его избегать.

Алгоритм применения системного подхода

В зависимости от целей и системы, исследование проводится в нескольких проекциях, например:

  • системно-историческая, отвечающий на вопрос, как, каким образом возникла система, какие этапы в своем развитии проходила, каковы ее исторические перспективы;
  • системно-элементная, отвечающий на вопрос, из чего (каких компонентов) образована система;
  • системно-структурная, раскрывающий внутреннюю организацию системы, способ взаимодействия образующих ее компонентов;
  • системно-функциональная, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;
  • системно-коммуникационная, раскрывающий взаимосвязь данной системы с другими, как по горизонтали, так и по вертикали;
  • системно-интегративная, показывающий механизмы, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

Могут быть другие проекции или опускаться вышеперечисленные - исчерпывающего перечня быть не может в силу бесконечного разнообразия систем.

В результате исследования увеличивается предсказуемость и управляемость системы. Если система оказалась полностью детерминированной, то исследователь может полностью описать как она функционирует, в противном случае может быть построена вероятностная модель функционирования системы.

Единственная аксиома, которая требуется для применения системного подхода, заключается в том, что всегда найдётся система включающая исследуемую систему как подсистему и всегда найдётся подсистема включённая в исследуемую систему.

Читайте также: