Что такое синтез кратко

Обновлено: 05.07.2024

Биосинтез - это процесс образования высокомолекулярных сложных соединений из более простых (белки из аминокислот, например; ДНК из нуклеотидов; фотосинтез).

Синтез (или анаболизм в обмене веществ) - может происходить как в процессе относительно простых химических реакций, так и обеспечиваться сложным молекулярно-биологическим аппаратом (как синтез белков и нуклеиновых кислот).

Искусственный биосинтез используется в фундаментальной биологии как науке и в прикладных биотехнологиях для производства высокомолекулярных соединений, аналогичных естественным (тех же белков, прежде всего, но и других).

Синтез

Между тем каждый человек ежедневно занимается синтезом и анализом в повседневной мысленной деятельности, даже не осознавая этого. Что там человек, даже животные не брезгуют синтезировать на досуге.

Синтез — что это?

Если просмотреть самые известные толковые словари, то можно выделить три основных определения:

  1. Синтез — это метод исследования, который заключается в определении взаимосвязей и объединении различных элементов в единое целое.
  2. Синтез — создание химического вещества путем смешивания других элементов и веществ. Обычно речь идет о том, что более простые вещества объединяются, взаимодействуют друг с другом, и получается более сложное вещество.
  3. Синтез — составление вывода или результата путем обобщения отдельных частей.

Определение

Синтез и анализ

Синтез – это соединение понятий, вещей или предметов, выделенных в процессе анализа, в целое или набор.

Анализ — это процесс, который противоположен синтезу. Это метод научного исследования, когда происходит разделение сложного объекта на составные части. Каждая часть и связи между ними подвергаются изучению.

Синтез связан с анализом. Это основные способы, играющие фундаментальную роль в научном познании, два неразлучных процесса. Они постоянно переходят друг в друга.

Вот часовщику принесли неисправный механизм. Он разбирает часы, чтобы понять причину поломки. Потом меняет неисправный элемент. Короче говоря, занимается анализом. Если на этом остановиться, то устройство не заработает. Нужно собрать обратно в единое целое — осуществить синтез.

Есть два способа логического рассуждения — дедукция (что это?) и индукция.

При дедукции логическая нить тянется от общего к частному. Например: «все люди смертны, Вася — человек, Вася тоже может умереть". От большого общего заключения мы прошли к конкретному случаю с Васей.

В этом смысле дедукция — частный случай анализа.

Индукция — это синтез.

Подробнее про синтез и анализ смотрите в этом видео:

Функции синтеза в процессе научного познания

  1. Объединениетеорий и концепций в единую систему. Некоторые теории могут казаться противоположными друг другу. Например, в Евклидовой геометрии параллельные прямые не могут сближаться или удаляться. А вот в геометрии Лобачевского — могут.

Синтез позволяет связать противоречивые идеи в цельную систему, когда понятно, что в этом случае применяется аксиома Евклида, а в другом — геометрия Лобачевского.

Она родилась путем соединения многих направлений: логики, моделирования, биологии, теории электрических цепей, философии (что это?).

Потом он обратил внимание на другие явления: при затмении тень Земли на Луне имеет сферическую форму; звездное небо принимает различный вид, в зависимости от того, где находится наблюдатель.

Возникает эффект синергии, когда полученная единая система несет принципиально новое знание и имеет большее значение, чем сумма ее частей.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Пока дочитал до конца, уже забыл, что такое синтез и чем он отличается от анализа, сейчас отдохну и заново перечитаю.

Синтез есть способ собрать целое из функциональных частей как антипод анализа — способа разобрать целое на функциональные части.

Возможен синтез решений. В кибернетике процесс синтеза тесно связан с процессом предшествующего анализа. Синтез — инженерное построение сложных систем из предварительно подготовленных блоков или модулей разных типов. Низкоуровневое, глубокое структурное объединение компонентов разных типов.

В автоматике синтез автоматической системы регулирования является решением задачи создания оптимальных АСР, обеспечивающие наименьшее рассогласование между текущими и заданными значениями регулируемых величин и соответственно наилучшее качество регулирования. [1]

С точки зрения теории познания, синтез представляет собой необходимый этап проявления познавательной деятельности сознания. В совокупности с анализом, метод синтеза позволяет получить представления о связях между составляющими предмета изучения.

с и нтез [тэ], синтеза, мн. нет, муж. (греч. synthesis - соединение).

1. Метод исследования - установление связи и сведение в единое целое отдельных элементов, полученных в процессе анализа (научн., филос.). Синтез явлений.

| Вывод, сложное обобщение, результат, получившийся из этого сведения (научн.). Правильный синтез.

2. ВыСШАя ступень в развитии явления, объединяющая в себе, как в высшем единстве, прогрессивные элементы прежних ступеней развития (филос.). От тезиса через антитезис к синтезу.

3. Получение химического соединения из составных частей путем химической реакции элементов (хим.). Синтез органических веществ.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

(от греч. synthesis — соединение, сочетание) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в целое, в котором противоречия сглаживаются или снимаются. Противоположное понятие и научный метод — анализ.

Культурология. Словарь-справочник

греч. synthesis — соединение, сочетание, составление.

☼ соединение различных элементов в единое целое, качественно отличное от простой их суммы.

Понятие С. в культурологии характеризуется многозначностью и смысловой открытостью. Оно корреспондирует с такими терминами, как "диалог культур", "общение культур" (В. Библер), "концерт культур" (Г. Померанц) и др., и, следовательно, подразумевает взаимодействие культур разных регионов, стран, наций, их взаимообогащения. Такого рода взаимовлияния обнаружились, например, в ходе араб. посредничества в преемственности зап. цивилизации по отношению к античной; в вост. влиянии в рыцарском ср.-вековье Европы; в символике дантовских образов, заимствованной у известного мусульманского философа-эзотериста Мухиддина ибн-Араби; в широко использованных в эпоху Возрождения мотивах классич. Иран. и араб. поэзии (включая и само понятие гуманизма); в применении визант. канонов в архитектуре Зап. Европы; в островитянских сюжетах картин Гогена и т.д.

Тенденция расширяющегося взаимовлияния культур особенно актуальна для 20 в., что выразилось, в частности, в популяризации на Западе учений буддизма, индуизма, суфизма, в насыщенности европ. культуры афроамер. мотивами, в размыве различий между "своим" и "чужим".

Громадная роль в этом процессе принадлежит средствам массовой коммуникации. Сами продукты массмедиа с культурной т.зр. интегративны по своей природе. Сегодня с полным правом можно говорить о существовании всемирной культуры, к-рая, в отличие от мировой культуры как совокупности разл. культурных образований, представляет собой единую интегрированную систему общечеловеч. культуры.

В культурологии в теор. плане проблема С. искусств наиболее четко разработана в искусствознании. Особенно "подвижные", переломные этапы в истории худож. культуры отмечены активизацией интегративных процессов. Таковы, напр., теор. и творч. искания йенских романтиков, худож. поиски Р. Вагнера, стилистика модерна, теория и практика Символизма и т.д.

Совр. теория С. искусств раскрывает принципы классификации многочисл. видов соединений разл. худож. стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений. Основополагающим принципом взаимодействия искусств в С. является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди к-рых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетич. целого. При этом многовековая и совр. худож. практика дают примеры безграничного разнообразия синтетич. соединений разл. видов худож. деятельности.

С громадной силой тяготение к взаимообогащению разл. культур сказалось в России. Специфика культурного развития России во многом обусловлена ее открытостью Западу и Востоку. В этом проявлении "высокосинтетич. способности всепримиримости, всечеловечности" (Достоевский) усматривали рус. философы (Бердяев, Вл. Соловьев, Достоевский и др.) истор. миссию России.

Эти идеи нашли отражение в рус. эстетике и искусстве нач. 20 в., важнейшим направлением к-рого стало стремление к осуществлению всеобщего С. искусств, к превращению искусства в некое вселенское соборное действо, в жизнетворчество, призванное изменить мир (А. Белый, А. Скрябин, Вяч. Иванов, Вл. Соловьев). В их концепциях С. искусств представлен не как обогащение одних видов худож. творчества выразит. средствами других видов, а как проблема мировоззренческая, как выражение универсальной природы человеч. творчества.

В опр. смысле культура синтетична как целостная система, включающая в себя разл. сферы духовной жизни.

Лит.: Конрад Н.И. Запади Восток: Статьи. М.. 1972; Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978; Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // ВФ, 1989, № 6; Бердяев Н.А. Рус. идея. Осн. пробл. русской мысли XIX века и начала XX века // О России и рус. филос. культуре: философы рус. послеоктябрьского зарубежья. М., 1990; Запад и Восток. Традиции и современность. М., 1993; Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994; Munro Th. The Arts and their Interrelations. Cleveland, 1967 Levinson J. Hybrid Art Forms // The Journal of Aesthetic Education. V. 18. 1984. № 4.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Педагогический терминологический словарь

(от греч. synthesis - сочетание, составление)

соединение элементов, свойств (сторон) изучаемого объекта в единое целое (систему). С. - одна из осн. мыслительных операций. Целостность - характерная особенность восприятия; понятие формируется путём синтезирования отдельных существенных признаков предметов и явлений; С. включается в творческую деятельность мышления и воображения по созданию нового образа (идеи); на основе С. происходит объединение компонентов в процессе формирования двигательного навыка. С. неразрывно связан с анализом и не существует отдельно от него, а также с обобщением, систематизацией, сравнением, вместе с которыми составляет логический аппарат мышления.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 259)

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

(от греч. synthesis — соединение) — соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).

* ". Целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия. Наука идет к ее постижению через предварительный анализ и последующий синтез" (Ю.М. Лотман). *

Читайте также: